Гуманизм творчества Алишера Навои
Вложение | Размер |
---|---|
navoi_chistov.doc | 133.5 КБ |
МБОУ «Кировская средняя общеобразовательная школа №1»
Секция : литературоведение и лингвистика
«Но счастлив тот, чье будут помнить имя…»
Алишер Навои
( Гуманизм творчества Алишера Навои )
Автор: Мухитдинов Шохрух,
ученик 8 «Б» класса
руководитель: Гриневич Людмила Ивановна
А)Актуальность
Б)Объект исследования
В)Предмет исследования
Г)Цели и задачи
2.Биография поэта. Общая характеристика творчества
3 Основное содержание «Пятерицы». Пять поэм -краткий анализ.
4.Поэзия гуманистического содержания, ее роль в создании образов, раскрытии идеи поэмы.
5. Посмертное признание
6.Заключение. Гуманистический пафос поэтического языка Алишера Навои обеспечил его поэзии непреходящую значимость.
7. Список литературы
Приложения:
1) Лексика гуманистической направленности
2)Афоризмы Навои
Введение:
Уже полыхало пламя войны, её страшная поступь приблизилась к Москве, и смертельной хваткой опоясала Ленинград. Ледяной декабрь студи , а в Школьном кабинете Эрмитажа состоялись Навоийские чтения в честь 500-летия великого узбекского поэта. В невероятной обстановке вспоминали ленинградцы имя великого поэта и просветителя Алишера Навои. Чтения проходили в городе, осаждённом, обречённом на страдания голода и стужи, в городе который враги считали уже мёртвым и обескровленным, и свидетельствовали о мужественном духе народа, о его несломленной воле, о вечно живом гуманном сердце науки.
В «Боевом листке» доктор исторических наук Б. Б. Пиотровский писал : «Это работа по изучению творчества народов нашей великой страны, сплотившихся в единую братскую семью, способствующая развитию культуры, победить и поработить которую не в силах никакие технические средства, оказавшиеся в руках врагов нашей Родины».
Биография и творчество Алишера Навои, этого талантливейшего поэта и выдающегося мыслителя своей эпохи, издавна привлекала внимание многих историков-востоковедов и литературоведов .На Родине поэта даже создана школа навоиведения. Но актуальность изучения данной темы со временем не уменьшается, поскольку не угасает интерес к человеку , чьи взгляды и творчество были необычайно прогрессивными для своего времени и носили вневременной всечеловеческий характер.
Актуальность моего исследования определена стремлением ответить на вопрос : «Почему поэзия Навои, проходя через века, остается с нами?» Понятно, что рамки и возможности моего исследования позволят ответить на этот вопрос лишь частично. Но это будет началом пути, по которому возможно двигаться дальше.
Объект исследования : произведения Алишера Навои. В частности “Хамса” (“Пятерица”) эпическое повествование, состоящее из пяти отдельных поэм
Предмет исследования : гуманистическая направленность идейно-тематического содержания .
Цель моей работы : определение гуманистической направленности поэзии Алишера Навои. (На примере анализа идейно-тематического содержания эпического цикла поэм «Пятерицы» )
Задачи:
1.Познакомиться с биографией и творчеством поэта, основоположника узбекской литературы.
2.Проанализировать идейно-тематическое содержание поэм , входящих в эпический цикл
3.Исследовать лексику гуманистической направленности , определить ее роль в поэзии Алишера Навои.
Гипотеза: именно гуманистический пафос поэзии Алишера Навои обеспечил его поэзии столь долгую память и непреходящую значимость.
Понятие «гуманизм» произошло от латинского слова humanus – человечный (homo – человек). То есть гуманизм – это совокупность идей, признающих ценность человеческой личности
Вот уже почти шесть столетий строки великого сына узбекского народа Алишера Навои воспевают любовь к жизни, достоинства человека-творца, дружбу между людьми, свободу и мир:
Поймите, люди всей земли:
Вражда – плохое дело,
Живите в дружбе меж собой –
Нет лучшего удела.
Это пророческое обращение сегодня звучит как важнейшее напутствие потомкам.
2.Биография поэта. Общая характеристика творчества
Низамаддин Мир Алишер родился 9 февраля 1441 года. Отец его, Гиясаддин Кичкине, был чиновником в государстве Тимуридов. Дом,в котором рос Алишер, посещали видные деятели философской мысли и искусства того времени. Один его дядя Абу Саид — был поэтом; второй — Мухаммад Али был музыкант и каллиграф. С юных лет Алишер воспитывался вместе с детьми тимуридских семей; особенно он дружил с Хусейном Байкарой, впоследствии главой Хорасанского государства.
Уже к 15 годам Навои стал известен как поэт, слагающий стихи на двух языках тюркском и фарси. Учился в Герате, Мешхеде и Самарканде. В 1469 году Алишер Навои стал хранителем печати при правителе Хорасана Султан-Хусейне Байкара, с которым вместе учился в медресе и сохранил дружеские отношения на всю жизнь. В 1472 году был назначен визирем и получил титул эмира.
Несмотря на высокие должности, Навои оказывал помощь учёным, художникам, музыкантам, поэтам, каллиграфам, руководил строительством медресе, больниц, мостов. Думаю, что своеобразным портретом молодого Навои может стать стихотворный отрывок, написанный о нем Айбеком:
Он защитник людей от зла,
И улыбка его светла,
Сила юности, чувств родник
Не иссякнет в нем ни на миг.
Он умеет беречь казну,
Чтоб счастливой сделать страну.
Дать ей воду, науке кров
И больницы для бедняков.
