исследовательская работа
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_sms.ppt | 1.81 МБ |
sms_sms_sms.docx | 165.16 КБ |
Слайд 1
Влияние СМС на культуру речи подростков Серых Оксана РФ, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра п.г.т Излучинск Муниципальное образовательное учреждение «Общеобразовательная средняя школа №2» 8 В классСлайд 2
Содержание: Введение Научная статья. Влияние SMS на культуру речи подростков Глава 1. Языковая норма в SMS -общении подростков Глава 2. Лингвистический эксперимент Использование SMS учащимися Излучинской ОСШ №2 Глава 3. Роль SMS в формировании речевого поведения подростков Глава 4. SMS – путь к обогащению или снижению культуры речи подростков? Заключение Выводы Практическое применение. Библиография
Слайд 3
Гипотеза: если школьники часто используют СМС, то это оказывает серьёзное влияние на общение и культуру речи подростков. Цель настоящей работы заключается в исследовании влияния СМС на формирование языковой культуры в подростковой среде. Объектом исследования: является язык SMS . База исследования: учащиеся 8-9 классов МОУ ОСШ № 2 п.Излучинск в количестве 70 человек. Материалом исследования послужила выборка различных элементов SMS . В процессе исследования было проанализировано 64 элемента.
Слайд 4
Задачи: Выяснить, какое влияние оказывает СМС на овладение подростками языковой культуры с целью предупреждения орфографических и стилистических ошибок. Исследовать причины частых употреблений в речи просторечий и жаргонизмов в молодёжной среде, определить, способствуют ли СМС умению школьников отбирать нужный лексический материал. Систематизировать результаты анкетирования и лингвистического эксперимента ; выяснить степень влияния СМС на речевое поведение и языковую культуру подростков и наметить пути решения проблемы. Шире использовать выразительные средства языка, вырабатывать ответственное отношение к языку на уроках и процессе общения подростков. Расширить знания подростков о нормативной стилистике, орфографических и стилистических ошибках.
Слайд 5
Методы исследования: Теоретические: сбор информации; анализ информации; систематизация и классификация собранных материалов; прогнозирование; проверка гипотез. Практические: сбор материала (чтение книг, журналов) поиск подходящей информации в Интернете; отбор конкретного материала; работа с электронным словарём, поиск подходящих значений; анкетирование с последующей статистической обработкой результатов исследования.
Слайд 6
План исследования Выявление новых явлений в языке в связи с частым использованием СМС в речи подростков; Изучение СМС как фактора, формирующего речевое поведение и использование выразительных языковых средств в разных условиях общения; Расширение знаний о нормативной стилистике, орфографических и стилистических ошибках.
Слайд 7
Научная новизна состоит в изучении языка СМС как фактора, формирующего речевое поведение современных подростков. Практическая ценность выполненного исследования нам представляется в использовании материалов исследования непосредственно в процессе использования языка СМС в молодёжной среде.
Слайд 8
Введение Историю СМС знают, наверняка, все. Короткое послание с пожеланием счастья в канун католического рождества инженера Нейла Папуорта, отправленного с сотового телефона своим сотрудникам, стало днём СМС и днём рождения новой технологии – отправка СМС-сообщений. Это было сравнительно недавно – в 1992 году.
Слайд 9
История возникновения языка в молодежной среде Язык, на котором общаются в чатах и по мобильным телефонам, родился задолго до этого. Ещё в древних летописях применялись сокращения по причине частого употребления. Слово Константинополь писалось Кпль, патриарх – патр., митрополит – митр., император – импер.
Слайд 10
История возникновения языка в молодежной среде Телеграфисты первые поняли, что если из слова убрать гласные буквы, это поможет не только сократить текст, но и быстро передать его. Служебные слова: тчк - точка, зпт - запятая, скб – скобка. Сокращения: SWALK (Sealed With A Loving Kiss = "запечатано поцелуем с любовью"); TTFN ( Ta Ta For Now = "пока прощаюсь").
Слайд 11
История возникновения языка в молодежной среде В молодёжной среде началось второе рождение СМС, ибо здесь появилась возможность не только сэкономить, но и общаться почти в реальном времени. Молодежь нашла новый способ самовыражения и заслуженно заработала себе титул поколения акронимов, или Short Generation.
Слайд 12
Глава 1. Языковая норма в СМС-общении подростков Проникая в самые разные области нашей жизни, язык СМС оказывает влияние на культуру в целом, и несомненно, на общение подростков. Среди школьников которые всё чаще думают и пишут фонетически, широко используется арго.
Слайд 13
Языковая норма в СМС-общении подростков Мы привыкли общаться между собой безлико, на бегу. Теплота человеческих отношений в целях экономии времени превращается в абсурдное «Я тя лю», а послание о здоровье содержит просто значок :~), который надо читать: «У меня насморк». Живое общения постепенно уходит. Где же здесь культура речи?
Слайд 14
Анкетирование: Часто ли ты пользуешься СМС-сообщениями? В каких случаях ты пользуешься СМС -сообщениями? Какие способы написания СМС ты используешь? Обращаешь ли ты внимание на орфографию при написании СМС – сообщений? Обращаешь ли ты внимание на пунктуацию при написании СМС – сообщений? Как ты считаешь, влияют ли СМС на твою устную и письменную речь? Соблюдаешь ли ты нормы литературного языка в СМСках? Влияет ли язык СМС на язык общения в кругу друзей и родителей?
Слайд 15
Глава 2. Лингвистический эксперимент Мы идём в кинотеатр, но перед фильмом погуляем. (Использование однородных членов предложения) Кино 15, встреча 14-погуляем. Я не только отобрал нужный материал, но и написал сочинение. (Союзы не только…, но и …) Материал собрал, сочинение готово. Моя подруга, собираясь за рубеж, долго обсуждала предстоящую поездку. (Деепричастные обороты) Моя подруга перед поездкой обсуждала её.
