Тема исследовательской работы: «Крестьянская пища в произведениях С.А.Есенина»
Цель исследования: проследить за использованием и назначением описания крестьянской пищи в произведениях С. А. Есенина.
Задачи:
- познакомиться со сборниками стихотворений С.Есенина;
- собрать материал по теме исследования;
- определить роль описания крестьянской пищи в текстах стихотворений и поэм С.Есенина;
- подготовить выразительное чтение отрывков из отобранных стихотворений.
В своей работе ученица собрала и обобщила материал по теме «Крестьянская пища в произведениях С.Есенина».
Методы исследования: анализ стихотворений, изучение литературы о творчестве С.Есенина, наблюдение, обобщение анализа литературы по теме работы.
Материал исследования может использоваться на уроках литературы при изучении лирики Есенина, на занятиях элективных курсов, факультативов.
Вывод
Ученица приобщилась к миру крестьянского быта, открыла для себя нового Есенина – внимательного и наблюдательного человека, не потерявшего связи со своими народными корнями.
По результатам настоящей работы сделаны следующие выводы:
Сергей Есенин – внимательный и наблюдательный человек, не потерявший связи со своими народными корнями. Поэт с уважением относится к простой крестьянской пище, добытой постоянным трудом. Поэтому он и пишет: «Каждый труд благослови, удача!»
Вложение | Размер |
---|---|
krestyans_pishcha.docx | 33.53 КБ |
Секция «Русский язык и литература»
«Крестьянская пища в произведениях Сергея Есенина»
Автор: Рудых Алина,
ученица 8«А» класса МБОУ ТСОШ № 3
Научный руководитель: Рундина Елена Михайловна,
учитель русского языка и литературы
п.Таксимо
2015г.
Оглавление
I Введение. Сергей Есенин - певец родины.
II Основная часть.
А) Описание крестьянской пищи в произведениях С.Есенина.
Б) Отношение поэта к народной пище.
В) Отношение к хлебу различных слоев населения
Г) Анкетирование учащихся 8А класса
III Заключение. Приобщение к миру крестьянского быта.
IV Список использованной литературы
Введение
Тема исследовательской работы - «Крестьянская пища в произведениях С.А.Есенина» - мною выбрана не случайно. Стихотворные строки Есенина помнит с детства каждый. Наверное, нет человека, которому неизвестно имя этого поэта. Мне очень интересно всё, что связано с жизнью и творчеством Сергея Есенина.
Сергей Есенин – певец Родины. Родился и вырос поэт в селе Константиново. Он всегда был на стороне народа, чутко понимал его чаяния и нужды, писал о радостях и заботах. А главная забота у народа - о хлебе насущном. Поэтому поэт и описывал в своих стихотворениях простую пищу крестьян.
Актуальность
Проблема питания актуальна во все времена. В настоящее время мы можем позволить себе разные изысканные продукты. А что ели люди в то время, о котором пишет С. Есенин в своих произведениях? Чтобы найти ответ на этот вопрос, я решила в очередной раз обратиться к поэзии Сергея Есенина.
Объект исследования: описание крестьянской пищи.
Предмет исследования: стихотворения С.Есенина.
Новизна работы заключается в том, что данная тема не рассматривалась ранее на примере творчества поэта С.Есенина.
Цель исследования: проследить за использованием и назначением описания крестьянской пищи в произведениях С.Есенина.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие
задачи:
- познакомиться со сборниками стихотворений С.Есенина;
- собрать материал по теме исследования;
- определить роль описания крестьянской пищи в текстах стихотворений и поэм С.Есенина;
- подготовить выразительное чтение отрывков из отобранных стихотворений.
Практическая значимость работы заключается в том, что материал исследования может использоваться на уроках литературы при изучении лирики Есенина, на занятиях элективных курсов, факультативов.
Основная часть
Всё свое детство и юность поэт провёл в родном селе Константиново.
С детских лет он видел и нищету деревенской жизни, и непосильные тяготы сельского труда. Уже в ранних стихах Есенина возникают образы крестьян, их быт. Почти каждое его стихотворение наполнено приметами русской деревни. Очень хорошо об этом говорится в стихотворении «В хате»:
Пахнет рыхлыми драченами,
У порога в дежке квас,
Над печурками точеными
Тараканы лезут в паз.
Вьется сажа над заслонкою,
В печке нитки попелиц,
А на лавке за солонкою
Шелуха сырых яиц.
Мать с ухватами не сладится.
