Сочинение "Святой Равноапостольный великий князь Владимир"
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 356.24 КБ |
Сочинение
Святой Равноапостольный великий князь Владимир
Утром, когда просыпается солнце и, будто играя, стучится в мое окно, над Россией плывет Священный Благовест – колокольный звон тысячи златоглавых церквей. Эту дивную божественную песнь мы слышим и на вечерней заре. Кажется, что уносится эта песня к пламенеющему алыми красками небу, славя уходящий день, и даря надежду на новый… Как близки и понятны мне эти очищающие душу звуки! Как манит их мелодичность, проникающая в самое сердце, туда, где горят, потрескивая свечи, где запах воска и ладана отрывает человека от повседневной суеты и дарит необъяснимую душевную радость – в церковь… В такие моменты я с благодарностью думаюо своих родителях, которые, следую христианским традициям Православия, в младенчестве окрестили меня…
Я и мои родители – только наследники христианской православной веры. Но жил на Руси человек на рубеже Х-ХI веков, который в числе первых сам принял обет крещения, а затем, в 988 году, сделал Православие государственной религией в Киевской Руси. Человек этот – Святой Равноапостольный Великий князь Владимир. 28 июля (15 июля по старому стилю) 2015 года исполнится 1000 лет со дня его смерти. В русской истории мы найдем не много личностей столь противоречивых, как князь Владимир, поэтому мне, как истинной христианке хочется разобраться в этих противоречиях и проследить путь преображения князя Владимира от язычества к святости; определить, какие черты его характера способствовали этому преображению и понять, какую роль в истории России сыграл этот человек.
Робичич… Такое обидное прозвище слышал Владимир в детстве от окружающих. Причиной тому было происхождение: его отец – князь Святослав Игоревич прижил сына от ключницы. Это обстоятельство лишило князя Владимира любви бабушки – княгини Ольги – так как она ненавидела древлян и мстила им за убийство мужа – князя Игоря. Вместе с матерью мальчик был сослан из Киева в сельскую глушь, откуда вернувшись только в 986 году: князь Святослав, собираясь в военный поход в Болгарию, оставил сыновей управлять волостями. Ярополку достался Киев, Олегу – Овруч. «Робичичу» отец не собирался давать престол, но ходоки из Новгорода попросили назначить князя в их волости Владимира, куда и отправился последний вместе со своим дядей язычником Добрыней. Обидное «робичич» он услышал и тогда, когда став взрослым, пожелал жениться на дочери полоцкого варяга Рогволода – Рогнеде: «Нехочу за робичича. Хочу за Ярополка!..» - ответила ему заносчивая невеста.
Я привела эти факты из биографии князя Владимира не случайно. На мой взгляд, именно обстоятельства рождения, заставлявшие его быть на второстепенном, приниженном положении среди княжеских сыновей, закалили его характер, сделали сильным волевым человеком, обладающим большим умом и решительностью, а порой, и самой откровенной жестокостью, сделали его воином завоевателем. За свою жизнь он совершил немало военных походов, в которых одержал неоспоримые победы. Вот хронология самых замечательных из них:
981 – покорил вятичей;
983 – разбил литовское племя явтягов;
984 – завоевал приднепровское племя родимичей;
985 –победа над волжскими болгарами;
992 – захватил хорватов, живших в междуречье верхнего Днестра и Прута.
В результате этих завоеваний он расширил пределы своей державы от Балтийского моря на севере до реки Буг на юге. В управлении страной князь Владимир использовал опыт отца: назначал своих сыновей наместниками в племенные княжества.
Завоёванные земли надо было охранять, так как многочисленные орды кочевников-печенегов делали частые набеги на города и сёла, грабили их, захватывали русских в плен и продавали в рабство на невольничьих рынках. Как мудрый правитель князь Владимир придумал такую оборонительную систему, что в Киеве всегда знали, когда конница печенегов идёт на Русь. Для этого было использовано им световое оповещение киевлян о приближающемся враге.
Развивающееся государство требовало не только бдительной охраны внешних границ, но и укрепление его изнутри. Могло ли помочь в этом Владимиру язычество, приверженцем которого он был, с его многобожием, безнравственностью, насилием, многожёнством, человеческим жертвоприношением и равенством всех людей перед силами природы? Конечно, нет! Но давайте оглянемся ещё раз на жизненный путь Владимира. Князь – ярый, убеждённый язычник, который, опираясь на языческие принципы, пришёл к власти, убив брата Ярополка. Он ввёл культ громовержца Перуна – бога войны – поклонение которому требовало человеческих жертв. Вспомним, как были растерзаны озверевшей толпой сын и отец – христиане Иоанн и Фёдор – после того, как по жребию выпало умереть в честь победы княжеской дружины над племенем явтягов красавцу Иоанну. Напрасно отец Фёдор пытался убедить народ, что языческие боги – не боги, а бездушные деревянные истуканы, творение рук человеческих, что есть только один, истинный Бог, творец неба и земли! Напрасно!.. взбешённые язычники подсекли сени дома, где стояли жертвы, и под развалинами погребли отца и сына…
Вспомним, с каким жестоким насилием Владимир надругался над заартачившейся невестой Рагнедой, а потом женился на ней… Как пишут историки, опираясь на первые летописи, князь Владимир имел пять жён и восемьсот наложниц – и всё это оправдывалось язычеством. Зададимся вопросом:
– Мог ли такой, в прошлом разгульный, жестокий, сластолюбивый человек, коварный князь сам стать на путь Православия?
