Романовский является истинным певцом природы, елабужской природы.Александр прекрасно выступил и получил достойное 3 место на юбилейной 5 научно-практической конференции в КФУ.
Вложение | Размер |
---|---|
rezentsiya_na_rabotu_safronova_aleksandra.doc | 28.5 КБ |
1_marta_konfer.-prezentatsiya.pptx | 1.78 МБ |
stanislav_timofeevich_romanovskiy-otpravit.docx | 45.85 КБ |
Рецензия
на исследовательский работу ученика 5 класса
МБОУ «Яковлевская СОШ»
Сафронова Александра
Работа Сафронова Александра «Певец природы – С.Т.Романовский» посвящена творчеству С. Романовского.
Актуальность данной темы не вызывает сомнения, потому что маленький процент учащихся в нашей школе знает о творчестве С.Романовского.
Александром проведена серьёзная работа по изучению биографии и творчества писателя. Он умело оперирует знаниями, полученной информацией из биографии С.Т.Романовского. Поэтому I глава получилась содержательной и привлекающей к себе внимание. Что касается главы II , раскрывающей особенности творчества писателя, можно отметить взаимосвязь с поэзией М.И.Цветаевой и живописью И.И. Шишкина. В главе III ученик на примере нескольких понравившихся ему рассказов проводит анализ выразительных средств , специфику заглавий, сопоставляет диалекты.
В ходе исследовательской работы Сафронов А. проводил опрос среди учащихся школы, который показал, что большинство учащихся не знакомо с творчеством этого писателя.
Данный исследовательский опрос способствует дальнейшему изучению творчества С.Романовского.
Рецензируемая работа представляет собой серьезную и интересную работу. Он выполнен на высоком уровне, содержит ряд выводов, представляющих интерес. Автор на конкретных примерах доказывает, что изучение творчества С.Т. Романовского является необходимым для изучения, влияет на формирование уважительного отношения к родной природе.
Материал в работе изложен последовательно и чётко. Выводы и заключение сделаны правильно. Считаю, что исследовательская работа Сафронова Александра может быть представлена на научно-практической конференции и заслуживает высокой оценки.
Руководитель школьного методического
объединения учителей гуманитарного цикла
МБОУ «Яковлевская СОШ» : Сёмина Эльвира Абузаровна
« _24__» _февраля___ 2016 г.
Слайд 1
Подготовил ученик 5 класса МБОУ « Яковлевская СОШ» Сафронов Александр Певец природы - Романовский Станислав ТимофеевичСлайд 2
Истинный певец природы Родился 19 сентября 1931 г. в семье учительницы и военнослужащего, в старинном городке Елабуге, который входил в состав Татарской Автономной Советской Социалистической Республики.
Слайд 3
Центральная библиотека г.Елабуги Станислав Тимофеевич называл библиотеку «доброй мамой»
Слайд 4
Ш кола №1 им. Ленина города Елабуги (ныне здание на ул.Казанской) В 1949 г. он закончил школу №1 им. Ленина города Елабуги. В этом же году Романовский поступает на историко-филологический факультет Казанского государственного университета.
Слайд 5
В 1954 г. работал преподавателем литературы в Елабужском библиотечном техникуме
Слайд 6
После выхода первой книжки очерков и рассказов "Ломтик солнца» (1963г.) начинается его творческая деятельность как писателя.
Слайд 8
«В Елабуге много георгинов» М.И.Цветаева
Слайд 9
Взаимосвязь творчества С.Романовского с живописью И.Шишкина. Картина «Рожь» ( 1878 г.)
Слайд 10
Рассказ «Ивовый овраг» «Всю землю с одинаковой силой любить нельзя - не получится, не запомнить ее всю. Но милые моему сердцу поля, родники и овраги люблю я со жгучей силой ». С.Романовский
Слайд 11
У каждого человека есть своя река, так и у автора была своя любимая река-Кама, о которой часто упоминается во многих рассказах.
Слайд 12
Рассказ «Речка Танайка »
Слайд 13
«Без маленьких речек , как Танайка, не было бы Камы и Волги. А все потому , что «они малыми родниками кормятся …»
Слайд 14
Рассказ «Роса»
Слайд 15
Все произведения С.Романовского передают красоту елабужского края.
