Исследовательская работа ученицы.
Лев Толстой наиболее читаемый писатель во всем мире. А вот Толстой- педагог менее известен, чем Толстой- писатель. Можно найти интересные сведения о педагогических трудах Льва Николаевича в этой исследовательской работе восьмиклассницы.
Вложение | Размер |
---|---|
lev_tolstoy.konferentsiya.docx | 16.27 КБ |
Лев Толстой: педагог или писатель?
Лев Николаевич Толстой наиболее читаемый писатель во всем мире. А вот Толстой-педагог менее известен, чем Толстой – писатель. Между тем Л.Толстой свои педагогические труды оценивал выше литературно-художественных, о чем он говорил неоднократно. Кто же в данном случае прав - сам Толстой или его интерпретаторы?
Девизом молодого Толстого были рвущиеся, взрывающие все и вся слова: «Чтоб жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать, и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие- душевная подлость».
Еще в юности Л.Толстой проявлял особый интерес к народному просвещению. Он двадцати двух лет от роду открывает в Ясной Поляне , родовом имении , школу для крестьянских детей .Первый опыт оказался непродолжительным. С весны 1851 года Толстой – на армейской службе. Вскоре , после окончания Крымской войны, выйдя в отставку, он возобновляет учебную работу, но уже с большим числом крестьянских детей.
И наблюдения Толстого – писателя за поведением ребенка , подростка, юноши подсказывали ему, что обучение- дело непростое. Он обращается к специальной литературе, вступает в контакты с деятелями просвещения, начинает интересоваться опытом разных стран. В 1857 году Толстой совершает первое путешествие в Европу: посещает Германию, Францию, Швейцарию.
Толстой говорил, что дитя являет собой от природы совершенное создание и что не следует препятствовать его свободному развитию. Свобода образования для Толстого - это моральный принцип и требование гуманного отношения к ученику. Он боролся за предоставление народу свободы в создании школ для своих детей. Он заявлял и о необходимости научного обоснования образовательной и воспитательной деятельности. Главным для Толстого был метод многостороннего , в том числе социологического , и психологического анализа. В этом состоит одна из замечательных особенностей изучения Толстым ребенка как предмета воспитания. Читая педагогические сочинения Толстого , видишь живого ребенка, его динамику – развитие способностей , изменение душевных состояний под влиянием обстоятельств.
Педагогические труды Толстого доказывали , что дитя больше мыслит образами, красками, звуками, что на первоначальных ступенях обучения мышление образами преобладает над логическим мышлением.
В России были школы , обязанные своим существованием не Министерству народного образования, а частной инициативе. Среди них Яснополянская школа, основанная Толстым. Сначала намерение графа организовать в своем доме бесплатную школу было встречено крестьянами с недоверием. В первый день лишь 22 ребенка несмело переступили школьный порог. Но прошло 5-6 недель , и число учеников возросло более чем в три раза. Учеба здесь сильно отличалась от обычных школ.
Занятия начинались в 8-9 утра. В полдень – перерыв на обед и отдых. Затем снова занятия ещё на 3-4 час. Каждый учитель давал ежедневно по 5-6 уроков. В зависимости от возраста и успеха ученики делились на группы: младшую, среднюю и старшую. Ученик не имел строго определенного места. Каждый садился там, где ему хотелось. Заданий домой не задавали. Преобладающей формой занятий был не урок, а свободная беседа с учениками: в ходе её дети обучались чтению, письму, арифметике, закону божию, усваивали грамматические правила, сведения по истории, географии , природоведению. Обучали также рисованию, пению.
Содержание обучения менялось в соответствии с развитием детей., возможностями школы, желанием родителей. Сам Лев Николаевич преподавал в старших классах математику, физику, историю и некоторые другие предметы. Часто всего он излагал знания в форме рассказа. Ни за поведение, ни за плохую успеваемость детей не порицал.
Принципиальным отличием Яснополянской школы было её отношение к знаниям, умениям, навыкам, приобретаемым детьми вне школы.
Быть учителем в Яснополянской школе оказалось гораздо сложнее, чем в школе с жестким расписанием уроков, принудительной дисциплиной, набором средств поощрений и наказаний. Здесь от учителя требовалось постоянное интеллектуальное и нравственное напряжение, творчество.
Педагогическая деятельность Толстого не ограничивалась Ясной Поляной. По его инициативе в Крапивинском уезде Тульской губернии действовало не менее двадцати народных школ. Его необычные опыты привлекли внимание русской и зарубежной общественности. В Ясную Поляну приезжали учителя из многих городов России, из других стран. Их притягивали гуманистические идея Яснополянской школы.
Лев Толстой издавал специальный педагогический журнал «Ясная Поляна». Программа его включала описание новых приемов обучения, новых принципов административной работы, распространения книг среди народа. Он приглашал к сотрудничеству в журнале учителей, опубликовывал в журнале свои статьи.
Однако деятельность Толстого вызывало недовольство властей. Во время его отъезда на лечение кумысом в Башкирию в Ясной Поляне произвели обыск. Узнав об этом , Толстой обратился к Александру II , протестуя жандармского произвола. Через некоторое время от царя в Ясную поляну приезжал жандармский офицер с извинениями. Но продолжать учительскую деятельность после этого было невозможно. Преследования за педагогическую деятельность со стороны властей и помещиков продолжались. Направление журнала «Ясная Поляна» было воспринято как «низвергающее основные правила религии и нравственности» , и двенадцатый его номер был последним.
В 70-е годы Толстой создает «Азбуку» и «Новую азбуку», ради которой прерывает даже работу над «Анной Карениной».
Давно занашивал Толстой замысел учебной книги для самых маленьких
. Её план, содержание, логическая структура разрабатывались долго. Об этом занятии часто говорил с волнением: «Что из этого выйдет- не знаю, а положил в него всю душу». С «Азбукой связывал Толстой «самые гордые мечты», полагая, что несколько поколений русских детей будут учиться по ней, получая первые поэтические впечатления. Толстой даже высказался в таком плане: «Написав эту «Азбуку», мне можно будет умереть».
«Азбука графа Л.Толстого» стала событием в педагогике. Она оправдала надежды автора. А между тем многим казалось, что начальное обучение- дело недостойное таланта великого писателя. Значение нового педагогического труда не сразу было понято современниками. Однако Толстой был убежден ,что с первой ступени обучения начинается и духовное развитие ребенка. Развитие духовного начала без школы едва ли может состояться.
«Азбука графа Толстого »- комплекс учебных материалов из четырех книг. Это своеобразная энциклопедия, объясняющая детям окружающий мир. Художественно обогащая, она раскрывала основные понятия физики, химии, ботаники, зоологии, рассказывала о жизни растений, внешних чувствах человека и животных, явлениях магнетизма, электричества и многом другом. «Азбука Л.Н.Толстого » возбудила среди методистов горячие споры.
«Новая азбука»- новый комплекс учебных материалов – была более усовершенствованной . Она получила позитивную оценку прессы, была допущена министерством в народные школы. При жизни Толстого она выдержала свыше тридцати изданий . «Образец идеальной простоты и жизненной правды»,- такова была оценка учителей.
Если литературные произведения Толстого означали шаг в развитии мирового искусства, его педагогические труды явились уникальным вкладом в науку воспитания и образования.
За еду птицы готовы собирать мусор
Калитка в сад
"Разделите так, как делили работу..."
Ночная стрельба
Валентин Берестов. Аист и соловей