проект
Вложение | Размер |
---|---|
ekskursionnyy_proekt_po_stepyam_primanychya.docx | 72.37 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 81
п. Юловский Сальского района
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
«Областной конкурс экскурсоводов».
Руководитель проекта: Сычёва Евгения Николаевна 89298027221
Великоцкая Галина Васильевна 99281584433
Экскурсовод Карабиневская Алина Александровна 89287608114
Экскурсионный проект
«По степям Приманычья»
Вступление
Здравствуйте! Меня зовут Алина Карабиневская. Я представляю экскурсионный проект «Путешествие по приманыческой степи». Наша экскурсия рассчитана на детей среднего и старшего возраста и взрослую аудиторию. Совершим мы её на автобусе, поэтому просим пристегнуть ремни безопасности, во время движения по автобусу не ходить. Поскольку некоторые точки маршрута находятся на берегу реки Маныч, просим близко к обрывам не приближаться.
Начнём мы свою экскурсию от здания МБОУ СОШ №81 далее наш маршрут пройдет по степному участку, где мы сделаем несколько остановок и закончится наш маршрут у реки Маныч.
Степь, моя степь! Воздух хмельной! Синь без конца и края! Я, как подруге, тебе лишь одной Мысли свои доверяю
Как не любить тебя, солнечный край,
В дни сентября или мая?
И если на свете имеется рай
То этот рай- степь родная!
В. Костенко «Степь»
Ни в одном уголке России не найдешь столь богатой и щедрой для человека земли, чем Донская. Столетиями жили здесь наши предки, своими руками создавая себе достаток и благополучие. По бескрайним степям широко раскинулись села и хутора. День за днем их жители создают славную историю Дона ежедневным и кропотливым трудом, сохранением многовековых традиций и бесконечной любовью к родной земле.
«Заветной мечтой моей всегда было видеть, чтобы люди останавливались у растений с таким же интересом, с таким же затаенным дыханием, с каким останавливаются они перед новым паровозом, усовершенствованным трактором, невиданным еще комбайном, незнакомым самолетом, или перед неизвестной конструкцией машины»
Иван Владимирович Мичурин.
Эти слова были сказаны выдающимся русским ученым много лет назад, но остаются актуальными и в наше время. Мир растений – это удивительный мир живых существ, от которых зависит жизнь всего живого на нашей планете. Мы любуемся самыми красивыми цветами, восхищаемся самыми большими деревьями, читаем об удивительных растениях в энциклопедиях и справочниках, как правило, не обращаем внимания на растения, растущие возле нашего дома. Что они из себя представляют? Какое имеют название? Может быть, стоит остановиться и присмотреться к ним «с таким же интересом, с таким же затаенным дыханием» с каким мы останавливаемся перед диковинной вещицей? Ежегодно, посетив весной наши степные участки, около реки Маныч я восхищаюсь красотой этих мест и мне хотелось бы, чтобы эту красоту видели все!
Сколько тайн таит в себе наша плодотворная земля! Каждый росточек, который она дарит миру, обладает огромными свойствами, и лишь некоторые люди понимают их богатую силу! В нашей степной зоне бушует огромное разнообразие трав и растений, которые могут помочь оставаться здоровым и поддерживать природную красоту и силу.
Остановка №1
В начале своей экскурсии я хочу рассказать о месте, где живу.
Поселок Юловский Сальского района (моя малая родина) затерялся на карте огромной России между Европой и Азией. А называется он так потому, что стоит на реке Юла, которая действительно юлит вокруг поселка и катит свои воды через степь к седому Манычу. Граница между Европой и Азией проходит по Кумо-Манычской впадине. Наш поселок располагается в Азии, в 5 км от левого берега реки Западный Маныч, в зоне степей. Степной край Ростовской области имеет древнюю и славную историю. Дикое поле, как звали сальские степи в давние времена, помнит сарматов, скифов, хазаров, половцев и других кочевников. Их сюда привлекали обширные земельные пространства, сравнительно мягкий климат, а значит, возможность выращивать скот. О том далеком времени напоминают лишь величественные курганы, владыки степей, останки древних стойбищ на берегу реки Маныч, где покоятся вожди кочевых племен.
По Дикому полю проходили орды монгольского владыки Чингисхана, войска Тамерлана и других завоевателей. Именно отсюда они шли кровавым путем на Русь. И потому, наверное, долгие годы недобрая молва шла об этих степных краях, как месте обитания разбойников, страшных кочевников.
Говорить о наших краях можно бесконечно, поэтому я выбрала всего лишь малую часть из того, чем славится моя родная земля. Мне хотелось рассказать о наших красивых бескрайних степях с их удивительной растительностью. Именно красота степей весной и летом внушает мне гордость! Это мой край, это моя Родина!
Мы находимся за территорией п. Юловский на берегу реки Юла. Перед нами обширный степной участок, покрытый травянистой растительностью. Первое растение, о котором мне хочется рассказать это
Тюльпан Биберштейна.
TulipabiebersteinianaSchult. &Schult. fil.
Отдел: Покрытосеменные или Цветковые
Семейство: Лилейные – Liliaceae
Род: Tulipa
Более ранний весенний - вид тюльпан Биберштейна(Тulipabiebersteiniana), в народе называемый бузляком или звездочкой, Сначала этот скромный тюльпанчик свисает, напоминая колокольчик, а позже поднимает головку к солнцу и широко раскрывает шесть узких, заостренных лепестков, превращаясь в звездочку. Кажется, что до самого горизонта земля залита этим восхитительным разноцветьем. Согласно легенде, именно в бутонах желтого тюльпана спрятано счастье. Никто не мог добраться до него, открыв бутон. И только детский смех раскрыл его, чего не могла сделать никакая другая сила...
