В работе рассматривается раздел лингвистической науки - этимиологии. Задачей этимиологии является восстановление исходной морфемной структуры слова, его исходного значения и, следовательно, нахождение прежнего корня слова, обозначавшего тот признак, который был использован при номинации.
Вложение | Размер |
---|---|
religioznaya_leksika.pptx | 266.98 КБ |
Слайд 1
Религиозная лексика русского языка Выполнили Ученицы 11 класса Перемиловской МСОШ Федорова Татьяна и Добровольская ДарьяСлайд 2
Введение Лексика - это словарный состав языка. Слова в языке делятся на два основных типа: одни из них имеют более или менее самостоятельное значение и в предложении выступают в качестве его членов (существительные, прилагательные, глаголы, наречия, числительные, местоимения), другие (частицы, союзы, предлоги) выполняют служебную функцию и членами предложения не являются. Естественно, что наблюдения над религиозной лексикой касаются только самостоятельных слов.
Слайд 3
Существует специальная лингвистическая наука, основной задачей которой является восстановление исходной морфемной структуры слова, его исходного значения и, следовательно, нахождение прежнего корня слова, обозначавшего тот признак, который был использован при номинации. Эта наука называется этимологией.
Слайд 4
Направление? 1) этимология слова и дальнейшее развитие его значения; 2) компонентный анализ его семантики; 3) место обозначаемого этим словом понятия в системе религиозного мировоззрения. Приступаем к рассмотрению религиозной лексики русского языка.
Слайд 5
Вера в Бога. Вера в Бога - не результат эксперимента или научных наблюдений. Она зарождается, а, может быть, было бы вернее сказать - пробуждается в недрах нашей души. Она - результат внутреннего видения Бога - интуиции. Интуиция - 'непосредственное постижение истины без предварительного логического рассуждения'. Вера - дар Божий, полученный от рождения или приобретенный позже. Нередко бывает, что убежденный атеист вдруг, неожиданным для себя образом, приходит к вере.
Слайд 6
Бог В своем исходном значении этот корень представлен в словах бог-ат , бог-ат-ство , означающих изобилие материальных благ, материальное благополучие; отсутствие такового представлено в словах у-бог , убогий, убожество . Вероятно, на основе исходного значения и.-е. корня * bhag - развилось значение 'счастливый, блаженный, владеющий многим, податель', которое и легло в основу семантики славянского слова Бог .
Слайд 7
Господь Второе наименование Высшего Существа Господь. Исходное значение этого слова является достаточно актуальным в общеславянском праязыке, это - 'хозяин, владыка'. Производными от него являются прилагательное господский , существительные госпожа, господин, глагол господствовать .
Слайд 8
Дух Бог есть дух . Слово дух входит в довольно большое гнездо однокорневых слов. К нему относятся: душа, духовный, душевный, воздух, вздох, выдох, дышать, душный, духовой и нек . др.
Слайд 9
Слово В том же Евангелии от Иоанна Сын Божий именуется Словом. В русском языке оно многозначно: 'звучащее или написанное слово', 'речь' 'твердое намерение, решение' ( дал слово, сдержал слово, твердое слово, мудрое слово, поверил его слову ).
Слайд 10
Молитва. В религиозной лексике глагол молить обычно употребляется в возвратной форме - молиться , отлагательное существительное молитва . Молиться - обращаться к Богу, молитва - обращение к Богу
Слайд 11
Лукавый В тексте молитвы это слово имеет двоякий смысл: 1) лукавый - существительное мужского рода - диавол , который может нас привести к гибели, который побуждает нас ко греху; 2) лукавое - существительное среднего рода - это все то, что содержит в себе обман, соблазн, коварство. Лукавое - это или человек, или какие-либо трудные жизненные обстоятельства.
Слайд 12
Любовь… Корень слова любовь в русском: любить, любезный, любой , ср. в древнерусском языке краткая форма любъ , с ней исторически связано современное любой , безличная форма любо (мне любо) .
Слайд 13
Крещение Крещение - таинство, в котором верующий при троекратном погружении в воду и возгласе священника: "во имя Отца, и Сына, и Святого Духа" принимается в Церковь Христову. Глагол крестить этимологически связан со словом крест. Таким образом, исходное значение слова крестить - обращать в Христову веру.
Слайд 14
Добро, покаяние Древний корень здесь доб -. Исторически родственными оказываются слова добрый, доблесть, доблестный, удобный, подобный, сдобный . Каяться - бранить, осуждать самого себя, испытывать угрызения совести. Совершенный вид этого глагола покаяться . Соотносящееся с ним существительное покаяние . Искренне, в полной мере, осудить себя за совершенный грех - раскаяться . Приставка рас - помимо значения совершенного вида, вносит значение полноты, исчерпанности, завершения действия - "полностью покаялся, полностью осознал свой грех".