Много дел у него, забот,
В мыслях только одно – народ…
Прогрессивные позиции Навои вызвали недовольство при дворе. В 1487 году Навои был сослан в отдалённую провинцию Астрабад в качестве правителя. Вернувшись в Герат в 1488 году, конец жизни Алишер Навои провёл в усиленной творческой работе.
Враги постоянно плетут вокруг Алишер интриги, доносят Султану о мнимых заговорах, стремясь склонить его к расправе над Алишером. 3 января 1501 года весь Герат был разбужен вестью о смерти Навои, весь народ Герат вышел провожать поэта в последний путь.
Вот как писал З.Бабур о Навои в своей книге “Бабурнамэ” “Алишербек был человек бесподобный. С тех пор как на тюркском языке слагают стихи, никто другой не слагал их так много и так хорошо... Без сына, без дочери, без жены и без семьи прошел он прекрасно (свой путь) в мире одиноко и налегке”.
Литературное наследие Алишера Навои велико и многогранно: около 30 сборников стихов, крупных поэм, прозаических сочинений и научных трактатов, всесторонне раскрывающих духовную жизнь Средней Азии 15 века. Навои творчески использовал многовековой художественный опыт литературы народов Средней Азии и Ближнего Востока. "Сокровищница мыслей" - свод стихов, собранных и расположенных самим поэтом в 1498-1499 годах хронографически по четырём сборникам-диванам, соответственно четырём ступеням возраста поэта: "Диковины детства", "Редкости юности", "Диковины средних лет", "Назидания старости". В это собрание входят стихи разных лирических жанров, особенно многочисленны газели (более 2600), излюбленный жанр Навои, отличавшиеся удивительной цельностью. Поэт оставил также "Диван Фани" - сборник стихов на фарси.
Следует подчеркнуть, что основной чертой положительных героев Навои является подлинный гуманизм. Они относятся враждебно ко всякому насилию над человеческой личностью.
Но гуманизм в понимании Навои – это не мягкотелая сентиментальность, не безрассудная доброта чувствительной натуры. Навои ценит и прославляет сознательную целеустремленную человечность.
Творчество Навои проникнуто жгучей ненавистью к тиранам и поработителям народа.
Кто к наслаждениям избрал насилья путь,
Тот проклят и презрен навеки в мире будь!
Проклятья, ненависть в народе тот найдет,
В ком угнетателя себе народ найдет.
В суровое время феодальных междоусобиц, приносивших неисчислимые бедствия народу, поэт мечтал о таком обществе, устои которого основывались бы на прочном мире и дружбе. Алишеру казалось, что покой в стране может быть установлен только при помощи сильной централизованной власти монарха, могущего создать крепкую державу.
Ты знай: вершина мудрости земной
В искусстве управления страной.
Пусть для народа шах добро творит
И за добро творца благодарит.
Установи закон добра взамен
Насилия — «И будешь ты блажен!»
Всю жизнь на благо подданных трудись!
В данных исторических условиях это было ярчайшей прогрессивной идеей, и не только для Средней Азии.
Поэт уделял много времени проблеме защиты Родины.
Он по личному опыту знал, что уговорами, словами, проповедью нельзя «сломить меч насилия». Врага можно победить только силой в открытой борьбе. Нет другого способа защиты Отечества от разорения, от нападения чужеземцев, которые «готовы слизать, как саранча, всю зелень и всю землю в дальних краях». Патриотизм с точки зрения Навои – естественное для человека чувство. Оно не имеет ничего общего с национальной ограниченностью.
Навои меньше всего свойственны мысли о расовом различии, о превосходстве людей той или иной национальности. В «Хамсе» мы находим представителей многих стран и народов: Фархад – сын китайского народа, его друг Шапур – иранец, Ширин – армянка, Меджнун – араб.
В произведениях родоначальника узбекской литературы фигурируют негры, туркмены, грузины, арабы. Навои прежде всего оценивает душевные качества, и для него не играют никакой роли ни национальные, ни общественные различия.
Крылатым стало изречение Навои: «Пройти мир и остаться несовершенным – это то же, что выйти из бани невымытым».
Сам Навои постоянно совершенствовался, стараясь любые приобретенные знания переработать творчески, и поэтому остался в памяти современников и потомков не только великим поэтом и выдающимся государственным деятелем, но и историком, лингвистом, художником, музыкантом, каллиграфом.
Такое многообразие дарований Алишера Навои отмечали и его современники. В восторженных отзывах, оставленных нам Джами, Бабуром, Мирхондом, Хондемиром, Сам-Мирзой и Даулет-шахом, неизменно подчеркивается богатство интересов Навои. Так, сам-Мирза писал о нем: «Этот великий человек, этот добродетельный ученый не потерял бесполезно ни одной минуты свей жизни, которую он всецело посвятил изучению наук и добрым делам, а также содействию прогрессу науки и, наконец, составлению литературных трудов, которые до конца мира останутся нерушимыми памятниками его славы!»
3 Основное содержание «Пятерицы». Пять поэм - краткий идейно-тематический анализ.
Крупнейшим поэтическим произведением Навои является: «Пятерица»— эпический цикл, состоящий из пяти поэм: «Смятение праведных», «Фархад и Ширин», «Лейли и Меджнун», «Семь планет», «Вал Искандера». Это замечательный памятник узбекской классической поэзии.
