Во многих самарских семьях стали реликвиями письма военных лет. Треугольники со знакомым почерком, ушедшего на войну бойца с любовью и нежностью ожидали отцы и матери, братья и сестры, сыновья и дочери. В этих письмах отражены страницы народного подвига, представлены искренние и правдивые строки о жесточайших сражениях. Были здесь и горести поражений, и радости побед, но святая вера в правое дело звучала в каждой весточки с фронта.
Что они могут поведать нам как музейный экспонат, как осколок тех далёких дней?
Вложение | Размер |
---|---|
pisma.docx | 46.46 КБ |
Выполнила: Ермохина Карина, ученица 6 класса ГБОУ СОШ им. В.Д.Лёвина пос. Чёрновский м. р. Волжский Самарской области
Научный руководитель: Иванова Оксана Анатольевна, учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ им. В.Д.Лёвина пос. Чёрновский м. р. Волжский Самарской области
Тема: «Военные реликвии – фронтовые письма»
(Работа выполнена на базе архива школьного музея
ГБОУ СОШ им. В.Д.Лёвина пос. Чёрновский)
Введение
Давно залечены раны войны. Выросли новые поколения людей, которые знают об этой страшной поре из книг и рассказов участников и очевидцев.
70 лет прошло с того дня, когда отгремели залпы самой ожесточённой в мире войны. Нет на земле такой деревни, села, откуда бы ни ушли на фронт, совсем ещё молодые ребята. Наш посёлок тоже не исключение.
Помнить о тех тяжёлых временах нам помогают экспонаты, находящиеся в школьной музейной комнате. Старинные лампы, самовары, книги, фронтовой планшет командира и каска солдата – это далеко не полный перечень предметов, находящихся в школьном музее. Но меня привлекла небольшая папка с бумагами. Раскрыв её, я обнаружила, пожелтевшие листы – обыкновенные письма, одни из тысячи тех, что посылали бойцы с фронта домой, родным. С чувством волнения я брала в руки ветхие листы писем и читала, читала…
Во многих самарских семьях стали реликвиями письма военных лет. Треугольники со знакомым почерком, ушедшего на войну бойца с любовью и нежностью ожидали отцы и матери, братья и сестры, сыновья и дочери. В этих письмах отражены страницы народного подвига, представлены искренние и правдивые строки о жесточайших сражениях. Были здесь и горести поражений, и радости побед, но святая вера в правое дело звучала в каждой весточки с фронта.
Что они могут поведать нам как музейный экспонат, как осколок тех далёких дней?
Актуальность темы: тема Великой Отечественной войны в настоящее время имеет большую актуальность в том плане, что с каждым годом ветеранов войны, очевидцев тех суровых событий становится всё меньше, они уходят от нас, ослабевает связь поколений. Когда - нибудь, это с сожалением стоит признать, наши потомки придут 9 Мая к Вечному огню, к мемориалам Славы, без ветеранов. Их Победа станет почти сказочным подвигом, о котором будут слагать песни, писать стихи, снимать фильмы. Уйдут живые свидетели тех страшных лет. Некому будет рассказать правду о войне.
Изучение фронтовых писем наших односельчан, позволит пережить реальные события войны, увидеть яркие иллюстрации того времени, восстановить подлинную картину сражений глазами солдата, принесшего миру Победу. Через письма можно представить, как воевал советский солдат, чем жил, что помогало ему устоять перед врагом и защитить свою Родину, свою семью. На эти и другие вопросы мне захотелось найти ответ, а также сделать письма говорящими, чтобы из глубины военных лет дошли до нашего современника мысли и думы простого солдата, который выполнял свой священный долг - защищал нашу Родину в годы Великой Отечественной войны.
Новизна исследовательской работы обусловлена тем, что данный материал, ранее не известный, позволяет проследить судьбы жителей посёлка Чёрновский на фоне исторически значимых событий второй мировой войны.
В процессе исследования я опиралась на следующие источники: архивные документы школьного музея – фронтовые письма, воспоминания очевидцев, интернет ресурсы, Книга памяти.
Объект исследования - события Великой Отечественной войны.
Предмет исследования - фронтовые письма жителей п. Чёрновский за период 1941 г. – 1945 г., биографии участников Великой Отечественной войны – Горбачёва Ф., Киселёва Б.Д., Федько, Грязнова М.П., Солдаева А., Кузнецова И.А., Авдейчева Н.В., Сальникова М., Долгова А.П., Кондратьего И.
