Тема исследовательской работы очень актуальна и важна, так как сегодня уделяется большое внимание проблемам образования. Правительством проводятся приоритетные национальные проекты «Образование». В этой работе рассмотрен жизненный путь директора школы. Говоря «учитель» мы должны неотделимо рассматривать эти две специальности, потому, что без талантливого, грамотного руководителя не будет инициативного, дружного коллектива, не будет хороших результатов работы. О человеке, о жизни которого говорят "прожитая не зря" рассказывается. Это учитель истории, бывший директор Абрам-Тюбинской школы - Муса Амитович Юсупов. Незабываемый след на земле оставил этот добрый и прекрасный человек.
Вложение | Размер |
---|---|
dvizhenie_otechestvo_rabota_obrazovanie.rar | 18.66 КБ |
Движение «Отечество»
История образования
Тема: " Жизнь, прожитая не зря"
о директоре МКОУ СОШ №17, а. Абрам – Тюбе М.А.Юсупове
Автор: Досокаев Ибрагим,
ученик 5 класса, МКОУ СОШ №17
а. Абрам-Тюбе, ул. Молодёжная 16
Руководитель: Ярболдиева С.Э.,
учитель географии, МКОУ СОШ №17
а. Абрам- Тюбе, ул. Степная, 14,
тел.:8-961-440-96-07
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.................................................................................................................
3.4 Обобщённый образ Учителя - М.А. Юсупова………………………8-10
Заключение и выводы......................................................................................10-11
Литература ..........................................................................................................12
Приложение
Введение
Слово «Учитель» -
Особое слово,
Которое золотом
Надо писать.
Слово «Учитель»
Одно из немногих,
Пред званьем, которого
Надо вставать.
Человек, не знающий своего прошлого, не будет знать настоящего.
Поэтому, знать историю своего аула, судьбу замечательных людей, живших до недавнего времени, творивших и создававших историю, нужно всем. И только тот человек, который знает всё о своих корнях, может по-настоящему любить свою землю и гордиться тем, что он на ней живет, и будет стараться жить так, чтобы преумножить славу родной земли.
Меня очень интересует прошлое моей малой родины, люди, которые оставили след в ее истории.
Тема моей работы очень актуальна и важна, так как сегодня уделяется большое внимание проблемам образования. Правительством проводятся приоритетные национальные проекты «Образование». В своей работе, я хотел бы рассмотреть жизненный путь директора школы. Я считаю, что говоря «учитель» мы должны неотделимо рассматривать эти две специальности, потому, что без талантливого, грамотного руководителя не будет инициативного, дружного коллектива, не будет хороших результатов работы. Да и откуда берутся директора? Из рядовых учителей и педагогов. Вот о таком человеке, о жизни которого говорят "прожитая не зря", мне хочется рассказать. Это учитель истории, бывший директор Абрам-Тюбинской школы - Муса Амитович Юсупов. Незабываемый след на земле оставил этот добрый и прекрасный человек (Приложение 1)
Цель работы: проанализировать, как профессиональный выбор влияет на судьбу человека, доказать престижность профессии - учитель.
Задачи:
Предмет исследования: Юсупов Муса Амитович.
Гипотеза: люди, о которых нужно помнить, будут забыты, если сейчас не рассказать об их судьбах.
1. Обзор литературы.
Много материала я нашел в библиотеке нашей школы – это сборники его стихов, газеты, рассказывающие о жизни этого человека. Но главным источником стали: беседа с сыном Муссы Амитовича - Исой Мусаевичем, с жителями аула, с его коллегами, самостоятельная работа (подбор материала, компьютерная вёрстка).
2. Материал и методика исследований.
При работе я использовал такие методы и приёмы, как:
- работа с литературными источниками (журналами, книгами, газетами и т.д.);
- интервью;
-записи воспоминаний.
3. Результаты исследований. Жизнь, прожитая не зря
3.1. Начало трудовой деятельности
Судьба Мусы Амитовича интересна и удивительна. Родился он 10 ноября 1925 года в ауле Канглы Минераловодского района Ставропольского края в семье Юсупова Амита Юсуповича и Юсуповой Шерману Абдуловны (Приложение 2). Сразу после рождения Мусы Амитовича семья в связи с раскулачиванием вынуждена была податься в ногайские степи, в село Иргаклы Степновского района.