Создание «Пятерицы» знаменовало собою начало нового этапа в истории узбекской литературы. Основателем жанра «Пятерицы» считается великий азербайджанский поэт Низами (1141—1209) Великий поэт, верный своей задаче — созданию литературы на родном языке — и уже доказавший своим лирическим творчеством возможность написания полноценных произведений на языке, ранее третировавшемся как второстепенный, не мог не обратить своего взора к популярным среди любителей поэзии традиционным сюжетам, составлявшим основу поэтических циклов его предшественников. Это произошло в начале восьмидесятых годов XV века, когда сорокалетний поэт находился в расцвете своих творческих сил.
Изучая мастерство предшественников, Навои стремился приблизить свое творение к жизни и ее запросам:
“Преданья эти - плод седых веков
О них писали Низами, Хосров.
Основой взяв, я перестроил их:
Я жизни больше влил в героев их”.
Непосредственным толчком к созданию «Пятерицы» послужили беседы Навои с его учителем и наставником, поэтом Абдуррахманом Джами, автором такого же цикла поэм. Джами к этому времени тоже задумал создать новый эпический цикл. Ободренный творческим примером и дружеской поддержкой Джами, Навои приступает к созданию «Пятерицы» и за три года заканчивает все пять поэм.
Значение «Пятерицы» Навои не ограничивается тем, что это первый эпический цикл традиционных поэм, написанный на узбекском языке. Поэмы Навои — замечательное достижение автора в трактовке и освещении сюжетных линий, легших в их основу сказаний. Это — произведения с глубочайшей философской основой, поднимающие много важнейших вопросов того времени: о государственной власти, о нравах и морали, о воспитании, о высоких идеалах любви и дружбы, о науке и т. д.
«Пятерица» открывается поэмой «Смятение праведных». В большом вступлении к поэме содержится восхваление слова и поэзии.
О СЛОВЕ
Я славлю жемчуг слова! Ведь оно
Жемчужницею сердца рождено.
Ведь слово — дух, что в звуке воплощен,
Тот словом жив, кто духом облачен
Речь — лепесток тюльпана в цветнике,
Слова же — капли рос на лепестке.
Ведь словом исторгается душа,
Но словом очищается душа.
ОБ АБДУРРАХМАНЕ ДЖАМИ
Он, как звезда Полярная в пути,
К познанью призван избранных вести.
Он клады перлов истины открыл,
В зерцале сердца тайну отразил.
Соткал он занавес — и тайну скрыл.
В его чернильнице сгустилась тьма,
Но в ней — вода живая — свет ума.
Коль слово жаром Истины горит,
Оно и камень в воду превратит.
Но если слово — правды лишено,
Для перлов нитью станет ли оно?
Основную часть поэмы составляют беседы-притчи, излагающие различные вопросы мироустройства или порицающие разнообразные пороки — несправедливость и жестокость, корыстолюбие и тщеславие и т. п.
Ты благоденствуешь, а твой народ
В невыносимых бедствиях живет.
Но труженик, и в бездне нищеты,
Духовно выше степенью, чем ты.
Предстанут пред владыкою времен
Чтоб землю шейх в подарок получил.
А ты на ненасытность их взгляни,
Когда обогатятся все они.
Увидишь: суть их — низменная страсть:
Разбогатеть; а там — пускай пропасть.
Вот для чего им хитрость и обман:
Их цель — богатство, власть, высокий сан.
Так пусть о них всю правду знает свет:
Обманщиков подлее в мире нет!
В поэме находят свое отражение и высокие нравственные идеалы Навои: великодушие, справедливость, щедрость, доброта и т. п.
О щедрости
Мое волненье увидал бедняк;
Он улыбнулся мне и молвил так:
«Цепями алчности окован ты,
На шее у тебя — петля тщеты.
На башню благородства никогда
Не вступишь ты — не знающий труда.
Главная философская мысль поэмы — прославление идей добра и посрамление зла.
Свет истины! Дорогу освети,
И мир, и жизнь, и душу возврати
Тем искренним, чей путь прямой суров,
Отрекшимся от блага двух миров,
Труждающимся, страждущим в тиши,
Чтоб не погас живой огонь души;
Доброе начало Навои видит в справедливости, прежде всего — в справедливости правителя, в его верности принципам закона.
“Высоким званьем Человек достоин зваться тот,
Кто о народе никогда не ослаблял забот”.
Родимый кров от недругов храня,
Он был сильнее ветра и огня.
От всех печалей мира и невзгод,
Как крепость, ограждал он свой народ.
Я изумился, прочитав ее:
«В правдивости — спасение твое!»
.
И каждый будет жизнь отдать счастлив
Владыке, что к народу справедлив.
Величайшее бедствие, недопустимое зло, по мысли Навои, — тирания, деспотизм, насилие, лицемерие. Жестокое осуждение вызывает у Навои моральное разложение высших слоев общества.
Ты знай: вершина мудрости земной
В искусстве управления страной.
Пусть для народа шах добро творит
И за добро творца благодарит.
Установи закон добра взамен
Насилия — «И будешь ты блажен!»
Всю жизнь на благо подданных трудись!
Вся поэма проникнута гуманной идеей справедливости как залога процветания страны и народа
Навои, описывая красоту мира, приходит к следующему выводу:
“В твоей казне нет числа богатству,
Но из всех богатств высшее — человек”.
А значит, все блага мира существуют для человека. Человеку предназначено самое лучшее из всех драгоценностей.
Вторая поэма «Пятерицы» — «Фархад и Ширин» представляет собой гимн труду, чистой, самоотверженной любви, человеколюбию и верности. Приступив к написанию поэмы; Навои существенно изменяет традиционные сюжетные линии повествования. Главным героем поэмы является Фархад, сын китайского правителя становится впоследствии умелым строителем, замечательным мастером созидателем. Фархад воплощает в себе те прекрасные качества, о которых столь восторженно и убежденно писал поэт в “Смятение праведных”.