Нагибается низко
Старый кот к махотке крадется
На парное молоко.
При чтении этого стихотворения складывается впечатление, что поэт описывает всё это не понаслышке, а мир крестьянского уклада ему дорог и знаком. В этом стихотворении поэт представляет незатейливый набор продуктов питания сельского человека: квас, яйца, молоко. Именно молоко порой спасало людей от голода. Мы понимаем, что драчёны были очень популярны, и крестьяне часто их пекли. Оказывается, это не драники, что делают из картофеля, а толстые блины (а в некоторых областях оладьи), приготовленные с использованием пшена (драчёна - запеканка, приготовленная из молочной пшенной каши с яйцами, выпеченная на сковородке). Крестьяне выпекали разнообразные виды мучных изделий: чувилки (пирожки в форме птиц) к празднику прихода весны; кругляки или катки, разнообразный хлеб, бедняжки (постные оладьи).
В поэме «Анна Снегина» я нашла упоминание об оладьях:
Еще и заря не тепла,
Старуха за милую душу
Оладьев тебе напекла
В этом случае оладьями угощают долгожданного гостя.
В одном из ранних стихотворений поэт рисует веселую картину базарного праздника:
На плетнях висят баранки,
Хлебной брагой льёт теплынь,
Солнца струганные дранки
Загораживают синь.
С таких ярмарок крестьяне возвращались с покупками, в качестве гостинца привозили баранки. В праздники пили с ними чай. То, что привозилось из города, было лакомством для крестьян. Крестьяне любили пить чай, и это подтверждают строки стихотворения «Снежная замять дробится и колется»:
Все мы бездомники, много ли нужно нам.
То, что далось мне, про то и пою.
Вот я опять за родительским ужином
Снова я вижу старушку мою.
Смотрит, а очи слезятся, слезятся,
Тихо, безмолвно, как будто без мук.
Хочет за чайную чашку взяться –
Чайная чашка скользит из рук.
Поэт с нежностью описывает ужин в родительском доме. Чаепитие было своеобразным ритуалом в доме Есенина: рассказывали за чаем свои проблемы, делились мыслями, планировали будущее.
II.Отношение поэта к народной пище.
В стихотворении «Голубень» Есенин мечтает о пище, которая ему знакома с детства:
Манит ночлег, недалеко до хаты
Укропом вялым пахнет огород.
На грядки серые капусты волноватой
Рожок луны по капле масло льёт.
Тянусь к теплу, вдыхаю мягкость хлеба,
И с хрустом мысленно кусаю огурцы.
За ровной гладью вздрогнувшее небо
Выводит облако из стойла под уздцы.
Поэт упоминает укроп, и капусту, и огурцы, потому что все это растет в огороде его родного дома и постоянно находится на крестьянском столе вместе с хлебом. Тем более что эти продукты употреблялись в пост, когда крестьяне отказывались от скоромной пищи.
Мое внимание привлекло ещё одно стихотворение, которое называется «Небо сметаной обмазано…»
Небо сметаной обмазано,
Месяц как сырный кусок.
Только не с пищею связано
Сердце, больной уголок.
Мне кажется, что поэт не считает «родной» для себя упомянутую здесь пищу. Конечно, крестьяне знали, что такое сметана и сыр, но ели редко. Поэтому поэт и не считает «родной» для себя эту пищу.
Есенин всегда болел душой за сельских тружеников, он понимал, что крестьянское благосостояние полностью зависит от их труда. Поэтому так искренне воспринимается призыв поэта:
Каждый труд благослови, удача!
Рыбаку чтоб с рыбой невода,
Пахарю чтоб плуг его и кляча
Доставали хлеба на года.
Частое употребление разных видов пищи в произведениях
Названия некоторых видов пищи Есенин чаще других употребляет в своих произведениях. Например, пышки, которые пекли крестьянки в русских печах:
Шел господь пытать людей в любови,
Выходил он нищим на кулижку.
Старый дед на пне сухом, в дуброве
Жамкал деснами зачерствелую пышку.
В этом стихотворении Сергей Александрович показывает щедрость крестьянской души. Старый дед делится чёрствой пышкой с Богом в образе нищего.
В стихотворении «Русь» мужики-крестьяне собираются на войну, и в их котомках лежат те же самые пышки. Вероятно, пышки часто брали с собой в дорогу, так как они хорошо хранились.
Собиралися мирные пахари
Без печали, без жалоб и слёз,
Клали в сумочки пышки на сахаре
И пихали на кряжистый воз.
