Исследовательская работа, соединяющая литературу и историю.
Вложение | Размер |
---|---|
dudinskiy_smyk.zip | 282.16 КБ |
Муниципальное казенное образовательное учреждение Северного района Новосибирской области Северная средняя общеобразовательная школа
Исследовательская работа
Тема: «Исторические корни библеизмов и их употребление в современном русском языке».
Авторы работы: Дудинский А.Е.
Смык М.И.,
ученики 5а класса.
Руководитель: учитель истории
Тимошенко Е.А.
С. Северное
2013
Оглавление
Введение 3-4
Глава 1. Исторические корни библеизмов.
1.1 Истоки еврейского народа. 5-10
1.2 Особенности религии евреев. 11-15
1.3 Библия – состав и этимология названия 16-17
Глава 2. Крылатые выражения в системе русского языка. 18-20
Заключение. 21
Список литературы. 23
Приложение №1 Карта Ханаана. 24
Приложение №2 Анкета «Библейские выражения». 25
Приложение № 3 Значение библеизмов. 26
Приложение № 4 Фразеологизмы в системе языка. 27
Введение
Историю мы изучаем только с начала этого года. В учебнике по истории древнего мира есть большой раздел «Древний Восток». Изучая особенности жизни и культуры древнейших восточных народов, мы заинтересовались религией и образом жизни евреев. Нам кажется, что они не только самый малочисленный, но и самый необычный древне - восточный народ.
С самого детства многие из нас употребляют крылатые выражения, которые взяты из библии - главной священной книги христиан. Перед нами встала проблема: почему 21 веке в нашем родном языке звучат слова из священной книги евреев, и по какой причине это собрание сказаний и мифов ученые считают историческим источником?
На уроках истории мы узнали, что библеизмы не просто заинтересовывают нас и знакомят с интересными рассказами, то есть дают нам знания о древних евреях. Эти же выражения воспитывают нас на примерах из жизни героев Священного Писания.
Подбирая материал, мы убедились, что данная тема раскрывается впервые. Значит, актуальность нашей работы подчеркивается новизной исследования библейских крылатых выражений на стыке русского языка, литературы и истории. Тема данной работы особенно актуальна и потому, что помогает воспитать в каждом слушателе уважение к древне – еврейской культуре, нравственным законам религии евреев. Нам кажется, этой теме можно будет посвятить и уроки истории, и русского языка, и внеклассные мероприятия, посвященные воспитанию учеников. Рассматривая конкретные примеры жизни библейских героев и их поступки, можно повысить интерес учащихся к древней истории.
Объектом исследования в данной работе станут разделы учебников, статьи и другие материалы, в которых рассматривается история еврейского народа.
Предметом исследования является Ветхий завет, как раздел Библии, отражающей самую древнюю часть еврейской истории и нравственные ценности последователей иудейской веры.
В ходе работы нами была поставлена следующая цель: изучить исторические корни библеизмов и их употребление в современном русском литературном языке.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1.Изучить исторические особенности зарождения еврейского народа.
2.Рассмотреть отличия религии евреев от других восточных народов.
3. Познакомиться с этимологией слова Библия и ее составом.
4. Разобрать термин «крылатые выражения» с точки зрения современного языковедения.
5. Проанализировать степень употребления данных выражений в русском языке.
Для решения этих задач в нашей работе использовались методы: социологический, статистический, метод анализа и сравнения. В самом начале исследования мы выдвинули предположение: если библеизмы употребляются в русском языке до наших дней, то это объясняется образностью этих выражений, так как они и отражают историю евреев и культурный уровень развития любого общества.
Глава 1. Исторические корни библеизмов.
1.1 Истоки еврейского народа.
О том, как жили евреи до того, как создали библию, рассказывают учебные пособия по еврейской истории. Традиционно библейский раздел древнейшей истории еврейского народа делится на периоды:
1.Патриархальный Период (XIX-XVII вв. до н.э.)
2. Период пребывания евреев в Египте (430 лет, с XVII в. по XIII в. до н.э.)
3. Период Вождей (1290-1200 гг. до н.э.)
4. Период Судей (1200-1025 гг. до н.э.)
5. Период Царей (1040- 930 гг. до н.э.)
