Искренние и правдивые стихи С.Есенина учат понимать все прекрассное и живое, поэтому они всегда будут близки и понятны нам, а значти, и актуальны.
Вложение | Размер |
---|---|
esenin.docx | 43.09 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3»
г.о. Саранск
Символика образа коня
в лирике С.А.Есенина
Выполнила: Гераськина Юлия,
ученица 10А класса
Руководитель: Леутина Елена Валентиновна, учитель русского языка и литературы
Саранск 2015
Содержание
Введение
Вступление
Быть может, мы судьбу не выбираем,
И свыше дан огонь Души моей.
Прости, Господь, но мне не надо рая,
Если в раю не будет лошадей.
Оксана Кукс
Среди животных – конь, несомненно, самый популярный объект изображения. В живой природе нет прекраснее этого животного. Его образ прочно вошёл в русскую культуру. Образом коня наполнены языческие мифы, христианские легенды, народные песни, сказки. Его обожествляли, ему поклонялись, ставили памятники и писали картины, посвящали стихи.
Да и как не восхищаться красотой, силой и благородством этого животного, его стремительным бегом:
Люблю тебя, когда стремглав,
В своей надменной силе,
Густую гриву растрепав
И весь в пару и мыле,
К брегам направив бурный бег,
С весёлым ржаньем мчишься,
Копыта кинешь в звонкий брег -
И в брызги разлетишься!..
- писал Ф.Тютчев.
Конь в разное время для человека был символом жизни, солнца, плодородия, достатка, силы и власти, атрибутом моды. Как верно заметил Гейне: «Век иной - иные кони...». В наши дни за образом свободно скачущего коня прочно закрепилось представление символа быстрого бега времени, времени безвозвратного, того самого, которого всем не хватает.
Тема нашей работы: «Символика образа коня в лирике С.А.Есенина».
Мы считаем, что ему, как «последнему поэту деревни», был близок и дорог данный образ.
Актуальность: Искренние, сердечные, правдивые стихи этого великого поэта учат понимать все прекрасное и живое, поэтому они всегда будут понятны и близки нам, а значит, актуальны.
Проблема: Почти все литературоведы и исследователи творчества Есенина (Волков А., Юшин П., Базанов В., Прокушев Ю. и другие) отмечали, что природа у поэта изображена в единстве с человеком. В некоторых статьях говорится об образах животных и птиц в лирике Есенина, упоминается и об образе коня. Но мы не нашли отдельных статей, посвященных данному образу.
Объект исследования: образ коня
Предмет исследования: образ коня в текстах стихотворений С.А.Есенина
Цель работы: выявить значение символа коня в текстах лирических произведений С.А.Есенина
Задачи:
1.Выяснить, является ли образ коня «сквозным» в лирике С.А.Есенина.
2.Определить, как трактуется образ коня в творчестве поэта.
Гипотеза: образ коня в творчестве Есенина можно рассматривать как неоднозначный символ.
При подготовке к работе нами были использованы различные методы:
-анализ текстов песен и критической литературы по данной теме
-сравнение художественно-изобразительных средств, используемых поэтами для создания образа коня.
Практическая значимость: Материалы нашего исследования могут быть использованы на уроках литературы, а также при подготовке внеклассных мероприятий.
Конь, лошадь играют важную роль во многих мифологических системах. Являются атрибутом (или образом) ряда божеств. Конь символизирует интеллект, мудрость, знатность, свет, динамичную силу, проворство, быстроту мысли, бег времени. Это типичный символ плодородия, мужества и мощной власти.