Тюльпан Биберштейна является многолетней луковичной травой 20 – 40 см выcотой, с 2 – 4 линейно-ланцетными листьями, нижний из которых более широкий. Луковица взрослых растений до 2 см длиной с кожистыми темно-коричневыми, изнутри почти голыми покровными чешуями. Цветки, обычно одиночные, 2-3 см длиной, имеют форму широко открытой золотистой звезды, до распускания поникающие. Листочки околоцветника желтые, снаружи часто с фиолетовым или зеленоватым оттенком. Плод – продолговатая, на верхушке заостренная коробочка. Размножается семенами. Цветет в апреле - мае. Семена созревают в мае-начале июня, и тогда же заканчивается вегетация.
Весенний эфемероид. Достаточно влаголюбивое растение. Имеет широкую экологическую амплитуду: растет в разных типах лесов, в лесопосадках, целинных и залежных степях, на каменистых склонах балок, на остепненных лугах в долинах рек. Вид распространен в Восточной Европе (на запад до Румынии), Арало-Каспийском регионе, в Малой Азии и Иране. В России произрастает преимущественно в лесостепной и степной зонах европейской части, а также в Предкавказье и Западной Сибири. В Ростовской области встречается практически во всех районах. [1]
Хотя этот вид тюльпана довольно широко распространён в Ростовской области, его существованию, как и существованию других степных видов, угрожает повсеместное разрушение природных местообитаний – распашка земель, перевыпас скота и т.п. Тюльпан Биберштейна массово искореняется как декоративное растение (сбор на букеты и выкопка луковиц для пересадки), в связи с чем стал редким или вообще исчез вблизи населенных пунктов.
Вид внесён в Красную книгу Ростовской области. Охраняется в Государственном природном заповеднике «Ростовский», а также в ряде памятников природы. Культивируется в Ботаническом саду Южного Федерального Университета.
На наших степных просторах тюльпан Биберштейна чувствует себя прекрасно! Познакомится с ним может каждый желающий!
Нельзя обойти вниманием и повсеместно растущую в наших краях Полынь горькую
в народе (нехворошь, дурнопьян)
Семейство Астровые (Сложноцветные) AsteraceaeDumort. (Compositae),
Род Полынь Artemisia L.
Биологическая группа.
Стержнекорневой многолетник.
В моей придонской стороне
Дышу полынью в час восхода,
Не знаю как кому, а мне
Вода донская слаще меда.
Не знаю как другой, но я
Весь слух, весь – жадное вниманье,
Когда услышу соловья
Возвышенное ликованье.
А.Г.Гарнакерьян.
Считалось, что полынь охраняет от дурного влияния и несчастья.
Русское название полынь произошло от славянского «полети» — гореть, опять-таки из-за очень горького вкуса, от которого во рту горит.
На Руси — это обрядовое растение. В начале лета праздновали девичий праздник Семик. В этот день молодежь «гоняла русалок». Девушки весь день носили полынь у себя под мышками для предохранения от ведьм и русалок. Увидев девушку с растрепанными волосами, на вопрос ее: «Что у тебя в руках?» нельзя отвечать «мята» или «петрушка», иначе русалка защекочет до смерти. Нужно сказать «полынь» — и русалка тотчас исчезнет. Кроме того, в праздник полынь служила приворотным зельем, стоило только во время игр хлестнуть избранника стеблями полыни.[2]
У многих поэтов и писателей полынь ассоциируется с образом Родины.
Трогательные строки посвятил полыни современный поэт А.Малышко:
В степи былинной где-то кони мчат,
Над степью в небе лебеди кричат
И свист стрелы, пронзительный и злой,
Полынь трава, ты слышишь над собой.
А ты встаешь из-под крутых копыт,
Свой стойкий дух, как иллюзорный щит,
Вновь поднимаешь, богатырь былинный,
Ты, дерзкий куст, мой горький куст полынный!
В старину считалось, что полынь впитала в себя всю горечь людских страданий, и поэтому нет травы горше полыни. Древнеримский поэт Овидий писал: «Печальный полынь торчит по пустынным полям, горькое растение соответствует своему месту». За горечь полынь названа вдовьей травой, и сама она стала олицетворением горечи:
«горька, как полынь», — часто говорим мы. О ней сложены поговорки:
Полынь после меду горче самой себя,
Чужая жена — лебедушка, а своя — полынь горькая,
Речи как мед, а дело — как полынь.
Но это очень ценное лекарственное растение. Для лечения болезней полынь используют с глубокой древности. Плиний писал, что путник, имеющий при себе полынь, не почувствует усталости в дальней дороге. Ее применяли при желудочных и разных заболеваниях, в качестве мочегонного и глистогонного средства, при лихорадке и т. п. Авиценна рекомендовал ее при морской болезни. Он говорил о ней: «...Это прекрасное, удивительное лекарство (для аппетита), если пить ее отвар и выжатый сок десять дней», отзывался о ней как о сильнейшем противоядии, а также считал, если развести чернила соком полыни, мышь не будет грызть написанную ими книгу. Очевидно, эта проблема была актуальной и тысячу лет назад. [3]
Ну а у нас в степной зоне полыни очень много! Я советую познакомится с местообитанием и этого растения.
ОДУВАНЧИК
А сейчас, я загадаю загадки и отгадкой на них будет наше следующее растение, на которое я хотела бы обратить ваше внимание.
