Древние мифологические представления легли в основу как фольклерных, так и литературных произведений о русалке. Литературный образ русалки, загадочный и выразительный, живет как явление искусства.
Вложение | Размер |
---|---|
rusalka.docx | 47.18 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3»
г.о. Саранск
Воплощение образа русалки в русской
поэзии разных периодов
Выполнила: Аксиневич Ульяна Юрьевна, 6 Б класс
Руководитель: Леутина Елена Валентиновна, учитель русского языка и литературы
Саранск
2011
Содержание
Введение
Выводы.
Список использованной литературы.
Введение
Всем хорошо известен сказочный зачин поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»:
У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом.
Идет направо — песнь заводит.
Налево - сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит...
"Поэтический образ фантастических жилиц надземных вод, вдохновлявший поэтов всех стран и соблазнявший художников всех родов изящных искусств, еще живет в народном представлении, несмотря на истекшие многие сотни лет",- писал в начале 20-го века известный русский этнограф и писатель С. В. Максимов. С тех пор прошло более полувека, в народном мировоззрении произошли коренные изменения, однако до сих пор в деревнях в устах старшего поколения кое-где еще можно услышать рассказы о русалках.
Длительная жизнь этого образа в народных представлениях делает актуальным его изучение.
В представлении русского человека живет образ русалки – образ, который корнями своими он восходит к древним верованиям. Древние мифологические представления легли в основу как фольклорных, так и литературных произведений о русалке - демоническом женском образе. С течением времени сложный фольклорный образ блекнет. Литературный же образ русалки, загадочный и выразительный, живет как явление искусства. Писателей и поэтов привлекало сочетание в этом неясном образе таинственности и красоты, поэтичности и трагизма, любви и смерти. Многие ученые утверждают, что в литературе образ русалки стандартный и однообразный.
Цель нашей работы: выяснить, как воплощается образ русалки в поэзии разных периодов
Задачи:
Объектом нашего исследования является образ русалки в лирике поэтов 19 века (А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова), «серебряного века» (К.Бальмонта, Н.Гумилева) и современной поэзии (И.Арт, А. Тарковского, Маринабеллы).
При подготовке к работе нами были использованы различные методы:
-анализ художественных текстов и научной литературы по данной теме
-сравнение художественно-изобразительных средств, используемых поэтами для создания литературного образа русалки
-знакомство с Интернет-источниками.
Образ русалки и его название в народных легендах, сказках, песнях известен с давних времён.
Весенние праздники у восточных славян назывались русалиями. Отсюда и название русалок, которых в это время, по народным поверьям, можно было увидеть в воде и на деревьях. В конце 18 века появляется следующее определение: «Русалки — дьяволы женского рода, живущие в горах, реках и болотах; славяне почитали их богинями вод и лесов». Согласно народным поверьям, русалки - это некрещеные или неотпетые женщины, умершие не своей смертью: утопленницы, удавленницы, самоубийцы, не удостоенные погребения.
В славянской мифологии русалок называют также омутницами, водяницами, шутовками, болотницами, берегинями, мавками. Бледнолицые и прекрасные, с длинными зелеными волосами, они поют восхитительные песни неземными голосами и заманивают к себе неосторожных рыбаков и корабельщиков. Тела красавиц нежны и прозрачны.
В Троицын и Духов день души утопленниц летают по воздуху, выпрашивая себе крещение. В русалочью неделю русалки бродят по лесам и полям. В прежней, земной, жизни они были доведены до погибели людьми, поэтому они стараются отомстить им. Отсюда - злые черты их характера. Их считали настоящими ведьмами. Горе тому, кто встретится с русалкой в это время: они защекочут свою жертву до смерти или заманят с собой в воду.
Для жительства русалки выбирают себе плакучие березы, потому в русалочью неделю деревенские девушки непременно ходят завивать березки, чтобы водяниц задобрить: связывают разноцветными лентами берёзовые ветви, на которых они так любят качаться.
С миром людей русалки общаются по ночам. В это время они выходят из воды (или из лесной чащи) на поляны, где греются и танцуют в лучах месяца, аукаются между собой, водят веселые хороводы. Месяц - это солнце русалок.
Развлечением русалок на земле является лазание по деревьям. Лесные и водяные девы разбегаются по ближним рощам и качаются на гибких ветвях. Любимым деревом их считается ива, так как она растет у воды, а также берёза и старый дуб.