Конь в традиции многих народов почитается как священное животное. Он выступает необходимым атрибутом высших языческих богов и одновременно является существом, связанным с культом плодородия и смертью. У славян ряженые конём участвовали в календарных обрядах, в том числе, Коляде, Святках и т.д. «Словарь славянской мифологии» сообщает: «...Конь одинаково считался детищем Белобога (стихия света) и Чернобога (стихия мрака), причем, доброму богу посвящался белый конь, а злому - черный. С разделением власти над миром и всеми явлениями его бытия белые кони передаются в народном воображении богу-солнцу, богу-громовнику (сначала Перуну, потом Святовиду и, наконец, Светловиду-Яриле), черные же становятся собственностью Стрибога и всех буйных ветров - стрибожьих внуков. Солнце - это небесный конь, в продолжение дня обегающий небо из конца в конец и отдыхающий ночью».
Коньки на крышах русских изб ставятся и по сию пору как знак солнечный, призывающий урожай, а, следовательно, и достаток в дом. А в прежние времена при строительстве дома в фундамент закладывали коня, при переносе же дома череп его доставали из земли и зарывали под фундаментом на новом месте. Городскую стену ставили таким же образом.
В древнерусской языческой мифологии Конь - одно из наиболее почитаемых священных животных, атрибут высших языческих богов, особые существа. В Древней Руси считали, что конь наделен способностью предвещать судьбу, и прежде всего смерть, своему хозяину. В языческие времена коня хоронили вместе с хозяином.
Почитание коня в России было таково, что даже в христианские времена ему были установлены особые святые покровители и конские праздники. Покровителями лошадей считались св. Николай Чудотворец, св. Флор и Лавр, св. Георгий Победоносец и св. Илья Пророк.
В христианстве конь символизирует Солнце, смелость, благородство. Он является эмблемой святых (Георгия и др.). Наконец, четыре коня Апокалипсиса - это война, смерть, голод и эпидемия.
Являясь символом Солнца или солнечного бога, конь постепенно стал атрибутом царской власти. Но как же может солярный символ быть связанным с культом смерти? Да очень просто: как Солнце совершает круговорот через дневную и ночную сторону мира, так и конь должен пронести своего всадника через смерть к новому перерождению, к новой жизни.
Не случайной является масть коня. В различных традициях можно заметить преобладание двух мастей: сивой и рыжей. На русских иконах, изображающих змееборство, конь почти всегда или белый, или огненно-красный. В этих случаях красный цвет явно представляет собой цвет пламени, что соответствует огненной природе коня. Белый же цвет есть цвет потусторонних существ, существ, потерявших телесность - везде, где конь играет культовую роль, он всегда белый.
А сказочные кони («Золотой конь», «Сивка-Бурка», «Конёк-горбунок», конь Ильи Муромца, наконец)! Им подвластны пространство и время, присуща способность переносить героя не только на громадные расстояния - «выше лесу стоячего, ниже облака ходячего», но и между мирами. Кроме того, они преображают героя, который, например, пролезая из левого конского уха в правое, превращается из оборванца в царевича. К тому же являются верными спутниками, выручают даже после гибели, находя живую и мёртвую воду и т.п., а значит, помогают пройти и преодолеть смерть.
Давно прошли древние времена, да и те, в которые лошади были главным средством передвижения и основной тягловой силой - тоже. Нет, они не стали бесполезными, а красота облика и выразительность взгляда сохранили притягательность и для нас.
2.1 Образ коня как символ детства, уходящей юности, родного края.
Жизнь Сергея Есенина неразрывно была связана с образом коня. Еще будучи мальчишкой, он любил с деревенскими мальчишками ходить в ночное пасти лошадей. Поэтому этот образ связан у поэта с детством, с родным селом Константиново.
В Стихотворении «Прощай, родная пуща» автор вспоминает свое детство с тихой грустью, со светлой печалью:
Сияй ты, день погожий,
А я хочу грустить.
За голенищем ножик
Мне больше не носить.
Под брюхом жеребенка
В глухую ночь не спать
И радостию звонкой
Лесов не оглашать.
В следующем стихотворении «Эх вы, сани! А кони, кони!» Есенин с восторгом вспоминает о жизни в родном краю, о веселых деревенских гуляньях, о катаниях на тройке:
Эх вы, сани! А кони, кони!
