Ученицей была выдвинута гипотеза, что страшные истории Успенского и Усачёва и «страшные сказки» Горшенева и Князева близки по структуре к сказкам и быличкам, но это другой жанр. Целью ее работы было определение жанра страшных историй. Объектом исследования были: тексты фольклорных произведений (сказки, былички) и авторские тексты («страшные сказки» Горшенева и Князева и «страшилки» Успенского и Усачёва). Собранный материал позволит получить представление о жанре «страшилок», понять, в чём их ценность.
Вложение | Размер |
---|---|
konferentsiya.zip | 951.8 КБ |
Областная научная конференция школьников
Секция «Литература»
Тема:
«Страшилки»: к вопросу о жанре»
Автор работы: Зрелова Александра Александровна
Образовательное учреждение: ГБОУ СОШ № 10
«Образовательный центр ЛИК»
Научный руководитель: Зрелова Елена Михайловна,
учитель русского языка и литературы.
г. Самара
2014г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
I Введение с.3
II «Страшилки»: к вопросу о жанре.
1.Причины появления «страшилок». с.7
2. Сравнительный анализ сказок, «страшилок», быличек. с. 8
III Заключение с.26
IV Библиографический список с.28
Введение
Современные дети редко «по зову души» читают классику. Говоря о круге чтения подростков, исследователи чаще называют фантастику, фэнтези, приключения, ужастики. « А что же взамен «золотой полки»? Кроме названного «Гарри Поттера», прочно удерживающего верхние позиции всех списков вот уже полтора десятилетия, и «Маруси»- серии романов про «девочку», с которой постоянно что-то случается, взамен -«гламурные» вампиры». ( 8.4 )
Из 182 опрошенных нами человек (уч-ся 2-8 классов) не любят страшные истории только 19. Фольклорист Чередникова считает, что включенность ребенка в практику рассказывания страшилок зависит от его психологического созревания. В 5-6 лет ребенок не может без ужаса слушать страшные истории (но слушает). С 8 до 11 лет дети с удовольствием рассказывают страшные истории (поэтому в этом возрасте и читаю-для пополнения копилки) , а в возрасте 12-13 лет их перестают воспринимать всерьез.(8)
Да и из музыкальных групп 1/3 опрошенных ребят (ученики 8-11классов нашей школы ) предпочтение отдаёт рок-группе «Король и Шут» , тексты сказок и тексты песен которых очень похожи на ужастики.
Актуальность исследования обусловлена интересом учащихся к ужастикам.
«Король и Шут» по словам писателя, журналиста Ильи Стогова , является «флагманом 3 поколения рок-музыкантов Санкт-Петербурга». «Король и Шут» российская панк -группа. С 1993 года группа становится одной из популярнейших, а с 2000 года группа известна не только в России, но и за рубежом. В 2007 году выходит альбом «Страшные сказки». В него входят 13 самых страшных и зловещих сказок из собраний русских народных преданий и лучшие песни группы, которые сюжетно вплетаются в постановку. Все песни представляют собой законченные мистические и фантастические истории. Более 20 премий получила группа в различных номинациях. За 20 лет работы группы было выпущено 10 альбомов, написана зонг-опера в двух частях.
• Премия «Кактус» 1994 — учреждена клубом «10», как Лучшая Панк-Группа Года.
• Премия «Лучший альбом 1996 года» — за альбом «Камнем по голове»
• Премия «Лучшая группа 2001 года» по версии журнала «Fuzz»
• Премия «Поборол!» от «Нашего Радио» в номинации «Выбор слушателей» — 2002 год
• Премия «Овация» в номинации «Лучшая рок-группа» — 2002 год
• Награждение лучшему второму вокалист Андрею Князеву 2002
• Премия лучшая рок-группа 2003 года по версии Нашего радио
• Премия лучший вокалист 2002—2003 — Михаил Горшенев
• Премия лучший бас-гитарист 2002—2003 — Александр Балунов.
• Премия «Выбор интернета», Чартова Дюжина — 2008 год
• Премия «Лучший клип 2008» по версии журнала «Fuzz» за клип «Ром»
• Премия Rock Alternative Music Prize (RAMP) в номинации «Respect Ruнета» — 2008 год
• Премия «Лучшая песня десятилетия» по версии «Нашего Радио» за песню «Прыгну Со Скалы»
• Премия «Лучший бас-гитарист 2007—2008» — удостоился Сергей Захаров, по версии журнала «Петербургский музыкант».
• Премия «Лучший исполнитель на смычковых инструментах 2007—2008» — стал Дмитрий «Каспер» Ришко, по версии журнала «Петербургский музыкант».
