Научно-исследовательская работа о творчестве М.И.Цветаевой
Вложение | Размер |
---|---|
nauchnaya_rabota_motiv_odinochestva_v_tvorchestve_tsvetaevoy.docx | 44.7 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Мамадышского муниципального района
Республики Татарстан.
Тема исследования:
«Мотив одиночества в судьбе и творчестве М.И.Цветаевой»
Работу выполнила:
ученица 9 класса Габидуллина Ляйсан Радиковна
Руководитель: Махмутова Алсу Ракиповна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Верхнесуньская СОШ»
2014 год
СОДЕРЖАНИЕ………………………………………………………..…….…..2
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
Глава 1.Тема отрешенности в русской поэзии…………….…….…..………5
Глава 2. Мотив отрешенности и проблема одиночества в лирике Цветаевой…………………………………………………………………………7
2.1. Отрешенность и типология одиночества в лирике
Цветаевой………………………………………………………………………...8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..……..12
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………….....……………………………………………15
Введение
Художественная литература весьма богата описаниями переживаний отрешенности в поэзии М.Ю.Лермонтова, Б. Пастернака, А.Ахматовой и др. Исследователи часто говорят, что талантливый человек, при всей его открытости миру, обречен на одиночество, пройдя через ряд этапов отрешения, что становится образом его жизни.
Актуальность исследования определяется тем, что в XXI веке проблема отрешенности настолько близко подступила к человеку, что Н.А.Бердяев в своей работе «Философия свободного духа» [8, с. 29] счел уместным назвать ее основной проблемой человеческой личности и философии человеческого существования.
В работе М.Бубера "Проблема человека" [9, с. 30] сказано, что культурное отрешение – переживания человека, связанные с тем, что его ценности, идеалы, представления о должном, сформировавшиеся в определенной культурной среде, не находят отклика и понимания у окружающих людей. Межличностное одиночество – переживание человеком утраты или недостатка духовной связи с другой конкретной, единственной и неповторимой личностью (близкий родственник, друг, любимый) связано именно с последующим отрешением.
А.Хараша в работе «Вдвоем с самим собой» считает, что одиночество – подлинное благо, дарящее человеку осознание своей личности, реальности своего бытия, открывающее возможность любви, а отрешение – сопутствующий ему мотив.
Вспомним высказывание самой М.Цветаевой: « Одиночеству ведь никто никогда не радуется, кроме лгунов и снобов. Оттого, кажется мне, и Пушкин на необитаемом острове написал бы только несколько стихотворений, да и то не самых лучших.» (Ты царь: живи один. — Пушкин.) [3, с 58]. Но далее она говорит, что все равно человек идет на одиночество, отрешается от окружающего мира.
Теперь рассмотрим понятие мотива, данное Б.В. Томашевским: «Мотив — устойчивый смысловой элемент литературного текста, повторяющийся в пределах ряда фольклорных и литературно-художественных произведений » .
Р. Кембалл в своем исследовании “Ни с теми, ни с этими” [12, с. 15], описывая тернистый путь Марины Цветаевой , пишет о том, что и в Советском Союзе были такие, у которых Цветаева осталась "на совести". А. Гладков в своих мемуарах (по изложению А. Саакянц) передает следующие слова из разговора с Борисом Пастернаком (от февраля 1942 г.): "Я виноват, что в свое время не отговаривал ее вернуться в Советский Союз. Что ее здесь ждало? Она была нищей в Париже, она умерла нищей у нас. Здесь ее ждало худшее еще - бессмысленная и безымянная трагедия уничтожения всех близких..." . На вопрос Гладкова: "Кто виноват в том, что она, вернувшись на родину, оказалась так одинока и бесприютна, что, в сущности, видимо, и привело ее к гибели в Елабуге?", Борис Леонидович отвечает ("без секунды раздумия"): "Я! - и прибавляет: Мы, все. Я и другие. Я и Асеев, и Федин, и Фадеев. И все мы..."
Цель работы – выделение и описание мотивов отрешенности и одиночества в жизни и творчество Марины Цветаевой.
Объект исследования: жизнь и творчество Марины Цветаевой.