Видно, черт их на землю принес.
В залихватском степном разгоне
Колокольчик хохочет до слез.
Тройка в данном контексте символизирует «веселую юность» поэта:
Пой, ямщик, вперекор этой ночи, -
Хочешь, сам я тебе подпою
Про лукавые девичьи очи,
Про веселую юность мою.
Эх, бывало заломишь шапку,
Да заложишь в оглобли коня,
Да приляжешь на сена охапку, -
Вспоминай лишь, как звали меня.
В конце стихотворения настроение лирического героя меняется. Тройка неустанно мчится вперед. На смену радости приходит грусть, оттого что юность прошла:
Все прошло. Поредел мой волос.
Конь издох, опустел наш двор.
Потеряла тальянка голос,
Разучившись вести разговор.
Но поэт ни о чем не жалеет. Колокольчики юности продолжают хохотать в его душе:
Но и все же душа не остыла,
Так приятны мне снег и мороз,
Потому что над всем, что было,
Колокольчик хохочет до слез.
В стихотворении « Табун» Есенин рисует удивительную картину пасущегося табуна. От стихотворения веет поразительным умиротворением. Перед нами разворачивается поэтическая картина купающихся коней:
В холмах зеленых табуны коней
Сдувают ноздрями златой налет со дней.
С бугра высокого в синеющий залив
Упала смоль качающихся грив.
Дрожит их головы над тихою водой,
И ловит месяц их серебряной уздой.
Автор точно подмечает повадки лошадей:
Храпя в испуге на свою же тень
Зазастить гривами они ждут новый день…
Уставясь лбами, слушает табун,
Что им поет вихрастый гамаюн.
А эхо резвое, скользнув по их губам,
Уносит думы их к неведомым лугам.
Только здесь, на этой земле, слушая тишину, рожок пастуха и «звон, прилипший на копытах» поэт чувствует себя спокойно. Именно в такие минуты хочется признаваться в любви к родной земле:
Любя твой день и ночи темноту,
Тебе, о родина, сложил я песню ту.
Как талантливый художник, Есенин умело пользуется всей палитрой красок, создавая свои неповторимые оттенки. Цветовая гамма способствует передаче тончайших настроений, придает живописную одухотворенность. Обратимся к известному стихотворению «Не жалею, не зову, не плачу». Это стихотворение написано С. Есениным в 1921 году. В ту пору ему исполнилось всего двадцать шесть лет, а в его творчестве уже появились грустные философские размышления о скоротечности жизни. Основная интонация стихотворения исповедальная, доверительная, грустная, прощальная и в то же время благодарная за счастье жить на этой земле. В стихотворении мы встречаем образ розового коня:
Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя, иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.
Казалось бы, розовый цвет какой-то неопределенный, маловыразительный, промежуточный, несколько разбавленный. И тем более любопытно умение Есенина пользоваться этой краской, придавая не свойственную ей выразительность. Ведь как раз одно слово «розовый» создает и усиливает ощущение красоты, свежести. Образ розового коня символизирует у поэта прошедшую юность, ее мечты и идеалы, нежность души. Одновременно лирический герой здесь осознает приметы иллюзорности жизни в целом. Но и реальный крестьянский конь на заре становится розовым в лучах восходящего солнца. На таком коне скакал Есенин в детстве и юности на родной рязанщине.
В стихотворении «Разбуди меня завтра рано…» мы видим образ кобылицы с красным хвостом:
И игриво взмахнет кобылица
Над равниною красным хвостом.
Ожидание рассвета будущего дня, когда кобылица «игриво взмахнет» красным хвостом, передает мечты о будущем: автор надеется стать «знаменитым русским поэтом», который воспоет высшие ценности жизни:
Воспою я тебя и гостя,
Нашу печь, петуха и кров...
И на песни мои прольется
Молоко твоих рыжих коров.