1. Начало истории израильского народа связано со страной, которую в библейских источниках называют Ханааном (Кенаан). (7, стр.1). Бог велит Аврааму покинуть свой родной город Ур в Месопотамии и отправиться в землю Ханаанскую. Он отправляется туда со своей семьей и стадами скота, и селится в окрестностях ханаанских городов, Хеврона и Герара. Ханаан в исторической литературе считают самым древним названием этой страны. Позже южную часть стали называть Иудеей, а северную - Израилем. Во времена римского владычества название Иудея распространилось на всю территорию, которая к началу 2-го тыс. до н.э. занимала уникальное положение на Ближнем Востоке.
Эта узкая полоса пригодной для обитания земли. Она расположена между Средиземным морем на западе и пустыней на Востоке, Киликийской низменностью на севере и Синайским полуостровом на юге. Эта часть суши служила « мостом» между Древним Египтом на юге и Малой Азией с Месопотамией на севере.
От горы Кармель страну пересекает в юго-восточном направлении Эздрелонская (Изреэльская) долина. Разнообразие географических условий мешало слиянию населения этой небольшой страны в единое целое. Поэтому до конца древнего периода каждая область здесь отличалась диалектами и обычаями.
Через Ханаан вели два главных торговых пути, которые сохранились и до наших дней. Один из них, "дерех га'ям" (приморский путь - Исайя VIII, 23), шел вдоль берега Средиземного моря; второй - известный под названием "царской дороги" пересекал с севера на юг плоскогорье Заиорданья. По этим путям проходили мирные торговые караваны и армии завоевателей. Поэтому страна всегда привлекала к себе внимание, хотя коренное население ее почти не участвовало в международной торговле.
2. В 17 веке до н.э. Египет завоевывают азиатские народы – гиксоссы и все египетские соседи платят дань иноземным царям. Вскоре Ханаан постигает еще и жестокая засуха, начинается голод.
Династия гиксосов, или «царей-пастухов» вторглась в Египет и захватила престол фараонов. Исследователи сходятся во мнении, что это были кочевники, которые обитали в сирийских степях и постоянно совершали набеги на Египет. Они воспользовались слабостью правительства и захватили престол.
При одном из представителей этой династии, и правил Египтом Иосиф. Только при фараоне пастушеской династии было возможно, чтобы раб, родом из пастухов, был верховным правителем страны. Согласно Книге Бытия, евреи переселились в Египет вслед за Иосифом,первым министром египетского фараона и фактическим правителем Египта, оставив фараону только высшие символы власти. Имя этому фараону Апапи II. Иосиф помог своему отцу Иакову со всей семьёй (67 человек) поселиться в земле Гесем (Гошен) (Быт.47).
Сначала гиксоссы покровительствовали другим народам и раздавали им лучшие земли, чтобы найти в них верных союзников в случае войны. Такой политикой можно объяснить и то, что Апапи II отдал вновь прибывшим поселенцам — евреям один из богатейших округов страны.
Богатая почва, развитая культура и выгодное положение племени, родственного первому министру стали причиной того, что число евреев возросло. Между тем в жизни Египта совершилась важная перемена. Из Фив пришло освободительное движение, которое победило гиксосскую династию и изгнало их из Египта (около 1550 г до н. э.).
Для евреев этот политический переворот имел роковое значение. На престоле фараонов воцарилась новая династия. Из-за связи еврейских переселенцев с гиксосами победители относились к ним подозрительно и враждебно. Их стали угнетать все сильнее с каждым новым царствованием. Для евреев начались трудные крепостные пограничные работы. Чем знаменитее был фараон, чем блистательнее было его царствование, тем больше стонал народ под тяжестью непосильных работ.
3.Согласно традиционной точке зрения, египетское рабство продолжалось 210 лет. Жизнь израильтян в последние годы, становятся невыносимой. Когда фараон увидел, что принятые им меры не в состоянии задержать роста молодого народа, он издает приказ, сначала тайно, а потом и открыто, убивать родившихся мальчиков из племени израильтян. И в это страшное время для израильского народа родился его великий избавитель Моисей.