В поверьях юго-западной России русалки были красивы и часто добры. Говорят, что русалка может положить своего «дитя-русаленочка» совсем голого на землю, затаиться за деревьями и ждать. Если какой-то человек сжалится над русаленком, то ли одеждой прикроет или еще чем, тогда выходит из леса русалка и спрашивает: «Что для тебя сделать? Хочешь быть богатым, здоровым или чтобы люди знали?», и кто чего пожелает, у того по воле русалки все желания исполняются. Потому в некоторых деревнях русалками называют ведьм, которые стали известны далеко за пределами своих деревень. Люди объясняют их знахарские способности тем, что они, возможно, в свое время «прикрыли русаленочка».
Но все же отрицательные «проказы» русалок известны больше. Они наводят на поля разрушительные ливни и бури, путают рыбакам сети, мельникам жернова и плотины портят, у женщин, заснувших без молитвы, могут перепутать или похитить нитки.
Различен зрительный образ русалки. У украинцев и южных великорусов превалирует образ водяной красавицы, у белорусов он связан главным образом с лесом и полем, у северных великорусов это чаще всего косматые безобразные женщины.
В образе русской русалки, несомненно, отразились не только общеславянские черты, но и женский демонический образ, связанный с водой, который известен фольклорной традиции многих народов.
В русском фольклоре русалки предстают в разных противоположных образах: от маленьких девочек в красных платьицах до красивых девушек с длинными зелеными, черными или русыми волосами и голубыми глазами. Но в представлении северных русских это уродливые, безобразные, косматые и злобные старухи.
Многочисленны поверья о возможности русалок влиять на людей и их быт. Они могут стать помощницами в девичьих гаданиях, поэтому у девушек бытовала традиция – приносить им угощение с праздничного стола. Береза была символом красоты и расцветающей после зимы природы. Также считалось, что русалки любят качаться на ее ветвях в лунном свете. Поэтому в первые дни зеленой недели девушки шли «завивать» березку, надеясь на помощь русалок в гадании. При этом действии они пели обрядовые песни:
Березка громко гукала,
Дорогих гостей зазывала:
– Ходите, девушки, в луг гулять,
Зеленые веночки завивать,
Я к вам согнусь,
Сама в веночки завьюсь.
А вы меня величайте,
Алой лентой украшайте.
Будут веночки зеленые,
А вы весь год веселые.
В данной песне отчетливо просматриваются традиции праздника, обычай связывать верхушки двух рядом стоящих березок. По всей видимости, произошел этот обычай из древнего поверья, что русалки любят качаться на качелях. Таким образом, русалкам делается подарок. И не один:
«А вы меня величайте,
алой лентой украшайте».
Возможно, алые ленты были предназначены не столько березкам, сколько русалочкам – они любительницы всевозможных лоскутков и ярких ленточек. А так как на семик девушки гадали – им была необходима помощь русалок, а для этого требовалось их порадовать.
На следующий день девушки шли березки «развивать». По сплетенным на березе венкам гадали. У кого венок засох – еще в невестах ходить. Но в песне березка словно успокаивает:
«Будут веночки зеленые,
А вы весь год веселые»,-
как бы говоря девушкам, мол, незачем замуж спешить, веселитесь, покуда молоды и красивы!
С ряженой березки снимали все украшения и топили в воде.
На русальную неделю родственники утопленников и удавленников делают русалкам приношения в качестве поминальных блинов и горячего хлеба, выставляемых на подоконник. Считается, что так же, как и души покойников, в течение некоторого времени не удалившиеся из родного дома, они питаются паром от блинов. На могилах бьют красные яйца за упокой души покойников, русалкам в жертву оставляют поминальные блины, чтобы они им не мстили. Призывают русалок песнями:
«Русалка-царица,
Красная девица!
Не загуби душки,
Не дай удавиться;
А мы тебе кланяемся».
Связь русалок с потусторонним миром породило поверье, что нельзя бросать в воду скорлупу от яйца, предварительно ее не раздавив на мелкие частицы, иначе русалки будут плавать в скорлупе, как в кораблике и по волнам воздушного океана переправятся в подземный мир. Потому на троицкой неделе поют обрядовые песни, где называют русалочек – земляночками, т.е. жителями подземного царства мертвых:
«Русалочки, земляночки,
На дуб лезли, кору грязли,
Звалилися, забилися».