Слайд 19
Практическая часть
Слайд 20
«Сколько раз я уходил отсюда, уезжал, улетал и сколько раз возвращался, чтобы однажды остаться здесь навсегда»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Яковлевская средняя общеобразовательная школа»
Елабужского муниципального района Республики Татарстан
Литературная Елабуга
Исследовательская работа
Тема: «Певец природы-
Романовский Станислав Тимофеевич»
Автор работы:
Сафронов Александр, 5 класс
МБОУ «Яковлевская средняя школа»
Руководитель:
Кашафутдинова Г.М.,
учитель русского языка и литературы,
Елабуга /2016
Оглавление
Введение ………………………………………………………………………...с.3
Основная часть
Глава I. Биография Станислава Тимофеевича Романовского………...с.4
Глава II. Взаимосвязь творчества С.Романовского и М.Цветаевой……………………………………………………………………с.6
Глава III. Природа в творчестве С.Романовского……..………………….с.9
Результаты исследования…………………………………………………………………..с.12
Заключение…………………………………………………………………....с.13Список литературы…………………………………………………………………….с.14
Введение.
Актуальность исследования.
История страны, республики складывается из биографий и судеб отдельных людей. Елабужская земля богата своей историей, она родина многих великих людей. В своём исследовании мы хотим рассказать об удивительном человеке, который в своих произведениях воспевал красоту родной природы и ее богатства, о Станиславе Тимофеевиче Романовском. Любовь к Елабуге, ее истории - основа его творческих исканий. Поэтому С.Т Романовского с полным основанием можно назвать большим патриотом города.
Жизнь каждого человека-это целый мир. И в нем можно найти много интересного и загадочного. Так и в жизни Станислава Романовского очень много неизученного и неизведанного.
Меня в его творчестве после прочтения рассказов привлекло то, что каждый его герой являет собой пример бескорыстия и доброты, каждый наделён какой-то особенной печатью детской искренности и живого сочувствия. Герои Романовского способны к сопереживанию и самопожертвованию, они открыты миру и людям. Я решил поближе познакомиться с биографией и творчеством этого писателя.
Цель исследования: изучить биографию и творчество С. Романовского.
Задачи:
Объект исследования: произведения Станислава Романовского.
Предмет исследования: биография и творчество писателя Станислава Романовского.
Методы исследования: биографический метод, метод изучения материала, анализ.
Гипотеза исследования: в результате проведённой работы усилится интерес к писателям-землякам, к своей малой Родине.
Глава I. Биография Станислава Тимофеевича Романовского.
Станислав Тимофеевич Романовский родился 19 сентября 1931 г. в семье учительницы и военнослужащего, в старинном городке Елабуге, который входил в состав Татарской Автономной Советской Социалистической Республики.
Дело в том, что слово "елабуга" в переводе с татарского означает "окунь". Соответственно, городок этот расположен среди живописных рек и озёр, богатых рыбой. Здесь сохранилась исконно русская певучая речь, которую в раннем детстве впитал будущий писатель, и она в полный голос зазвучала со страниц его произведений. Здесь прошли его детские и юношеские годы.
Из воспоминаний И.Н.Соколова, ветерана труда, мы узнаем, что семья Романовских в рассрочку купила рояль, и по вечерам дом заполнялся звуками музыкальных произведений в исполнении его мамы Любови Ильиничны.
Шла жестокая война. Жизненных невзгод хватало, но в детской библиотеке было всегда тепло. Мальчик очень любил читать, рос любознательным и способным к обучению. Когда Станислав был маленький, книги для него здесь брала мама, а в 6-летнем возрасте мальчик самостоятельно начал выбирать себе книги. Прекрасный педагог, замечательный психолог, заведующая детской библиотекой Анна Ильинична Калинина быстро приметила любознательного мальчугана и умело направляла его интерес к книгам. Станислав Тимофеевич называл библиотеку «доброй мамой». Именно с таким автографом он подарил библиотеке свою первую книгу «Гусиный остров».
Каждый его приезд в Елабугу сопровождался посещением детской библиотеки и длительной задушевной беседой с Анной Ильиничной. Дружба между ними сохранилась навсегда.
В 1949 г. он закончил школу №1 им. Ленина города Елабуги.В этом же году Романовский поступает на историко-филологический факультет Казанского государственного университета.[4]
Затем, по окончании его в 1954 г. работал преподавателем литературы в Елабужском библиотечном техникуме.
