Дорога к Пушкину
(Пушкинский салон)
Руководитель проекта Коновалова Елена Петровна,
учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №1 г.Пушкино
Ответственные Егорова Мария, ученица 9б класса
Волков Андрей, ученик 9б класса
Участники учащиеся 9-ых классов МБОУ СОШ №1 г.Пушкино,
родители учащихся
И забываю мир – и в сладкой тишине
Я сладко усыплён моим воображеньем,
И пробуждается поэзия во мне:
Душе стесняется лирическим волненьем,
Трепещет и звучит, и ищет, как во сне,
Излиться наконец свободным проявленьем…
„Пушкин – это лучшее, что есть в каждом из людей. Это доброта и талант, смелость и простота, верность в дружбе и бескрайность в любви, уважение к труду и людям труда… Мы любим и постоянно оплакиваем Пушкина, потому что он погиб за честь свою и честь своей поэзии. Вот это многогранное единство, эту гармонию личности и в творчестве, и в жизни хотелось бы донести до всех, кто вступает на пушкинскую тропу“. Эти справедливые слова принадлежат Дмитрию Сергеевичу Лихачёву. Он очень точно сказал, что люди „вступают на пушкинскую тропу". Любой образованный русский человек, когда бы это ни случилось, обязательно на эту тропу придёт. Только вот сами дороги могут быть настолько разными, что и поверить трудно. Нашему классу повезло, и, благодаря нашем преподавателю литературы и классному руководителю, Коноваловой Елене Петровне, мы нашли свой путь к Александру Сергеевичу уже в 9 классе.
С начала осени 9 класса мы начали готовить грандиозный проект под названием „Пушкинский бал“.
Декорации к Пушкинскому балу
Марьянкина Полина, ученица 9б класса МБОУ СОШ №1 г.Пушкино
Работа над декорациями к Пушкинскому балу.
Мы ходим в театры и восхищаемся декорациями, которые видим на сцене. А пробовали ли вы когда-нибудь сами примерить на себя роль декоратора? Я пробовала. Скажу честно, работа кропотливая, долгая и нелегкая, однако от этого не менее интересная.
Мне повезло-я была частью целой группы "художников". С самого начала мы разделили обязанности между собой. Каждый выбрал несколько заданий. Впереди была большая работа, огромное количество потраченной краски, бумаги, карандашей и других рабочих материалов.
Моей задачей было нарисовать фонарь и шкаф 19 века в натуральный величину.
Естественно, сначала я искала какие -нибудь словесные описания в художественной литературе и в интернете, перебирала довольно немалое количество картинок, советовалась с Еленой Петровной. В конце концов, у меня в голове родился образ идеального фонаря и идеального шкафа, которые могли бы стать частью интерьера в 19 веке. Оставалось только перенести все это на бумагу, что я и сделала. Рисунки я выполнила красками и фломастерами на ватманском листе. На самом Пушкинском балу мы с ребятами-декораторами рассказали о своих работах. Итогом работы я могу назвать незабываемый опыт. Главное-найти вдохновение и перенести все свои идеи на бумагу.
Мода
Шашакова Полина, ученица 9в класса МБОУ СОШ №1 г.Пушкино
Девятнадцатое столетие стало для мировой моды новым витком, новой эрой. Постепенно представители высшего общества стали охладевать к сложным нарядам, отдавая предпочтение демократичным костюмам и платьям. Во многом на их выбор повлияла индустриализация. Общество стало более динамичным, что потребовало упрощения как мужского, так и женского костюмов.
Язык веера
Корешкова Валерия, ученица 9а класса МБОУ СОШ №1 г.Пушкино
Язык веера — особый секретный код кавалеров и дам
Язык веера имел много вариаций в зависимости от общественного круга и даже города. Человеком своего времени он «читался» в процессе разговора, по перемене положения веера, движению руки, по количеству открывшихся и мгновенно закрывшихся отдельных «листиков». Хотя веер находился в руках женщины, знать все тонкости тайного языка должен был мужчина, которому адресовались послания.
