"Цветопись" в поэзии Сергея Есенина
Вложение | Размер |
---|---|
tsvetopis_v_poezii_s.esenina.doc | 135.5 КБ |
Открытая
Международная
научно-исследовательская
конференция
старшеклассников и студентов
«Образование. Наука. Профессия»
Секция Литературоведение
Цветопись в поэзии Сергея Есенина
Можиловская Евгения
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Самарской области
«Отрадненский государственный техникум»
Научный руководитель:
Иванова Джульетта Ванцетьевна,
преподаватель русского языка и литературы
г. Отрадный
2016
СОДЕРЖАНИЕ
I. | Введение | 2 |
II. | История вопроса | 3 |
2.1. | Обоснование | 3 - 4 |
2.2. | Анализ стихотворения «Отговорила роща золотая» | 4 - 5 |
III. | Символика цвета | 5 |
2.1. | Использование частей речи в поэтической речи | 5 - 7 |
2.2. | Символическая характеристика и функции любимых цветов Есенина | 7 - 14 |
IV. | Динамика цветописи в творчестве С.Есенина. | 14 |
4.1. | Ранний этап творчества С.Есенина (1910 – 1916 гг.) | 14 - 15 |
4.2. | Второй этап жизни и творчества | 16 |
4.3. | Третий этап жизни и творчества – поездка за рубеж | 16 |
4.4. | Четвертый этап жизни и творчества | 17 |
4.5. | Последний этап жизни и творчества | 17 |
Заключение | 17 | |
Список использованной литературы | 18 |
Дар поэта – ласкать и карябать,
Роковая на нем печать.
Розу белую с черной жабой
Я хотел на земле повенчать.
С. Есенин.
I. Введение
Когда входишь в картинную галерею, то взору предстает множество различных полотен, на которых художники выразили свое видение мира. Это пестрые и яркие картины природы или тихие и спокойные лица людей. Но всех их объединяет одно — цветовая палитра. Художник сначала берет в руки краски и кисть и потом начинает творить. Так рождаются полотна, полные чувств и эмоций. Но картины может создать не только художник, но и поэт. Его лирические произведения с помощью словесной кисти передают все оттенки размышлений творческого человека о мире, в котором он живет. Таким даром обладал С. А. Есенин, который представил в своей поэзии цветовую гамму чувств и эмоций, создав свою символическую цветопись.
Выбор темы связан с моим интересом к «цветным» стихам Сергея Есенина. Мне захотелось узнать, как рождается цветопись, каково значение символики цвета, какие цвета он предпочитает, и как они отражают образные представления поэта о мире.
В процессе работы над рефератом я изучила критические статьи ученых, исследователей творчества С.А.Есенина, материал о цвете.
Объектом моего небольшого исследования являются поэтические тексты Сергея Есенина, которые были избраны по признаку наличия в них цветообозначения.
Предметом исследования являются особенности проявления и функционирования цветописи, а также выявление специфики воплощения цветописи в поэзии С. Есенина.
Цель моей работы - изучить поэзию С. Есенина, выявить особенности функционирования цветописи в поэтическом мире С. Есенина в соответствии с темой реферата.
Перед собой поставила ряд задач:
- изучить цветопись и ее функционирование в поэзии Есенина,
- определить функции цветописи в творчестве Есенина,
- показать способы построения и передачи образных представлений Есенина в создании цветообразов,
- проследить динамику развития цветописи на всем творческом пути поэта.
В работе я рассмотрю цветопись как структурный элемент образного сознания С.Есенина; как смысловой центр, объединяющий все уровни текста и способствующий реализации авторского замысла; ее многофункциональность; динамику развития цветовой палитры в определенных периодах творчества поэта.
II. История вопроса
2.1. Обоснование
Проблема цвета и цветописи сопровождает человека на протяжении всей его многовековой истории. Физическое обоснование этой проблемы заложил И. Ньютон, сообщив, что солнечный свет разлагается на ряд цветовых компонентов, образуя видимый спектр. Давние корни имеет философское обоснование проблемы цвета и цветописи. На нее обратил внимание еще Аристотель
Большое значение для понимания роли цветописи в контексте мировой культуры имела философия О. Шпенглера, утверждавшего, что цвет выражает душу культуры и является составляющей национальной картины мира.
Заметный шаг в изучении смысловой модели цвета сделал М. Люшер. Он писал, что цвет можно представить в виде цветовой пирамиды, в основание которой он помещал физиологические реакции, связанные с эмоциональным состоянием человека, а верхние уровни связывал с потребностями и особенностями жизненного стиля личности. Следовательно, цвет несет в себе и эстетическую нагрузку.
