Экскурсия представляет образ исполинской головы из поэмы А.С.Пушкина "Руслан и Людмила" в изображении русских художников. Каждый из мастеров по-своему увидел волшебный образ поэмы. Знакомство с картинами русских художников дополняет представления о героях пушкинского произведения, расширяет кругозор школьников.
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация "Музей одного образа" | 2.09 МБ |
Экскурсия в музей | 20.68 КБ |
Слайд 1
Виртуальная экскурсия Музей одного образа Подготовила: Осеева Елизавета, ученица 5 А класса МАОУ «СОШ № 27» Консультант: Субоч Р.И., учитель русского языка и литературыСлайд 2
«Руслан и Голова» И.Н.Крамского «Бой Руслана с головой" Н.Н.Ге «Руслан и Голова». 1902. Эскиз декорации к опере М.Глинки «Руслан и Людмила» К.А. Коровина Иллюстрация к «Руслану и Людмиле» С.В.Малютина Иллюстрация И.Я.Билибина Иллюстрация Н.М.Кочергина Постоянный интерес к волшебному образу Маршрут экскурсии
Слайд 3
Первое издание поэмы 195 лет поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»
Слайд 4
«Руслан и Голова» И.Н.Крамского Путь художника вел его к композиционным рисункам контрастного светотеневого содержания. В этом всем Крамской был единствен. Иван Николаевич Крамской 1837-1887
Слайд 5
«Бой Руслана с головой" Н.Н.Ге Это удивительное полотно даже сегодня поражает отчаянной смелостью и горячей взволнованностью. Николай Николаевич Ге 1831-1894
Слайд 6
«Руслан и Голова». Эскиз К.А. Коровина …из-под пробегающих клочьев тумана вырисовывалось исполненное подлинного трагизма лицо погубленного коварством великана. Коровин Константин Алексеевич 1861-1939
Слайд 7
Иллюстрация к «Руслану и Людмиле» С.В.Малютина Образы Пушкина живут у художника в цветовой насыщенности акварелей и гуашей. Малютин Сергей Васильевич 1859-1937
Слайд 8
Иллюстрация И.Я.Билибина Эта графическая система, а также своеобразие трактовки былинных и сказочных образов дали возможность говорить об особом билибинском стиле. Билибин Иван Яковлевич 1876- 1942
Слайд 9
Иллюстрация Н.М.Кочергина Изобразил важный и эмоциональный момент сюжета, придав нарисованным персонажам яркую индивидуальность. Николай Михайлович Кочергин 1897-1974
Слайд 10
Единственный русский художник, удостоенный в XX веке премии Ганса Христиана Андерсена. В 1961 году за эту работу Татьяна Алексеевна Маврина получила серебряную медаль ВДНХ. Интерес к волшебному образу
Слайд 11
Татьяна Маврина никогда не боялась экспериментировать и творить. В иллюстрациях мы видим и русские народные мотивы, приемы, присущие иконописному стилю и даже мотивы с персидских миниатюр.
Слайд 12
Интерес художников Палеха Б. Парилов , В. Дудоров; работы 1959-1964 годов
Слайд 13
Пред нами образ-голова… Найду ли краски и слова? Пред ним живая голова. Огромны очи сном объяты; Храпит, качая шлем пернатый, И перья в темной высоте, Как тени, ходят, развеваясь. В своей ужасной красоте Над мрачной степью возвышаясь, Безмолвием окружена, Пустыни сторож безымянной, Руслану предстоит она Громадой грозной и туманной.
Слайд 14
http://rvb.ru/pushkin/01text/02poems/01poems/0784.htm http://ic.pics.livejournal.com/rosman_books/51074321/46499/46499_900.jpg https://www.babyblog.ru/community/post/kids_books/1700791 http://likeforyou2.ru/illyustraciya-k-poema-ruslan-i-lyudmila.html http://www.wikiart.org/ru/ivan-bilibin/illustration-for-the-poem-ruslan-and-lyudmila-by-alexander-pushkin-1918 Источники
Музей одного образа
В этом году поэме А. С. Пушкина "Руслан и Людмила" 195 лет.
Поэт удивительным образом соединил загадочное волшебство с историей любви, сказочную таинственность с рассказом о верности и предательстве, создал такое литературное произведение, которое по праву вошло в сокровищницу русской литературы.
Чаще всего в центре внимания читателей были главные герои произведения. Но оставался в стороне самый фантастический образ исполинской головы – поистине волшебный образ. Цель нашей экскурсии – познакомиться с одним волшебным образом из поэмы. Почему он привлекает читателей? Во-первых, Голова продолжала жить, хотя и была отделена от тела. Во-вторых, она обладала богатырской силой, хотя у неё нет ни рук, ни ног, герою не так-то легко оказывается ее победить. Пушкин так описывает голову:
Вдали чернеет холм огромный,
И что-то страшное храпит.
