Сочинение на тему "Биография и творческий путь А.П.Чехова". Ученица интересно и подробно рассказала о жизненном и творческом пути великого писателя. Особенно подробно рассказано о жизни в Таганроге, поездке по Сахалину и ялтинском периоде. Сочинение написано хорошим слогом с использованием цитат и ссылками на источники.
Вложение | Размер |
---|---|
sochinenie_o_chehove_keller.docx | 40.54 КБ |
Областной конкурс сочинение по теме
«Великий язык великой нации»
номинация «Биография и творческий путь А.П.Чехова»
Келлер Виктория
Пока молоды, сильны, бодры, не
уставайте делать добро!
А.П.Чехов. «Крыжовник»[1]
Макар Балдастов, Брат моего брата, Вспыльчивый человек, Гайка № 9, Дяденька, Крапива, Прозаической поэт, Рувер, Человек без селезенки, Ч.Хонте, Архип Индейкин, Шампанский и даже Василий Спиридонович Сволачев – все это на самом деле Антон Павлович Чехов.
17 января 1960 года в тихом южно – русском городе Таганроге в семье купца третьей гильдии, Павла Егоровича Чехова, родился третий ребенок – Антон Чехов.
Дед Чехова был крепостным, выкупившим свое семейство на волю еще до отмены крепостного права. Отец, Павел Егорович в 1854 году женился на Евгении Яковлевне Морозовой, а в 1857 году открыл самостоятельную торговлю в Таганроге и стал купцом 3-й гильдии.
Павел Егорович был одаренным, музыкальным человеком, увлекался церковным пением, даже руководил хором, играл на скрипке, неплохо писал красками.
Евгения Николаевна была простой русской женщиной. Мягкая, добрая, чуткая к людям, она оказала большое влияние на Антона Павловича. «Талант в нас со стороны отца, а душа со стороны матери», - говорил впоследствии Чехов. Природные способности Павла Егоровича передались и его детям.
Старший брат Александр – писатель и журналист, Николай – художник – карикатурист, младший Иван – педагог, Михаил – тоже писатель и журналист, а сестра Мария – самый близкий друг Антона Павловича – самодеятельная художница, учительница, издательница чеховского наследия, многолетний директор его дома – музея в Ялте.
…Короткий зимний день подходил к концу. Ученик третьего класса Антоша Чехов готовил уроки. Перед ним на столе лежала раскрытая латинская грамматика, в медном подсвечнике мигала сальная свеча, по углам ползли тени. Было тихо, тепло. Антоше не хотелось думать, что сегодня его очередь сидеть в лавке.
В это время вошел отец, Павел Егорович, в шубе, в больших кожаных калошах и приказал:
- Ступай в лавку.
Небольшая бакалейная лавка с большой вывеской над входом: «Чай, кофе, сахар и другие колониальные товары» - помещалась в том же дома в нижнем этаже. Открыта она была с 5 часов утра и до 11 ночи и, когда отец куда-то уходил, в лавке по очереди сидели дети. Немало времени пришлось провести братьям Чеховым за прилавком в качестве «хозяйского глаза». Но Антону доставалось больше других: уж очень хорошо он умел ладить с покупателями. «Я ведь пролетарий ,- будет вспоминать он потом. -В детстве в нашей таганрогской лавочке я сальными свечами торговал…» [2] Перед наблюдательным мальчиком здесь проходила вереница разноликих и ярких характеров: важные слуги именитых семейств, извозчики, странствующие монахи, небогатые помещики, приезжающие по делам в город… Впоследствии лавочные впечатления нашли отражение в его рассказах.
В лавке холодно, как на улице. Антоша садится за конторку, но чернила замерзли и уроки делать нельзя. Хотя Антоша хозяйский сын и должен присматривать за мальчиками, недавно привезенными из деревни и отданными Павлу Егоровичу в «ученье на года», получать с покупателей деньги, щелкать на счетах, но за всякую оплошность его также наказывают, как и их. На всю жизнь запомнил Чехов чувство обиды, унижения, беспомощности, которое испытывал, когда отец наказал его. Много лет спустя он говорил, что не мог простить отцу, что он сек его в детстве. И все-таки, несмотря ни на что, он любил и за многое уважал отца. Чем старше он становился, тем больше понимал, что отец не мог поступать иначе, что поступил он так только потому, что любил детей, хотел им добра и видел, что также учили детей во многих семьях. Но при своих очень скудных средствах отец всем детям дал образование в гимназии, учил музыке, а старших детей даже иностранному языку.