Глазок золотой на солнце глядит, как солнце нахмурится, глазок прищурится;
На лугу у реки золотые огоньки, дождь заморосил, огоньки погасил;
Горел в траве росистой фонарик золотистый, потом померк, потух и превратился в пух.
Систематическое положение
Отдел: Покрытосеменные или Цветковые
Cемейство Астровые (Сложноцветные) Asteraceae Dumort. (Compositae),
Род Одуванчик Taraxacum Wigg.
Биологическая группа.
Стержнекорневой многолетник.
Морфология и биология.
Корень - толстый, вертикальный, маловетвистый; корневая шейка шерстистая, реже голая. Корневая система способна углубляться в почву до 130 см. Отрезки главного корня хорошо укореняются и отрастают. Листья - очередные, в розетке, длиной 10-25 см и шириной 2-5 см, ланцетные или продолговатые.
Одуванчик лекарственный, или обыкновенный (подойничек, молочай, молокоед, пустодуй, пушник, плешивец, еврейская шапка, русский цикорий). Русское название «одуванчик» растение получило из-за необычайной легкости, с которой при малейшем дуновении воздуха созревшие плодики-семянки на пушистых летучках отрываются от цветоложа и разлетаются. Оставшееся голым цветоложе напоминает плешивую голову. Поэтому в средние века одуванчик называли монашеская голова, а в России с этим связаны названия пустодуй, пушник, плешивец, еврейская шапка.[4]
О происхождении же самого одуванчика существует поэтическая легенда.
В маленьком хуторе в глубине степей жила девочка-молочница. Пасла она козу и продавала всем, кто хотел, молоко. Была приветлива и миловидна, всем умела сказать ласковое слово, и даже одно ее появление было желанно людям. За это ее прозвали Отдуваночкой: она своей улыбкой и приветливым словом отдувала от людей тяжелые мысли. Выросла Отдуваночка-молочница и горячо полюбила Жаворонка. Особенно нравилась ей его песня без слов. Но однажды захотелось ей узнать, о чем поет любимый. Уговорила она Жаворонка опуститься с неба и пропеть слова песни и услышала: «Нежна моя любовь к тебе, как солнца первый луч, но манит ввысь небес простор, и зов его могуч». Бросилась Отдуваночка к Жаворонку, хотела его удержать при себе навсегда, но не успела. Жаворонок взмыл в небо, и девушка поняла, что утратила свое счастье. В отчаянии взмахнула она своей желтой косынкой, и оттуда выпало несколько золотых монеток. Подхватил их ветер и стал носить по свету. "Там, где они касались земли, вырастали золотистые головки цветов, которые люди с тех пор назвали по имени молочницы одуванчиками. Обратили внимание люди и на удивительную способность одуванчика предсказывать ненастье; ученые назвали такую способность фототропизмом.[5]
Съедобные листья одуванчика содержат каротин, витамин С, В2, холин, никотиновую кислоту, кальций, калий, марганец, железо, фосфор. Листья одуванчика — хорошее противоцинготное средство, они благоприятно влияют на работу пищеварительных желез, почек, печени, желчного пузыря. Его листья и корни издавна широко применяются в народной медицине для возбуждения аппетита, при катарах желудка, как отхаркивающее и мочегонное средство. В пищу используют молодые листья и корни одуванчика.[6]
Далее нам предстоит проехать несколько километров в сторону НС - № 2, где также располагается нетронутый участок степи, покрытый естественной растительностью, что в наше время встретишь довольно редко.
Остановка №2
А вот и самые любимые весенние растения наших жителей Тюльпан Шренка! Очень жаль, что весной их рвут и увозят целыми охапками, а ведь он занесен в Красную книгу.
О, тюльпаны! Прекрасные дикари степей ! Вы жертвенная кровь, вы знак любви и символ святости! Небольшой остров, где каждую весну над ковылью и житняком плывёт чудный цветочный аромат. Так пахнет тюльпан Шренка. На Дону его издавна именуют лазоревым цветком.
Тюльпан Шренка
Отдел: Покрытосеменные или Цветковые
Семейство: Лилейные – Liliaceae
Род:Tulipa
Тulipagesneriana L. – Тюльпан Геснера (Т.Шренка)
ЛАЗОРИК – род тюльпана, дикорастущего на целинных землях. (Национальная историческая энциклопедия)
В жизни степи наступает момент, когда солнечный свет отражается на земле в виде маленьких фонариков. При ближайшем рассмотрении фонарики эти - полевые тюльпаны Шренка, или, как их зовут на Дону, лазоревые цветки, лазорики. За короткий век цветения (всего 1-2 недели) успевают они напомнить людям, сколь прекрасна была степь в прежние времена. Своим цветом - красным и жёлтым напоминают они нам небесное светило, но встречаются иногда белые, сиреневые лазорики и другие переходные тона.
Из-за редкости своей поселился лазорик на страницах Красной книги России и Ростовской области. Хочется верить, что не останется он белым пятном, не исчезнет навсегда.
Да и есть за что, ведь это один из красивейших тюльпанов нашей страны. Ещё в XV в. дикорастущий тюльпан был вывезен турками из Крыма и введён в культуру при дворе султана в Стамбуле. Отсюда он через западноевропейских купцов попал в Голландию и дал то многообразие культурных сортов, которое можно увидеть и в настоящее время. Это растение занесено в Красную книгу России с 1988 года и включено в список редких и исчезающих видов.
О тюльпанах сложено много легенд и вот некоторые из них.
