История создания портрета А.А.Ахматовой кисти известного артиста театра и кино А. В. Баталова. Также представлены интересные факты из жизни самого автора, связанные с Татарстаном.
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_odnogo_portreta.docx | 20.06 КБ |
Всероссийский научно-исследовательский
и творческий конкурс учащихся
«Литературный Татарстан»
Эссе
История одного портрета
(портрет А. А. Ахматовой кисти А.В. Баталова)
Выполнила:
Сафарова Ильфина Шамилевна,
учащаяся 9 класса
МБОУ «Кулле-Киминская СОШ» Атнинского муниципального района РТ
Руководитель:
Батршина Сания Фаритовна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Кулле-Киминская СОШ» Атнинского муниципального района РТ
2015
Портрет! Что может быть проще и сложнее, очевиднее и глубже.
Шарль Бодлер (французский поэт)
Для меня мир живописи – это не только мир красоты, но и мир таинственный. Особенно привлекают меня портреты, потому что они могут иметь неизвестные широкой публике интересные истории создания, по ним можно рассуждать об
особенности характера, индивидуальном внутреннем мире изображенного человека, о его настроении в данный момент.
Я читала историю портрета поэта В. А. Жуковского кисти К. П. Брюллова. Работа была выполнена специально для продажи, чтоб выкупить у помещика Энгельгардта крепостного Тараса Шевченко, который имел способности в рисовании. Конечно, портрет был сразу скуплен, так как это была работа известного художника и на нем изображался известный поэт той эпохи. Эту историю я вспомнила, когда увидела портрет Анны Андреевны Ахматовой, автором которого оказался Народный артист СССР Алексей Владимирович Баталов. Действительно, какой дорогой портрет! Но не с материальной стороны, а с точки зрения исторической ценности в области культуры. И история его создания оказалась весьма интересной.
А. Баталов познакомился с Анной Ахматовой, когда ему было 6 лет. В их семье Анна Андреевна была своим человеком. «Уже само появление Ахматовой в моей мальчишеской жизни было необычайно значительно и впечатляюще», - писал актер в своих воспоминаниях.
Баталов много раз в жизни начинал учиться рисовать. Сначала это казалось ему естественным и необходимым, поскольку множество взрослых из числа друзей его родителей были люди, связанные с этим делом по роду своих театральных обязанностей. Потом мальчик оказался в кругу художников «Крокодила», плакатистов, иллюстраторов. А это были люди, которые постоянно по любому поводу легко и просто выражали свои мысли или шутили при помощи бумаги и карандаша. Рядом с ними Алексей научился мазать красками и легко пользоваться карандашом. Это веселое детское умение нежданно-негаданно обернулось работой. Во время войны в профессиональном театре города Бугульмы (Татарстан) пятнадцатилетним мальчиком он оформлял спектакли, писал афиши и еще подрабатывал, рисуя заголовки всяческих стенных газет в госпиталях и столовых. Мать, актриса Нина Ольшевская, в Бугульме в 1944 году создала свой театр, там Алексей впервые вышел на сцену. С этим временем у Баталова связаны особые впечатления: нескончаемая череда военных дней, работа в качестве рабочего сцены, первая зарплата, первый выход на сцену... Алексей Владимирович вспоминает: "Из московской квартиры я уезжал буржуйским мальчиком, а вернулся совсем другим, пацаном. Я узнал, что такое сельская жизнь, как дрова рубить, как скакать на лошади в ночное, какая разница между русской печкой, голландской и горном, короче, тысячи вещей, не поддающихся перечислению. Но главное - война воочию, на примерах показала мне, что такое горе и счастье. Вот такое получилось детство. Бесконечные переезды: Бугульма, Уфа, Казань, Свердловск…»
В годы воинской службы в Центральном театре Советской Армии в свободное время стал заниматься маслом, брал уроки у замечательного художника и педагога Роберта Рафаиловича Фалька. Анна Андреевна, знавшая Фалька, внимательно разглядывала на «заданные на дом» натюрморты, наброски, этюды Баталова. В один из отпускных дней Анна Андреевна спросила его, как идут занятия у Фалька. Алексей стал рассказывать ей о своих сомнениях и трудностях. Терпеливо и по обыкновению крайне внимательно выслушав его, Анна Андреевна долго молчала, а потом без тени иронии вдруг сказала:
— Жаль. Я хотела предложить вам попробовать сделать мой портрет…
Алексей остолбенел от неожиданности. Тем более он знал, что сам Фальк мечтал пополнить свою галерею портретом Ахматовой, и старик Фаворский делал карандашные наброски ее головы.
Такова история создания портрета Анны Ахматовой. Сам актер детально помнит дни создания портрета. «Кроме Анны Андреевны и меня в квартире никого не было. Она сидела на своем обычном месте, в углу дивана.
— Мне кажется, — продолжала после мертвой паузы Ахматова, — вам удаются лица.
Это было в 1952 году. С той поры я больше никогда не писал портреты. Но время, когда я выполнял этот заказ, те дни и часы, когда по утрам в тихой прибранной комнате напротив меня сидела Ахматова, были до краев наполнены творчеством и остались в душе как самая высокая награда за все мои старания и стремления проникнуть в тайны изобразительных искусств», - пишет он.
Так появился портрет Анны Ахматовой кисти Алексея Баталова, написанный им в последний период жизни великой поэтессы, когда, отвергая просьбы многих художников, она смогла довериться только близкому человеку.
Анне Андреевне этот портрет нравился. Он невероятно похожий, живой. На нас смотрит полная, седая женщина. Она в скромном и, в тоже время, элегантном наряде; темные цвета великолепно оттеняют её лицо. Белый шарф, неотъемлемый атрибут ахматовских портретов (шаль, платок, шарф) придают теплоту, чистоту, нежность. Крупные бусы и перстень свидетельствуют ее изысканный вкус, ухоженность. Бледная кожа, складки на высоком лбу, сеть глубоких морщин – все эти атрибуты пожилого возраста не снижают впечатления о силе личности поэтессы, кажется, даже усиливают его… В твердом спокойном взгляде – мудрость и опыт, терпение и гордость, достоинство без высокомерия… Она не смотрит на нас, взгляд направлен в сторону. Может она размышляет об ушедших годах, а может, наоборот, сидит спокойно, ни о чем не думает. Все же в ее глазах чувствуется очень важная черта ее личности — величавость. Не надменность, а именно величавость: чувство уважения к себе и осознание важности ее писательской миссии. Ахматова здесь все такая же загадочная, красивая, как и в молодости.
Портрет Ахматовой сейчас висит в комнате дочери Баталова Марии.
Нарисуем попугая цветными карандашами
Как напиться обезьяне?
Убунту: я существую, потому что мы существуем
"Разделите так, как делили работу..."
Твёрдое - мягкое