Слайд 16
Нам предлагают купить книгу, которую выпустило издательство «Дрофа». (Сложноподчинённые предложения) Предлагают книгу издательства Дрофа. На сайте нашей школы размещена статья директора, вызвавшая широкий интерес. (Причастный оборот) Читай на сайте школы статью директора, класс! Учительница попросила, чтобы к этому заданию мы отнеслись серьёзно. (с косвенной речью) Учительница призывает к серьёзности.
Слайд 17
Выводы : Ребята умеют ёмко и точно передать информацию; Сложные предложения сокращаются и становятся короткими; Лексика нередко пестрит речевыми ошибками; Речевой этикет упрощается за счёт местоимений и наречий: Ты где? Что такое? В чём дело? Кто это?
Слайд 18
Широкое распространение получила аббревиатура. Примеры: Аббревиатура Расшифровка Перевод ASAP As soon as possible Как можно скорее ATM At the moment На данный момент AYT Are you there? Ты уверен? B Bye Пока GTG Got to go Пора идти LMHO Laughing my head off Ржать до упаду LOL Laughing out loud Бесшумно смеяться PS Post script Поскриптум TOM Tomorrow Завтра
Слайд 19
Иноязычные заимствованиям в речи подростков – это нормальное явление. В словообразовании тоже можно наблюдать своеобразные явления. К иноязычным словам добавляются суффиксы, окончания, которые делают нашу лексику не такой чужеродной. Флешка (flash), сидишка/сидюшка (CD), ксерануть (xerox), эсэмэска или смс-ка (SMS), смайлик (smile) и пр.
Слайд 20
Наши слова превращаются в спс – спасибо, инет – интернет, о5 – опять, мч - молодой человек, др - день рожденье,1окий – одинокий…Многие слова, стало очевидно, видоизменились : кст– кстати, ск– сколько, слу– слушай, ща – сейчас, тя– тебя, мя– меня… Слова просто потеряли свою оболочку, но лексическое значение, как ни странно, осталось.
Слайд 21
Другие примеры: пжл - пожалуйста ок - хорошо кто-нить – кто-нибудь что-нить - что-нибудь инет - интернет пасиб - спасибо тлф - телефон кст - кстати я тя лю - я тебя люблю спок - спокойной ночи пок - пока шк - школа скока - сколько мин - минуты тока - только сеня - сегодня ща - сейчас сек - секунду мя - меня тож - тоже мож - может эт - это слу - слушай
Слайд 22
В СМС можно наблюдать тесную связь фонетики и орфографии, когда слова скорее напоминают транскрибированный текст. Смешение славянского алфавита и латинского приводит к особому буквенному языку, помогает имитировать процесс живой устной речи. Использование прописных и строчных букв в передаче интонации, акцентирования внимания на той или иной мысли, несомненно, помогает общению.
Слайд 23
Таким образом , графика СМС - текста помогает имитировать процесс живой устной речи . Стремление к компрессии приводит к изобретению новых языковых явлений на графическом уровне: U You Ты LO hello привет I eye пока L8R Later Позже 4EVER/4ER Forever Навсегда YER You're, your Ты , твой B4 Before До , перед 2 Too Также 4 For Для
Слайд 24
Пунктуация, несмотря на «нелюбовь» к ней школьников, работает в СМС особенно широко. Использование в одном тексте многоточия, восклицательных и вопросительных знаков, порой, в количествах за пределами разумного, способствует выражению не столько интонации, сколько самовыражению.
Слайд 25
:-) - улыбка = D - очень веселое лицо :( - грустное, печальное лицо ;) - Подмигивающее лицо :Р - Лицо, показывающее язык :-0 - Кричу от злости :~) - У меня насморк :3) - Ну ты даёшь! :*) - улыбаюсь и целую :-o - удивляюсь :-& - нет слов :-? - не знаю :-V - кричу [:-) - слушаю плеер Появление смайликов, отображающих настроение автора, стало новым явлением в пунктуации. Стало очевидно, СМС – текстовое сообщение, способное передать широчайший спектр эмоций.
Слайд 26
Исследование помогает понять: Во-первых , как СМС влияют культуру речи молодого поколения, и больше узнать о повседневной жизни подростков; Во-вторых , СМС не оказывают влияние на формирование грамотного письма школьников; В-третьих , одни подвержены молодежному влиянию и пишут так, как пишут другие, другие считают неправильное письмо «прикольным», а третьи – просто не придают этому значения, утверждая, что SMS -письма не совсем письменная речь, а значит, в них допустимы любые ошибки; В-четвёртых, нельзя требовать от всех, да и невозможно добиться, чтобы все изъяснялись исключительно на литературном языке.
Слайд 27
Снижения грамотности и культуры речи кроется главным образом в снижении интереса к чтению. Другая – в неумении писать сочинения, статьи, эссе. Живое общение ничем не заменить, письма передают какие-то красочные подробности, изобилуют деталями, теплотой отношений, а SMS содержит предельно короткие фразы, всевозможные сокращения. С развитием телекоммуникационных технологий популярность СМС будет только расти. Поэтому можно считать язык СМС способом самовыражения, максимально приближенным к живой речи.
Слайд 28
И всё-таки отчаиваться рано. «В сущности, это поэзия, радостное детское желание играть со словом. Во многих случаях можно только завидовать их легкости обращения с языком», – говорит литературный критик Вячеслав Курицын. Да с молодежным сленгом бороться бессмысленно, его надо учить, но при этом показывать образцы культурной речи.
Слайд 29
Выводы: СМС оказывает серьёзное влияние на овладение подростками языковой нормы устного и письменного языка, поэтому его нужно изучать, чтобы быть на равных с носителями других языковых систем. Молодёжный язык СМСок помогает не только кратко и ёмко передать информацию, но и способствует умению свёртывать текст, выбирать нужное слово. С частым применением мобильных сообщений в языке подростков «скапливаются» просторечия и жаргонизмы, что негативно сказывается на формировании языка подростков. СМС – сообщения с течением времени всё больше и больше распространяется в молодёжной среде и приближается к живой речи Подростков надо убеждать разграничивать СМС-общение с общением в реальном мире. СМС играют значительную роль в формировании устной и письменной речи в молодёжной среде.