Самыми привычными поминальными блюдами для крестьян были квас и кутья. «Но и на гроб мне положат с квасом крутую кутью…» - пишет поэт в стихотворении «Небо сметаной обмазано….»
Квас – самый популярный и доступный напиток того времени. Он упоминается в стихотворениях «Калики», «В хате»
Проходили калики деревнями,
Выпивали под окнами квасу,
У церквей пред затворами древними
Поклонялись пречистому Спасу.
Квас в деревне готовили и в будни, и в праздники. Им угощали в жаркую погоду странствующих.
Вся пища крестьян состояла из того, что крестьяне выращивали на полях и в своих хозяйствах. Поэт знает, что крестьянская пища полностью зависит от урожая. Об этом он говорит в стихотворении «Молотьба»
И ворочает дед
Немолоченый край:
«Постучи-ка, сосед,
Выбивай каравай».
И под сильной рукой
Вылетает зерно.
Тут и солод с мукой,
И на свадьбу вино.
За тяжёлой сохой
Эта доля дана.
Тучен колос сухой -
Будет брага хмельна.
Мы видим, что при описании еды Есенин упоминает какую-нибудь ситуацию: ужин в родительском доме, приезд в гости. Чаще всего поэт говорит о пышках, квасе. Можно сказать, что Есенин с каким-то уважением относится к простой крестьянской еде, добытой постоянным трудом. Поэтому он и пишет: «Каждый труд благослови, удача!
Особое внимание С. А. Есенина - к хлебу. Хлеб - источник жизни бедняка.
В стихотворении «Русь уходящая» звучат строки:
Как мало надо этим брадачам,
Чья жизнь в сплошном
Картофеле и хлебе.
Этот продукт для крестьянина - источник жизни. Но особенно тронуло меня стихотворение «Песнь о хлебе»
Вот она, суровая жестокость,
Где весь смысл - страдания людей!
Режет серп тяжелые колосья,
Как под горло режут лебедей.
И, из мелива заквашивая тесто,
Выпекают груды вкусных яств...
Хотя здесь под словом «хлеб» поэт подразумевает не буханку, а зерно, колос - нам, современным людям, трудно понять, что для крестьян именно такой хлеб представлял ценность. Из этого самого хлеба, который доставался потом, слезами, трудом, крестьянки пекли блины и оладьи. Это незатейливое питание и приносило радость людям простого происхождения.
III. Отношение к хлебу различных слоев населения
Есенин считает, что хлеб - это тот продукт, который может спасти человеку жизнь. Но различные слои населения по-разному относились к хлебу. Подтверждение я нахожу в стихотворении «Побирушка»:
Со слезами она просит хлеба черствого кусок,
От обиды и волненья замирает голосок.
Но в хоромах этот голос заглушает шум утех,
И стоит малютка, плачет под веселый, резвый смех.
Очень разноплановы по отношению к хлебу стихотворения «Побирушка», в котором богачи не обращают внимания на маленькую девочку, хотя «хлеба черствого кусок» может спасти ей жизнь, и «Шел господь пытать людей в любови…», где поэт показывает, как бедный крестьянин делится черствой пышкой с нищим.
Таким образом, говоря о хлебе как источнике жизни, Есенин показывает нам разное отношение к хлебу богатых и бедных. Тот, кто добывает его, знает истинную цену ему. Потому что хлеб для крестьянина – источник жизни.
Анкетирование учащихся
Я провела в своём классе анкетирование по теме моего исследования.
Были представлены вопросы:
В анкетировании приняли участие 22 ученика.
На первый вопрос все 19 ответили утвердительно, для многих С.Есенин – любимый поэт
На второй вопрос ответы были разными: 11 человек ответили, что стихи Есенина о природе, 6 человек - о родине, 3 – о любви. 2 человека знают только 2 стихотворения: «Берёза» и «Черёмуха».
На третий вопрос учащиеся затруднились ответить. Лишь те, кто помнили стихотворение «В хате» наизусть, назвали молоко, квас, хлеб. Одноклассники, как и я, думали, что драчены – это драники.
Из крестьянской пищи называли, в первую очередь, хлеб, картошку, молоко, оладьи, блины.
Многие дома пекут оладьи, блины, но хлеб никто уже не стряпает дома. Квас также покупают в магазине.
Мы с мамой попробовали сами испечь хлеб, драники и оладьи. А также сделали квас. Сегодня я предлагаю вам попробовать, что у нас получилось.