Цветовое значение:
— Белый веер – невинность;
— Чёрный с белым – нарушенный мир;
— Чёрный – печаль;
— Розовый с голубым – любовь и верность;
— Красный – радость, счастье;
— Вышитый золотом – богатство;
— Жёлтый - отказ;
— Шитый серебром – скромность;
— Зелёный - надежда;
— Убранный блёстками – твёрдость и доверие.
— Голубой – постоянство, верность;
— Коричневый – недолговременное счастье;
Фразы:
— “Да” - приложить веер левой рукой к правой щеке.
— “Нет” – приложить открытый веер правой рукой к левой щеке.
— “Я вас люблю” – правой рукой указать закрытым веером на сердце.
— “Я вас не люблю” – сделать закрытым веером движение.
— “Мои мысли всегда с вами” – наполовину открыть веер и несколько раз легко провести им по лбу.
— “Я к вам не чувствую приязни” – открыть и закрыть веер, держа его перед ртом.
— “Я приду” – держа веер левой стороной перед тем, с кем идёт разговор, прижать веер к груди и затем быстро махнуть в сторону собеседника.
— “Я не приду” – держать левую сторону открытого веера перед тем, с кем идёт разговор.
— “Не приходите сегодня” – провести закрытым веером по наружной стороне руки.
— “Приходите, я буду рада” – держа открытый веер в правой руке, медленно сложить его в ладонь левой руки
— “Будьте осторожны, за нами следят” – открытым веером дотронуться до левого уха.
— “Молчите, нас подслушивают” – дотронуться закрытым веером до губ.
— “Я хочу с вами танцевать” – открытым веером махнуть несколько раз к себе, поманить.
— “Вы меня огорчили” – быстро закрыть веер и держать его между сложенными руками.
— “Следуйте за мной” – похлопывание по ноге сбоку.
— “Я готова следовать за вами” – похлопывание по ноге спереди.
— “Отойдите, уступите дорогу!” – сложенный веер, направленный на мужчину.
Танцы были важным элементом дворянского быта. Их роль существенно отличалась как от функции танцев в народном быту того времени, так и от современной.
Бал был областью непринужденного общения, светского отдыха, местом, где границы служебной иерархии ослаблялись.
Основным элементом бала как общественно-эстетического действия были танцы. Они служили организующим стержнем вечера, задавали тип и стиль беседы.
Бал в эпоху Онегина начинался п о л ь с к и м (полонезом), который в торжественной функции сменил минуэт. Хотя на балу у Лариных полонез опущен, и описание праздника начинается со второго танца-вальса. Вестер Гете считал вальс танцем настолько интимным, что клялся, что не позволит своей будущей жене танцевать его ни с кем, кроме себя.
Мазурка составляла центр бала и знаменовала собой его кульминацию. Мазурка танцевалась с многочисленными причудливыми фигурами и мужским соло, составляющим «соль» танца.
Котильон – вид кадрили, один из заключающих танцев- танцевался на мотив валься и представлял собой танец-игру, самый непринужденный, разнообразный и шаловливый танец.
Менуэт
Мазурка
Адресаты лирики Пушкина
Жигачева Екатерина, ученица 9а класса МБОУ СОШ №1 г.Пушкино
Екатерина была красавица: блондинка с пепельно-золотистыми волосами, большими темно-голубыми глазами, роста среднего, густые волосы нависали до колен, выражение лица умное. Она любила заниматься литературою. Много у нее было женихов; но по молодости она не спешила замуж.
