«Афсати – небожитель, «хозяин» благородных диких животных, покровитель охотников. Изображается Афсати глубоким стариком с длинной белой бородой, сидящим на высокой горе, откуда он наблюдает за своими несметными стадами, которые зовутся у осетин «скотом Афсати».
Вложение | Размер |
---|---|
vi_respublikanskiy_turistsko.docx | 29.36 КБ |
VI Республиканский туристско – краеведческий конкурс
«Мой Иристон»
Направление: Культурное наследие
Название работы: «Образ Афсати в мифологии осетин»
Автор работы:
Дзантиева Виктория
4 класс МБОУ №3, г. Владикавказ;
Телефон (дом., сот.): 53-52-74
Научный руководитель: Дзантиева Елена Антоновна
МБОУ №3, учитель осетинского языка и литературы,
Телефон (дом.,сот): 8 988 833 9281
г. Владикавказ, 2012г.
Оглавление
I. Введение
II. Основная часть
1.Определение образа Афсати.
2.Исследование образа Афсати в творческом наследии осетин.
III. Заключение.
IV. Библиографический список
V. Приложения
Введение
Осетинская мифология уходит в глубокую древность, как и история осетинского народа. Одним из самых ярких образов осетинской мифологии является образ Афсати. Помимо мифов этот образ также встречается у ряда поэтов и писателей.
Тема нашей исследовательской работы «Образ Афсати в мифологии осетин». Актуальность работы, заключается в том, что образ Афсати связан непосредственно с нашей окружающей действительностью, а именно с природой.
Целью нашего исследования является изучение отношения людей – представителей осетинского народа, к природе, к фауне через образ Афсати.
Для осуществления цели нами были поставлены следующие задачи:
1.Дать определение образу Афсати.
2.Исследовать примеры образа Афсати в творческом наследии осетинского народа.
Для выполнения исследовательской работы мы использовали следующие произведения: молитвы, «Песни охотников», «Предание рода Хамицевых», «Æфсатий тауæрæхъ»( «Легенда об Афсати»), «Сослан в стране мертвых», «Саууай», «Чем небожители одарили Сослана», «Ацамаз и Агунда – красавица», «Нарты сау рувасдзарм» ( «Шкура черной лисицы нартов»), пословицы и поэму Коста Хетагурова «Всати». Работа состоит из введения, основной части, заключения, библиографии, приложения.
Определение образа Aфсати.
Для определения образа Афсати мы использовали труды ученых В.Ф.Миллера, В.И. Абаева и «Этнографию и мифологию осетин».
В «Этнографии и мифологии осетин» дается следующее определение: «Афсати – небожитель, «хозяин» благородных диких животных, покровитель охотников. Изображается Афсати глубоким стариком с длинной белой бородой, сидящим на высокой горе, откуда он наблюдает за своими несметными стадами, которые зовутся у осетин «скотом Афсати». В отличие от других осетинских божеств Афсати не имел своего святилища, и в честь него не устраивались особые празднества. Тем не менее, считалось, что только с позволения Афсати можно выходить на охоту. Охотники перед выходом на охоту должны были выполнить определенные требования и в молитве, обращенной к Афсати, попросить его пожертвовать им из своего стада какое-либо животное. [Этнография и мифология осетин 1994:31]
В.Ф.Миллер также указывает: «Властителем над дикими животными, особенно над турами, оленями, козами, кабанами осетины называют Афсати. Ему, как патрону молятся охотники. Если охотнику удалось застрелить зверя, он благодарит Афсати и обязательно угощает встречных и бедных одноаульцев мясом дичины, дарованной Афсати. Кто не исполнит этого обряда, тому Афсати никогда уже не даст, не только застрелить, но и издали видеть тура».
В.Ф.Миллер отмечает, что охотник, отправляясь на охоту, берет с собой три пирога с сыром. Дойдя до места, где может находиться «скот Афсати», он обращается с молитвой к покровителю диких животных и «просит его дать ему из своего стада одного бедного оленя или козла» и принять в жертву пироги. [В.Ф.Миллер 1992: 245]
В.И.Абаев дает следующее определение: «Афсати, бог охоты, «хозяин» лесных зверей, которые зовутся Afsatijy fos «скот Афсати»; ему молились охотники о счастливой охоте. В посвященных ему народных песнях Афсати рисуется как покровитель бедных охотников».
У В.И.Абаева мы находим и этимологию слова «Афсати», которое приближено к армянскому aspac’, aswac’, ast’ owac’ , в переводе означает «бог». [В.И.Абаев 1958:147]
Исследования образа Афсати в творческом наследии осетин.
Из произведения «Афсатий тауарахъ» («Легенда об Афсати») мы узнаем, что Афсати диких животных подарил Бог. Покровитель их очень любит, ухаживает за ними, лечит их от ран.
