Взгляд из будущего ,размышления над категориями "добра" и "зла "на основе исторического наследия декабристов
Вложение | Размер |
---|---|
sochinenie_o_dekabristah.docx | 23.23 КБ |
«Своей судьбой гордимся мы…»
…Не пропадет ваш скорбный труд,
И дум высокое стремленье…А.Пушкин
На земле есть города, насчитывающие сотни и даже тысячи лет, бережно хранящие древние памятники истории и культуры, есть и новые, гордящиеся своей индустриальной мощью, техническими достижениями. Петербург славен тем и другим, но прежде всего – памятью великих событий Российского государства, участником которых ему пришлось быть! Об одном из таких событий наш сказ.
Самое ценное у человека – это жизнь, она одна, и, важно, как ты её проживёшь. Поэтому рано или поздно перед каждым встанет вопрос: «Зачем живут люди? Зачем живёшь ты? Для чего память? Чтобы забывать? Даже если, чтобы помнить, зачем? Что считать нравственным поступком в жизни человека, что нет?» Поразмышляю (как военный!) Самым бесценным качеством в человеке я, считаю, - чувство любви к Родине. Однако в своё время у меня появились вопросы: «Откуда берётся это чувство? Как понять выражение «любовь к Родине, к своему народу», «гражданский долг», «гордость за свою страну», «бескорыстное служение Отечеству?» Думаю, яркие страницы истории помогут.
Почти два века отделяют нас от сурового студеного дня, когда лучшие сыны России вышли на Сенатскую площадь, чтобы ценою жизни своей разбудить крепостную страну. «Это какие-то богатыри, кованые воины-сподвижники, вышедшие сознательно на явную гибель, чтобы разбудить к новой жизни молодое поколение…»[1] Молодые дворяне хорошо образованные, с блестящей военной карьерой и статской службой, имеющие уважение и почести в аристократическом свете не захотели мириться с гнётом крепостного права. Беспокойство за народ, стыд за свое благополучие, неприятие пустой великосветской жизни звали их к борьбе. «В 1825году русские офицеры доказали свою любовь к Отечеству, выйдя 14 декабря на Сенатскую площадь»,-так писал А.И.Герцен.[1]
Для каждого человека в жизни когда - то наступает момент нравственного выбора «быть» или «не быть». Почему же он так труден для многих сегодня? Может быть, беды современного человека из-за отсутствия идеалов? Или от того, что утратил способность различать добро и зло? Привык видеть добро в удовлетворении материальных потребностей, но совершенно забыл, что есть душа! Вопросы нравственности в обществе были всегда актуальны, такие категории, как честь, долг, совесть, которые во все времена делали ответственным человека за всё происходящее с ним. Я, считаю, что честь занимает первое место в числе нравственных категорий. Можно многое пережить и испытать, но не потерять честь и достоинство, Воспитание чести закладывается с детских лет. Помните наставления пушкинского героя своему сыну: «Береги честь смолоду».[2] Именно в сложных ситуациях человек совершает нравственный выбор, по - настоящему раскрывая свои подлинные чувства. Идея, ради которой декабристы отдали свою жизнь, настолько высока и свята, что служение ей (до и после) говорит о высоких нравственных принципах, благородстве души и истинной любви к своей стране. «Своей судьбой гордимся мы…»,- напишет Одоевский в своём знаменитом ответе А.С.Пушкину из Сибири.[3] Одним из подлинных образцов служения Отечеству была жизнь организатора и руководителя Северного общества Кондратия Федоровича Рылеева. «После подавления восстания Рылеева арестовали, он был заключён в Петропавловскую крепость. Здесь в могильной тишине одиночной камеры провёл он все шесть месяцев следствия. В эти трагические дни он не потерял чувства собственного достоинства, всю ответственность брал на себя, стараясь отвести беду от товарищей. От последнего свидания с женой Рылеев отказался, не хотел подвергать её такому жестокому испытанию, а себя лишить сил, необходимых, чтобы встретить казнь спокойно», - так писала о нём Е.