Пушкина с Екатериной Ушаковой познакомил на балу в 1826 году . привез его С. А. Соболевский,. Пушкин быстро стал в этой семье своим человеком. В доме Ушаковых все говорило о Пушкине: на столе — его книги, среди нот на фортепьяно — пушкинская «Черная шаль», «Талисман», «Цыганская песня», в альбомах — его рисунки и стихи. «Пушкин, — вспоминал Н. С. Киселев, — приезжал к Ушаковым часто, иногда во время дня заезжал раза три…»
Из двух сестер Ушаковых младшая — Елизавета — была заметно красивее, но Пушкин увлекся старшей Екатериной. «Меньшая очень хорошенькая, а старшая чрезвычайно интересует меня, потому что, по-видимому, наш знаменитый Пушкин намерен вручить ей судьбу своей жизни, сказать просто, влюблен в нее»
Пушкина Екатерина ответила преданным и самоотверженным чувством любви. Она не только выучила наизусть все известные пушкинские стихи, но и была просто помешена на мысли стать ему образцовой женой, знающей все его предпочтения и привычки. Однако Пушкин, будучи суеверным, побывал еще в послелицейский период у прорицательницы и узнал, что его ждет смерть от «белого человека». Будучи в Одессе, поэт снова обратился к греку-прорицателю, который уточнил, что речь идет о цвете волос будущего убийцы поэта. На свою беду Екатерина была блондинкой. Видимо, эти предсказания, дополненные уже московской гадалкой, сказавшей Пушкину, что он «умрет от своей жены», сыграло свою негативную роль в том, что поэт так и не сделал Екатерине Ушаковой предложение о замужестве.
В мае 1827 года поэт уехал в Петербург и до самого декабря следующего года не показывался в Москве, так как в это время был увлечен Анной Олениной. В начале 1829 года он сделал Анне предложение и получил отказ от ее родителей. В марте Пушкин узнал, что у Екатерины состоялась помолвка с князем Долгоруковым. По свидетельству очевидцев, Пушкин сразу же примчался в Москву.
Поэт вновь зачастил к Ушаковым, и опять все потекло по-старому: смех, шутки, веселье. Но сестры Ушаковы уже знали не только об отказе ему Олениной, но и о его новом увлечении — Наталье Гончаровой — и жестко его высмеивали.
Дерюгина Анна, ученица 9б класса МБОУ СОШ №1 г.Пушкино
Литература романтизма насыщена галереей женских портретов, но только гений Пушкин сумел сочетать романтику с реализмом, создав чистый образ, недосягаемый идеал в литературе и в жизни.
Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная, боязлива,
Играть и прыгать не хотела,
И часто, целый день одна,
Сидела молча у окна.
Задумчивость, ее подруга
От самых колыбельных дней,
Теченье сельского досуга
Мечтами украшала ей…
Ей рано нравились романы;
Они ей заменяли все,
Она влюблялася в обманы
И Ричардсона, и Руссо.
Татьяна в тишине лесов
Одна с опасной книгой бродит,
Она в ней ищет и находит
Свой тайный жар, свои мечты…
Нет, мода не создала подлинного, идеального в лучшем смысле облика женщины периода романтизма. Ни пушкинская Татьяна, ни госпожа Реналь Стендаля не послужили ее образцом.
Вдовина Анастасия, ученица 9а класса МБОУ СОШ №1 г.Пушкино
Воронцова Елизавета Ксаверьевна (1792-1880)
А.С. Пушкин познакомился с Воронцовой в Одессе в конце 1823. Поэт был глубоко увлечен Воронцовой, посвятил ей ряд стихотворений.
Один из современников так описывает характер и наружность Е.К. Воронцовой: "Ей было уже за тридцать лет, а она имела все право казаться молоденькою.Со врожденным легкомыслием и кокетством желала она нравиться, и никто лучше ее в том не успевал. Молода она была душой, молода и наружностью. В ней не было того, что называется красотою; но быстрый, нежный взгляд ее миленьких небольших глаз пронзал насквозь; улыбка ее уст, которой подобной я не видел, казалось, так и призывает поцелуй".