Он ближе к холму, ближе — слышит:
Чудесный холм как будто дышит.
Вдруг холм, безоблачной луною
В тумане бледно озарясь,
Яснеет; смотрит храбрый князь —
И чудо видит пред собою.
Найду ли краски и слова?
Пред ним живая голова.
Наши задачи – обратиться к работам художников, которые запечатлели волшебный образ, выяснить, что в изображение исполинской головы для них было важно. Этому и посвящена наша экскурсия в «Музей одного образа».
Первая станция – картина И.Н.Крамского (1837-1887) «Руслан и Голова». Художник в своей рисуночной графике допускает определение ее как светопись. Крамскому принадлежит формулировка задачи художника, как уловления света. От этой «светописи» путь вел его к композиционным рисункам контрастного светотеневого содержания. Отказываясь от линейного контура, работая только живописно и контрастно углем, тенью, иллюстратор Крамской порой очень содержателен и глубок.
Вторая станция – «Бой Руслана с головой" Н.Н.Ге. Николай Николаевич Ге (1831-1894), не боясь преступить границы художественности, игнорируя нормы и условности, достиг потрясающих результатов в изображении физических и нравственных мук человека, лишённого туловища, обрисовав их с необычайной силой и достоверностью. Прием противопоставления персонажей, часто используемый художником, находит здесь яркое и лаконичное выражение. Это удивительное полотно даже сегодня поражает отчаянной смелостью и горячей взволнованностью.
Третья станция – Эскиз декорации «Руслан и Голова» к опере М.Глинки «Руслан и Людмила» К.А. Коровина (1861-1939) . Художник создал новый тип красочных, зрелищных декораций, эмоционально связанных с идеей и настроением музыкального спектакля. Чтобы сказочное сделать сказочным, надо было избежать натурализма. Коровин написал Голову, которая высвечивалась из окружающей ее уходящей ночи, и зритель видел, как из-под пробегающих клочьев тумана вырисовывалось исполненное подлинного трагизма лицо погубленного коварством великана. Причем трагизм уже довольно ярко чувствуется и в эскизе. Сама голова – это красавец гигант с потухшим блеском на глазах, тяжелый, мрачный, волшебный…
Четвёртая станция – иллюстрация к «Руслану и Людмиле» С.В.Малютина(1859-1937). Иллюстрации Малютина родственны его жанровой записи, в них подчёркнута народность сказочных персонажей. Сам метод создания им сказочного образа близок пушкинскому: поэт вдохновлялся фольклором, художник – народным искусством, образы Пушкина живут у него в цветовой насыщенности акварелей и гуашей.
Пятая станция – иллюстрация И.Я.Билибина (1876–1942).
Ориентируясь на традиции древнерусского и народного искусства, Билибин разработал логически последовательную систему графических приемов, сохранявшуюся в основе на протяжении всего его творчества. Эта графическая система, а также присущее Билибину своеобразие трактовки былинных и сказочных образов дали возможность говорить об особом билибинском стиле.
Шестая станция – иллюстрация Н.М.Кочергина (1897-1974).
Это один из самых опытных и значительных мастеров детской книги, завоевавший широкое признание. Чувствуется широта характеров героев, неиссякаемый оптимизм, могучие жизненная и душевная силы. Иллюстрации увлекают своей романтической взволнованностью и прославляют доблесть русских людей. Работая над «Русланом и Людмилой» А. С. Пушкина, художник изучал жизнь Древней Руси, платье, доспехи и оружие, конскую упряжь. Выбирая сюжеты для иллюстраций и стремясь передать волшебную атмосферу поэмы, он изобразил самые важные и эмоциональные моменты сюжета, придав нарисованным персонажам яркую индивидуальность. Образы настолько живые, объёмные, что, кажется, могут в любой момент сойти со страниц книги. Кочергин умел воплощать волшебство на бумаге, он создавал сказку вокруг себя и щедро делился ею с окружающими.
Седьмая станция – интерес к волшебному образу. И сегодня художники проявляют интерес к бессмертной поэме: об этом говорят работы художников Палеха и Т. А. Мавриной – единственного русского художника, удостоенного в XX веке премии Г. Х. Андерсена. Она никогда не боялась экспериментировать и творить. В иллюстрациях мы увидим и русские народные мотивы, приемы, присущие иконописному стилю и даже мотивы с персидских миниатюр.
Заканчивая нашу экскурсию, ещё раз подчеркнём, что представленные работы художников, посвящённые одному образу поэмы Пушкина «Руслан и Людмила», помогут по-новому взглянуть и на волшебный образ и на всё произведение в целом.
Дерево в снегу
Ералаш
Стеклянный Человечек
Гном Гномыч и Изюмка. Агнеш Балинт
Как представляли себе будущее в далеком 1960-м году