Образы монахов Александра Пересвета и Андрея Осляби в романе Сергея Бородина "Дмитрий Донской". Автор сочинения ярко раскрывает образы иноков Александра Пересвета и Андрея Осляби, устремленных к служению Истине, служению Евангелия и стяжанию мира.
Вложение | Размер |
---|---|
sochinenie_nastya.docx | 30.46 КБ |
Подвиг духовный, подвиг священный.
Образы монахов Александра Пересвета и Андрея Осляби в романе Сергея Бородина «Дмитрий Донской».
-Сама была измучена. Под чужой волей
жила. Теперь над тобой не будет чужого
гнета. Теперь вместе.
Анюта вела и вслушивалась в его
невнятные слова.
- Ты обо мне что ль?
Он слабо качнул головой:
- О Руси.
С. Бородин. «Дмитрий Донской».
22 сентября - день памяти двух воинов – схимников, которых игумен земли Русской – преподобный Сергий Радонежский благословил взять оружие и защищать родную землю. Имена этих святых воинов должны знать и почитать все люди, живущие в России. Александр Пересвет и Андрей Ослябя.
О Куликовской битве нам рассказывали на уроках истории, а о Сергии Радонежском - на уроках литературы, и поэтому роман Сергея Бородина «Дмитрий Донской» я читала с большим интересом. В романе есть глава «Дон», в которой рассказывается, как собирались войска под руку князя Дмитрия. «Мимо расступившихся бояр, в свет свечей, склонившись, вступили два схимника. Один был широкоплеч и сухощав. Другой ни умерщвлением плоти, ни молитвами не мог одолеть округлого дородства своих телес. Черные одежды, расшитые белыми крестами схимы, запылились. Одного из них Дмитрий узнал: он неотступно, словно охраняя Сергия, следовал всюду за своим игуменом. Это был брянчанин, из боярских детей, именем Александр, а до крещения – Пересвет. Другой – брат его, тоже до монашества воин – Ослябя». Мне захотелось узнать, а кто такие Пересвет и Ослябя, как они стали монахами, почему именно их послал Сергий Радонежский с Дмитрием Донским на битву.
«Звонят колоколa вечевые в Великом Новгороде, собрaлись мужи новгородские у хрaмa святой Софии и говорят тaк: "Неужто нaм, брaтья, не поспеть нa подмогу к великому князю Дмитрию Ивaновичу?" И кaк только словa эти промолвили, уже кaк орлы слетелись. Нет, то не орлы слетелись - выехaли посaдники из Великого Новгородa и с ними семь тысяч войскa к великому князю Дмитрию Ивaновичу и брaту его, князю Влaдимиру Андреевичу, нa помощь.» читаем мы в литературном памятнике «Задонщине», рассказывающем о великом для нашей истории событии, о Куликовской битве. Именно там, на Куликовом поле, русские князья, объединив свои войска, впервые смогли противостоять темной силе татаро-монгольского нашествия.
Великое испытание выпало на долю русского народа в тринадцатом-четырнадцатом веках. Грозной тучей надвинулись полки ордынские. Было же татей и разбойников несметное количество. Многочисленные и жестокие потери понесла земля родная под ярмом иноплеменным, ”языком незнаемым”. На Руси же тогда царствовала междоусобица...
Московский князь Дмитрий Иооанович, внук Ивана Калиты, главной задачей своей жизни считал объединение русских земель, создание единого княжества-государства, и 31 августа 1380 года в день святых Флора и Лавра войско князя Дмитрия прибыло в Троицкий монастырь. Отстояли литургию с молебном, вкусили хлеба на трапезе и получили благословение преподобного Сергия.
Преподобный Сергий Радонежский предсказал, что князь останется жив, а потом тихо молвил ему: «Погубишь супостатов своих, как должно твоему царству. Только мужайся и крепись и призывай Бога на помощь».