Предмет исследования: особенности указанных мотивов, их роль в жизни и лирике Марины Цветаевой.
Задачи исследования:
- рассмотреть мотивов отрешенности и одиночества в литературе;
- установить природу мотивов отрешенности и одиночества в поэзии Марины Цветаевой;
- разобрать сущность мотивов отрешенности и одиночества как основу для постижения глубины лирики Марины Цветаевой.
- установить особенности мотива отрешенности, в поэзии Марины Цветаевой.
Практическая ценность: на основании проведенного анализа нами выявлена природа мотива отрешенности в поэзии Марины Цветаевой. Материалы и результаты исследования могут быть включены для изучения творчества Марины Цветаевой в школе.
Методы и принципы исследования. Ведущим принципом исследования является признание системной организации жизненных фактов и образных средств. Для достижения цели исследования в работе было использовано составление картотеки, описательный метод.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Во введении раскрываются предмет, цель исследования, актуальность темы. В первой главе освещены вопросы теоретических основ мотива отрешенности и одиночества как средств достижения смысловой глубины и экспрессивности поэтического высказывания. Во второй главе - исследование средств создания указанных мотивов в поэзии Марины Цветаевой, своеобразия ее стиля.
Глава I. Тема отрешенности в русской поэзии
Позитивный смысл отрешенности (отрешенность как ресурс) заключается в том, что оно является неотъемлемой частью становления индивидуальности человека и, в целом, процесса социализации. Позитивный потенциал отрешенности реализуется в следующих его функциях: функция самопознания; функция становления саморегуляции; функция творчества и самосовершенствования; функция стабилизации психофизического состояния; функция защиты «я» человека от деструктивных внешних воздействий. Негативный характер отрешенности (как проблема) проявляется следующим образом: отрешенности обладает свойством подчинять себе другие психические процессы и состояния; отрешенность нарушает внутреннюю целостность личности; может быть механизмом психологической защиты; отрешенность ведет к формированию сверхожиданий и переоценке вклада другого человека в собственное развитие [12, c.23].
Стремление к отрешенности называют чумой 20-го века. Тема отрешенности безбрежна в современной философской и социологической литературе и, разумеется, полностью осветить ее невозможно. У многих отрешенность ассоциируется с изоляцией человека. Однако это не так, ибо отрешенность - это субъективное, индивидуальное переживание. Многие люди могут чувствовать себя глубоко отрешенными в толпе, в семье и даже среди друзей. Вот как описывает свою отрешенность Юргис Балтрушайтис в одноименном стихотворении :
Среди людей, я средь – чужих
Мне в этом мире не до них,
Как им, в борьбе и шуме дня,
Нет в жизни дела до меня…
Существует несколько типов (измерений) отрешенности: космическое, культурное, социальное и межличностное.
Космическое одиночество (самое сложное) проявляется при стремлении человеком своей изолированности от Природы, Космоса, Бога. Это чувство особенно проявляется в индустриальных, урбанизированных обществах. Оно лежит в основе отчуждения, разъединённости человека со своей культурой и присуще, в основном, эмигрантам. Социальный вид отрешенности всем хорошо известен. "Особенно острые его формы обозначены такими понятиями социальной изоляции" [12, c.41].
Человек, когда на него обрушивается тяга к отрешенности только в одном измерении, обычно способен жить с тем страданием, которое оно приносит. Однако, когда отрешенность возникает в двух или более измерениях одновременно, то стресс достигает иногда масштабов серьёзного расстройства личности. Отрешенность приводит к глубокому истощению личности. Если природа отрешенности носит в большей степени социальный характер, то ее вариант – уединённость - тяготеет к сфере духовного. Люди ищут уединения в Гималаях, в лесу, на дачах, в изолированных помещениях, дабы побыть наедине с собой, со своей внутренней сущностью. Особенно такая нужда появляется в моменты творчества, когда, как уверяют великие писатели и живописцы, их пером или кистью водил сам Бог:
Суть отрешения - это Бог
Спешит в моё уединенье
Шепнуть стихов мне пару строк.
Отрешенность чаще является отрицательным состоянием ума. Уединённость чаще является положительным моментом. В отрешенности вы постоянно теряете других, а уединённость является состоянием ума, когда вы постоянно восторгаетесь в самом себе. Отрешенность - это страдание, уединённость - это блаженство.