С 1957 г. Романовский – главный редактор газеты «Ульяновсий комсомолец».
В 1963 году вышла его первая книжка очерков и рассказов "Ломтик солнца", в которой он воспевает красоту родной природы. В это время начинается его творческая деятельность как писателя.
Такие качества, как ответственность, серьезное отношение к своему делу, целеустремленность и самоотверженность не могли оставить Станислава Тимофеевича незамеченным. Очень интересен случай из его жизни, который непосредственно связан с его биографией, благодаря которому он попал в Москву. Собрал как-то в Ульяновске редакторов-издателей главный комсомольский начальник и спросил, что такое фуражная корова. Правильный ответ дал только Станислав. [ 3] За это и попал в 1964 г. в московскую «Сельскую молодежь», где работал вначале в должности ответственного секретаря, а затем и заместителя главного редактора. С приходом Романовского журнал ожил, в нем стали печатать Шукшина, с которым Станислав Тимофеевич был очень дружен. Небольшой рассказ о Шукшине есть у самого Романовского, который называется «Христос и Шукшин».
В 1972 г. он был принят в члены Союза писателей. В 70-е годы как из рога изобилия посыпались очередные книги, в основном, о родной земле: «Вятские люди – хватские» (1974), «Пушка из красной меди»(1976), «Откровение»(1979) и др. В 80- годы происходит определенный перелом:этот человек, знавший, по признанию сестры, «все созвездия, все цветы в лугах» ».[3] всерьез принимается за историко-религиозную тему и создает повести об Александре Невском и Андрее Рублеве. Этот этап его творчества можно расценивать как новый виток разработки темы родного Отечества, его свершений и совершителей.
Литература была его любовью, и так сложится, что по большей части все книги Романовского будут изданы именно в Москве.
В последние годы жизни Станислав Тимофеевич рассматривал окружающую действительность через призму библейских сюжетов, жития православных святых.
В предисловии к книге «Костер из тальника» сын Станислава Тимофеевича Андрей отмечал: «То, что он писал, создавалось для того, чтобы вселить надежду в отчаявшихся, создавалось в расчете на те времена, когда понятия Истины, Красоты и Добра окажутся поставленными под сомнение».
Любовь к Елабуге, ее истории, природе - основа его творческих исканий. Поэтому С.Т Романовского с полным основанием можно назвать большим патриотом города.
Член Союза писателей СССР, автор более тридцати сборников, рассказов и повестей, Станислав Тимофеевич Романовский - достойный соотечественник знаменитых имен Елабуги.
Глава II.Взаимосвязь творчества С.Т.Романовского и творчества М.И.Цветаевой.
Как луч тебя освещает! Ты весь в золотой пыли… И пусть тебя не смущает Мой голос из-под земли Марина Цветаева Говоря о нашем родном городе Елабуга, мы вспоминаем образы великой поэтессы Марины Цветаевой, гения пейзажной кисти Ивана Шишкина. Но не стоит забывать, что это также город писателя, мало у нас известного, однако очень талантливого, одного из тех, кто стоял у истоков русского культурного подъёма конца ХХ века.Таковым является писатель, за изучение творчества которого я взялся. Хотя дарование елабужского писателя и несравнимо с цветаевским, но все же имена Цветаевой и Романовского соединились на перекрестьях русской жизни не только географическим пунктом Елабуга, но и личной встречей, ставшей едва ли не судьбоносной для Станислава Тимофеевича. Встреч, собственно говоря, было три. Последняя из них – уже с мертвой Мариной. Когда писателю было 9 лет, население Елабуги внезапно увеличилось из-за того, что пароходом по Каме привезли эвакуированных. Время было голодное: грибами и ягодами не наешься, а хлеба выдавали всего по 300 г на душу. Как-то проходил Стасик с товарищем мимо столовой, не удержались ребята, забежали внутрь, да и прихватили из пустой тарелки обгрызенную корочку хлеба. Когда они вышли, их вдруг догнала «костистая немолодая женщина» в кофте с закатанными рукавами и косынке, посудомойка. «Возьмите», - попросила, подавая ребятам брусок ржаного хлеба». «Мне запомнились глаза этой женщины, − рассказывает Романовский, − сначала они показались веселыми, смеющимися, но скоро я понял, что глаза не смеются, что в них живут … усталость и внимание ко всему, что творится на белом свете». Этот «ломтик колючего хлеба» вместе с «обгрызышем» ребята жадно доели на ходу[ 1.