Цели исследовательской работы:
Для достижения указанной цели в ходе исследования решаются следующие задачи:
Прослеживаются следующие этапы исследовательской работы:
Данное исследование имеет и практическую значимость, т. к. выявленные материалы можно использовать при проведении классных часов в школе, изучении истории и литературы, написании творческих работ.
В работе использовались различные методы исследования: сравнительно-исторический метод, метод изучения литературы и источников, анализ устных источников, классификация собранного материала в хронологическом порядке.
Основная часть
Глава 1. Письма с фронта, - какие они?
Особый первоисточник летописи Великой Отечественной войны - фронтовые письма. Пожелтевшие от времени треугольники, открытки со штемпелями полевой почты… В них ощущается дыхание войны, грубость суровых окопных будней, нежность солдатского сердца, вера в Победу…
Фронтовые письма – документы особые. Многие письма просты, безыскусны, почти в каждом из них присутствует одна фраза: «Жив, здоров, того и вам желаю». Для ожидающих вестей с фронта само письмо означало так много: жив! А когда приходила похоронка, письма становились священной реликвией семьи погибшего.
Среди авторов писем люди самых разных возрастов и профессий, разного жизненного опыта. Война оторвала их от мирной жизни, от мирного труда и сделала солдатами. Многие из них только начинали свою жизнь, находясь в счастливой поре – поре юности, другие надели солдатские шинели, имея за плечами большой жизненный и трудовой путь и опыт.
Письма полны заботливого внимания к подробностям быта близких людей, содержат разного рода советы и наставления. Все эти житейские «мелочи», которыми пестрят письма фронтовиков, конкретно воссоздают суровую атмосферу трудных военных лет.
Увлекательно, интересно работать с разными источниками информации. Чем больше и разнообразнее источников, тем достовернее будет представлена картина прошлого. Можно ли считать частную переписку историческим источником? Вот как на этот вопрос отвечает современный историк М.Бойцов: «Магическое зеркало, в котором можно разглядеть прошлое, существует. Оно лишь разбито на великое множество осколков, больших и малых.… Из отдельных осколков историки пытаются собирать свои зеркала, чтобы увидеть в них людей ушедших времён. Едва ли не самые яркие блёстки – частные письма. Их ценность не в том, что они точны, а в том, что искренни».
Глава 2. Цензура в годы войны
Во время Великой Отечественной войны цензура сосредоточилась на сохранении военной тайны: надо было не дать возможности врагу по содержанию писем получить сведения о дислокации частей, их вооружении и прочих военных действий. Это была работа военной цензуры. Все письма с фронта в обязательном порядке просматривались, любые спорные места вымарывались чёрной краской. На почтовые отправления ставился штамп «Проверено военной цензурой». Письма либо открытки, адресованные в армию и брошенные в почтовый ящик тылового города, сначала отправлялись в гражданское отделение связи, оттуда в тыловой военно-сортировочный пункт. Затем в почтовом вагоне они отправлялись на фронтовой военно-почтовый пункт, оттуда на военно-почтовую базу армии, оттуда в дивизию, полк, батальон и, наконец, попадали адресату. Как правило, в письмах бойцов встречаются короткие повествования о войне. Отправляли родным стихи, фотографии, вырезки из газет-листовок. Поскольку письма писали прямо с поля боя, «с переднего края», фронтовики по мере того, как шла война, все чаще указывали места, где шел бой. Обычно всего одной строкой: «едем все дальше и дальше на запад», «пишу из Ленинграда», «отстояли Одер». О войне в этих письмах рассказывается просто, буднично: «Не беспокойся, мама, у меня все хорошо».
Глава 3. Как выглядят фронтовые письма.
Письма написаны на обычных тетрадных листочках простым и химическим карандашом, чернилами разного цвета. Среди них есть солдатские треугольники, ромбики, а также есть послания, написанные на специальных почтовых бланках со стандартной надписью «открытое письмо» или "Воинское (бесплатное)". Этот бланк складывался пополам, заклеивался в верхней части, приобретая форму конверта. Внутри было само письмо, а на лицевой стороне указывался адрес, имеются рисунки, плакаты, призывы, лозунги, приветствия: "Героическому тылу - фронтовой привет", "Смерть немецким захватчикам" и другие. На всех почтовых отправлениях штамп: "Проверено военной цензурой".
