В данном исследовании рассматриваются сказки К.И.Чуковского с точки зрения функционирования в них "цветных" слов
Вложение | Размер |
---|---|
dedova_tsvet_v_skazkah_chukovskogo.doc | 92.5 КБ |
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы
«Школа с углубленным изучением английского языка № 1359
имени авиаконструктора М.Л. Миля»
Пронская ул., д. 4, корп. 1, Москва, 109145
Телефон: (495) 705-5332 Факс: (495) 705-4060 E-mail: 1359@edu.mos.ru http://sch1359uv.mskobr.ru/
ОКПО 35918489, ОГРН 1027700551120, ИНН/КПП 7721219881/772101001
Исследовательская работа
Какого цвета сказки К. И. Чуковского?
Секция филология
Работу выполнила
ученица 2 «В» класса
ГБОУ Школа № 1359
Дедова Елизавета Владимировна
Руководитель
к.ф.н., учитель русского языка и литературы
Малкова Татьяна Юрьевна
Предпочтительная форма защиты – доклад с презентацией
2016 год
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3 |
Глава 1. «Цветные» сказки К.И.Чуковского 5 Глава 2. Сказки, не содержащие «цветных» слов 10 |
Заключение 12 |
Список источников литературы 12 |
ВВЕДЕНИЕ
Корней Иванович Чуковский – известный писатель и поэт. Первой его сказкой было произведение «Собачье царство», а в 1923 году были написаны «Мойдодыр» и «Тараканище». С того времени Корнея Ивановича стали считать главным детским поэтом. Позднее он так отозвался о своей славе детского писателя: «Все другие мои сочинения до такой степени заслонены моими детскими сказками, что в представлении многих читателей я, кроме «Мойдодыров» и «Муха-Цокотуха», вообще ничего не писал» [1].
Тем не менее именно благодаря сказкам мы знаем и любим Корнея Ивановича Чуковского. Вот произведения, написанные в разное время творческого пути:
Год написания | Название |
1912 1913 | Цыпленок |
1914 | |
1923 | |
1945 | |
1926 | |
1934 | |
В сказках Чуковского описаны небывалые события, которые увлекают детей. Актуальность представленной темы заключается в том, что мы часто читаем сказки, не обращая внимания на значение такого символа, как цвет, не задумываемся о роли цвета, а ведь всякое произведение, каждая сказка заключают в себе авторский замысел, который современные читатели не всегда видят и понимают.
Цель исследования – проанализировать значение цвета в сказках К.И.Чуковского.
Задачи нашего исследования определяются поставленной целью:
• изучить сказки К.И.Чуковского;
• выяснить, какими цветовыми характеристиками обладают те или иные произведения;
• попытаться определить причины использования цветовых символов.
Методы исследования: анализ, сравнение, описание, обобщение.
Объектом исследования являются произведения К.И.Чуковского.
Гипотеза: не во всех сказках Чуковского встречаются цветовые образы, так как это связано с авторским замыслом.
Основной проблемный вопрос, решаемый нами, заключается в том, чтобы выяснить, какой цвет преобладает в той или иной сказке Корнея Ивановича Чуковского.
Практическая значимость работы состоит в том, что некоторые её выводы и положения могут быть использованы на уроках литературного чтения при изучении творчества Корнея Ивановича Чуковского. Планируется публикация данной работы в электронных СМИ и выступление в школе на Дне науки.
Структура нашей работы определяется содержанием, целями и задачами исследования и состоит из Введения, трех глав, Заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1
«Цветные» сказки К. И. Чуковского.
Работая над исследованием, мы решили проанализировать самые известные сказки К.И.Чуковского: «Бармалей», «Краденое солнце», «Мойдодыр», «Муха-цокотуха», «Тараканище», «Телефон», «Федорино горе» и «Чудо-дерево». В ходе исследования мы заметили, что использование «цветных» слов в сказках встречается не так уж часто, а в некоторых произведениях цвет отсутствует вовсе. Поэтому мы условно разделили изученные сказки на «цветные» и не имеющие цвета. Однако есть произведения, которые мы затрудняемся отнести к той или другой группе.
Например, в сказке «Муха-цокотуха» мы встречаем слово «золотые». Казалось бы, слово имеет значение «что-либо цвета золота, то есть жёлтого цвета». Но обратимся к тексту:
Приходили к Мухе блошки,
Приносили ей сапожки,
А сапожки не простые —
В них застежки золотые.[2]
В данной сказке слово «золотые» имеет значение «сделанные из золота». Значит, это единственное в сказке «Муха-цокотуха» цветное слово оказывается не цветным. Но вполне возможно, слово имеет двойственное значение, обозначая одновременно и цвет, и материал.
В сказке «Мойдодыр» встречаются два слова, в корнях которых заложено лексическое значение цвета. Это слова «чернее» и «чернила»:
Вдруг из маминой из спальни,
Кривоногий и хромой,
Выбегает умывальник
И качает головой:
«Ах ты, гадкий, ах ты, грязный,
Неумытый поросёнок!