Одним из тех, кто обратил на это внимание, был И. В. Гете. О больших возможностях эстетики цвета писал В. Кандинский. Каждый цвет, по его мнению, не только может претендовать на воплощение внутреннего мира человека, но и имеет присущую ему духовную ценность.
Таким образом, рассматривая цветообразный мир поэта, можно через цветопись приблизиться к пониманию образа автора, его художественного мышления.
Сергей Есенин - выдающийся поэт XX столетия. Его талант сыграл большую роль в развитии поэтического стиля своего времени. Художественная лира Есенина щедра на краски, а словесная кисть способна передать тончайшие оттенки родной природы и движения человеческой души.
В поэтической образности С.Есенина важное место занимает цветопись. Владение этим искусством досталось как драгоценное наследство от русской народной поэзии. Но главным учителем и кладезем цветовой гармонии для поэта была русская природа.
Он постоянно обращается к ней, когда высказывает самые сокровенные мысли о себе, о своем месте в жизни, о своем прошлом, настоящем и будущем. «На душе лимонный свет заката и сирени шелест голубой», — писал Есенин в минуты успокоения. «Скоро мне без листвы холодеть», «Языком залижет непогода прожитой мой путь», — говорил он в час горьких раздумий. Изображение собственных переживаний через картины русской природы естественно приводило к очеловечиванию природы: «Отговорила роща золотая березовым веселым языком», «Спит черемуха в белой накидке», «Где-то на поляне клен танцует пьяный», «Зеленокосая, в юбчонке белой стоит береза над прудом...».
Такой принцип изображения приближает природу к человеку, заставляет особенно полюбить ее. У русской природы Есенин позаимствовал и многие краски своей поэзии. Он не просто копирует их, каждая краска имеет свой смысл и содержание.
Для Есенина природа – это вечная красота и вечная гармония мира. Нежно и заботливо, без какого-либо внешнего нажима, природа, по его мнению, врачует людские души.
2.2. Анализ стихотворения «Отговорила роща золотая» С. Есенина
Хочу отметить в этом плане стихотворение Сергея Александровича “Не жалею, не зову, не плачу... ”
Стихотворение начинается с тройного отрицания:
Не жалею, не зову, не плачу,
Всё пройдёт, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.
В этих строчках поэт противоречит себе. Он говорит: «Не жалею, не зову, не плачу... », но на самом деле ему грустно и тяжело прощаться с молодостью. Осыпаются белые цветы с яблонь, пролетели годы юности. Белый цвет ассоциируется с чистотой и непорочностью и символизирует молодость.
Но в этой же строфе встречается золотой и ярко-жёлтый цвет. Он противопоставляется белому. Золотой у Есенина – символ осени, увяданья. Он говорит о краткости красоты жизни. Общее грустное настроение прослеживается и в следующей строфе. Поэта не столько волнует утрата молодости, сколько угасание чувств, охлаждение сердца. Поэту тяжело принять это увяданье. Он восклицает:
О моя, утраченная свежесть,
Буйство глаз и половодье чувств.
Не будет больше той юношеской энергии, любви и жизнерадостности. Прошла молодость, и поэт стал другим во всем.
Я теперь скупее стал в желаньях
Жизнь моя? Иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.
В этой строфе вижу яркий цветовой акцент - розовый. Казалось бы, розовый цвет маловыразительный, промежуточный, несколько разбавленный. Но Есенин умело пользуется этой краской, придаёт ей необыкновенно выразительную силу. В образе розового коня на первый план выдвигается символическое истолкование - несбыточные мечты о прекрасном и идеальном. Благодаря мастерству поэта эпитет «розовый» теряет будничную окраску, передавая юношескую романтическую мечтательность и восторженность. Поэтическая мысль стихотворения движется от дисгармонии и безысходности к умиротворению.
Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льётся с клёнов листьев медь…
Будь же ты вовек благословенна,
Что пришло процвесть и умереть.
Здесь мы видим ещё один цветовой акцент – медный. Он приближен к золотому, но всё же имеет другой смысл. Поэт смирился с тем, что к нему приходит старость, тихая, льющаяся, как медные листья с клёнов. Есенин как бы сравнивает себя с деревом. В его жизни так же была пора цветения – молодость. И так же неизбежно приходит увядание. Но такова жизнь, и люди, и растения подчиняются одним законам.
III. Символика цвета
2.1. Использование частей речи в поэтической речи
Анализ лексики цвета в поэзии С.Есенина показывает, что цветопись стала отличительным признаком поэзии поэта. У Есенина больше прилагательных, чем других частей речи, значит, для него важнее было качество предмета. Так в исследованиях П.В. Перелыгина представлена информация процентного соотношения частей речи в текстах стихов: прилагательные – 75%, существительные – 17 %, глагол – 6%, причастие – 1%, наречие – 0,6%, деепричастие – 0,2%.
