Цель данной работы заключается в том, чтобы представить художественный мир Дж. Лондона в свете авторского понимания проблемы « природа – цивилизация».
Вложение | Размер |
---|---|
zov_predkov.docx | 42.99 КБ |
V республиканская научно-практическая конференция школьников
«От школьного проекта к формированию интеллектуальной элиты РТ»
Секция: английский язык и литература
Тема: «Что сильнее зов предков
или любовь к человеку?»
Работу выполнила:
Фомина Мария Сергеевна,
10 класс, МБОУ «СОШ №1 с
углублённым изучением
отдельных предметов»
г. Буинска РТ
Научный руководитель:
учитель английского языка, МБОУ «СОШ
№1 с углублённым изучением отдельных
предметов» г. Буинска РТ
Елена Михайловна Волкова
г. Буинск 2016 год
Оглавление
I.Проблемы окружающей среды в американской литературе………………………….…3
II.Что победит природа или цивилизация………………………………………………..... 5
III. Человек – «цивилизованное дитя» природы………………………………………….10
IV.Список литературы……………………………………………………………..……….12
В этом году исполняется 140 лет со дня рождения и 100 лет со дня смерти выдающегося американского писателя Джека Лондона. Джек Лондон - автор северных рассказов. За свою недолгую, но удивительно яркую жизнь он сумел создать художественный мир, в полной мере отразивший своеобразие его самобытной личности, мир, позволяющий говорить о нем как о писателе, воплотившем на страницах своих произведений дух своего времени.
Его ранние произведения (сборник рассказов «Северная Одиссея», «Сказки южных морей») привлекают любовью к природе, романтикой приключений.
Мы часто слышим и читаем о защите окружающей среды. Почему эти проблемы так важны? Почему нам следует задумываться об этом, в то время как перед нами встают проблемы экономических кризисов, войн и социальных проблем с которыми ежедневно сталкиваются многие из нас? Самое простое объяснение состоит в том, что Земля - это наш дом.
На протяжении всей своей истории человек всегда влиял на окружающую среду. С середины прошлого века идет высокий рост экономики, в основном в промышленно развитых странах. Из-за чрезмерной нагрузки на окружающую среду возникают локальные экологические катастрофы (смог в промышленных городах, загрязнение Великих озер в США, отравления ртутью в Японии, загрязнение реки Рейн и др.) В связи с этим пришло осознание важности проблемы загрязнения окружающей среды, необходимости разработки природоохранной стратегии.
Об охране окружающей среды задумываются люди разных слоев и разных профессий: математики и биологи, химики и физики и конечно, эту тему не могли не затронуть литераторы.
Лондон уже в начале своего творческого пути приходит к выводу, что человек и цивилизация неразрывно связаны, их нельзя рассматривать отдельно друг от друга, человек - это связующее звено между миром природы, частью которого он является, и миром цивилизации. В тоже время человек – пылинка в огромном мире царицы-природы. Мир этот страшен и кровожаден. Итак, центральной проблемой в его творчестве становится проблема «природа — цивилизация».
Цивилизация – это одна из основных единиц исторического времени, обозначающая длительно существующее, самодостаточное сообщество стран и народов. Цивилизация подобна живому организму, проходящему путь от рождения до смерти, иногда это слово употребляется также как синоним слова «культура». В противовес ей Лондон рисует картины естественной дикой природы - природы в её естественном состоянии.
Новизна данной работы заключается в том, чтобы представить художественный мир Дж. Лондона в свете авторского понимания проблемы « природа – цивилизация».
Цель исследования – выявить своеобразие творчества Дж. Лондона в связи со спецификой интерпретации писателем проблемы « природа – цивилизация».
Объект исследования – творчество Дж. Лондона, исследуемое в связи с осмыслением писателем проблемы «природа – цивилизация».
Материал исследования. Повесть «Зов предков».
Моей гипотезой стало предположение, что животные, а именно собаки, являются частью природы и имеют повадки своих предков, вне зависимости от того на каком уровне цивилизованности находится человечество.
Практическая значимость исследования. Результаты проведенного исследования могут быть использованы в практике преподавания зарубежной литературы ХХ века, чтении спецкурсов по литературе США.
