Проект "В защиту моего родного русского языка" представляет собой систему воспитательных мероприятий, направленных на формирование речевой культуры.
Данный проект ставит целью повысить общую языковую культуру школьников, пюбудить их к бережному, обдуманному владению собственным словом (речью).
Вложение | Размер |
---|---|
za_chistotu_rus.yaz_.doc | 187.5 КБ |
ekologiya_slova.ppt | 1.34 МБ |
Заявка на участие в Конкурсе
Муниципальное образование Новопокровский район
Ф.И.О. автора проекта Головань Кристина Михайловна
Дата рождения 14 февраля 2000 года
Название номинации «Мой государственный язык»
Название проекта «В защиту моего родного русского языка»
Название образовательного учреждения Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 7 муниципального образования Новопокровский район
Контактные данные:
Индекс 353033
Краснодарский край
город (район поселок и т.д.) Новопокровский район, пос. Малокубанский
улица Северная
№ дома 14
номер квартиры
телефон домашний с кодом 8 861 49 30 790
телефон сотовый 8 928 4287768
E-mail School7@npokr.kubannet.ru
____________ ___________________
Дата Подпись автора проекта
Всероссийский конкурс молодежных авторских проектов, направленных на социально-экономическое развитие российских территорий
«Моя страна – моя Россия»
Региональный этап
Название номинации конкурса
«Мой государственный язык»
Название проекта
«В защиту моего родного языка»
Проект подготовлен: Головань Кристина Михайловна, ученица 9 класса
Название общеобразовательного учреждения МБОУ СОШ № 7
Наименование муниципального образования Новопокровский район
Краснодарского края
Контактные данные:
адрес 353033 Краснодарский край, Новопокровский район, пос. Малокубанский, ул. Северная, д.14
телефон 8 861 49 30 790
сотовый телефон 8 928 4287768
E-mail School7@npokr.kubannet.ru
2016 год
Информационная карта проекта
Название номинации | «Мой государственный язык» |
Название проекта | «В защиту моего русского языка» |
Субъект Р.Ф, муниципальное образование | Краснодарский край, Новопокровский район |
Ф.И.О. автора, название образовательного учреждения | Головань Кристина Михайловна, ученица 9 класса МБОУ СОШ № 7 поселка Малокубанского муниципального образования Новопокровский район |
Контактные данные (почтовый адрес, мобильный телефон, e-mail) | 353033 Краснодарский край, Новопокровский район, пос. Малокубанский, ул. Северная, д.14 8 928 4287768 |
Ф.И.О. научного руководителя (степень должность, контактные данные (адрес, телефон (с указанием кода), e-mail. | Кухтинова Людмила Петровна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 7 пос. Малокубанского 353033 Краснодарский край, Новопокровский район, пос. Советский, ул. Мира, д.25, кв.1 8-929-8271152 8-861-49-30-719 |
Перечень рекомендательных писем к проекту | нет |
География проекта | Российский школы, подростковая среда |
Цели и задачи проекта | Повысить общую языковую культуру школьников; побудить учащихся к бережному, обдуманному владению собственным словом (речью). В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи: 1) формировать знания о системе языка и его нормах; 2)вырабатывать умения применять их в собственной речевой практике; 3)приобщать учащихся к красоте и выразительности русского слова, родной речи. |
Краткое содержание проекта | Проект представляет собой систему воспитательных мероприятий, направленных на формирование речевой культуры. Основная идея проекта заключается в реализации этой цели через создание детской общественной организации и работу с родителями. Программа рассчитана на 8 – 9 классы. Срок реализации проекта 1 год. Проект разбит на 3 этапа, временные рамки которых связаны с началом и концом I, II – III и IV учебными четвертями. Непосредственные участники проекта: учащиеся и их родители. Работа проводится в классных ученических коллективах на классных часах, внеклассных мероприятиях. Отслеживание результатов будет вестись через наблюдения за учащимися, анкетирование учащихся и родителей, анализа проводимых мероприятий. В качестве «контрольной» группы взят 9 класс. |
Сроки выполнения проекта | В течение одного года |
Бюджет проекта | Нет затрат |
Содержание:
1.Обоснование актуальности проекта, цели и задачи
Проект «В защиту моего родного русского языка» подготовлен ученицей 9 класса МБОУ СОШ № 7 п. Малокубанского МО Новопокровский район Головань Кристиной Михайловной, с целью:
- повысить общую языковую культуру школьников;
- побудить учащихся к бережному, обдуманному владению собственным словом (речью).