Моисей был воспитан при царском дворе в качестве усыновленного сына дочери фараона (Хатасу). Она самостоятельно правила страной и была опекуншей своего младшего брата, знаменитого фараона — воителя Тутмоса III). Моисей получил блистательную подготовку для своего будущего предназначения и не забыл о связи со своим угнетенным народом. Х. Тадмор, описывая библейский период, отмечает: « О Моисее как исторической личности нет никаких документов, помимо библейских текстов. Это обстоятельство не дает возможности проверить достоверность библейских преданий путем сравнения с другими историческими источниками. Нет никакого сомнения в том, что некоторые элементы этих преданий носят легендарный или чисто литературный характер. В рассказе о рождении и детстве Моисея, например, много общих черт с легендами о рождении и детстве героев в эпосах других народов Древнего Востока. Отделить эти легендарные элементы от исторических фактов, содержащихся в эпопее об исходе, наука пока не в состоянии».(9, стр.1) Но, согласно Библии, из роскошных царских покоев он уходит отшельником в пустыню, а, когда наступает время, получает от Бога великое призвание вернуться в Египет. Там Моисей, пророк Божий, именем Бога потребовал от фараона отпустить его народ и показал чудеса, чтобы убедить фараона в его предназначения. Эти чудеса получили название десяти казней египетских из-за того, что каждое сопровождалось страшными бедствиями для египтян. После долгой борьбы Моисей вывел свой народ из Египта. Уже через неделю армия фараона настигла евреев у Чермного моря, где совершается ещё одно чудо: воды моря расступились перед израильтянами и сомкнулись над войском фараона.
После стоянки у священной горы народ двинулся в дальнейший путь к Земле Обетованной, то есть к Ханаану. Путь израильтян по пустыне сопровождался как трудностями и чудесами: появление манны небесной, воды из скалы и другими. Лишь через 40 лет похода новое поколение подошло к границам Ханаана к северу от Мёртвого моря, где сделало последнюю остановку на берегу Иордана. Там с вершины горы Нево Моисей своим взглядом окинул страну своих надежд и, назначив своим преемником мужественного и испытанного воина Иисуса Навина, скончался, так и не вступив в Землю Обетованную.
Там, к югу от скалистого побережья Финикии горы постепенно понижались и расходились на ряд хребтов и зеленые долины. Вдоль самой большой из них среди субтропических лесов и зарослей папируса протекал Иордан. Он впадал в Мертвое море - большое озеро с очень солеными, безжизненными водами. К востоку от Иордана лежали голые скалы и Аравийская Степь, где и жили пастухи-семиты - воинственные варварские племена, часто терпевшие голод и сражавшиеся между собой за пастбища. В своей вечной борьбе эти племена постоянно передвигались по степи и вторгались в соседние долины.
В ХIII веке., став во главе народа, Иисус Навин повёл наступательную войну и, пользуясь раздробленностью местных ханаанских князей, за короткое время разбил их одного за другим."И предали заклятью всё, и всё истребили мечом", - так описывает нашествие Библия.
4.Евреи поселились в опустошенной стране и поделили её между своими двенадцатью племенами; эти двенадцать воинственных племен назывались Израиль. Поселившись в долине Иордана, евреи поначалу жили привычной пастушеской жизнью. Они обитали в палатках и вместе со своими стадами переходили с одного пастбища на другое. Главным занятием в племени было скотоводство. Жилища у них были из шкур. Такой «дом» было легко переносить. Племя кочевало, перегоняя скот. Однако настало время, когда стада не смогли прокормить умножившийся народ; тогда пастухи взялись за мотыги, стали обрабатывать землю, построили хижины из глиняных кирпичей и поделили поля сначала между родами, а потом и между семьями.
На протяжении двух следующих веков евреи превратились в фермеров и ремесленников. Дни спокойствия сменялись войнами и сражениями, когда народ объединялся под знаменами своих лидеров, известных как судьи. Судьи выбирались благодаря своим выдающимся политическим и военным талантам и способности повести за собой народ.
Однако в ХII веке на Ближний Восток обрушилось нашествие "народов моря". Огромное скопище племен двигалось вдоль средиземноморского берега на кораблях и колесницах. Фараон Рамзес III сумел остановить нашествие у границ Египта, и часть варваров осела на побережье по соседству с Израилем. Их звали филистимляне, и они дали стране свое название - Палестина. Филистимляне были воинственным и энергичным народом. Имея на вооружении железное оружие и множество колесниц, они повели решительное наступление на внутренние районы Ханаана, обложили данью почти все израильские колена и распространили своё владычество даже на Заиорданье.