Ты чернее трубочиста,
Полюбуйся на себя…[3]
Мылом, мылом
Мылом, мылом
Умывался без конца,
Смыл и ваксу
И чернила
С неумытого лица[4].
В этой сказке речь идет о мальчике-грязнуле, которого с трудом удаётся заставить смыть с себя всю накопившуюся грязь. Поэтому понятно, почему автор использовал именно слова, содержащие значение черного цвета. Употребление слов «грязный», «трубочист», повтор слова «неумытый» усиливают впечатление об этом мальчике.
Мы отнесли эту сказку к «цветным», так как под словом «цвет» понимаем все краски, в том числе и чёрные, серые оттенки.
В сказке «Тараканище» встречаются три слова, которые мы можем отнести к цветным. Первое слово «рыжий»:
Вдруг из подворотни
Страшный великан,
Рыжий и усатый
Та-ра-кан!
Таракан, Таракан, Тараканище![5]
Второе слово, в корне которого заложено значение цвета, «золочёное».
А он между ними похаживает,
Золочёное брюхо поглаживает:
«Принесите-ка мне, звери, ваших детушек,
Я сегодня их за ужином скушаю!»[6]
Казалось бы, слово «золочёное» аналогично слову «золотые» из сказки «Муха-цокотуха». Но там золотыми были застёжки, то есть застёжки, выполненные из золота. А в этой сказке золочёное брюхо у таракана. Оно, конечно, не покрыто золотом, а имеет блестящий золотистый оттенок.
Следующее слово – «синего» (лесочка)
Только вдруг из-за кусточка,
Из-за синего лесочка,
Из далёких из полей
Прилетает Воробей.[7]
Слово «синего» употреблено не совсем в обычном для нас значении. Что означает синий лес? Если мы обратимся к русским народным сказкам, то можем встретить там такую сказочную формулу: «за далёкие горы, за синие леса». Здесь слово «синий» имеет ещё одно значение – «далёкий». Действительно, леса, расположенные очень далеко, кажутся синими. Значит, Воробей в сказке Чуковского прилетел из-за синего лесочка, то есть издалека. Это значение уточняется автором в следующей строчке: «из далёких из полей».
В сказке «Чудо-дерево» только одно цветное слово:
Папа по саду пойдёт,
Папа с дерева сорвёт
Маше — гамаши,
Зинке — ботинки,
Нинке — чулки,
А для Мурочки такие
Крохотные голубые
Вязаные башмачки
И с помпончиками![8]
Голубой цвет имеет значение – чистота, постоянство, и нежность[9]. Возможно, Чуковский и не знал этого, но, действительно, голубой цвет ассоциируется у нас с чем-то нежным, небесным. Поэтому писатель и использовал в сказке этот цвет для описания крохотных детских ботиночек.
В этом произведении автор имел возможность дать более яркое описание всему, что находилось на волшебном дереве, но он ограничился тем, что определил цвет только вязаных башмачков. Мы можем предположить, что в этом заключалась авторская задумка: дети, читая сказку, сами должны были представить все те небывалые цвета, которые могли иметь предметы, выросшие на чудо-дереве.
В сказке «Федорино горе» использованы слова со значением белого и черного цвета. Мы знаем, что посуда уходит от неряхи Федоры, так как она не заботилась о чистоте в доме и развела тараканов. Поэтому первое слово в сказке со значением черного цвета.
Но, как черная, железная нога,
Побежала, поскакала кочерга.[10]
Когда же Федора поняла, чего лишилась, она пошла вслед за посудой. Нужно отметить, что догоняет бедняжка свои тарелки-чашки в темном бору.
И видят: из темного бора
Идет-ковыляет Федора.[11]
В конце сказки Федора наводит порядок в своем доме: всё моет, чистит, убирает. Поэтому на смену темному и черному цвету приходит белый.
А на белой табуреточке
Да на вышитой салфеточке
Самовар стоит,
Словно жар горит…[12]
Сказка «Краденое солнце» оказалась самой интересной в плане использования цветовых символов. В этом произведении цвета распределены следующим образом: сначала черные и серые, затем красный цвет, и в конце золотые и голубые.
Это произведение К.И.Чуковского начинается с события, которое всех расстроило: крокодил проглотил солнце. Поэтому понятно, почему в начале сказки автор использовал серые и черные цвета.
Плачет серый воробей:
«Выйди, солнышко, скорей!
Нам без солнышка обидно -
В поле зёрнышка не видно!»[13]
И весь день она по лесу бродит,
Но нигде медвежат не находит.
Только чёрные совы из чащи
На неё свои очи таращат.[14]
Затем звери пытаются вернуть солнце, но у них ничего не получается. Красный цвет, который использует Чуковский при описании этих событий, говорит об опасности, которой подвергается весь мир. Ведь солнце – это источник света, тепла и жизни на Земле.
А в Большой Реке
Крокодил
Лежит,
И в зубах его
Не огонь горит,-
Солнце красное,
Солнце краденое[15].
И заканчивается сказка освобождением солнца, победой над тьмой: солнце становится золотым, а небо голубым.