«Когда Бог создал мир, то домашних животных отдал под покровительство Фалвара, пчел - Аниголу, хлебные злаки - Уацилла, зверей - Афсати. А когда создал Бог людей, божества решили отдать свои дары людям. Но Афсати отказался последовать их примеру. Божества пожаловались Богу, на что он им говорит: «Æфсатийæн æз равæрдтон мæнгæй фонс, йе ба сæ нур хъæбæр берæ искодта,ма 'ин син мæн бон дæр райсун нæбал æй,фал ибæл уæхуæдтæ архайетæ, 'ма кæд сумах унаффæбæл йе дæр рацæуидæ,еци барæ уæмæ дæттун, 'ма ин зиндзинæдтæй алцидæр фæинун кæнтæ. Маргæ ба й куд нæ ракæнайтæ, уотæ,'ма уин уотемæй ку бафæлмæца,уæд кæд исарази уаидæ сумах унаффæбæл».(«Я дал Афсати мало зверей, он их очень преумножил и поэтому не могу у него их забрать. Но сами постарайтесь. Если он не согласится с вашим предложением, то я разрешаю вам подвергнуть его большим испытаниям, только чтобы не убили его. Может быть, таким способом он согласится с вашим предложением».
Тогда Фалвара, Анигол и Уацилла вырыли яму и закопали Афсати, оставив один глаз открытым. Но Афсати настаивал на своем слове: «Я дары своего отца ценю и никому их не отдам».
Опять божества подвергают Афсати новому испытанию: «Сирдтæй, цæфæй ка райервæза, уонæн лухмахакем куд уа, уотæ». («Из зверей, кто спасется раненым, чтоб тем служил целителем». [Ирон таурæгътæ, 1989:62]
Афсати каждый день выходил и играл на свирели. Все раненые звери сбегались к нему, и он лечил их. Но Афсати не успевает излечивать всех зверей, и многие из них умирают. Уставший Афсати просит Бога сжалиться над зверями. По просьбе покровителя охоты раненые животные, успевающие искупаться в первом попавшемся ручье, сразу же излечиваются, что облегчает ему работу.
И все-таки впоследствии по просьбе божеств он соглашается отдавать людям часть своего добра при условии: «Адæмæй сирдти фæсте зæрдиуагæй ка хæта, уомæн си хай куд уа, уотæ,зæрдиуагæй ка нæ хæта сæ фæсте,уомæн ба си хай куд нæ уа,уотæ». «Тому из людей, кто усердно будет ходить за дичью, полагается часть зверей. Тот же, кто неохотно этим будет заниматься, тому не достанется ничего». [Ирон таурæгътæ, 1989:62]
По преданию осетин, удача на охоте полностью зависела от милости и расположения Афсати, который распределял дичь между охотниками. Без его воли, как они полагали, ни один охотник не может убить ни одного зверя, даже самой ничтожной дичи. Но если Афсати захочет наделить кого нибудь дичью, то охотник и не выходя из дома может иметь добычу. Охотники убивают тех животных, которых якобы предварительно зарезал и съел сам Афсати, а затем оживил и предназначил в добычу тому или иному охотнику. Остальные животные из стада Афсати ни для кого не могли быть видимы.
Согласно мифологии осетин, без разрешения Афсати охотник не может убить ни одного зверя. О чем свидетельствует «Предание Хамицевых». «У Хамицевых был славный охотник Хой. Однажды он пошел на охоту и встретил тура. Раненый зверь побежал в горы. Хой - за ним. Тур привел его в пещеру. Там увидел он целую семью: мать, старуху, и детей. Женщина сказала Хою, что раненый тур-любимец моего мужа Афсати. И спрятала охотника в яму, опасаясь, что муж убьет его…
Афсати, придя домой, находился в хорошем расположении духа. Узнав об охотнике, он назвал его другом и сказал гостю: «Если хочешь, то каждый день будешь есть редкую дичь. Вот тебе турье ребро».
Это ребро вечером съедалось семьею Хамицевых, а на утро становилось таким же, каким было»…
В этом предании мы не наблюдаем молитвенного прошения к Афсати. Хой не спел песню, прославляющую покровителя диких зверей, и ему не удалось убить тура. Но, тем не менее, Афсати был благосклонен к своему гостю. Он не нарушил правила гостеприимства и подарил полюбившемуся охотнику турье ребро, с постоянно нараставшим мясом. [ В.Ф.Миллер 1992:245]
В.И.Абаев отмечает, что Афсати - хозяин лесных зверей. Подтверждение этому мы находим в нартовском эпосе.
Афсати дружит с героями нартовского эпоса, щедро наделяет их скотом. Он подарил нартскому богатырю Аца-чудесную свирель,на которой потом играл сын Аца- юный герой Ацамаз….
