Работа была выполнена в 2015 году. Объекты исследования - произведения А. Лиханова и С. Горбачева. Автора проекта пытается понять, как дети военных лет смогли выжить и остаться людьми в нечеловеческих условиях. Что изменилось через несколько десятков лет? Каковы жизненные ценности детей 70 - 80-х лет?
Вложение | Размер |
---|---|
moi_rovesniki_v_proizvedeniyah.pptx | 1.93 МБ |
vystuplenie_2015.docx | 16.97 КБ |
Слайд 1
МОИ РОВЕСНИКИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ПИСАТЕЛЕЙ-ЗЕМЛЯКОВ Багина Анастасия 5 класс учитель Сухих Валентина Викторовна МБОУ СОШ № 71 г. кИРОВСлайд 2
Писатели-земляки Альберт Лиханов «Последние холода» Сергей Горбачев. Рассказы
Слайд 3
Главные герои повести Вадик и Мария русаковы эвакуированы из минска в маленький тыловой городок. У ребят на фронте погиб отец, а мама тяжело заболела и лежит в больнице.
Слайд 4
голод «… за голод приходилось рассчитываться самым неразменным – добрым именем». «… Голод убивает всякий стыд»
Слайд 5
Чувство собственного достоинства « Итак, они стояли полукругом и были похожи на стаю , загнавшую зверя.»
Слайд 6
Потеря близких Когда кончилась война, вадик узнал, что в больнице умерла мама. Но как об этом сказать маленькой сестренке?
Слайд 7
детдом - Что же дальше? – едва слышно спросил я вадьку . Он слабо шевельнулся. - В детдом, - ответил он
Слайд 8
«Ведь люди вокруг, люди.»
Слайд 9
Конец войне! « Может случиться так, что новые малыши забудут наше горе, нашу радость, наши слезы! Так вот, не давайте им забыть!»
Слайд 10
Рассказ сергея горбачева «за отвагу» «дед говорил, что ему везло. Это правда – живой вернулся… войну вспоминал неохотно.»
Слайд 11
Рассказ сергея горбачева «за д облестный труд» «БАБУШКА НЕТ-НЕТ ДА ВСПОМИНАЛА ЛИХОЛЕТЬЕ. НЕ ЖАЛОВАЛАСЬ, ВОСПОМИНА-НИЯ ЧАЩЕ БЫЛИ ТРОГАТЕЛЬ-НЫМИ .»
Слайд 12
Никто не забыт, и ничто не забыто! Помните! Через века, через года,— помните! О тех, кто уже не придет никогда,— помните!
Слайд 1
Тема моего проекта «Мои ровесники в произведениях писателей-земляков». Я решила продолжить свое исследование, которое начала еще в прошлом году. Меня заинтересовала другая грань этой темы – война. Как мои ровесники 40-ых годов смогли выстоять наравне со взрослыми это тяжелое время? Как последующие поколения берегут нашу историческую память?
Слайд 2
Для исследования я взяла повесть Альберта Лиханова «Последние холода» и рассказы Сергея Горбачева.
Слайл 3
Главные герои повести «последние холода» - Вадик и Мария Русаковы. Война лишила их отца, а мать лежит в больнице. Маленькая Мария потеряла карточки, по которым выдавали продукты. Дети сутками голодали.
Слайд 4
Как же они выживали? Дети не знали, у кого искать помощи, зато они знали, что такое «голодный обморок». Голод заставил этих ребят просить в столовой у других детей доесть обеды, т.к. у Вадика и Марии своих талонов на доппитание не было. Иногда Вадик отбирал хлеб, «ведь голод убивает всякий стыд».
Мальчик просил у работников маслозавода жмых (остатки от семян подсолнечника), хитростью добывал продукты на рынке. В первую очередь он кормил свою сестру.
Слайд 5
Вадику не раз приходилось сталкиваться с уличной шпаной. Эти хулиганы однажды напали на него возле столовой. Один против целой шайки Вадик защищал себя и свою сестру. Удивительно, откуда взялись силы у этого слабого мальчишки, который «мертвой хваткой вцепился в горло противника» Главарь банды вместе со своими дружками убежал.
Слайд 6.