В повести «Зов предков» Лондон сосредоточил внимание на законах, управляющих животным миром, в котором либо убьешь и будешь сыт, либо тебя убьют и съедят. Другим могущественным законом животного мира, по его мнению, является закон приспособляемости: выживает особь, умеющая лучше других приспособиться к изменяющимся условиям. Эти законы казались Лондону созвучными его эпохе, это стало необходимо и в наши дни. Все это обусловливает актуальность данной работы.
Итак, материалом моего исследования стали северные рассказы. Они были первыми произведениями молодого Лондона, имевшими большой успех у читателей. Одна из ведущих тем северных рассказов Лондона - это тема романтического противопоставления природы и цивилизации. Действия в его рассказах происходят в конце XIX начале ХХ вв. Это время становления и развития капитализма, характеризующееся развитием примышленного производства. В технике и науке происходят революционные преобразования – возникает и развивается машинная техника, складывается наука как система знаний о мире. Увеличился спрос на разные виды минерального сырья (уголь, металлы), возникают промышленные предприятия. Производство и население концентрируются в промышленных районах. Начинается процесс урбанизации. Усилилась нагрузка на окружающую среду.
Давайте обратимся к одному из самых лучших произведений Джека Лондона - «Зов предков». В повести рассказывается о судьбе пса, вынужденного выживать в условиях суровой дикой природы Аляски. Автор сосредотачивает внимание читателя на законе, управляющем животным миром: выживает особь, умеющая лучше других приспосабливаться к изменяющимся условиям среды.
Джек Лондон взглянул на эту проблему глазами замечательного пса Бэка. Жизнь этой собаки была насыщена самыми невообразимыми испытаниями. Но главное - Бэк прошел путь от современного (конец XIX века) ленивого пса до вожака волчьей стаи. Этакий Маугли наоборот. Может быть, это и есть самое верное решение?
Бэк был очень веселой, сильной и молодой собакой. Он был счастлив на своем теплом юге, проводя время в бесконечных играх и забавах, и не мог даже заподозрить, что люди - не только добрые и ласковые, но и жестокие, причиняющие страдание и боль. Что его могут схватить, запереть в клетку, запрячь в тяжелые сани, бить и истязать, просто так, ради удовольствия. Что ему придется бороться за свою жизнь не только с холодом и голодом, но и со своими братьями-собаками.
Как вести себя с другими собаками Бэк постигал не только опытом — в нем всколыхнулись давно заглохшие первобытные инстинкты. А то, что он унаследовал от многих поколений прирученных предков, наоборот, отмирало. Смутными, невнятными голосами заговорила в нем далекая юность его рода. И Бэк скоро научился пускать в ход когти и зубы, у него появилась быстрая волчья хватка. Так именно дрались его забытые предки. Оживало в нем далекое прошлое, и те старые повадки, что были наследственными в его роде и передавались из поколения в поколение, теперь они стали его повадками. Он усвоил их без всяких усилий, не видя в них ничего нового и удивительного, как будто они всегда были ему свойственны.
Бэк был не такой как остальные собаки Севера, его ноги были не такие крепкие и выносливые. С тех пор как последний из его диких предков был приручен пещерным человеком, собаки его породы, поколение за поколением, становились все более изнеженными. Но постепенно лапы Бэка огрубели, закалились. Все пришельцы с Юга были слишком изнежены и погибали от непосильной работы, морозов, голода. Бэк был единственным исключением. Он все выдержал, он приспособился к новой жизни и преуспевал, не уступая северянам в силе, свирепости и храбрости. Притом он был властолюбив, а дубинка человека, выбив из него прежнюю безрассудную отвагу и запальчивость, сделала его особенно опасным противником. Он был необыкновенно хитер и, стремясь к первенству, умел выжидать удобного случая с той терпеливой настойчивостью, которая отличает дикарей. Те древние инстинкты, что в известную пору года гонят людей из шумных городов в леса и поля убивать живых тварей свинцовыми шариками, теперь проснулись в Бэке, и в нем эта кровожадность и радость умерщвления были бесконечно более естественны.
