В данной работе ученик размышляет над современным состоянием русского языка. Он пишет о засорении языка иностранными словами, жаргонизмами, арготизмами. Пытается найти пути выхода из сложившейся ситуации, приводит высказывания великих людей о красоте русского языка и призывает беречь его.
Вложение | Размер |
---|---|
beregite_nash_yazyk.rar | 20.18 КБ |
МБ ОУ Газопроводская СШ
Сочинение-размышление
«Русское слово в пространстве российской культуры: история и современность»
(Литературный конкурс творческих работ
«Язык и культура – это код нации!»)
Работу подготовил
ученик 6 б класса
Зайцев Дмитрий.
Руководитель Зайцева Л. Н.
Берегите наш язык,
наш прекрасный русский язык!
И. С. Тургенев
Замечательные слова Тургенева, скорее всего, были обращены к поколениям, которые будут жить после него, они обращены к нам, ныне живущим. Складывается такое впечатление, что он заранее предвидел, что будет происходить с нашим великим достоянием. Становится немножко грустно, что мы не выполнили его завещания потомкам, не сберегли самое дорогое – русский язык.
О красоте русского языка говорили многие выдающиеся люди.
«Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то подарок; все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное название еще драгоценнее самой вещи»
Н. В. Гоголь
«Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово»
Н. В. Гоголь
«… Главный характер нашего языка состоит в чрезвычайной легкости, с которой все выражается на нем – отвлеченные мысли, внутренние лирические чувствования, искрящаяся шалость и потрясающая страсть».
А. И. Герцен
Можно приводить такие примеры бесконечно. Прошло более полутора столетий. Каково состояние русского языка на сегодняшний день? Оправдываем ли мы, соотечественники Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева и др., их надежды? Увы! Разрушается целостность и чистота литературных норм письменной и устной речи.
Приведу пример из сочинения своего одноклассника: «Подъехав к серенькому домику, залаяли сторожевые собаки…».
Вот пример одного из «перлов» : «У Чичикова и Плюшкина были разные хобби: один собирал мертвые души, а другой – всякую ерунду». («Костер». – 2002, № 4).
Смешно. Но понимающим людям не до смеха. Да. Русский язык по-настоящему велик. Велик настолько, что овладеть им практически невозможно. А может не хотим?!
Русская речь страдает от безграмотности. Взрослые и дети – все хотя бы немного, но искажают нашу речь. В чем же причина такого отношения к родному языку? Неужели так сложно научиться говорить правильно на своём же родном языке? И у многих ли есть желание это сделать? Ведь современная наука утверждает, что способность к самообучению языку заложена в человеке генетически. Ребёнок слышит, как говорят вокруг него, и в меру своих возможностей и потребностей копирует эту речь. Значит, виноваты во всем взрослые, владеющие неграмотной речью?! Многие говорят так, как им удобно, ведь за это не штрафуют и в тюрьму не сажают. Только почему-то потом все поражаются, что ребёнок во втором классе говорит «колидор» или «послевчера» вместо «коридор» и «позавчера». Подобных примеров можно привести множество, но только нужно ли?! Приносит ли это честь и гордость за свой родной язык?
Живя в России, мы, как иностранцы, часто не понимаем друг друга. Отовсюду льются словесные потоки различных сленгов. Иностранные реплики вперемежку с безграмотно построенными русскими предложениями то и дело соскальзывают с уст многих подростков. Выражения часто насквозь пропитаны нецензурными фразами. Кто в этом виноват? Семья? Школа? Общество? Нельзя снимать вины ни с кого. Это общая наша вина и
Что читает сейчас наша молодёжь и, вообще, читает ли? Судя по урокам литературы, многие не воспринимают ни Пушкина, ни Лермонтова. Кому нужны в наше время «сказки» про светлую любовь и доброе понимание? А ведь именно они, великие классики литературы, внесли огромный вклад в развитие русского языка, именно они оставили для нас, потомков, то богатство и красоту, звучность и простоту нашей речи, то, что многие сейчас просто игнорируют. Зато современная литература «шагает» в ногу со временем. Печатают всё и все, кому не лень. Когда-то запрещённые цензурой произведения наконец-то появились на прилавках магазинов. Среди писателей, писавших «в стол», конечно, есть замечательные творцы слова.
