Лингвистические сказки
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.54 КБ |
Лингвистические сказки
Части речи.
Жили-были части речи. Им было весело и интересно вместе. Поэтому решили они как-то вместе пойти в лес в поход. Отпросились у мамы Речи, собрались и двинулись в путь! Хорошо им было на природе: они то складывались в предложения, то весело рассыпались в разные стороны.
Когда они вернулись, то наперебой рассказывала маме о своих впечатлениях. Существительное восторгалось: «Грибы! Ягоды! Солнце!». Прилагательное вторило: «Красивые! Вкусные! Яркое!». Наречие кричало: «Очень! Очень!». Мама Речь была рада за части речи и решила в следующий раз пойти с ними вместе.
Чередующиеся гласные о-а, е-и.
В стране Орфография жили две дружные семьи: одна – гласные О и А, другая – гласные Е и И. Буквы жили мирно, выполняли по очереди работу – становятся на отведенное им место в корне слова. Но однажды в стране Орфографии произошел бунт, и все гласные перестали выполнять свои обязанности, даже миролюбивые О и А, Е и И. Неизвестно, чем бы все это закончилось, если бы с планеты Знания не прилетел мальчик, который знал все орфографические правила. Он без устали напоминал гласным, что нужно дружить с соседями: «Посмотрите, кто твой сосед справа. Если это суффикс А, то для И нет товарища вернее. С буквой О, а также с Е будут рады все другие суффиксы писаться рядом».
Суффиксы К, СК
В городе Суффиксов жили два друга – суффиксы К и СК. Почему-то их постоянно путали и взрослые жители, и ученики.
Друзьям было это очень обидно, и как-то ночью решили они убежать из всех письменных работ. Сначала друзья весело наблюдали, как утром горожане застыли в недоумении от неразберихи в своих бумагах, а школьники получили неудовлетворительные оценки. Но вскоре суффиксам стало жалко ребят и взрослых, и они решили все ошибки исправить. А в благодарность за это жители города суффиксов запомнила, что суффикс -к- имеет три значения:
А суффикс -ск- имеет значение принадлежности к чему-то.
Тся, Ться
Однажды ночью ученику приснилось, что он получил предложение стать менеджером в туристической фирме. Но для этого ему предстояло заполнить анкету о приеме на работу без ошибок, чего он никак не мог сделать, из-за того что не выучил правило написания -тся, -ться в глаголах. Мальчик испортил много бланков анкеты и почти отчаялся. К радости, в этот момент он проснулся. Вася сразу же побежал к письменному столу, где лежал забытый учебник «Русский язык».
Вася быстро выучил правило написания -тся, -ться в глаголах. А когда на уроке его спросили, от чего зависит написание -тся, -ться, он ответил, что надо задать вопрос. Если в вопросе есть Ь, то надо писать –ться, если же нет Ь, то надо писать -тся. Например: (что делать) – всматриваться, (что делает?) – получается.
Спор существительных.
Жили-были два существительных: шофёр и водитель. С самого детства они спорили, кто из них словарное слово, а кого проверяют проверочным словом. Их спор долго не разрешался, но вскоре они пошли в школу. Изучив русский язык, они престали спорить, потому что узнали, что существительное шофёр – это словарное слово, а слово водитель можно проверить проверочным словом – водит. После примерения они стали лучшими друзьями и учениками русского языка.
Спор двух глаголов.
Однажды встретились два глагола – Спать и Есть. Глагол Спать все время хотел поспать, а глагол Есть – покушать. Ну а спор их заключился в том, что они никак не могла решить: кто из них нужнее человеку…
Спорили они часа три-четыре, пока к ним не подошел глагол Знать.
- Вы оба очень нужны человеку! Как и я! – сказал Знать.
Спать и Есть успокоились и всей компанией пошли в «Глаголо-сити», купили себе разных приставок, суффиксов, окончаний, предлогов, союзов и частиц! В общем, время они провели весело, несмотря на глупый спор. Больше они не ругались.
Глаголы и существительные.
Жил-был Глагол, а рядом по соседству – Существительное. Они спорили, кто лучше, у кого больше орфограмм, у кого больше морфологических признаков. Глагол говорит: «У меня два спряжения!» А существительное: «Зато у меня есть III склонения!» Спорят-спорят, да никак не решат, кто важнее. «И с глаголами, и с существительными наша речь имеет смысл», - заметило Прилагательное.
После этого царством Морфология править стали все: начиная от существительных и заканчивая предлогами.
Глаголы.
За тридевять земель, за тридевять морей в тридесятом царстве, в деревне Глаголи, жили-были два брата – глагола: Глагол совершенного и Глагол несовершенного вида. Глагол совершенного вида был очень трудолюбивым, всегда все доводил до конца. А Глагол несовершенного вида был нетерпеливым и бросал дело на половине пути. Глагол несовершенного вида говорит: «Рублю». А глагол совершенного вида: «Нарубил». Глагол несовершенного вида: «Топлю», а Глагол совершенного вида: «Истопил». Так они и жили. Глагол совершенного вида работал за двоих, а Глагол несовершенного вида так никакую работу до конца и не довел. Надоело это Глаголу совершенного вида, он и говорит: «Как же тебе, братец, не стыдно? Я работаю-работаю, а ты только обещаешь».
На их счастье шел мимо их домика старичок по имени Вид. «Вы бы лучше не ссорились», - молвил старичок братьям – глаголам, «а поделили бы лучше работу между собой, чтобы никому не было обидно». Так они и сделали. Глагол несовершенного вида готовил, убирал в доме, мыл посуду, поливал огород. А Глаголу совершенного вида оставалась нарубить дров, истопить печь, вскопать огород и посадить овощи. С тех пор Глагол несовершенного вида выполняет многократную работу, а Глагол совершенного вида – завершает.
Так они стали жить-поживать и больше никогда не ссорились.
Ералаш
5 зимних аудиосказок
А теперь — мультфильм
Позвольте, я вам помогу
В.А. Сухомлинский. Самое красивое и самое уродливое