Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_kazakov.doc | 65.5 КБ |
X республиканская научно-практическая конференция
школьников имени Л. Н. Толстого
Исследовательская работа
Взаимовыручка как мерило нравственности человека в рассказах Ю. Казакова «Тихое утро» и Ф. Яруллина «Белая кувшинка».
Выполнила: Хасанова Назлыгуль, ученица 7класса
МБОУ «Староюмралинская СОШ» Апастовского
муниципального района Республики Татарстан
Руководитель: Мингазова Р.Р., учитель русского языка
и литературы
2012
Содержание
Введение…………………………………………………………………..2
Глава1.Автор и место темы в его творчестве.
1.1Краткий очерк жизни и творчества Ю.П. Казакова……………… 4
1.2 Нравственная основа произведений татарского писателя
Ф. Яруллина ……………………………………………………………5
Глава 2. Взаимовыручка как мерило нравственности человека в рассказах Ю. Казакова «Тихое утро» и Ф. Яруллина «Белая кувшинка»
2.1 Ю.П. Казаков «Тихое утро ……………………………………….6
2.2Ф.Яруллин «Белая кувшинка»………………………………….…...7
Заключение………………………………………………………….…..8
Список литературы...………………………………………………….9
Введение. Русская литература всегда была тесно связана с нравственными исканиями нашего народа. Лучшие писатели в своих произведениях постоянно поднимают проблемы современности, пытаются решить вопросы добра и зла, совести, человеческого достоинства, справедливости и другие. Наиболее интересными являются произведения, в которых поднимаются проблемы, связанные с нравственностью человека, с его исканиями положительного идеала в жизни.
В наше бурное время, когда каждый день несет трагические сообщения актуально ли говорить о нравственности? Многие сочтут рассуждения на эту тему неуместными, но мне думается, что это не так. На мой взгляд, этот вопрос самый важный для сегодняшнего дня. Нравственность - основа человеческих взаимоотношений. Она складывается уже с детства, со школьной скамьи .Важную роль при этом играют художественные произведения, которых мы изучаем на уроках литературы и родного языка. Проблема нравственного выбора человека всегда была особенно значимой в русской литературе. Именно в сложных ситуациях, совершая тот или иной нравственный выбор, человек по-настоящему раскрывает свои подлинные нравственные качества, показывая, насколько достоин он звания Человека.
Цель данной работы – исследовать проявление нравственности произведениях Ю.П. Казакова «Тихое утро» [2,217] и Ф. Яруллина «Белая кувшинка»[5,118].
Объектом изучения является проблема нравственности во взаимоотношениях подростков.
Предмет изучения – произведения Ю.П. Казакова «Тихое утро» и Ф. Яруллина «Белая кувшинка».
Задача исследования:
3) Как мужество повлияло на дальнейшие их взаимоотношения.
Глава 1. Автор и место темы в его творчестве.
1.1 Краткий очерк жизни и творчества Ю.П.Казакова
85 лет исполнится в этом году со дня рождения известного русского советского писателя Юрия Павловича Казакова. Родился он 8 июля 1927 года в Москве в семье рабочего. С детства мечтая стать музыкантом, будущий писатель окончил музыкальное училище им. Гнесиных по классу контрабаса в 1951 и сразу был принят в состав оркестра Музыкального театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко. Но уже в 1952 его увлекает литературное творчество, он пишет первые произведения и круто меняет свою жизнь. Поступает в Литературный институт им. М. Горького, который оканчивает в 1958. Своеобразно развивались его творческие способности: он играл на виолончели в оркестре, хотел всерьез стать музыкантом. Может быть, именно это впоследствии помогло в его творческой работе . Юрий Павлович Казаков — автор многих сборников рассказов: «Арктур — гончий пес», «По дороге», «Голубое и зеленое», «Двое в декабре», «Во сне ты горько плакал» и др. Писатель часто путешествовал по России, восхищался родной природой, воспевал в своих рассказах Волгу, Север[5,118]. Как правило, в основе его рассказов лежит действительный случай. То же можно сказать и о рассказе «Тихое утро».
Юрий Павлович Казаков –писатель честный, правдивый, искренний, не утаивающий ничего невыгодного для своих героев. Его волнуют нравственные проблемы. Как нужно жить? Какими качествами нужно обладать? Что лежит в основе человеческого поведения? Что такое добро? Что такое зло? В рассказе «Тихое утро» писатель предстает перед нами как тонкий психолог, раскрывающий самые потаенные уголки своих героев.
1.2 Нравственная основа произведений татарского писателя
Ф. Яруллина.
Народный поэт Татарстана, лауреат Государственной премии имени Г.Тукая Фанис Яруллин в современной татарской литературе известен как яркий, самобытный поэт и прозаик. Он пришел в литературу в 60-ые годы XX века, в период, когда она переживала бурное обновление. Начав свой творческий путь как поэт, и получив признание на этом поприще, Ф. Яруллин в то же время стал пробовать свои силы и в области прозы. В течение 1961—2000 годов им написано множество рассказов и несколько повестей, в которых основное внимание уделялось вопросам духовно-нравственного бытия героев. Он пишет о том, что волнует и беспокоит его самого, что прочувствовано и пережито им самим. Большое место в его творчестве занимает детская литература. Детям адресованы его поэтические сборники «Я улыбаюсь» («Минем елмаю», 1968), книги рассказов и повестей «Хозяева Зеленого острова» («Яшел утрау хуҗалары», 1976), «В начале судьбы» («Язмышлар язылганда», 1979), «Подарок на день рождения» («Туган көн бүләге», 1984) и др. Жизнь часто испытывает людей, ставя их перед выбором поступить по чести и принять на себя удар или смалодушничать и пойти против своей совести, чтобы получить выгоду и уйти от неприятностей или даже смерти. Выбор у человека есть всегда и от его нравственных принципов зависит, как он будет поступать. Труден путь чести, но отступление от него, потеря чести еще мучительнее. Бесчестие всегда бывает наказано. Так, видимо, распоряжаются высшие силы.