• Премия «Лучший видеоклип 2007—2008» — за видео на песню «Ром», по версии журнала «Петербургский музыкант».
• Премия «Лучший альбом 2010 года» за альбом «Театръ Демона» от портала «Musecube.ru»
• Премия «Лучшая песня 2010 года» за песню «Танец злобного гения» по итогам голосования итоговой «Чартовой дюжины» 2010 года на Нашем радио.
• Премия «Лучшая группа» по результатам голосования итоговой «Чартовой дюжины» 2013 на Нашем радио.
• Премия «Лучший вокалист» (Михаил Горшенев) по результатам голосования итоговой «Чартовой дюжины» 2013 года на Нашем радио. (8.3)
У Успенского и Усачева есть трилогия «Ужастики», «Кошмарные ужасы», «Самые страшные истории», адресована она детям дошкольного возраста. Успенский в предисловии к «Ужастикам» поясняет: «Наша книга включает в себя пласт традиционных крестьянско-городских страшных историй. В нём
преобладает кладбищенско-замогильная тематика со всеми её атрибутами: гробами, скелетами, вампирами, оборотнями прочей не очень чистой силой. Этот пласт, перейдя в область детского фольклора трансформировался и , кроме того, модернизировался.»(6,с.7) Каков же жанр детских «страшилок»? Словарь литературоведческих терминов не дал ответа на наш вопрос.
У Горшенева и Князева (авторов текстов и вокалистов группы «Король и Шут») есть альбом « Страшные сказки». В названии альбома есть указание жанра-сказки.
Мы выдвинули гипотезу, что страшные истории Успенского и Усачёва и «страшные сказки» Горшенева и Князева близки по структуре к сказкам и быличкам, но это другой жанр. Былички, возможно, «прародители» современных страшилок.
Проанализировав сборник С.В.Максимова «Куль хлеба. Нечистая, неведомая и крестная сила», обратили внимание на то, что в исследуемых текстах
( Горшенева и Князева, Успенского и Усачёва) есть «страшилки», которые повторяют истории, рассказанные ещё в 19 в. собирателю быличек С.В.Максимову.
«Нужно уронить со стола какую-нибудь вещь и затем, поднимая её, наклониться и поглядеть: не копытами ли ноги» (3,с.423)
«На первое свидание иди, на второе – тоже, а на третьем- урони вилку и посмотри, какие у неё ноги»(6,с.57)
В одной из «страшилок» за людьми бегает свинья-оборотень,в рассказе, записанном в Новгородской губернии, подобная история. « А хозяйка-то беседы, видно, догадливая баба была, бывала в этих делах : сейчас четырём девкам на голову горшки глиняные надела, а этой, коя загадывала, подушку положила. Вдруг как вломится в избу свинья»(3,с.479) «Девочка испугалась и побежала за родителями. А свинья за ней»(6,с.34)
По мнению О. Гречиной и М. Осориной, «в страшилке сливаются традиции волшебной сказки с актуальными проблемами реальной жизни ребёнка».(8.1)
Известный литературовед С. М. Лойтер в автореферате диссертации «Русская детская литература XX века и детский фольклор: проблемы, взаимодействия»
предоставила информацию о времени появления 1-ых «страшилок», объяснила
причины их популярности.(8.2 ) .Первые публикации рассказов относят к 80-м годам. Широкое бытование обрели в 1990 году после выхода в свет книги Успенского «Красная рука, черная простыня и зеленые пальцы» , созданной на основе детских писем. Популярность повести привела к тому, что детские страшные истории стали одним из самых распространенных жанров современного школьного фольклора. Читатели оказались одновременно носителями жанра, создавая новые варианты, расширяя мотивно-сюжетный состав.
Цель работы: определить жанр страшных историй.
Мы определили следующие задачи, вытекающие из цели работы.
Задачи:
1.Собрать информацию о «страшилках»
2.Произвести сравнительный анализ «страшилок», сказок и быличек.
Объект исследования: тексты фольклорных произведений (сказки, былички) и авторские тексты («страшные сказки» Горшенева и Князева и «страшилки» Успенского и Усачёва).
Предмет исследования: элементы композиции сказок, «страшилок», быличек, герои этих текстов.
Метод исследования: сопоставительный.
Технологичность работы: собранный нами материал позволит получить представление о жанре «страшилок», понять, в чём их ценность; полученная информация может быть использована в качестве дополнительного материала при изучении детского фольклора.
Для сравнительного анализа мы использовали 5 русских народных сказок, 20 «страшных сказок» Горшенева и Князева , 36 «страшилок» из 1ой книги Успенского ,Усачёва «Ужастики» и 37 быличек.
2.1 Причины появления «страшилок»
Как же объяснить появление «страшилок»?