Действительно, Елизавета Ксаверьевна считалась одной из самых очаровательных женщин своего времени. А.С. Пушкин посвятил ей стихи: "Сожженное письмо", "Ангел", "В последний раз твой образ милый...". Воронцова стала одним из прототипов Татьяны в его романе "Евгений Онегин".
Пушкин познакомился с ней осенью 1823 года, стал часто бывать в салоне графини и глубоко полюбил ее. Воронцова — героиня многих лирических стихотворений Пушкина.
Воронцова проявляла живой интерес к Пушкину и ценила в нем незаурядного поэта.
В Михайловском Пушкин получал от Воронцовой письма и по ее просьбе уничтожал их после прочтения.
На протяжении многих лет (1823— 1829) Пушкин рисовал портреты Воронцовой на полях своих рукописей.
Воронцова умерла в глубокой старости и до конца своих дней сохраняла о Пушкине дорогие ее сердцу воспоминания. Когда она потеряла зрение, ей ежедневно читали сочинения поэта. «Она сама была одарена тонким художественным чувством и не могла забыть очарований пушкинской беседы. С ним соединялись для нее воспоминания молодости».
Храни меня, мой талисман
Прокопович Арина, ученица 9б класса МБОУ СОШ №1 г.Пушкино
Храни меня, мой талисман,
Храни меня во дни гоненья,
Во дни раскаянья, волненья:
Ты в день печали был мне дан.
Когда подымет океан
Вокруг меня валы ревучи,
Когда грозою грянут тучи -
Храни меня, мой талисман.
В уединенье чуждых стран,
На лоне скучного покоя,
В тревоге пламенного боя
Храни меня, мой талисман.
Священный сладостный обман,
Души волшебное светило...
Оно сокрылось, изменило...
Храни меня, мой талисман.
Пускай же ввек сердечных ран
Не растравит воспоминанье.
Прощай, надежда; спи, желанье;
Храни меня, мой талисман.
1825
Не пой, красавица
Анна Карпухина, ученица 9б класса МБОУ СОШ №1 г.Пушкино
Моцарт и Сальери
Абдрахманова Наиля, Сенчило Дарья, ученицы 9б класса МБОУ СОШ №1 г.Пушкино
Борис Годунов
Атряшкина Елизавета, Филатов Александр, Косарев Андрей, Волков Андрей,
ученики 9б класса МБОУ СОШ №1 г.Пушкино
Полька
Кадриль
В конце девятого класса мы посетили могилу поэта. В который раз мы отметили, что чем прекраснее и талантливее человек, тем проще его могила. Мы возложили цветы и отдали дань памяти Александру Сергеевичу, тем самым закрыв очередную главу истории нашего класса, но Александр Сергеевич останется с нами надолго, а может быть и навсегда, и хорошо, если дорога к нему не завершится никогда.
Вложение | Размер |
---|---|
doroga_k_pushkinu_portal.docx | 2.51 МБ |
vsya_proramma.docx | 173.15 КБ |
Пушкинский салон
февраль 2015
Страница 1. Эпиграф
Полонез. Хореограф – Ермакова Любовь.
«Роман» Художественная постановка. Ученица 9-б
класса – Ермакова Любовь. Исполняют ученики 9-б класса.
Страница 2.Салон
Коновалова Е.П. – слово о проекте.
Pouchkine. А.С.Пушкин – Зинченко Богдан, Дугин Евгений. Мой портрет.
Страница 3.Декорации. Оформление.
Марьянкина Полина, Ерженина Алиса, Ерженина Софья. Сутормина Р.У – вышивки.
Ермакова М.А. – вышивки.
Ермаков А.А. – подсвечники.
Страница 4.Салон
Сутормина Р.У
Прокопович Арина. Бетховен. К Элизе.
Смыслов Антон. Глинка.
Альбом
Осипова И.В.
Ермакова Любовь. Письмо Татьяны к Онегину.