Хотя Бэк жил в суровых условиях, часто недоедал, мало отдыхал - тем не менее, он не тосковал по родине. Страна солнца стала для него смутным и далеким воспоминанием, которое его не волновало. Ещё большую власть над ним имели воспоминания о другой жизни, далекой жизни предков. Благодаря им многое, чего он никогда раньше не видел, казалось ему знакомым. А инстинкты (они тоже были не чем иным, как отголосками жизни предков), не просыпавшиеся в нем раньше, теперь ожили и властно заговорили.
Бэк понял, что во время схваток (когда он дрался с другими собаками) середины нет — либо он одолеет, либо его одолеют, и щадить врага — это признак слабости. Милосердия первобытные существа не знали. Они его принимали за трусость. Милосердие влекло за собой смерть. Убивай или будешь убит, ешь или тебя съедят — таков первобытный закон жизни. И этому закону, дошедшему до него из глубины времен, повиновался Бэк.
Во время отдыха Бэку все чаще представлялся коротконогий волосатый человек. И в своем воображении он бродил с этим человеком в другом мире, который смутно вспоминался ему - это был человек из первобытного племени.
Торнтон (последний хозяин Бэка) часто видел, как Бэк выходил из лагеря, но не видел той мгновенной и страшной перемены, которая происходила в нем, как только лес укрывал его от людских глаз. В лесу он уже не шествовал важно, там он сразу превращался в дикого зверя и крался бесшумно, как кошка, мелькая и скрываясь между деревьями, подобно легкой тени среди других теней леса. Он умел везде найти себе укрытие, умел ползти на животе, как змея, и, как змея, внезапно нападать и разить. Он ловко вытаскивал куропатку из гнезда, убивал спящего зайца и ловил на лету бурундуков. Не успевали уплыть от него и рыбы в незамерзающих водах, и даже бобров, чинивших свои плотины, не спасала их осторожность.
В повести довольно много других персонажей, людей самых равных характеров. Лондон рисует их бегло, они нам памятны по их отношению к «герою» повести — собаке Бэку. Это судья Миллер, у которого Бэк вел жизнь пресыщенного аристократа, и похитивший его подручный садовника Мануэль, и курьер канадского правительства Перро с помощником Франсуа, и горе - золотоискатели Чарльз, Хэл и Мерседес — сумасброды, чуждые Северу и поэтому обреченные на неудачу, и Торнтон к которому Бэк испытывает любовь и привязанность. Все сюжетные линии, все художественные образы и картины служат выявлению образа смелого и умного пса Бэка. Все предыдущее повествование о разных людях и животных, с которыми привелось встретиться Бэку, выработали в нем и оттенили те качества его натуры, которые с неожиданной цельностью раскрылись в финале.
После гибели Торнтона, к которому Бэк сильно привязался, он убегает в лес, послушный диким инстинктам — зову предков. Он присоединяется к волчьей стае и в смертельной схватке с соперниками завоевывает себе право стать ее вожаком. Но любовь к хозяину, доброму и справедливому человеку, влечет Бэка к месту гибели Торптона. Тоскующий зверь то и дело оставляет своих лесных братьев и приходит в долину. Скорбный вой одинокого Бэка оглашает окрестности, он звучит как реквием навсегда ушедшему другу и как символ беспредельной верности.
Целью моего исследования стало узнать мнения учащихся о том, что они думают о своих питомцах. Да, наши питомцы привязаны к нам, они радуются и ластятся к хозяевам, они готовы демонстрировать различные трюки, они все понимают, и мы верим, что они действительно лучшие друзья, полноправные члены семьи, на которых можно рассчитывать. И хочется верить, что так будет всегда. Но как собакам удалось занять, пожалуй, самое привилегированное место рядом с человеком? Живы ли у них первобытные инстинкты? В результате анализа произведения Джека Лондона «Зов предков», я решила провести небольшое анкетирование среди учащихся нашей школы, а именно ребят из младшего, среднего и старшего звена. Я задала такие вопросы:
3. Считаете ли вы, что собаки стали полностью послушными хозяину?
4. Остались ли у них повадки хищных животных? Какие?
5. Есть ли вина человека в том, что собаки становиться дикими?
6. Что вы думаете, какая среда естественна для собаки, жить с хозяином или на воле?
7. Как вы поступите, увидев на улице голодную собаку или кошку?
8. Какие произведения о животных вы читали?