«Давным-давно человеческое счастье пряталось в плотно сжатых бутонах тюльпана. И никто ни силой, ни хитростью не мог добраться до него. Однажды по лугу шла нищенка со златокудрым ребенком. Она и не помышляла добраться до сердца тюльпана и взять оттуда свое счастье. Но малыш вырвался из ее рук и, смеясь, бросился к дивному цветку. Тюльпан, видя чистоту чувств ребенка, раскрыл лепестки. Теперь ранней весной эти нежные цветы с готовностью раскрывают нам свои сердца и дарят счастье всякому, кто его жаждет.»
«…. Давно это было – так давно, что никто уже не скажет, когда именно, но только рассыпались однажды по степи алыми брызгами тюльпаны и доподлинно известно, что выросли они из крови Дракона. Именно их восславили в сказках «Тысячи и одной ночи», где сказано, что алые тюльпаны, не касаясь губ, опьяняют уже одним цветом своим и не сгорают, пылая жарче очага. И многим ныне известно, что на языке цветов дарение алых тюльпанов означает объяснение в любви. В этом повинна легенда о персидском царе Фархаде, который из-за любви к прекрасной Ширин, бросился на скалы и разбился, едва донесли ему ложную весть о том, что его любимая погибла. И там, где упала кровь влюблённого принца, выросли тюльпаны, которые с тех пор стали символом страстной любви».
Любимцы королей, султанов, философов, влюблённых и поэтов тюльпаны имели разные цвета, имена и смыслы. Люди верили, что в бутоне желтого тюльпана, называемого ими золотым, было спрятано счастье, до которого мог добраться только тот, кто чист душой, как ребёнок. Нашедшему голубой тюльпан, всю жизнь сопутствовала удача, а чёрный тюльпан был символом беды. Как символ святости тюльпан почитался у мусульман и христиан – его изображение сохранилось в рукописной Библии XI-XII века, а в древней Турции тюльпан считали священным цветком, символизирующим гармонию. В Персии тюльпаны называли «дюльбаш», что означало тюрбан, а поэт Хафиз написал о тюльпане, что с «его девственной прелестью не может сравниться даже сама роза». В Турции и в Византии эти дивные цветы звали «лале», и уже оттуда степные тюльпаны попали в Европу. С тех пор они прописались в английских сказках, став жилищами крошечных эльфов и гномиков. На Руси дикие виды тюльпанов были известны ещё в XII веке, а голландские сорта прижились у нас при царе Петре I. Те самые «голландцы», которые произошли от нашего дикого «тюльпана Шренка»…[7]
Не всякий услышит их, а лишь человек с любящим сердцем и чистой душой, знающий и понимающий степь, слышащий её дыхание, уважающий историю Великой степи и чующий особый её Дух!
Издавна Сальские степи славились лазоревым цветком. Тюльпан Шренка представляет собой растение, высотой от 10 до 30 см с широкими листьями и ярким, самой разнообразной (от белой и желтой до огненно-красной и фиолетовой) окраски, венчиком 3—4 см в диаметре. Это один из красивейших тюльпанов нашей страны. Предполагают, что тюльпан Шренка дал начало классу культурных тюльпанов Дюкван Толь, известному с конца XVI в. Но как самостоятельный дикорастущий вид этот тюльпан стал известен ботаникам много позже — его впервые описал и назвал так в честь известного путешественника и исследователя Средней Азии Александра Шренка в 1873 г.
На Дону у нас лазорики цветут,
Весною ранней полыхая.
Такую радость и тепло они несут
Тому, кто красоту их понимает.
Приезжайте в гости к нам
Будем очень рады вам. [8]
Следующий цветок, о котором мне хочется рассказать, это красавец ирис.
ИРИС (Касатик)
Отдел: Покрытосеменные или Цветковые
Ирис карликовый — Ir. pumilaL. = I. tauricaLodd. = I. aequilobaLedeb. = I. alexeenkoiGrossh.
Сухие дерновиннозлаковые и ковыльно-полынные степи, каменистые, нередко известковые откосы, пески и солонцы (var. aequilobaLedeb.) теплоумеренной и севера субтропической зон от Средней Европы до южных отрогов Уральского хребта (на востоке ареала встречается по р. Тобол до окрестностей Кустаная). Преимущественно степной геофит, компонент типчаково-ковыльных степей, однако, многие популяции нередко заходят на солонцеватые понижения — «поды», где становятся компонентами полупустынной растительности. Ирис занесен в Красную Книгу России. [9]
Свое название цветок получил из рук знаменитого целителя Гиппократа, который дал имя растению в честь древнегреческой богини Ириды, провозглашающей людям волю олимпийских богов. Богиня Ирида сходила по радуге на землю, поэтому слово "Ирис" в переводе с греческого означает радуга. Карл Линней, который предложил единую систему научных названий растений, сохранил за ирисом его древнее имя.
А вот еще одна легенда об ирисах. Однажды радуга, прежде чем исчезнуть, рассыпалась на части. Чудесные осколки радуги упали на землю и проросли очаровательные цветы. Рассыпалась радуга на мелкие осколки - вот и зацвели ирисы.
Другая легенда рассказывает. Когда титан Прометей похитил на Олимпе небесный огонь и подарил его людям, на земле вспыхнула дивным семицветием радуга - так велика была радость всего живого на свете. Уже и закат отгорел, и день угас, и солнце ушло, а радуга по-прежнему светилась над миром, даруя людям надежду. Она не гасла до самого рассвета. И когда утром снова вернулось на свое место солнце, там, где горела и переливалась красками волшебная радуга, расцвели ирисы…
В России слово "Ирис" появилось как ботаническое название растений во второй половине XIX века, а до этого периода пользовались народным названием "Касатик", жители Украины называли ирисы "Петушок". В Болгарии, Сербии и Хорватии ирис называется Перуника - в честь славянского бога Перун.