К сожалению, собственные исторические хроники филистимлян не сохранились. Большинство сведений об этом интересном народе мы черпаем из еврейских преданий. Израильтянам пришлось много претерпеть от захватчиков. Филистимляне обладали новым оружием - железными мечами; их воины носили медные шлемы и чешуйчатую броню, в то время как евреи зачастую выходили в бой с одной пращей - как Давид против Голиафа. "И сразились филистимляне и поражены были израильтяне и было поражение весьма великое, и пало израильтян тридцать тысяч, и ковчег божий был взят", - говорит Библия. Воспоминания об ожесточённой борьбе с ними составили основу их дружинного эпоса, одним из главных героев которого стал знаменитый богатырь Самсон, с подвигами которого мы знакомимся в учебнике Вигасина.
5.После долгой войны и многих поражений народ потребовал у судьи Самуила установления царской власти: "Пусть царь будет над нами, и мы будем, как прочие народы: будет судить нас царь наш, и ходить перед нами, и вести войны наши". Тогда Самуил позвал юношу Саула, который "был от плеч своих выше всего народа". "И взял Самуил сосуд с елеем, и вылил на голову его, и поцеловал его, и сказал: "Вот, Господь помазывает тебя в правители наследия Своего в Израиле, и ты будешь царствовать над народом Господним и спасешь их от руки врагов, окружающих их..." Саул провел свою жизнь в войнах и погиб в бою с филистимлянами. Его приемник Давид перенял военное искусство филистимлян, научил евреев стрелять из лука и вооружил их железными мечами; в конце концов, филистимляне были отражены. Сын Давида, Соломон (965-928), завершил создание израильского государства; он завел чиновников, писцов и установил налоги. Символом нового царства стал великий храм в Иерусалиме, огромное здание из камня, отделанное кедром и золотом; в глубине его под распущенными крыльями херувимов стоял ковчег завета. Евреи не умели строить каменных зданий, и всеми работами руководили финикийские ремесленники, присланные из Тира по просьбе царя. У финикийцев был позаимствован и алфавит, которым были записаны древнейшие книги Библии.
Строительство первого храма означало вхождение Израиля в число цивилизованных государств. В борьбе с врагами Израиль перенимал оружие, военные и государственные порядки, а также культуру соседних стран .
После смерти Соломона единое государство евреев распалось на два слабых царства, Израиль и Иудею. Армии могущественных держав не единожды разоряли страну, сжигали города; в конце концов, в 586 году вавилонский царь Навуходоносор II разрушил Иерусалим и увел уцелевших жителей в вавилонский плен. "Сидят на земле и молчат старцы Сиона, посыпали голову пеплом, оделись в рубище... - говорил пророк Иеремия. - Мои глаза истощились от слез, всё горит во мне, когда думаю о великом горе народа моего..."
А.Нефедов отмечает: « Закончилась история еврейских царств и началась история рассеяния еврейского народа, история борьбы и страданий. Евреи снова и снова пытались вернуться на свою родину и восстановить Храм - но приходили новые цари и снова разрушали Иерусалим. Это была отчаянная борьба маленького народа с великими империями - борьба, обреченная на поражение. В конце концов, евреи были изгнаны со своей родины и рассеялись по всему свету».(8, стр. 3).
1.2. Особенности религии евреев.
В толковом словаре С.Ю.Ожегова у слова религия есть несколько значений:
1.Прямое: одна из форм общественного сознания – совокупность духовных представлений основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа (богов, духов), которые являются предметом поклонения.
2. Прямое: одно из направлений такого общественного сознания. Мировые религии (буддизм, ислам, христианство).
3.Переносное значение: сложившиеся непоколебимые убеждения, безусловная преданность идее, принципу, нравственному закону, ценности. (11, стр.6).
На уроках истории мы употребляем слово «религия» чаще всего в первом прямом значении, то есть понимаем его как «веру в сверхестественное». Почти у каждого народа древнего Востока были и свои боги и свои священные законы. То, что религия древних евреев сохранилась почти без изменений до нашего времени, делает ее изучение интересным и важным. Библейский период - это лишь небольшая, но очень важная часть в истории иудаизма.
Вопрос о происхождении еврейской религии вызывает споры и сегодня. Большинство историков говорят о том, что единобожие не является исключительно еврейским религиозным процессом. Монотеизм частично встречается и в египетской культуре. На вопрос, где возник иудаизм, и историки, и богословы отвечают одинаково: в Палестине. Как считают историки, до VII в. до н.э. у евреев была другая религия. Её называют древнееврейской, которая признавала многих богов. В 621 году до н.э. царь Иудеи Иосия издал указ, запрещающий почитание всех богов, кроме одного «Яхве» - Творца. Власти начали истреблять следы многобожия: изображения других богов уничтожались; святилища разрушались; евреи, приносившие жертвы другим богам, сурово наказывались, вплоть до смертной казни.