Сергий Радонежский – величайший подвижник, святой вождь Русской земли. Пожалуй, более великого человека в русской православной церкви не было за всю её историю. Он оказал огромнейшее влияние на судьбу нашей страны и на всю ее историю, и его по праву называют игуменом всея Руси. Родился Сергий Радонежский около 1314 года в семье ростовских бояр Кирилла и Марии, и был назван Варфоломеем. Он всегда хотел служить Богу, но родители считали, что ему не следует удаляться от мира, и не давали сыну на то своего благословения. Легенда гласит, что юноша тянулся к знаниям, но учеба в церковно-приходской школе ему никак не давалась. И однажды, разыскивая потерявшихся лошадей, он увидел в поле старца, молившегося под одиноким дубом. Отрок подошел к нему для благословения и рассказал о своей печали. Старец благословил его и сказал: «Отныне Бог даст тебе уразуметь грамоту». И действительно после этой встречи с богомольным стариком юноша легко овладел искусством чтения и погрузился в изучение божественных книг. Около 1328 семья Варфоломея перебралась в город Радонеж, название которого после пострига в монахи прочно закрепилось в его имени - Сергий из Радонежа, Сергий Радонежский. В конце жизни родители Варфоломея решили уйти в монастырь, и тогда будущий Сергий вместе с братом Стефаном тоже смогли уйти от мира. Они выбрали пустынь на лесистом холме Маковец подальше от людей, собственноручно построили там келью и деревянную церковь, и посвятили её Живоначальной Троице. Варфоломею было всего 23 года, и он даже помыслить не мог, чем станет это место для всей русской земли – он больше всего хотел уединения. Старший брат не сумел выдержать отшельнической жизни, и перешёл в один из монастырей, а младший остался, не собираясь отказываться от своего решения. Потом исполнилось то, чего он хотел больше всего – игумен находившегося поблизости монастыря постриг его в монахи под именем Сергия.
Находясь в уединении, преподобный Сергий каждую минуту трудился физически и духовно: работал на земле, молился, пел псалмы и читал священные книги, и с каждым днём обретал всё большую духовную силу.
Преподобный не желал славы и почёта, тихо проводил он дни в посте и молитве. Непритязателен был Сергий и в одежде. Одежды новой никогда не надевал, "то, что из волос и шерсти овечьей спрядено и соткано, носил". И кто не видел и не знал его, тот не подумал бы, что это игумен Сергий, а принял бы его за одного из чернецов, нищего и убогого, за работника, который выполняет всякую работу. Он научился смирению – а это одна из важнейших христианских добродетелей. Человек смиренный и благочестивый может не только спастись сам, но и спасти множество других людей, и о Сергии узнали не только в ближайших селениях и городах, но и в дальних уголках Руси. Его необычайная духовная сила притянула к нему множество людей. Селясь рядом, они умоляли его помочь – руководить ими, чтобы они тоже могли спасти свои души.
У Сергия появились ученики и последователи, и по их настоянию он стал священником и игуменом в Троицком монастыре, основанном им же в 1340-е годы. Постепенно слава его росла; в обитель стали обращаться и крестьяне и князья; многие селились по соседству с нею, жертвовали ей свое имущество. Сначала терпевшая во всем необходимом крайнюю нужду пустынь обратилась в богатый монастырь. Слава Сергия дошла даже до Царьграда: патриарх константинопольский Филофей прислал ему с особым посольством крест, параманд, схиму и грамоту, в которой восхвалял его за добродетельное житие и давал совет ввести в монастыре строгое общинножитие.
Незаметно Троицкий монастырь превратился в духовный центр всех русских земель, и московские князья искали в нём помощь и поддержку. Преподобный Сергий обладал настолько высоким авторитетом, что был государственным советником у всех московских и других князей. Князья просили его решать и междоусобные ссоры.
Знаменательным историческим деянием считается участие Сергия Радонежского в подготовке русского воинства к одной из величайших битв - битве на Куликовом поле.
В те времена витал в воздухе миф о непобедимости ордынских воинов. Ходили слухи о том, что одолеть их в честном бою было невозможно, ибо будто бы они владели некоей мистической силою. И чтобы превозмочь их коварство, одних физических данных было недостаточно. Нужна была великая сила духа, нужна была помощь Свыше, и поэтому преподобный старец, благословив князя Дмитрия, дает ему двух чернецов, монахов-схимников, Александра Пересвета и Андрея Ослябю.