Всеми цветами радуги одарила природа ирис: розовым и бронзово-багряным, лазоревым и сапфировым, пурпурно-вишневым и сиреневым, лимонным и оранжево-желтым, небесно-голубым, снежно-белым и иссиня-черным. Это растение известно как древнейшая садовая культура. На острове Крит среди развалин Кносского дворца быта найдена фреска, датируемая началом 3-го тысячелетия до нашей эры, на которой изображен юноша, а рядом с ним поле ирисов. Изображения ириса на царском скипетре найдены в Древнем Вавилоне, в Ассирии, Египте. Всюду он означал силу светской власти и внушал страх и почтение подданным. В средневековой Европе изображение ириса часто встречалось на оружии, печатях, монетах. Такой популярностью цветок обязан королю франков Хлодвигу Меровингу. Историческая легенда свидетельствует, что в IV веке ирис спас, воевавшего с глотами Хлодвига от поражения. Войска короля франков попали в западню на Рейне. Заметив, что река в одном месте заросла ирисами, Хлодвиг провел своих людей по мелководью на другой берег. В ознаменование спасения король сделал своей эмблемой золотой ирис, который с тех пор у французов считается символом власти.[10]
В России ирисы стали разводить в садах с XVII века. За красоту цветка ему дали нежное и ласковое имя «касатик», что значит - милый, дорогой, любимый и желанный
Ирисы хороши в любое время года, но особенно очаровательны в лунном озарении: в зависимости от собственной фантазии в них можно увидеть и искрящийся снег, и блики зари, и золотистое солнце, и морскую гладь, и красный закат, и наступление ночи .
На грядках туман и сырость
Зори плавают в дыму
Из тумана томный ирис
Гордо смотрит в полутьму
Любуясь красотой разноцветья весенней степи не возможно не обратить внимание на звонкую, переливчатую песню жаворонка. Поэтому я хочу вам рассказать об этой, скромной на вид, но такой замечательной птичке.
Жаворонок
Класс: Aves - Птицы
Отряд: Passeriformes = Воробьиные, воробьинообразные
Подотряд: Oscines = Певчие
Семейство: Alaudidae = Жаворонковые
Род: MelanocoryphaBoie, 1828 = Степные жаворонки
Есть о жаворонке замечательная легенда
«Как-то раз в один погожий весенний день опустился жаворонок отдохнуть на поле. Вдруг выглянул крот из норки и говорит:
— Жаворонок, а жаворонок, исполни мою просьбу!
— Что ж, охотно, коли только смогу,— отвечает жаворонок.
— Вот видишь ли, одолжил я деньги солнцу. Уж с тех пор немало времени прошло, случилась у меня нужда в деньгах. Ты летаешь высоко. Попроси солнце, чтобы вернуло мне свой долг.
Поверил жаворонок небылице хитрого крота, поднялся к самому солнцу и зазвенел:
— День-день-день, солнце, верни деньги! День. День-день, солнце, верни деньги!
Солнце так и вспыхнуло от гнева. Даже облака кругом загорелись.
— Лжец! От кого я брало деньги, а ну отвечай! - загремело оно, да так страшно, что жаворонок камнем полетел вниз. Но потом набрался смелости и снова взмыл к самому солнцу:
— День-день-день, солнце, верни кроту деньги! День-день-день, солнце, верни кроту деньги!
Погоди! Вот я тебе покажу! сверкнуло очами солнце.
Жаворонок снова полетел вниз.
Так с тех пор и повелось.
Крот давно на свет из-под земли не показывается, Боится, что спалит его своими лучами разгневанное солнце.
А жаворонок, ничего про это не зная, и до сих пор, весь долгий весенний день звенит над облаками:
— День-день-день, солнце, верни деньги! День-день-день, солнце, верни деньги!»[11]
Жаворонки прилетают очень рано - как только возникают проталины. Жаворонки ищут еду на земле, могут разыскивать еще не вылезших после зимовки насекомых и их личинки. Если же не отыщут насекомых, будут собирать прошлогодние семена растений. Но гнездиться жаворонки начинают гораздо позднее, когда появляется достаточно зеленой растительности на земле, чтобы в ней можно было скрыть гнездо. А до гнезда и во время насиживания самкой яиц жаворонок поет. Пение жаворонка слышится уже в конце марта, оно много раз описывалось и в научной, и в художественной литературе. Но никакие даже самые образные выражения и самые точные слова не способны передать эту музыку, льющуюся из поднебесья. Иногда жаворонок поднимается так высоко (до 150 метров), что ее не видно, и кажется, будто чудесные звуки вместе с лучами солнца льются из голубого неба. В особенности если поют сразу несколько жаворонков. Любовь самцов к воздушной акробатике привела к тому, что их крылья стали более длинными и острыми, чем у самок. Поэтому по части сложности, разнообразия и продолжительности токовых полетов, а также по богатству их музыкального сопровождения, жаворонки соперников практически не имеют. Начинает петь жаворонок, взлетая вверх, и чем выше взлетает птица, тем звонче ее голос. Снижаясь, жаворонок поет уже более отрывисто и метрах в 20 от земли замолкает. Потом снова взвивается вверх, и все повторяется сначала. Поет самец. Самка в это время сидит на земле. Взлетает она гораздо реже. Впрочем, и самец не так уж много времени проводит в воздухе. Во второй половине лета ни песен жаворонка не услышишь, ни его самого не увидишь в небе. Гнезда у жаворонка на земле, еду находят тоже только на земле. Насиживают яйца жаворонки (этим занимается самка) в среднем недели две. Выкармливают птенцов оба родителя дней десять. Докармливают вне гнезда приблизительно столько же. А когда птенцы подрастают, приступают ко второй кладке. Это относится к полевому жаворонку, наиболее распространенному в Европе. Полевым он назван не случайно - гнездится на открытых пространствах: в лугах с невысокой травой, на опушках леса, но чаще всего в полях. И именно об этом говорит следующая легенда: «Видит волшебник — мужик пашет. Земля песчаная, местами каменистая. У пахаря рубашка на спине взмокла от соленого пот. Поздоровался волшебник с хлеборобом. Пригласил пахарь путника обед разделить: ломоть хлеба, пару луковиц да кувшин родниковой воды. Подкрепился волшебник, расспросил пахаря о житье-бытье. Пожаловался тот: надоело слушать, как камни о плуг грохочут. Бросил волшебник в небо маленький камень. Защебетала в поднебесье серая птичка. Веселее зашагал конь. Впервые за весь день улыбнулся пахарь.»[12]
Остановка № 3
Последней остановкой нашей экскурсии является берег реки Маныч, и конечно же в начале я хочу рассказать о самой реке.