Герой поэмы,человек, наделенный замечательным трудолюбием, мужеством и самоотверженностью , он настоящий гуманист, защитник обиженных и угнетенных. Он не способен обидеть муху, и если кому-нибудь приходится переживать печали, Фархад огорчается больше, чем сам пострадавший. «Если нечаянно в ногу нищего попал репей, – он готов был вытащить его своими ресницами». Изображая Фархада как главного героя (в отличие от своих
предшественников), Алишер Навои нарисовал этот образ с большой
любовью. Он воплотил в себя лучшие качества, какие только могут быть присущи
человеку, и о которых Навои писал в “Смятении праведных”.
Идея большой, единой любви, захватывающей человека всего, любви,
полной самоотречения и самопожертвования, любви идеально чистой, чье
движущее начало – не плотские страсти, а родство душ, вот вторая узловая
идея поэмы “Фархад и Ширин”.
У хакана Восточного Туркестана наконец-то рождается долгожданный
ребенок – сын, которого назвали Фархадом. Он получает прекрасное
воспитание и образование и становится лучшим ученым, художником,
мастером. При этом он наделен необыкновенной красотой и силой:
Но хоть ученым он прослыл большим
И был, как богатырь, несокрушим,
Он скромен был, как новичок, едва
По буквам составляющий слова.
Он силой не хвалился никогда,
Ни в чем не заносился никогда,
И равнодушен к власти, он скорей
На нищенство сменил бы власть царей.
Он сердцем чист был и очами чист,
Всем существом, как и речами, чист,
Чистейшее на свете существо!
И весь Китай благословил его.
Однако главный герой чем-то опечален, и никто не знает причину
этого. В казне своего отца Фархад находит чудесный хрустальный ларец.
Чтобы раскрыть его тайну, необходимо отправиться в Грецию, где живет
хранитель тайны ларца великий мудрец Сократ. Фархад отправляется в
путешествие. Для достижения своей цели Фархад совершает ряд подвигов:
сражается с драконом и дивом Ахриманом и побеждает их, достигает
сокровищницы Искандера. Затем он встречается с Сократом и беседует с
ним.
Разгадав тайну ларца, Фархад находит волшебное зеркало судьбы
зеркало Искандера. В нем он видит свою судьбу, видит красавицу, которую
полюбил с первого взгляда. Он покидает родину в поисках возлюбленной, но
не находит ее. После долгих необычных приключений Фархад знакомится с
Шапуром и тот подсказывает другу, что увиденная Фархадом в зеркале
страна Армения. Друзья отправляются на поиски красавицы.
Достигнув страны Армении, Фархад совершает и там подвиг: в скале
пробивает русло реки, пускает воду в долину:
И так благодаря его трудам
Все люди воду получили там...
“Рекою жизни” тот арык с тех пор
Зовется у людей армянских гор...
Благородство и красота Фархада покоряет Ширин, и она отвечает ему
взаимным чувством. Образом Ширин Алишер Навои выразил свое
понимание и женской красоты, и чувств, и идеального характера.
Рисуя образы двух идеальных героев, равных и достойных друг друга,
Навои проводит мысль о том, что они являются не просто родственными
душами, а являются двумя половинками единого целого. И не случайно, что
когда трагически погибает Фархад, Ширин не в силах жить без любимого.
Образная речь Алишера Навои не только по-восточному пышна, образ
Фархада в поэме не только красочен и ярок, он так для того, времени
поэтически смел, что зачастую и в этом становится неожиданно близок нам,
людям ХХ столетия.
Разве не смело было бы даже для нашего современника сказать, что
герой был так силен и так ловок, что “в кольцо сгибал он радуги лугу”:
Соединить ее концы он мог,
Соединяя Запад и Восток.
Мастер изумительных афористических образов, Навои не менее силен
и в образах широко и последовательно развернутых. Вот как он дает картину
необычно знойного лета:
Конец джауза. Ветер раскален,
Все обжигает он со всех сторон;
И небо, словно печь, раскалено,
И солнце, как язык огня, красно.
Таким образом, любовь сына хакана и армянской царевны – основное
содержание поэмы. Однако, изображая страстную любовь красивых,
мужественных и целеустремленных молодых людей, автор ставит ряд
важных для своего времени вопросов: о справедливом и мудром правителе; о
просветительстве и просвещении творческого труда; о защите интересов
своего народа и народов других стран и многие другие.
Навои предстает в поэме о Фархаде и Ширин мастером психологически тонкого, логически завершенного характера. И примером тому могут служить не только положительные герои поэмы, но и отрицательные образы. Хосров Парвиз и его ближайшие сподвижники и помощники навечно заклеймены вдохновенным пером поэта, превратившего их в символ коварства, зла, насилия. В лице Хосрова Навои развенчал не только деспотизм, но и политику сторонников войны. Мысли Навои о том, что война не может быть средством разрешения спорных вопросов, что война - “злодейство злодеев”, величайшее бедствие для народа, в последнее время звучат более чем современно.
“Лейли и Меджнун”
Третья часть “Хамсы” Навои “Лейли и Меджнун” посвящена, как и вторая, теме любви.
Известная всему Востоку история любви Кайса и Лейли под пером Навои превращается в гимн великому чувству любви, в страстный призыв к человечности, добру и справедливости, в протест против традиционного отношения к женщине, исключающего всякую свободу личности.