Слайд 30
Практическое применение Рекомендовать использовать в речи лучшие образцы русской речи. Применять правила орфографии и пунктуации в СМС. В качестве дидактического материала для формирования и совершенствования культуры шире использовать не только выразительные средства языка, но и СМС-сообщения, что позволит учащимся закреплять приобретённые умения и навыки разговорной и письменной речи. На уроках русского языка с учащимися проводить работу на материале СМС, иллюстрируя и положительные, и отрицательные стороны сообщений, таким образом противостоять расшатыванию норм языковой культуры. Подготовить буклет для учащихся, наглядно иллюстрирующий речь современных подростков и отражающий необходимость формирования ответственности за чистоту русского языка.
Слайд 31
Приложение
Слайд 35
Исправить. Сделать две
Слайд 36
Спасибо за внимание!
Серых Оксана Ивановна
РФ, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра п.г.т Излучинск
Муниципальное образовательное учреждение
«Общеобразовательная средняя школа №2», 8 В класс
Влияние SMS на культуру речи подростков
Руководитель: Аянот Евгения Васильевна, учитель русского языка и литературы
научный руководитель: .
Аннотация
Проникая в самые разные области нашей жизни, язык SMS оказывает влияние на культуру в целом и на общение подростков. Современная молодёжь отдаёт предпочтение SMS живому общению между собой, что не всегда положительно сказывается на формировании культуры речи. Но какую же роль играют мобильные сообщения в формировании и развитии речевого поведения? Ведь в подростковом возрасте формируется лингвистическая среда, которая в конечном итоге будет определять языковую культуру молодого человека.
Цель настоящей работы заключается в исследовании актуальности использования SMS и влияния их на формирование языковой культуры в подростковой среде, в изучении SMS как фактора, формирующего речевое поведение.
Актуальность данного исследования определяется тем, что использование SMS, как средства мобильного общения, оказывает серьёзное влияние на овладение подростками языковой нормой устного и письменного языка. Исследование направлено на изучение SMS как фактора, формирующего речевое поведение молодёжи. Изучение влияния SMS на культуру подростков имеет также непосредственный практический выход, а именно в расширении знаний о нормативной стилистике с целью предупреждения орфографических и стилистических ошибок.
Методы исследования:
теоретические - сбор информации, анализ информации, систематизация и классификация собранных материалов, прогнозирование, проверка гипотез.
практические - сбор материала (чтение книг, журналов), поиск подходящей информации в Интернете, отбор конкретного материала, работа с электронным словарём.
Итогом данного исследования являются следующие выводы:
Серых Оксана Ивановна
РФ, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра п.г.т Излучинск
Муниципальное образовательное учреждение
«Общеобразовательная средняя школа №2», 8 В класс
Влияние SMS на культуру речи подростков
Руководитель: Аянот Евгения Васильевна, учитель русского языка и литературы
научный руководитель: .
План исследований
Божественные мифы утверждали божественное происхождение письменности. Это подчёркивает значимость появления буквенных знаков. Многие учёные утверждают, что письмо на земле прошло путь «от изображения до буквы». Сегодня мы наблюдаем обратное. Сиюминутность, краткость, компрессия и экономия, приводит к тому, что письменная речь всё больше приобретает черты устной речи, напоминая стенограмму, является источником пополнения лексики. При этом наблюдается не только снижение грамотного письма, но и оскудение культуры речи подростков. Язык мобильных сообщений строится на использовании определённого сленга и недавно созданных слов. Живое общение заменяется SMS – общением. Таким образом, возникает проблема изучения SMS как фактора формирующего речевое поведение подростка и использование языковых средств в разных условиях общения.
Гипотеза: если школьники часто используют SMS, то это оказывает серьёзное влияние на общение и культуру речи подростков.
Цель настоящей работы заключается в исследовании влияния SMS на формирование языковой культуры в подростковой среде.
Объектом исследования является язык SMS.
База исследования: учащиеся 8-9 классов МОУ ОСШ № 2 п. Излучинск в количестве 70 человек.
Материалом исследования послужила выборка различных элементов SMS. (В процессе исследования было проанализировано 64 элемента).
В ходе работы предполагается решить следующие задачи:
Решение поставленных задач определило выбор методов исследования.
Теоретические:
- сбор информации;
- анализ информации;
- систематизация и классификация собранных материалов;
- прогнозирование;
- -проверка гипотез.
Практические:
- сбор материала (чтение книг, журналов)
- поиск подходящей информации в Интернете;
- отбор конкретного материала;
- работа с электронным словарём, поиск подходящих значений;
- анкетирование с последующей статистической обработкой результатов исследования
Библиография
М.Ю.Сидорова (МГУ им. М.В. Ломоносова, Москва). – (http:// marinadoma.narod.ru.).
6. Л.И.Скворцов. культура речи//Русский язык. Энциклопедический словарь. М., 1979
с.119 - 121
7. С.И. Ожегов Словарь русского языка. – 18-е изд. – М., 1987 –С.12
8. А.К.Панфилов Сборник упражнений по стилистике русского языка: М.,
Просвещение, 1998, с.77, 75, 89,
9 .Википедия. SMS-сообщения. – (http://ru.wkipedia.org/wiki/sms.).
10. Википедия. Функциональные стили речи. – (http://ru.wkipedia.org/wiki/sms.).
11. Иванов Л.Ю. Язык Интернета: заметки лингвиста. www.ivano
Серых Оксана Ивановна
РФ, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра п.г.т Излучинск
Муниципальное образовательное учреждение
«Общеобразовательная средняя школа №2», 8 В класс
Влияние SMS на культуру речи подростков
Руководитель: Аянот Евгения Васильевна, учитель русского языка и литературы
научный руководитель: .
План исследований
1. Выявление новых явлений в языке в связи с частым использованием SMS в речи подростков;
2. Изучение SMS как фактора, формирующего речевое поведение и использование выразительных языковых средств в разных условиях общения;
3. Расширение знаний о нормативной стилистике, орфографических и стилистических ошибках.
