Цели работы: - ознакомиться с творчеством Мусы Джалиля и Сибгата Хакима; - найти общие черты в биографии и поэтическом наследии поэтов.
Задачи работы: - изучить материалы музея Сибгата Хакима; - найти фотографии, доказывающие подлинность фактов.
Вложение | Размер |
---|---|
dzhalil_cherez_vospriyatie_s._hakima.docx | 445.85 КБ |
МБОУ «КУЛЛЕ-КИМИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА ИМЕНИ СИБГАТА ХАКИМА»
АТНИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Исследовательская работа на тему:
МУСА ДЖАЛИЛЬ
ЧЕРЕЗ ВОСПРИЯТИЕ НАРОДНОГО ПОЭТА ТАТАРСТАНА
СИБГАТА ХАКИМА
Выполнила: Загидуллина Адиля, ученица 9 класса
Руководитель: Батршина Сания Фаритовна,
учитель русского языка и литературы,
высшей кв. категории.
2016 год
Введение.
Я учусь в Кулле-Киминской средней школе Атнинского района, которая с гордостью носит имя народного поэта Сибгата Хакима. В школе действует богатый подлинными экспонатами музей поэта. Он знакомит не только с жизнью и творчеством нашего знаменитого земляка, но и рассказывает о татарских поэтах, соратниках С. Хакима. Один из них - поэт-герой Муса Джалиль. Среди множества экспонатов мы видим портрет, откуда смотрит на нас задумчивый, серьёзный Джалиль. Этот портрет в музей привез Сибгат Хаким сам. А в 1981 году Сибгат ага подарил музею сборник стихов «Торыгыз, Мусалар», выпущенный им в 1978 году. Здесь опубликованы стихи поэта, посвящённые Джалилю и его боевым товарищам.
Сибгат Хаким с глубоким уважением относился к Джалилю, восхищался его незаурядным творчеством, много ездил по следам поэта, знакомясь его жизнью в плену. Я решила глубже изучить эту тему, тем более в ходе опроса выяснила, что мои одноклассники и учащиеся школы не очень много знают о дружбе двух поэтов и что изучение жизни и творчества М. Джалия через восприятие С. Хакима поможет ярче и правильнее представить личность поэта-героя.
Цели работы:
- ознакомиться с творчеством Мусы Джалиля и Сибгата Хакима;
- найти общие черты в биографии и поэтическом наследии поэтов.
Задачи работы:
- изучить материалы музея Сибгата Хакима;
- найти фотографии, доказывающие подлинность фактов.
Методика исследования:
1.Накопление фактического материала.
2.Осмысление собранного материала.
3.Уточнение фактов (в архиве школьного музея).
4. Опрос среди учащихся школы.
5. Обработка полученной информации сравнительно-аналитическим методом.
В 2016 году отмечается 110-летие М. Джалиля и 105-летие С. Хакима. Личность этих двух великих поэтов татарской литературы может служить примером для нашего поколения в воспитании таких качеств, как мужество, патриотизм. В этом заключается актуальность моей работы.
___________________________________
Познакомился С. Хаким с Джалилем в 1937 году, когда работал в Татарском книжном издательстве после окончания института. Судьбы двух поэтов похожи. Оба родились и выросли в деревне. Кажется, сама природа деревни рождает поэтов. Она делает человека мягче, добрее, она делает его чутким. А без этого нет поэзии, нет литературы. С.Хаким писал, что в городе есть молодые люди, которые ни разу в своей жизни не видели зари, а кто-то из них собирается стать поэтом.
Деревня Мустафино, где родился и вырос Муса, раскинулась на плоском невысоком холме. С трёх сторон опоясывает её река Салмыш, пройдёшь ещё немного - и в степи увидишь гору Бурлы-тау. Цепочка холмов возвышается напротив. Все эти реки, озёра, степи, горы были колыбелью Мусы. Он очень любил деревенскую природу. У него даже был альбом с акварельными зарисовками любимых мест. А стихи сочинял в любой обстановке, записывал на клочках бумаги. Учился Муса хорошо, его хвалили за сообразительность. Учитель деревни Мустафино Габдулла Усманов в своих воспоминаниях пишет: « Меня порой поражали его вопросы, его не по-детски глубокие раздумья, желание всё знать. Например, почему скворцы улетают от нас на зиму, почему они не приучаются зимовать в наших краях? Почему муэдзин, отправляясь в мечеть, надевает чалму, а остальные старики - шапки? Почему вечернюю молитву читают с башни мечети, а утреннюю - на земле?»
А Сибгат Хаким родился и вырос в легендарном Заказанье, краю сказочников и поэтов. Здесь родились Г.Тукай, Г.Баширов, Г.Ахунов, М.Магдеев... Деревня Кулле-Кими Арского (ныне Атнинского) района небогата хлебом, но издавна знаменита своими умельцами, мастерами. В большой и дружной семье Хакимовых любили книгу. После ужина соседи собирались в их доме. Отец Сибгата читал книги. Книжка стояла на дорогом месте, на полке вместе с хлебом.