Родимый кров от недругов храня,
Он был сильнее ветра и огня.
От всех печалей мира и невзгод,
Как крепость, ограждал он свой народ.
Жил человек в стране аравитян,
Возвел его народ в высокий сан.
Он был главою нескольких племен,
И справедливым был его закон.
Он бедным людям, чей удел суров,
Предоставлял гостеприимный кров,
Их ожидал всегда накрытый стол,
Всегда подвешен был его котел,
Весь день, всю ночь пылал его очаг,
Он был мечтой, любимцем бедняков,
И сто красноречивых стариков
Немыми станут, уст не разомкнут,
Когда рассказывать о нем начнут!
Звезда наук, он был земле не чужд,
Открыл он сердце для народных нужд.
Высокий саном, был он к лести глух,
Превыше сана был высокий дух!
Кайс был единственным и долгожданным сыном предводителя племени. Душа Кайса, от природы чуткая, была уже при рождении отмечена “звездой любви”.
О великой силе любви истинной и глубокой говорит и письмо Кайса к Лейли. Маджнун ясно осознает безвыходность своего положения в современном ему обществе и порой со свойственной ему кротостью несколько уходит от ответственности, объясняя все своим “безумием”. Образ его создается А.Навои в истинно романтической манере, с использованием гиперболы и гротеска. Любовь Кайса не знает ни границ, ни пределов — она выходит за рамки традиций и устоев. Поэтому не всем доступно понимание величия Кайса, поэтому многие стремятся вернуть Маджнуна в “общий поток”. Кайс, ушедший так далеко по “тропе любви”, уже не может жить как все “разумно”. Любовь возвысила дух Кайса над мелочами жизни, над суетой сует. подчинив себе все ничтожные людские страсти. Он герой “одной, но пламенной страсти”, душа романтическая, натура на редкость обаятельная.
С необыкновенной силой художественного воздействия написаны Алишером Навои сцены встреч героев: в степи, после свадебного пира и в финале поэмы. Первая сцена - несомненно шедевр навоийской интимной лирики, пафос ее выражен в строках:
“Влюбленный должен чистым быть всегда:
Любовь желанью грязному чужда”
Финальная встреча влюбленных и их вечного воссоединения, придает поэме особенное свойство художественного явления, которое принято называть “оптимистической трагедией”. Любовь торжествует, не сломленная людской косностью, более того, Навои показывает, что в сознании людей происходят изменения понятий под ее воздействием.
“Семь планет”
Четвертая часть “Пятерицы” Навои называется “Семь планет”, что означает семь планет и семь странников одновременно. Символическая цифра семь вынесена в название согласно традиции, а семь планет — вечных странников в миросоздании - также соответствуют традиционным представлениям о планетах - покровителях людей, их судеб, характеров.
Поэма построена как повествование о Бахроме и Диларам, в которое вплетены семь вставных рассказов.Эти искусно вставленные в основное повествование сказания отличаются большим мастерством и занимают в поэме Навои главное место, поскольку они несут в себе мотивы прославления высоких моральных качеств человека.
Навои убедительно передал эволюции характера Бахрама от деспотичного до способного к самопожертвованию. В этой части поэмы перед нами Бахрам предстает совершенно в ином качестве. Поистине любовь, облагородив душу его, совершила чудо. Письмо Бахрама к Диларам в Хорезм - свидетельствует о перерождении характера героя: “Красавице писал он кровью слез, Всего себя он в жертву ей принес...”
Но сердце, где огонь любви возник,
Бесценно, как рубиновый рудник.
А если нет любви — зачем она,
Вселенная? Зачем и жизнь нужна?
Любовь — душа души, она чиста,
А без нее мертва и красота.
Кто ищет только внешней красоты,
Томим тоской душевной пустоты,
Огонь любви невежду не страшит,
Но тот блажен, кто видит и горит.
Вся грязь уничтожается в огне,
А злато очищается в огне.
И тот счастливым будет в двух мирах,
Кому перед огнем неведом страх.
Финал произведения - дань традиционному сюжету. Навои отказался от какой бы то ни было мистики и разумно объясняет кончину Бахрама. Не знавший предела своим чувствам и желаниям, шах устраивает грандиозную охоту, во время которой было пролито столь много невинной крови, что земная тварь обратилась в болото, поглотившее все и вся:
“Творили люди на охоте смерть.
Но сами обрели в болоте смерть”.
Навои и в этой части “Хамсы” не устает взывать к человечности, вновь и вновь напоминает, что есть предел всякой человеческой жизни, что назначение человека творить добро, любить и любовью своей приносить радость людям.
Будь благороден, пишущий! Пиши
Правдиво перед зеркалом души.
Тот прям душой, чей правду видит взор;
Рукою гибкой обладает вор.
Сам поэт, как подтверждает заключение к поэме, всего себя и даже свой досуг посвятил служению народу.
А надпись на окружье золотом.
Я изумился, прочитав ее:
«В правдивости — спасение твое!»
“Стена Искандера”
Пятая, завершающая поэма “Хамса” Навои — социально-философское произведение. В ней повествуется легендарная биография А.Македонского, прозванного на Востоке Искандером. Навои обращается к образу Искандера ” уже в “Смятении праведных”, где передает популярную на Востоке притчу о ладони завоевателя. Суть притчи заключалось в напоминании о бренности жизни, и тщетности богатства власти, а в итоге - призыв к этой кардинальной идее всей “Пятерицы”.