Так же, как и на русальной неделе, в Духов день девушки плели венки и гадали о замужестве, бросая веночки в воду. А чтобы его не утянули под воду русалки – привязывали лоскуток. Если он пропадал – то русалки венок не тронут, если венок уплывал – значит ждать в этом году сватов, а если же тонул – придется еще подождать. По свидетельству обрядовых песен, это гадание имело для девушек большое значение. Они всерьез воспринимали такие «указания судьбы» и очень расстраивались, если их веночек вел себя не так, как им бы того хотелось. Одна из таких песен звучала так:
«На поляне на широкой,
Луговине на далекой,
Там на мягкой на траве,
Там девушки гуляли,
Из травы цветочки рвали;
С голубых цветов –
Наплели венков.
По венкам девушки гадали,
Быстро в реченьку побросали.
Чей венок плывет –
Милый отоймет.
Одна девушка не смолчала,
Громким голосом вскричала:
– Ой, мой венок утонул,
Милый бросил, обманул.
Тут подруги ее собирались,
Уговаривать ее старались:
– Не плачь, не плачь, глупая,
Не тужи, неразумная!
– Вы, подружки, бросьте утешать,
Вам моих горьких слез не унять!
Так порой заканчивались подобные гадания, что даже лучшим подружкам не под силу было успокоить горюющую девушку. Все было всерьез, все по-настоящему – и слезы радости, и слезы печали.
Считалось, что русалки любят прясть, и потому их любимое занятие – похищение пряжи, ниток, холстов. По свидетельству народных песен, русалки просят на троицкую неделю у женщин полотенца, холсты, сорочки:
«Сыдила русалка
на кривий берези,
просыла русалка
у жиночек намиток,
у дивочок сорочок:
«Жиночкы-подружкы!
Дайте мини намитку;
Хоть вона худенька,
Да абы-б биленька!»
Встретившийся с русалкой в лесу, во избежание смерти, должен был ей бросить хотя бы лоскуток. До сих пор в некоторых деревнях крестьянки развешивают по деревьям подарки для русалок – белые рубахи, сорочки да полотенца. Под влиянием этих традиций возможно и стали одевать покойников в белый саван.
Русалки считаются очень мудрыми и любят загадывать хитрые загадки. Если человек разгадает ее загадки – она ее отпустит и не причинит вреда, а если рассказать ей сказку, какую она не слышала, то отведет она к кладу несметному. Народные троицкие песни сохранили эти воззрения:
«Ой, бежить, бежить мила девчинка,
А за нею да русалочка:
«Ты послухай меня, красна панночка!
Загадаю тебе три загадочки:
Як угадаешь – до батька пущу,
Коли ж не вгадаешь – до себе возьму.
Ой що росте без кореня?
А що бежить без повода?
А що цвете без всякого цвету?
Панночка загадочки не вгадала,
Русалочка ее залоскотала!
По некоторым сведениям русалки уходят на зиму из воды в подземные жилища, как и многие другие духи природы. Ход в эти жилища есть в любом озере, и ведут эти загадочные ходы в самое настоящее подземное царство, в котором русалки зимуют вместе с водяными и другими духами, оставаясь там до поры до времени. Но прежде русалок нужно было «прогнать». В разных местах «проводы русалок» проходили по разному, но завершались они везде одинаково – люди прыгали через костер, чтобы отогнать от себя злых духов. А на рассвете купались в реке уже без опаски, так как думали, что если русалок прогнать, то они становятся бессильны и православную душу не тронут. В Малороссии на проводах русалок пели:
«Проведу я русалочкы до бору,
Сама я вернуся до дому!
Ой коли ж мы русалочкы проводылы,
Щоб до нас часто не ходылы,
Да нашего житечка не ломалы,
Бо наше житечко в колосочку,
А наши дивочкы у виночку».
Именно из фольклора образ русалки в конце 18 пришел в русскую литературу.
3.Русалка в русской поэзии
Для анализа образа русалки в поэзии 19 века мы использовали стихотворения «Русалка» А.С.Пушкина и «Морская царевна» М.Ю.Лермонтова.
В стихотворении «Русалка» А.С.Пушкин уже само появление русалки описывает как сказочное:
О, скоро ли она со дна речного
Поднимется, как рыбка золотая?
Как сладостно явление ее
Из тихих волн, при свете ночи лунной!