Бунин, хорошо знавший мать и сестру Чехова, вспоминает, что на его вопрос, плакал ли когда-нибудь Антон Павлович, мать и сестра категорически отвечали: «Никогда в жизни». Бунин нашел эту черту Чехова замечательной.
Кроме сидения в лавке, у детей Чеховых была еще обязанность – петь в церковном хоре. В хоре, организованном Павлом Егоровичем не хватало дискантов и альтов, и отец решил приспособить к хору детей – трех старших. Люди с умилением слушали, как пели мальчики Чеховы, завидовали их родителям, а сами дети, как потом вспоминал Антон Павлович, чувствовали себя маленькими каторжниками.
И все же в жизни детей Чеховых были не одни только строгости и огорчения. Были в ней и свои радости, свои удовольствия. Летом мальчиков влекло к себе море, купание «до синевы», рыбная ловля, которая останется любимым времяпровождением Чехова на долгие годы. Осенью – ловля певчих птиц «на принаду». Зимой - катание на санках с крутых таганрогских спусков, на коньках – по льду залива и на катке городского сада. Весной -вылазки в степь, напоенную запахами разнотравья, где над скромными полевыми цветами порхали бабочки и то тут, то там, словно маленькие часовые, столбиками стояли суслики. Степь начиналась практически сразу же за шлагбаумом, оттуда Антон часто приносил домой букетики голубых цветов. Однажды летом поехали всей семьей по степи за 70 верст в гости к деду. К поездке готовились задолго. Александр склеил себе из толстой бумаги шляпу с широкими полями, а брат Николай где-то добыл себе шапокляк – так назывался складной цилиндр. Мать напекла в дорогу всякой еды, сдобы. Наняли извозчика, устлали его дроги одеялами и тронулись в путь.
На всю жизнь запомнилась братьям Чеховым эта веселая поездка. Все они любили степь, знали ее, чувствовали себя в ней вольно, легко, но так далеко ехали в первый раз. Все были довольны, а братья особенно радовались тому, что свободны от сидения в лавке, от спевок.
А в 1888 году повесть «Степь» становится дебютом Чехова в толстом журнале. В ней Чехов обращается к традиции большой русской литературы. «Я знаю, Гоголь на том свете на меня рассердится. В нашей литературе он степной царь. Я залез в его владения…». Но оригинальность писателя, даже на фоне замечательных степных гоголевских пейзажей в «Тарасе Бульбе», была в том, что главным «героем» его повести стала сама степь во всем многообразии ее проявлений. Он писал ее новыми словами и красками – такими же, как друг его Левитан писал свои картины, полные поэзии и любви к Родине.
Настоящим праздником для гимназиста Чехова было посещение театра, куда он впервые попал в тринадцатилетнем возрасте. Оперетты «Прекрасная Елена» настолько поразила будущего драматурга, что поклонникам театрального искусства он остался до конца своих дней. Таганрог был городом с давними театральными традициями, театр появился здесь уже в 1827. Во второй половине XIX века попеременно выступали русские драматические и итальянские оперные труппы. С 1944 года театр носит имя А.П.Чехова. Театральные впечатления пробудили актерские способности юного Чехова и подтолкнули его к лицедейству. Мальчик постоянно разыгрывал родных, был инициатором домашних спектаклей, актером и постановщиком настоящих драматических представлений.
Чехов смотрел «Ревизора» и «Женитьбу» Гоголя, «Горе от ума» Грибоедова, много пьес Островского, инсценировку «Хижины дяди Тома». Ему очень нравилось ходить за кулисы, куда водил его один из гимназических товарищей, сын актера.