Слайд 15
Спасение Борьба с грехом, с греховными побуждениями, исполнение заповедей любви Иисуса Христа - путь к спасению души. Существительное спасение от глаголов спасти - спастись . Это приставочные глаголы, производные от пасти - водить, кормить, охранять от опасностей: пастбище, выпас, пастух, пастырь, запас, запасти, припасти, припасы, опасаться, опасный, опасность, опасение, спасти, спаситель, спасательный, упаси (в выражении "упаси Бог").
Слайд 16
Святой Святой - это особенно близкий Богу, посвятивший всего себя служению Богу и ближним. Можно проследить сближение по корню слова святой со словом свет . Святой, следовательно, в исконном значении светлый, сияющий, чистый.
Слайд 17
Церковь Церковь - Господний дом, дом для общей молитвы Господу. Слово церковь в русском языке имеет несколько разных значений: 1. дом для совместной молитвы, храм; 2. община верующих при храме; 3. поместная Церковь; 4. церковная иерархия; 5. конфессия , вероисповедание; 6. вселенская Церковь.
Слайд 18
Храм Слово храм церковнославянское, в древнерусском хоромъ в значении дома, здания (ср. современное хоромы - большая, богато обставленная квартира или такой же дом). Храм - дом для молитвы.
Слайд 19
Фразеологизмы из библии В нашу повседневную речь входят такие устойчивые выражения, как : Блудный сын - это выражение происходит из библейского сюжета. В евангелии есть притча, в которой повествуется о сыне, покинувшем отцовский дом и прокутившем все свое состояние. Возвратившись обратно в свою семью ни с чем, он падает на колени перед своим родителем, который, проявив милосердие и доброту, прощает нерадивого отпрыска. Эта трогательная сцена также запечатлена на одноименной картине Рембрандта. На протяжении веков « блудным сыном » называют человека, отколовшегося от своей семьи и родного дома.
Слайд 20
Терновый венец Выражение, означающее страдания, тяжелый, мучительный путь; возникло из евангельского рассказа о колючем, терновом венце, надетом воинами на голову Иисуса перед казнью на кресте. Терновый венец — символ страдания
Слайд 21
Бросить камень Современное употребление фразы « бросить камень » пошло из евангельского сюжета. Многие знают эту историю. Как то раз разгневанная толпа привела к Иисусу девушку, которой приписывали тяжкие преступления. Таким образом, люди хотели поставить его перед сложным выбором: обвинить преступницу или простить. С одной стороны, если он подтвердит приговор, то не проявит милосердие, а с другой, если дарует девушке прощение, то его под вопросом будет его праведность. Тогда Иисус ответил: « Тот, кто ни разу в жизни не согрешил, пусть первым бросит камень ». Толпа примолкла – не нашлось людей, которые считали себя праведниками, и девушка осталась невредима. Сегодня мы употребляем эту фразу, подразумевая, что грешны и преступники, и судьи; а выражение « бросить камень » в переносном смысле означает « осудить ».
Слайд 22
Валаамова ослица Валаамова ослица – это выражение пошло из библейского сюжета. Согласно легенде моавитский царь послал своих людей к волхву Валааму с просьбой помочь снять осаду города Иерхиона . Царь рассчитывал, что Валаам с помощью магии уничтожит израильтян, угрожавших столице. Волхв оседлал ослицу и поспешил на выручку. Но Бог встал на защиту израильских воинов, и по Его воле ослица отказывалось идти вперед. Раздраженный Валаам два раза ударил ее. Когда он замахнулся в третий раз, животное вдруг начало говорить по-человечески.
Слайд 23
Глас вопиющего в пустыне Согласно древнему библейскому сказанию, один весьма почетный и уважаемый пророк к тому, чтобы люди построили на месте пустыни так называемый путь к богу. В этом случае пришлось бы в глухой степи положить хорошие дороги, сделать горы меньше, а также выровнять то, что выступает не так, как это нужно. Все эти прошения люди пропускали мимо ушей, ведь никто и не собирался браться за такую работу. Именно поэтому, данный фразеологизм и имеет такое название – глас вопиющего в пустыне . С давних пор этим выражением обозначали безразличные призывы и уговоры сделать определенные действия, которые никто не слушает, и которые заранее обречены на провал. На данные момент фразеологизм дошел до нас без каких-либо изменений
Слайд 24
Змий искуситель Никто не сорвал бы запретный плод с древа познания, и до сих пор человечество жило в Раю, если бы у Адама и Евы не было рокового соседа, которым оказался змий, являвшийся воплощением дьявола . Целью его было сделать так, чтобы Бог прогневался на людей. Адам всегда прислушивался к советам жены, Ева же по натуре была очень любопытной. Змий быстро приметил это. Он обвил ствол и ветви древа и стал искушать Еву, уговаривая ее вкусить запретных плодов, чтобы она смогла прозреть и понять суть добра и зла. В конце концов, Ева не устояла и сорвала плод, поделившись им с мужем. Вот почему сатану иногда называют «искусителем». А фразеологизм «змий-искуситель» применяют к людям, которые соблазняют других чем-нибудь заманчивым, но запретным.