А.Усачев, один из авторов сборника «Ужастики», объясняет это так: « Красная Рука, Зелёный пистолет , Чёрные шторы… Это самая многочисленная ветвь страшного детского фольклора. Жуткая потому, что в обыденной жизни люди никогда не встречаются ни с чем подобным. Со скелетами и вампирами мы тоже не часто встречаемся. Но всё-таки понимаем, что такое скелет, откуда он взялся и чего он хочет. А вот чего хотят Чёрные шторы, живой ли Фосфорный человек и кто его родители – этого не знает никто. А раз не знает никто, это и есть самое страшное. Это типично городской фольклор . И дело здесь не столько в атрибутике, сколько в новом мышлении городских детей, выросших в удалении от кладбищ и воспитанных в духе атеизма. Отгороженные бетоном от природы и идеологией от правды жизни, они вроде бы должны были позабыть о тяжком наследии прошлого, обо всех этих жуткостях и необычностях. Но свято место не бывает пусто. И потребность в страшном нашла новые кошмары - необъяснимые, лишённые как будто бы всякой логики. Дату появления этих историй можно порой вычислить с точностью до пятилетки. Год 1934-й и другие. Практически во всех фольклорных историях по ночам исчезают члены семьи : сначала – дедушка, потом – бабушка, отец, мать, старшая сестра…Никто не мог объяснить маленькому мальчику, куда в реальной жизни исчезла семья, жившая в соседней квартире. Вот тогда-то и появились в нашей стране Красная рука, чёрные шторы, автобусы с чёрными шторами и подземелья, где людей режут на части. Не только сталинская «мясорубка» отразилась в этих историях, но и дефицит – никаких штор, кроме чёрных, никаких перчаток, кроме красных в магазинах нет. Без преувеличений, по этим рассказам можно изучать новейшую историю СССР.»(Успенский придерживается другой точки зрения (6, 4-5с.4-5)
В словаре литературных терминов, как было сказано выше, нет определения «страшилки»,(страшные истории) ,читаем определение сказки.
« Сказка народная – всякий устный рассказ, сообщаемый слушателям в целях
занимательности» (8.1) Данное определение подходит страшным историям.
«Страшилка» -устный рассказ, и сообщается она слушателям в целях занимательности.
Есть определение и быличек с указанием на то, что «в современном мире быличка встречается в качестве страшилок»(8.1)
«Быличка -жанр УНТ. Рассказ героя о встрече с «нечистой силой»(8.1)
«Термин ввели в фольклористику братья Б.М. и Ю.М.Соколовы, заимствовав его из диалекта Новгородской губ., где это слово обычно прилагается к «небольшим рассказам о леших, домовых, чертях, и чертовках, полуверицах, колдунах – одним словом, о представителях тёмной, нечистой силы. В отличие от легенды и предания, быличка не объясняет некую реалию, а предостерегает или просто
повествует с сверхъестественном случае» (1,с.455)
2.2 Сравнительный анализ сказок, «страшилок» и быличек.
Для сравнения возьмём страшные истории 1-ой книги Э.Успенского и
А. Усачёва (их 36 ), тексты из сборника «Страшные сказки» М. Горшенева и А. Князева (20), быличек- 37 , а сказок -5(1 социально-бытовая, другие-волшебные): «Морской царь и Елена Премудрая», «Царевна- лягушка»,«Иван- царевич и серый волк», «Перышко Финиста - ясна сокола», «Шабарша»
Зачин / Вступление
Сказка | Быличка | Страшные истории | |
Успенского и Усачёва | Горшенева и Князева | ||
«Жил – был грозный царь Василий» (4,с.187) «Жил – был старик, и было у него три дочери» (4,с. 225) «В некотором царстве, в некотором государстве жил- был царь с молодой женой» (4,с.31) «Ай, потешить вас сказкой? А сказка чудесная; есть в ней дива дивные, чуда чудные, взялся за гуж, так неча сказать - а батрак Шабарша из плутов – плут; уж как взялся за дело - на все дюж! (4,с.41) « В старые годы у одного царя было три сына.» (7,с.92) | «Впадает в Ильмень-озеро маленькая речка, называется Чёрный ручей»(5,с.364) «Хоть бы нашу деревню Середку взять» «еду прямо по Волге, до самой Астрахани»(5,с.367) «Было это в 56-57 году. Мы в Бянкино жили»(5,с.369) «У меня случай был…»(5,с.371 ) «Это дело было давно» (5, с.371 ) «Это было в 1925-1926г.» (5,с.373 ) «Бабушка моя рассказывала»(5, с. 377) «А вот с моей подругой дело было…» (5,с.383) и др. | «Жили мать с дочкой» (6,с.8) «Дело было на Кавказе»(6, с.69) «Шел солдат на побывку домой» (6,с.10) « Одну девочку послали за мукой…» (6,с.10) «Жили - были мужчина и женщина» (6,с.69) « Однажды в деревню пришёл человек» (6,с.11) «Жила женщина с мужем» (6,с.14) «Жила семья: папа, мама, дочь и бабка Петрова» (6,с.20) «Жил молодой красивый парень» (6,с. 23) | «В одном селе жили-были муж да жена» (« В доме смерть») «В заросшем парке Стоит старинный дом» ( « Проклятый старый дом»)
«В некотором королевстве жил-был король» («Королева –ведьма») «Мы прощались на пароме» («Гробовщик») «В стародавние годы жили-были в одной деревне два молодых парня» ( «Мёртвый жених») |
Вывод: В основном у страшных историй определенное начало, нередко повторяющее зачин сказки. «Жила- была …», « В некотором королевстве(царстве)…»
И в сказке, и в «страшилке» не важно, где происходит действие, нет указания на повествователя истории .
