Люди издавна тянулись к прекрасному. Чувством красоты человек был наделен со дня своего рождения. Мать, укладывая своего младенца спать, пела ему колыбельную и в эту добрую песню вкладывала свою мечту.
Детство человека также активно проходило в различных играх, несущих в себе театральные элементы.
Вложение | Размер |
---|---|
tak_zarozhdalsya_teatr.docx | 19.1 КБ |
Реферат
Так зарождался театр
Автор:Миннанов Алмаз, ученик 11б класса
Руководитель: Яппарова Миляуша Равиловна, учитель татарского языка и литературы
Так зарождался театр
Люди издавна тянулись к прекрасному. Чувством красоты человек был наделен со дня своего рождения. Мать, укладывая своего младенца спать, пела ему колыбельную и в эту добрую песню вкладывала свою мечту.
Детство человека также активно проходило в различных играх, несущих в себе театральные элементы.
Но что касается театра, то шариат запрещал татарам подобное. Шакирды тайком бегали на показ русского спектакля. Играли первые постановки в квартирах друзей для узкого круга. Женские роли, до определённого времени, исполняли мужчины.Театр шакирдов был любительским.Его представления не были заранее подготовленными, но он подготовил кадры для татарского профессионального театра. Народ не мог жить без игр, зрелищ и развлечений. В его обрядах всегда присутствовали театрализованные элементы. Одним из самых распространенных представлений была татарская свадьба. Она состояла из нескольких циклов. Первый цикл - Сватание девушки. Смысл этого обряда заключался в умении сватов красноречиво и бойко хвалить жениха и невесту. Поэтому на роль сватов назначались люди находчивые, бойкие на язык, умеющие красиво и хорошо говорить.
Другой обряд был связан со смотринами подарков невесты. На этот меджлис приглашались одни женщины, и для них мать невесты или свахи в присутствии родственниц жениха демонстрировали подарки. Это было красивое зрелище. Подарки раскладывали на сэке (нары) и при этом упоминалось имя того, кто принес тот или иной подарок.
В свадьбе участвовали и дети. Когда жених впервые приходил к своей невесте, дети стерегли дверь и без выкупа не впускали жениха. При этом дети пели песни, посвященные заветной двери. Чтобы зайти к невесте, жених обязан был одаривать детей мелкими монетами, и лишь после «выкупа» перед ним распахивалась дверь.
За игрой детей и поведением жениха смотрели любопытные зрители—родственники невесты. Смысл игры «дверная ручка» заключался еще и в выяснении отношения жениха к детям: любит их или не любит. Игра «дверная ручка» была зрелищная и всегда проходила весело.
Не торопись войти, жених,
Сначала выкупи сполна...
Заветной ручке—рупь цена.
Сестрице нашей—нет цены!
Наиболее эффектным зрелищем свадебного цикла был выезд невесты. Вот как проходила татарская свадьба в деревне в начале XX века. ... У дома, где жила невеста, собрались гости. Смех, радостные восклицания смешивались с задорными мелодиями тальянки, любимой гармошки татарского народа. Неожиданно наступила тишина. Из дома стали выносить сундуки и складывать их на телегу. Вначале поставили кованный желтой медью самый большой сундук. Затем—два поменьше и на них водрузили совсем маленький красивый сундучок. На вторую подводу начали складывать перины, подушки, самовар. Когда все приданое было сложено, сверху накрыли голубым атласным покрывалом.' Через некоторое время появились жених и невеста. Их посадили в тарантас, запряженный вороным рысаком. Шею рысака украшали серебряные колокольчики, которые неустанно позванивали. Дуга тарантаса была обвита разноцветными лентами. Другие дуги были повязаны белыми полотенцами и при езде они напоминали белых летящих птиц с вытянутыми шеями.
Вся деревня выходила смотреть «свадебный поезд» из пятнадцати-двадцати подвод...
Наиболее красочным всенародным праздником татар был праздник плуга - сабантуй.Он проходил всегда на большой площади—майдане, расположенной недалеко от села. Уже с утра на майдан стекались люди в нарядных одеждах. С собою они приносили провизию и гостинцы для угощения. Зрители устраивались полукругом вокруг судей.
Таким образом, передовые представители татарской интеллигенции уже в конце 20 века начали задумываться над созданием профессионального театра.
Литература:
-«История и культура родного края» МифтаховБ.М.,ИсламовФ.Ф. Казань Магариф 1993
-«Габдулла Тукай» Нуруллин И.З. Казань Книжное издательство Татарстана 1979
Две лягушки
Интервью с космонавтом Антоном Шкаплеровым
Марши для детей в классической музыке
Для чего нужна астрономия?
Волшебная фортепианная музыка