с.165].Это была первая встреча с поэтом в роли судомойки. Вторая встреча произошла через несколько дней они в Никольской церкви, в которую Стасика водила когда-то бабушка (отец с матерью, военнослужащий и учительница, жили постоянно в Ленинграде) стояла открытой, загаженная птичьим пометом, с выбитыми стеклами и простреленными фресками. Мальчишки теперь уже не за Причастием сюда приходили. Смелость хотелось испытать, лазая по крыше и колокольне. На этот раз, к большому удивлению ребят,под ее сводами им попалась женщина из столовой, подавшая им кусок хлеба. Она поинтересовалась у ребят о названии храма. Вместе они постояли под фреской в простенке между окнами, где был изображен Николай Угодник. Стасика уже давно привлекал отточенный до синевы,обоюдоострый меч, замерший в руках палача, изображенного на первом плане перед чудотворцем. Мальчик испытывал желание подержать в руках, ладонями ощутить холод дамасской стали. Но теперь он поспешил утешить эту смотрящую так грустно женщину. «Он спасет их», - сказал,указывая на Николая Угодника и обреченно ожидающих своей участи жертв. Женщина кивнула, что знает. Поинтересовалась, давно ли закрыта церковь и вздохнула,узнав, что еще до войны. Она шла вдоль стен как хозяйка храм, в глазах ее светились те же огоньки, которые Стасик приметил ещё тогда, у столовой. На эту дивную процессию глядели выщербленные от пуль росписи. «В Елабуге много георгинов, -произнесла вдруг женщина, когда они вышли из храма. Действительно, эти пышные предвестники осени росли тут самосевом повсюду, даже среди лебеды. Прощаясь с ребятами, она сказала, что живет у фонтана, уточнив, «у фонтала», по-местному. Прошло три дня. Стасик вдруг узнал, что случайная его знакомая из эвакуированных, та, что из дома напротив фонтана, повесилась и ее понесут хоронить. Когда он примчался к угловому домику«фонтанной площадки», гроб уже выносили. Мальчик пробрался сквозь толпу и заглянул в лицо покойной. «Лицо женщины словно бы округлилось, морщины разгладились», и когда ее «длинные острые ресницы колыхнулись от ветра», Стасику подумалось, что сейчас она откроет глаза и скажет: « В Елабуге много георгинов»[1,с.169] Кажется, случайная встреча, да вот только Стасик, когда вырос, стал писателем. Возможно, также по случайности. Вспоминал ли он о встрече с Мариной Цветаевой?! Несомненно, и тому свидетельством его рассказ «Я тоже была, прохожий». Когда он приезжал в Елабугу , ходил на кладбище, где была похоронена Марина Цветаева и где упокоились и его родственники. «Идешь, на меня похожий, Глаза устремляя вниз, Я их опускала – тоже! Прохожий, остановись!» Стоя перед могилкой Марины Ивановны , он размышлял о тяжелых судьбах русских поэтов и , в том числе, о своем предназначении. Для себя он твердо решил : необходимо отдавать Родине долги, нести как свечу «дивный цветок» любви к жизни и, «не обронив ни лепестка», принести его людям. Предназначение М.Цветаевой осталась во многом для него загадкой. В тот момент С.Романовский даже не подозревал, что и его творчество и некоторые моменты биографии и для меня станут загадочными. Примечательно , что долгие годы он и не подозревал, кем была та, женщина, жившая «у фонтала». Впоследствии он назовет ее «колдовской цевницей века, чья смерть не была расслышана в грохоте чугунных валов самой страшной войны». Это не единственный случай , когда Станислав Тимофеевич столкнулся с творчеством Марины Ивановны. Однажды на кладбище сторож пожаловался писателю, что теленок, наевшись травы с кладбищенской поляны, помер. Романовский посоветовал ему косить кладбищенскую траву на прокорм скотины, но сторож всё бурчал, что, дескать, грибов и ягод кладбищенских трогать, действительно, нельзя, а вот трава уж больно хороша. Романовскому вспомнилось, что и сама Цветаева на этот счет была без комплексов: «Сорви себе стебель дикий И ягоду ему вслед, - Кладбищенской земляники Крупнее и слаще нет». Однако, вспоминая эти строки, он подумал, что никогда не последует этому поэтическому совету, «что стихи – это одно, а жизнь немножко другое» и что жить всё-таки надо на этой «печальной и светлой земле». Глава III. Природа в творчестве С.