Река Маныч, а точнее Западный Ма́ныч течёт в Калмыкии, Ростовской области и Ставропольском крае, является левым притоком Дона. Истоки Западного Маныча располагаются в пределах Ставропольской возвышенности на горе Стрижамент, где берет начало Большой Егорлык, который, дойдя до Манычской впадины, резко сворачивает на запад и продолжается в виде реки, называемой Западный Маныч. Притоки Западного Маныча: левые - реки Джалга, Егорлык (Большой Егорлык), Средний Егорлык, Юла; с права - река Кираста.Длина 219 км, площадь бассейна 35,4 тыс. км², питание снеговое..
Есть о Маныче интересная легенда:
Жил на свете гордый Эльбрус, и было у него три дочери. Однажды велел им отец сказать, как крепко они любят его. Старшими дочерьми отец остался доволен, а ответ младшей, по имени Маныч, озадачил его. Она сказала: «Люблю тебя, как соль». «Что это за любовь такая» - разозлился Эльбрус и прогнал дочь из дома. Она ушла, не взяв с собой ничего, кроме мешочка соли. Прошло время, настали голодные времена, когда не хватало даже соли. И Маныч стала раздавать людям соль, бескорыстно спасая их. Только тогда понял отец мудрые слова своей дочери и решил сделать ее бессмертной, превратив в соленую реку, а сам от гордости окаменел. Теперь он присматривает за ней издалека с высоты своей горной вершины.
Да, это конечно легенда, но, как и в каждой сказке, здесь есть доля правды. Само название «Маныч» – татарское слово, означает «соленый» или «горький».И этому есть объяснение. Дело в том, что Манычская ложбина является древним проливом, соединявшим в геологическом прошлом Чёрное море и Каспийское море. Длина древнего Манычского пролива составляла более 500 км., ширина- 40 км. Пролив то появлялся, то исчезал, в зависимости от трансгрессии или регрессии Чёрного и Каспийского морей. Последний раз пролив существовал 12-15 тыс. лет тому назад. На дне пролива образовались соленосные глины, по которым и течёт Западный Маныч. Видимо именно это является причиной того, что минерализация воды в реке доходила до 17 г/л.Снижение уровня минерализации Маныча произошло после подачи воды из рек Кубань и Дон.[13]
Действительно это великая река, которая на протяжении тысячелетий кормила многие народы. Маныч прекрасен в любое время года, но весной в мае особенно! Сколько уток, гусей, лебедей и даже пеликанов живут на этой реке. Жизнь здесь бьет ключом!
А уж какую славу заслужил Маныч у рыбаков! Как приятно затаится и просто тихо посидеть на берегу реки, сколько голосов птиц можно услышать, это не с чем не сравнимое удовольствие!
Ну а теперь давайте пройдемся по берегам реки и понаблюдаем за растениями. Как часто мы слышим выражение «степь ковыльная», а всё потому, что ковыль очень распространён в степях, особенно по берега рек. Берег Маныча не является исключением.
Ковыль Перистый Stipapennata L.
Милая, родная степь. Сколько же утренних зорь, весенних и летних ночей провел в Донской степи известных всему миру писатель М.А. Шолохов, чтобы в своих произведениях рассказать о прелестях донской степи, красивой во все времена года.
«Родимая степь под низким донским небом. Ковыльный простор с многочисленными курганами, в мудром молчании берегущими зарытую казачью славу. Низко кланяюсь и по - сыновьи целую тебя». «Вызрел ковыль. Степь на многие версты оделась колышущимся серебром. Ветер упруго приминал его, наплывал, шершавил, бугрил, гнал то к югу, то к западу сизо-опаловые волны. Там где пробегала текучая воздушная струя, ковыль молитвенно клонился, и на седой его хребтине долго лежала чернеющая тропа» ( «Тихий Дон»)
Представляем вашему вниманию Ковыль Stipa.
Отдел Покрытосеменные
Семейство Лилейные
В злаковом травостое он занимает первое место. Этот род включает несколько видов, распространенных в Ростовской области занесенных в Красную книгу.