О религии еврейских племен мы узнаем из сборника священных текстов.
Это первая религия, утверждающая существование единственного Бога. Основная идея состоит в том, что евреи после заключения договора с Богом на Синае становятся избранным народом. Это не предполагает господства над другими народами, а сводится лишь к особым отношениям с Богом.
Еврейский Бог невидим людям. К тому же Его запрещено изображать. Как божество кочевников, Он не имеет постоянного жилища, но может обитать везде. У Него нет семьи и пола, Он свят и справедлив. Без храма и алтаря Бог Израилев появляется среди облаков и показывает Свое могущество молниями и громом. Он ведет свой народ в скитаниях, отдыхая на ковчеге Завета – сундуке, покрытом золотыми пластинами и увенчанном фигурами двух херувимов, – который люди несли с собой. На стоянках ковчег держали в шатре, и только во времена Соломона этот шатер заменили храмом. Библейское сказание повествует, что после скитаний по пустыне израильтяне дошли до горы Синай и там заключили союз с Богом. Важнейшим моментом этого события было появление "десяти заповедей", высеченных на двух "Скрижалях завета". Сущность союза выражается в словах: "А вы будете у меня царством священников и народом святым" (Исход 19, 6). В ответ израильтяне обещают соблюдать законы, которые Моисей передает от имени Бога.
"Десять заповедей" охватывают различные сферы человеческой жизни:
-Я Господь, Бог твой, который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов перед лицом моим;
- не делай себе кумира и не служи ему;
- не произноси имя Господа напрасно;
-не убивай;
-не прелюбодействуй;
- не кради;
-не желай... ничего, что у ближнего твоего;
- помни день субботний, чтобы свято хранить его... чтобы отдохнул раб твой и раба твоя, как и ты;
-почитай отца твоего и мать твою;
- не обманывай
Эти заповеди в Библии самые древние. Х.Тадмор пишет: «"Десять заповедей" охватывают различные сферы человеческой жизни: символы веры (Я Господь, Бог твой, который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов перед лицом моим) и основы личной и общественной морали (не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не желай... ничего, что у ближнего твоего; помни день субботний, чтобы свято хранить его... чтобы отдохнул раб твой и раба твоя, как и ты; почитай отца твоего и мать твою). Эти заповеди были, несомненно, наиболее древним слоем библейского права». (9, стр.3)
В основе еврейской религии лежит любовь к Богу и страх перед ним. Это значит, что любой верующий может осмысливать священные тексты, и даже сомневаться в их правоте. Сомнение, утверждает иудаизм, полезно для человеческой души. Оно воспитывает скромность и смирение, помогает не стать гордым и жестоким по отношению к ближним. Если бы человек знал наверняка, что Бог существует и что Он наказывает за каждый плохой поступок, то наши хорошие дела перестали бы быть результатом личного свободного выбора между добром и злом. Но евреи верят, что Бог заботится о созданных Им людях, что Он свят, добр, милостив, справедлив, и что Он ожидает, что и люди будут стремиться быть такими же. Когда мы читаем ср библейские тексты о родоначальниках еврейского народа и сравниваем их с другими древними текстами, то отмечаем огромное отличие рассказов евреев от саг и легенд других народов о своих древних предках. Библейские патриархи - не надменные властелины или герои-богатыри. Они обычные люди со слабостями и недостатками.
В отличие от других восточных религий иудаизм уделяет больше внимания не загробной жизни, а правилам поведения людей в нашем настоящем мире. Поэтому в учении очень много разных правил. Вот некоторые из них:
1.Мицвот – соблюдение крещеным евреем всех правил и законов Писания.
2.Шуким – запреты, проверяющие веру иудеев: заповеди о кошерной пище, запрет на ношение одежды, сотканной вместе из льняных и шерстяных нитей, и т.д.
3.Цдака – милостыня, проявление сострадания к угнетенным.
4. Халица – соблюдение верности в браке, запрет на браки с иноверцами.
Многие черты еврейской веры знакомы нам потому, что в нашей стране главной религией является христианство. А оно, как и иудаизм, и ислам связано с древнееврейскими верованиями. Понятия честности, милосердия, смирения, любви к ближнему… Многие из нас придерживаются общечеловеческих ценностей и не подозревают об их религиозном происхождении. Религия евреев повлияла на всю мировую культуру. Отсюда понятен глубокий интерес к истории этого народа, у которого такая трудная и необычная судьба.