Когда мать ребятишек оказалась в больнице, Вадик взял на себя все обязанности старшего. Он не только заботился о Марии, но и старался поддержать маму. Дети писали ей трогательные письма и относили в больницу, но так и не дождались ответа ни на одно из них. Вадику было труднее, чем Маше: он понимал, что мать умирает… умирает не только от болезни, но и от голода.
Слайд 7
Перед вами слайд, на котором изображены детдомовские дети военных лет. Вот примерно в такой коллектив попали и герои повести А. Лиханова после смерти их матери. Коля, от лица которого ведется повествование, пишет о том, каким он увидел своего друга детдоме: «Он стоял передо мной, враз подросший, неулыбчивый парень… На Вадиме были серые штаны и серая рубаха, видать, детдомовские. Странное дело, они еще больше отделяли Вадима от меня».
Слайд 8
Кто же помог этим детям выжить, не умереть с голоду? Помогли добрые люди.
Коля делился с ребятами хлебом, едой в столовой, он привел их к себе домой. Бабушка и мама Коли накормили голодных детей, ухаживали и присматривали за ними. Директор школы выхлопотал для Вадима и Марии новые карточки на продукты. Учителя собрали ребятам еды.
Слайд 9
Повесть называется «Последние холода». Время действия – апрель-май 1945 года. Закончились холода в природе, закончилась война. Именно в это время Вадик и Мария узнали, что у них умерла мама. Вот почему этот праздник для многих людей «со слезами на глазах».
Колина учительница в первый мирный день на уроке сказала такие слова: «Может случиться так, что новые малыши забудут наше горе, нашу радость, наши слезы! Так вот, не давайте им забыть!»
Слайд. 10
Главный герой рассказа Сергей Горбачева «За отвагу» – мальчик 70-х годов. Он с большим уважением относится к своему деду Игнату Васильевичу, знает, где и кем служил дед, сколько раз был ранен. Но про свои награды дед не рассказывал. Мальчику очень важно было об этом узнать, поэтому он сильно донимал деда. Мальчик узнает о героическом подвиге, за который дед получил медаль «За отвагу»
Слайд 11
В рассказе «За доблестный труд» бабушка Сережи отправляется в райсобес предоставлять документы на прибавку к пенсии. Но вернулась она ни с чем. Чиновники потребовали трех свидетелей, которые должны подтвердить, что она работала в годы войны, а медаль «За доблестный труд во время Великой Отечественной войны» не взяли во внимание. Сереже было стыдно перед бабушкой за чиновников, он ей сказал: «Я тебе сам надбавку платить буду в два раза больше!»
У моих одноклассников пережили войну прадедушки и прабабушки. Конечно, лишь единицы видели их живыми. Но во всех семьях жива память об этих людях. Вот что пишет о своей прабабушке Денникова Саша: «Из-за войны прабабушка бросила школу, окончила всего один класс, т.к. надо было работать. У людей было свое хозяйство, но они голодали, потому что все отправляли на фронт: яйца, мясо, молоко, овощи, - а сами ели гнилую картошку, лебеду, хвойные ветки»
Прадед Эли Федосимовой прожил 62 года, не давали покоя военные раны. Вот что говорил он своим детям: «Я мог погибнуть в боях под Ленинградом, но я выжил, старался работать и за себя, и за тех, кто не пришел с фронта, вырастил детей. Завещаю вам быть счастливыми».
Слайд 12
Итак, доброта помогла выжить моим ровесникам в годы Великой Отечественной войны. А последующие поколения помнят это страшное время. Если народ не помнит историю, то у этого народа нет будущего, т.к. история – это великий урок для всего человечества. Именно об этом говорят стихи Роберта Рождественского.
Помните!
Через века,
через года, -
помните!
О тех,
кто уже не придёт
никогда, -
помните!
Не плачьте!
В горле
сдержите стоны,
горькие стоны.
Памяти
павших
будьте
достойны!
Вечно
достойны!
Хлебом и песней,
Мечтой и стихами,
жизнью
просторной,
каждой секундой,
каждым дыханьем
будьте
достойны!
Люди!
Покуда сердца
стучатся, -
помните!
Какою
ценой
завоёвано счастье, -
пожалуйста,
помните!
Как нарисовать зайчика
Астрономический календарь. Июнь, 2019
Как зима кончилась
Снеговик
Шелковая горка