Научная новизна состоит в изучении языка SMS как фактора, формирующего речевое поведение современных подростков.
Практическая ценность выполненного исследования нам представляется в использовании материалов исследования непосредственно в процессе использования языка SMS в молодёжной среде.
Исследование имело следующие организационные этапы:
I этап (сентябрь 2011г.-ноябрь 2011г.) – теоретико-аналитический.
Изучение состояния проблемы, определение цели и задач исследования, формулирование гипотезы, изучение литературы по проблеме.
II этап (декабрь 2011г.-январь 2012г.) – опытно-экспериментальный.
Разработка плана анкетирования, определение условий организации процесса, проведение анкетирования среди учащихся школы.
III этап (февраль 2012г.-март 2012г.) – заключительно-обобщающий.
Обобщались результаты анкетирования, осуществлялась систематизация собранного материала, обработка и описание полученных результатов. буклет
Итогом данного исследования являются следующие выводы:
Таким образом, гипотеза, выдвинутая первоначально, нашла своё подтверждение в результате нашего исследования.
Оглавление
Введение
Научная статья. Влияние SMS на культуру речи подростков
Глава 1. Языковая норма в SMS-общении подростков
Глава 2. Лингвистический эксперимент
Использование SMS учащимися Излучинской ОСШ №2
Глава 3. Роль SMS в формировании речевого поведения подростков
Глава 4. SMS – путь к обогащению или снижению культуры речи подростков?
Заключение
Выводы
Практическое применение.
Библиография
Введение
Русский народ в своих сказках предвидел немало предметов, которые в будущем воплотились в жизнь: ковёр стал самолётом, блюдечко с наливным яблочком – телевизором, сапоги-скороходы – автомобилем… У телефона, а тем более у SMS, так и не нашлось предшественников.
Историю SMS знают, наверняка, все. Короткое послание с пожеланием счастья в канун католического рождества инженера Нейла Папуорта, отправленного с сотового телефона своим сотрудникам, стало днём рождения SMS-сообщений и днём рождения новой технологии – отправка SMS-сообщений. Это было сравнительно недавно – в 1992 году, но идея, которая не прижилась сразу, стала популярной, особенно в молодёжной среде.
И всё-таки язык, на котором общаются в чатах и по мобильным телефонам, родился задолго до этого.
Ещё в древних летописях применялись сокращения по причине частого употребления. Слово Константинополь писалось Кпль, патриарх - патр., митрополит – митр., император – импер. Эти и подобные сокращения употреблялись в таких местах, где по связи слов и мыслей смысл их открывался без труда.
Телеграфисты тоже поняли, что если из слова убрать гласные буквы, это поможет не только сократить текст, но и быстро передать его. Сначала изобрели служебные слова: тчк, зпт, скб, квч., дв., тч, вскл. Позже, во времена Второй Мировой Войны американские и английские солдаты уже посылали домой телеграммы с такими сокращениями, как SWALK (SealedWith A LovingKiss = "запечатано поцелуем с любовью") и TTFN ( TaTaForNow = "пока прощаюсь").
Идею подхватили и развили радисты, заговорившие на азбуке Морзе: вместо целых слов они стали писать начальными слогами. При этом и сами слова, и вся фраза в целом оставались вполне понятными.
О языке, который объединил бы все страны и народы, человечество мечтало всегда. SMS-язык сегодня явно претендует на эту роль, став неотъемлемой частью нашего обихода.
В молодёжной среде началось второе рождение SMS, ибо здесь появилась возможность не только сэкономить, но и общаться почти в реальном времени.
Молодежь нашла новый способ самовыражения и заслуженно заработала себе титул поколения акронимов, или Short Generation. Солидный Оксфордский словарь английского языка даже решил включить слова SMS-языка и смайликов в свою лексическую базу, в особый раздел. Редакторы словаря решили, что этот новый подвид английского уже настолько устоялся и получил такое широкое распространение, что пришла пора его узаконивать.
Актуальны SMS? Спорить бесполезно! Но какую же роль играют мобильные сообщения в формировании и развитии речевого поведения? Ведь в подростковом возрасте формируется языковая среда, которая в конечном итоге будет определять языковую культуру молодого человека.
Современная молодёжь отдаёт предпочтение SMS живому общению между собой, что не всегда положительно сказывается на формировании культуры речи.. Мобильные сообщения стали не только очередным модным веянием настоящего времени. Современная жизнь динамична и насыщена, поэтому желание быть всегда на связи для молодёжи особенно актуально. А SMS-общение сегодня – одно из самых быстрых и доступных информационных источников. Вот почему в кругу молодёжи мобильные сообщения давно и уверенно заняли свое место.
«Молодежь легко освоила онлайновое пространство и сделала третий, решающий шаг в экономии языковых средств. В какой-то степени он стал вынужденным: с одной стороны, вся прелесть общения в чате заключается именно в стремительной дуэли реплик и не терпит многословия, а с другой, длина сообщений на мобильных телефонах жестко ограничена прокрустовым ложем в 160 знаков. Так тексты SMS приобрели особую компактность и афористичность.» {11}
Главным условием сокращённого языка общения стал небольшой экран мобильника. Молодёжный сленг лёг в основу новых слов, с помощью которых подростки не только экономят на оплате, но исключают различные формальности и типичные стандартные фразы вежливости. И если в телефонном разговоре можно не экономить ни время, ни слова: «Добрый день! Сегодня погода отличная, не правда ли? Если ты не против, мы могли бы погулять в парке». В SMSке информация ёмкая: «Ты где? Погодка!!! Я в парке, жду!» Краткость помогает придерживаться темы разговора, быть предельно лаконичным и быстро решать вопросы.