Поэма написана в форме диалога Искандера с Арасту (Аристотелем), последний по преданию был соучеником, а затем наставником и советником шаха. Навои, посредством образа Искандера решает вопросы социального и философского плана. Среди них выделяются два, наиболее ярко выраженных в поэме: - проблема власти и проблема смысла жизни человека.
Тема власти, ее проявления и предназначения, так или иначе была затронута в “Хамсе”. Власть и любовь, трагедия несовместимость их — одна из основных в “Семи планетах”. В пятой поэме Навои исследует влияние власти на личность Искандера, на эволюцию его характера. Поэт подчеркивает деградирующее влияние власти на личность..
На смертном одре прозревает Искандер, как некогда Бахрам Гур от скверны власти, осознает бренность богатства и власти, бесценность добра и духовных сокровищ. Чтоб эти пальцы людям помогли,
Чтоб люди, глядя, пользу извлекли,
Чтоб поняли, что шах семи держав
В познаньи сфер семижды величав,
Уходит в область, где желаний нет,
И у него крупицы в длани нет.
В письме к матери, он предстает искренне раскаявшимся, что посвятил свою жизнь химерам власти и богатства, вместо того, чтобы жить с матерью и просит ее философски отнестись к смерти.
Навои вновь говорит о ничтожестве власти и богатстве, а раз так, то жить надо по законам добра и справедливости. Он подчеркивает, что нужно после себя оставить доброе имя, ибо великое и истинное предназначение человека. Смысл жизни - в деянии добра и правды на благо людей.
А бескорыстный молвил: «Никогда
Такого я не начал бы труда!
Не лучше ли, чем душу изнурять,
Своим душевным кладом обладать?
Таким образом, в последней поэме “Хамса”, как и во всех предыдущих, высказана основная гуманистическая идея, и служению ей подчинено все в “Пятерице”.
4.Поэзия гуманистического содержания, ее роль в создании образов, раскрытии идеи поэмы.
Навои страстно желает донести до широкого круга читателей идеалы добра и правды, а потому труд своей он посвящает родному народу:
“Мой труд! Начни в родной стране свой путь,
Народу моему желанным будь,
Чтобы могла сердца людей зажечь
Моя правдовзыскующая речь”
Лирика А.Навои - своеобразный свод нравственности. Поэт воспевает простоту и скромность, стремление к знаниям и духовному совершенству, постоянную заботу о народе и внимание к его нуждам..
Почему же так актуальны сегодня произведения Алишера Навои?
По мнению ученых, Навои прежде всего величайший поэт-лирик, воспевающий чувства людей и главное — любовь. Очищающую, облагораживающую, поднимающую человека на высшую ступень интеллекта и культуры. Поэт пишет о чувствах, которые рождаются душевной красотой. В его произведениях нет противопоставления земной и божественной любви. Они составляют единое целое, утверждает он. В поэме "Смятение праведных" Навои пишет: "Божественная любовь подобна солнцу, которое восходит на Востоке. А земная человеческая любовь подобна утреннему рассвету, который порождает восход солнца".
В трех поэмах — "Фархад и Ширин", "Лейли и Меджнун" и "Семь странников" — Навои показал, как всесильна любовь. К примеру, герой "Семи странников" Бахром, полюбивший свою невольницу Дилором, задает себе вопрос: что ему дороже — власть или девушка? А понял, что такое любовь, только
потеряв ее.
Много грусти, переживаний, связанных с собственной судьбой, в газелях Навои. Тем не менее он возвеличивает любовь, утверждая, что без нее нет счастья.
"Каждый человек, если он осчастливлен тем, что может любить, должен дорожить этим", — пишет поэт. В этих лирических строках каждый находит то, что понятно и близко только ему.
Еще один урок, преподанный великим поэтом — любовь к Родине. Навои очень любил родной город Герат, много сделал для его благоустройства и посвятил вдохновенных строк. В одном из обращений к соотечественникам поэт пишет:
"Ни на минуту ты не покидай свою Родину и не подвергай себя испытанию горечи разлуки с ней".
Навои завещает любить свою страну, посвятить себя ее благоустройству и процветанию. Поэт учит нас тому, что нужно жить в мире и дружбе, дорожить ими:
"Люди мира, знайте, вражда — плохое дело. Живите в мире друг с другом, нет лучшего удела".
Он осуждал завоевательские войны. Стремление к господству над всем миром называл "страхом безумия". Эта идея прослеживается в поэме "Искандерова стена", которая и сегодня может служить предостережением тем, кто претендует на мировое господство. Ее главный герой стремился завоевать все страны суши, острова, океан и даже его дно. Перед смертью он понимает бессмысленность своих устремлений и пишет матери: "Дурные мысли овладели мною. Я стремился завоевать весь мир и думал, что это мое предназначение в жизни. Все это было неправильно. Стремления одержали верх над разумом, и я совершил эти безумные поступки. Был бы прахом у ног твоих и считал бы это царством над всем миром!"
Теме материнства поэт посвятил немало прекрасных строк. Он сравнивает силу материнской любви с морем, которому подвластно превратить каплю дождя, упавшую в раковину, в жемчужину.
Еще одна из заповедей Алишера Навои, обращенная к потомкам, — гуманизм и человеколюбие: "Ты обрадуй меня, осуществив мое желание. А мое желание заключается в том, чтобы ты достиг своего желания". Все творчество поэта, его жизнь направлены на то, чтобы счастливы были окружающие его люди, которых он призывает заботиться не только о собственном благе. "Если ты обеспечен полностью и в таком прекрасном состоянии тысячу лет проведешь всю свою жизнь, это не стоит одного мгновенья, которое ты отдал для достижения цели другого человека". Его назидание не только удивляет глубиной мысли, но и заставляет задуматься.