Бестужева[4]. Казнь оборвала жизнь не только выдающегося революционера, но и поэта, которому предстояло большое будущее. Я, думаю, что портрет Рылеева будет неполным, если мы не поговорим о нём как о поэте. «Рылеев был мне первым светом:/ Отец по духу мне родной!/Твое названье в мире этом/Мне стало доблестным заветом/И путеводною звездой» К. Огарев. Первые стихотворения К.Ф. Рылеева в печати появляются в 1820 г. Знаменитая ода «К временщику» принесла ему не только известность, но и громкую славу. Поэт занял в ней позицию гражданина, неудержимого обличителя, бесстрашного, резкого в отношении правительственной власти и ее верных слуг и поборников. Он подписал оду своей фамилией, в чём проявилось мужество поэта, так как это было политическим выступлением против всесильного Аракчеева. «Надменный временщик, и подлый и коварный,/Монарха хитрый льстец, и друг неблагодарный,/Неистовый тиран родной страны своей ,/Взнесенный в важный сан пространствами злодей!...» Аракчеев затаил злобу на молодого поэта, сделал вид, что не узнал себя в сатире, но журнал “Невский зритель”, где было напечатано стихотворение, был закрыт. Пугала смелость Рылеева. В своих думах, стихотворных рассказах, он воспевал людей смелых, сильных, готовых всем пожертвовать ради счастья родного края. Незадолго до своей трагической гибели Рылеев написал стихотворение, которое получило широкую известность. Его приобщили к следственным материалам, и оно было уничтожено по личному приказанию Николая I. Лишь случайно в бумагах Бестужева сохранилась копия, которая была опубликована в«Полярной звезде»с заглавием «Гражданин», где поэт упрекал дворянскую молодёжь в изнеженности, постыдной праздности, в равнодушии к бедствиям Отчизны, где был слышен открытый призыв к борьбе за угнетённую свободу. К.Ф.Рылеев оставался верен себе, своим убеждениям и в казематах Петропавловской крепости, за каменными стенами и железными решётками. Один из декабристов рассказывал, что переведённый в другую камеру, он нашёл в ней тарелку. На обратной стороне прочитал стихи Рылеева: Тюрьма мне в честь,/ Не в укоризну: За дело правое я в ней,/ И мне ль стыдиться сих цепей,/ Коли ношу их за Отчизну.[5] Вместе с Рылеевым на Сенатскую площадь вышли Александр Бестужев, Вильгельм Кюхельбекер, Александр Одоевский – известные поэты. На каторгу позже были осуждены более 10 поэтов, всего 120 человек, из них более половины занимались литературной деятельностью. Чем не ответ, что есть «гражданский долг»?! Освободительные идеи продолжали жить в сознании стойких декабристов-каторжан. В Чите и на Петровском заводе Одоевский продолжает развивать сюжеты декабризма, обращаясь к историческому народному преданию. В поэзии Александра Одоевского ярко отразились думы и настроения декабристов после разгрома восстания, в годы их подневольной жизни. «Струн вещих пламенные звуки/До слуха нашего дошли,/К мечам рванулись наши руки, /И - лишь оковы обрели./Но будь покоен, бард!- цепями,/Своей судьбой гордимся мы, И за затворами тюрьмы,/В душе смеемся над царями./Наш скорбный труд не пропадет,/Из искры возгорится пламя,/И просвещенный наш народ/Сберется под святое знамя./Мечи скуем мы из цепей/И пламя вновь зажжем свободы!