Начались годы учёбы. Оба поэта свою учёбу начали с рабфака. С.Хаким считает, что в пединституте открылись его глаза на мир, на литературу. Увидев необъятность литературного мира, понял, что по-старому писать нельзя. Учился.
Джалиль в годы учёбы на рабфаке был членом кружка молодых татарских поэтов. Композитор Латиф Хамиди помнит его обаятельным и простым юношей, с тёмными волосами, небольшого роста. На нём была белая косоворотка. Беседовал по-дружески, непринуждённо. Говорил больше о поэзии.
После пединститута Джалиль уезжает в Москву на учёбу. Здесь они снова встречаются с Л.Хамиди, который учился в музыкальном техникуме. Благодаря их тесной дружбе появились сначала детские песни, затем первые татарские романсы. В этой совместной работе выявилась музыкальная одарённость Мусы. У него был приятный баритон. Муса признавался, что сочиняя стихи, напевает какую-то мелодию. Читая его стихи, будто слышно их звучание. Поэтому композиторам было легко писать музыку на его стихи.
Скоро Джалиль приступил к работе в оперной студии. Он начал заботиться о своём музыкальном развитии. В этот период Муса был слишком перегружен. Он вёл огромную организационную работу по подготовке либретто для опер, завершал свою «Алтынчеч». К работе в оперной студии он привлёк большинство писателей-татар, живущих в Москве. Все были увлечены созданием новых татарских опер.
В те годы М.Джалиль часто приезжал в Казань. Он и здешних поэтов втянул в дело написания либретто для опер. Среди них был и Сибгат Хаким. Он вспоминает: «Муса приводил в Союз писателей специалистов, музыкантов, композиторов. Мы слушали лекции, учились. Я сам в то время прочёл около двадцати либретто. Какое было молодое время, время горения большим делом! Композиторы, певцы, поэты были одержимы идеалами, они создавали татарский оперный театр. Муса стоял во главе этого движения. Война оборвала этот процесс».
Сибгат Хаким встречался с Джалилем и в Казани, и в Москве, участвовал в литературных вечерах. Он был моложе Джалиля и в поэзию ещё только входил, но выступал вместе со многим известными поэтами; считал, что эти поэты ввели его в большую поэзию. О дружбе и творческом сотрудничестве Джалиля и Хакима говорят фотографии, снятые в 1939 и 1940 годах (фото в приложении). Поэма Джалиля «Письмоносец» и поэма Хакима «Детство поэта» вышли в один год, в 1940-ом. «Письмоносец» С.Хаким взял с собой на Калининский фронт. Политрук батальона, башкир, тоже носил в сумке эту поэму.
Последняя встреча поэтов была символична. Воспоминания С. Хакима об этой встрече читаем в книге Рафаэля Хакимова «Семь вечеров»: «Однажды летом мы ездили в военные лагеря за Кабаном. Муса, я и моя невеста читали стихи перед солдатами, ответили на вопросы, а вечером собрались домой. Лето, луг, идём по дороге. Настроение хорошее, на душе легко. Мы так разговорились, что не заметили тяжёлую тучу, неожиданно налетевшую на нас. Туча засверкала молниями. Мы побежали. Впереди наша девушка с туфельками в руках, за ней Муса, следом я. Так и осталось в памяти: белые туфельки в отблеске молний, словно две свечи. Бежим навстречу грозной чёрной туче, навстречу молниям... Муса эту картину припомнил на моей свадьбе... И смешно, и тревожно... Мы бежали навстречу войне, навстречу страшной грозовой туче, так беззаботно!»
А нам бы тихо под дождём идти,
С таким дождём поэтам по пути –
Он безобиден, ласков на груди,
К тому ж земля и хлеба народит.
Но мы бежали. О, как мы бежали!
Как дети, опалённые в пожаре. А были молнии страшнее впереди, И нас от них никто не оградит. И ляжет гарь в глаза и на виски, И распадётся небо на куски... С. Хаким (перевод Р. Кутуя)
С. Хаким восхищается короткой, но энергичной биографией Джалиля. Он считает, что Муса - один из самых активных поэтов. Это действительно так. От инструктора Орского и Оренбургского комитетов комсомола он поднялся до бюро татаро-башкирской секции ЦК ВЛКСМ. В Москве становится редактором журналов “Кечкенә иптәшләр” и “Октябрь баласы”. В 1929 году он вступает в ряды Коммунистической партии. В 1931 - успешно заканчивает литературный факультет Московского университета. А между Оренбургом и Москвой лежат годы учёбы на рабфаке в Казани, годы работы в газете, радость общения с такими корифеями татарской литературы, как Шариф Камал, Галиаскар Камал. Муса Джалиль - поэт, завоевавший в татарской литературе прочное место ещё в довоенную пору. Уже тогда он был известен несколькими поэтическими сборниками, прекрасной оперой «Алтынчәч», поэмой «Письмоносец», мастерски выполненной в лучших традициях фольклора. Муса вступил в войну как зрелый поэт, зрелый общественный деятель, закалённый политический руководитель.