”Дай мне из своего полка двух воинов, Александра Пересвета и брата его Андрея Ослебяту, и ты с нами вместе поборешься.” - просит князь Дмитрий Иоанович. И тогда преподобный Сергий призвал к себе Александра Пересвета и Андрея Ослябю, в миру бывших воинами, облачил их в схиму вместо доспехов и сказал: «Вот оружие нетленное, да служит оно вам вместо шлемов».
Оба монаха были весьма немолоды, но сильные, зрелые и умудренные духовно и в воинском искусстве.
Пересвет была кличка, а в древности по кличкам часто давались фамилии и имена. Пересвет значит "переял свет", то есть осилил свет. Ослябя, скорее всего, кличка, которая может характеризовать действие человека - тот, кто ослаблял вражеское войско.
Александр Пересвет занимал довольно высокое воинское положение: он был боярином, служил у князя Дмитрия Ольгердовича Трубчевского. Ослябя в современном понимании был, скорее всего, майором. В летописи сказано, что Пересвет "гнал тысячи", а Ослябя сотни, то есть это говорит о том, какой силой обладал Пересвет. Конечно, гнал врага он не один, а со сформированными воинскими отрядами, противостоял вражеским силам и успешно отбивал их.
Это были большие мужи крепкого телосложении. Существует предположение, что они были семейными людьми, но известно, что Пересвет уже точно был вдовцом, а Ослябя овдовел чуть позже. И когда Дмитрий Ольгердович перешел на службу московскому князю, Пересвет и Ослябя перешли под водительство преподобного Сергия Радонежского в чине послушников.
Тогдашний устав монашеского делания сильно отличался от нынешнего. Сергий Радонежский, как опытный духовник и игумен, очень хорошо разбирался в людях, и, посмотрев на них, уже мог благословить им носить духовные одежды и пригласил в свой монастырь, где постриг их в монашество, дав имена Александр и Андрей.
Как вся братия, они выполняли различные послушания: и убирали, и несли послушания на скотном дворе, и совершали богослужения. Конечно, у них были родственники, которые занимались принадлежавшими им землями, а эти люди, как послужившие князю, начали служить и Христовой Церкви. Они умели читать и петь, пение тогда было знаменное, одноголосное, то есть было нетрудное. Атрибутом монашеского делания древних монахов были длительные богослужения. Равно как и остальные, Александр Пересвет и Андрей Ослябя выполняли все эти послушания.
Дмитрий Донской узнал о них от князя Дмитрия Ольгердовича, который пошел к нему на службу. Он рассказал, что есть опытные воины, которые на своем веку видели очень многое, ведь это было пограничное государство, где были постоянные военные стычки.
«Отливали начищенные кольчуги. Окрест доносился храп и ржание понукаемых животных, слышались клики всадников, рвущихся в бой...
Вот уже первые полки идут. Передовой светлый полк ведут князья Смоленские Димитрий Всеволодович да брат его Володимир Всеволодович, у которого в строю и был Пересвет. Справа ведет полк Микула Васильевич с коломенцами, а слева ведет полк Тимофей Волуевич с костромичами…... Темные полчища врага ползут как тень с обеих сторон; от множества войска нет им места, где расступитися. Нашей рати гораздо меньше.
Уже близко сходятся сильные полки... Выехал злой печенег из великого полку татарского, показывая свое мужество на виду у всех. Злодей грозно потрясал оружием пред русскими рядами, и был он всем страшен зело, и никтоже смеяше противу его изыти».
Был у прегордого Мамая любимый батыр по имени Челубей, родом печенег. Сила его была подобна силе древнего гиганта-филистимлянина Голиафа; «пять сажен высота его, а трех сажен ширина его». Был Челубей не простым воином. По сказанию, он был непобедим: 300 боев, и во всех «враг» был повержен! Поэтому с ним мог справиться не просто ратник, но воин Христов, облеченный духовною, Божией силою. В этом состоит сакральный мотив посыла именно монахов-воинов.
«Тогда убо преподобнаго игумена Сергiя Радонежскаго усердный его послушник инок Пересветъ начат глаголати великому князю и всем князем: «Ничтоже о сем смущайтеся: велий Богъ нашъ и велия крепость его. Азъ хощу Божиею помощию, и Пречистыя его Матере, и всехъ святыхъ Его, и преподобнаго игумена Сергiя молитвами с ним видетися».