«Сын нарта Уаза, юный Ацамаз,
На вершину черной горы взбирается,
На кремневой скале садится и
Начинает играть. На чудную игру Уазова сына
Весь мир пробуждается;
Вечные ледники начинают таять;
…Северные медведи от глубокого сна
С ворчанием просыпаются,
Покидают свои теплые берлоги
И, грузно подпрыгивая, танцевать и плясать хороводом
Средь черного леса начинают;
Из кленового леса они к нему рогастых оленей,
Оленьих самок и круторогих гнать
Начинают; у болота
Тонконогие косули пускаются вскачь.
Стада Афсати к подножию черной скалы
Табунами- табунами на песню Ацамаза
Собираться начинают. [Нарты 1989:333 ]
При женитьбе Ацамаза на Агунде Афсати заплатил выкуп в количестве ста оленей. На свадьбе Ацамаза семь серебряных повозок запряжены семью оленями это подарок Афсати.
В другом сказании «попросила Шатана у Афсати волшебную его свирель и дала ее Сослану. Заиграл Сослан на свирели и три сотни зверей вбежали во двор замка. В первой сотне были олени, во второй – туры, а в третьей – всякие другие звери». [ Сказания о нартах 1978:233]
В сказании «Саууай» Афсати сам «заиграл на своей свирели, и множество дичи заполнило двор Урузмага». [ Сказания о нартах, 1978:110] Афсати любил нартов и помогал им всегда.
В следующем сказании покровитель диких животных опять доказывает свою щедрость и любовь к нартам. Небожитель Сафа просит у Афсати даров для Сослана. «Много у тебя скота,Афсати, и понопрасну пропадает он в ущельях. Не будь же скуп, Афсати не пожалей и отдай людям часть своего богатства. И люди никогда тебе этого не забудут.
- Я согласен,- ответил властитель благородных зверей. Часть скота своего, что ходит в лесах и на равнинах, уделю я нартам, но и от них я потребую дара: пусть охотник, собираясь на охоту, захватит с собой из дому три лепешки; на перевале пусть он ими помянет меня. А потом, когда на Черной горе будет ему удача и убьет он зверя, пусть правую лодыжку побережет он и отдаст ее тому, кого первого встретит». [ Нарты кадджытæ,1995:121] .В данном сказании мы находим подтверждение определения образа Афсати, данный В.Ф.Миллером.
Афсати является не только властителем диких животных, но и покровительствует нартовским героям. Когда колдунья превращает Урузмага в собаку, покровитель охотников приходит ему на помощь в образе медведя. «Мæнæ - ма мæ фарсмæ сбад. Æз арс нæ дæн, æз Æфсати дæн æмæ дын дæ хъуыддæгтæ куы бамбæрстон, уæд арсы хуызы бацыдтæн» («Сядь-ка рядом со мной. Я не медведь, я Афсати, понял твое трудное положение и принял облик медведя») [ Нарты кадджытæ:278].
Появляясь перед охотниками в другом образе, Афсати ставит своей целью выяснить их намерения и спасти Урузмага.
Приведенный текст убеждает нас в том, что Афсати не только помогает скотом нартовским героям , но и приходит на помощь и выручает их из тяжелой, трудной, безвыходной ситуации.
Покровителю диких животных посвящены песни и молитвы. Они содержат просьбу к божеству о благоволении покровительстве, чтоб охотники вернулись с дичью живыми, невредимыми. Благодарили Афсати в молитвах, сопровождавшихся шашлыком, который приготавливался сразу. [ И.Х. Айларов 1996:280]
В народном предании сохранились молитвы, обращенные к Афсати, которые были записаны Г.Агнаевым.
Молитва Афсати
-О Афсати, слава тебе!
Я, бедный, Богом созданный человек,
Пришел к твоему подножию и молю:
Не пожалей из вверенных твоих стад
Хромую серну или дикую козу.
Взгляни с вершины в низовья
И пошли мне дичь.
Да будут угодны тебе мои подношения,
А мне да будет твоя милость.
Пошли мне такую удачу,
Чтобы я вернулся домой в хорошем настроении.
Молитва охотников
- Хуыцау, славим Тебя!
Оммен!
Хуыцау, просим Тебя!
Оммен!
Яви нам Свою благодать
И благодать Своих дзуаров,
Чтобы Афсати на нас добрым оком
Взглянул и сторогого оленя навстречу выслал!
Оммен!
А мы будем добром вспоминать его.
Табу Всевышнему и Его дзуарам!
Оммен!
Осетинский поэт К.Л.Хетагуров посвятил покровителю диких животных поэму «Афсати». Из белых рогов оленя сделана для Афсати кровать, которая покрыта медвежьей шерстью. Властелин зверей отказывает в дичи богатым, так как он им нужен только для развлечения.
Афсати помогает бедным, зная, что они живут в нужде и для них охота является средством выживания.