В быличках часто сообщаются географические названия, год встречи с нечистью, а также указан повествователь истории.
Дорога – путь
Сказка | Быличка | Страшные истории | |
Успенского и Усачёва | Горшенева и Князева | ||
« Ехал-ехал Иван-царевич -скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.»(4,с.168) «Шла она, шла, лесами дремучими, болотами топкими, оврагами глубокими. Вот уже башмаки железные истоптала, посох железный изломала, и просвирку железную изглодала…» (4,с.230) «Долго ли, коротко ли ехали - доехали до царства Семена». (4,с.171) «Вот он шёл, шёл, дошёл до болота» (7,с.93) «шёл он близко ли, далеко ли, долго ли, коротко ли, сапоги проносил, кафтан истёр, шапчонку дождик иссёк» (4,с.97) «Шёл-шёл…»(4,с.32) | Нет пути-дороги. | Только в одной истории из 36 долгий путь: «Проклятый дом и колдовская книга». «Шли они долго…» (6,с.28) | « Ехал-ехал, лошадь у него устала» («Сказка о мертвеце») |
Вывод: В сказке почти всегда есть мотив дороги (пути). Далеко героям добираться до заветного места. Долог их путь. Далеко царство водяного царя, Финиста-ясна сокола, место обитания Жар - птицы, Кощея Бессмертного. Только в «Шабарше» не далёк путь героя.
В быличках нет долгого пути. В « страшилках» тоже нет долгого пути героя ( по 1 в каждой группе авторов). Действие происходит очень быстро: от 1 до 3 суток. Только в 2 –ух «страшилках» прошло много лет от одного случая до другого.
Добрые помощники
Сказка | Быличка | Страшные истории | |
Успенского и Усачёва | Горшенева и Князева | ||
Серый волк («Иван—царевич и серый волк».) Странник- старик («Пёрышко Финиста-ясна сокола».) Баба – Яга Бабушка - задворенка («Морской царь и Елена Премудрая») Старый старичок Щука, Баба- Яга, медведь, заяц, селезень. («Царевна - лягушка».) | В некоторых историях герою помогает сама «нечисть»: домовые, лешие. | «Железная шея» (6,с.16-17) 2-е сестры | Мужик оживляет парней и помогает убить мертвеца («Сказка о мертвеце») Старушка даёт совет поповичу («Королева-ведьма») Старушка пыталась помочь советом спасти малютку («В доме смерть») |
Вывод: В сказках есть добрые помощники, которые, узнав о несчастье героя, сами предлагают свою помощь, дают добрые советы, а иногда и волшебные предметы.
В «страшилках» Успенского и Усачёва добрых помощников нет. Только в одной истории есть у героя помощники: мальчик просит у сестёр помощи, 2-е помогают советом, а третья , вспоминая обиды, вредит.
В «страшилках» Горшенева и Князева в 3 историях появляются добрые помощники. В 4 быличках из 37 домовой помогает человеку по хозяйству. Из 5 рассказов о лешем нет ни одного со смертельным исходом. Леший на добро всегда отвечает добром. Он может проявить недовольство людьми, если те творят зло.
Фантастические (демонические )существа, нечисть.