Русалка описывается поэтом как прекрасная дева. Для этого используются
сравнения: «у стройных ног, как пена белых», «ее глаза…как на небе мерцающие звезды». Создается ощущение, что перед нами не русалка, а красивая женщина. Но далее Пушкин не отступает от мифического образа русалки: «опутана зелеными власами», «дыханья нет из уст ее», «влажных синих губ».
Губительна для лирического героя та сила, которая тянет его «на берега сих мрачных вод»:
Когда она игривыми перстами
Кудрей моих касается — тогда
Мгновенный хлад, как ужас, пробегает
Мне голову, и сердце громко бьётся,
Томительно любовью замирая.
И в этот миг я рад оставить жизнь —
Хочу стонать и пить её лобзанье…
От коварной красавицы веет любовью и смертью одновременно. Лирический герой словно попадает в сети, в которых ему «томительно и сладко», но из которых вырваться невозможно.
В стихотворении «Морская царевна» М.Ю.Лермонтов рисует нам образ, похожий на «пушкинский». Она так же таинственно появляется из воды:
Вот показалась рука из воды,
Ловит за кисти шелковой узды.
Вышла младая потом голова…
Русалка Лермонтова тоже прекрасна: «в косу вплелася морская трава», «синие очи любовью горят», «брызги на шее как жемчуг горят».
Лишь потом «лермонтовская» русалка обретает мифические черты:
Видит, лежит на песке золотом
Чудо морское с зеленым хвостом;
Хвост чешуею змеиной покрыт,
Весь замирая, свиваясь дрожит;
Пена струями сбегает с чела,
Очи одела смертельная мгла.
Бледные руки хватают песок,
Шепчут уста непонятный упрек.....
Пытаясь заманить царевича в свои сети, русалка сама умирает от его сильной боевой руки, а не дарит смерть от любви.
Таким образом, можно сделать вывод, что русалки в поэзии 19 века описываются как прекрасные девы, пытающиеся заманить в свои ласковые сети и погубить. Они таинственны, загадочны, но от их красоты веет смертью. Кроме того мифических признаков они не лишены и не утратили связи с фольклорным образом.
Для анализа образа русалки в поэзии «серебряного века» мы выбрали стихотворения К. Бальмонта «Русалка», «Она как русалка» и Н.Гумилева «Русалка».
Автор подробно останавливается на описании пейзажа, на фоне которого появляются русалки, используя эпитеты и метафоры, сравнения: «в лазоревой воде», «в жемчужных берегах», «в блеске чудном», «догорал оранжевый закат», «зажглась луна опалом», «в течении усталом», «меж дымных облаков», «в золотистой пыли».
В стихотворениях К.Бальмонта образ русалки нежен и воздушен. При помощи эпитетов, метафор автор нам описывает красоту русалок: «в наряде изумрудном», «нежен цвет ее очей зеленых», «лучистый взгляд», «воздушна и странно бледна», «в зеленых глазах у нее глубина».
Н.Гумилев рисует нам иной образ русалки, сосредотачивая наше внимание на ее взгляде:
У русалки мерцающий взгляд,
Умирающий взгляд полуночи,
Он блестит, то длинней, то короче,
Когда ветры морские кричат.
У русалки чарующий взгляд,
У русалки печальные очи.
Используя устаревшее слова «очи», а не глаза, автор стремится придать возвышенность образу русалки.
Автор не описывает нам, как выглядит его русалка, он говорит только о ее украшении:
На русалке горит ожерелье
И рубины греховно-красны…
Появляется новый цвет – красный, который непривычен для описания русалки.
Поэт открыто признается русалке в своей любви:
Я люблю ее, деву-ундину,
Озаренную тайной ночной…
Нет ни сладких сетей, ни ощущения смерти, холода.
Можно сделать вывод, что в поэзии «серебрянного века» образ русалки лишается каких- то страшных мифических признаков. От этих образов не веет холодом, коварством и смертью. Напротив, поэты стремятся показать красоту, очарование русалок, описывают их словно любимых женщин. Образ русалки становится возвышенным и утонченным.
Для анализа образа русалки в современной поэзии мы остановились на стихотворениях «Русалка» А.Тарковского, «В глухом лесу, в черном омуте» И.Арт, «За прибрежные ивы цепляясь…» Маринабеллы.