1.3 Библия – состав и этимология названия.
Из этимологического словаря М.Р. Фасмера мы узнали, что слово Библия пришло в русский язык из греческого в 15 веке. Греческое biblia - переводится как «книги» — это форма множественного числа от biblion «книга». Рукописные книги того времени получили свое название по городу Библ (около Бейрута), откуда в Грецию поставляли лыко папируса. (13, стр.1)
Форма множественного числа не случайна. В толковом словаре В.И.Даля мы читаем: «Библия – это слово Божие в полноте своей, Святое Писание Ветхого и Нового заветов». Во все похожих словарях значение этого слова включают в себя деление священных текстов на Ветхий и Новый Заветы. За этими определениями стоит христианское представление, по которому "Ветхий завет" (мистический договор или союз) Бог заключил с евреями. Новый Завет после явления Иисуса Христа заключен был уже со всеми народами. Сами евреи признают священным только Ветхий Завет.
Еврейская Библия называется ТаНаХ. Слово «ТаНаХ» представляет собой акроним (начальные буквы) названий трёх разделов Священного Писания. Они почти совпадают с периодами древнейшей еврейской истории:
Тора́, ивр. תּוֹרָה [tōrā] — Пятикнижие;
Невии́м, ивр. נְבִיאִים [nəḇīʾīm] — Пророки;
Ктуви́м, ивр. כְּתוּבִים [kəṯūḇīm] — Писания. (7, стр.6).
Первые письменные источники священных текстов ученые относят в к 12-8 векам до нашей эры. Но рассказы о патриархах сложились гораздо раньше и очень долго передавались из поколения в поколения в устной форме. В 5 веке после того, как римляне разрушили Иерусалим, учёные евреи переселились в Тивериаду. Они образовали знаменитую раввинскую академию. Со второго века здесь возникло общество талмудистов, которые изучали и толковали Священное Писание. Они сравнивали древнееврейские рукописи, очищали текст от ошибок и установили единообразный род письма для свитков Священного Писания. Несмотря на то, что в то время не было ещё гласных и других знаков, во 2 и 3 веках талмудисты создали текст, близкий к настоящему. Именно он потом и разошелся по всему миру. Объединённое Библейское общество утверждает, что начиная с 2000 года Библия полностью или частично переведена на 2454 языка народов мира. Сегодня состав Библии и ТаНаХа полностью совпадает по содержанию. Отличие лишь в количестве книг. У иудеев Писание делится на 24 книги, у христиан на 36.
В разные времена Библию рассматривали как Священное Писание, в котором свято каждое слово. Противники веры считали тексты результатом вымыслов и предрассудков. Но после анализа сказаний и археологических раскопок 19-20 веков ученые начали рассматривать Библию как исторический источник, сравнивать с культурным наследием других народов. Важную роль сыграло и то, что библейский канон установился в начале нашей эры. Тогда было определено, какие тексты войдут в окончательный вариант «Священного Писания». А то, что книга была признана священной, позволило сохранить текст без изменений.
Для нашего языка священная книга христиан имела особое значение. В девятом веке Библию на язык, понятный жителям древней Руси, перевели братья – священники Кирилл и Мефодий. Они создали славянскую азбуку, используя буквы греческого и еврейского алфавитов. Эта азбука, названная кириллицей — по имени одного из братьев, положила начало русской письменности. Списки с кирилло-мефодиевского перевода распространились среди восточных славян во время крещения Руси.
На протяжении столетий русский язык развивался и изменялся, но древний славянский перевод Библии очень долго оставался в употреблении. Язык этот стали называть церковно-славянским.
Глава 2. Крылатые выражения в системе русского языка.
Сегодня Библия - самая распространенная книга, которая переведена почти на все языки мира. Ее образы дошли до нас в произведениях литературы, музыки и живописи. Множество пословиц, притчей и поговорок из Библии стали частью различных языков. Русский язык не стал исключением.
Во время общения с другими людьми часто мы слышим такие слова, которые нельзя назвать простыми, потому что они очень выразительные и легко запоминаются. Если эти слова известны многим, то они получают название крылатого выражения. Зачастую многие уже не помнят, откуда появилось данное выражение, но сами слова остаются незабываемыми. В нашем языке Понятие «крылатое выражение» очень тесно связано с другим, родственным ему - «фразеологизмом».