Написанные многие наскоро, в промежутках между боями, в окопах, в блиндажах при свете коптилки, на койках фронтовых медсанбатов. Написаны они на почтовых бланках, на листках, вырванных из школьной тетрадки или блокнота, а то и просто на серой обёрточной бумаге. Поистёрся карандаш, повыцвели чернила… Пожелтелые, зачитанные, облитые слезами.… Надо видеть, как бережно они хранятся… Фронтовое письмо шло без марки, без конверта. Иногда фронтовой треугольник находил адресата спустя несколько месяцев после его отправления.
Что же представляют из себя фронтовые письма моих односельчан?
Глава 4. Письма с фронта и их содержание (экспериментальное исследование)
Анализ писем
Я решила сначала прочитать все письма, расположив их в хронологическом порядке, и попытаться представить себе автора. Как идут письма до адресата? О чем пишет мои сельчане? Что их интересует? Каков тон писем? Можно ли угадать настроение пишущего и представить характер человека? Каковы взаимоотношения с родственниками, фронтовыми друзьями? Как они воспринимает происходящие события, можно ли выяснить их убеждения? То есть, изучая информацию из переписки, я старалась "вжиться" в образ этих людей, представить их облик, понять их мысли, чувства, переживания.
Прочитав несколько писем, я была поражёна тем, как все без исключения уважительно и с любовью относились к своей матери и своей родной семье. Каждое приветствие члена семьи разделено восклицательным знаком. И сколько любви в этих строках. С первых строк письма можно узнать автора и степень его родства к адресату.
Письмо Авдейчева Н.В.: «…как вы там мои дорогие?...»
Письмо Сальникова М.И.: «…как вы там мои дорогие?...Я об вас очень сильно беспокоюсь!...Целую вас вас крепко и обнимаю!...»
Письмо Горбачёва Фёдора: «…шлю я вам свой пламенный привет с пожеланиями всего хорошего в вашей домашней жизни»
Письмо Долгова А.П.: «Мама! Дорогая….Мамочка….»
Прочитав ещё письма, я задумалась о житейских буднях тех, кто остался дома. Я знаю, что нелегко было всем женщинам, оставшимся без мужской силы.
Письмо Долгова А.П.: «Мама! Ты, наверное, совсем устала. Сколько тебе выпало дел, дорогая! Как ты там справляешься со всей оравой – трудно представить.
Письмо Салдаева А.: адресовано жене «…Маша, береги детей, их всё-таки пятеро. …Несчастливое детство у них….»
Из строк мы видим обеспокоенность за свои семьи и хозяйственные дела
Письмо Горбачёва Фёдора: «Дел у вас много. Я помочь ничем не могу…»
Так же прослеживается обеспокоенность за судьбу своих родных, кто находился на фронте
Письмо Кузнецова И.А.: «… От отца давно не получал писем, что он пишет, не изменился ли его адрес…»
В письмах можно увидеть и огромную любовь к Родине и то, что солдаты ценой своей жизни готовы были защищать её.
Письмо Долгова А.П.: «Ты всё пишешь мне, чтобы я был осторожнее. Я прошу простить меня мама, но это не возможно. Я командир. А с кого же будут брать пример солдаты, если их командир в бою начнёт думать не о том, как выиграть бой, а как спасти свою шкуру…..»
Письмо Авдейчева Н.В.: «…Всюду немцы подходят к Ленинграду. Но мы всё равно отбиваем врага, не подпускаем его к Ленинграду….»
Письмо Салдаева А.: «…мы будем бороться до последнего патрона за счастье наших людей и наших детей….»
Анализ писем даёт возможность прочувствовать эпоху, проникновения в сознание и подсознание людей, понимания духовного мира человека, личной человеческой судьбы.
Все эти письма – трогательные документы незабываемого времени, в них – дыхание войны, подвиг и величие её участников, слова ободрения, напутствия ожидающих их дома.
Глава 5. Кто они – авторы фронтовых писем?
Кондратьев Иван Тимофеевич.
Родился в 1914 году, сержант, войну прошёл от Сталинграда до Германии. Ранен был 18 июля 1941 года.
Киселев Георгий Дмитриевич.