В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:
1) формировать знания о системе языка и его нормах;
2) вырабатывать умения применять их в собственной речевой практике;
3) приобщать учащихся к красоте и выразительности русского слова, родной речи.
Проект представляет собой систему воспитательных мероприятий, направленных на формирование речевой культуры.
Основная идея проекта заключается в реализации этой цели через создание детской общественной организации и работу с родителями.
Программа рассчитана на 8 – 9 классы.
Срок реализации проекта 1 год.
Проект разбит на 3 этапа, временные рамки которых связаны с началом и концом I, II – III и IV учебными четвертями.
Непосредственные участники проекта учащиеся и их родители. Работа проводится в классных ученических коллективах на классных часах, внеклассных мероприятиях (приложение 1).
Отслеживание результатов будет вестись через наблюдения за учащимися, анкетирование учащихся, анализа проводимых мероприятий.
В качестве «контрольной» группы взят 9 класс.
Информационное обеспечение осуществляется через выпуск ученического информационного бюллетеня в периодической школьной газете «Мы вместе».
Приобщение человека к речевой культуре происходит, конечно, не только при изучении родного языка, но и под влиянием того, что мы читаем, слышим, видим, с кем общаемся, - одним словом, под влиянием той среды, той речевой среды, в которую мы погружены, от которой зависим постоянно, ежедневно, ежечасно.
А что же делать, если мы видим, что естественная речевая среда, окружающая нас, - язык радио, телевидения, газет, современных книг, речь взрослых и сверстников – не только не приобщает нас к культуре, но и отторгает от неё?
Сколько же словесной отравы, словесного яда ежедневно принимаем мы в себя, когда включаем телевизор, когда видим рекламу, когда слушаем, как говорят вокруг!
Снижение и огрубение речи в наши дни, конечно, связано с недостаточностью речевой и общей культуры, снижением уровня интеллигентности говорящих и пишущих.
Как и всякое зло, грубое слово порождает в ответ злое, а в результате всё это, отрицательное и неустранимое, накапливается в общей «языковой атмосфере», становясь губительным для всех нас. Засорение языковой среды подобно загазованности воздуха, нарастанию токсичности, опасным для жизни человека.
Защита и охрана природных богатств, здоровье народа осознаются теперь как важное общегосударственное дело. Охраняются и восстанавливаются памятники материальной культуры. Наш язык тоже нуждается в таком же бережном подходе. Его надо оберегать от ненужных иноязычных заимствований, от разного рода неточностей и тем более – от ошибок и неправильностей, словом, от всего, что ведёт к его оскудению, а, следовательно, к обеднению.
Именно поэтому культура языка может и должна быть осмыслена как часть здоровой окружающей «речевой среды существования», освобождённой от ошибок и неточностей.
Наша среда существования – в том числе и языковая – должна быть здоровой, очищенной от вредных примесей. От каждого из нас в той или иной мере зависит здоровье языка, который мы хотим сохранить для новых поколений во всей его чистоте и накопленном веками богатстве.
Экология языка становится одной из актуальнейших задач современности.
Состояние современного языка волнует писателей, журналистов, учёных и нас, школьников XXI века.
Этим и объясняется актуальность выбранной темы.
2. Основная часть (содержание проекта)
Начну свой проект с восклицания-восторга русского философа XX века Ивана Александровича Ильина о нашем русском языке: «И еще один дар дала нам Россия: это наш дивный, наш могучий, наш поющий язык.