Ковыль, особая седая трава – символ степи. Легенда рассказывает, что после великого сражения с монголо - татарами пришли люди на поле битвы и начали хоронить тысячи убитых русичей, но их было так много, что холмиков могильных делать не стали, разровняли землю, чтобы ромашки в степи выросли и другие цветы. Только вместо ромашки, чудная трава стала произрастать, жесткая, стеблистая, а под осень каждая травинка выбросила белые волосы. Поседела, выходит от горюшка людского.
В старину ковыль использовали для покоса, ведь название ей дали еще наши предки - славяне от слова «ковать». Словарь В.И. Даля донес до нас такие крестьянские пословицы, как «где ковыль, там и хлеб родится», «где земля ковылом задернела, там уродится и пшеница: посему десятина ковылу, значит десятина нови или целины». А всё потому, что ковыли имеют совершенно особое значение для восстановления степной целины. Их семена переносятся ветром на большие расстояния и легко закрепляются в почве. Это делает ковыли подлинными «зелеными кочевниками» - они способны за короткий срок расселяться на больших расстояниях, в том числе на залежных землях. Поселяясь первыми по залежам, ковыли вытесняют сорную растительность, формируя плотные дерновины и позволяя закрепиться здесь другим степным видам. Именно поэтому сплошная распашка целинных степей, которую мы зачастую видим в наше время – совершенно не допустима. При ней разрушаются складывавшиеся тысячелетиями естественные сообщества с их уникальным балансом, и, кроме того, безвозвратно погибает множество растений и животных, многие из которых уже занесены в Красные книги и могут исчезнуть вовсе. А без сохранения степной растительности, которую невозможно представить без ковылей – будет навсегда утрачено плодородие почв и их устойчивость, которую обеспечивают дерновинные злаки. Невозможно будет остановить расширяющиеся овраги и пыльные бури. Степь – одно из главных природных богатств нашего края, которое мы обязаны передать по наследству потомкам.[14]
Всем хорош ковыль, но есть у него и отрицательные стороны. Когда овцы, коровы набредут на ковыльные заросли, досыта наедятся - гибнут все, так как их семена, попадая в шерсть, портят ее, ранят животное и даже могут вызвать его гибель («ковыль – овечья смерть»). Однако для предотвращения этого нужно лишь избегать выпаса скота в ковыльной степи в период их плодоношения. Как в старину, так и в нынешнее время ковыль - траву за украшение считали. Но в этом и опасность!
Нельзя заносить ковыль в дом в букетах! Его семена-"парашютики" очень плохо воздействуют на дыхательную систему, особенно у тех, кто страдает астмойили аллергией.
Еще ковыль - это растение - барометр. Его ось, как часовая пружинка, изменяется от влажности воздуха.
И в песнях казаки ковыль вспоминают.
Да ни травушка,
Она не ковылушка,
Да не ковылушка.
Не ковылушка, ой!
Да немножачка,
Да тебе травушки посеяно
Да ну посеяно.
Ну, посеяно, ой!
Да немножачка,
Да тебе травушки породилось,
Да ну породилось.
Ну, породилась, ой!
Да запимала ж да трава
Да она землю лучшаю,
Да землю лучшаю.[15]
Растёт вдоль берегов Маныча и зверобой, о котором я вам сейчас расскажу.
Зверобой продырявленный (лат.Hypéricumperforátum)
Отдел: Покрытосеменные или Цветковые
порядок Мальпигиецветные,
класс Двудольные,
семействоЗверобойные,
Существует около 110 видов зверобоя, растущих большей частью в умеренном климате Северного полушария и под тропиками в южных областях.
Растёт повсеместно, местами образует целые заросли, по сухим лугам, степным участкам. Встречается как сорняк вдоль лесных дорог и по окраинам полей.
(Ивановская трава, Иванова кровь, кровавник, семибратная кровь, хворобой)
Листочки – парные.
Цветочки – янтарные,
Плоды коварные:
И лечат и калечат.
Народное название «Ивановская трава» связано с тем, что зверобой начинает цвести в Иванов день, а название «Иванова кровь» — с легендой о смерти Иоанна-Крестителя.
Царь Галилеи Ирод заключил Иоанна Крестителя в темницу за то, что Иоанн обличил Ирода в прелюбодеянии и сказал, что он не должен был жениться на Иродиаде — жене своего брата. Иродиада возненавидела Крестителя и, втайне желая его погубить, всячески настраивала Ирода против пророка. Ирод же боялся Иоанна, считая его святым и прислушиваясь к его проповедям, но в то же время страшился народного гнева, если с Иоанном случится что-то недоброе. Однако Иродиада сумела выждать момент. По случаю своего дня рождения Ирод давал пир приближенным. Коронным номером программы была пляска дочери Иродиады — красавицы Саломеи. Растроганный и восхищенный царь Ирод сказал девице, что исполнит любое ее желание. Саломея, посоветовавшись с матерью, попросила голову Иоанна Крестителя. Царю не понравилась эта просьба, но слово было дано при таком количестве свидетелей, что отступить было невозможно. И вынужден был Ирод послать оруженосца с приказанием принести голову Крестителя на блюде. Что и было исполнено. Но пока палач нес на блюде голову пророка во дворец, на землю упало несколько капель крови, и на том месте выросла трава, впитавшая кровь Иоанна. Это трава зверобоя. Листья и лепестки венчика зверобоя содержат ярко-красный пигмент, похожий на кровь.
