По произведениям М.А. Шолохова.
Вложение | Размер |
---|---|
dyorina_kseniya_vernutsya_chtoby_mstit_vragam.docx | 86.04 КБ |
Автор: Дёрина Ксения Юрьевна, 20.07.1999 года рождения |
Образовательное учреждение: МБОУ ДОД – ЦДТ, объединение «Литературное краеведение» Адрес ОУ: 632122, Новосибирская область, г. Татарск, улица Ленина, 33 Телефон: 8(38364)20830 Руководитель объединения: педагог дополнительного образования Осипенко Юлия Геннадьевна |
– 2015 –
Нет, наверное, такой семьи, где война затронула бы жизни людей. За годы Великой Отечественной войны в стране погибло около двадцати семи миллионов человек. Война оставила глубокую рану в душе каждого человека. И те люди, которые прошли через суровые испытания войны, через пекло и ад, будут помнить эти страшные тысяча четыреста восемнадцать дней, которые перевернули весь мир. Много людей погибло за эти годы. Кто-то пал на поле боя, кто-то зверски замучен в гестапо и концентрационных лагерях, кто-то был сожжен в огне, а кого-то война уничтожила психологически.[1]
Великая Отечественная война вписана в историю человечества огненными буквами. Глубокий след оставила война в душе каждого писателя. Очень много произведений о тяжёлых событиях вышло из печати. Одно из таких – рассказ «Наука ненависти» Михаила Александровича Шолохова.
Классик начинает рассказ с важнейшей, сквозной темы своего творчества – темы природы, изображения природы как метафоры жизни и судьбы. «На войне деревья, как и люди, имеют свою судьбу. Я видел огромный участок леса, срезанный нашей батареей». Уходящее корнями в фольклор сближение человека и природы соотнесено с темой жизни и смерти. Природа становится метафорой и символом жизни – умирающего, искалеченного, могучего и прекрасного, нежного и трепетного мира, частицей которого является человек. Тщательно и конкретно описанная судьба деревьев – дуба или березы, раны, нанесенные войной, – не только вражеской, но и нашей артиллерией, тянущиеся к жизни и солнцу листья, зачинают тему войны как катастрофы, как страшного преступления: «Смерть величественно и безмолвно властвовала на этой поляне». Шолохов еще не пишет о врагах, не пишет о гитлеровских солдатах, не пишет о судьбе тех, кто попал в плен или сражается, но о войне как таковой, она отождествлена со смертью, он выносит ей приговор от лица природы, от лица жизни.[2] Зародив в самом начале своего произведения тему жизни и смерти, классик плавно тем самым переходит к судьбе героя. Получается, что природа как бы олицетворяется в произведении. Судьба дерева – судьба человека, не сдающегося и стремящегося к жизни.
Рассказ «Наука ненависти» можно назвать очень страшным. Те нечеловеческие поступки, что описаны в нём, вызывают ужас. И это чувство накапливается после прочтения каждой страницы. И как потом не сформироваться ненависти? Это не очень хорошее чувство, но в данном случае именно оно играет организующую роль. «Силенка была, – говорил Герасимов, – не жаловался, к тому же, вообще организм у меня здоровый, но главное – это то, что не хотел я умирать, воля к сопротивлению была сильна. Я должен был вернуться в строй бойцов за Родину, и я вернулся, чтобы мстить врагам до конца!»[3]
Трудового человека из Западной Сибири Виктора Герасимова с самого начала войны охватило чувство ненависти к врагу, разрушившему мирную жизнь народа и ввергнувшего страну в пучину кровавой войны.
Вначале к пленным немцам красноармейцы относились добродушно, называли «камрадами», угощали папиросами, кормили из своих котелков. Затем Шолохов показывает, как наши бойцы и командиры в ходе войны с фашистами прошли своеобразную школу ненависти.
Страшные следы фашистского хозяйничанья находили наши войска, изгонявшие гитлеровцев с временно оккупированной территории. Нельзя без содрогания читать описания чудовищных злодеяний врагов: «…Сожжённые дотла деревни, сотни расстрелянных женщин, детей, стариков, изуродованные трупы попавших в плен красноармейцев, изнасилованные и зверски убитые женщины, девушки и девочки-подростки…» Эти зверства потрясли бойцов, которые поняли, что фашисты – не люди, а осатаневшие от крови изуверы.