В нем вся она – наша Россия. В нем все дары ее: и ширь неограниченных возможностей, и богатство звуков, и слов, и форм; и стихийность, и нежность; и простота, и размах, и парение; и мечтательность, и сила; и ясность, и красота. Все доступно нашему языку. Он сам покорен всему мировому и надмирному и потому властен все выразить, изобразить и передать.
В нем гудение далеких колоколов и серебро ближних колокольчиков. В нем ласковые шорохи и хрусты. В нем травяные шелесты и вздохи. В нем клекот и грай, и свист, и щебет птичий. В нем громы небесные и рыки звериные; и вихри зыбкие, и плески чуть слышные. В нем вся поющая русская душа: эхо мира, и стон человеческий, и зерцало божественных видений… Не любить его, не блюсти его – значит не любить и не блюсти нашу Родину».
В 1953 году в речи «О России» произнес И.А.Ильин эти слова, но как современно они звучат!
Осмысление и сохранение Отечества, национального характера и родного языка – единственно верный путь процветания народа. Это утверждает теория, это подтверждают опыт, история и культура различных народов, в том числе народа русского.
Язык – душа национальности, душа нации. От избытка сердца говорят уста. На Руси народ издревле называли языком. Народ и язык – понятия нераздельно слитые, неотъемлемые. У Пушкина находим: «И назовет меня всяк сущий в ней язык…»
Язык – фундамент культурно-исторического ареала любого народа. Русский язык не только важнейший элемент национальной культуры и основная форма проявления национального и личностного самосознания русских людей, но и историко-культурное наследие и достояние русского народа, отражающее теснейшую связь с православной духовной культурой и историческими контактами русских с другими народами.
Духовный организм России создал свой особый язык, свою литературу и свое искусство. На этот язык как на родной отзываются все славяне мира. Но помимо своих особливых и великих языковых достоинств он оказался тем духовным орудием, которое передало начатки христианства, правосознания, искусства и науки всем малым народам нашего территориального массива.
Живя и творя на своем языке, русский народ, как надлежит большому культурному народу, щедро делился своими дарами…
Нет нужды говорить, какое значение имеет русский язык для России – это национальное достояние Российского государства!
Однако то состояние, в котором находится сегодня мой родной великий русский язык, оставляет желать лучшего. Язык, в котором строго разделяются небесное и земное, чутко различаются добро и зло. Сегодня обучение русскому языку протекает на фоне общего снижения речевой культуры. Где торжественность, выразительность и благозвучие русского языка? Владимир Соловьев говорил: «Каждому тремя стилями владеть: высоким – с Богом общаться, средним – с собеседником, а низким – иногда позволять себе самому что-то сказать». Страшно, что сегодня сниженные пласты лексики проникли в нашу речь и что к этому привыкают. Русский язык захлестнул поток искажений, потеряно уважение к родному языку. Жаргон и площадная брань приобретают права литературного гражданства. Происходит упрощение речи до однообразия, снижается ее духовность, опошляется и вульгаризируется речь и, как следствие, мышление и поведение людей.
В нашей русской культуре традиционно сложилось особое отношение к слову и произведениям классики. «Душа не имеет жизни, если словес Божиих не слышит», - возглашают святые просветители Кирилл и Мефодий. Русский алфавит создавался как молитва, где слово напрямую было связано с Богом. Аз, буки, веди – я буквы ведаю; глаголь, добро, есть, жизнь – говорю (признаю): Добро (Бог) есть…говори и делай добро, добро есть жизнь, добро сделал – ведет к жизни. Рцы, слово, твердо – говори слово твердо, не лукаво, нельзя торговать словом… В языке по-своему закрепилась даже связь семьи и государства. Родину мы называем матерью или Отчизной, Отечеством – страной отцов. Да и само слово «Родина» удерживает в себе сыновье чувство. Оттуда, из глубины веков, идет это сакральное отношение к слову, проявляясь иногда подспудно, бессознательно. А что сейчас? Дикое, необузданное, страшное, фатальное нивелирование понятия «слово», его духовной сути и смысла.