Может показаться, что слова этого нового языка теряют смысловые оттенки, становятся бедными, да и сама тематика общения остается достаточно однообразной. Но такими средствами молодые люди решают самые разнообразные проблемы - признаются в любви, требуют объяснений, разрывают отношения, дразнят, кокетничают, назначают встречи, даже спасают жизнь. «У этого языка появляется новая, очень продуктивная форма афористичности, а ирония и насмешка приобретают неожиданную остроту. Так
родился новый слой речи - язык чатов и SMS, краткий и ритмичный, но и афористичный». {11}
Научная статья
Влияние SMS на культуру речи подростков
Глава 1 Формирование нового языка в подростковой среде
Проникая в самые разные области нашей жизни, язык SMS оказывает влияние на культуру в целом и, несомненно, на общение подростков. Среди школьников, которые всё чаще думают и пишут фонетически, широко используется арго. Есть в этом положительные стороны, а отрицательные вызывают тревогу прежде всего у лингвистов. Ведь языковая культура молодого человека только формируется.
Культура речи человека обеспечивает точность выражения мысли и взаимопонимания в письменном общении. Ни для кого не секрет, что многие учащиеся не заботятся о грамотном письме, которое является составной частью культуры. В чём же тут причина? Большая часть общества считает - в неразумном использовании информационных коммуникационных технологий. Часто родители школьников отнюдь не рады, что их дети безгранично пользуются SMS. Более того, согласно проведенным исследованиям, общение в виртуальном пространстве самым негативным образом влияет на уровень культуры общения, а значит и на поведение. Мы заметили, что слова русского языка часто употребляют не по правилам. В чатах, форумах, живых дневниках, сообщениях электронной почты, SMS- сообщениях и ICQ тексты пишутся в спешке и выглядят примерно одинаково – без знаков препинания, часто без прописных букв, с многочисленными сокращениями и опечатками, но, что немаловажно, в них не соблюдаются стилистика речи. Поистине ХХI век считается веком виртуального общения.
Мы привыкли общаться между собой безлико, на бегу. Теплота человеческих отношений в целях экономии времени превращается в абсурдное «Я тя лю», а послание о здоровье содержит просто значок :~), который надо читать: «У меня насморк». Живое общения постепенно уходит. Где здесь культура речи? – скажете вы.
Мы решили провести небольшой эксперимент, опросив 70 учащихся 8 и 9-х классов. Это ребята, которые, можно сказать, выросли на SMSках, часто их используют в общении с друзьями и родными. В своих письмах полные написания слов применяют большинство – 60% опрошенных, а сокращения -13% . Стараются соблюдать орфографию 68%, не обращают внимания на пунктуацию 14%, но иногда -31%. В главном вопросе: Влияет ли язык SMS на устную и письменную речь, мнения ребят разделились. Да – 47%, нет - 53%. Но при этом большинство респондентов ответило отрицательно на вопрос о влиянии SMS на язык общения в кругу друзей и близких. Но главное, что живое общение оказалось предпочтительнее для многих ребят – 64%.
Анализируя анкету, я пришла к выводу, что SMS оказывают влияние на культуру речи подростков, но не столь серьёзное, как мы предполагали. Скорее они способствуют выбору нужного слова. Работа над обогащением словарного запаса, овладение нормами русского литературного языка предполагают долгую и настойчивую работу и учителей, и школьников. Успех в работе будет обеспечен, если сами ребята будут сознательно анализировать свою речь, развивать умение видеть незнакомые слова, воспитывать в себе привычку обращаться к словарям-справочникам. Конечно, написание изложений и сочинений - необходимое условие формирования и развития культуры речи и в SMS-общении. Следовательно, надо обратить внимание на особенности эпистолярного жанра, включить переписку писателей и известных людей в круг чтения подростков для серьёзного внимания к слову и точного выражения своих мыслей.
Глава 2. Лингвистический эксперимент
Использование SMS учащимися Излучинской ОСШ №2
Как идёт выбор языковых средств в SMS-общении? Я решила провести лингвистический эксперимент, проанализировать язык сообщений с точки зрения грамматических и синтаксических норм языка. Для этого предложила ребятам перевести на язык мобильных сообщений несколько предложений. Варианты ответов оказались следующими:
Мы идём в кинотеатр, но перед фильмом погуляем. (Использование однородных членов предложения) «кино 15.00, встреча 14.00-погуляем».
Я не только отобрал нужный материал, но и написал сочинение. (Союзы не только…, но и …) «Материал собрал, сочинение готово.»
Моя подруга, собираясь за рубеж, долго обсуждала предстоящую поездку. (Деепричастные обороты) «Моя подруга перед турне проверила все маршруты».
Нам предлагают купить книгу, которую выпустило издательство «Дрофа». (Сложноподчинённые предложения) «Предлагают книгу издательства «Дрофа».
На сайте нашей школы размещена статья директора, вызвавшая широкий интерес. (Причастный оборот) «Читай на сайте школы статью директора, класс!»
Учительница попросила, чтобы к этому заданию мы отнеслись серьёзно. (с косвенной речью) Учительница призывает к серьёзности.
Анализируя SMS подростков, я пришла к выводу, что ребята умеют ёмко и точно передать информацию, а это уже немаловажно. Предложенные варианты показались некоторым ребятам неприменимыми в cвоём общении. Совершенно верно, ибо данные синтаксические конструкции не свойственны разговорному стилю. Сложносочинённые предложения сокращаются до простых, назывных; сложные предложения с союзами не только, но и упрощаются, а сложносочинённые предложения становятся односоставными. Это характерно и для обособленных определений и обстоятельств, которые заменяются глагольными формами. Прямая и косвенная речь также подвергаются упрощению. Глагольность является выразительным средством общения, которая делает речь яркой, динамичной, отражая стилистическую окрашенность лексики.