Да, большинство современных школьников не воспринимает классиков. Но есть же современная литература. Попытался прочитать одно из таких произведений. До сих пор не могу прийти в себя. Как можно печатать такое? Почти на каждой странице мат, где стоят многоточия, как будто никто не догадается, какое слово за этим скрыто. Кроме того, используется ограниченная лексика: жаргонизмы, арготизмы, сленг, на котором общается молодежь. Но ведь эти слова понятны не всем. Как же можно понять такое произведение? Кто его будет читать? Мы всегда гордились тем, что у нас такая богатая литература. А теперь нам чем гордиться?
Я постеснялся писать полными словами то, что сейчас можно слышать, наверное, на каждом углу, поэтому, может, и автор не испытывает никаких угрызений совести по этому поводу, говоря прямо и открыто, а, главное, доступно и понятно. Мне, читателю, стыдно, а ему – нет! Страшно, если такая литература станет образцом для подражания многих подростков: грубости, жестокости, хамства хватает в наше время и без этого. Демократия и гласность сильно «ударили» по русскому языку. Разрешено не только говорить правду, но и как угодно говорить, не стесняясь никого.
Другая сфера – политика. Как говорят наши представители власти?! Все, наверное, уже посмеялись или поплакали над тем, как общаются в государственной Думе. Все, по крайней мере, не раз, щёлкая пультом, попадали на такие моменты, когда один член Думы колотит другого папкой с важными документами, другой орёт благим матом, так что звук «пип» не спасает телезрителя от того, что он «слышит». Слова исчезают, но начинают «говорить» частями тела: кулак носу сообщает, что он слишком длинный и суётся, куда его не просят; а нога уху запрещает подслушивать чужие сплетни. Кажется, достаточно комично выглядят дяди и тёти в строгих костюмах. Но если задуматься, это совсем не смешно. Они не могут найти нужных слов, чтобы объяснить свою точку зрения, зато лезут во власть, чтобы решать судьбы людей.
Мы забыли слово «патриотизм», отвергли его, утратили смысл. Каждый ли сможет назвать себя патриотом? Каждый ли ценит и помнит уроки прошлого нашей страны и те ценности, которыми жили? Именно при помощи слова
Кутузов сумел поднять ратный дух солдат и победить Наполеона! Именно
при помощи слова русские одержали победу в Великой Отечественной войне
…И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесём,
И внукам дадим, и от плена спасём
Навеки!
Эти строки А.Ахматовой звучат как набат для нашего поколения. А что мы дадим своим внукам? Вопрос остаётся открытым. У каждого народа свой язык, своя культура. Значит, не зря нам дан был русский язык, наш язык! Необходимо понять каждому, живущему в России человеку, что наш язык был и есть, и только от нас зависит, каким он станет. Время идёт, нравы и интересы меняются, меняется и наш язык, но только именно русские люди в ответе за него, и только мы можем и должны превознести его над остальными. Но как это сделать? Как вернуть былую силу и мощь русскому слову?
С. Гумилёв писал:
В оный день, когда над миром новым
Бог склонял своё лицо, тогда
Солнце останавливали словом,
Словом разрушали города.
……………………………..
Но забыли мы, что осияно
Только слово средь земных тревог,
И в Евангелии от Иоанна
Сказано, что слово это – бог.
Проявлять любовь и заботу к своей речи – это обязанность каждого из нас.
Я хочу гордиться своим языком, хочу, чтобы его изучали в зарубежных
школах, чтобы русские произведения ценились превыше всего, чтобы мой, наш язык принимали за образец, а ещё хочу, чтобы он навсегда оставался нашим достоянием, а для этого не нужно забывать, кто мы.
Уже давно ученые бьют тревогу: воспитанное в нас доверие к печатному
и звучащему в эфире слову заставляет считать его эталоном, а между тем и страницы газет и журналов, и эфир радио и телевидения, не говоря уже об Интернете, полны ошибок. А есть ещё «массовая» литература. Постоянно повторяясь, типичные ошибки укореняются в нашем сознании как некая речевая «норма», а на деле – это никакая не норма, а передающаяся от индивида к индивиду «заразная болезнь», которая, к счастью, поддаётся «лечению».