Сказка | Быличка | Страшные истории | |
Успенского и Усачёва | Горшенева и Князева | ||
Серый волк («Иван—царевич и серый волк» .) Баба- Яга, («Пёрышко Финиста-ясна сокола».) Морской царь(«Морской царь и Елена Премудрая») Черт( ,,Шабарша”) Лягушка – оборотень, Баба – Яга. («Царевна-лягушка») | Водяные, русалки, черти, домовые, банники, лешие, ведьмы, колдуны. | Туфельки. Фото. Тень бегающая. Чёрное пятно. Черти. Змеи в пирожке. Мука из Чёрной лавки. Чёрная женщина. Девочка- оборотень- ведьма. Вампир. Белая свинья. Белый старик. Картина. Железная шея. Черная рука. Белое платье | Мертвец, ведьма, утопленник, чёрт, водяной, леший, вампир. |
Вывод: Есть общие герои: ведьмы, оборотни, черти, водяные . В «страшилках» Успенского и Усачёва в большей мере демоническими существами оказываются вещи и предметы окружающего мира : перчатки, шторы, радио, автобус, пятно, туфли, книга, картина. В этих предметах особую роль играет цвет: белый, красный, жёлтый, зелёный, голубой, синий, чёрный. (На 1 место выходит чёрный). В «страшилках» Горшенева и Князева преобладает тот же цвет, но нечисть больше схожа с нечистью быличек.
В быличках вещи, предметы не являются демоническими, за исключением куклы.
В «страшилках» в отличие от быличек среди нечисти не встречались домовые, банники, русалки - представители деревенского фольклора. Нет их и в сказках.
Повторы
Сказка | Быличка | Страшные истории | |
Успенского и Усачёва | Горшенева и Князева | ||
Утро вечера мудренее», «долго ли, коротко ли ехали», 3 обмена, Иван - царевич дважды нарушает запрет волка – помощника. ( в сказке «Иван—царевич и серый волк» .) «Прошло время, опять собрался», «В третий раз собрался отец в город» 3-и Бабы Яги, трижды « Шла, шла…» «А лес все темнее и гуще. …Вторые башмаки истоптала. Второй посох изломала. Вторую просвиру изглодала». (4,с.231) «Шла, шла, долго ли шла, коротко ли, уже последние башмаки истоптала, последний посох изломала, последнюю просвиру изглодала» (4,с.232) (В сказке «Пёрышко Финиста - ясна сокола».) ( в сказке «Морской царь и Елена Премудрая») Три службы у Морского царя, Тремя прутами коня неезжалого усмиряет. Трижды Морской царь посылает за своей дочерью, Голубь с голубкой (дважды) напоминают Ивану – царевичу, что он забыл Елену Премудрую. Три состязания с чертом в «Шабарше» В «Царевне – лягушке» 3 стрелы, 3 задания царя
« Утро вечера мудренее» | Повторов нет. | В 6 из 36 есть повторы «Черное пятно» Три ночи мать, одеваясь в чёрное, уходила. «Железная шея» - трижды мальчик прячется от учительницы – ведьмы. «Проклятый дом и колдовская книга» - 5 раз читает мальчик книгу. Картина « Крестьянин со свечой» Дважды появляется черная рука. «Золотой костыль» Дважды просит покойник у сына костыль. «Не наступай на седьмую ступеньку» Три раза дочь не слушала мать. | Поповский сын 3 ночи должен был читать псалтырь. («Королева-ведьма») «Год хуже года», - такую фразу говорит чёрт 4 раза» ( «Чёрт и мужик) |
Вывод: Повторы есть и в сказках, и «страшилках», но в страшных историях повторов меньше.
Постоянные эпитеты
Сказка | Быличка | Страшные истории | |
Успенского и Усачёва | Горшенева и Князева | ||
Море синее, чисто поле, серый волк, ясный сокол, лес дремучий, каленая стрела, высокие горы, темные леса, черный ворон, красная девица, добрый молодец. |
Вывод: В «страшилках» и быличках постоянных эпитетов нет.