Страница 5.Мода
Шашкова Полина, Жигачева Екатерина, Корешкова
Страница 14.Танцы
Кадриль, менуэт.
Страница 15.Заключение
Стол. Закуски. Родители 9-б класса.
Верстка. Чернова Дарья – ученица 9-б класса.
Валерия, Бакал Кристина – ученицы 9-в класса.
Ерженина Софья, Ерженина Алиса, Дерюгина Анна - ученицы 9-б класса. Матюшко Иван, Аржанов Матвей, Дугин Евгений –ученики 9-б класса.
Менуэт. Художественная постановка. Сутормина Анастасия
Отрывок из романа «Евгений Онегин»
Страница 6.Образование. Воспитание
Лысков Кирилл, Хасанов Руслан, Зорин Марк, Васильев Артем, Миронов Валерий –ученики 9-в класса. Переосмысление – переложение отрывков из романов «Капитанская дочка», «Дубровский». Художественная постановка – Миронов Валерий
Страница 7.Бал
Архипова Кристина, Шатилова Виктория, Деревянных Екатерина, Леонова Алина, Хапсирокова Анна, Резник Дина –ученицы 9-в класса. Прокопович Арина – ученица 9-б.
Мазурка. Художественная постановка – Егорова Мария.
Страница 8.Любовь
Адресаты лирики А.С.Пушкина.
Сорокина Полина, Гоман Юлия, Жигачева Екатерина,
Шатилова Виктория, Деревянных Екатерина – ученицы 9-в класса. Абдрахманова Наиля, Сенчило Дарья – ученицы 9-б класса
А.С. Пушкин «К А.П.Керн»(на французском языке). Лазутин Артем.
А.С.Пушкин «Я вас любил…»(на французском языке) – Лысков Кирилл.
Прокопович Арина. Романс «Храни меня, мой талисман».
Карпухина Анна. «Не пой,красавица…»
Страница 9.Моцарт и Сальери. Страсти по Моцарту.
Художественная постановка и переложение. Абдрахманова Наиля, Сенчило Дарья, Сокова Алла, Атряшкина Елизавета-ученицы 9-б класса.
Шопен. Прелюдия. Марьянкина Полина.
Страница 10.Друзья
Бакал Кристина, Миронов Валерий, Корешкова Валерия, Устинов Кирилл – ученики 9-в класса.
Шуберт. Ave, Maria! Леонова Алина, Прокопович Арина
Страница 11.А.С.Пушкин. «Борис Годунов»
Филатов Александр, Волков Андрей, Атряшкина Елизавета, Тихонович Герман, Косарев Андрей – ученики 9-б класса
Страница 12.Дуэль
Лазутин Артем, Петров Никита, Хапсирокова Анна, Сокова Алла, Прокопович Арина. Колыбельная.
Страница 13.Забавы русского общества
Карпухина Анна, Дерюгина Анна, Фарыкова Виктория, Куратцева Дарья, Архипова Кристина, Деревянных Екатерина, Осипов Алексей, Никишин Иван, Зинченко Богдан, Тихонович Герман, Петров Никита, Лазутин Артем, Устинов Кирилл.
Карты - «Пиковая дама» - Маскарад – полька- забавы(шарады,почта,жмурки) – театр.
Прокопович Арина. Дельвиг. « Соловей»
А.С.Пушкин «Руслан и Людмила». Дерюгина Анна, Сутормина Анастасия, Осипов Алексей, Егорова Мария, Чернова Дарья, Дугин Евгений
Сокова Алла. «Цветы».
А.С.Пушкин. «Пир во время чумы». Прокопович Арина, Торовина Софья, Марьянкина Полина, Ермакова Любовь.
"Не жалею, не зову, не плачу…"
Рисуем крокусы акварелью
Кто грамотней?
Упрямый зяблик
Зимняя ночь. Как нарисовать зимний пейзаж гуашью