Сегодня разговорный стиль – это простая, порой пересыпанная жаргонизмами будничная речь. В SMS-общении, насыщенной аббревиатурой, знаками и смайлами, речь подростков приобретает черты повседневной. Это определяет характер общения и язык молодёжной среды. Но не стоит сразу обвинять подростков в пренебрежительном отношении к родному языку. Многие школьники стремятся противопоставить свою речь дурной речи взрослых, стараясь придать словам какую-то остроту или новизну. Поэтому она становится засорённой, а в мобильных сообщениях - нередко уродливой и раскованной. Но это тенденция сегодняшнего дня, когда смешение стилей встречается повсеместно. Об этом говорил ещё А.С.Пушкин. «Может ли письменный язык быть совершенно подобным разговорному? Нет, так же как и разговорный язык никогда не может совершенно подобным письменному… Письменный язык оживляется поминутно выражениями, рождающимися в разговоре, но не должен отрекаться от приобретённого им в течение веков. Писать единственно языком разговорным – значит не знать языка». {8}
Глав 3. Роль SMS в формировании речевого поведения подростков
Нельзя забывать, что писать письма трудно. А SMS – это письменная речь, причём очень молодая, формирующаяся на наших глазах. Письменный слог всегда был трудным; он не терпит ничего книжного, поэтому именно молодёжь принимает SMS – язык,- живой, лёгкий, простой. Пушкин был прав, сказав однажды:
Доселе гордый наш язык
К почтовой прозе не привык.
Когда учитель предлагает сжатое изложение, мы понимаем, как непросто сократить текст, сохраняя при этом главную мысль. А в SMS это происходит почти автоматически. На одном из уроков мы решили использовать язык SMS при написании сжатого изложения. Потом ребята говорили, что это помогло им в составлении тезисов и при оформлении плана к литературной статье. Правда, сложные предложения сокращаются и становятся коротенькими, как у Буратино, лексика нередко пестрит стилистическими ошибками, речевой этикет упрощается за счёт местоимений и наречий: Ты где? Что такое? В чём дело? Кто это? А парцелляция становится характерным признаком современного письма в SMS. Поэтому В.Г.Белинский отдавал предпочтение разговорной лексике и призывал учить школьников умению использовать синонимическое богатство русского языка, включая и синтаксические синонимы, имеющие разговорную окрашенность. {8}
Письмо, как и разговор, требует особого искусства. Многообразие живого обращения, несомненно, лучше виртуального.
SMS-язык – часть массовой культуры и требует осмысления со стороны и филологов, и психологов для того, чтобы уменьшить его негативное влияние на традиционный язык и на формирование личности подростка. Не стоит с ним воевать. Разумеется, искоренить текстовые сообщения практически невозможно, но зато возможно бережно относиться к своему родному языку.
Мы давно привыкли к иноязычным заимствованиям, а речи подростков – это нормальное явление. Поэтому их речь пестрит такими терминами как blue-tooth. Login/spam. А на письме большинство слов идёт без перевода.
В словообразовании тоже можно наблюдать своеобразные явления. К иноязычным словам добавляются суффиксы, окончания, которые делают нашу лексику не такой чужеродной. Флешка (flash), сидишка/сидюшка (CD), ксерануть (xerox), эсэмэска или смс-ка (SMS), смайлик (smile) и пр. Англоязычные термины трансформируются по фонетическому принципу: мирцать (пользоваться программой mIRC), мыло (e-mail - электронная почта), аська (ICQ).
Уменьшительно-ласкательные суффиксы как-то быстро приспосабливают заимствованные слова к русской речи, делая эти слова общеупотребительными и понятными всем.
Зато широкое распространение получила аббревиатура, использование сложносокращённых слов стало просто массовым.
Аббревиатура | Расшифровка | Перевод |
AYT | Areyouthere? | Ты уверен? |
BBFN | Byebyeforknow | На сегодня пока |
Однако в орфографии наблюдается обратное явление: скока – сколько, кароч– короче, сейчас – щас, кто-нить – кто-нибудь, када прие - когда приедешь, которое почти стало языковой нормой в подростковой среде. Ещё в середине XX-го века известный лингвист Л.В.Щерба писал о безграмотности и школьников, считая проблему острой. Сегодня она не потерла своей актуальности. {8}
Конечно, в некоторых случаях SMS-сообщения уместны, и с этим согласны многие респонденты. Например, когда необходимо срочно поздравить с днем рождения или незамедлительно о чем-то напомнить, а дозвониться не получается. Но наши слова превращаются в спс – спасибо, инет – интернет, о5 – опять, мч - молодой человек, др - день рожденье,1окий – одинокий…Многие слова, стало очевидно, видоизменились: кст– кстати, ск– сколько, слу– слушай, ща – сейчас, тя– тебя, мя– меня…Слова просто потеряли свою оболочку, но лексическое значение, как ни странно, осталось.
Работа учёных из института квантовой генетики с лингвистами и математиками МГУ показала, что структура человеческой речи, книжного текста и структура последовательности ДНК математически близки, то есть это действительно тексты на неизвестных пока нам языках. Клетки разговаривают между собой, как мы с вами; генетический аппарат обладает бесконечным множеством языков. Учёный П.П. Гаряев утверждает, что «человек есть самочитаемая текстовая структура». {5} Поэтому проблема сохранения лексического состава нашего языка остаётся особенно актуальной.
Письменная речь всё больше и больше приобретает черты устной речи. Сегодня в СМС можно наблюдать тесную связь фонетики и орфографии, когда слова скорее напоминают транскрибированный текст. Более того, смешение славянского алфавита и латинского приводит к особому буквенному языку, помогает имитировать процесс живой устной речи. А использование прописных и строчных букв в передаче интонации, акцентирования внимания на той или иной мысли, несомненно, помогает общению.
Стремление к компрессии приводит к изобретению новых языковых явлений на графическом уровне:
FX (effects) I (eye) LO (hello) NME (enemy) | NRG (energy) NV (envy) SA (essay) Y (why) | IMHO (In my humble opinion) 2 (to, too, two) 4 (for). 8 (ate, hate) |
Вот как выглядят фразы, написанные подобным языком: MayB U SHD stop B4 it's 2 L8 (Maybe you should stop before it's too late) или txtngbcomeshabbtaftr 4 wks... ru n addick? (Texting becomes a habit after 4 weeks... Areyouanaddict?). Таким образом, графика СМС-текста помогает имитировать процесс живой устной речи.
Смесь латиницы, цифр и внеязыковых знаков создаёт особую графику, в которой важным становится донести смысл высказывания, не заботясь о правилах и нормах. А ведь ещё божественные мифы утверждали божественное происхождение письменности, что подчёркивает значимость появления буквенных знаков. Многие учёные подтверждают, что письмо на земле прошло путь «от изображения до буквы». И как важно, чтобы каждая буква сохранилась в нашем языке! Сегодня мы наблюдаем обратное.