С. Есенин использует огромное количество имен прилагательных для обозначения цвета. Типично для палитры поэта использование прилагательных красного оттенка: красный, алый, розовый, багровый, багряный. Для обозначения цветов желтого тона появляются жёлтый, золотой, злачный, лимонный. Реже поэт использует малиновый, маковый, вишневый, рдяный, огненный, огневой, кровавый.
Часто поэт соединяет прилагательные, обозначающие два цвета: красный и желтый - получается рыжий, ржавый, медный:
Тихо в чаще можжевеля по обрыву.
Осень, рыжая кобыла, чешет гриву
или:
Я на всю эту ржавую мреть
Буду щурить глаза и суживать.
Нередко вместо полной формы имен прилагательных поэт использует краткую форму, встречающуюся в стилизованных народных произведениях.
Погадала красна девица в семик.
Расплела волна венок из повилик.
или:
Не белы снега по-над Доном
Заметали степь синим звоном.
Иногда в поэтическом тексте присутствуют сложные прилагательные, дающие качественную характеристику явления, предмета.
О чудотворец! Широкоскулый и красноротый…
При чтении стихов С.Есенина отмечаешь употребление имен существительных женского рода колоративной лексики: синь, зелень, бель, чернь, темь, смоль, муть, хмарь, ржавь и др.
Там синь и полымя воздушней
И легкодымней пелена
или
Кадила темь, и вечер тощий
Свивался в огненной резьбе
Эти лексемы цветописи поэт использует широко и разнообразно, с невероятной эмоциональностью. Эти имена существительные образованы безаффиксным способом обычно от имен прилагательных, реже от глаголов и совсем единичны случаи от имен существительных. Лексическое значение таких существительных обозначить отвлеченный признак, в приведенных цитатах - цветовой.
Каждый вечер, как синь затуманится,
Как повиснет заря на мосту,
Ты идешь, моя бедная странница,
Поклониться любви и кресту.
Эти существительные третьего склонения имеют в литературном языке определенную сферу применения - художественная речь. В стихах С.Есенина они используются как поэтизмы.
В лирических стихотворениях С.А. Есенина присутствуют глаголы, имеющие цветовое значение. Факт наличия таких глаголов не менее любопытен, чем прилагательные и существительные. В стихах нет какой-либо определенной формы глагола.
а) возвратные глаголы несовершенного вида:
Серебрится река.
Серебрится ручей.
Серебрится трава
Орошенных степей
или
Одна, как прежняя, белеется гора.
б) глаголы несовершенного вида настоящего времени единственного и множественного числа
Только видно на кочках и впадинах,
Как синеют кругом небеса
или
Не твоя ли шаль с каймою
Зеленеет на ветру?
или
Пусть снова финский ножик
Кровавит свой клинок;
в) глаголы прошедшего времени
У плетня на косогоре
Забелел твой сарафан
г) действительные причастия настоящего времени, например:
Бреду и чую яровое
По голубеющей воде
2.2. Символическая характеристика и функции любимых цветов Есенина
2.2.1. Белый цвет
Белый цвет - символ чистоты, истины, невинности и жертвенности или божественности, может иметь негативные значения - страх, капитуляция, холодность. Есенин использует белый цвет для характеристики предметов, явлений, имеющих постоянный цвет. Он ассоциируется с зимой, снегом, морозом, березой, весенним цветеньем растений, окрасом животных и птиц, природных явлений, соотносимых с белым цветом.
«Снег…ложится белой пеленой»
«Уплывала лебедь белая»
«Белая береза под моим окном»
Значение белого цвета у Есенина имеет положительный оттенок, ассоциируясь с картинами праздника, чистоты, радости. Однако, если в строках поднимались темы бренности человеческого бытия или были связаны с печальными событиями жизни, тогда белый приобретал отрицательное свойство.
Через контрастные прилагательные белый - черный поэт выражает раздумья о своей жизни. Это характерно для цикла «Москва кабацкая», когда он болезненно ощущает разрыв между той средой, в которой оказался, и поэтическим вдохновением, например:
Дар поэта - ласкать и карябать,
Роковая на нем печать.
Розу белую с черной жабой
Я хотел на земле повенчать
или:
Вижу сон. Дорога черная.
Белый конь. Стопа упорная.
2.2.2. Черный цвет
Черный цвет у поэта не имеет практически положительной характеристики. Причем этот цвет преобладает при отсутствии других цветов.
«Здравствуй, ты моя черная гибель,
Я навстречу к тебе выхожу».