Таким образом, мы пришли к выводу, что с образом коня у Есенина связаны такие понятия как детство, уходящая юность, родной край, мечты о будущем.
2.2 Образ коня как символ революции.
Есенин был одним из тех русских писателей, которые с первых дней Октября открыто встали на сторону восставшего народа. "В годы революции,— писал Есенин,— был всецело на стороне Октября, но принимал все по-своему, с крестьянским уклоном". Все, что свершалось в России в годы Октября, было необычно, неповторимо, ни с чем несравнимо. Великие перемены в жизни России предчувствовал и Сергей Есенин. О своих ожиданиях он говорит нам в стихотворении «Сойди, явись нам, красный конь!».
Сойди, явись нам, красный конь!
Впрягись в земли оглобли.
Нам горьким стало молоко
Под этой ветхой кровлей.
Под «ветхой кровлей» автор подразумевает старый режим.
Мы радугу тебе — дугой,
Полярный круг — на сбрую.
О, вывези наш шар земной
На колею иную.
В образе коня поэт показывает новую власть, которая приведет страну к счастью. Все больше Есенина захватывает "вихревое" начало, вселенский, космический размах событий.
Хвостом земле ты прицепись,
С зари отчалься гривой.
За эти тучи, в эту высь
Скачи к стране счастливой.
Главное в этих произведениях этого периода - осознание своей силы, свободы, которую и поэту, и крестьянской Руси принес Октябрь:
Новый на кобыле
Едет к миру Спас.
Наша вера — в силе.
Наша правда — в нас!
Поэт Петр Орешин, вспоминая о встречах с Есениным в годы революции, подчеркивал: "Есенин принял Октябрь с неописуемым восторгом, и принял его, конечно, только потому, что внутренне был уже подготовлен к нему, что весь его нечеловеческий темперамент гармонировал с Октябрем...".
Однако осмыслить глубоко, сознательно все значение исторических и социальных перемен в жизни народа, особенно русской деревни, связанных с борьбой за торжество идей Великого Октября, он, естественно, смог далеко не сразу.
Есенин ждал от революции идиллического «земного рая» для мужиков. Эти надежды поэта не оправдались. Обновление села представляется поэту вторжением враждебного, «железного гостя», перед которым беззащитна противопоставляемая ему природа. "Мне очень грустно сейчас,— пишет Есенин в 1920 году,— что история переживает тяжелую эпоху умерщвления личности как живого, ведь идет совершенно не тот социализм, о котором я думал..." Рухнули утопические мечты поэта о социализме как "мужицком рае" на земле.
Особенно тяжело, временами трагически, в 1919—1921 годах переживает поэт революционную ломку старых, патриархальных устоев русской деревни. Именно в это время появляется поэма «Сорокоуст».
Поэма "Сорокоуст", вероятно, создавалась на Кавказе. Толчком для создания сюжета явился эпизод, произошедший на перегоне Тихорецкая - Пятигорск поезда "Кисловодск - Батум". Случай этот подробно описан Есениным в письме к Лившиц: "Ехали мы от Тихорецкой на Пятигорск, вдруг слышим крики, выглядываем в окно, и что же? Видим, за паровозом, что есть силы скачет маленький жеребенок. Так скачет, что нам сразу стало ясно, что он почему-то вздумал обогнать его. Бежал он очень долго, но под конец стал уставать, и на какой-то станции его поймали. Эпизод для кого-нибудь незначительный, а для меня он говорит очень много".Глубокий внутренний смысл имеет в поэме "Сорокоусте" рассказ о том, как паровоз обогнал тонконогого жеребенка.
Видели ли вы,
Как бежит по степям,
В туманах озерных кроясь,
Железной ноздрей храпя,
На лапах чугунных поезд?
А за ним,
По большой траве,
Как на празднике отчаянных гонок,
Тонкие ноги закидывая к голове,
Скачет красногривый жеребенок?
Милый, милый, смешной дуралей,
Ну куда он, куда он гонится?