Вывод
Читая поэзию Сергея Есенина, я приобщилась к миру крестьянского быта, открыла для себя нового Есенина – внимательного и наблюдательного человека, не потерявшего связи со своими народными корнями.
По результатам настоящей работы сделаны следующие выводы:
Сергей Есенин – внимательный и наблюдательный человек, не потерявший связи со своими народными корнями. Поэт с уважением относится к простой крестьянской пище, добытой постоянным трудом. Поэтому он и пишет: «Каждый труд благослови, удача!»
Материал исследования может использоваться на уроках литературы при изучении лирики Есенина, на занятиях элективных курсов, факультативов.
Литература
Базанов В.Г. Сергей Есенин и крестьянская Россия. Л.: Советский писатель,1982.
Есенин С. А. Сочинения. - М.: Художественная литература, 1988.
Есенин С. А. Душа грустит о небесах. - М.: Детская литература, 2001.
Есенин С. А. Стихотворения. Поэмы. - М.: Московская литература, 1985.
Прокушев Ю. И.Сергей Есенин. Образ. Стихи. Эпоха. - М.:Московский рабочий, 1975.
Интернет-ресурсы
Аннотация
Тема исследовательской работы: «Крестьянская пища в произведениях С.А.Есенина»
Цель исследования: проследить за использованием и назначением описания крестьянской пищи в произведениях С. А. Есенина.
Задачи:
- познакомиться со сборниками стихотворений С.Есенина;
- собрать материал по теме исследования;
- определить роль описания крестьянской пищи в текстах стихотворений и поэм С.Есенина;
- подготовить выразительное чтение отрывков из отобранных стихотворений.
В своей работе ученица собрала и обобщила материал по теме «Крестьянская пища в произведениях С.Есенина».
Методы исследования: анализ стихотворений, изучение литературы о творчестве С.Есенина, наблюдение, обобщение анализа литературы по теме работы.
Материал исследования может использоваться на уроках литературы при изучении лирики Есенина, на занятиях элективных курсов, факультативов.
Вывод
Ученица приобщилась к миру крестьянского быта, открыла для себя нового Есенина – внимательного и наблюдательного человека, не потерявшего связи со своими народными корнями.
По результатам настоящей работы сделаны следующие выводы:
Сергей Есенин – внимательный и наблюдательный человек, не потерявший связи со своими народными корнями. Поэт с уважением относится к простой крестьянской пище, добытой постоянным трудом. Поэтому он и пишет: «Каждый труд благослови, удача!»
Приложение
В ХАТЕ
Пахнет рыхлыми драченами;
У порога в дежке квас,
Над печурками точеными
Тараканы лезут в паз.
Вьется сажа над заслонкою,
В печке нитки попелиц,
А на лавке за солонкою -
Шелуха сырых яиц.
Мать с ухватами не сладится,
Нагибается низко,
Старый кот к махотке крадется
На парное молоко.
Квохчут куры беспокойные
Над оглоблями сохи,
На дворе обедню стройную
Запевают петухи.
А в окне на сени скатые,
От пугливой шумоты,
Из углов щенки кудлатые
Заползают в хомуты.
1914
|
Снежная замять дробится и колется...
Снежная замять дробится и колется,
Сверху озябшая светит луна.
Снова я вижу родную околицу,
Через метель огонек у окна.
Все мы бездомники, много ли нужно нам?
То, что далось мне, про то и пою.
Вот я опять за родительским ужином,
Снова я вижу старушку мою.
Смотрит, а очи слезятся, слезятся,
Тихо, безмолвно, как будто без мук.
Хочет за чайную чашку взяться -
Чайная чашка скользит из рук.
Милая, добрая, старая, нежная,
С думами грустными ты не дружись,
Слушай - под эту гармонику снежную
Я расскажу про свою тебе жизнь.
Много я видел, и много я странствовал,
Много любил я и много страдал,
И оттого хулиганил и пьянствовал,
Что лучше тебя никого не видал.
Вот и опять у лежанки я греюсь,
Сбросил ботинки, пиджак свой раздел.
Снова я ожил и снова надеюсь
Так же, как в детстве, на лучший удел.
А за окном под метельные всхлипы,
В диком и шумном метельном чаду,
Кажется мне - осыпаются липы,
Белые липы в нашем саду.
III Анкета
Можно от Солнца уйти...
Самый главный и трудный вопрос
Рисуем белые грибы пастелью
Алые паруса
Астрономы наблюдают за появлением планеты-младенца