В своем стихотворении А.Тарковский конкретно называет место, где живет русалка – Клязьма-река. Перед нами - диалог русалки- дочери и ее матери Клязьмы-реки на «человеческую» тему. Мать-река волнуется о здоровье своей дочери:
С первого августа дочке неможется.
Вон как скукожилась черная кожица.
Слушать не хочет ершен да плотвиц,
Губ не синит и не красит ресниц.
Создается ощущение, что мы слышим жалобы не русалки, а несчастной женщины:
- Мама-река моя, я не упрямая,
Что ж это с гребнем не сладит рука моя?
Глянула в зеркало - я уж не та,
Канула в омут моя красота.
Замуж не вышла, детей не качала я,
Так почему ж я такая усталая?
Клонит ко сну меня, тянет ко дну,
Вот я прилягу, вот я усну.
На что заботливая мать- река отвечает:
- Свет мой, икринка, лягушечья спинушка,
Спи до весны, не кручинься, Иринушка!
Интересно в этом стихотворении сочетание мифического образа и человеческих проблем, имен. Образ русалки намеренно снижен, «приземлен». Она уже не прекрасная дева морских вод, какой была в лирике предшествующих периодов, а жительниц Клязьмы, больше напоминает современную девушку: «губ не синит и не красит ресниц».
Сближает этот образ с фольклорным только намеренное употребление автором устаревшей лексики: «неможется», «не кручинься», а также слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами: «икринка», «спинушка», «Иринушка».
В стихотворении И.Арт рисуется страшный образ русалок. Необычно само место: «во глухом лесу, в черном омуте», «под засохшею дикой вишнею». Само стихотворение напоминает русскую народную песню.
Автор не говорит, что перед нами русалки, а называет их «девки дивные», но мы об этом догадываемся, зная, что именно полыни боятся русалки, только гребнем можно от них откупиться, а заманивают они парней:
Не спасётся полынью. Гребнями
Не откупится. Страхи лишними
Показались парню какому-то…
Автор называет русалок «девками». Они уже не плавают в лазоревых волнах, не поднимаются таинственно со дна, а ведут себя как земные существа: «девки моются». Их образ в стихотворении ужасен:
Девки дивные, – косы длинные
Порастрёпаны и нечёсаны, –
Наготу прикрывают косами,
Улыбаются уст карминами.
А поют они песни странные,
Песни страшные, но весёлые,
И резвятся, ухают совами...
Лица бледные, словно саваны,
А глаза, как у кошек, древние
И огнём горят, – адским пламенем…
Автор использует сравнения: «ухают совами», «глаза как у кошек», «лица бледные словно саваны», инверсию: «косы длинные», «песни странные», «песни страшные».
В стихотворении Маринабеллы мы видим уже другую русалку, которая показывается нам на не «в жемчужных берегах», ни « при свете ночи лунной», ни в даже глухом лесу, а на выползающую на «берег иглистый», «цепляясь чешуйками тела», лежащую «среди листьев опавших». Мрачен пейзаж, на фоне которого мы видим несчастную русалку: «холодная осень», «воздух недобрый», «небесная просинь», «мутный ил», «полет листвы». Да и сам образ русалки непригляден, даже безобразен:
Белобрысая, щуплая, с ртом
Лягушачьим и нежным,
Она бьет рахитичным хвостом
В такт придуманной песне.
Сушит волосы, блох водяных
В мутный ил вытряхая,
И следит за полетом листвы,
Полусонно моргая.
Автор не стесняется использовать разговорную лексику для описания нелицеприятных подробностей внешности русалки: «белобрысая», «щуплая»,«рахитичным хвостом», «блох водяных в мутный ил вытряхая».
Но, как нам кажется, эта русалка самая живая, потому что автор говорит о том, что она чувствует: «как озябла», «полежать среди листьев опавших безмолвно и жалко», «уставшей от вечного мрака». А последние строки нам говорят о том, что перед нами не русалка, а одинокая несчастная женщина:
Не заглохнет в убогой груди
Сердечко-склянка.
Только боль… снова боль впереди.
Плачет русалка.
Таким образом, мы видим, что в современной поэзии образ русалки очеловечивается. Русалка сохраняет некоторые мифологические признаки, но ее образ лишается некой таинственности, загадочности, привлекательности. Образ русалки намеренно снижен, приземлен.
Проанализировав образ русалки в поэзии различных периодов, мы пришли к выводу, что данный образ сохраняет традиционные мифологические черты.