Академик Каюмов прочел за свою жизнь большое количество лекций о великом поэте. На один из часто задаваемых вопросов: "А не идеализируете ли вы Навои?", — он отвечает словами своего учителя Евгения Эдуардовича Бертельса: "Навои был таким человеком, которого нельзя не идеализировать!"
"Ты спрашиваешь, кто самый лучший человек? Я тебе отвечу, и ты отвергни все сомненья. Самым лучшим человеком является тот, кто наибольшую пользу приносит народу", — одно из сорока высказываний пророка Мухаммеда, переведенных Навои на родной язык и переложенных в поэтической форме. Все свое состояние он, второе лицо в стране, уже в середине жизни отдал в пользу государства и людей. Себе оставил ровно столько, "сколько достаточно одному человеку на одежду и питание".
"Не могут люди вечно быть живыми, но счастлив тот, чье помнить будут имя", — писал Навои. И сегодня спустя пять веков новые поколения на его произведениях учится духовности и нравственности. А ученые всего мира продолжают расшифровывать литературное и философское наследие великого поэта. Им предстоит разгадать еще немало тайн, сокрытых в поэтических текстах, наставлениях.
5.Посмертное признание
Поэт и писатель Бабур высоко ценил творчество Навои и даже пытался вступить с ним в переписку.
Сулейман Великолепный высоко ценил творчество Навои и имел в своей библиотеке манускрипты с его произведениями «Сокровищница мыслей», «Пятерица» и «Спор двух языков».
В честь 500-летия Алишера Навои в 1942 годув Советском союзе были напечатаны почтовые марки.
Произведения Алишера Навои были включены в учебные программы всех школ и медресе Средней Азии в XVI — начале ХХ в.
В 1941 году узбекский писатель Ташмухамедов, Муса написал роман «Алишер Навои».
В 1947 году в Узбекистане был снят фильм «Алишер Навои».
В 1980-е годы в Узбекистане был снят 10 серийный видеофильм «Алишер Навои».
В честь Навои назван город в Узбекистане.
В 1970 году в состав Дальневосточного морского пароходства вошло судно, носящее имя Алишера Навои.
В Ташкенте есть Театр оперы и балета имени Навои, проспект Алишера Навои, станция метро «Алишер Навои».
В стенах зала станции метро установлены панно из сюжетов «Хамсы» Навои и барельеф Навои.
Национальная библиотека Узбекистана носит имя Алишера Навои
Государственный музей литературы имени Алишера Навои Академии наук Республики Узбекистан Самаркандский государственный университет имени Алишера Навои.
В честь Навои назван кратер на Меркурии.
В мире есть несколько памятников Алишеру Навои: в Москве, Навои, Ташкенте, Самарканде, Токио и Баку. В планах — установка памятника поэту в Вашингтоне и Киеве.
Именем поэта названа одна из ведущих к горам улиц Алма-Аты, тогда столицы Казахстана. Также в честь поэта названы, один из проспектов в Киеве и улица в Баку и Ашхабаде.
В 1991 году к 550-летию поэта был выпущен советский юбилейный рубль с изображением Алишера Навои.
В апреле 2007 года в Вашингтоне состоялась конференция «Алишер Навои и его влияние на культурное развитие народов Центральной Азии».
Барельеф в честь Алишера Навои установлен в городе Мазари-Шариф в Северном Афганистане. Памятник Алишеру Навои был установлен в городе Оше.
.
6.Заключение. Гуманистический пафос поэтического языка Алишера Навои обеспечил его поэзии непреходящую значимость.
Заключение:
В результате исследования мне удалось подтвердить гипотезу:
Именно гуманизм произведений Навои позволил ему , выдержав суровые испытания веков, дойти и до нас. Великий и прозорливый поэт верил в могучую силу человеческого разума и совести и, обращаясь к потомкам, говорил:
За темнотой придет сиянье света,
Ты в это верь и будь неколебим...
В результате работы мы убедились, основной чертой положительных героев Навои является подлинный гуманизм. Они относятся враждебно ко всякому насилию над человеческой личностью.
Но гуманизм в понимании Навои – это не мягкотелость, не безрассудная доброта,
а сознательная целеустремленная человечность.
Светлый образ выдающегося гуманиста, просветителя, патриота и борца за справедливость Алишера Навои будет вечно жить в памяти многих поколений, потому что он ясно понимал: высочайший смысл жизни – в служении народу.,
«… из всех богатств высшее — человек”.
Гений Навои был почти универсален: поэт, ученый, музыкант, большой знаток и покровитель архитектуры, живописи и художественных ремесел. Утверждая наиболее прогрессивные идеи времени, А.Навои выдвинулся в ряд выдающихся умов эпохи и вывел узбекскую литературу на мировую арену. Он по праву считается родоначальником узбекской классической литературы.
Уже более пяти веков гениальные творения Навои, воспевая идеи гуманизма, мира, высокие человеческие чувства, прочно занимают достойное место в сокровищнице мировой литературы. Неповторимый поэтический мир гениального поэта и мыслителя — это синтез общечеловеческих идей, думы и чаяния о счастье, поэтому не удивительно, что его произведения до сих пор волнуют умы и сердца наших современников. Они стали источником духовной силы, служат нравственным уроком подрастающим поколениям.
Источники:
Алишер Навои. Собрание сочинений в 10 томах. –Т.: 1968-1970.