Павел Егорович оказался неудачливым предпринимателем. Лавка приносила ему одни убытки, строительство нового дома окончательно подорвало семейный бюджет, и разорившийся купец тайно бежал в Москву. Через несколько месяцев за ним уехала и мать с младшими детьми. Дом был продан, из дома увозили мебель. Новый хозяин прибил над воротами дощечку со своей фамилией и предложил Антону угол за уроки, которые он должен был давать его племяннику. Иван ушел жить к тетке, Антон один остался в родном доме, который стал теперь чужим для него: заканчивал гимназию, занимался репетиторством, распродавал вещи, посылая деньги бедствующей семье. Чехов писал ласковые, шутливые письма матери, чтобы приободрить её, а она немного обижалась на них – ей было не до шуток. Мать жаловалась в письмах, что денег совсем нет, одеться не во что, просила продать все, что осталось еще в Таганроге, и, хотя знала, что приехать он не может, что должен закончить гимназию, часто уговаривала его приехать поскорее. Ей казалось, что только он один из всех сыновей все поймет и во всем поможет.
Несмотря на то, что очень тяжело материально и, в особенности, морально приходилось юноше, но трудности не сломили его и не сделали мрачным. Его хватало на все: на учебу, репетиторство, хлопоты по ликвидации имущества, посещение общественной библиотеки. Именно в это время сформировались главные черты его характера: спокойное, мужественное противостояние обстоятельствам, защита достоинства каждой человеческой личности, признание за нею права на собственное мнение и позицию. «Среди людей нужно сознавать свое достоинство», - писал он своему 14-летнему брату Михаилу и в том же письме советовал ему читать. - Привыкай читать, со временем ты эту привычку оценишь». Не оставлял Чехов и своего главного увлечения- театр -и посещал его, возможно, даже чаще, чем в другие времена.
В мае 1879 года выпускник таганрогской гимназии Антон Чехов писал экзаменационное сочинение на тему « Нет зла более, чем безначалие». Успешно сдав экзамены и выхлопотав городскую стипендию для обучения на медицинском факультете московского университета, около месяца он отдыхал в пригородном имении своего гимназического товарища. Перед отъездом еще раз прошелся по своим любимым с детства местам, спустился к морю, попрощался с друзьями и родственниками.
К осени Антон уехал в Москву. Родных своих он застал в жалком состоянии, в сырой и холодной квартире подвального этажа.
Осенью 1979 года Антон поступил в Университет на первый курс медицинского факультета. В то время в Московском Университете были такие профессора, как Тимирязев, Захарьин, Склифосовский. Они читали лекции, вели занятия в лабораторных, клиниках. Чехов добросовестно посещал лекции, учился усердно, наблюдал больных и составлял образцовые истории болезни. Но ему нельзя было только учиться, надо было думать о заработке, чтобы помогать семье.
В декабре 1879 года Чехов послал в Петербургский еженедельный юмористический журнал «Стрекоза» рассказ «Письмо донского помещика Степана Владимировича к ученому соседу д-ру Фридриху». Рассказ был напечатан в марте 1880 года, и автор получил гонорар, по пяти копеек за строчку. После этой публикации, которую Чехов позже назвал началом своей литературной деятельности, он стал писать и посылать в юмористические журналы «Будильник», «Зритель», «Стрекоза», «Осколки» рассказ за рассказом.
Литературные заработки Чехова часто оказывались единственным подспорьем в семье, где он вскоре становится главой большого клана. Поэтому не все написанные им вещи одинаково равнозначны в художественном отношении. И что только он не писал. Заметки, анекдоты, подписи к карикатурам, рассказы. Позже он сам шутливо признавался: «Кроме стихов и доносов я все перепробовал». Остроумие, неподдельная веселость умение подметить главное, глубокая человечность – все это выделяло написанное Чеховым из ряда развлекательных, часто грубоватых и плоских произведений других юмористов. Подписывался Чехов под этими своими произведениями не своей фамилией, а разными псевдонимами, чаще всего «Антоша Чехонте», это было прозвище, данное ему одним из учителей таганрогской гимназии.
В университете долго никто не знал, что «Антоша Чехонте» - это студент А.Чехов. Рассказы Чехова стали появляться все чаще, они все больше нравились читателям, редакторы наперебой стали зазывать его в свои журналы и платить стали больше.