Учился Муса Амитович в школе села Иргаклы. Окончив её в 1950 году, поступил в Грозненское школьное педагогическое училище на заочное отделение. В тот же год он начал трудовую деятельность учителем в родной школе.
В 1952 году по просьбе старейшин аула Абрам-Тюбе переехал в наш аул и продолжил педагогическую деятельность в Абрам-Тюбинской школе (Приложение 3). В 1954 году окончил Грозненское педучилище по специальности учитель начальных классов (Приложение 4). В 1958 году поступил учиться в Ставропольский государственный педагогический институт на исторический факультет (Приложение 5). В 1963 закончил СГУ с присвоением квалификации «учитель истории средней школы» (Приложение 6) С того времени и до 1986 года Муса Амитович работал учителем истории и директором нашей школы. За добросовестный труд он был награжден Почётными грамотами отдела образования, за многолетний плодотворный труд был удостоен звания "Ветеран труда" (Приложение 7)
Муса Амитович был настоящим Учителем. Любил детей, свой предмет. Всегда умел общаться с учениками, родителями и коллегами, был требователен к себе. Был интересным собеседником, мог запросто поговорить с любым человеком, на самые различные вопросы у него всегда был готов ответ, да ещё и с юмором, и с улыбкой, такой открытой и приятной.
3.2. Директор школы.
Работая директором школы (Приложение 8), он впервые ввел кабинетную систему, работал над оснащением материально-технической базы школы, много сил отдавал профессиональному становлению молодых педагогов.
За профессиональное мастерство, великолепные организаторские способности, активную жизненную позицию, творческий подход к делу его ценили не только коллеги, но и жители аула.
Это был энергичный человек, активный гражданин. Муса Амитович много сделал для развития аула Абрам-Тюбе, аульской школы.
Именно под руководством М.А. Юсупова в ауле была построена новая школа из самана, в строительстве которой принимали активное участие многие аульчане.
Директор школы Юсупов Муса Амитович был главным организатором и идейным вдохновителем образования трудового объединения школьников (ТОШ) в Абрам-Тюбинской школе, которое было основано в 1964 году. Он считал, что трудовые объединения школьников необходимы для приобщения учащихся к сельскому труду, к жизни.
Под руководством учителя биологии и географии ребята, входившие в объединение, очищали территорию школьного двора от мусора, работали на пришкольном участке (посев семян, полив, прополка, подкормка растений, охрана насаждений, формирование клумб), ухаживали за цветником.
В 1969 году ребята из трудового объединения начинают закладку парка за зданием школы. Силами ребят и учителей было высажено много лиственных деревьев: тополей, белых акаций , вязов и ясеней. Нелегкий это был труд, так как приходилось носить воду из канала в 500 метрах от школьного двора сначала для высадки, потом для полива саженцев. Зато, через несколько лет вокруг школы вырос красивый и тенистый парк. Жители аула, бывшие ученики школы до сих пор говорят: "Это парк Мусы Амитовича" (Приложение 9).
По инициативе директора школы вскоре во двор провели водопровод. Еще краше стал школьный двор, утопая в зелени, буйно цвели цветники с незатейливыми цветами.
В 1982 году в школьном парке досадили молодые деревья. Парк разросся, стал достопримечательностью и школы, и аула. Из воспоминаний учителей и учащихся тех лет, понимаешь, какой титанический труд проделан членами ТОШ, стоящими у истоков создания парка.
Трудовое объединение Абрам - Тюбинской школы многим выпускникам дало путевку в жизнь. Они стали агрономами, инженерами, механизаторами, фермерами, ведущими специалистами, работающими в различных отраслях нашего края и за его пределами.
3.3. Общественная деятельность и увлечение поэзией.
Помимо работы в школе Юсупов М.А. активно занимался общественной деятельностью. Был депутатом Тукуй-Мектебского сельского совета многих созывов (Приложение 10), как коммунист являлся секретарём первичной партийной организации отделения № 2 а. Абрам-Тюбе.
