Рассказать детям о русском фольклоре
Вложение | Размер |
---|---|
alena-konkurs.docx | 22.59 КБ |
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Байр» с. Яшалта Республики Калмыкия
Ведерман А.В. воспитатель второй квалификационной категории март 2015 год.
НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Итоговое познавательно – речевое развитие Тема: «Фольклор и русское народное творчество» Средняя группа
Познавательное развитие: Продолжать знакомить детей с традициями русского народа, фольклорными произведениями: загадками, песенками, потешками, закличками. Познакомить с понятием устное народное творчество. Социально-Коммуникативное развитие: Воспитывать интерес к культурному наследию русского народа. Развивать умение действовать согласованно. Воспитывать навыки сотрудничества, инициативности. Речевое развитие: Развивать речь детей как средство общения. Физическое развитие: Развивать двигательную активность детей и мелкую моторику. Демонстрационный материал: Обручи, птички, платочек Хозяйка (воспитатель) встречает детей в горнице и рассказывает о празднике Сорока. Хозяйки пекли из ржаной и овсяной муки сорок шариков, а затем каждый день выбрасывали по одному шарику на улицу, заклинали мороз: Мороз – Красный нос, Вот тебе хлеба и овес, А ты уходи подобру – поздорову! В народе говорили, что мороз, наевшись хлебных шариков, уйдет совсем. И тогда прилетят сорок сороков птиц, весну на крыльях принесут. Дети мастерили птичек, хозяйки пекли печенье и пряники, весну зазывали. Хозяйка: Ребята отгадайте русскую народную загадку. Мальчишка В сером армячишке По дворам шныряет - Крошки подбирается, По полям ночует - Зерно ворует. Дети: Воробей. Хозяйка: Давайте узнаем, что видел воробей, когда летал.
Игра «Воробушки» Дети встают в круг, изображают воробушков.
Летал, летал воробей, Летал, летал молодой По за синему морю, (2 раза) По за чистому полю. (2 раза) Видел, видел воробей, Видел, видел молодой, как старушки ходят. (2 раза) (Второй и третий куплеты отличаются тем, что вместо слова «старушка» во втором куплете танцуют «девушка», а в третьем – «молодцы». ) Хозяйка: А где у нас уточка с утятами?
Русская народная игра «Золотые ворота» Двое детей изображают ворота, а другие строятся «змейкой», изображают утку с утятами. Золотые ворота, Пропускают, господа. Первой мать пройдет, Всех детей проведет. Первый раз прощается, Второй запрещается, А на третий раз, Не пропустим вас. Хозяйка: Все вы сейчас – «птички», а обручи «гнездышки». Птички летают под звуки балалайки. Как только балалайка замолчит, все птички летят в гнездышки.
Игра «Летает – не летает» Хозяйка: Ребята, скажите, а лисы летают? А сороки? Собаки летают? Тетерева летают?
Игра «Две тетери» Дети, стоят в кругу, хором произносят слова, обыгрывая их в соответствии с текстом русской народной потешки. Ай, дуду, дуду, дуду, На зеленом на лугу, Изображают игру на дудочке. Стоит чашка творогу. Показывают в центр круга на воображаемую чашку с творогом. Прилетели две тетери, Показывают, как летят птицы. Поклевали, улетели. Показывают, как тетери клюют творог, и «улетают», разбегаются в разные стороны.
Хозяйка: Среди вас есть селезень и уточка. Надо их найти. С помощью русской народной считалки дети выбирают уточку и селезня. Конь ретивый, С длинной гривой, Скачет, скачет по полям, Тут и там! Тут и там! Сюда мчится он – Выходи из круга вон! Дети становятся в круг, «уточка» и «селезень» находится внутри круга. Дети медленно идут по кругу и проговаривают текст. «Селезень » пытается поймать «уточку», которая от него убегает. Селезень уточку загонял, Молодой серу загонял. Ходи, уточка, домой, Ходи, серая, домой. У тя семеро детей, Восьмой селезень, А девятая, сама. Обними разок меня.
Хозяйка: Ребята, помните, как мы в группе делали жаворонков? Возьмем их и будем звать птиц, чтобы они весну – красну принесли, лето теплое. Вспомним заклички.
Ребёнок. Весна- красна, На чем пришла? – На кнутике, На хомутике. Чувиль-виль- виль, Жаворонушки!
Ребёнок. Жаворонушки , Наши матушки, Прилетели к нам, Принесите нам Весну красную, Лето теплое, С сохой, с бороной, На кобыле вороной.
Ребёнок. Жаворонушки, Принесите нам Лето теплое, Унесите от нас Зиму холодную.
Дети с птичками танцуют под веселую народную музыку.
Тема: «Фольклор и русское народное творчество» Средняя группа
Ведерман А.В. воспитатель второй квалификационной категории март 2015 год
Цель: Продолжать знакомить детей с традициями русского народа, фольклорными произведениями: загадками, песенками, потешками, закличками. Познакомить с понятием устное народное творчество. Воспитывать интерес к культурному наследию русского народа. Развивать умение действовать согласованно. Воспитывать навыки сотрудничества, инициативности. Развивать речь детей как средство общения. Развивать двигательную активность детей и мелкую моторику.
Способы реализации: Непосредственно образовательная деятельность, развлечения, досуги, народные игры.
В наше время наблюдается процесс упрощения, оскудения русского языка, исчезают его красота, образность. Для меня одной из самых актуальных задач является показ красоты русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, закличках, потешках, народных праздниках: формирование у детей интересах к детскому фольклору, обогащение словарного запаса детей. Словарный запас детей среднего возраста ещё не велик, реальный мир воспринимается ими своеобразно, поэтому потешки должны соответствовать уровню развития детей. Разумеется, тексты я заучиваю наизусть и, конечно, ищу соответствующие интонации: колыбельную произношу нараспев, ласково, не громко, весёлую потешку – задорно, с юмором, с улыбкой. Полагаю, что сочетание разнообразных фольклорных жанров помогает детям нашего детского сада применять полученные знания в своей самостоятельной художественно – речевой деятельности.
Фольклор уникален тем, что способствует развитию творческой деятельности, позволяет личности раскрыться, ведет к импровизации, являющейся сутью фольклорной традиции.
Композитор Алексей Рыбников
Невидимое письмо
"Портрет". Н.В. Гоголь
Камилл Фламмарион: "Астрономия - наука о живой Вселенной"
Северное сияние