Проект: «Почему треугольник? Письма в прошлое и будущее»
Письмо передо мной.... простым карандашом...
И слов не зазобрать у края и на сгибах…
Седьмой десяток лет как стой войны пришо
А голос все ясней…
Авторы проекта:
Поддубный Иван, Шматов Алексей, Казанцева Полина,
Алексеева Олеся, Трофимова Ксения.
Цели: познакомить учащихся с историей фронтового письма, научить складывать фронтовой треугольник.
Задачи:
1. Расширить знания детей о войне; заинтересовать
неизвестными историческими фактами, воспитывать уважение к защитникам Родины; развивать патриотические чувства и нравственное поведение личности, побуждение интереса к истории своей страны, малой родины.
2. Способствовать формированию у учащихся представлений
об истории переписки, о письмах военных лет, как неотъемлемой части истории нашей страны и нашего народа.
Результат:
Знакомясь с фронтовыми письмами, учащиеся узнали:
- что фронтовые письма были короткими, всего лишь на пол странички или страницу ученической тетради, но слова эти жгли сердце;
- что в них можно найти всё и быт, и войну и переживания, и чувства, и характер;
- как тяжело давалась победа солдатам; · что, каждое письмо наполнено тоской и болью за родной дом, семью.
- учащиеся освоили технику застраивания бумаги и складывания письма в треугольник.
Вложение | Размер |
---|---|
Почему треугольник? Письма в прошлое и будущее | 655 КБ |
Исследовательская работа обучающихся 7-В класса
МОУ «СОШ пос. им. Морозова»
Поддубный Иван, Шматов Алексей, Казанцева Полина,
Алексеева Олеся, Трофимова Ксения.
Актуальность темы: тема Великой Отечественной войны в настоящее время имеет большую актуальность в том плане, что с каждым годом ветеранов войны, очевидцев тех суровых событий становится всё меньше, они уходят от нас, ослабевает связь поколений. Когда - нибудь, это с сожалением стоит признать, наши потомки придут 9 Мая к Вечному огню, к мемориалам Славы, без ветеранов. Их Победа станет былинным, почти сказочным подвигом, о котором будут слагать песни, писать стихи, снимать фильмы. Уйдут живые свидетели тех страшных лет. Некому будет рассказать правду о войне.
Изучение фронтовых писем наших родных, позволит пережить реальные события войны, увидеть яркие иллюстрации того времени, восстановить подлинную картину сражений глазами солдата, принесшего миру Победу. Через письма можно представить, как воевал советский солдат, чем жил, что помогало ему устоять перед врагом и защитить свою Родину, свою семью. На эти и другие вопросы нам захотелось найти ответ, а также сделать письма говорящими, чтобы из глубины военных лет дошли до нашего современника мысли и думы простого солдата, который выполнял свой священный долг- защищал нашу Родину в годы Великой Отечественной войны.
Желтые письма, фронтовые треугольники — одна из редких ныне попыток открыть окно в свое прошлое и прикоснуться к чувствам тех, кто страдал и погибал за свою страну более 65 лет назад. Исследуя фронтовые письма, мы увидели много непонятных слов:
полевая почта 32004-Ж,
военная цензура № 77742,
секретка,
фронтовой треугольник.
Никто из нас не знал значения этих слов. Мы заинтересовались и обратились за ответом к энциклопедиям, словарю С.И.Ожегова, Интернет-ресурсам, встретились с ветеранами войны и тыла.
Что такое письмо?
В словаре С. И. Ожегова сказано, что «письмо – написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь»
Как появились письма – треугольники?
С началом Великой Отечественной войны резко возрос поток писем, так как люди были разлучены между собой. При резко возросшем объеме переписки недоставало конвертов и открыток. Многочисленные издательства приступили к их выпуску, но на передовую в первую очередь доставляли боеприпасы, сухари, консервы, спирт, мешки с почтой. Конвертов не хватало. В такой-то обстановке и родился фронтовой "треугольник".
Народ прозвал его солдатским.
Что же представляют собой фронтовые письма?
1.Письма складывались простым треугольником, что не требовало конвертов. Конверт- треугольник — обычно тетрадный лист бумаги, сначала загнутый справа налево, потом слева направо. Оставшаяся полоса бумаги вставлялась внутрь треугольника. Готовое к отправке письмо не заклеивалось — его всё равно должна была прочитать военная цензура; почтовая марка была не нужна, адрес писался на наружной стороне листа. На конверте или треугольнике обязательно ставился штамп полевой почты
и датой отправления. В Интернет – энциклопедии я нашла значение выражения «Полевая почта». Полевая почта — это вид почтового обслуживания в войсковых частях в мирное время, организованного вместо почтовой связи через обычные государственные почтовые ведомства. Разновидностью полевой почты является военно- полевая почта – это почтовая связь, устанавливаемая в действующей армии в условиях ведения боевых действий.