Муса Амитович был известен и как поэт. В течение своей жизни он писал стихи на родном языке. Многие из них печатались в газетах "Степной маяк", "Ленин йолы" (Приложение 11), "Восход" (Приложение 12), были изданы в сборнике ногайских поэтов в Черкесске в 1959 году. А стихотворения "Терская вода", "Люблю голубей", "Лейся дождь" вошли в хрестоматию по ногайской литературе для учащихся 5-6 классов (Приложение 13). Муса Амитович любил голубей, занимался с сыновьями их разведением, дома была большая голубятня.
Голубь во всём мире
Поёт песню свою.
Пусть рабочий народ
Воспримет эту песню
как мир.
Ещё он писал о природе, ее явлениях:
Дождик, лейся, лейся.
Я люблю тебя,
Когда льёшься ты,
Я сияю, как ты. (Приложение 14).
У младшего сына Юсупова М.А. сохранились рукописи с собранными пословицами и поговорками. Муса Амитович писал рассказы, переводил на русский язык ногайские пьесы.
Жизнь Юсупова Мусы Амитовича не прошла бесследно для жителей нашего аула, для его народа. О нем вспоминают, пишут статьи (Приложение 15). В МКОУ СОШ №17 ежегодно проводится соревнование по волейболу среди учителей соседних школ памяти Юсупова Мусы Амитовича (Приложение 16).
В ноябре 2005 года по просьбе жителей аула Абрам - Тюбе и работников школы улица Комсомольская была переименована в улицу имени Юсупова М.А. (Приложение 17). Переименование прошло в честь восьмидесятилетия и в целях увековечения памяти бывшего учителя и директора школы.
Очень жаль, что, ушел из жизни так рано, не сделав еще много интересного и полезного для школы, аула, района.
«Если бы каждый человек на клочке земли своей сделал все, что может, то, как прекрасна была бы земля наша» любил вспоминать Юсупов Муса Амитович..
Поэт Евгений Евтушенко писал:
Остаёмся мы по крохам
Кто-то книгой, кто-то вздохом,
Кто-то песней, кто – дитём.
Но и в этих крошках даже,
Где-то, будущего дальше,
Умирая, мы живём.
Человек ушёл из жизни. Что оставил он после себя?
Можно ответить, что остаются дети, внуки, родные и всё то, что он сумел создать своим умом, сердцем, душой, руками. Это письма, фотографии, стихи, различные вещи. Но самое ценное – воспоминания окружающих людей: всех тех, через чьи судьбы и сердца “прошёл” человек.
Эти воспоминания - свет его памяти. Он озаряет и высвечивает образ ушедшего от нас человека. Чтобы оценить наследие, педагогический опыт и свет памяти Юсупова М.А., мы обратились к бывшим его ученикам, коллегам по работе, друзьям, родным. Всем участникам беседы было задано четыре вопроса (Приложение 18)
3.4. Обобщённый образ Учителя - М.А. Юсупова.
Исследуя воспоминания о Юсупове М.А.. (Приложение 19), мы выделили главные нравственные и профессиональные качества его личности.
Муса Амитович в памяти его коллег-соратников: «…мастер на все руки, человек высокого интеллекта, личность творческая, идейно-убеждённый коммунист, знающий, начитанный, эрудированный, ответственный, трудолюбивый, самоотверженный в работе, замечательный организатор детского коллектива, оптимист по жизни, педант, приверженец чистоты и идеального порядка, с ним было легко работать, шёл в ногу со временем, был первым помощником во всём».
Муса Амитович в памяти его выпускников: «…пример для подражания, хотелось быть похожим на него во всём, его образ помогал в работе с подчинёнными; замечательный, остроумный, с юмором, строгий, требовательный, умный, знающий, добрый, шутник, справедливый, интересный, увлечённый; в сердце оставил только добрые чувства и желание подражать ему».