Студенческие годы Чехова подходили к концу. Он был уже на 4-м курсе. Занятия в университете, зачетные работы, экзамены требовали большего напряжения сил. Много сил отнимала у него и литературная работа, которой становилось все больше и больше. Отказываться от нее не мог и не хотел – литература давала заработок и все больше привлекала и захватывала.
Весной 1884 года Чехов сдал последние экзамены, окончил университет и уехал в Воскресенск.
«Природа кругом великолепная. Простор и полное отсутствие дачников. Тем много, но писать решительно не в состоянии…» - писал он в июне редактору одного из журналов, в котором сотрудничал.
В том же месяце вышел первый сборник его рассказов под псевдонимом «А. Чехонте». Сборник назывался «Сказки Мельпомены», в нем было 6 рассказов, печатавшихся ранее в юмористических журналах.
Вернувшись осенью в Москву, Антон Павлович повесил на входные двери своей квартиры вывеску «Доктор А.П.Чехов» и стал заниматься врачебной практикой. Практики было много, так как было много знакомых, но половина больных лечилась у Чехова бесплатно – это были такие же бедняки, как он сам.
Доктор Чехов не бросал литературу. Когда много лет спустя один из его друзей спросил, сколько он рассказов написал в первые годы работы, Чехов ответил: «Около тысячи». Все это давалось ему нелегко. На последнем курсе университета он чувствовал себя постоянно утомленным, жаловался на нездоровье, но не придавал значения своей болезни, мало заботился о себе, не хотел показываться врачам.
Жизнь в Воскресенске очень много дала и доктору, и писателю Чехову. Он нашел здесь сюжеты, темы, людей, которых хотелось описывать.
Чехова всегда волновала судьба детей и особенно судьба детей из народа, которым в то время жилось очень тяжело. С детства он помнил мальчиков, служивших в лавке отца, - Андрюшу и Гаврюшу, потом много встречал таких же беззащитных детей и описал их жизнь в замечательных рассказах «Ванька», «Спать хочется» и др.
Так уже в начале своего творческого пути Чехов рассказывал о современной ему русской жизни, о людях с их достоинствами и пороками, с несчастьями и радостями. Он писал очень короткие рассказы, на первый взгляд, как будто бы простые, обыкновенные и о простых и обычных делах и днях. Читателям иногда казалось, что это просто смешные рассказы, но стоило над ними немного задумать, заглянуть в них поглубже, и становилось грустно и страшно – так много было в них правды о русской жизни, той «безусловной и честной правды», которую всегда и, прежде всего, требовал от себя писатель Чехов.
Чехову 26 лет. Он – уже автор множества рассказов, и с каждым новым рассказом совершенствовалось его мастерство. Семья Чеховых жила в эти годы на Садовой – Кудринской улице в Москве, в небольшом доме, который шутливо называли комодом. Теперь это Дом – Музей А.П.Чехова.
Здесь всегда было людно, оживленно и весело. Приходили писатели, художники, музыканты, бывали Левитан, Петр Ильич Чайковский. Новые темы, новые люди постепенно входят в творчество Чехова. Рассказы его делаются шире, глубже захватывают они жизнь. Перед читателями проходят картины нищей, разграбленной помещиками и кулаками деревни, сонные провинциальные города, бесцветные люди. А рядом с ними показывает Чехов других людей, незаметных тружеников – народных учителей, врачей, агрономов, крестьян, самоотверженных русских ученых. Чехов всегда говорил о них с уважением. Он верил в них, в их будущее и с большой любовью писал о них. «Как богата Россия хорошими людьми!»[3] - говорил он.