Нравственное разложение, падение моральных устоев ведет к краху как отдельной личности, так и целого народа. Поэтому так огромно значение произведений Ф.Яруллина, являющихся нравственным фундаментом и помощником для многих поколений людей. Яркие образы, сотворенные писателем с любовью и жизненной силой как бы обретают материальность. Они живут среди нас и являют собой пример нравственности и чести.
Когда мы читали рассказ Ю.П. Казакова «Тихое утро», невольно вспомнили произведение Ф. Яруллина «Белая кувшинка», которую изучили на уроках родной литературы в 6 классе. В одинаковых ситуациях оказались герои этих произведений. Примерно одного же возраста они. Яшка и Шухрат (так звали героев произведений) совершили мужественный поступок, спасли своих утопающих друзей.
2. Взаимовыручка как мерило нравственности человека в рассказах Ю.Казакова «Тихое утро» и Ф. Яруллина «Белая кувшинка».
2.1 Ю.П. Казаков «Тихое утро».
В рассказе Ю.П. Казакова «Тихое утро» выведены в образах главных героев два мальчика: городской житель Володя и простой деревенский парень Яшка. Яшка – типичный житель сельской местности, знаток настоящей рыбалки. Мальчик презрительно отнесся к вопросу городского Володи: «А не рано?» Городской мальчик – полная противоположность Яшки: собрался на рыбалку в ботинках. Ребята поссорились из-за пустяка, поэтому сердятся друг на друга. Но Володя имеет более мягкий и уступчивый характер, поэтому не задает лишних вопросов, боясь еще больше рассердить Яшку. Постепенно благодаря полному восторгу Володи от ранней утренней прогулки напряжение между мальчиками спадает, они начинают вести бойкий разговор о рыбалке. Яшка с готовностью рассказывает об особенностях клева на заре, о рыбе, которая водится в здешних водоемах, объясняет услышанные в лесу звуки, говорит о реке.
Будущая рыбалка сближает мальчиков. Через некоторое время Володя упал в воду. Яшка, видя, что его напарник тонет, принимает единственно верное решение: бросается в холодную воду спасать Володю: «Чувствуя, что сейчас задохнется, Яшка рванулся к Володе, схватил его за рубашку, зажмурился, торопливо дернул тело Володи вверх. Не выпуская Володиной рубашки, он стал подталкивать его к берегу. Плыть было тяжело. Почувствовав дно под ногами, Яшка положил Володю грудью на берег, лицом в траву, тяжело вылез сам и вытащил Володю». Слезы Яшки в финале рассказа свидетельствуют об огромном облегчении, которое испытал герой. Видя улыбку Володи, Яшка «заревел, заревел горько, безутешно, сотрясаясь всем телом, задыхаясь и стыдясь своих слез, плакал он от радости, от пережитого страха, от того, что все хорошо кончилось…».
Оба героя из рассказа Ю. Казакова «Тихое утро» проявили себя с лучшей стороны, а Яшка спас своего друга, как настоящий герой.
2.2 Ф. Яруллин «Белая кувшинка»
А вот по-другому складываются отношения между героями произведения Ф. Яруллина «Белая кувшинка». Неразлучными друзьями были Шухрат и Гадиля .Они целыми днями вместе играли, тайком бегали купаться на озеро.
В один прекрасный летний день случилось несчастье. Гадиля чуть не утонула в озере. Решив набрать белых кувшинок она заплыла далеко от берега. А Шухрат все это время не упускал ее из виду, предупреждал. Но Гадиля не слушалась. Белые кувшинки заманивали ее все дальше и дальше.
Вдруг все ее тело сводила судорога, она тонула. Шухрат побежал косарям, находившимся недалеко от озера, и сообщил о случившемся. После этой истории все называли Шухрата настоящим героем. Родители девочки в знак благодарности подарили ему новый костюм, приезжал даже корреспондент из детской газеты. Но Шухрат сам так не считал, он сильно смущался. Через некоторое время он изменился, стал считать себя героем.
Однажды высказался Гадиле, что она жизнью обязана ему. С тех пор он никогда не делал домашнее задание, только списывал у Гадили. А когда выходил к доске ждал ее подсказку. Ставший юношей он пытался Гадилю заставить влюбиться в него. Поцеловав ее перед всем классом, он оскарбил ее.
Гадиля вынуждена была уйти в другую школу. Таким образом Шухрат потерял хорошего друга и уважения окружающих. Ведь народная мудрость гласит «От добра добра не ищут».
Заключение
Казаков и Ф. Яруллин пишут на разных языках о лучших качествах человека, как мужество и взаимовыручка. Они искренне болеют за нравственность нашего общества.
Исходя из наших исследований, мы пришли к такому выводу, что через мужественный поступок можно обрести друга и потерять его. В рассказе Ю. Казакова «Тихое утро» герои проявили себя с лучшей стороны. Яшка спас своего друга, как настоящий герой. А в произведении Ф. Яруллина «Белая кувшинка» Шухрат тоже спас своего друга. Но из-за своего высокомерия, чванства потерял его и уважение окружающих.
Именно в сложных ситуациях, совершая тот или иной нравственный выбор, человек по-настоящему раскрывает свои подлинные нравственные качества, показывая, насколько достоин он звания Человека.
Использованная литература
10 зимних мастер-классов для детей по рисованию
Как нарисовать зайчика
Лесная сказка о том, как согреться холодной осенью
Ералаш
Афонькин С. Ю. Приключения в капле воды