Известно, что в последнее время много говорится и делается для того, чтобы наш родной русский язык, о котором столько сказано и написано, был сохранен. Достаточно вспомнить Федеральную целевую программу «Русский язык», Закон о русском языке как государственном языке Российской Федерации, Совет по русскому языку при правительстве РФ, Центр развития русского языка, Международную ассоциацию преподавателей русского языка и литературы, но это уровень науки, политики.
Я же говорю об этой проблеме как рядовой носитель и пользователь русского языка, который в снижении речевой культуры, искажениях видит и чувствует неуважительное отношение к русскому народу, к его православной вере, к его истории и традициям. На мой взгляд, сохранение, развитие и свободное владение русским языком способствует утверждению национального характера, патриотизма и гражданственности.
Возрождение традиции благоговейного, духовного отношения к слову – путь к воссозданию духовной культуры народа, его духовно-нравственного здоровья и процветания.
И, бесспорно, в государственной политике по сохранению русского языка первая и главная роль принадлежит школе, и нам, сегодняшним школьникам, предстоит сделать многое, чтобы данная проблема была решена.
Школа как культурно-исторический феномен зародилась именно с целью преподавания языка. А предметом школьного курса русского языка является прежде всего русский литературный язык.
3.Механизм реализации проекта
Реализация проекта ведётся по нескольким направлениям.
Раздел «Семья» предусматривает комплекс мероприятий, повышающих социальную роль семьи в воспитании речевой культуры школьников.
Данный раздел включает в себя следующие направления:
1)«Любовь к книге». PR – акция «Читать престижно!»
Многие смирились с тем, что школьники мало читают, что общение с книгой вытесняется общением с компьютером, с телевизором, что давно исчезла традиция семейного чтения вслух.
В тридцатые годы прошлого столетия М.М.Пришвин писал о целебном действии любимых произведений русских классиков, о потребности их перечитывать «на сон грядущий»: «Я держу один из самых мне близких томов Пушкина на столике возле своей постели, вместе с некоторыми другими целебными источниками нашего русского языка. Ежедневно на сон грядущий я принимаю некоторую дозу целебной речевой воды, чтобы отделаться от словесной отравы, которую вынужден принимать в себя ежедневно».
Чтение расценивается как важнейшее коммуникативное умение, на базе которого развиваются и совершенствуются другие коммуникативные умения, прежде всего умение излагать свои собственные мысли (развивается речь).
2)Родительские чтения «Книга в нашей семье».
Родительские чтения помогают родителям пересмотреть свои взгляды на воспитание, по-иному посмотреть на своего ребёнка.
Родительские чтения – это прекрасная возможность знакомства родителей с интересной детской литературой, новыми именами, которые на слуху у детей, но неизвестны их родителям.
Раздел «Предмет» предусматривает реализацию цели проекта через преподавание учебных предметов.
Раздел «Личность» представляет собой ряд мероприятий, направленных на развитие и совершенствование коммуникативных умений, прежде всего умения излагать свои собственные мысли.
В данный раздел входит:
1)Проведение устного журнала «Наш дар бесценный – речь».
Цель раздела – выработка у учащихся культуры речи, исправление речевых недочётов и постановка правильного произношения. Работа с произведениями мастеров художественной литературы, которая помогает учащимся открыть всю красоту. выразительность и гармоничность родного языка.
2)Выпуск ученического информационного бюллетеня «Говорите правильно!» в периодической школьной газете «Мы вместе».
Творческая группа раз в две недели выпускает агитационный ролик, выполняющий две важные задачи – повышение уровня речевой культуры школьников и совершенствование их правописных умений в органическом единстве. Ведь только развитая речь приводит к потребности её правильного орфографического и пунктуационного оформления.