23 июня 1941 года М. Джалиль пришёл в военкомат с просьбой зачислить его добровольцем в армию. Он отказывался от брони, полагавшейся ему по линии Союза писателей. Оканчивает военные курсы в звании старшего политрука. Работает в армейской газете на Волховском фронте. Выходя из окружения, был тяжело ранен, попал в плен. Но и вражеский концлагерь не сломил патриота. Он знал, что осуждён на смерть, и как большой талантливый поэт говорит своё слово. Там человек не мог мелочиться, не мог быть многословным. Всё у него сжато. Сжала судьба. Талант поэта раскрылся в этих условиях со всей глубиной.
Вы уже на вершине. Добраться к ней
Невозможно тропой избитою.
Я завидую вам, что ни день - сильней!
Как поэт, как солдат завидую.
Вместе мы побывали в огне атак,
Под одним воевали знаменем...
Понял я: можно вспыхнуть лишь раз, но так,
Чтоб гореть негасимым пламенем!
С. Хаким (перевод Р.Морана).
Муса своим героизмом, своей жизнью пробудил у других высокие чувства. О нём появились романы, драмы, оперы, песни, кинофильмы. С.Хаким вспоминает, как он встретил в коридоре Союза писателей казахского поэта Джубана Мулдагалиева. Он написал поэму о Мусе Джалиле «Бессмертная песня». Поэма вышла в журнале «Советская литература». Через некоторое время Хаким встречается с калмыцким поэтом Давидом Кугультиновым. Он тоже привёз о Мусе Джалиле поэму.
В нашем школьном музее много фотографий С.Хакима, связанные с Джалилем. Его пригласили на юбилей Джалиля в Германию (ГДР) вместе с Гази Кашшафом, а во второй раз с Аминой ханум он побывал в Берлине, Дрездене, Лейпциге, Веймаре и других городах. В Дрездене С.Хаким видел дом, где Джалилю был вынесен приговор. В мирное время он проехал по следам поэта (фотографии в приложении). С.Хаким поражался, как Муса и его соратники в подобных условиях могли бороться и творить! Писать стихи, наполненные лёгкого юмора и шуток, читать «Фауста» Гёте, изучать итальянский язык. Тяжелы ими пройденные дороги. В своих воспоминаниях об этой поездке С.Хаким пишет: «Хочется лечь на эту отшлифованную, отглаженную ногами пленных дорогу и разрыдаться, хочется биться головой об эти протоптанные башмаками тропы судеб. Чтобы творить в условиях жесточайшего угнетения и тюремной забитости, нужен огромный душевный героизм.
Суд приговор смертельный вынес. Смерть...
Джалиль, часы последние считая,
Всё ж отвергает Моабита твердь,
Терцины Данте в камере читая.
Как пламя ада жгло вас, о душа и плоть!
Но гордый дух твердит, не надо
Страшиться, ты лишь вышел не спеша
Из преисподней дня на круги «Ада».
С. Хаким (перевод Р.Бухараева).
В своих размышлениях Сибгат Хаким писал: «У Джалиля есть стихотворение «После войны». Оно написано после долгих мучений, в отчаянной тоске, жажде по работе, жажде, обострившейся от серости постылых тюремных стен. Оно начинается словами «встретимся снова в мае». В майский день после войны за столом соберутся друзья - друзья, пережившие тяжёлые дни... После войны, в мае... Поразительное чутьё! Такое чутьё, наверное, бывает только у тех, кто особенно сильно любит жизнь и твёрдо верит в будущее...»
Заключение
Изучение музейных материалов помогло мне посмотреть на жизнь и творчество Мусы Джалиля по-новому. С.Хаким считает, что творчество М.Джалиля стало эталоном, что писатель должен быть как Муса, общественным деятелем, гражданином, должен жить жизнью народа, беспокойно кипеть в гуще событий. «У истинного поэта нет лёгких путей, нет лёгких дорог», - говорит он. Я выяснила, что Сибгат Хаким и Муса Джалиль были не только добрыми знакомыми. Их объединяла одинаковая судьба, взгляды на жизнь, преданность делу, Отечеству.
Использованная литература:
Приложение
В доме отдыха «Васильево». Слева направо: (сидят) Х. Туфан, С. Хаким,
М. Джалиль, А. Файзи; (стоят) А.Исхак, Ш. Маннур. 1940 год.
Ученые ГДР, изучающие творчество М. Джалиля.
Из архива С. Хакима. 9 июля 1991 года. .
Во дворе бывшей Дрезденской тюрьмы. Р. Мустафин, А. Джалиль, С. Хаким.
Из архива Р. Мустафина. Лето 1981 года.
Возложение цветов к памятнику павшим.
Слева направо: Р Мустафин, С. Хаким, А. Джалиль. Лето 1981 года.
"Не жалею, не зову, не плачу…"
Злая мать и добрая тётя
Сочные помидорки
Ласточка
Упрямый зяблик