Пунктуация, несмотря на «нелюбовь» к ней школьников, работает в СМС особенно широко. Использование в одном тексте многоточия, восклицательных и вопросительных знаков, порой, в количествах за пределами разумного, способствует выражению не столько интонации, сколько самовыражению. {2} Знаки выделения, завершения и прочие, существующие в разделе «Пунктуация», сегодня получает какое-то новое звучание. Можно отправить одни восклицательные знаки, вопросительные знаки, многоточия, которые выразят не только вопросы, эмоции, но и станут ответами, оценками, пожеланиями.
Появление смайликов, отображающих настроение автора, стало новым явлением в пунктуации. Стало очевидно, SMS – текстовое сообщение, способное передать широчайший спектр эмоций.
– Happyfaceforhumour, laughter – Веселое, радостное лицо
– Superhappy/toothysmile – Очень веселое лицо
— Sadfaceforsadness, upset – Грустное, печальное лицо
– Wink – Подмигивающее лицо
:Р – Tongueoutjustkidding – Лицо, показывающее язык
:3)- Wow! – Ну ты даёшь!
:-) — улыбка
|-O — скучаю
:-? — не знаю
Надо учесть, что существующие элементы языка SMS постоянно меняются, некоторые устаревают, взамен них появляются новые. Это как раз подтверждает мысль о том, что язык мобильных сообщений преимущественно разговорный, существенно отличающийся от письменного, но язык молодой, живой, формирующийся на наших глазах.
Глава 4. SMS – путь к обогащению или снижению культуры речи подростков?
Около пяти тысяч лет назад люди додумались, как говорить с теми, кто далеко, даже с теми, кто родится намного позже. Они придумали, как собирать и хранить звуки. Они изобрели письмо.
Но все же причина снижения грамотности и культуры речи кроется главным образом в снижении интереса к чтению. Другая – в неумении писать сочинения, статьи, эссе. Сиюминутность, краткость, компрессия и экономия, конечно, приводит к тому, что письменная речь всё больше приобретает черты устной речи, напоминая стенограмму, является источником пополнения лексики. Живое общение ничем не заменить, письма передают какие-то красочные подробности, изобилуют деталями, теплотой отношений, а SMS содержит предельно короткие фразы, всевозможные сокращения. С развитием телекоммуникационных технологий популярность SMS будет только расти. Поэтому можно считать язык SMS способом самовыражения, максимально приближенным к живой речи.
На уроках русского и английского языка наши учителя нередко используют элементы SMS. Так мы составляли план к небольшой главе, применяя язык SMS. Получилось сжато, бедно. Но когда применили цитатный материал, убедились в красоте русского слова. При изучении «Фонетики», мы сравнивали звуко-буквенный анализ со словами SMS: пжл – пожалуйста, СПКНЧ – спокойной. Если хорошо подумать, то на многих уроках будет уместно использовать язык SMS, подчёркивая и положительные, и негативные стороны его применения.
Для изобретения букв своего алфавита в древности тратились огромные усилия. Многие поколения усовершенствовали письмо, орфографию, пунктуацию, стилистику, поэтому мы не вправе это игнорировать.
И всё-таки отчаиваться рано. «В сущности, это поэзия, радостное детское желание играть со словом. Во многих случаях можно только завидовать их легкости обращения с языком», – говорит литературный критик Вячеслав Курицын. Да с молодежным сленгом бороться бессмысленно, его надо учить, но при этом показывать образцы культурной речи.
Заключение
Итак, педагоги особенно озабочены сложившимся положением и настороженно относятся к текстовым сообщениям, считая, что SMS негативно влияют на культуру речи подростков.
Результаты исследования помогли понять, во-первых, как SMS влияют культуру речи молодого поколения, и больше узнать о повседневной жизни подростков. Теперь подростки, ранее упорно избегавшие письменной речи, во многих случаях предпочитают обмениваться сообщениями – пусть даже и совсем короткими – вместо устных разговоров. По сути, обмен письмами - SMS открыло для молодых людей новые неповторимые оттенки в общении. Бесспорно, происходит расслоение областей устной и письменной речи, потому что письменные сообщения стали частью повседневного общения с помощью мобильного телефона.
Во-вторых, SMS не оказывают влияние на формирование грамотного письма школьников. Для того чтобы сэкономить мобильное пространство, подростки сокращают слова. Поэтому «спасибо» становится спс или пасиб, «пожалуйста» – пжл, «кто-нибудь» – кто-нить, можно – моно, сегодня – сеня. Орфография наиболее подвержена искажению языка. И подобные словечки не обогащают наш язык, а коверкают: 4е – что, ща – сейчас, 1окий – одинокий. Издавна считали, что буквы собираются в слова, удивительным образом «строя» внутренний мир человека. Звуки слова взаимодействуют друг с другом в живом слове. Несомненно: «Вначале было слово».
В-третьих, одни подвержены молодежному влиянию и пишут так, как пишут другие, другие считают неправильное письмо «прикольным», а третьи – просто не придают этому значения, утверждая, что SMS-письма не совсем письменная речь, а значит, в них допустимы любые ошибки.
В-четвёртых, нельзя требовать от всех, да и невозможно добиться, чтобы все изъяснялись исключительно на литературном языке, ведь сленг не может исчезнуть из нашей речи в одночасье. Поэтому SMS-ки - явление с лингвистической и психологической точки зрения скорее позитивное. Человек, пишущий SMS-ки, решает (замечает он это или нет) несколько важных задач, помимо простой передачи содержания.