Неужель он не знает, что живых коней
Победила стальная конница?
Неужель он не знает, что в полях бессиянных
Той поры не вернет его бег,
Когда пару красивых степных россиянок
Отдавал за коня печенег?
По-иному судьба на торгах перекрасила
Наш разбуженный скрежетом плес,
И за тысячи пудов конской кожи и мяса
Покупают теперь паровоз.
Здесь жеребенок воплощает в себе всю красоту природы, ее трогательную беззащитность, своеобразное напоминание людям о живом, о природе, о чистоте человеческих отношений. Поезд же обретает черты зловещего чудовища.
Поэт увидел катастрофу - безнадежное наступление на живую жизнь бездушного железа. В стихотворении мы видим схватку, обреченное единоборство поэта, любителя всего живого, с безумным веком железа.
В образе жеребенка поэт, возможно, нарисовал образ деревни. Поэт высказывает мысль о том, что город разрушает древний поэтический мир, рожденный в недрах русского крестьянства и уходящий своими истоками в патриархальную деревенскую старину. Город ему кажется чуждым миром, нарушающим гармонию между человеком и природой. Отсюда отрицательное отношение поэта к городу и защита деревни со всеми ее традиционными устоями. «Грусть за уходящее мллое родное» - такими словами определял Есенин состояние, в котором создавался цикл стихотворений «Сорокоуст». Не протест против нового, советского, а печаль об уходящем владеет поэтом.
Картины деревенской жизни и образ лошади меняются в связи с происходящими в стране событиями. И если в одном стихотворений мы видим "в холмах зеленых табуны коней", то в другом уже разворачивается такая картина:
Покосившая избенка,
Плач овцы, и вдали на ветру
Машет тощим хвостом лошаденка,
Заглядевшись в неласковый пруд.
Деревня пришла в упадок и гордый и величественный конь "превратился" в"лошаденку", которая олицетворяет собой бедственное положение крестьянства в те годы.
Во время поездки по стране Есенин наблюдал картины голода и жесточайшей разрухи. Особенно сильное впечатление произвел на него Харьков. А. Б. Мариенгоф вспоминал: «В те дни человек оказался крепче лошади. Лошади падали на улицах, дохли и усеивали своими мертвыми тушами мостовые. Мы с Есениным шли по Мясницкой. Число лошадиных трупов, сосчитанных ошалевшим глазом, раза в три превышало число кварталов от нашего Богословского до Красных ворот.»
Падшие лошади и черные вороны, клевавшие падаль стали толчком для создания первого трагического стихотворения «Кобыльи корабли».
В стихотворении автор рисует угнетающую картину революционной России. Путь в будущее предстал как страшное движение тех, кто «веслами отрубленных рук гребется в страну грядущего».
Слышите ль? Слышите звонкий стук?
Это грабли зари по пущам.
Веслами отрубленных рук
Вы гребетесь в страну грядущего.
Здесь же появляется образ погибающей деревни, с которым соотносится и сам лирический герой.
Нет, не рожь! скачет по полю стужа,
Окна выбиты, настежь двери.
Если волк на звезду завыл,
Значит, небо тучами изглодано.
В самом начале стихотворения поэт обращается к образу лошади:
Рваные животы кобыл,
Черные паруса воронов.
В данном контексте образ кобылы олицетворяет женскую суть, мать-природу. «Рваные животы кобыл» символизируют рождение нового мира - революции. Таким образом, поэт показывает, что революция, как и рождение человека, не проходит без боли, страдания и даже смерти. Погибшие кобылицы также могут олицетворяют людей, отдавших свои жизни во имя строительства светлого будущего.
Таким образом, мы видим, что у зрелого Есенина образ коня трактуется как символ революции.
2.3 Выражение внутренного «я» лирического героя через образ коня.
В некоторых произведениях Есенин сранивает себя с лошадью.