Слава Чехова росла, но все строже и строже относился он к своим произведениям. Чехов никогда не был доволен собою, и это было одной из основных черт его характера. Антон Павлович непрерывно учился – учился у жизни, у людей, читал, путешествовал. Он бывал в Крыму, на Кавказе, объездил всю Украину, и постоянно возникали у него планы новых поездок. Ему казалось, что он мало знает свою родину, что писатель должен как можно больше ездить, узнавать новые места, новых людей. В апреле 1899 года Антон Павлович вдруг принимает для всех неожиданное решение: предпринять поездку на Сахалин-«непрерывный полугодовалый труд, физический и умственный» (Суворину, март, 1980) [4] Для самого же писателя это решение, наверное, не было внезапным; оно вызревало в нем день за днем. Размышляя о наступившем жизненном рубеже, он написал: «В январе мне стукнет 30 лет. Подлость. А настроение у меня такое, будто мне 22 года».[5] А раз так, то в дорогу! Дорога, которую выбрал Чехов, вела в «ад» - на каторжный остров. В сжатые сроки готовясь к поездке, он прочитал огромное количество статей и книг о Сахалине. Сам Чехов это свое желание поехать на Сахалин называет умопомешательством, Mania Sachalinosa – Манией Сахалина…
Многим из чеховского окружения эта мания была непонятна, а главное, недоступна. Нужно было иметь чеховское сердце, чтобы вобрать в себя боль и обреченность тысяч людей и рассказать о них. Своей поездкой и изложением ее итогов в предполагаемых газетных публикациях Чехов хотел возбудить к Сахалину внимание в обществе. Позже он напишет: « Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда – болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других».[6] Путешествие предстояло трудное. Великой Сибирской дороги еще не было, и от Тюмени предстояло ехать в тарантасе несколько тысяч верст.
Чтобы познакомиться с жизнью большинства ссыльных, Чехов прибегнул к единственной для него возможности: сделать перепись сахалинского населения. Работа продолжалась в течение трех месяцев. Встречи Чехова состоялись с каждым из 10 тысяч жителей острова. Антон Павлович придумал специальные карточки, которые были напечатаны в типографии при полицейском управлении и предназначались для занесения основных сведений о его собеседниках. Эти карточки-анкеты сохранились и насчитывают около 8000. В «Острове Сахалин» подробно представлено описание тюрем, школ, больниц, пищи, одежды, гигиены жилищ, игр детей, свадеб, похорон, климата, видов и условий труда, промыслов. Причем Чехов стремился к предельной объективности, не допускал прямого вмешательства в повествование своего голоса. Да этого и не нужно было делать - жизнь каторжан говорила сама за себя. О том, что это остров смерти он рассказал в самом конце книги. 13 октября Чехов покинул Сахалин. Поездка составила восемь месяцев. Не будет преувеличением сказать, что «Остров Сахалин» стоил писателю жизни. Сам Чехов и окружающие вели «летоисчисление» его болезни с момента поездки на Сахалин. По возвращении начинается кашель, перебои сердца, головная боль, быстрая утомляемость.
Поездка на каторжный остров – гражданский акт Чехова. Не случайно, он никогда не считал книгу о Сахалине литературным произведением. Для него «Остров Сахалин» была особой. «Если я литератор, то мне нужно жить среди народа, а не на Малой Дмитровке…» - писал Антон Павлович вскоре после своего возвращения. «Нужен хоть кусочек общественной и политической жизни, хоть маленький кусочек».
Вскоре Чехов решил оставить Москву, купил небольшую усадьбу Мелихово – недалеко от Москвы в Серпуховском уезде, и в марте 1892 года переселился в деревню. С ним жила его семья: отец, мать, сестра и первое время младший брат Михаил. После тяжелого детства, беготни за 3-х рублевым гонораром, скитаний по квартирам Антон Павлович был доволен: у него был дом, где он мог спокойно работать, он жил среди народа, как этого хотел. Усадьба была запущена; чтобы привести ее в порядок, надо было много работать, и семья дружно принялась за дело. Особенно старалась Мария Павловна – Ма-Па, как ее называли братья. Она беззаветно любила Антона Павловича и делала все, чтобы он мог спокойно работать. Она очень рано поняла, какой замечательный писатель Чехов, берегла его как могла. Редко можно встретить такую дружбу, какая была между братом и сестрой.