Слайд 25
Всякой твари по паре Все дело в том, что когда Бог рассказал Ною о всемирном потопе, тот занялся строительством ковчега, который мог вместить каждой твари по паре, что давала повод надеяться на продолжение жизни в будущем. Ной именно так и поступил, как ему и было велено, взял всякой живности по паре в свой построенный ковчег. Каждая пара после потопа начала давать новую жизнь, что привело к появлению такой природы, которую мы можем видеть сегодня вокруг. Несложно себе вообразить, что творилось в каждом трюме ковчега, где были не только пернатые твари, но и всевозможные дикие животные. Фразеологизм всякой твари по паре именно это и обозначает.
Слайд 26
Корень зла Корень зла – выражение из Библии (Книга Иова) употребляется в значении: основа, первоисточник зла, всего плохого и вредного.
Слайд 27
Золотой телец В то время, как Моисей в уединении на горе Синай общался с Богом, некоторые верующие предали своего вождя. Своим новым идолом они сделали тельца, которого сами же и отлили из чистого золота. Но когда пророк вернулся, вероотступников ждала жестокая кара. Возникает вопрос: почему люди стали поклоняться именно бычку, пускай даже и золотому? Этому есть свое объяснение: дело в том, что у египтян, бок о бок с которыми в те времена жили израильтяне, было божество – священный бык Апис. Так сложилось, что скотоводческие народы всегда почитали домашних животных, которые олицетворяли либо богов, либо золото. Вспомните хотя бы золотого барана, руно которого было целью аргонавтов. А еще возможно, что фразеологизм «золотой телец» связан с латинским языком, в котором слова « пекуниа » и « пекус », обозначающие соответственно «деньги» и «скот», имеют один корень.
Слайд 28
Религиозная лексика в стихах русских поэтов Серебряного века Анна Ахматова Анна Андреевна Ахматова была верующим - православным человеком. Многие ее стихотворения содержат сюжеты, мотивы, реминисценции из текстов Библии , Ветхого и Нового Завета. В страшные годы сталинского режима, оплакивая сына, сосланного в лагеря, Анна Ахматова пишет строки о Распятии Иисуса Христа: Магдалина билась и рыдала, Ученик любимый каменел, А туда, где молча Мать стояла, Так никто взглянуть и не посмел.
Слайд 29
Сергей Есенин В настоящее время Сергей Есенин - поэт всенародной славы. Многие его стихи стали народными песнями, в том числе - духовными, как, например, стихотворение: О Матерь Божья, Спади звездой На бездорожье, В овраг глухой. Пролей, как масло, Власа луны В мужичьи ясли Моей страны. Срок ночи долог. В них спит Твой Сын. Спусти, как полог, Зарю на синь. Окинь улыбкой Мирскую весь И солнце зыбкой К кустам привесь. И да взыграет В ней, славя день, Земного рая Святой Младень .
Слайд 30
Александр Блок В 1914 г., в начале Первой мировой войны, Александр Блок написал строки, которые мы повторяем в трагические периоды жизни: И пусть над нашим смертным ложем Взовьется с криком воронье, Те, кто достойней, Боже, Боже, Да узрят царствие Твое!
Слайд 31
Марина Цветаева В 1922 г. Марина Цветаева в стихотворении "Бог" написала: Лицо без обличия Строгость. - Прелесть. Все ризы делившие В Тебе спелись. Листвою опавшею, Щебнем рыхлым. Все криком кричавшие В Тебе стихли. Как бы вторя М.Цветаевой, Борис Пастернак определил посмертную участь М.Цветаевой в строках, написанных в 1943 г.: Лицом повернутая к Богу, Ты тянешься к Нему с земли, Как в дни, когда тебе итога Еще на ней не подвели.
Слайд 32
Владимир Маяковский Душа по природе - христианка. Эта великая истина относится и к Владимиру Маяковскому, написавшему: Послушайте! Ведь, если звезды зажигают - значит - это кому-нибудь нужно? Значит - кто-то хочет, чтобы они были? <...> И, надрываясь в метелях полуденной пыли, врывается к Богу, боится, что опоздал, плачет, целует Ему жилистую руку, просит - чтоб обязательно была звезда! - клянется - не перенесет эту беззвездную муку!
Слайд 33
Религия и патриотизм Любовь к своему народу, его языку, его истории, духовной культуре, безусловно, положительные чувства. Патриотизм свойственен любому народу, и чувство это благородное и нужное. Но настоящий патриотизм сочетается и с уважительным отношением к другим народам, к их культуре, обычаям и в том числе - к их религии. Если этого нет, патриотизм становится национализмом, шовинизмом. В этом случае он проявляется в сознании собственного превосходства над другими нациями, в нетерпимости, а подчас и во враждебном отношении ко всем людям не моей национальности и их вере. Такой "патриотизм" несовместим с христианской верой, наднациональной по своему существу.
Рождественский венок
Рисуем акварелью: "Романтика старого окна"
Снежная книга
Человек несгибаем. В.А. Сухомлинский
Как Дед Мороз сделал себе помощников