Вместе с тем, когда черный выступает с белым цветом или светом, его присутствие ослабевает, и картины, нарисованные поэтом, не так печальны.
2.2.3.Синий цвет
Анализ поэтических текстов С. Есенина показал, что в его цветовой палитре доминирует синий цвет и его оттенки (бесконечность, вечность, истина, вера). Синий и голубой цвет наиболее часто встречаются в русской природе, в поэзии Есенина они связаны с образом России. Для него синий - это символ всего высокого, божественного, что он ощущал в себе и в людях. В творчестве поэта синий цвет нашел отражение, сочетаясь с образами неба и речной (морской) поверхности.
« На небесном синем блюде»
«В синеющий залив упала смоль качающихся грив»
Синий цвет также ассоциируется у поэта с поверхностью лесов, полей, лугов: «заголубели долы», «сини горы». Есенин использует синий цвет для создания яркого и красочного образа. Голубой цвет передает радостное ощущение простора и свободы: «голубое поле», «голубые двери дня», «голубая звезда», «голубая Русь...».
В ранней поэзии С.Есенина, еще спокойной и безмятежной, преобладают голубые и зеленые тона, перемежающиеся с белым снегом черемухи. Сама Русь, величавая и неторопливая, шагнула на страницы есенинской лирики. Она еще спящая, безмятежная, освещенная золотыми лучами месяца.
Я не скоро, не скоро вернусь!
Долго петь и звенеть пурге,
Стережет голубую Русь
Старый клен на одной ноге.
Временами поэта заполняет половодье воспоминаний, в его лирике зелено-голубые краски и их нежность переполняют его стихи. Он безмерно любит свою убогую Русь.
2.2.4. Зеленый цвет
Зеленый цвет в основном также имеет положительный смысл, ассоциируется с жизнью растений, весной, молодостью.
«По кустам зеленым лугом»
«Не ходи ты ко мне под окно
И зеленой травы не топчи»
Есть примеры, когда зеленый цвет связан с водой или дождем, описанием глаз, одежды, различных зданий.
2.2.5. Желтый цвет
Желтый цвет – наиболее противоречивый по символике: от положительного смысла до негативного. В стихах поэта в использовании желтого существует определенный паритет.
«Весной и солнцем на лугу обвила желтая дорога»
«Весна на радость не похожа,
И не от солнца желт песок»
Однако у Есенина прослеживается связь с группой образов (солнце, луна, облако, цвет волос), соотносящихся с желтым цветом. Есть сочетание двух цветов - это желто-золотой, которым поэт мастерски окрашивал свое поэтическое творчество. «Луна под крышей, как злат бугор», «Мне снились реки златых долин», «Хвойная позолота». Для поэта желтый это не цвет осени и увяданья – например, желтой палитрой поэт даже рисовал свой автопортрет: «Эти волосы взял я у ржи». Однако в некоторых стихах желтый становится цветом горечи и беспросветности. И когда в ранних, пока весёлых и лёгких стихах звучит тема погибшей души, появляется горький желтый цвет:
Весной и солнце на лугу
Обвита желтая дорога,
И та, чьё имя берегу,
Меня прогонит от порога.
Желтая дорога у поэта - дорога в никуда.
2.2.6. Золотой цвет
Сам по себе золотой цвет в творчестве С.Есенина играет большую роль. Это связано с символикой благородного металла, ассоциируется с Солнцем, божественным началом, даже признаком царской власти. Золотой – это правда, гармония, мудрость, слава, великолепие и богатство. Все эти ассоциации нашли отражение в поэзии Есенина - с образами солнца, атрибутами православной культуры, восхищением мира природы, освещаемым солнечным светом.
«Лучи ярко-золотые»
«О солнце, солнце, золотое»
«Хорошо бы прижаться к золотым иконам»
Вместе с тем у него есть несколько сквозных образов, не вписывающихся в традиционную схему символики золотого. Это образы луны, России (ее просторов), лирического героя поэта, его возлюбленной, поэтического творчества.
2.2.7. Красный цвет
Красный цвет (с его оттенками) в поэзии Есенина выражен очень ярко и занимает одно из лидирующих мест цветовой палитры автора. Красный цвет символизирует активность, жизнь, огонь, войну, опасность, революцию, любовь и радость. У поэта красный цвет – это цвет природы, сильнейших эмоций, захватывающих его при виде заходящего солнца и зарождающего дня, сверкающих в ночи звезд, восхищения совершенством и красотой природного мира.