Здесь писатель занимался врачебной практикой, участвовал в переписи населения и помощи голодающим, строил школы. В Мелихово часто приезжают гости, устраивают концерты, читают стихи, ходят гулять. Иногда из Москвы и Петербурга съезжались все братья Чеховы со своими семьями, и тогда вечерами, после дневных трудов, вели интересные разговоры, вспоминали далекие детские года. То, что отец и мать, едва Чехов встал на ноги, оказались под его крылом и, бережно опекаемые им, жили с ним под одной крышей (отец до конца дней в Мелихове, мать пережила Антона Павловича в Ялте), - прямое свидетельство его глубокой сыновней благодарности. Взяв от них все самое лучшее, он, не задумываясь, простил им то, от чего горевал в детстве и чего стыдился; он преодолел, переработал это в себе.
В Мелихово все нравилось Чехову. Нравилось сажать деревья, ставить скворечники, пускать рыбок в пруд, нравилась собственная комната с письменным столом.С мелиховскими крестьянами Чехов очень быстро и душевно сошелся. Долгое время они думали, что он земской врач, и со всей округи приезжали к нему лечиться. Много времени отнимала у Антона Павловича общественная работа, но она связывала его с народом, и эту связь Чехов считал основой его творчества. Связь с народом помогала ему трудиться, совершенствовать свое мастерство, которое давалось ему упорным трудом. Он говорил о себе: «Умею коротко говорить о длинных вещах»[7], - и чем старше он становился, тем скупее был его язык, тем меньше было лишних слов, теснее становилось словам в его рассказах и свободнее и глубже - мыслям.
После пьесы «Иванов», которая несколько лет назад была поставлена в Москве, Чехов все больше увлекался театром. Одну за одной легко писал он свои одноактные пьесы: «Медведь», «Предложение», «Свадьба» …
Потом написал вторую большую пьесу «Чайка», а пока его репетировали в Петербургском Александринском театре, начал новую пьесу «Дядя Ваня».
В октябре 1896 г. состоялась премьера «Чайки». Пьеса провалилась. Ее не поняли ни актеры, ни режиссеры, ни публика. Чехов был удручен; он ушел из театра, не дождавшись конца спектакля, и тотчас уехал в Мелихово.
Болезнь его все более обострялась. Врачи запретили Чехову жить на севере, и осенью 1898 г. он уехал в Ялту.
За годы жизни в Мелихове написаны такие замечательные рассказы, как «Дом с мезонином», «Мужики», «Человек в футляре», «Крыжовник», пьеса «Чайка». Все это – произведения зрелого мастера, глубоко волновавшие читателей, помогавшие им яснее видеть всю пустоту и пошлость окружающей их жизни.
Уезжать очень не хотелось, но он, как врач, понимая всю серьезность своей болезни, покорился. Он жил в Ялте один, очень тосковал, но не переставал работать. Зимой внезапно умер отец. Смерть его потрясла и опечалила Антона Павловича. Мелихово без отца осиротело, и мать уже не хотела там жить. Через год усадьба была продана, а сестра и мать переехали в небольшую квартиру в Москве на Малой Дмитровке. Незадолго от отъезда Чехова в Крым Владимир Иванович Немирович – Данченко, руководитель только что открытого Художественного – общедоступного театра – так вначале назывался Художественный театр, - просил Чехова разрешить поставить «Чайку» в новом театре. Чехов долго не соглашался; он говорил, что не в силах снова пережить театральные волнения, которые причинили ему столько боли. Немирович – Данченко просил, утверждая, что «Чайка» - единственная пьеса, захватившая его как режиссера. В декабре 1998 года в Художественном театре первый раз шла пьеса Чехова «Чайка». После спектакля Чехов подарил Немировичу – Данченко медальон, на котором было выгравировано: «Ты дал моей «Чайке» жизнь. Спасибо!». Так началась дружба драматурга Чехова с Художественным театром.
В 1901 году Антон Павлович женится на актрисе Художеств6нного театра Ольге Леонардовне Книппер.
Через год после премьеры «Чайки» в художественном театре состоялся первый спектакль «Дяди Вани» - пьесы о простых, обыкновенных людях. Чехов продолжает много работать, пишет рассказы и думает о новой пьесе, которую хочет писать специально для актеров Художественного театра, для актеров, которым заранее сам распределяет роли. Он пишет в театр о том, что ему, для того, чтобы писать пьесу, нужно видеть спектакли театра, а доктора не пускают его в Москву. Тогда театр в полном составе едет в Севастополь, в Ялту и показывают Чехову его пьесы. Для Антона Павловича это было большим светлым праздником, но театр уехал, а он остался в Ялте, писал новую пьесу «Три сестры».