Что же касается речи школьников во внеурочное время, то мы отличаем разительное несходство языка детей на уроках и вне уроков. Прежде всего «свободная от уроков» речь подростков перенасыщена жаргонизмами (круто, тачка, прикол, офонареть, чувак, тусовка, прикинь, блин, лох, понты, потрясно, клёво, отстой). Широко употребительны прозвища, нередко обидные. Весьма распространены навязчивые «лишние» слова: ну, в общем, короче, типа, вот, это, значит, это самое, такое дело и т.п. Специализированные жаргонизмы связаны с учёбой: диря (директор школы), химоза (учитель химии), истеричка (учитель истории).
В нашу речь незаметно вошли канцеляризмы – враги литературного языка, которые лишают речь необходимой простоты, живости, эмоциональности. Нередко в подъездах можно встретить такие объявления: «Товарищи жильцы! Будем штрафовать за нарушение о недопущении загрязнения лестницы собаками и кошками».
Наше слепое подражание Западу наносит непоправимый вред русской речи. Зачем употреблять слово «консенсус», когда есть русское слово «согласие»; «электорат» - «народ»; «легитимный» - «законный». Такие слова, как «блокбастер», «бестселлер», «хедлайнер» в англо-американской среде обозначают понятия рыночной экономики, коммерции, у нас же эти слова входят в русский язык как понятия искусства, стирая при этом подлинную ценность духовной культуры. К тому же подобные слова ещё совсем не освоены русским языком, они сохраняют свой иностранный фонетический и графический облик, часто пишутся латинскими буквами и являются варваризмами, то есть иностранными вкраплениями в русский текст.
« По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности, –
писал замечательный мастер русского слова К.Г. Паустовский. – Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку».
Безусловно, наш язык – живой организм, в котором происходят разные процессы, и его нельзя заключить в определённые рамки. Но если говорить о том, что язык проходит необходимый этап развития, то, наверно, и мы должны развиваться вместе с ним. Как же оценить это «развитие», если вместо девушек и барышень у нас по улицам ходят «чувихи» и «тёлки»? Может быть, вектор этого развития направлен не в ту сторону, и язык, наш русский язык, подаёт нам сигналы «SOS», показывая, что с нашей душой творится что-то неладное?
Русский язык богат чудесными словами: «здравствуйте» (будь здоров) – зачем говорить пустое «Hello!»; «прощай» (прости меня), «до свидания» (свидимся) – зачем чужое «Ву!»; «спасибо» (спаси, Бог), «благодарю» (дарю благо) – к чему ненужное «зенкую»?
Так давайте же отбросим бездумное копирование иноязычных образцов и будем по-настоящему «великим, могучим и свободным» народом, которому дано такое богатство – наш русский язык!
Язык – духовное достояние народа
К сожалению, и по нашему недопониманию, русский язык не воспринимается нами как национальное сокровище. А ведь культура языка – составная часть национальной культуры. В своих высших проявлениях язык – это духовное достояние, святыня народа. Речь русской классики в ее высоких образцах представляет вершины духовного самовыражения и выражения народа, они по существу своему – предметное воплощение высших духовных ценностей, без которых человек (и народ!) теряет свое лицо, при поругании которых народ испытывает ущерб своего достоинства и духовной самостоятельности, оттесняется, становится духовно бессильным, уязвимым.
«Слово дано людям только для того, чтобы благословлять, благодарить, объединяться в справедливости, мудрости, любви. Слово дано людям не для того, чтобы ослабить или уничтожить (унизить) других. Его роль – поддержать падающего и поднять упавшего, дать свет тому, кто бродит в темноте, указать дорогу потерявшемуся в пути».
(О.М. Айванхов. Золотые правила ежедневной жизни)
Слово дано для стремления к истине. Поэтому в произносимых нами словах – наша судьба. Всякое зло – от неясного, лживого, бранного слова.
Речь – это великий дар, это сила и оружие. Нужно отличать слово, употребленное во благо (светлое, просвещающее, созидающее) от слова, употребленного во зло (темного, замутняющего, разрушающего). Нужно уметь духовно противостоять суесловию, слову лживому. Нужно овладевать словом, речью для утверждения добра в жизни.
Но всегда ли мы употребляем слово для утверждения добра?
Давайте постараемся сберечь свой родной язык и употреблять слова только для утверждения добра.
Свое сочинение хочу закончить стихотворением в прозе «Русский язык», принадлежащим И. С. Тургеневу:
«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому
народу!
Снеговик
Горячо - холодно
Чья проталина?
Разлука
Лягушка-путешественница