Тяжёлые, нечеловеческие испытания выпали на долю лейтенанта Герасимова, попавшего в плен. Описывая поведение героя в плену, писатель раскрывает новые черты характера, присущие русскому человеку. Раненый, потерявший много крови, Герасимов сохраняет чувство собственного достоинства и полон презрения и ненависти к врагу. Одно желание владеет лейтенантом – не умереть. В колонне пленных, еле передвигая ноги, он думает о побеге. Огромная радость охватывает Виктора и заставляет его забыть о жажде и физических страданиях, когда фашисты не находят у него
партбилета, это придаёт ему мужество и стойкость в самые тяжелые дни неволи.
В рассказе изображается лагерь, в котором немцы держали пленных, где «их подвергали жесточайшим мучениям, где не было уборной и люди испражнялись здесь же и стояли и лежали в грязи и в зловещей жиже. Наиболее ослабевшие вообще уже не вставали. Воду и пищу давали раз в сутки. Иной день совсем забывали что-либо дать…» Но никакие зверства, пишет Шолохов, не смогли сломить могучий дух в русском человеке, погасить упорную жажду мести.
Многое вынес лейтенант, много раз смотрел он смерти в глаза, и сама смерть, побеждённая мужеством этого человека, отступала. «Фашисты могли убить нас, безоружных и обессилевших от голода, могли замучить, но сломить наш дух не смогли, и никогда не сломят!» Это упорство русского человека и несокрушимое мужество помогли нашему солдату совершить побег из плена. Лейтенанта подобрали партизаны. Недели две он восстанавливал силы, участвовал вместе с ними в боевых операциях. Затем его переправили в тыл, в госпиталь. После лечения он вскоре вновь попадает на фронт.
«Наука ненависти» заканчивается словами Виктора Герасимова о ненависти и любви: «…И воевать научились по-настоящему, и ненавидеть, и любить. На таком оселке, как война, все чувства отлично оттачиваются… Тяжко я ненавижу немцев за всё, что они причинили моей Родине и мне лично, и в то же время всем сердцем люблю свой народ и не хочу, чтобы ему пришлось страдать под немецким игом. Вот это-то и заставляет меня, да и всех нас, драться с таким ожесточением, именно эти два чувства, воплощённые в действие, приведут к нам победу».[4]
Вполне убедительно дано в рассказе сравнение судьбы лейтенанта с судьбой могучего дуба, искалеченного снарядом, но сохранившего силы и волю к жизни.
Захватчики словно топором вырубали опору русского солдата. Но даже дуб, в который попал немецкий снаряд, выстоял. Он как символ мужества поставлен писателем в самом начале рассказа: «Рваная, зияющая пробоина иссушила полдерева, но вторая половина, пригнутая разрывом к воде, весною дивно ожила и покрылась свежей листвой».
В год, когда наша страна празднует 70 лет со дня Великой Победы, мне хотелось бы ещё раз подчеркнуть в своей работе, что огромная воля к жизни помогли победить. Фашизм хоть и научил ненавидеть, но не смог заставить русского человека предать, «озвереть». Огромное человеколюбие проскальзывает в рассказах Михаила Александровича Шолохова о Великой Отечественной войне. Его книги навсегда останутся памятником простому русскому воину, который отстоял своё Отечество до последней капли крови.[3]
В основу рассказа легла история плена политрука Юго-Западного фронта 26-й армии 27-й отдельной роты медицинского усиления Зиновия Яковлевича Фердмана. Фердман попал в плен 21 сентября 1941 года возле села Денисовка Полтавской области, был помещён в лагерь военнопленных в селе Боканка, 26 сентября бежал из лагеря и 21 ноября вышел в расположение советских войск.
Ссылки на источники информации:
На берегу Байкала
Одеяльце
Рисуем ананас акварелью
Фильм "Золушка"
Хитрый коврик