«Там, где капустные грядки «Гаснут красные крылья заката»
Красной водой поливает восход» «В саду горит костер рябины красной»
Этот любимый Есениным цвет всегда обозначает в его поэзии девственную чистоту, незапятнанность и непорочность чувства. «Выткался на озере алый свет зари...». Розовый цвет символизирует юность, «свежую розовость щек», «помыслы розовых дней...» Незабываем «розовый конь» Есенина. В цветовом отображении мыслей и чувств кроется одна из причин эмоционального воздействия лирики Есенина. «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине.
2.2.8. Серый цвет
Серый цвет напрямую связан с символикой безразличия, смирения, болезни, ненужности, отречения. Негативными эмоциями, одиночеством, тоской наполнены стихи, когда в них присутствуют мотивы осени, низкого неба, промозглого ветра и дождя.
«Я усталым таким еще не был.
В эту серую морозь и слизь»
«Водянистая серая гладь»
Если же поэт рисует картины тихого течения жизни. Любимые сердцу пейзажи российской глубинки, тогда в сером цвете нет терзания мысли, ощущение безысходности, наоборот удовлетворение окружающим миром.
2.2.9. Серебряный цвет
Менее в цветовой палитре Есенина представлен серебряный цвет, издревле ассоциировавшийся с луной, мудростью, таинственностью. Есенин не выходит за рамки символизма этих понятий. В стихах – свет луны, травы с каплями росы, блестящий снег. Стихи пронизаны восхищением мира природы, его совершенством и красотой.
«Луна все вокруг серебрит»
«Горят серебряные росы»
2.2.10. Фиолетовый цвет
Символика фиолетового цвета – умеренность, духовность, скромность, чувственность. У поэта он ассоциируется с приятными мгновениями, состоянием счастья и покоя, душевного равновесия.
«И горит в парче лиловой облаками крытый лес»
«Благословенны на земле сиреневые ночи»
2.2.11. Коричневый цвет
Коричневый цвет (карий) у Есенина стоит на последнем месте. Он нашел ему употребление в связи с образами берез и цвет глаз.
«Злой октябрь осыпает персты
С коричневых рук березы»
«Глазенки мои карие и щечки не плохи».
Причина такого невнимания поэта к коричневому цвету лежит в символике этого цвета.
Подобно шишкинскому лесу или левитановской осени, мне бесконечно дороги и близки и «зеленокосая» есенинская березка - самый любимый образ поэта; и его старый клен «на одной ноге», стерегущий «серебряную Русь», и цветы, низко склонившие в весенний вечер к поэту свои головки.
Поэтический дух Есенина напрямую связан с настроением поэта, общим состоянием окружающего его мира. Со зрелостью и мудростью он связывает багрово-красные и золотисто-оранжевые тона.
Отговорила роща золотая,
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
Не обагрят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадет трава,
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.
Действительность отрезвила поэта, показала разные стороны жизни. На смену безмятежной юности пришла зрелость, опыт и первые горькие разочарования. И отныне в его стихах преобладают красно-бордовые оттенки, цвета, политые золотым дождем солнечных лучей или осенним листопадом.
2.2.12. Малиновый цвет
Когда надо придать пейзажу звучность, Есенин употребляет малиновую краску:
О Русь - малиновое поле
И синь, упавшая в реку.
Синее небо, цветная дуга,
Тихо степные бегут берега,
Тлеется дым, у малиновых сёл.
Однако эту краску он использует крайне редко и бережливо, заменяет малиновые земли другими цветами:
«Там, где капустные грядки
Красной водой поливает восход
Кленёночек маленькой матке
Зелёное вымя сосёт».
или
«Выткался на озере алый свет зари».
Малиновый цвет врывается в поэзию С.Есенина ярким мазком, хотя этот насыщенный цвет не типичен его поэзии, чаще всего поэт пользуется другими красками.
2.2.13. Контраст белого и черного.
Использование контраста белого и черного было характерно для древнерусской литературы, где белый цвет использовался для обозначения всевозможных дел и побуждений и чёрный - для показа злых сил. Такая символизация цветом была обычной в Древней Руси. Эту традицию впитал в свою поэзию Есенин. Наиболее ярко это демонстрируется в поэме «Чёрный человек», где всё страшное, злое отношение к душевному миру человека, его переживаниям олицетворяется в чёрном подобии человека. Белым цветом поэт раскрашивал месяц над крышей, гладь реки, и лунный луч у Есенина - как «белоснежное перо».
Белый и черный цвета символизировали для поэта зрелость, которую он сравнивал с осенью года. Это красивая и яркая пора, но она грустна, так как за ней идет зима - старость с контрастными белым и черными тонами. Есенин редко пишет белым, но всегда по белому. Поэт любит следить за тем, как цвет меняется, струится, движется, в зависимости от характера освещения. Гладью воды пользуется как палитрой, где совместив отраженья можно получить необходимый цвет.