Человек, который живёт в своей уединённости, часто все-таки будет привлекаться другим человеком со знаком плюс. А вот идущие на принципиальную отчужденность – это другое:
Когда встречаются два "Я",
То это праздник Бытия.
Когда встречаются два эго,
То это ночь средь бела - дня.
Когда встречаются два хозяина - хозяева своего бытия, хозяева своей уединённости, - счастье не просто складывается, но умножается. Это становится грандиозным празднованием. И они не эксплуатируют друг друга. Скорее наоборот, они оба становятся единым целыми, наслаждаются существованием, которое окружает их.
Уединение, мой друг,
Несёт блаженство и досуг,
А одиночество, мой милый,
Лишь боль страданий и недуг.
Как я могу быть одинок,
Когда со мной весь мир, сам Бог!
Когда в себе я ощущаю
Любви божественной поток!
Еще раз вернемся в связи с этим к Лермонтову. По характеру дарования Лермонтов, как и Пушкин, был прежде всего поэтом-лириком с рано сформировавшимся обостренным чувством личности. Лирические стихотворения занимают центральное место в его литературном наследии. И есть принципиальная позиция поэта – необходимость отрешенности от «черного мира», ибо:
С тех пор как вечный судия
Мне дал всеведенье пророка,
В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока
Глава 2. Мотив отрешенности и проблема одиночества в лирике М.Цветаевой
В 1932 г. Марина Цветаева пишет: «Когда я с людьми, я несчастна: пуста, т.е. полна ими. Я выпита.» В 1935 г. она - в письме к Пастернаку: "Мне стыдно защищать перед тобой право человека на одиночество,. все стоющие были одиноки, а я самый маленький из них" [6-1, с. 19] .
А в декабре 1938 г. Анне Тесковой: "Я страшно одинока. Из всего Парижа - только два дома, где я бываю. Остальное - всё отпало. Если бы эти мои друзья случайно - уехали, у нас бы не осталось никого. На весь трехмиллионный город". Мы знаем, что эта жалоба продиктована житейскими обстоятельствами. И нет сил сказать в гордой отрешенности: "Ты царь: живи один...Но у царей - наложниц Минуты. Бог - один. Тот - в пустоте небес". 31 авг. 1940 г. В. Меркурьевой :"С переменой мест я постепенно утрачиваю чувство реальности: меня - всё меньше и меньше..."[6-1, с. 21].
Это тоже житейские обстоятельства, ставшие мироощущением поэта. Есть в жизни человека два периода, когда он наиболее остро ощущает, что он не нужен в мире - в юности и в старости. В юности - потому что впереди неведомое - туда надо идти - жизнь. В старости - неведомое - и туда тоже надо идти - смерть. Смерть как протест, смерть — если нет уже надежды одолеть зло, насилие, принуждение. Крайняя форма отчужденности от жизни:
Не возьмешь мою душу живу!
Так, на полном скаку погонь —
Пригибающийся — и жилу
Перекусывающий конь
Аравийский.
Эти горделивые строки были написаны еще в 1924 году. Они, выражающие стремление к отчужденности, остались до конца выражением ее жизненного кредо[6-1, с. 27].
2.1. Отрешенность и типология одиночества в лирике Цветаевой
Ее путь - путь "мечты и одиночества", глухого страдания и безумной пляски. Он игрив и цветаст, но при этом и тоскливо безлюден. В нем царствует лишь она сама - Поэт и Гений - руководимая каким-то прекрасным, но ложным Учителем - Отрешением [12, c. 79].
По волнам - лютым и вздутым,
Под лучом - гневным и древним,
Сапожком - робким и кротким -
За плащом - лгущим и лгущим.
Цветаева ждет, но, увы, не находит спутников по судьбе.