Всё это формирует речетворческие навыки, а главное – это формирует личность, способствует правильному, грамотному общению.
Наш русский язык - это национальная гордость, большая ценность для каждого, кто считает его своим родным языком.
3)Постоянное напоминание учащимися друг другу о речевой грамотности. Зачастую мы слышим в различных сферах жизни:
“Вам завтра позвОнят, и тогда мы заключим дОговор, у нас их более восьмиСТА.” “Наши жАлюзи более красивЕе ихних”. “Как вы проводите дОсуг”.
4) Искоренение сквернословия .В одной пословице сказано: «Брань на вороту не виснет» - ученые, однако, доказали: плохие слова и ауру имеют плохую. Они не только портят настроение окружающих, они наносят вред здоровью всем людям, в том числе, и самому сквернослову.
Сквернословие очень быстро разрушает интеллект!!!
«…ДНК реагирует на нашу речь. …Воздействие брани равносильно
радиационному облучению в 10–40 тысяч рентген: рвутся цепочки ДНК, распадаются хромосомы». (Из исследований Института квантовой генетики)
Каждая мелодия, мотив или симфония настраивают на свою волну. Звуки вообще очень воздействуют на нервную систему и на психику человека. Каждое слово, фраза, ряд фраз несут в себе звуковые энергии такого воздействия.
О ритме речи никто не думает, а ведь в этом ритме скрыта сила влияния речи на человека. Некоторые наши слова и выражения заключают в себе особую силу.
Люди, сознательно скупые на слова, знают ценность каждого звука. Мало того, что произнесенное слово производит взрыв в пространстве, оно в то же самое время поглощает энергию говорящего. Конечно, пустые слова, не подкрепленные мыслью и лишенные сердечной энергии, заряда огненной силы в себе не несут, но даже и они обессиливают пустослова.
Сквернословие не только российская проблема. Например, в США по требованию Федеральной комиссии по связи во всех телевизорах, выпущенных после 01.01.2000 г., должна быть реализована специальная технология V-чипов. Она позволяет осуществлять определённый контроль за тем, что смотрят дети, не допускать просмотра фильмов и программ, для них не предназначенных. (Технология основана на оценочных системах, разработанных, в том числе, и американской киноассоциацией).
Новая технология, созданная в Канаде, блокирует сквернословие, звучащее с экранов телевизоров на платных каналах. Здесь слова и выражения, вошедшие в специальный список (он включает 400 позиций), при просмотре автоматически закрываются в титрах и заглушаются.
5)Еще одна проблема - молодежный сленг.
Сленг – разновидность речи, используемой преимущественно в устном общении отдельной относительно устойчивой социальной группой, объединяющей людей по признаку профессии или возраста.
Предположим, что сленг в речи учащихся является средством повседневной речи. Возникают вопросы:
Почему именно так разговаривают школьники, почему сленг прочно вошел в обиход?
Существует хоть малая вероятность того, что великий русский язык все же очистится от жаргонных слов и понятий?
4. Результаты исследования
«Для чего вы употребляете жаргонизмы?»
Анкетирование было проведено среди учащихся 8 – 9 -х классов.
8 класс:
9 класс:
Сленг ведёт к упрощению человека, как личности, провоцирует отсутствие навыков общения на деловом и научном уровнях, то есть, как я полагаю, сленг сводит общение к примитивной коммуникации.
Разговор о молодежном сленге актуален, об этом надо обязательно говорить!
Чистый, красивый язык – это оружие в борьбе за знания. Если каждый из нас будет хорошо владеть родным языком, то мы сможем четко и точно излагать свои мысли.
Культура чувств, культура общения, культура речи – из всего складывается общий облик культурного человека.
6) Изучение и пропаганда образцов правильного литературного языка, например, «Письма о добром и прекрасном» академика Дмитрия Сергеевича Лихачева, изданные в 1989 году.
Фрагменты из главы «Как говорить?»:
«Язык в еще большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе.