2. Помимо писем-треугольников, во время войны также выпускались конверты, разные по форме и размерам. Часть изученных нами писем была отправлена в конвертах прямоугольной формы размером 15:13 (размер почтовой открытки) и конвертах вдвое меньше указанного размера.
3. Письма-секретки представляли собой разлинованный лист бумаги, который сгибался пополам и заклеивался специальным гуммированным клапаном. На одной из внешних сторон были нанесены адресные линии, воспроизводилась иллюстрация патриотического сюжета и патриотический текст. Большинство из них имели текст «Смерть немецким оккупантам», «Смерть немецким захватчикам», «Воинское», иногда «Письмо с фронта». Рисунки на них обычно были на темы боевых действий и героического труда в тылу. На исследуемых секретках – изображения военных действий, боевой техники, советского солдата - стреляющего, воюющего, побеждающего, гордящегося своими боевыми успехами. Рисунки сопровождаются актуальными надписями: «Били, бьём, и будем бить!!!», «Преследовать
раненого немецкого зверя по пятам и добить его в его собственной берлоге» (И. Сталин), «Стреляю так: что ни патрон, то – немец!», а также призывами: «Мы можем и должны очистить советскую землю от гитлеровской нечисти» (Сталин).
Фронтовые письма – документы особые. Пожелтевшие от времени треугольники со штемпелями полевой почты… Каким спасением были они во время войны, долетевшие весточкой до наших дней, словно привет из далекой военной поры. Написанные под свист пуль, они предельно искренни и тем дороже для нас. Сколько радости приносил в семьи долгожданный, втрое сложенный тетрадный листок, в котором иногда всего два слова: «Я жив». К сожалению, часто случалось и по-другому.
За каждой строчкой фронтового треугольника стоит человек. Но прошло время и они стали архивными документами, по которым мы можем читать страницы нашей истории
Не будет преувеличением сказать, что фронтовые письма имеют бесспорное право встать в один ряд с трудами военных историков, воспоминаниями маршалов и генералов, книгами маститых литераторов. Эти бесценные человеческие документы оживляют суровую правду о войне. Письма с фронтов Великой Отечественной войны – документы огромной силы. В пропахших порохом строках дыхание войны, грубость суровых окопных будней, нежность солдатского сердца, вера в Победу…
Во многих российских семьях хранятся фронтовые письма, фотографии и боевые награды. У каждой семьи особенная история, а мы хотим посвятить свою исследовательскую работу короткой, но мужественной жизни воинов –красноармейцев.
Письма с фронта. Обожженные, надорванные, пожелтевшие от времени, истончившиеся в местах сгибов, исписанные, как правило, карандашом листочки с поблекшими штампами полевой почты и отметками военной цензуры. Письма с фронтов Великой Отечественной — как ждали их! Не зря фронтовой треугольник остался в нашем сознании как один из символов той грозной эпохи.
Они не могут не трогать до глубины души. Фронтовые письма.… Сколько их было написано и отправлено за 1418 военных дней? Кому они были адресованы? О чем рассказывали люди, написавшие их? Что их волновало и радовало?
Так захотелось их подержать в руках, соприкоснуться с тем временем, послушать, о чём говорят эти письма, пропустить их через своё сердце. Ведь за каждым этим листочком – человеческая судьба и короткая жизнь, оборванная вражеской пулей.
Фронтовые письма – документы особые. Фронтовик писал их для самых близких, выплёскивал самое сокровенное и уж, конечно, это было самое личное. Фронтовые письма – это целый мир мыслей, чувств, страстей людей, испытавших на себе бремя войны. Это свидетельства бессмертных подвигов наших воинов, прошедших самую кровопролитную войну, выпавшую на долю человечества.
О многом рассказали мне фронтовые письма, многому научили: как жить и бороться за своё счастье, как работать, как беречь своё доброе имя. И хотя письма адресованы не мне, мне кажется, что написаны они в будущее, то есть мне и моим друзьям. Они обращены к моему поколению, к каждому из нас с призывом: «Берегите Родину, она у вас одна и навсегда!» Письма наших солдат – это страница нашей истории..
МЫ ПОПРОБОВАЛИ ПРЕДСТАВИТЬ СЕБЯ НА МЕСТЕ БОЙЦОВ-ЗАЩИТНИКОВ РОДИНЫ И НАПИСАТЬ СВОИ ПИСЬМА С ФРОНТА.
Ученики нашей школы, готовясь к знаменательным датам, долго искали неизвестные материалы о днях блокады, знакомились с новыми для них фактами, заставляли своих прабабушек или прадедушек заново переживать те нелегкие дни, рассказывая о пережитом.
Ученики 5В класса были потрясены рассказом Казанцевой Полины о кошках, приехавших из Сибири и спасших Ленинград от голода.
А Продан Валерия рассказала о своей прабабушке, жившей в то суровое время.
Олеся Алексеева, Величкина Саша, Старшинова Дарина подготовили замечательный рассказ о Тане Савичевой.
Ребята научились складывать солдатские «треугольники» , «состарили» их решили написать письма в прошлое и будущее страны.