1909 года рождения. Рядовой 234 запасного полка 24 мех. бригад, 875 стр. Прибалтийский фронт. Освобождал г. Глухов, г.Табер. Чехесловакию ,Венгрию. Награждён медалью "За победу над Германией».
Авдейчев Николай Владимирович.
Погиб 22 июля 1942 года. В Ленинградской области.
Федько Антон Николаевич.
Пропал без вести в феврале 1942 года.
Киселев Борис Дмитриевич.
Год рождения 1908. Родился в Польше г. Лодзи..Воспитывался в детском доме. После учёбы был направлен в совхоз имени Чапаева. Был первым комсомольцем. Был на фронтах Финской войне. Имел семь наград. Получил ранение 9 мая 1942 года. Ранение очень серьезное, были перебиты обе ноги. Лежал в госпитале. В городе Бологое. Умер 1972 году.
Кузнецов Иван Андреевич.
Он родился в 1924, в Пензенской области в городе Никольске. В 1942 году пришла повестка Ивану. Восемнадцатилетним юношей в числе шестидесяти добровольцев ушел он на фронт. Длинна была дорога до станции Инза, что около Ульяновска. О многом передумали добровольцы в эти часы, многое вспомнили. Перед каждым вставали лица родных, знакомых, близких, родные поля с золотой поспевшей пшеницей, которую может быть, будет топтать безжалостно и жестоко чужой сапог. Каждый вспоминал жизнь, еще несколько дней назад, счастливую и беспечную, и горький комок подкатывал к горлу. Ивана Андреевича зачислили в полковую школу, где готовили младших командиров-минометчиков. Учеба была очень трудная. Всего за 3 месяца они изучили программу, рассчитанную на 9 месяцев, сверх этого приходилось работать по 15 часов. Получив звание сержанта Иван Андреевич был направлен в запасной полк на станции Погивалова. В их полку было много узбеков, плохо знающих русский язык. И.А.Кузнецов затратил много сил, пока обучил их минному делу. В 1943году их полк направили на оборону Сталинграда. Командующим был Чуйков. Бойцы замещали убитых и раненых товарищей. Надолго в его памяти останется форсирование Днепра.
Заключение.
Нельзя забыть подвиг всей страны, которая одержала победу в этой страшной войне. Но следует помнить о подвиге каждого рядового солдата. Чем дальше, тем все живее и величественнее разворачиваются перед нами страницы Великой Отечественной войны. И в эти страницы живо вписываются письма с фронта, которые для подготовки этой работы были не раз прочитаны и проанализированы.
Знакомясь с фронтовыми письмами, мне удалось узнать немногое о людях, которые их писали. Тяжело давалась победа солдатам, потому что каждое письмо наполнено тоской и болью за родной край. Беря в руки пожелтевшее от времени письмо, можно испытать трепетное волнение: около 70 лет назад эти письма писал человек, который верил в Победу, верил в своё возращение домой.
Я благодарю тех людей, которые передали в фонд школьного музея фронтовые письма своих родственников, чтобы память наша о русских героях не померкла, чтобы имена славных земляков были вечным символом верности Отечеству. Да не прервётся память поколений…
Свою работу, посвященную письмам времен Великой Отечественной войны, я хочу закончить словами: «История каждой семьи - это история страны. Ощутить самую тесную кровную связь с бедой и счастьем своей страны, достаточно вспомнив членов своей семьи: отца, мать, близких людей и свои маленькие бытовые памятники той эпохи». Такими «памятниками» являются письма и открытки военной поры, бережно сохраненные в семье и в школьном музее.
Я считаю, что моя работа актуальна в настоящее время и есть необходимость продолжать исследования в этом направлении.
Список литературы
Список используемых источников информации
Медведь и солнце
Акварельный мастер-класс "Прощание с детством"
Бабочка
Астрономический календарь. Июнь, 2019
Рисуем ананас акварелью
Комментарии
Карина,Оксана Анатольевна!
Карина,Оксана Анатольевна! Как хорошо, что в вашем музее хранятся такие бесценные реликвии. О каждом из этих солдат вы можете еще провести поиск на сайтах Мемориал,Подвиг народа,Память народа. Копии писем погибших солдат можно разместить на сайте Мемориал на их страницах, чтобы сохранить эту память навечно. Спасибо за участие в Вахте памяти, за интересную исследовательскую работу
Спасибо большое за отзыв на
Спасибо большое за отзыв на нашу работу. Мы продолжаем работу в этом направлении.