В статье рассказывается, как отмечают Рождество в деревне Гауф с соблюдением традиций немцев.
Вложение | Размер |
---|---|
o_russkih_nemtsah_.docx.docx | 25.98 КБ |
«Ночь перед Рождеством по-гауфски».
Рождественские традиции сибирских немцев.
Скоро долгожданные Рождественские праздники, полные тайн и сюрпризов. Недаром их любят и всегда любили и взрослые, и дети. У сибирских немцев в старину с Рождеством было связано немало традиций: украшали дома, подавали особые праздничные блюда к столу, встречали ряженых и т. д. К сожалению, часть былых обычаев сегодня уже уходит в прошлое, забывается. А ведь именно они во многом придают неповторимое своеобразие немецкой народной культуре.
Как же отмечали Рождество наши предки? По воспоминаниям жителей д. Гауф, начало традиционных зимних торжеств в семьях немцев-лютеран было приурочено к кануну Рождества, Рождественскому сочельнику. По обычаю встреча Рождества являлась семейным праздником и сопровождалась обильной едой, взаимными поздравлениями и подарками. Вручение подарков детям осуществлялось родителями не прямо, а через посредников. Главными персонажами, которые приносили подарки детям, были Крискинд (Christkind) и Пельцникель (Pelznikel).
Кто же они такие? По мнению ученых, Крискинд (букв. Христос-младенец) это собирательный образ древних духов света, снега, зимы и святых, одаривавших детей, воплощение Добра.
У сибирских немцев было принято, чтобы эту роль исполняла девушка, обычно 15-16 лет. Персонаж был обязательно одет в одежду белого цвета, его лицо было, как правило, закрыто. По воспоминаниям гауфских бабушек, «Крискинти наряжали в белое платье, на голову надевали сито, украшенное цветами, сделанными из перьев и бумаги. Лицо было покрыто вуалью из тюли, чтобы дети не узнали, кто это. В руках у девушки был прут, украшенный цветами и разноцветными лентами, и корзинка для подарков». Во время своего визита Крискинд хранила полное молчание.
Полной противоположностью Крискинд являлся ее спутник Пельцникель, воплощение сил Зла. Ученые считают, что первая часть его имени связана с его одеянием, поскольку «Pelz» в переводе с немецкого значит «мех», а вторая половина слова происходит от сокращенного имени св. Николая. По воспоминаниям жителей Гауфа, «Пельцникель приходил в черной шубе,вывернутой наизнанку. На голове у него была шапка на левую сторону. Лицо его разукрашено, брови намазаны черной сажей, щеки разрисованы красной краской, черные усы. Шуба подпоясывалась ремнем, большие рукавицы были. На ногах – разные пимы. На нем была цепь, как у собак, на ней колокольчик. Он брал две крышки от кастрюль и стучал ими. У него была ветка, чтобы бить детей. Он кричал, лохматый был, страшный. Он брал в рот картошку, чтобы изменить голос. В руках у него была цепь, которой он звенел, чтобы пугать непослушных детей».
Крискинд и Пельцникель приглашали в дома, где были дети. В традиции д. Гауф было их раздельное появление. Сначала в сопровождении других ряженых молодых людей приходила Крискинд. Прежде чем войти, ряженые звонили в колокольчик, стучали в окна и дверь. Жители Гауфа вспоминают: «Мы - дети ждали под дверью и, услышав шум, скорей садились за стол, на котором перед каждым стояла тарелка для подарка. При этом мы твердили заклинание: «Christkinde, komm, mache mich glücklich, dass ich in Himmel komme» («Крискинти, приходи, сделай меня счастливым, чтобы я на небо попал»). Ряженые входили в комнату с приветствием: «Gelobt sei Jesus Christus!» («Хвала Иисусу Христу!»). А мы отвечали : «In Ewigkeit, Amen!» («В вечности, Аминь!»). Потом кто-нибудь от лица Крискинти просил нас прочитать молитву или стихотворение, которые специально разучивали к Рождеству. За это Крискинти давала нам подарки, которые доставала из корзины и клала на тарелку». Раньше дарили игрушки, сделанные своими руками, и, конечно, сладости – конфеты, пряники. Если ребенок не мог что-либо рассказать, Крискинд била его прутиком. Если за малыша вступались родители, говорили, что он послушный, хорошо себя ведет, то ребенок тоже получал подарок. Если родители жаловались Крискинд, что дети не слушались их или совершали какие-либо проступки в течение прошедшего года, то в игру вступал Пельцникель. Он с грохотом и шумом появлялся из сеней и начинал пугать непослушных ребятишек. Он говорил, что если дети не будут послушными, он будет бить их цепями, спрячет в мешок и унесет в лес. Провинившихся бил прутом, заставлял скакать верхом на венике, есть лук и чеснок, отбирал у них подарки. Дети плакали, но выполняли все его требования. Если ребятишки в семье были совсем маленькими, то, чтоб не испугать их, Пельцникеля не впускали в дом, он грозил своими цепями и посохом под окном, этого хватало, чтобы дети стали послушными. В конечном итоге все дети получали подарки: послушные сразу, а озорники и непоседы – после испытания, и ряженые покидали дом.