Мнение священнослужителей и учёных-историков в ответе на данный вопрос расходятся.
– Как бы мог он сам перевоплотиться в нового человека?.. Но его достиг Христос. И он не стал советоваться со своей разнузданной плотью, но повернулся ко Христу и отдал ему свое сердце, и всех своих позвал за собой! – убеждает нас архимандрит Иоанн(Крестьянскин) в своей «Праздничной повести».
- Дивный промысел определил, чтобы этот великий князь, так защищавший язычество, нанес ему сокрушительный удар, и, и пленившись святою верою, сам окончательно утвердил ее – рассуждает метрополитМакарий (Булгаков) в «Истории русской церкви».
Как верующая христианка я согласна со священниками: во всём Божий Промысел, и Владимир под его воздействием шаг за шагом становится на путь христианства, тем более, к 988 году (год Крещения Руси) христианство уже проникло на Русь. Крестились бояре и купцы. Христианкой была бабка Владимира – княгиня Ольга, а также вдова брата Ярополка, с которой жил после гибели брата Владимир. Их влияние на князя нельзя отрицать.
Историки сухо констатируют факты – предпосылки Крещения Руси:
Соглашаясь с историками в их рассуждениях о различных причинах Крещения Руси, я всё же спрашиваю себя: «А не Божий ли Промысел в этих предпосылках?..»
Владимир, решив поменять религию, не сразу определился с выбором. Он расспрашивал мусульман, католиков, иудеев и православных о сущности каждой религии и принял решение в пользу христианства: крестить Русь по византийскому образцу. С Византией у Руси были добрые отношения, тем более, что эта империя была на тот момент самой развитой страной мира.
Крещение он начал с себя. В исторических летописях существуют легенды о том, что перед самым крещением князь ослеп, но, покрестившись – снова прозрел. Вероятно, так и было: в литературе и в жизни немало примеров исцеления людей, совершивших обряд крещения. Владимир окрестил своих сыновей. На следующие утро он приказал явиться на берег Днепра всем киевлянам. Это было первым массовым крещением Руси. Далее пойдут Новгород, Ростов, Суздаль, Муром… Не везде это событие проходило спокойно: язычество было очень сильной верой, и люди восставали против новой. Но Владимир настойчиво продолжал начатое дело. В 990 году он приказал рубить деревянных идолов, сжигать их, а статую некогда всесильного бога Перуна привязали к конскому хвосту и сбросили в Днепр…
Думается, что человеческая природа не может измениться сразу. Путь нравственного преображения князя Владимира происходит, как мы видим, постепенно, но неуклонно. На местах, где стояли деревянные идолы, он строит церкви. В 996 году было закончено строительство собора Святой Богородицы. Князь не жалеет сил и средств для бедных и больных. Он строит для них богадельни. Впервые на Руси была отменена смертная казнь из-за боязни Владимира совершить грех. (Христианская заповедь гласит: «Не убий!») Уходит в прошлое его безнравственность и жестокость.
Изменяясь сам, он изменяет и Русь, так как христианство способствовало развитию культуры и грамотности. При церквях открывались первые библиотеки. Появлялись переписчики книг и иконописцы. Церковь сеяла доброе, вечное, призывая людей к человеколюбию, терпимости, уважению к родителям, к милосердию…
Церковь ратовала за единство Руси, выступая против междоусобиц. С приходом христианства оживились торговые связи с Европой, особенно с Византией…
И всё это случилось на Руси тогда, когда Божий Промысел подарил ей Великого князя Владимира, человека сильного решительного, настойчивого, умного, который не смотря на свои противоречия (о них говорилось выше), больше всего радел за единение Руси и её экономическое и культурное развитие…
… Вечереет. За окнами закат и звон колоколов. Я читаю слова метрополита Макария: «Сбылись молитвы равноапостольной Ольги: Господь помиловал ее род и все Царство Русское, и достойнейший внук ее, в сердце которого еще в детстве старалась она посадить семена благочестия, достигши лет зрелых, сделался не только истинным христианином, но и равно апостолом и просветителем России…».
Воронкова Диана, ученица 11 А класса МОУ «СОШ № 32» города Саранск
Просто так
Распускающиеся бумажные цветы на воде
Сказка "Узнай-зеркала"
За еду птицы готовы собирать мусор
Рыжие листья