Дорогие ветераны!
Я, Гудов Даниил, ученик 5В класса. решил написать вам письмо. Хочу выразить вам свою искреннюю благодарность за вашу доблесть, бесстрашие, честь. Что вы смогли отстоять нашу Родину такой дорогой ценой. Конечно, многие потеряли своих близких, любимых. Но никто не спасовал. Вам удалось выжить в такое трудное время. Благодаря вам мы ночами спокойно спим в своих кроватках, не переживаем о завтрашнем дне. За это вам низкий поклон. Мы вас никогда не забудем и будем помнить всегда!
Здравствуй, бабушка Даша!
Пишет тебе твой правнук. Мне сейчас 13 лет, я учусь в школе. Передаю тебе привет и благодарность за то, что ты отдала свою жизнь за будущее поколение. Спасибо тебе за то, что пережила блокаду, тяжело трудилась. Бабушка Даша, ты всегда останешься в моем сердце молодой , хоть я тебя никогда не видел.
Лохин Захар, 7В класс.
Дорогая мама!
Только что получил от тебя весточку. У меня все хорошо, не беспокойся, я сыт, одет, обут. Вечером выезжаем на новое место. Если долго не будет писем, ты ,родная, не беспокойся, как приеду, сразу напишу..Береги себя. До встречи, дорогая. Крепко целую.
Твой сын Игорь
Петрушкин Игорь, 6В класс.
Дорогой ветеран!
Пусть дни войны тянулись очень долго.
пусть быстро мчались мирные года.
Победы под Москвой, под Курском, и на Волге
История запомнит навсегда.
Пусть вы сейчас отцы и деды ,виски посеребрила седина,
Вовек вам не забыть весну Победы,
Тот день, когда окончилась война.
Пусть многие сегодня не в строю,
Мы помним все, что делалось тогда,
И обещаем родину свою
сберечь для дела, мира и труда.
Косолапов Ваня, 5В класс.
Дорогой ветеран!
Благодарю Вас за яркое солнце и чистое небо, за нашу счастливую жизнь, не знающую взрывов бомб и тех жестоких дней, когда когда погибали родные и близкие. Вы – наши герои, которые вырвали Победу потом и кровью. Спасибо! Живите долго и счастливо! Дай бог вам счастья!
Фалюш Катя, 5В класс.
Здравствуй, дорогая мама! Пишу тебе это письмо с берегов Ладожского озера. Наконец –то мы прорвали блокаду и скоро встретимся с тобой! Что говорить обо мне? Жив, здоров. Надеюсь, Победа не за горами. Держись, родная!. До встречи в нашем доме.
Зо января 1943г.
Любивый Вова, 6В класс.
Дорогой Александр Петрович!
Я твоя правнучка. Меня зовут Лера. Спасибо тебе за Победу. За свободу,за жизнь, за счастье. Я бы очень хотела тебя увидеть. Обнять. Поговорить о тех трудных днях, узнать что-то новое.Но тебя нет. Ты погиб. Мы всегда помним о тебе.
Продан Лера, 5В класс.
Здравствуй, Мария Ивановна!
Пишет тебе твоя правнучка Катя.
Иногда, перебирая старые фотографии и слушая бабушкины рассказы о тебе, я как будто переношусь в прошлое, наблюдая за тобой со стороны.
Родная моя, твои хрупкие плечи столько вынесли! я горжусь тобой! Спасибо тебе за все. Мы тебя никогда не забудем!
Кулакова Катя, 6В класс.
Здравствуйте, дорогой ветеран!
Спасибо вам за то, что в тяжелые минуты не сдались, что теряя дорогих людей, не отступили, пройдя через страшные испытания, шли дальше, освобождая года и села.что боролись и боретесь сейчас. Здоровья и удачи вам!
Осипова Алина, 7 В класс.
Основными результатами нашего исследования мы бы назвали следующие выводы:
- фронтовые письма являются уникальными документами военной эпохи и источниками информации, по которым (пусть не всегда), но можно определить судьбу солдата, найти место его гибели. Это трагическая история людей и страны;
- письма с фронта остаются подлинной драмой. Это «живой родник», «память сердца» для родных и близких. Каждая строка фронтового «треугольника» искренна, здесь нет фальши, за каждой строчкой стоит человек.
-фронтовые письма – это история нашей победы, память о том, как трудно она нам досталась.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что тема эта неисчерпаема и материалы могут быть использованы в исследовательской работе для дальнейшего изучения истории Великой Отечественной войны. Материалы могут быть стать основой музейных экспозиций, использоваться в процессе подготовки и проведения мероприятий военно-патриотической тематики.
Письма остались как связующая нить между поколением военных лет и нами, живущими уже в другом тысячелетии. И мы изучаем историю не только по учебникам, но и по документальным источникам, которыми являются письма.
Акварельные гвоздики
Этот древний-древний-древний мир!
Астрономический календарь. Ноябрь, 2018
Одна беседа. Лев Кассиль
Агния Барто. Сережа учит уроки