Предупреждение / Запрет
Сказка | Быличка | Страшные истории | |
Успенского и Усачёва | Горшенева и Князева | ||
Иван—царевич и серый волк» « Кто прямо поедет- сам умрёт и коня сгубит. Кто влево поедет – сам умрёт, а конь цел будет, а кто вправо поедет- сам жив будет, а коню пропасть» (4,с.169) «Жар- птицу бери, а клетку не трогай, беда будет» (4,с.169) –нарушил Иван- царевич запрет. «Золотая узда на стене висит, такой её не трогай, а то беда будет» (4,с. 170) - нарушил Иван-царевич запрет. «Финиста - ясна сокола» «Смотри, ничего не бери, а проси только, чтобы позволила она тебе взглянуть на своего жениха» (4,с. 231) В подарок: серебряное донце - золотое веретенце. Меньшая девушка не нарушила запрет «Морской царь и Елена Премудрая» «Подойди к коню с левой стороны: мой батюшка на левый глаз слеп. Вскочи ему на крутую шею, бей его медным прутом, держись за гриву серебряную да вниз не смотри, все на небо гляди. Изломается у тебя медный прут, ты бей его оловянным прутом; изломается оловянный - бей серебряным, бей, не жалей пока мясо с рёбер не посыплется…» (4,с.36) Так и сделал Иван – царевич. «В правую щеку никого не целуй, а то меня позабудешь». (4,с.39) Нарушил запрет. Матушку поцеловал, а Елену Премудрую забыл. | «Мать отпустила дочь на танцы, но предупредила, чтобы она не танцевала с парнем, у которого белый клык» (6, с.58) . «На первое свидание - иди, на второе - тоже, а на третьем - урони вилку и посмотри, какие у нее ноги. Если синие - беги, да не оглядывайся!» (6,с.57). (Герой не мог вывести с щеки синюю пятерню, от удара покойницы.) «Никому не рассказывай, что со мною в карты играл! – и ушел»(6,с. 61). - Смерть от черта. Девочка увидела в кинотеатре у парня черный клык. «Когда фильм закончился, и они вышли из кинотеатра, парень сказал, чтобы девочка никому не говорила о том, что видела». Девочка пообещала, но, придя домой, рассказала маме. На утро девочку нашли в кровати мертвой. (6,с. 60) Однажды мать говорит своей дочери: «Не наступай на седьмую ступеньку! А дочь забыла и наступила». (На третий день мать задушила свою дочь) (6, с. 68).
| « Когда придёшь в церковь, очерти около себя круг» («Королева – ведьма») « И суеверные твердят: «Там призраки живут» («Проклятый старый дом») |
Вывод: В сказках из-за нарушения запрета – новые испытания, трудности на пути героя, но не смерть. В «страшилках» из–за нарушения запрета – смерть.
В быличках запрета, предупреждения нет.
Герой
Сказка | Быличка | Страшные истории | |
Успенского и Усачёва | Горшенева и Князева | ||
В «Царевне – лягушке» было три сына, но автор только одного называет по имени: Иван – царевич. Иван – царевич простой, веселый, ласковый. «Федор – царевич, Петр – царевич гордые да спесивые, не в меру сварливые.» Грозный царь Василий. («Иван – царевич и серый волк»). «Старшая и средняя щеголиха, а младшая скромница.» («Финист - ясно сокол.») «Был он молодец добрый. Стало ему совестно» «Морской царь и Елена Премудрая» «батрак Шабарша из плутов – плут; уж как взялся за дело- на все дюж! (4,с.41) | Мужчины, женщины, дети, парни, девушки. | Девочки, мальчики, их родители, юноши, девушки, солдат, учительница, семейная пара, мужик, геологи, бабушки. | Мужчины, женщины, дети, парни, девушки. |
Вывод: Герои в сказках бывают положительные и отрицательные. Главные герои обладают редкой красотой, им присущи лучшие черты человеческого характера: они добры как к людям, так и к животным, растениям. Поэтому вся природа, весь мир отвечают добром на добро.
Ивана-героя народ наделяет добротой, силой, мужеством, стойкостью, способностью к самопожертвованию. Шабарша – пусть плут, но если взялся за гуж, то дюж – смекалист, смел.
Отрицательные герои не вызывают положительных чувств. Они трусливы, глупы, жестоки и в конечном результате или наказаны, или остаются ни с чем.
Главными героями «страшилок» Успенского и Усачёва чаще всего являются обычные дети. Они сталкиваются с предметом-вредителем. Действие разворачивается очень быстро. Сказать об этих героях нечего. Только в 5 из 36 историй дети любопытны и из–за нарушения запрета пострадали. Герои «страшилок» Горшенева и Князева - взрослые люди, дети встречаются очень редко, они не испытывают страх перед встречей с нечистью.
Герои быличек и «страшилок» Успенского и Усачёва испытывают боязнь при встрече с нечистой силой.
Награда
Сказка | Быличка | Страшные истории | |
Успенского и Усачёва | Горшенева и Князева | ||
«Иван – царевич и серый волк»
«Финист - ясно сокол» Мужа. «Морской царь и Елена Премудрая» Сам жив, остался, да и жену нашел. Мешок золота заработал батрак в сказке «Шабарша» «Царевна – лягушка» Жену. | За хорошую работу лесачиха отпускает бабу домой и даёт хлеба на дорогу.(5,стр.368) Домовой за добрые слова и угощение не только дарует жизнь человеку, но и защищает его перед другим домовым, а также помогает вести хозяйство ,участвует в тушении пожара.(5, стр.378,стр. | «Тайна приходившего человека» Нечистая сила, отряхнувшись, сбрасывает кучу золота (6,с.54) «Банка» Банка крутилась на дороге ,никому не давала пройти, один мальчик, не испугавшись, а дело было у кладбища, разбил банку, а из неё посыпались золотые монеты. (6,с.59) | «Мужика знатно наградили и с честью домой отпустили» ( « Сказка о мертвеце») «Король поповича наградил казной и разными угодьями» (« Королева-ведьма») |
Вывод: В сказках героя (героиню) после испытаний и долгого пути ждет какая – то награда.