Функционирование цветописи в поэзии
В своем творчестве Сергей Есенин демонстрирует новое отношение к цвету. В некоторых его стихотворениях нет ни одного чёткого контура. Очертания стогов так не ясны, что их можно принять за силуэты церквушек. Размывая линию, Есенин цветом выделяет нужные ему детали: смутная желтизна ила, жёлтые поводья месяца.
Есенин мог использовать и такой прием: как художник, он размывал на холсте стиха цвета, убирал четкие линии и позволял цветам переходить друг в друга. Так в стихотворении С.Есенина «Дымом половодье» общим фоном является желтый, который затем переходит в рыжий, а заканчивается стихотворение в черных и темно-синих тонах.
«Жёлтые поводья
Месяц уронил»
………………….
«Церквами у прясел
Рыжие стога»
……………………..
«Чёрная глухарка
К всенощной зовет.
Роща синим мраком
Кроет голытьбу».
В поэзии Есенина цвет имеет и символическое значение: «красный конь» как символ революции или «черный конь», всегда несущий смерть. Также Есенин может создавать один цвет из множества оттенков:
Желтый: рыжие щенята, ржаной закут, золотящиеся рогожи, золотые глаза. («Песнь о собаке»).
Красный: багряные кусты, розовый закат.
Одним словом, дело не только в ярком цвете. Как художник, Есенин оказался намного сложнее. Его открытие состояло в том, что цветовой образ мог вбирать в себя сложное определение мысли. С помощью слов, соответствующим краскам, он сумел передать тонкие эмоциональные оттенки, изобразить интимные движения души.
Поэт использовал цветовую палитру для передачи различных настроений, романтической одухотворённости, придавал свежесть образам. Если пейзаж обычный, свет и тени не захватывают воображение, нет волнующих картин, поэт мощно и решительно представляет новые краски. Синее, голубое, алое, зелёное, рыжее и золотое играет и сверкает в его стихах.
Любовь к чистым и ярким краскам - свойство наивного, неиспорченного цивилизацией сознания, по мнению Потебни. Обладая таким образным сознанием, поэт Сергей Есенин углубил цветовосприятие тончайшими впечатлениями от реального мира.
IV. Динамика цветописи в поэзии С. Есенина
4.1. Ранний этап творчества (1910-1916 гг.)
Конечно, творчество Есенина очень противоречивое и неоднородное, порой беспросветно грустное и безысходное, порой жизнерадостное, бодрое и смеющееся. Кажется, что именно в лирике выражено все, что составляет душу есенинского творчества.
Цветопись в разные периоды творчества поэта претерпевала изменения. У Есенина на раннем этапе его творчества цвет еще не играл той роли, что была присуща ему позднее. Образы света и тьмы, обращенные как к предметам объективной действительности (образам луны, солнца, звезд), так и духовному миру человека «от луны свет большой прямо на нашу крышу», «снова мрак и разбитые грезы». Красный связан с образом зари, синий - с образом неба и цветом глаз персонажа, серебряный - поверхностью воды, травы, золотой - лучами луны и солнца Настрой стихотворений, где присутствуют эти цвета, позитивный. Лирический герой восхищается окружающим миром, восходом солнца, светом луны, бездонностью неба, «загорелась зорька красная», «роща синим мраком кроет голытьбу».
4.1.1. Московский период (1913 – 1914 гг.)
В московском периоде раннего этапа творчества Есенина (1913 - 1914 гг.) цвет активно участвует в формировании словесной ткани произведений, помогая читателю понять авторское отношение к описываемому явлению. Вместе с тем, краски еще находятся в зависимости от фольклора. Ведущее место в палитре занимает белый цвет, характеризующий мир растений, животных, небесной сферы и вызывающий светлые эмоции «белая береза под моим окном», «белоснежная лебедушка». Часто используется синий цвет, ассоциирующийся с образом небес, где сокрыта незримая сила, духовный свет - «на небесном синем блюде», «понеслись удары к синим небесам». Красный присутствует в основном в сочетании с образом зари и обладает положительной семантикой, например: «подымалась красна зорюшка», «я молюсь на алы зори». Если тьма выступает у поэта в роли таинственной сферы - эти образы вызывают негативные эмоции и чувство страха. Если же признак «темный» является эпитетом к явлениям природы, подобного не ощущается - «из-за леса, леса темного, подымалась красна зорюшка». Черный цвет символизирует потери, горе лишь в соединении с фольклорными параллелями «понакаркали черные вороны грозным бедам широкий простор», «надвигалась туча черная».
4.1.2. Петроградский период (1915 – 1916 гг..