Гулянье ряженых по деревне в Рождество могло затянуться далеко за полночь. Они ловили гуляющих, душили их в шутку. Пельцникель заставлял кусать замерзшие цепи, висевшие у него на поясе, иногда до того доходило, что губы отливали потом теплой водой. По воспоминаниям жителей деревни: «Они налетали на прохожих и кормили их луком, но никто на это не обижался». Вот так необычно и весело праздновали сибирские немцы Рождество.
(Автор статьи Антипова Анастасия, ученица 10 класса МБОУ «Гауфская СОШ имени О.Э. Зисса. Статья написана по материалам исследовательской работы «Обрядовое ряженье как компонент этнической истории немцев Западной Сибири», получившей 1 премию и медаль имени А.Ф. Палашенкова на 20 областной научной краеведческой конференции молодежи «Омское Прииртышье: природа, история, культура» в 2015 г. )
Ученик — это факел, который надо зажечь
Вы ведь не будете спорить, что данная информация привлекает интерес к жизни западносибирских немцев, проживающих в нашем районе? А провела исследование по теме: « Обычаи ряженья в календарных и семейных обрядах западносибирских немцев» ученица Гауфской школы Антипова Анастасия под руководством Кущенко Г. В. Очень хочется, чтобы праздник Рождества проводился по обычаям предков: это так интересно, оригинально. Согласитесь, если не сохранять национальные традиции, то люди будут принимать культуру и устои чужих стран. Это может привести к потере чувства патриотизма. Хранить традиции нужно начинать с семей, ведь как дерево не может жить без корней, так и любой народ. Перенимая все лучшее у предков, мы сохраняем своё лицо, свою самобытность, и никто не посмеет назвать нас Иванами, не помнящими родства: без роду, без племени.
Научные исследования школьников по истории края также являются частью сохранения традиций предков. В Гауфской школе научное общество учащихся существует более 15 лет. Мы гордимся юными исследователями Гауфа, которые занимают призовые места не только на школьном, муниципальном уровнях, но и в масштабах области и России.
Учителя гауфской школы согласны с мнением Плутарха, который считал: «Ученик — это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь». Именно поэтому педагоги регулярно стараются увлечь учащихся интересными фактами из истории края, помогая им в научных работах, направляя их, формируют в учениках исследовательские навыки.
Ребята, участвующие в НПК, растут и как личности, и как исследователи. Поступая в ВУЗы, умеют грамотно оформлять научные работы. Психологи утверждает, что научно-исследовательская деятельность повышает стрессоустойчивость, способствует эмоциональному благополучию, улучшает коммуникативные навыки, раскрывает творческие способности.
Бывает, что именно учащиеся предлагают нестандартные варианты решения, подкидывают гениальные идеи. Конечно, ученый обладает гораздо большим объемом знаний, однако детский ум не ограничен рамками и запретами, не зашорен, он более гибок, обладает меньшей инерцией и способен выдавать совершенно удивительные решения. Когда такое происходит, мы понимаем, что учителю удалось разжечь интерес учащегося к исследовательской работе.
Петрова Ольга
Зимний лес в вашем доме
Попробуем на вкус солёность моря?
Астрономический календарь. Июнь, 2019
Осенняя паутина
Девочка-Снегурочка