Уже в начале двадцатых в поэме «Царь-Девица» раскрывается одна из главных тем лирики Цветаевой - тема разлуки. Особенно важно то, что в этой поэме, быть может, впервые со всею ясностью Цветаева открывает читателям тайну своего трагического мироощущения: "Царь-Девица" - поэма об одиночестве в любви. Возлюбленный Царь-Девицы, по точному выражению исследовательницы творчества Цветаевой А.Саакянц, это воплощение "недо-личности" и "недо-страсти", олицетворение "великой слабости не-любви". Царевич спит, когда динамика любовного чувства Царь-Девицы достигает наивысшей степени бодрствования, т.е. сильнейшего напряжения всех душевных сил и наибольшего трагизма. По-видимому, Цветаевой за образом царевича видится человек, который может проявить себя только в области быта, а не бытия (жизни души и духа). Но там, где царствует любовь, убеждена поэтесса, быт и бытие несовместимы.
Как справедливо отмечала А.Саакянц, в Царевиче для Цветаевой воплощалось мужское "убожество", заставляющее страдать женщину (ср. строки из стихотворения Цветаевой "Памяти Гейне": "В нашей жизни выпало так: // Мальчик поет, а девочка плачет"). Мотив одиночества в любви из-за мужского "убожества" обнаруживается и в более поздних поэмах Цветаевой. И вновь проблема выхода из жизненного кризиса, проблема преодоления "убожества" остается нерешенной [12, с. 322 ].
В решении древнеисторических сюжетов античная трагедия Марины Цветаевой ближе всего оригинальным мифологическим драмам Ин. Анненского, стремившегося к тому, чтобы в его античной трагедии "отразилась душа современного человека". Но не нарушается при этом основная идея древних авторов: неизбежная власть рока над человеческими судьбами [8, с.53].
У Марины Цветаевой совсем иной характер метафорического строя. Ее образная система и даже строфика, не говоря уже о характере мыслевыражения и самом словаре, много сложнее, хотя бы потому, что теснейшим образом органически сплетены с дыханием всего ее поэтического существа. Все рождается не как воспоминание, возвращение к пережитому, а возникает вот сейчас, в данную минуту. Она целиком живет в своем стихе, отдаваясь ритму взволнованного дыхания. Ее фраза предельно эмоциональна, целиком подчинена интонационному строю, необычайно гибкому, выразительному и многообразному. На основе обычных метрических схем возникают самые неожиданные, порою не умещающиеся в рамки традиционной строфики ритмические построения. Можно было бы сказать, что формально вся Марина Цветаева-это мысль и чувство, подхваченные и поддержанные стремительными модуляциями ритма. Отсюда и нервность, разорванность стихотворной ткани мотивов одиночества и их романтического преодоления в лирике Цветаевой (цикл «Провода», «Русской ржи от меня поклон», «Расстояния: вёрсты, мили»). М.Цветаева о поэте и поэзии — «Поэт».
Мотивы расставания, одиночества, непонятости постоянны и в лирике Цветаевой этих лет: циклы "Гамлет" (1923, позднее разбит на отдельные стихотворения), "Федра" (1923), "Ариадна" (1923). Жажда и невозможность встречи, союз поэтов как любовный союз, плодом которого станет "живое чадо: / Песнь" лейтмотивы цикла "Провода", обращенного к Б.Л. Пастернаку. Личным символом соединения разлученных становятся телеграфные провода, тянущиеся между Прагой и Москвой: Вереницею певчих свай [9, c. 59].
Что же определяет сущность цветаевского поэтического творчества? Прежде всего искренность и уникальность ее оценок, жестов, поведения, судьбы в целом. Может показаться, что Цветаева - поэт вне художественной традиции, сумевший начать свой путь "с нуля". Для таких догадок есть основания.
Это тоже отрешенность, одно из ее проявлений. Не раб ли ты? Тогда ты не можешь быть другом. Не тиран ли ты? Тогда ты не можешь иметь друзей. И даже ваша лучшая любовь есть только восторженный символ и болезненный пыл. Любовь - это факел, который должен светить вам на высших путях.
Когда-нибудь вы должны будете любить дальше себя! Начните же учиться любить! И оттого вы должны были испить горькую чашу вашей любви. Горечь содержится в чаше даже лучшей любви. Так возбуждает она тоску по сверхчеловеку, так возбуждает она жажду в тебе, созидающем!" Наверное, в книгах немецкого философа можно отыскать строфы и более соответствующие цветаевскому темпераменту, но даже это - во многом случайное! - напоминает ее пафос, систему ее этических ценностей, ее душевную драму [9, с. 159 ].