Научная литература:
В. В. Бартольд. Мир Али Шир и политическая жизнь, Сб. «Мир Али
Шир», Л., 1928;
А. Ю. Якубовский. Черты общественной жизни эпох Алишера Навои. Сб.
«Алишер Навои», М.-Л., 1946;
А. А. Семёнов. Гератская художественная рукопись эпохи Навои и её
творцы, Сб. «Алишер Навои», М.-Л., 1946;
Е. Э. Бертельс. Навои, Избранные труды, «Навои и Джами», М.,
Изд-во «Наука», 1965.
Э. Р. Рустамов. Страници из биографии Алишера Навои, Краткие
сообщеная ИНА, вып. 63, ИВЛ, 1963;
А.К. Боровков.Алишер Навои как основоположник узбекского
литературного языка. В сб.: Алишер Навои. – М.,Л.: 1946;
А.Саади. Творчество Алишера Навои как высший этап узбекской
классической литературы. – Т.: 1945-48;
Журнал «Народный Депутат» / 2013 — 95
Приложение 2
АФОРИЗМЫ И ВЫСКАЗЫВАНИЯ И СТИХИ АЛИШЕРА НАВОИ:
***
Словами можно смерть предотвратить,
Словами можно мертвых оживить.
***
Развязность языка сама себя корит, рождает сотни бед, несчастий и обид.
***
Правдивость речи хороша и гладкость,
Но как прекрасна слов правдивых краткость.
***
Чем жив, кто дружбы не познал святой?
Подобен он жемчужнице пустой.
***
Кто посвятит свою жизнь служению науке,
того имя и после смерти будет бессмертным.
***
Имеющие терпение способны создавать
шелк из листьев и мед из розовых лепестков.
***
Пройти мир и остаться несовершенным — это то же,
что выйти из бани невымытым.
***
Когда корысть звучит в словах, не верь
Ни лести женщины, ни проискам мужчины.
***
Милее книги в мире друга нет.
***
Глаза в песочные часы я превратить бы мог -
Из глаза в глаз пересыпать прах от любимых ног.
***
Горящий уголь без щипцов руками не возьмешь,
Скалу киркой не раздробив, алмазов не найдешь.
***
Далекий дым, а не манящий свет
Холодной ночью - поводырь скитанья.
Не так ли, заглушив соблазн, аскет
Находит радость в твердом воздержанье?
***
Два мира примирить в себе, о друг, нам не дано:
Две лодки схватишь за борта - потонешь все равно.
***
Заводишь речь - скажи лишь половину:
Навьешь словес - и жалкий будет вид!
Когда паук накрутит паутину,
Он в ней и сам как пойманный висит.
Приложение.1
Исследовав лексику гуманистического содержания в поэме, я сделал вывод о частотности использования слов и их значении.
Любовь к Родине(4 раза) — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы.
Добро(12 раз) — общее понятие морального сознания, категория этики, характеризующая положительные нравственные ценности.
Любо́вь(4 раза) — чувство, свойственное человеку, глубокая привязанность к другому человеку или объекту, чувство глубокой симпатии.Любовь — одна из фундаментальных и общих тем в мировой культуре и искусстве.
Справедли́вость(4 раза) — понятие о должном,содержащее в себе требование соответствия деяния и воздаяния.Является одной из основных категорий этики. Как черта характера, считается добродетелью.
Душа́(9 раз) — сложное понятие из области философии и религии.Согласно многим идеалистическим, дуалистическим философским направлениям и религиозным течениям, душа человека — бессмертная субстанция, нематериальная сущность, в которой выражена божественная природа его личности, дающая начало и обуславливающая жизнь, способности ощущения, мышления, сознания, чувств и воли, противопоставляемая телу.
Совесть(3 раза) — способность личности самостоятельно формулировать нравственные обязанности и реализовывать нравственный самоконтроль, требовать от себя их выполнения и производить оценку совершаемых ею поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности.
Сча́стье(3 раза) — состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворённости условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого назначения.
Му́дрость(4 раза) -это:
1)свойство человеческого разума, характеризующееся степенью освоения знаний и подсознательного опыта и выражающееся в способности уместного их применения в обществе, с учётом конкретной ситуации.
2)в философии — один из измерителей степени познания окружающего мира, обсуждаемый, как правило, в контексте стремления к углублению этого познания как специфического свойства человеческого интеллекта.
Любовь к Родине(4 раза) — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы.
Рецензия
Данная работа посвящена изучению творчества Алишера Навои. В ней представлен краткий экскурс в жизненный и творческий путь поэта , а также в мир поэтического языка, который на самом деле беспределен. Автор работы хорош знаком с биографией Алишера Навои, что позволило ему отобрать для своей работы только самое основное. Знакомство с творчеством позволило сформировать личное отношение к идейно-тематическому содержанию такого непростого произведения как «Пятерица».Подбор примеров иллюстрирующих основные взгляды и идеи ,подтверждает глубокую степень освоения материала.
Погружение в творческую мастерскую поэта обогатило представление автора о гуманистическом пафосе поэзии Алишера Навои.
Исследуя лексический пласт гуманистического содержания в поэме, приходит к выводу, что именно он обеспечил поэзии столь долгую память и непреходящую значимость.
Даже краткое знакомство с сокровищницей поэтического языка Алишера Навои духовно обогащает. Работа представляет интерес и имеет практическое значение.
Рисуем кактусы акварелью
Интересные факты о мультфильме "Моана"
Зимовье зверей
Самарские ученые разработали наноспутник, который поможет в освоении Арктики
Хрюк на ёлке