Как видно, здесь допускаются разные ошибки. Основной принцип почти всех отправляющих – «Пишу, как говорю и слышу». Один из социологов назвал этот принцип «общением с использованием высокой технологии, но низкой грамотности». {11}
«Философия написана в великой книге (я имею ввиду Вселенную), которая постоянно открыта нашему взгляду, но понять её может лишь тот, кто научится понимать язык и толковать буквы, буквы, которыми она написана…» Это слова Галилео Галилея напоминают нам о том, как мало мы знаем о влиянии слов на человека. Да и истинный смысл многих понятий утерян. Не растеряем ли мы в обыденном, скоропалительном обмене информации слова, а вместе с ними культуру речи нашей…{5}
Выводы:
1. SMS оказывает серьёзное влияние на овладение подростками языковой нормы устного и письменного языка, поэтому его нужно изучать, чтобы быть на равных с носителями других языковых систем.
Практическое применение.
Предлагаю следующие пути решения:
Рекомендовать использовать в речи лучшие образцы русской речи.
Библиография
1. «SMS в жизни современного человека»./ Калиничева Татьяна – «Первое сентября». Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся. Лингвистика (русский язык и литература).– (http:/www.portfolio.1september.ru.).
М.Ю.Сидорова (МГУ им. М.В. Ломоносова, Москва). – (http:// marinadoma.narod.ru.).
6. Л.И.Скворцов. культура речи//Русский язык. Энциклопедический словарь. М., 1979 с.119 - 121
7. С.И. Ожегов Словарь русского языка. – 18-е изд. – М., 1987 –С.12
8. А.К.Панфилов Сборник упражнений по стилистике русского языка: М.,
Просвещение, 1998, с.77, 75, 89,
8 .Википедия. SMS-сообщения. – (http://ru.wkipedia.org/wiki/sms.).
9.. Википедия. Функциональные стили речи. – (http://ru.wkipedia.org/wiki/sms.).
10. Иванов Л.Ю. Язык Интернета: заметки лингвиста. www.ivano
Приложение
Анкетирование
Да- 72 %
Нет – 10 %
Редко – 18 %
В общении с друзьями – 76 %
В общении с родителями, родственниками – 24 %
Сокращения – 20 %
Полные написания слов – 60 %
Смайлики, знаки – 20%
Да – 68 %
Нет – 13 %
Иногда 19 %
Да – 57%
Нет –14%
Иногда – 31%
Да – 47%
Нет – 53%
Да – 66%
Нет –12%
Иногда – 22%
Да – 34%
Нет – 66%
Да – 64%
Нет – 36%
Буклет
Философия написана в великой книге (я имею ввиду Вселенную), которая постоянно открыта нашему взгляду, но понять её может лишь тот, кто научится понимать язык и толковать буквы, буквы, которыми она написана…» Галилео Галилей
2-я стр
И даже в наши времена
Для тех, кто с русской речью дружен,
Не так легко добыть со дна
Родные россыпи жемчужин.
Вс. Рождественский
3-я стр
Красно говорит, а слушать нечего.
Худое слово доведёт дела злого.
Доброе слово окрыляет.
Слово – ключ, которым открывают сердца.
4-я стр Кстати…
Работа учёных из института квантовой генетики с лингвистами и математиками МГУ показала, что структура человеческой речи, книжного текста и структура последовательности ДНК математически близки, то есть это действительно тексты на неизвестных пока нам языках. Клетки разговаривают между собой, как мы с вами; генетический аппарат обладает бесконечным множеством языков. Учёный П.П. Гаряев утверждает, что «человек есть самочитаемая текстовая структура».
5-я стр…Доброе слово века переживёт
Кстати…
«Я пришёл в Вавилон, но так и не смог разыскать тебя. Мне стало грустно…» эти слова клинописи на плитке из обожжённой глины – отрывок из письма, который кто-то написал любимой четыре тысячи лет назад. Мы не знаем истории этой любви, нам неизвестны имена влюблённых. Остались только эти слова: «мне стало так грустно…» чья-то тоска биение взволнованного сердца, донесшиеся до нас через тысячелетия.
- А какие слова ты оставишь потомкам?
6-я стр. Хорошее слово всегда к месту
Эти волшебные слова должен знать каждый:
Доброе утро! Доброго дня! Доброго пути! Счастливого пути!
До скорого свидания! До встречи! Будьте здоровы! Счастливо!
Спасибо! Благодарю! Чрезвычайно признателен! Не стоит благодарности!
Мне приятно это слышать! Спасибо за добрые слова! Рад был повидаться!
Доселе гордый наш язык
К почтовой прозе не привык.
А.С.Пушкин
Письмо, как и разговор, требует искусства. Как разговор одного лица может быть и бывает убедительнее, живее, увлекательнее разговора другого лица, точно так и письма одних лиц уступают во всём письмам других.
«Может ли письменный язык быть совершенно подобным разговорному? Нет, так же как и разговорный язык никогда не может совершенно подобным письменному…Чем богаче язык выражениями и оборотами, тем лучше для искусного писателя. Письменный язык оживляется поминутно выражениями, рождающимися в разговоре, но не должен отрекаться от приобретённого им в течение веков. Писать единственно языком разговорным – значит не знать языка». (Пушкин А.С. Полн. СОБР. Соч. – М., 1936. – Т.5. – С. 254-255)
Бирюк:
Полупроводница:
Еще пример:
FreeThinker: Че делаеш?
Sailor_Moon:
Районная научно-практическая конференция «Шаг в будущее» | |
Полное название темы работы | Влияние СМС на культуру речи подростков |
Название направлений конференции | |
Тип работы |
|
Возрастная номинация | 6-8 класс, |
Фамилия имя | Серых Оксана |
Территория | РФ, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра п.г.т Излучинск |
Место учебы: | Муниципальное образовательное учреждение «Общеобразовательная средняя школа №2» |
Класс | 8 В класс |
Место выполнения работы | научное объединение |
Руководитель | Аянот Евгения Васильевна МБОУ «Излучинская ОСШ №2», учитель русского языка и литературы |
Научный руководитель | Фамилия, имя, отчество |
Ответственный за корректуру текста работы | Фамилия, имя, отчество, место работы, должность |
e-mail (обязательно) |
Галка в чужих перьях
Учимся рисовать горный пейзаж акварелью
Знакомые следы
Астрономический календарь. Май, 2019
Подарок