/Она нагрянет на царей, /И радостно вздохнут народы!» Одоевский смотрел вдаль. И «за затворами тюрьмы» он хранил верность декабристским идеалам. Он как бы слышал твердую поступь новых поколений, которые заменят «из цепи выпавшие звенья». Но Николай 1 не останавливался, продолжал мстить, несмотря на то, что многие из декабристов были потомственными дворянами. Родственникам казненных запрещалось носить траур, письма из Сибири и в Сибирь просматривались, о декабристах не упоминали и в печати , обыски продолжались в течение тридцати лет, Каким бы заговором молчания по велению императора не были окружены эти события в течение нескольких лет, о героях, самоотверженно зажегших первую искру освободительного движения, помнила вся мыслящая передовая Россия. Верными себе остались они и в далекой Сибири, Декабристы были страстными просветителями. Они поднимали актуальные вопросы современной им эпохи - вопросы развития народного образования, здравоохранения, подъема общего уровня культуры народных масс. Они мечтали о создании благоприятных условий для развития этих народностей. А знаете ли вы, кто автор слов известной народной песни «Вот мчится тройка удалая…?» Оказывается, автор этих слов Николай Глинка – активнейший деятель раннего этапа декабристов. Творчество в области музыки адресовалось не только передовой части русского общества, но и более широким кругам. С концертами они выступали перед своими товарищами, местными жителями. Тридцать лет провели декабристы в Сибири, и каждый из дней их пребывания на поселении был днём борьбы, днём работы, они утверждали в сознании людей идеалы служения своей Отчизне. В Сибири деятельность декабристов воплотилась в настоящий Духовный Подвиг. Он не так заметен, как боевой. Значение его проявляется не сразу, но от этого он не становится менее величественным. Подвиг служения людям! Мне, кажется, в этом кроется ответ на вопрос, что значит «любовь к Родине, к своему народу». Готовясь к сочинению, я перелистал много литературы как исторической, так и художественной. Обратил внимание, чем глубже погружался в изучение исторического наследия декабристов, тем больше пробуждался интерес к событиям нашей истории , культуре, традициям армии и страны. Более того ,скажу честно, всколыхнулось чувство гордости за народ, за истинных сынов Отечества, и за свою причастность к нашей армии , форме, служению стране, - до искренних слёз , до учащённого стука в груди …. В библиотеке попался в руки наш кадетский литературный альманах «Космические дали», где собраны сочинения кадет. Перечитал. Обратил внимание, что никто из ребят не пожалел, что связали жизнь с «кадеткой», напротив, ценят «кадетское братство», гордятся своей страной и именем «кадет», верны традициям. Судите сами… «Я учусь в кадетском корпусе. Горжусь этим! От прадеда принимаю эстафету по защите Родины. Хочу сказать, что с честью и достоинством пронесу её через всю жизнь…»(Казанцев Артём.) «В моей семье мама и папа военные. Я хочу продолжать традиции и стать защитником нашей Родины. Когда я надеваю форму, чувство гордости переполняет меня, стараюсь ни одной мыслью, поступком не посрамить честь семьи, «кадетского братства», корпуса» (Потапцев Валера.) [6].
Нужно ли добавлять что-то к этим строчком? Вот она «гордость за свою страну!». У России богатая история , которую творили разные люди (что греха таить!), но лучшие её страницы написаны великими полководцами, декабристами, поэтами, художниками, музыкантами, зодчими, заложившими эталоны мужества, красоты и великой любви к Родине! Я, думаю, что своим примером жизни и служения Отечеству декабристы ответили на вопрос «Зачем живут люди? »
Литература
1.Герцен А.И.Русское дворянство 2.А.С.Пушкин «Капитанская дочка» 3.Волконская М.Н. Записки // Своей судьбой гордимся мы. - Иркутск, 1973. - С. 163 4.Воспоминания Бестужевых. - СПб: Наука, 2005. - 896 с . 5. Афанасьев В.В. Рылеев. Жизнеописание. М., 1982. Рылеев К.Ф. «К временщику» 6. СПб КК МО РФ Литературный альманах № 1. «Космические дали», СПб.,2011-2012
Снежная зима. Рисуем акварелью и гуашью
Как я избавился от обидчивости
Невидимое письмо
Новогодняя задача на смекалку. Что подарил Дед Мороз?
Привередница