Портрет Мусы Амитовича в памяти его близких и родных: «… хранитель семейных традиций, добропорядочный семьянин, любящий отец, заботливый сын, добрый дедушка; увлечённый поэзией, музыкой, литературой человек; человек, разбирающийся в политике; строгий, требовательный; прекрасный исполнитель сольного пения; замечательный хозяин, любитель природы, хороший грибник, рыбак; человек с чувством огромной ответственности за будущее своих сыновей и внуков».
О таких учителях, как М.А. Юсупов, можно сказать словами Л. Н.Толстого:
«Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам,
он - совершенный учитель».
Заключение и выводы.
Определенное время выдвигает своих героев. Это не обязательно герои военных действий. В мирное время героями можно назвать людей, которые оставляют после себя, а может и при жизни, что-то важное, то, благодаря чему их будут помнить потомки.
Достигнута цель, решены задачи исследования. Результаты исследования привели к выводу, что главное наследие М.А. Юсупова - это Свет Доброй Памяти, который он оставил о себе как учитель и классный руководитель, как муж и свёкор, коллега и руководитель, наставник молодых учителей.
Много раз его награждали почётными грамотами райкома КПСС (Приложения 20, 21, 22, 23, 24), Его личный пример жив в сердцах и умах тех, через чьи судьбы прошла его судьба. Это и жители села, и около тысячи выпускников школы, среди которых люди разных профессий и, конечно, учителя. Вся деятельность учителя, директора, коммуниста М.А. Юсупова, депутата была бескорыстной и направлена на улучшение благосостояния жителей родного аула. Кто бы ни обратился со своей проблемой, просьбой, всегда находил понимание и поддержку и при этом Мусса Амитович оставался простым, скромным человеком и интеллигентом – в самом хорошем понимании этого слова.
Исследовательская работа дала нам возможность узнать об интересных страницах истории родной школы, об одном из её учителей и директоре, а также об истории родного края, сложной и одновременно прекрасной исторической эпохе. Помогла понять и по достоинству оценить труд Учителя. С этой работы, в нашем школьном музее начинается новая страничка – страничка «Истории образования МКОУ СОШ№17, а. Абрам-Тюбе» и мы будем пополнять её новыми и новыми материалами.
Литература и источники:
Приложение 19
Из воспоминаний сына Исы Мусаевича Юсупова:
“Ну, во-первых, отец был моим учителем по истории и обществоведению, строгим и требовательным ко всем, но ко мне - особенно. Отцом он был очень хорошим: добрым, весёлым, заботливым, надёжным и очень любящим своих детей. У него многому можно было научиться: знанию истории, любви к поэзии, к спорту и рыбалке, умению ухаживать за огородами, поддерживать порядок в доме и на своём рабочем месте, аккуратности и точности при выполнении любой работы. Он приучал нас ко всему относиться с большой ответственностью.
Учителем он был хорошим, знающим, мы учились у него с большим желанием и охотой. Уроки с изюминкой, с юмором и глубоким познанием предмета истории и обществоведения увлекали учеников. Дома он много готовился к урокам, перечитывал уйму литературы. Книги были его постоянными друзьями. Врождённый интеллигент, он всегда одевался с иголочки: белая рубашка, галстук, тёмный костюм. Ходил он легко и красиво. Вот таким был мой отец. Настоящий учитель. Мы с сестрой продолжили педагогическую династию семьи”
Из оспоминаний снохи Юсупова М.А.:
- Как свёкор, он был уважительным, внимательным и чутким. Свекруха и свёкор относились ко мне с душевной теплотой отца и матери. Правда, мы жили с ними врозь, но всегда поддерживали тёплые родственные отношения. Что особенно меня в нём восхищало и удивляло, это его аккуратность во всём. У него был идеальный порядок дома, идеальный порядок в собственном огороде и во дворе, и этот порядок поддерживал он лично сам: сам убирал, полол, чистил, стирал – был аккуратным и трудолюбивым хозяином.
Во всём его виде было сдержанное достоинство, а глаза всегда смотрели доброжелательно и проницательно. Он обязательно отвечал на приветствия окружающих, и сам приветливо здоровался с пожилыми людьми. Да, в нём всегда присутствовала интеллигентность Учителя.
Из воспоминаний педагогов – коллег Мусы Амитовича.