В стихотворении «Письмо деду» присутствует образ железного коня, под которым поэт подразумевает поезд:
Тогда садись, старик.
Садись без слез,
Доверься ты
Стальной кобыле.
Ах, что за лошадь,
Что за лошадь паровоз!
Ее, наверное,
В Германии купили.
Чугунный рот ее
Привык к огню,
И дым над ней, как грива, —
Черен, густ и четок.
Такую б гриву
Нашему коню, —
То сколько б вышло
Разных швабр и щеток!
Автор несколько раз поэт повторяет фразу «плохую лошадь вор не уведет». Кого подразумевает автор? Проанализировав стихотворение, мы пришли к выводу, что Есенин имеет в виду себя. Уход внука «в страну чужую» (т.е. поездка за границу) дед расценивает как конокрадство:
Ты говоришь:
Что у тебя украли,
Что я дурак,
А город — плут и мот.
Сравнивая себя с конем, поэт пытается найти оправдание своему поступку:
Плохую лошадь
Вор не уведет.
Плохую лошадь
Со двора не сгонишь,
Но тот, кто хочет
Знать другую гладь,
Тот скажет:
Чтоб не сгнить в затоне,
Страну родную
Нужно покидать.
Вот я и кинул.
Поэт намекает на сложную политическую обстановку, которая и заставила его уехать их страны и не считает свой отъезд из страны предательством:
Поймешь и то,
Что я ушел недаром
Туда, где бег
Быстрее, чем полет.
В стране, объятой вьюгой
И пожаром,
Плохую лошадь
Вор не уведет.
В конце стихотворения Есенин говорит о неизбежности смерти. Какой бы ни была лошадь (имеется в виду человек), финал ждет один:
И ты, старик,
Когда-нибудь поймешь,
Что, даже лучшую
Впрягая в сани лошадь,
В далекий край
Лишь кости привезешь...
В стихотворении «Письмо женщине» Есенин очень ярко передает свое состояние сравнением:
Я был, как лошадь, загнанная в мыле,
Пришпоренная смелым ездоком.
Мы слышим упрек в том, эта женщина просто не понимала его, его душевного разлада и трагедии в мире, когда одна страна уходит безвозвратно в прошлое, а на место ей приходит что-то совершенно новое и неизведанное. Лирический герой тщетно пытался понять в то время «куда несет нас рок событий». Уставший от вечной жизненной гонки, поэт не знает, куда бежать дальше. Речь в данном случае идет не только о политической обстановке того времени. Из биографии поэта мы знаем, что в личной жизни поэта тоже наступает кризис.
В другом стихотворении мы встречаем образ белого коня:
Вижу сон. Дорога черная.
Белый конь. Стопа упорная.
И на этом на коне
Едет милая ко мне.
Едет, едет милая,
Только нелюбимая.
Это стихотворение Есенин написал за несколько месяцев до смерти. Белый конь в народном сознании символизировал смерть. Поэт словно предчувствовал конец своего пути («черная дорога»). Стихотворение наполнено ощущением беды, ожиданием чего-то страшного.
Таким образом, можно сделать вывод, что в образе коня находит выражение внутренного «я» лирического героя.
Выводы
В конце работы мы пришли к выводам:
« красный конь» – символ революции, «розовый конь» –образ молодости, «белый конь» –предвестник смерти.
Список литературы.
Сергей Есенин; Собрание сочинений в двух томах; Том 1;Москва; Издательский дом - «Современник»; 1991 год.
Сергей Есенин; Собрание сочинений в двух томах; Том 2;Москва; Издательский дом - «Современник»; 1991 год.
«Жизнь Есенина»; Рассказывают современники; Москва; Издательский дом - «Правда»; 1988 год.
Интернет-источники
http://www.refu.ru/refs/43/8955/1.html
«Течет река Волга»
Андрей Усачев. Пятно (из книги "Умная собачка Соня")
Снег своими руками
3 загадки Солнечной системы
Девочка-Снегурочка