Настроение поэтессы, ее ориентированность на одинокое избранничество, неизбежная отверженность от "мира сего" объясняются и естественной природой самого лирического дара и сложившейся в начале ХХ века предгрозовой революционной ситуацией. Цветаева, как и многие ее современники, вышла навстречу роковому столетию с открытым забралом - какова уж есть!
Цветаева начинает, идет и завершает свой путь в достойном романтического Гения одиночестве. Как не вспомнить признание Ницше: "О, одиночество! Ты, отчизна, моя, одиночество! Слишком долго я жил диким на дикой чужбине, чтобы не возвратиться со слезами к тебе!" У Цветаевой много подтверждения того, что удел поэта - удел пустынника, умеющего по-настоящему ценить один дар - дар свободы.
"Я знаю правду! Все прежние правды - прочь!" - решительно отделяет она себя от других. И эта правда в том, что в страшную эпоху войны и разрушения "воскресения" не будет и искупить грех никому никогда не удастся. Единственная реальность - смерть: "под землей скоро уснем мы все, кто на земле не давали уснуть друг другу". А если так, то от земной жизни нужно успеть взять самое замечательное: любовь, не знающую границ, творчество, не ведающее меры. Словом, крылато и на одном дыхании прожить (перестрадать!) свою романтическую судьбу!
«Быть как стебель и быть как сталь
В жизни, где мы так мало можем", -
вот желанный предел поэта. Это достигается ценой нечеловеческого напряжения сил. Это - стремление к тому, что люди обычно считают невозможным или несбыточным [9,с. 149].
Ее требования к своему назначению чрезвычайно высоки. Известно, каким замечательно возвышенным и вместе с тем мучительно неразделенным в полной мере был духовный союз Марины Ивановны с Борисом Пастернаком. В ее письмах к нему мы находим то, каким хотела бы она его видеть в будущем, какую сверхцену давала его поэтическому дару. Она пишет Пастернаку: "Я же знаю, что Ваш предел - Ваша физическая смерть". И еще: "Вам нужно писать большую вещь. Это будет Ваша вторая жизнь, первая жизнь, единственная жизнь... Вы будете страшно свободны". К сожалению (или к счастью?), отношение к "работе" у Цветаевой и Пастернака было различным. Примем к сведению одно его замечание в письме: "Про страшный твой дар не могу думать. Догадаюсь когда-нибудь, случится интуитивно" [4, c. 201].
"Страшный дар"... Точное определение. Тревоги Пастернака жестоко оправдались трагической судьбой Марины Цветаевой, ее последовательной отрешенностью. Ее судьбой.
Рок - страшный и сладкий - преследует и гонит цветаевскую героиню, как безумную от слепой страсти античную Федру или Андромаху - от одной бездны к другой. В ней все "каторжные страсти слились в одну", в ее душе лишь "безнадежность ищет слов". Цветаева сознательно отдаляет и отделяет себя сразу ото всех. "Легонькая стопка восхитительных стихов" дорого стоит, цена ей - жизнь.
Каждый человек, у которого есть душа, - гений он, или обыкновенный человек, справляется со своим одиночеством как может. Кто уходит от окружающей суеты - в себя, кто, спасаясь от одиночества, заполняет себя суетой (пустотой) [12, с. 59]. Но раньше всего приходит и на всем пути сильную и творческую личность сопровождает то, без чего не может быть сосредоточенности, нового открытия мира – отрешенности…
Заключение
Таким образом, в нашей работе рассмотрены мотивы отрешенности в теоретическом осмыслении и в творческой практике русских поэтов, где в центре оказываются жизнь и творчество М.И. Цветаевой. При этом, мы пришли к выводу, что отрешенность неизбежно ведет к одиночеству.
В 1919 году, уже страшном, Марина Цветаева пишет: "Одиночество делает меня высокомерной… Несмотря на голод, холод - силы ещё есть, и вся жизнь впереди, и ощущение безмерности своего дара, для которого одиночество - необходимость, потребность. Я привыкла к жизни в мире совершенном: в душе». Понятно, что это состояние приходит через трудный процесс отрешения: «Оттого мне здесь не хочется, не можется, не стoится» [4, с. 49].