Чернеца Пересвета на место поединка привели, и сказал он великому князю Димитрию: «Лучше нам убитыми быть, чем полоненными быть погаными». Смерть или свободная от врагов Родина! Лучше умереть во имя вечной жизни, чем влачить жалкое существование под непосильным бременем целому православному народу.
«Был же сей хоробрый Пересветъ, егда в мире бе, славный богатырь, велию силу и крепость имея, величеством и широтою всех превзыде, и смыслен зело к воиньственному делу и наряду”, то есть слыл умеющим уставлять полки».
И сказал далее Александръ: «Хорошо бы, брат, в то время старому помолодеть, а молодому чести добыть, удалым плеч испытать».
И такожде брат его Ослябя чернец говорил: «Братъ Пересветъ, уже вижу на теле твоем раны, уже голове твоей лететь на траву ковыль, а сыну моему Якову на ковыли зеленой лежать на Поле Куликовомъ за веру христианскую и за обиду великого князя Дмитрия Ивановича».
«И поиде инок Пересветъ противу татарскаго богатыря Темирь-мурзы, и ударишася крепко, толико громко и сильно, яко земле потрястися, и спадоша оба на землю мертви, и ту конец прияша оба; сице же и кони их в том часе мертви быша».
Это был воинский подвиг на Куликовом поле и подвиг духовный. Пересвет знал, что нужно пожертвовать собой. Поскольку Челубей был очень высокого роста, до него было невозможно дотянуться. Пересвет удлинил конструкцию с копьем, разогнался, сшибся и направил эту конструкцию в область лица Челубея, выбрав в закрывавшем его лицо забрале уязвимое место, и убил его. При этом ему самому пришлось насадиться на копье, иначе бы оно сбило его. На Пересвете не было ни лат, ни защитного костюма, только монашеские одежды. Они так сшиблись, что земля дрогнула под ногами, как замечает летопись, и замертво пали оба.
Ценой своей жизни Пересвет победил супостата и положил начало Куликовскому сражению.
...И сшиблись после поединка смертного сыновья Руси с сильною ратью басурманскою. Ударились копьями гибельными о доспехи железные, загремели мечи булатные, словно молнии сверкая; великий стук и свист от летящего града стрел поглотили тишину. Белая ковыль-трава обагрилась черною живительною влагою, окрасившись цветом мученичества честных воинов русския земли, цветом победным сил добра над силами зла.
После битвы Дмитрий, прозванный Донским, стал обходить Великое Поле, засеянное телами его дорогих соратников и политое русскою кровью. Среди множества других убитых воинов он видит тело убитого Пересвета и говорит, что если бы не этот монах, погибло бы еще очень много воинов.
Тела монахов с благословения Преподобного Сергия Радонежского Дмитрий Донской повелел везти в Старо-Симонов монастырь. Тела этих иноков были своего рода иконой победы на Куликовом поле. Народу надо было показать, кто эти исторические люди. В Старо-Симоновом монастыре, основанном племянником Сергия, их тела были уложены в храме Рождества Пресвятой Богородицы, где находятся и по сегодняшний день. Александр Пересвет и Андрей Ослябя были поставлены в этом месте, как люди, следящие за границами Московского государства. Ранее монастырь находился за границей Москвы. По сегодняшний день они являются невидимыми ходатаями за нашу русскую землю и за всех воинов, защищающих родину.
Сразу после победы на Куликовом поле люди стали почитать их, как людей Божиих, как святых. Многие цари приезжали поклониться Пересвету и Ослябе, служились молебны, но они были лишь иконой воинской доблести и славы.В 1988 году Патриарх Пимен своим патриаршим распоряжением причислил их к лику святых для почитания в Церкви. Тогда была написана первая их икона с Сергием Радонежским, Димитрием Донским.
Уверенна, что мы должны знать имена этих подвижников, защитников православной веры и земли Русской. Сегодня их подвиг несет большое духовное значение, поскольку они были мучениками на Куликовом поле. Мученичество, прежде всего, свидетельство о Христе, о Царствии Небесном, о вере православной, о русской идентификации.
Вода может клеить?
Сорняки
Две снежинки
Снеговик
Упрямый зяблик