Воспоминания Култаевой Мутлихан Юсуповны., учительницы математики:
«Школа стала для него вторым домом, он работал с большой ответственностью и большой отдачей. Юсупов М.А- оптимист по жизни, никогда не унывающий, всесторонне развитый и очень талантливый человек. Педант, приверженец идеальной чистоты и порядка в учебных помещениях, интеллигент до мозга костей. Человек с юмором, весельчак и душа педагогической компании. С ним всегда было о чём поговорить, общение приносило душевное удовлетворение».
Воспомнания Култаевой Фатимы Абуевны, учителя начальных классов:
«Память об Мусе Амитовиче у меня самая светлая и добрая. Мы работали вместе в школе: я – учитель, он – директором. Как директор, он был строгий, требовательный, честный и порядочный. Интеллигентный, душевный, начитанный и политически подкованный руководитель и человек.
Со всеми ребятами находил он общий язык, и порядок и дисциплина в школе были идеальными. Под руководством Мусы Амитовича мы проводили с воспитанниками много интересных дел и мероприятий. Особенно Муса Амитович обращал внимание на работу с книгой. Сам много читал и организовывал чтение книг с ребятами. Следил за политическими событиями и часто проводил политминутки. Несмотря на строгость, он очень любил ребятишек, и они отвечали ему взаимной любовью, ценили время, проведённое вместе с ним. М.А. Юсупов был замечательным организатором детской жизни в школе.
Мне повезло, что я когда-то работала с Муса Амитовичем. У него все учились честности, порядочности, уважению к воспитаннику, самоотверженности в работе на педагогическом поприще».
Воспоминания Исмаиловой Мутлихан Аджикеевны, учителя русского языка и литературы:
«Такому человеку можно только позавидовать. Мастером был на все руки: красиво писал и рисовал, умело мастерил по дереву. Мы все к нему обращались за помощью: либо оформить наглядное пособие, либо что-то смастерить в кабинете. Он не отказывал никогда и всегда помогал. Для молодых учителей он был наставником. Руководил политзанятиями, готовил с детьми политинформации. Остроумный, весёлый, душевный, добропорядочный человек, он для нас был примером и образцом педагогического этикета. У него был идеальный порядок в кабинете. Кабинет убирали дети, и относились они к этой обязанности очень ответственно: промывали все до блеска. Этот человек всегда будет жить в моей памяти в самых хороших воспоминаниях”.
Воспоминания его учеников, выпускников Абрам-Тюбинской школы.
Воспоминания Досокаевой Елетхан Эрежеповны, заведующей библиотекой а.Абрам-Тюбе:
«Каким я помню Мусу Амитовича? Очень хорошим учителем истории и обществоведения. Он такой разнообразный в своём поведении с нами: знающий, требовательный, строгий, остроумный и весёлый, всегда в хорошем расположении духа. Преобладающим качеством его личности всё-таки была потребность в любознательных и знающих учениках. Особенно строгим он был с мальчиками, требовал от них серьёзного отношения к своим обязанностям, к учёбе, требовал дисциплинированности, так как всегда видел в них будущих защитников Отечества. Он говорил: «Плохой ученик – это плохой защитник Родины». Много уделял внимания знаниям политических событий в мире и умению их анализировать. Требовал, чтобы мы читали газеты и книги. Давал вопросы для подготовки докладов по истории и по политическим событиям, а для подготовки к ним нам приходилось много времени проводить в библиотеке.
Может быть, благодаря этому я и связала свою жизнь с библиотекой. Наш выпуск очень хорошо помнит Муса Амитовича и всегда будет ему благодарен за добросовестный труд учителя, за его ответственность за наше будущее».
Муса Амитович прожил достойную жизнь и сельского жителя, и сельского учителя: он вместе с учениками строил новую школу, копал картошку, убирал свеклу, и в то же время вёл их дорогой знаний по истории, обществоведению. Он учил уважать труд людей и сам относился с большим уважением к любому труду.
Медведь и солнце
Снеговик
Твёрдое - мягкое
Сказка об осеннем ветре
Дерево в снегу