Чехов жил теперь не один, к нему приехали мать и сестра. Надо было устраиваться надолго, навсегда в Ялте. Почти за городом, на голом месте он построил белый двухэтажный дом и стал снова, как в Мелихове, разводить фруктовый сад, цветники и очень гордился своим садам.
Пришла настоящая слава, признание писателя. В ялтинском доме всегда было много посетителей. Часто приезжали поговорить, посоветоваться с любимым писателем те простые русские люди, о которых он так много писал, - учителя, врачи, ученые, и всегда умел он каждому сказать «простые, ясные, близки к жизни слова». Недалеко от Ялты жил Л.Н.Толстой; его привезли сюда лечиться, и Чехов иногда ходил к нему. «Ни одного человека не любил так, как его», - говорил Антон Павлович.[8] Постоянно приезжали писатели, артисты, художники: Левитан, Мамин – Сибиряк, М.Горький, с которым Чехов всегда с удовольствием и интересом встречался.
В 1903 года Антон Павлович Чехов написал свою последнюю пьесу «Вишневый сад». «Мы насадим новый сад, роскошнее этого… Начинается новая жизнь! Прощай, старая жизнь! Здравствуй, новая жизнь!». Так в конце пьесы говорят молодые ее герои. Пьеса «Вишневый сад» никого не оставила равнодушным. Ольга Леонардовна телеграфировала Чехову: «Дивная пьеса. Читала упоением, слезами». Позже она говорила ему: «…А вообще ты такой писатель, что сразу никогда всего не охватишь, так все глубоко и сильно».[9] В этом же году был написан и последний рассказ Чехова «Невеста».
Здоровье Антона Павловича все ухудшалось. «Черты обострились, стали как будто жестче, и только глаза все еще порой лучились и ласкали», - вспоминает В.Г.Короленко,[10] который приезжал в Ялту.
Чехов никогда не жаловался, он не любил говорить о своей болезни, и даже в дни самых тяжелых страданий часто никто не подозревал о них.
2 июля 1904 года Антона Павловича не стало, но никогда не уйдут из жизни, никогда не забудутся книги, написанные замечательным русским писателем Чеховым, вечно жива будет память о нем – о человеке прекрасной и сильной души.
Бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4», структурное подразделение основная общеобразовательная школа № 5 города Калачинска
Творческая литературная работа по теме
«Великий язык великой нации»
номинация
«Русский язык в моей жизни»
Бритова Юлия
9 класс
БОУ «СОШ № 4»,с\п ООШ № 5
Руководитель
Макарова Ольга Владимировна,
учитель русского языка и литературы
Литература.
[1] А.П.Чехов Сочинения в двух томах Т II Повести и рассказы М. «Художественная литература» 1982 стр.214
[2] О.А. Шипулина «Чеховский Таганрог» Таганрог 2008
[3] Н.С.Шер. Рассказы о русских писателях. М. Детгиз 1959 г.Стр.437
[4] Л.А. Капитонова «А.П. Чехов в жизни и творчестве» Издательство «Русское слово» 2000 г стр.30
[5] Л.А. Капитонова «А.П.Чехов в жизни и творчестве» Издательство «Русское слово» 2000 г стр.30
[6] А.П.Чехов Сочинения в двух томах Т II Повести и рассказы М. «Художественная литература» 1982 стр.214
[7] Н.С.Шер. Рассказы о писателях М., Детгиз 1959 г. Стр.442к
[8] История русской литературы XIX века под ред. проф. С.М.Петрова стр.541
[9] История русской литературы XIX века под ред. проф. С.М.Петрова стр.544
[10] Н.С.Шер. Рассказы о русских писателях М., Детгиз 1959 г. Стр.448
О путнике
Знакомимся с плотностью жидкостей
Упрямый зяблик
На берегу Байкала
Повезло! Стихи о счастливой семье