Есть разного рода неряшливости в языке человека.
Если человек родился и живет вдали от города и говорит на своем диалекте, в этом никакой неряшливости нет. Не знаю, как другим, но мне эти местные диалекты, если они строго выдержаны, нравятся. Нравится их напевность, нравятся местные слова, местные выражения. Диалекты часто бывают неиссякаемым источником обогащения русского литературного языка.
Как-то в беседе со мной писатель Федор Александрович Абрамов сказал: С русского Севера вывозили гранит для строительства Петербурга и вывозили слово — слово в каменных блоках былин, причитаний, лирических песен... «Исправить» язык былин — перевести его на нормы русского литературного языка — это попросту испортить былины.
Бравирование грубостью в языке, как и бравирование грубостью в манерах, неряшеством в одежде, — распространеннейшее явление, и оно в основном свидетельствует о психологической незащищенности человека, о его слабости, а вовсе не о силе.
Говорящий стремится грубой шуткой, резким выражением, иронией, циничностью подавить в себе чувство страха, боязни, иногда просто опасения. Грубыми прозвищами учителей именно слабые волей ученики хотят показать, что они их не боятся.
Это происходит полусознательно. Я уж не говорю о том, что это признак невоспитанности, неинтеллигентности, а иногда и жестокости. Но та же самая подоплека лежит в основе любых грубых, циничных, бесшабашно иронических выражений по отношению к тем явлениям повседневной жизни, которые чем-либо травмируют говорящего.
Этим грубо говорящие люди как бы хотят показать, что они выше тех явлений, которых на самом деле они боятся. В основе любых жаргонных, циничных выражений и ругани лежит слабость.
«Плюющиеся словами» люди потому и демонстрируют свое презрение к травмирующим их явлениям в жизни, что они их беспокоят, мучают, волнуют, что они чувствуют себя слабыми, не защищенными против них.
По-настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонных слов. Ведь он уверен, что его слово и так весомо.
Наш язык — это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни
Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно — прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Но хоть и трудно — это надо, надо».
5. Ожидаемые результаты
1.Создание инновационного пространства, объединяющего педагогов, учащихся и родителей для улучшения процесса формирования речевой культуры школьников.
2.Одновременное развитие интеллектуальной, духовно – нравственной, эмоциональной и волевой сфер личности.
3.Воспитание толерантности в процессе развития языковой личности, в процессе речевого развития ребёнка.
Слайд 1
Экология слова Классный часСлайд 2
«… ДНК реагирует на нашу речь. …Воздействие брани равносильно радиационному облучению в 10–40 тысяч рентген: рвутся цепочки ДНК, распадаются хромосомы». Из исследований Института квантовой генетики
Слайд 3
Каждая мелодия, мотив или симфония настраивают на свою волну. Звуки вообще очень воздействуют на нервную систему и на психику человека. Каждое слово, фраза, ряд фраз несут в себе звуковые энергии такого воздействия.
Слайд 4
О ритме речи никто не думает, а ведь в этом ритме скрыта сила влияния речи на человека. Некоторые Наши слова и выражения заключают в себе особую силу.
Слайд 5
Люди, сознательно скупые на слова, знают ценность каждого звука. Мало того, что произнесенное слово производит взрыв в пространстве, оно в то же самое время поглощает энергию говорящего. Конечно, пустые слова, не подкрепленные мыслью и лишенные сердечной энергии, заряда огненной силы в себе не несут, но даже и они обессиливают пустослова.
Слайд 6
“ Сквернословие есть яд, умерщвляющий душу”. Святитель Тихон Задонский.
Слайд 7
Многие современные учёные считают, что от слов, символов и мифов зависит не только судьбы отдельных людей, но и судьба всего народа. Неслучайно кирилловская азбука была дарована русскому народу вместе с православием и книжностью, и до сих пор Русь владеет ценнейшим сокровищем – церковно-славянским языком.