« …Семерых на круче
Вижу бедняков,
Слышу их могучий,
Их веселый зов:
-О уæрæйдæ,Всати!
Щедрый, к нам явись.
Ты на горном скате
Погляди-ка вниз!
Ты оленя, Всати,
Дай нам в добрый час,
Ты на горном скате,
Ты взгляни на нас!..-
…Гей, юнец! Рогатых
Выпусти скорей:
Угости как надо,
Дорогих гостей. [Ирон фæндыр 1999:207]
В осетинском фольклоре встречаются также пословицы, посвященные Афсати, в которых подчеркивается, что Афсати является покровителем диких животных и его справедливое отношение к людям.
«Афсати алы цуанонæн сырд нæ дæтты» («Афсати не каждому охотнику посылает дичь»).
« Æфсатийы лæвар» ( «Дары Афсати»).
«Æфсатийы фосыконд» («Скот Афсати»).
«Æфсати бæрзондыл бады» («Афсати высоко сидит»).
«Æфсати–сæфтæгджын сырдты бардуаг» («Афсати – божество копытных животных»).
Сакральный характер охоты у осетин, помимо молитв и ритуалов, выражался в использовании «охотничьего языка», который являлся иносказательным, т.е. звери и различные предметы, связанные с охотой, назывались не своими именами. Все охотники должны были знать этот язык, чтобы их не понимали звери и злые духи. По мнению народа, «охотничий язык» обеспечивал удачу на охоте.
Среди охотников встречаются следующие поверья: нельзя кости съеденного оленя ломать или кидать в костер. Следовало их закопать и при этом произнести: «Æрдз æй радта, æрдз та дзы ратдзæн» ( «Природа ее дала, и еще природа даст») [В.Кесаев 1998:100 ]
Охотники никогда не оставляли за собой костер непотушенным, даже угольки тушили. Благодаря этому природа остается целой. Охотники знали, что природа не любит небрежного отношения к ней, она мстит за безответственность. [В.Кесаев 1998:97]
В давние времена охотники с помощью своих законов берегли зверей от чрезмерного истребления. Запрещалось убивать во время охоты больше двух оленей. Считалось, что кто нарушает этот закон, наказывается Афсати. Бытует легенда, когда Афсати ослепил жадного и беспощадного охотника, убившего много оленей. [В. Кесаев 1998:101]
В настоящее время в связи с тем, что охота уже не является для осетин основным способом выживания, культ Афсати потерял свое первостепенное значение. На сегодняшний день образ покровителя охоты преимущественно является частью осетинского фольклора.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенного исследования, мы можем сделать следующие выводы. Афсати – покровитель диких зверей и охотников. Проанализировав некоторые произведения литературы и устного народного творчества, мы можем дать следующую характеристику образу Афсати: он предстает перед нами, как справедливый, щедрый, гостеприимный, заботливый властелин зверей.
Также Афсати - защитник природы. В людях воспитывалось бережное отношение к природе. Охотники не смели ломать, сжигать кости, оставлять костер непотушенным. Не добывали зверя больше необходимого, чтобы не нарушать экологическое равновесие и не препятствовать возобновлению популяции.
Таким образом, изучение образа Афсати нам дало понимание важности бережного отношения к природе, к окружающему миру.
Библиографический список
1.Абаев В.И.Этимологический словарь осетинского языка. Т.1. Москва,1958.
2.Айларты И.Х. Ирон фарн. Дзæуджыхъæу,1996.
3.Дюмезиль Ж.Осетинский эпос и мифология. Москва,1977.
4.Ирон адæмон сфæлдыстад.Т.2.Сарæзт. Салæгаты З. Дзæуджыхъæу,2007.
5.Ирон таурæгътæ.Сарæз. Джыккайты Ш. Орджоникидзе,1989.
6.Кесаев В. Обряды и язык осетинских охотников. Владикавказ,1998.
7.Коста. Поэзия. Сост. Гутиев К.Ц. Владикавказ,1999.
8.Миллер В.Ф.Осетинские этюды. Ч.1-3. Владикавказ,1992.
9.Нарты кадджытæ. Дзæуджыхъæу,1995.
10.Осетинские обычаи. Сост. Агнаев Г. Владикавказ,1999.
11.Памятники народного творчества осетин. Сост. Хамицаева Т.А. Владикавказ,1992.
12.Сказания о нартах. Пер. с осет. Ю. Либединского. Москва, 1978.
13.Энциклопедия: Т.1.Мифы народов мира. Москва,1991.
14.Этнография и мифология осетин. Сост. Дзадзиев А.Б., Дзуцев Х.В., Караев С.М. Владикавказ,1994.
Акварельные гвоздики
Интервью с космонавтом Антоном Шкаплеровым
Рисуем осень: поле после сбора урожая
Как нарисовать осеннее дерево акварелью
Снежная сказка