Только в двух страшных историях (у каждой группы авторов) героев не убили, а наградили. В быличках наградой служит сохранение жизни герою.
Концовка
Сказка | Быличка | Страшные истории | |
Успенского и Усачёва | Горшенева и Князева | ||
«Идет во дворце свадьба веселая. Я на том пиру была, мед пиво пила, по подбородку текло, в рот не попало» (4,с. 174) «Иван – царевич и серый волк». «Так и сделал Финист - ясный сокол, прогнал он злую царевну, со всеми ее мамками, няньками, со всеми служанками, а потом и свадьбу сыграл. Стали молодые жить – поживать, добра наживать, да лихо избывать» (4,с.237) «Иван – царевич с Василисой Премудрой воротились домой и жили долго и счастливо до глубокой старости». (7,с. 98) «Стали Иван – царевич и Елена Премудрая жить поживать да добра наживать, да лихо избывать». (4,с. 40) «С той поры, с того времени зажил батрак на славу, звали меня к нему мед – пиво пить, да я не пошел: мед, говорят, был горек, а пиво мутно» (4,с. 44) | «Такого водяника с длинными волосами видели, правда. Это было…Это было, не вру…»(5,с.365) «Стали ближе подплывать: вместо ног-то у них хвосты рыбьи! Они ими по воде шлёпают, а вокруг брызги серебряные летят. И потом вдруг не стало никого» (5, с.365) «И спустился человек в воду, шляпа накрыла его голову и пошёл он опять по дну Волги, до самой Астрахани.»(5,с.367) «Ну, лесачиха её и пожалела. Дала ей хлеба на дорогу, да домой выпустила. Как в лесу была, всё хлеб кусала, а как в деревню вышла, вместо хлеба шишки да мох.»(5, с.368) «Э, солдатик, ты здесь не задержишься. Это тебя домовой невзлюбил. И точно- вечером меня отправили в другое место. Перевели.» (5,с.371) «Дедушка-домовой, помогал бы мне тушить-то. И сразу дело лучше пошло, затушил скоро, ничего как-то не погорело.»(5,с.378) «Она отскочила. Я потом легла. Не стала туда ложиться, к тётушке легла, побоялась. Раньше всякое бывало, ой-е-е-ей» (5,с.390)»Тут петух закричал, и исчезло всё. Девочка-то дней через пять умерла, а сестра её болела шибко» (5, с.392) | «Мать сказала черту: «Днем превратишься в мяч и подкатишь к моей дочери. Когда она тебя стукнет три раза, превратишься обратно в черта и задушишь ее. Так все и случилось». (6,с.9) «Всякий кого кусала за плечо, превращался в черную собаку». (6,с.69) «за окном закричали петухи, и отец исчез. А мертвый сын так и остался лежать в кровати» (6,с.53) «Утром у них соседка умерла». (6,с. 34) | «Народ отыскал могилу, из которой мертвец выходил, разрыл могилу и вбил ему прямо в сердце осиновый кол…а мужика знатно наградили и с честью домой отпустили» («Сказка о мертвеце») « Все, кто её видел, превратились в камень; а малютку нашли мёртвым» («В доме смерть») «… в день свадьбы отправился жених на кладбище и пропал, а невеста его вышла потом замуж за другого» ( «Мёртвый жених») «В сторону мою рукой он указал и тени двинулись ко мне» («Гробовщик») |
Вывод: Конец в сказках всегда счастливый. Часто заканчивается свадьбой. «Злодеи» погибают. Добро побеждает зло.
В быличках мы видим, что при встрече с любой нечистью, люди испытывают страх, долгое время боятся бывать в тех местах, где произошла встреча.
Из 11 рассказов-быличек о русалках, водяных-1 смертельный случай.
Из 5 рассказов о лешем нет ни одного со смертельным исходом.
В рассказах о баннике (прочитано 7 ): 2 со смертельным исходом и с мучениями.
Из 12 быличек о чертях, только в 1 смерть, в остальных случаях спасаются молитвами.
В страшных историях Успенского и Усачёва чаще всего люди, которые сталкиваются с нечистью, погибают. Более чем в 20 из 36 рассказах наступает смерть героя.