Название — зверобой — произошло, по одним предположениям, от казахского «джерабай», обозначающего «целитель ран», по другим из-за способности зверобоя вызывать заболевание овец. Причем заболевали не все животные, в корм которых попал зверобой, а только белые либо пестрые и только в яркий солнечный день. На голове у таких животных образуются припухлости, разрастающиеся в язвы, появляется сильнейший зуд. При сильном отравлении животное может даже погибнуть. Но стоит заболевшей овце перейти в тень, через некоторое время все болезненные явления исчезают. Оказывается, некоторые вещества, содержащиеся в этой траве, повышают чувствительность кожи к ультрафиолетовым лучам.[16]
На Дону зверобой считался волшебным растением. В сельской местности, набивая детям матрацы, к соломе обязательно добавляли богородскую траву- чабрец, чтобы ребенку снились сладкие сны, и зверобой, чтобы запах этого растения ограждал ребенка от испуга во сне. А взрослые парни и девушки гадали на стеблях зверобоя. Скрутят в руках и смотрят, какой сок появится: если красный- значит, любит, если бесцветный — не любит. Старики считали, что зверобой отгоняет злых духов, болезни и предохраняет человека от нападения диких зверей.
Растение пользуется широкой популярностью в традиционной медицине. Издавна его применяли внутрь в качестве кровоостанавливающего и противовоспалительного средства, при лечении мастита, анемии, геморроя, желтухи, мигрени, гипертонии, кашля, желудочных и легочных заболеваний, а также при заболеваниях печени, почек, дыхательных путей. Использовали траву зверобоя и в качестве наружного средства при лечении ран, язв, пролежней, аллергии, сыпи.
Настойки и настои применяют в качестве вяжущих и антисептических средств при колитах, поносах: для смазывания десен и полоскания рта при профилактике и лечении гингивитов, стоматитов. Препараты зверобоя снимают спазмы кровеносных сосудов, оказывают капилляроукрепляющее действие, улучшают венозное кровообращение и кровоснабжение некоторых внутренних органов, увеличивают диурез. Горькое вещество, содержащееся в траве зверобоя, возбуждает секрецию желудка, улучшает аппетит. [17]
Заключение
Итак, дорогие друзья сегодня мы с вами совершили экскурсию по весенним степям Приманычья. В своей экскурсии я постаралась вам показать такие привычные для нас растения, с другой, немного волшебной стороны. Мне хотелось побудить вас, увидеть необычное в обыденном. Ещё раз обратить ваше внимание на красоту, в которой мы живём, на редкость некоторых растений, которые мы привыкли рвать охапками. Надеюсь, что моя экскурсия разбудит в вас желание беречь природу, ценить то, что ещё сохранилось.
Закончить экскурсию мне хочется словами из песни Юрия Антонова:
Не рвите цветы, не рвите
Пусть будет прекрасна земля
А вместо букетов дарите
Васильковые, незабудковые и ромашковые поля!
Степь….. Сколько знаешь ты, сколько испытала, сколько всего прекрасного хранит твоя земля. Хочется продолжать свой рассказ об удивительных степных растениях и животных, но лучше один раз увидеть эту красоту и ты навсегда будешь влюблен в эти степные края! После посещения степных участков я чувствую прилив сил, хорошее настроение добрая удивительная энергетика исходит от каждого растения! Вы еще не были в степи? Такую красоту больше не увидишь нигде! Добро пожаловать в наши края!
Список использованной литературы:
1.Балабай И. В. Растения, которые нас лечат. Кишинев. 1988г
2.Верзилин Н.И. Путешествие с домашними растениями. Л., 1965г
3.Верзилин Н.И. По следам Робинзона. Л., 1974г
4.Ивченко С.Н. Занимательно о ботанике. М., 1972г.
5.Кузнецова М.А. Сказания о лекарственных растениях. М.,1992г
6.Сборник стихов Донских поэтов. Ростов – на – Дону., 1989г
7. Интернет ресурсы :stepnoy-sledopyt.narod.ru›manych/manych.htm
8. Интернет ресурсы :http://feb-web.ru/feb/byliny/texts/so6/so63235-.htm
Фото используемые в работе автора и руководителя.
[1] Верзилин В. И. По следам Робинзона. Л., 1974г
[2] Ивченко С.Н Занимательно о ботанике. М., 1972г.
[3] Балабай И.В. Растения, которые нас лечат. Кишинев. 1988 г.
[4] Верзилин В. И. По следам Робинзона. Л., 1974г
[5] Кузнецова М. А. Сказания о лекарственных растениях . М., 1992 г.
[6] Балабай И.В. Растения, которые нас лечат. Кишинев. 1988 г.
[7] Верзилин В. И. По следам Робинзона. Л., 1974г.
[8] Сборник стихов Донских поэтов. Ростов-на-Дону., 1989 г.
[9] Ивченко С.Н Занимательно о ботанике. М., 1972г.
[10] Верзилин В.И. Путешествие с домашними растениями. Л., 1965 г.
[11] Верзилин В. И. По следам Робинзона. Л., 1974г.
[12] Верзилин В. И. По следам Робинзона. Л., 1974г.
[13] Интернет ресурсы :stepnoy-sledopyt.narod.ru›manych/manych.htm
[14] Ивченко С.Н Занимательно о ботанике. М., 1972г.
[15] Интернет ресурсы :http://feb-web.ru/feb/byliny/texts/so6/so63235-.htm
[16] Ивченко С.Н Занимательно о ботанике. М., 1972г.
[17] Балабай И.В. Растения, которые нас лечат. Кишинев. 1988 г.
Злая мать и добрая тётя
Привередница
Музыка космоса
Чем пахнут ремёсла? Джанни Родари
Как нарисовать зайчика