Русалка – коварная обольстительница мужчин. В стихотворении М.Ю. Лермонтова она «ловит за кисти шелковы узды», ее «синие очи любовью горят». У К.Бальмонта «она обоймет, заласкает тебя, себя не жалея». Даже «современные» русалки И.Арт заманивают не своей красотой, а «песнями странными», так что «страхи лишними показались парню какому-то».
Неоднократно подчеркивается поэтами и бледность русалки. У М.Ю.Лермонтова: «бледные руки хватают песок». У А.С. Пушкина: «у стройных ног, как пена белых». У К. Бальмонта русалка «странно-бледна». У И. Арт: «лица бледные, словно саваны». Лишь А.Тарковский говорит о своей русалке: «вон как скукожилась черная кожица».
Остается и отличительный признак русалки – хвост, правда, не всегда. У М.Ю.Лермонтова русалка - «чудо морское с зеленым хвостом», а у А.С.Пушкина «у стройных ног» русалки плещутся волны. Поэты «серебряного века» вообще не говорят об этой части тела. У современной поэтессы Маринабеллы русалка «бьет рахитичным хвостом».
Красота русалки – длинные волосы. У Пушкина русалка «опутана зелеными власами», у Маринабеллы она «белобрысая», а И.Арт показывает нам русалок, которые «порастрепаны и нечесаны, наготу прикрывают косами».
По-разному поэты описывают взгляд русалки и цвет ее глаз. У лермонтовской русалки «синие очи любовью горят», а у пушкинской «глаза то меркнут, то блистают, как на небе мерцающие звезды». У поэта-символиста К.Бальмонта при описании русалки преобладает изумрудный цвет: «и нежен цвет очей зеленых», «в зеленых глазах у нее глубина», «лучистый взгляд». А Н. Гумилев полностью сосредоточил наше внимание на описании взгляда русалки. Взгляд его русалки, как и у пушкинской, «мерцающий взгляд…он блестит, то длинней, то короче». Кроме того, это «умирающий взгляд полуночи», «чарующий взгляд», «печальные очи». Совсем другой взгляд у современной русалки. Ни в одном из проанализированных стихотворении не говорится о цвете ее глаз. У Маринабеллы русалка «следит за полетом листвы, полусонно моргая», а у русалок И.Арт «глаза, как у кошек, древние и огнем горят, - адским пламенем».
Говоря о внешних сходствах и различиях, остановимся на описании губ русалки. Не все поэты при описании обращают внимание на эту часть лица. В стихотворении Пушкина русалка – обладательница «пронзительно влажных синих уст», а русалки И.Арт «улыбаются уст карминами» (кармин – красно-коричневый цвет). Маринабелла называет рот русалки «лягушачьим и нежным».
По-разному показывают поэты появление русалок. У Пушкина она появляется «из тихих волн, при свете ночи лунной» таинственно, загадочно, а у Лермонтова при свете дня, когда «в море царевич купает коня». У поэта-символиста К. Бальмонта прекрасная русалка тоже появляется, когда «уже зажглась луна опалом» и плывет «в лазоревой воде». Необычно место появления русалок у И.Арт: «во глухом бору, в черном омуте». И уже совсем приземлено описывается появление русалки при свете дня у Маринабеллы: «выползает на берег илистый».
Таким образом, можно отметить, что образ русалки в поэзии 19в. и творчестве поэтов «серебряного века» похожи. Русалки изображаются как прекрасные девы, способные заманить своей красотой. Отличие состоит в том, что русалка 19 века несет лирическому герою смерть от любви, от ее образа веет холодом. Лирического героя тянет к русалке, но одновременно он испытывает ужас. В поэзии «серебряного века» любовь русалки воспринимается поэтами как наслаждение. Образ русалки возвышен и утончен. Главное для поэтов – подчеркнуть красоту, загадочность этого образа. В современной поэзии поэты показывают нам «приземленный» образ русалки, лишают его таинственности, женской красоты. Русалка напоминает нам современную женщину с жизненными проблемами, измученную и несчастную, а временами страшную. Без прикрас изображают современные поэты внешность своей героини, которая кажется нам страшной, безобразной.
Выводы
В конце нашей исследовательской работы мы пришли к выводам:
Список использованной литературы
Заяц, косач, медведь и весна
"Портрет". Н.В. Гоголь
Весенние чудеса
Прекрасное далёко
Серебряное копытце