Из – за нарушения запрета – 5 (не наступай на 7 ступеньку), (не говори у кого выиграл). В двух рассказах встреча с мертвецами не причиняет вреда никому. От нечисти избавляются редко, но если случается – топором, саблей. В трех рассказах смерть героя без объяснений (встреча с демоническим предметом-умер от взгляда). В страшных историях-сказках Горшенева и Князева смертельный исход редок ( в 2 из 6),а в страшных историях-песнях смерть в 9 из 13
Время встречи с фантастическими существами
Сказка | Быличка | Страшные истории | |
Успенского и Усачёва | Горшенева и Князева | ||
Не имеет значение время встречи. | «До заутрени надо ворожить на Святках»(5,с.393) «Ехал домой вечером, а за ним ягнёнок увязался» (5,с.394) «Кончилось это в двенадцать часов уже, идти домой надо. Идёт этот мой парень, племянник-то. Вот идёт. Дошёл до ворот и стал. Видит: кукла пляшет .Как пройти домой?» (5, с. 391) «Где-то в 12 слышу: с печки спрыгнул кто-то и ко мне идёт. Я крикнуть-то хочу и не могу» (5,с.374) «В это время ударили в колокол к утрени: крестьянин перекрестился, и неизвестный упал с лодки и исчез» ( 5,с.363) | На другую ночь мать ушла на работу. Дочка оделась, как мать и пошла по стене» (6,с.9) «Наступила ночь, а солдат не спит. Вдруг в полночь видит: лезет в окно рука» (6, с.11) « И вот часы пробили полночь»(6, с.36) «На другую ночь то же самое произошло с другим преступником» (6,с.69) | Ведьма оживала ночью («Королева-ведьма») Каждую ночь покойная мать кормит ребёнка мёртвою грудью («В доме смерть») «Как только настанет полночь , выходит из воды , сядет на берег и закричит» (« Чёрт и мужик») |
Вывод: Демоны в быличках появляются на Святки, в купальскую ночь, в полночь, перед рассветом, после заката солнца; в пустынных и опасных местах (пустоши, лесные дебри, болота, перекрёстки)
В страшных историях встречи с нечистью происходят почти всегда ночью, поздно вечером. Часто местом встречи может быть кладбище. Правда, есть рассказы, в которых встречи случаются днём.
Заключение
В нашей работе мы попробовали доказать гипотезу, что «страшилки»
отличаются от сказок и быличек, что это иной жанр.
Сверхъестественные силы, персонажи страшных историй делятся на две группы: К первой группе относятся неодушевленные обычные предметы: перчатка, занавеска, платок, туфли, радио, телевизор, компьютер и другие вещи и предметы «современного быта». Они двигаются, разговаривают, предупреждают и убивают. Этих персонажей нет ни в сказках, ни в быличках, а значит страшилки - это современный жанр литературы.
Ко второй группе относятся одушевлённые герои: ведьмы, покойники, вампиры, привидения, черти, колдуны, кукла. Именно эти персонажи делают страшилки похожими на былички и частично на сказки.
Главная характерная черта детских «страшных» историй состоит в том, что те
таинственные и необъяснимые события, которые в них происходят, есть
результат действия сверхъестественных сил, предметов, вещей. Усвоив мотивы
и образы суеверных рассказов взрослых, взятые из быличек, одушевив явления,
предметы и вещи окружающего мира, дети создали свою низшую
мифологию, отразившую особенности их мышления, комплекс их
представлений о страхе, смерти, угрозе жизни.
Таким образом, «Страшилки» - короткие фантастические истории, повествующие о встрече с некой демонической силой. Только содержат они разные цели. Цель рассказов Успенского и Усачёва - не напугать слушателя, а выставить детский «страх»- в комическом виде, их задача «вызвать переживание страха, необходимое для самоутверждения личности»
У «страшилок» Горшенева и Князева другая цель. Переосмыслив
фольклорные образы, подчинив их своим идеям, через метафоричные,
быличные мотивы авторы осуждают людские пороки и выделяют человеческие
плюсы.
Учитывая, что былички родились в языческие времена, можно смело утверждать, что они (былички) -«прародители» «страшилок».
Библиографический список.
7. Хрестоматия по литературе для 1-4 классов. Кн. 1- Ростов н/Д: ЗАО
«Книга», 2002.
8. Информационные ресурсы:
1.http://literary_terms.academic.ru/559 -Словарь литературоведческих
терминов. С.П. Белокурова. 2005.
2. http://smalt.karelia.ru/~filolog/pdf/lojtdiss.pdf-Лойтер С.М. Автореферат
диссертации. Русская детская литература XX века и детский фольклор:
проблемы взаимодействия.
Философские стихи Кристины Россетти
Дымковский петушок
Повезло! Стихи о счастливой семье
Машенька - ветреные косы
Девочка-Снегурочка