Учитель рассказал нам, что фразеологизмы в школе изучают в разделе «Лексика», потому что они по своему значению равны одному слову. Но в самом языкознании есть отдельный раздел «Фразеология». И о том, какие сочетания слов должны входить в него, ученые спорят до сих пор. Из учебника «Современный русский язык» мы узнали, что «представители одного направления (Б.А. Ларин, С.И. Ожегов, А.Г. Руднев и др.) из фразеологии исключают пословицы, поговорки, многие цитаты и почти все сложные термины, т.е. «все те словосочетания, которые не превратились еще в лексически неделимые обороты и не стали метафорическими сочетаниями».
(12, стр. 75). Иного мнения придерживаются такие ученые, как Л.А. Булаховский, А.А. Реформатский и др. К фразеологизмам они относят пословицы, поговорки, цитаты, ставшие крылатыми выражениями, сложные термины. Подобные обороты называют фразеологическими выражениями (Н.М. Шанский).
В своей работе мы рассматриваем библеизмы по классификации В.В.Виноградова. Он включает крылатые выражения в состав фразеологии, потому что у них есть два важных признака: устойчивость и образность. Например, выражение «козел отпущения» обозначает того, на кого взваливают всю вину за что-то плохое. Это значение появляется только при сочетании слов «отпущение» и «козел», а не «баран» или «бык». Особую образность выражению придает история о библейском обряде, по которому евреи возлагали все свои грехи на козла и потом в наказание изгоняли его в пустыню.
По своему происхождению фразеологизмы делятся на:
1.Исконно русские (свободные сочетания в переносном значении – сматывать удочки, ловить рыбу в мутной воде);
2.Заимствованные из старославянского языка (притча во языцех, не от мира сего);
3. Терминологические сочетания (сгущать краски, удельный вес);
4. Бытовые названия (бабье лето, козья ножка);
5. Крылатые выражения из литературных источников (ахиллесова пята, в поте лица);
6.Заимствованные из других языков (английское выражение – синий чулок, французское – не в своей тарелке).
Крылатые выражения мы используем часто. Но они отличаются стилевой принадлежностью: разговорно-бытовые (для пущей важности, втирать очки, гнуть спину) и книжные (бить в набат, витать в облаках). Вторая группа фразеологических оборотов придает нашей речи возвышенность и торжественность и употребляется намного реже. (Приложение №3).
Чтобы посмотреть, как часто употребляются библеизмы сегодня в русском языке, мы провели анкетирование по теме нашей работы. Участниками опроса были люди разного возраста. (Приложение № 4).
Мы увидели, что библеизмы употребляют в своей речи больше половины участников (58%), вторая половина – редко, но тоже использует эти выражения. Ответ «никогда не использую» не был отмечен ни в одной анкете.
Для большей части опрошенных не составило труда подобрать синонимы (76%), или дать толкование фразеологизмов (12%). А вот истории, которые связаны со значение библеизмов и объясняют их, знает очень малая часть участников (7%).
В результате изучения этой темы мы узнали, что крылатые выражения – это вид фразеологизмов, который также как и другие устойчивые сочетания связан с переносным значение слов в его составе и выполняет функцию одного члена предложения. Если люди употребляют такие крылатые выражения и понимают, откуда они пришли в наш язык и с каким произведением связаны, то это показывает, насколько человек образован. А его речь становится более выразительной и яркой.
Заключение.
В результате проделанной работы мы сделали следующие выводы:
Подводя итог нашей работе, можно сделать главный вывод. У разных крылатых выражений разный срок жизни. Это особое языковое явление, которое обогащает нашу речь, показывает уровень развития человека, а также уровень культурного развития всего общества. Если мы развиваем свою культурную память, помним традиции и обычаи предков, то можно будет надеяться, что и последующие поколения сохранят уважение к событиям былых лет. А самое главное сохранят систему нравственных ценностей, где есть добро, милосердие, сострадание, смирение и любовь к ближнему.
Список литературы:
1.Авдиев. В.И. История древнего востока. Москва. «Просвещение». – 1952г.
2.Алексис Шнайдер. История еврейского народа. Обновление. http://www.proza.ru/2004/11/05-250
3.Бабайцева В.В. Русский язык. Теория. 5-9 классы.- М.: Дрофа, 2006 год.