В Петроградский период этого этапа (1915-1916 гг.) цвет прочно вошел в число изобразительных средств. Ведущее место занимает синяя краска, ассоциируясь с образами неба и цветом глаз персонажа: «синее небо, цветная дуга», «нелегка моя кошница, но глаза синее дня». Этот цвет у поэта связан с духовным началом.
Красный цвет стал заметнее. Это уже не только образы зари, заката, но и одежда, украшения, цвет губ, растительный мир, например, «о красном вечере задумалась дорога», « у ней губы краснее малины», «белая свитка и алый кушак». Синий и красный обладают позитивной символикой.
К цветообразу тьмы Есенин относится спокойно. «За темной прядью перелеска, в неколебимой синеве ягненочек кудрявый - месяц гуляет в голубой траве». Белый цвет характеризует цвет заснеженного поля, окрас животных, цвет строений, соотносится с такими понятиями, как день, сумрак, луна, роща и др.- «раскинулся узорно над белым полем багрянец», «не тоскуй, моя белая хата».
Заметен образ света. «А ты из светлого рая, в ризах белее дня», «рудою солнца посеян свет». Зеленый - это уже не только цвет растительности, но и цвет вечера, неба, воды, жизни - «в холмах зеленых табуны коней», «неба зеленый песок», «в зеленый вечер под окном на рукаве своем повешусь».
4.2. Второй этап жизни и творчества (1917 – 1922 гг.)
На втором этапе творчества Есенина в период «революционного» творчества поэта синий цвет продолжает лидировать. Сейчас это цвет-символ, связанный с Россией - ее просторами, лугами, реками. Теперь у Есенина синим или голубым цветом может быть равнина, вечер, мгла, поле, покой, радость, степь, Русь. «Я покинул родимый дом, голубую оставил Русь».
Золотой цвет также востребован поэтом. Это связано с надеждами на переустройство мира «земля моя златая», «я сегодня снесся, как курица, золотым словесным яйцом».
В связи с этим внимание уделяется красному цвету - цвету деятельного начала «заря молитвенником красным пророчит благостную весть», «зарево красных зарниц».
Образ света подчинен библейской тематике, которому противостоит мрак - обитель зла - «зреет час преображенья, он сойдет, наш светлый гость». Аналогичной семантикой обладают белый и черный цвета.
4.2. Второй период этого этапа - период поездок по стране (1920-1922 гг.) отмечен двумя цветами - желтым и черным. Контекст произведений в целом и отдельных цветообразов негативен: «Ежедневно молясь на зари желтый гроб», «здравствуй ты, моя черная гибель». В стихах доминируют мотивы предательства, сожаления о потраченных понапрасну годах, о наступлении всеобщего зла.
4.3.Третий этап жизни и творчества Есенина (1922— 1923 гг.)
Поездка за рубеж стала следствием стремления сбросить груз накопившихся разочарований и обрести новые силы. Присутствие в стихах синего, красного, золотого, желтого цветов, света говорит о потребности автора в успокоении, свободе. «Май мой синий, июнь голубой», «в сердце снов золотых сума», «гармоники желтая грусть». Наряду с этим у него бушует океан страстей. Эмоциональный настрой стихов печален, полон сожалений о прошедших днях, утраченной молодости.
4.4. Четвертый этап жизни и творчества (конец 1923 – середина 1925 гг.)
Четвертый этап жизни и творчества Есенина делится на два периода.
4.4.1. Конец 1923 – начало 1924 гг.
Первый период определен рамками – (конец 1923 - начало 1924 гг.) Нравственный кризис продолжается и после возвращения в Россию. Отсюда образы, как «свет и покой мертвеца», «темная сила», «темь и жуть», но поэт находит выход и спасение в любви к той России, которая сохранилась в его памяти. В творчестве она выглядит идеальной и почти нематериальной, где над избушкой матери струится «несказанный свет», где жила «девушка в белом» и «широкий месяц над голубым прудом». Поэт часто использует синий и голубой цвета, олицетворяющие Россию. Теплоты и любви добавляют золотой, желтый, белый и сиреневый цвета. Однако поэт понимает, что вернуть ничего нельзя.
4.4.2. Пребывание С.Есенина на Кавказе
Второй период этого этапа связан с пребыванием Есенина на Кавказе (конец 1924 - середина 1925 гг.) Произведения этого времени наполнены жизнерадостными красками, мягким светом луны, позитивной энергии, вливающейся в душу поэта «лунным светом. Гармонией покоя накладывается на рану нравственных терзаний бальзам синего цвета, соединяясь с образами России, весеннего вечера, прозрачного воздуха, романтических мечтаний. «Тихий ветер», «Вечер сине-хмурый», «Несказанное, синее, нежное». Блеска и теплоты солнца, приятного холода луны добавляют золотой и желтый цвета «золото холодное луны», «месяца желтая прелесть».