Начиная с детства и кончая Елабугой, Цветаева была одиноким человеком и ещё более одиноким поэтом. Она много страдала от этого и искала отклика в людях. Отрешённость отца, жёсткость и нелюбовь матери, неприятие в литературных и общественных кругах, неприкаянность в любви... Истосковавшаяся по участию, Цветаева не могла разделить даже с Пастернаком дружбу Рильке.
«Я одинокий человек – одна под небом (ибо Аля и я – одно)…
Никто мне не помогает жить, у меня нет ни отца, ни матери, ни
бабушек, ни дедушек, ни друзей. Я – вопиюще одна, потому – на
всё вправе. И на преступление» (начало февраля 1930 года. Письмо В.Звягинцевой и А.Ерофееву). Мы бы могли добавить – и на крайнее отрешение, любое… Оно – лейтмотив ее жизни и творчества.
Отчаянные попытки вырастить детей равносущными и любящими, и их подростковая независимость, зеркальная отрешенность, явилась, видимо, последней каплей. Пожизненные отрешенность и одиночество являлись определяющей чертой судьбы Цветаевой и главной причиной её самоубийства [12,с. 49]. Это отрешенность уже за пределами творчества, в своей исключительности подтверждающее закономерное. А что может быть более закономерным стихов большого поэта?
У отрешенности Цветаевой особое лицо, ибо в ней она одинока так, как может быть одинок только высоко над остальными поднятый и при этом остро нуждающийся в понимании, общении, родстве человек и творец. Цветаева впервые решительно кивнула смерти за два с половиной года до встречи с ней («Пора — пора — пора / Творцу вернуть билет») и, еще раз внимательно сверившись с жизнью, повторила тот же разрешительный жест через полтора года («Пора снимать янтарь...»). Причем, оба раза она побуждала себя к действию, а не к ожиданию.
Список использованной литературы
1. Цветаева М.И. Сводные тетради / М.И.Цветаева. - М.: Эллис Лак, 1997. – 155 с.
2. Цветаева М.И. Сочинения в 3-х томах./ М.И.Цветаева.- М.: ПТО Центр, 1993.
3. Цветаева М.И. Осыпались листья над вашей могилой: Стихотворения, поэмы./ М.И.Цветаева. - Казань: Татарское кн. изд-во, 1990. – 306 с.
4. Цветаева М.И. Из писем «Об искусстве» / М.И.Цветаева. - М.: Искусство, 1991. – 231 с.
5. Цветаева М.И. И сердце рвется от любви на части…: сборник / М.И.Цветаева. - М.: Зарницы, 2003. – 278 с.
6. Цветаева М.И. Сочинения: Т. 1, 2. / М.И.Цветаева. - М.: Художественная литература, 1984.
7.Аронова Л. П. Анализ стихотворения Марины Цветаевой «Расстояния: версты, мили…»: (Язык и композиция) / Л.П. Аронова. // Язык и композиция художественных текстов.- Отв. ред. Л.Ю. Максимов. — М.: 1984. – С. 54 -67.
8.Бердяев H.A. Философия свободного духа / Н.А. Бердяев. - М.: 1994. - 283 с.
9. Бубер М.Проблема человека / М. Бубер. - М.: 1989. - 211 с.
. Горчаков Г.Н. Творческий путь Марины Цветаевой / Г.Н. Горчаков. — М.: 1993. — 72 с;
10. Ельницкая С. Статьи о М.Цвтаевой./ С.Ельницкая.- М.: Дом- музей М .Цвтаевой. 2004. – 304 с.
11. 39. Саакянц А.А Жизнь М. Цветаевой./А. А.Саакянц. - М.: Центрполиграф, 2002. – 209 с.
12.Кембалл Р. Ни с теми, ни с этими / Р. Кембалл. . — М.:1995. — 32 с;
Денис-изобретатель (отрывок)
Астрономический календарь. Ноябрь, 2018
Калитка в сад
А. Усачев. Что значит выражение "Белые мухи"?
Ёжикина Радость