На первый вопрос, есть ли у вас питомец, большинство учеников ответили положительно. Практически у всех имеется домашнее животное, такое как кошка, собака, попугай, черепаха, хомяк и даже лощадь.
На второй вопрос, почему собаки считаются одними из самых популярных питомцев, многие ответили, что собаки - это самые преданные и лучшие друзья человека, всегда находящие для нас время, честные и бескорыстные. Они любят нас просто за то, что мы есть. Один респондент написал, что приятно, приходя домой, слышать лай своего любимого питомца. Об уме собак, их находчивости и привязанности, ходят легенды – это отметило несколько человек.
На третий вопрос считаете ли вы, что собаки стали полностью послушными хозяину. Младшее звено ответило положительно, а среди учеников старших классов были разногласия. Но, даже посмотрев на все ответы можно сказать, что, по их мнению человек еще не полностью подчинил к себе собак.
На вопрос, остались ли у них повадки хищных животных, какие: большинство учащихся писали об агрессии, инстинкте, свирепости. Не забывали о том, что собака может укусить, защищаясь или наброситься на прохожих.
На вопрос, есть ли вина человека в том, что собаки становиться дикими, появились разногласия среди учеников. Одни пишут, что да, виноват. Другие пишут, что человек не виновен. По-моему мнению, в этом есть вина человека, так как некоторые сначала приручают, а потом когда появляются проблемы с содержанием питомца, могут просто выкинуть его из дома или убить. Некоторые люди сами вырабатывают агрессию у собак, готовя их к охране или защите, но бывает и так что эта агрессия выливается обратно на хозяина или его семью.
Вопрос, что вы думаете, какая среда естественна для собаки, жить с хозяином или на воле, все как один ответили, что собаке место на воле. Раньше я думала, что собака может пропасть без хозяина или даже одичать в лесах. Но прочитав этот рассказ, я поняла, что собака не только способна выжить, но и приспособиться к дикой жизни.
Как вы поступите, увидев на улице голодную собаку или кошку? Ученики ответили, что накормят бедное животное. Некоторые написали, что даже заберут домой.
И на последний вопрос, какие произведения о животных вы читали, многие ребята назвали произведения школьного курса: рассказ И.С. Тургенева «Му-му», «Лев и собака» Л.Н. Толстого, «Белый Бим черное ухо» Г. Троепольского, «Конь с розовой гривой» В. П. Астафьева, многие читают энциклопедии или журналы о животных.
Сегодня человечество уже достигло такого уровня развития, когда большинство загадок природы, над которыми бились ученые многие века, уже разгаданы. Даже малыши имеют представление о том, почему идет дождь, почему ночь сменяет день и какой формы земля, а не так давно (парочка десятков веков по космическим меркам - секунда!) об этом даже седые старцы и не догадывались. Но есть и такие тайны природы, которые, возможно, навсегда останутся неподвластны человеческому разуму. Одна из них - тайна происхождения человека. Споры на эту тему бесполезны, и до сих пор нет единого мнения. Человек не знает кто его предки. Ведь с самого детства мы учимся подавлять свои инстинкты и интуицию. И, наверное, это правильно. Сложно представить в современном обществе человека, следующего не правилам приличия, а своим инстинктам. Сложно и страшно. Так всегда: что-то обретаешь, но взамен обязательно что-то теряешь. Приобретений Человека и не счесть. А потеря только одна - мы перестали быть частью природы - можно было бы спросить, согласен ли человек отдать большинство своих инстинктов, навыков ради того, чтобы обрести мир таким, каким он стал теперь.
С каждым годом человек и его домашние животные всё больше отдаляются от первобытной природы, которая их создала. Как поведут себя домашние звери, попав назад в первобытную среду? Что они выберут: сытую жизнь рядом с человеком или свободную жизнь, где живут по первобытным инстинктам?
В этой повести природа побеждает цивилизацию и домашний пес Бэк, попавший из Калифорнии в первобытные условия Клондайка, превращается в дикого зверя.
Ворона
Чайковский П.И. "Детский альбом"
Учимся рисовать горный пейзаж акварелью
ГЛАВА ТРЕТЬЯ, в которой Пух и Пятачок отправились на охоту и чуть-чуть не поймали Буку
5 зимних аудиосказок