Красного цвета нет, присутствует розовый цвет, которому вторит умеренность, раскаяние и сдержанность сиреневого цвета, например: «красной розой поцелуи веют, лепестками тая на губах», «вовек благословенны на земле сиреневые ночи». Но есть и негативные эмоции, сочетающиеся с образами тьмы, черным цветом, олицетворяющими у поэта силы зла, беды, несчастья - «в голове болотный бродит омут, и на сердце изморозь и мгла», «облезлый клен своей верхушкой черной гнусавит хрипло в небо о былом».
5.1. Последний этап творчества (конец 1925 года)
В последние месяцы творчества Есенина синий цвет слегка сглаживает противостояние черного и белого цветов, света и тьмы. Он только ослабляет эмоциональную опустошенность, позволяя памяти вернуться назад, когда Есенин был счастлив, весел, полон надежд, потому что почти все цветообразы синего связаны с прошлым поэта, редко с настоящим и никогда с будущим. «Сердце остыло и выцвели очи. Синее счастье. Лунные ночи», «Кто я? Что я? Только лишь мечтатель, синь очей, утративший во мгле».
Черный цвет, ярко представленный в «Черном человеке», поглощает мрачностью и безысходностью другие краски, отказывая герою поверить в возможность существования цветного мир.
Образ света на заключительном этапе - это свет луны, холодный и унылый. «Сверху озябшая светит луна», «Ах, луна влезает через раму, свет такой, хоть выколи глаза» и лишь иногда «ласкающий и тихий».
Белый символизирует страх, пустоту и бледность смерти, о чем говорят сочетающиеся с ним образы «кажется мне - осыпаются липы, белые липы в нашем саду», «снежная равнина, белая луна, саваном покрыта наша сторона».
Таким образом, на разных хронологических отрезках жизни и творчества С. Есенина цвет красок менялся, что свидетельствует не только о динамике образного мира, но и об изменениях в мироощущении поэта, движении его от оптимистического к пессимистическому мировосприятию.
V. Заключение
В процессе работы над рефератом пришла для себя к следующим выводам.
1. Цветопись у Есенина не просто художественный прием, а суть его самого. Присутствие цветописи в его творчестве обусловлено особенностями поэтического мышления автора.
2. Цветопись в поэзии С. Есенина является выражением его авторского сознания и выполняет символическую, семантическую, эмоциональную, экспрессивную, морально-этическую функции и предметно - изобразительную функции.
3. Цвет в его творчестве стал не только носителем реального цвета, но и средством выражения индивидуальной оценки образа. За фасадом ярких образов скрыто отношение автора к описываемым реалиям, его мировосприятие и ключевые понятия смысла жизни.
4. Цветопись в поэзии С. Есенина — явление постоянно развивающееся.
Список использованной литературы
Андреев А. Есенин - Москва 2006.
Безруков В. Есенин - Санкт - Петербург 2005.
Бельская Л. Песенное слово - М., Просвещение,1990.
Ваксберг А. Любовь и коварство - Москва 2007.
Воронский А. Об отошедшем. Писатели о писателях. - Москва 2006.
Сергей Есенин. Проблемы творчества. Сборник статей. Составитель П. Ф. Юшин, изд. Современник, Москва 1978 г.
Есенин С. Собрание сочинений в трех томах. - Том III. - Москва 1970.
Есенина Т. Дом на Новинском бульваре www. sesenin.ru
Захаров А. Художественно- философский мир Есенина - Литература в школе, №2, 2004 .
Кузнецов В. Есенин. Казнь после убийства. - Санкт-Петербург, Москва 2005.
Куняев С. Сергей Есенин. - Москва 1995.
Мариенгоф А. Мой век, моя молодость, мои друзья и подруги / www.Esenin.ru
Марченко А. Сергей Есенин: Русская душа. - Москва 2005.
Прокушев Ю. Сергей Есенин. Образ, стихи, эпоха, изд. Новая Россия, Москва 1979 г.
Прокушев Ю. Жизнь и творчество Сергея Есенина - М., Детская литература, 1984.
Ройзман М. Все, что я помню о Есенине. - Москва 1978.
Хлысталов Э. Тайна гибели Есенина. - Москва 2005.
Щеглов Есенин в наши дни, ж. Новый мир № 3 1956 г.
Эрлих В. - Право на песнь. - www. Esenin.ru
Пчёлки на разведках
Большое - маленькое
Кто самый сильный?
Браво, Феликс!
Рисуем зимние домики