Романовского. В городе Елабуга всегда жили и творили творческие и гениальные люди , такие как Д.И.Стахеев , который описывал быт и нравы елабужского купечества и И.И.Шишкин, гениально воспевший в живописи природу Прикамья и другие. С.Т.Романовский оставил богатое литературное наследие, посвященное , в основном, природе Елабуги , ее проявлениям и красоте. Так же, как у художника И.И.Шишкина, она разбудила его творческое начало. Увлекаясь рыбалкой, он зорким взглядом подмечал различие в восходах и закатах солнца, изменения природы в зависимости от времени суток и года, стремился познать тайну бытия. Очарование звуками, красками, запахами, картинами окружающего мира рождали в его душе художественные образы, обобщения. Они перемешивались с перепитиями жизни знакомых, друзей, просто случайно встреченных людей. Возникали размышления, первые зарисовки, повествования. Многие его рассказы построены на событиях из жизни детей. Его литературные полотна наполнены радостным мироощущением, миропониманием, светлым восприятием жизни. Родная земля давала писателю силы и была неиссякаемым источником его жизнеутверждающего творчества. В окрестностях Елабуги, бродя в поймах рек Камы и Тотьмы, которые здесь сливаются, он, порой, откапывал засыпанные и засохшие родники. Станислав Романовский признается в своем рассказе «Ивовый овраг»: «Всю землю с одинаковой силой любить нельзя - не получится, не запомнить ее всю. Но милые моему сердцу поля, родники и овраги люблю я со жгучей силой».[1, с.97] В этом произведении автор рассказывает читателю о шишкинской картине «Рожь»,написанной в окрестностях Елабуги. Писатель, по рассказам старожилов, отыскал это место. Рожь там по-прежнему колосилась, «припадая к дороге», да вот сосен только не оказалось. Не то на корню засохли, не то люди их «свели на дрова». Однако,он всё не сдавался и без устали исхаживал елабужские дороги, чтобы встретить деревья художника с «веселой и лесной фамилией» Шишкин. Может быть, не случайно одна из сосен стоит на картине засохшая. Начиная с первых строк рассказа «Ивовый овраг» автор вспоминаеть картину «Рожь», обращается к старожилам, которые помнят , что сосны стояли в этом поле; но самим Романовским сосен не было увидено. Большее удовольствие и восхищение вызывали у него овраги. Но особенно он любил овраг , в котором рос орешник. Автор использует для выразительности большое количество эпитетов: «золотые ящерицы», «глубинные глаза» , «вкрадчивые шорохи», метафоры : «рожь припадала к дороге, звала», «затаился орешник», «стелется земляника»,сравнения «похожие на шелестение листопада», «как гусиной кожей», «словно озябли». Очень интересно само заглавие рассказа: ивовый, потому что он сам своими руками сажал ивовые прутья в водороины с целью удержания земли и ее заслонения. Писатель выступает своеобразным лекарем любимого оврага. Примечательно, что Романовский делится с читателем теми деалектами, которые присущи только елабужанам : «у излуки дороги» , «синели по окоему» , «втыкал в водороины» , «мое подарение». Именно эти средства выразительности придают рассказу совершенно необыкновенный, индивидуально-авторский, ни с кем не сравнимый , язык повествования. Он - живой, яркий , гармоничный и необычайно певуч. Многие его рассказы являются автобиографичными и непосредственно связаны с его воспоминаниями из детства. Например, в рассказе «Роса» Станислав Тимофеевич вспоминает себя еще шестилетним мальчиком. В этом произведении автор делится с читателями своими воспоминаниями об отце: « его русское красивое лицо, скрип и запах ремней , буденовку…» , « я был убежден , что он служит в кавалерии». Образ отца в глазах мальчика представлялся «высшей правдой и не подлежал осуждению». В целом, весь рассказ посвящен последнему приезду отца, хорошо проведенному времени, охоте и удивительным разговорам о Каме : «Слово это в нашей семье всегда произносилось уважительно». [1, с.118] Все время, проведенное с отцом их последней встречи, пронизано образом росы. Автор с любовью вспоминает: «Луга, все как есть , были убраны росой» , которая манила «босиком пробежаться по ней» «и ощутить, как к сердцу поступает сладостный холод», «мы услышали дыхание росы вокруг». Романовским идет целенаправленный процесс олицетворения и оживления росы, роса главенствовала над всем : «Тальники и травы гнулись под ней, словно ветки яблонь под яблоками».