Слайд 8
Это особый язык, обладающий преимуществом над другими языками планеты, имеющими азбуку: на нём не написано ни одной вредной, бесполезной книги, все они направлены на очищение нравственности людей.
Слайд 9
Сквернословие не только российская проблема. Например, в США по требованию Федеральной комиссии по связи во всех телевизорах, выпущенных после 01.01.00 г., должна быть реализована специальная технология V-чипов. Она позволяет осуществлять определённый контроль за тем, что смотрят дети, не допускать просмотра фильмов и программ, для них не предназначенных. (Технология основана на оценочных системах, разработанных в т.ч. и американской киноассоциацией).
Слайд 10
Новая технология, созданная в Канаде, блокирует сквернословие, звучащее с экранов телевизоров на платных каналах. Здесь слова и выражения, вошедшие в специальный список (он включает 400 позиций), при просмотре автоматически закрываются в титрах и заглушаются.
Слайд 11
Икона Божьей Матери “Семистрельная” На иконе изображена Богородица, пронзенная стрелами. Стрелы эти – бранные, матерные слова. Одно из смысловых значений иконы – Богородица отступает от грешников -сквернословов и не предстательствует, не заступничает о них перед Богом.
Слайд 12
Фрагменты из книги «Письма о добром и прекрасном» Академика Дмитрия Сергеевича Лихачева, изданной в 1989 году
Слайд 13
КАК ГОВОРИТЬ? Язык в еще большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе.
Слайд 14
Есть разного рода неряшливости в языке человека. Если человек родился и живет вдали от города и говорит на своем диалекте, в этом никакой неряшливости нет. Не знаю, как другим, но мне эти местные диалекты, если они строго выдержаны, нравятся. Нравится их напевность, нравятся местные слова, местные выражения. Диалекты часто бывают неиссякаемым источником обогащения русского литературного языка.
Слайд 15
Как-то в беседе со мной писатель Федор Александрович Абрамов сказал: С русского Севера вывозили гранит для строительства Петербурга и вывозили слово — слово в каменных блоках былин, причитаний, лирических песен... «Исправить» язык былин — перевести его на нормы русского литературного языка — это попросту испортить былины.
Слайд 16
Бравирование грубостью в языке, как и бравирование грубостью в манерах, неряшеством в одежде, — распространеннейшее явление, и оно в основном свидетельствует о психологической незащищенности человека, о его слабости, а вовсе не о силе.
Слайд 17
Говорящий стремится грубой шуткой, резким выражением, иронией, циничностью подавить в себе чувство страха, боязни, иногда просто опасения. Грубыми прозвищами учителей именно слабые волей ученики хотят показать, что они их не боятся.
Слайд 18
Это происходит полусознательно. Я уж не говорю о том, что это признак невоспитанности, неинтеллигентности, а иногда и жестокости. Но та же самая подоплека лежит в основе любых грубых, циничных, бесшабашно иронических выражений по отношению к тем явлениям повседневной жизни, которые чем-либо травмируют говорящего.
Слайд 19
Этим грубо говорящие люди как бы хотят показать, что они выше тех явлений, которых на самом деле они боятся. В основе любых жаргонных, циничных выражений и ругани лежит слабость.
Слайд 20
«Плюющиеся словами» люди потому и демонстрируют свое презрение к травмирующим их явлениям в жизни, что они их беспокоят, мучают, волнуют, что они чувствуют себя слабыми, не защищенными против них.
Слайд 21
По-настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонных слов. Ведь он уверен, что его слово и так весомо. Наш язык — это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни.
Слайд 22
Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно — прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Но хоть и трудно — это надо, надо.
Слайд 23
Наша речь — важнейшая часть не только нашего поведения (как я уже сказал), но и нашей личности, наших души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает».
Слайд 24
Экология слова - есть сохранение родного языка, его словесного богатства, чистоты.
Машенька - ветреные косы
Рукавичка
Ах эта снежная зима
Ель
Астрономический календарь. Июнь, 2019