4.Басалов.Д. Библейские слова и выражения. http://pravostok.ru/blog/bibleiskie-krilatie-slova-i-virajeniya-ih-znachenie-i-primenenie-v-sovremennom-mire/.
5.Библия. Издательство: ОлмаМедиаГрупп, 2011 г.
6.Ежевика. Академическая вики-энциклопедия по еврейским и израильским темам. http://www.ejwiki.org/wiki/Иудаизм.
7.История еврейского народа. Википедия. http://ru.wikipedia.org/wiki.
8.Нефедов С. А. История древнего мира. http://www.modernlib.ru/books/nefedov_sergey_aleksandrovich/istoriya_drevnego_mira.
9.Очерки по истории еврейского народа. Под редакцией проф. С. Эттингера. http://4itaem.com/book/ocherki_po_istorii_evreyskogo_naroda-3657.
10.Русский язык в таблицах и схемах. http://zapartoj.my1.ru/96/40.jpg.
11.С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка. http://lib.ru/DIC/OZHEGOW/ozhegow_p_r.txt.
12.Современный русский язык. Под редакцией Н.С.Валгиной, С.Э.Розенталя. –М. Просвещение, 2003г.
13.Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера. http://dic.academic.ru/dic.nsf/vasmer/36845/библия.
Приложение № 1. Карта Ханаана.
Приложение № 2. Примеры крылатых слов и выражений из Библии.
В поте лица (тяжким трудом). "В поте лица твоего будешь есть хлеб" (Быт. 3,19) ― сказано Богом Адаму, изгоняемому из рая.
Вавилонское столпотворение (в переносном смысле ― суматоха, полный беспорядок). На церковнославянском "столпотворение" ― строительство столпа, башни. В книге Бытия рассказано о попытке людей построить в городе Вавилоне башню до небес, чтобы осуществить свои честолюбивые планы и обессмертить себя в глазах потомков. Бог наказал возгордившихся людей и, смешав их языки так, что они перестали понимать друг друга, рассеял их по всей земле (Быт. 11,1-9).
Валтасаров пир (беззаботное времяпрепровождение в преддверии приближающейся беды). В книге Даниила (глава 5) рассказано о том, как во время пира халдейского царя Валтасара, таинственной рукой на стене были начертаны пророческие слова о близкой его гибели. В ту же ночь Валтасар был убит.
Вернуться на круги своя (возвращение к началу какого ― либо жизненного этапа). "И возвращается ветер на круги свои" (Еккл. 1,6) (по церковнославянски ― "на круги своя").
Власть тьмы (торжество зла). "Каждый день бывал Я с вами в храме, и вы не поднимали на Меня рук, но теперь ваше время и власть тьмы" (Лук. 22,53) ― слова Иисуса Христа, обращенные к пришедшим взять Его под стражу.
Внести свою лепту (внести посильный вклад). Лепта ― мелкая медная монета. По словам Иисуса, две лепты вдовы, положенные в храмовую жертвенницу, стоили гораздо больше богатых пожертвований, т.к. она отдала все, что имела (Марк. 12,41-44; Лук.21,1-4).
Во главе угла (главное, приоритетное). "Камень, который отвергли строители, соделался главою угла" (Пс. 117,22). Многократно цитируется в Новом Завете (Матф. 21,42; Марк. 12,10; Лук. 20,17; Деян. 4,11; 1-е Петра 2,7).
Возвращение блудного сына. Блудный сын (раскаявшийся отступник). Из притчи о блудном сыне, повествующей о том, как один из сыновей, истребовав свою долю наследства, ушел из отчего дома и стал вести беспутный образ жизни, пока не расточил все наследство и не стал терпеть нужду и унижения. Вернувшись с раскаянием к отцу, был им с радостью прощен (Лук. 15,11-32).
И другие….
Приложение № 3.
Приложение № 4. Анкета «Значение библеизмов и их употребление».
Библеизм Значение История
1.Вавилонское столпотворение.
2. Блудный сын.
3.Всякой твари по паре.
4.Допотопные времена.
5. Запретный плод.
6. Зарывать талант в землю.
7. Козел отпущения.
8. Манна небесная.
9. Метать бисер.
10. Неопалимая купина.
11. Терновый венец.
12. Путеводная звезда.
13. Посыпать голову пеплом.
14.Иерихонская труба.
15. Тридцать серебренников.
Употребление библеизмов в речи:
И тут появился изобретатель
Всему свой срок
Что общего у травы и собаки?
Груз обид
Снежная сказка