[1, с.124] В финале рассказа звучит основная мысль: святой и любимый образ отца живет в сердце и воспоминаниях мальчика, пока «не растаяла роса».В произведении роса принимает разные образы, действия ее многообразны: «скапливалась», «сбегала» , «падала», «кидалась», «дымилась», дышала», «не уходила, растаять и не таяла».Функция росы заключалась в том , она осветляла и преображала утренние и вечерние зори в предвкушении долгожданной встречи с отцом. У каждого человека есть своя река, так и у автора была своя любимая река-Кама, о которой часто упоминается во многих рассказах. Один из них так и называется – «Кама». Но его сердцу милы и дороги и маленькие речушки , такие как Танайка. В прочитанном мною рассказе «Речка Танайка», входящего в цикл рассказов «Алешкино лукошко», мальчик Алеша в финале произведения приходит к выводу о том, что без маленьких речек , как Танайка, не было бы Камы и Волги. А все потому , что «они малыми родниками кормятся…».[2, с.416] Алеше так нравилась окружающая природа: лес, подсолнуховое поле, небо, солнце, птицы, что практически каждому из них он давал свое индивидуальное название и имя .Например, солнце он называл «светилом»,подсолнухи - неслухами, коростыля звал по имени и отчеству –Василий Петрович , пня-медведя – Топтыгиным. Даже у колхозного борова было свое имя- «Ойрат» .[2, с.412-413] Автор употребляет целую цепочку устаревших слов : «кринка», «по супеси», «боров». У Станислава Тимофеевича все творчество посвящено красоте елабужской природы. Я постарался рассказать об этом на примере трех рассказов, которые больше всего мне запомнились и понравились. В каждом из них язык повествования необычайно красив, легок, насыщен средствами выразительности , которые правдиво передают истинную красоту елабужского края. Результаты исследования. Мною был проведен опрос среди учащихся 5-11х классов. Опрос включал 2 вопроса.
В опросе приняли участие 36 учащихся.На 1 вопрос ответило «да»-13 человек (36 %).На 2 вопрос ответило «да»-4 человека (11 %).Приходим к выводу о том, что мал процент слышавших о С.Романовском , еще меньше процент тех, кто читал его произведения. К сожалению, мало кто слышал о писателе и его творчестве. Заключение. Работая по теме исследования, я пришел к выводу о том, что человек живет в мире в соединении с природой и в гармонии с малой Родиной.Хорошо и ярко раскрывается эта мысль в произведениях С.Т.Романовского.Можно много говорить о Станиславе Тимофеевиче , как о нашем земляке, но , по моему мнению, сколько ни говори о писателе и его книгах, лучше всё же прочитать то, что написано им. Искренне убеждён: произведения этого удивительного для Елабуги человека должны читать и разбирать в школе. К творчеству С.Т. Романовского применимы известные стихи Е.Баратынского:
Список литературы. 1.Станислав Романовский. Костер из тальника.Рассказы/Составитель, Е.М.Шастина; Автор проедисловия А.С. Романовский.-Елабуга, 2007.- 216с. 2. Романовский С.Т Синяя молния. Повести и рассказы/Худож.Г.Епишин.- М.: Дет. лит. , 1989.-671с. 3.Добрый и светлый. Воспоминания Вероники Романовской (По материалам интервью Л. Пахомовой) //[электронный ресурс] URL: http://www.zur.ru/?action=print&id=1284 (20 февраля 2016 год) 4.Иванов А. «Вечная память Станиславу Романовскому»// Вечер Елабуги №37(887), 16 сентября 2015. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Городецкая роспись
Почему Уран и Нептун разного цвета
Сказочные цветы за 15 минут
Заяц-хваста
Стеклянный Человечек