Солнце вы валилось,
В небо вы катилось!
Побежало по кустам,
По берёзовым листам.
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое![16]
Таким образом, проанализировав некоторые сказки К.И.Чуковского, мы увидели, что слова, обозначающие цвет, не очень часто использованы автором. Самым любимым оказывается слово «золотой» («Муха - цокотуха», «Краденое солнце», «Тараканище»), затем идут синие и голубые цвета («Чудо-дерево», «Краденое солнце», «Тараканище»), а в сказке «Мойдодыр» использован только черный цвет.
ГЛАВА 2
Сказки К.И.Чуковского, не имеющие цвета
В сказках «Бармалей» и «Телефон» мы не встретили ни одного слова, в корне которого было бы заключено значение цвета.
Мы предполагаем, что это связано тем, что на первый план выдвигается описание действий, а не предметов. Например, в сказке «Телефон» беспрестанно кто-то звонит и о чём-то просит:
У меня зазвонил телефон.
— Кто говорит?
— Слон.
— Откуда?
— От верблюда.
— Что вам надо?
— Шоколада.
— Для кого?
— Для сына моего.
— А много ли прислать?
— Да пудов этак пять[17].
В сказке «Бармалей» характеристики даются Бармалею, бегемоту, доктору Айболиту, детям, но при этом слова, имеющие цветовое значение, не использованы автором. Снова акцент сделан на описание событий.
Он бегает по Африке
И кушает детей -
Гадкий, нехороший, жадный Бармалей![18]
Но вот по болотам огромный
Идёт и ревёт бегемот…[19]
Добрый доктор Айболит
Крокодилу говорит:
«Ну, пожалуйста, скорее
Проглотите Бармалея,
Чтобы жадный Бармалей
Не хватал бы,
Не глотал бы
Этих маленьких детей!»[20]
Мы исследовали сказки К.И.Чуковского и обнаружили, что некоторые из ярких произведений этого автора не имеют слов с цветовым значением. Это можно объяснить авторским замыслом и установкой на описание действий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мы исследовали некоторые сказки К.И.Чуковского с точки зрения использования в них слов, имеющих цветовое значение. Проанализировав сказки, мы выяснили, что цвет играет определенную роль в произведениях К.И.Чуковского.
Гипотеза, выдвинутая нами в начале исследования, подтверждена: не во всех сказках Чуковского встречаются цветовые образы, так как это связано с авторским замыслом.
Наша цель – проанализировать значение цвета в сказках К.И.Чуковского – в целом достигнута. Однако необходимо учитывать, что формат данной работы ограничивает более развернутое исследование. Возможно продолжение работы в этом направлении, тем более что материал сказок Чуковского даёт богатый материал для этого.
Предполагаемые связи с другими проектами мы видим в том, что возможна интеграция с исследованиями по темам «Какого цвета русские народные сказки», «Цвет в сказках А.С.Пушкина» и т.д.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ
[1] Асонова Е. Корней Чуковский, или С чего начинается детская библиотека поэзии// http://www.ourbaby.ru/article/Kornej-Chukovskij-ili-S-chego-nachinaetsya-detskaya-biblioteka-pojezii/
[2] Чуковский К. Муха – Цокотуха // Муха- Цокотуха. – М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2014. – с 10.
[3] Чуковский К. Мойдодыр // Ехали медведи. – М.: Общественное мнение, 1993. – с.21.
[4] Там же, с. 23
[5] Чуковский К. Тараканище // Ехали медведи. – М.: Общественное мнение, 1993. – с.12.
[6] Чуковский К. Тараканище // Ехали медведи. – М.: Общественное мнение, 1993. – с.16.
[7] Там же, с. 17
[8] Чуковский К. Чудо – дерево // Любимые стихи. – М.АСТ-ПРЕСС, 1998. – с. 33.
[9] Магия цвета http://magicofcolour.ru/goluboj-cvet-znachenie/
[10] Чуковский К. Ехали медведи. – М.: Общественное мнение, 1993. – с. 40
[11] Там же, с.44
[12] Там же. с.46.
[13] Чуковский К. Краденое солнце // Любимые стихи. – М.АСТ-ПРЕСС, 1998. – с. 90.
[14] Там же. – с. 94.
[15] Чуковский К.И. Краденое солнце // Любимые стихи. – М.АСТ-ПРЕСС, 1998. – с.96.
[16] Там ж, с. 98.
[17] Чуковский К.И. Телефон // Любимые стихи. – М.АСТ-ПРЕСС, 1998. – с.100.
[18] Чуковский К. Бармалей // Муха- Цокотуха. – М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2014. – с 52.
[19] Чуковский К. Бармалей // Муха- Цокотуха. – М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2014. – с 58.
[20] Чуковский К. Бармалей // Муха - Цокотуха. – М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2014. – с. 67.
Что есть на свете красота?
Четыре художника. Осень
Рисуем подснежники гуашью
Горячо - холодно
Камилл Фламмарион: "Астрономия - наука о живой Вселенной"