Работа посвящена истории и роли в деле воспитания детей литературно-художественного журнала "Сибирячок"
Вложение | Размер |
---|---|
rol_detskogo_literaturno.doc | 105 КБ |
Роль детского литературно-художественного журнала «Сибирячок» в воспитании детей
Работу выполнила:
ученица 11 класса
МКОУ СОШ № 16 г.Бирюсинска
Негриенко Надежда
Научный руководитель:
учитель русского языка и литературы
Орлова Р.И.
г. Тайшет, 2014 г.
ПЛАН:
7. Чуткость и восприимчивость детской души в рассказах А.Г орбунова, А.Вампилова, Д.Калашника.
Тезис:
Одним из таких является Марк Сергеев, рассказ которого «Сказка о Пете, который был шкафом» поучает, что зло наказуемо и помогает детям увидеть в сказочном сюжете мир природы, который необходимо беречь и сохранять. А его очерк «Генерал-губернатор Восточной Сибири, граф Николай Муравьёв-Амурский» открывает юному читателю нравственные проблемы, мотив памяти пропитого и связь поколений.
Введение:
Готовя себя к педагогической деятельности, общаясь с детьми, я обратила внимание, что ребята с глубоким интересом читают журнал «Сибирячок». Вот по этой причине я и обратилась к литературным страницам, которые, на мой взгляд, носят наиболее воспитательное значение. Целью моего исследования является то, что интересно детям на страницах журнала, и как это влияет на их нравственное воспитание. Организовав встречу третьеклассников с журналом «Сибирячок», я рассказала им подробнее о журнале, поиграла с ними в различные игры, предложенные «Сибирячком», а также мы обсудили поступки некоторых героев рассказов и очень много разговаривали о журнале.
Причины, изложенные выше, и побудили меня к исследованию детского литературно-художественного журнала «Сибирячок».
Дети - это мира нежные загадки, И в самих загадках кроется ответ.
М.Цветаева
Однажды в Восточно-Сибирском издательстве, которое находиться в городе Иркутске, собрались писатели и художники и решили придумать книгу для своих маленьких друзей. Книгу они задумали как сборник, в котором будут печататься стихи, рассказы, сказки, загадки, легенды - всё о Сибирском крае. Чтобы как-то объединить отдельные стихи и рассказы, нужен был весёлый, жизнерадостный персонаж. Задумались писатели, кто же это будет? И вдруг на окно издательства села ворона и, как всем показалось, с умным видом посмотрела на взрослых людей. Тут-то и пришла в голову Марку Сергееву неожиданная мысль: сделать персонажем мальчишку, Сибирячка, которого Ворона будет учить житейским мудростям, законам природы, будет оберегать его. Ведь он появился на свет такой маленький, беззащитный, несмышлёный из скорлупы кедрового ореха.
Вот так зародился журнал «Сибирячок». Первый номер журнала больше напоминал книгу, чем журнал, состоял из 120 страниц и вышел в январе 1992 года. В нём использовались творения пятнадцати различных авторов (Г.Кунгуров, И.Луговской, В.Распутин, Е.Стюарт, Е.Суворов, Т.Белозёров, И.Молчанов-Сибирский, Д.Цветков, В.Астафьев, Г.Граубин, Ю.Левитанский, Ю.Черных, М.Сергеев, А.Шастин, В.Кремнев). И исследуя биографические данные всех этих писателей и поэтов, я убедилась, что все они, действительно, сибиряки. И, благодаря авторам и весёлому Сибирячку, юные читатели впервые смогли совершить увлекательное путешествие по Сибири - краю чудес и загадок, удивительной природы, мужественных и добрых людей, находясь дома или сидя в библиотеке, что способствует пополнению знаний о своём крае, воспитанию моральных человеческих качеств, а также чувства любви и преданности Родине, то есть патриотизма. И всё это в итоге приводит к воспитанию у детей чувства гражданственности.
Интересуясь историей журнала, содержанием, я убедилась, что именно этот журнал способствует воспитанию самых лучших качеств у детей различного возраста. Но мне стало интересно: дети какого возраста читают журнал? Оказалось, что это ребята от семи до двенадцати лет.
Смышлёный журнал ярко иллюстрирован, содержит много интересной для детей информации, развлекательного материала. И всё-таки главное, считаю я, это литературные страницы, которые приобщают к чтению, а уже потом, постепенно выполняют ту роль, которая, безусловно, является основой - воспитание, приобщение к жизни, приобретение опыта.
Из номера в номер дети имеют реальную возможность встречаться писателями-земляками. Одним из очень интересных писателей, печатающихся часто в журнале, является Марк Сергеев. Через его рассказы, сказки, стихи и различные интересные, смешные и познавательные истории юные читатели всматриваются в мир красок природы, вслушиваются в звуки, открывают для себя тайны. И Марк Сергеев в особой форме доносит до ребят чувство уважения ко сему, что их окружает, углубляя понятие о добре и зле, о правде, о мире.
В «Сказке о Пете, который был шкафом»* я отметила деталь, которая очень понятна детям - это добро и зло по отношению к миру природы: «Бывают мальчики добрые и злые. Петя был злым. Он мог наступить на хвост кошке и радоваться, что она визжит, щёлкнуть мальца. И вот Петя в лесу». И далее автор очень доходчиво, своеобразно рассказывает о том зле, которое совершают дети, как правило, в возрасте 10 - 12 лет, не задумываясь, не чувствуя вины.
«Пошёл Петя за хворостом, да и прихватш с собой топор. Идёт по тропинке, налево направо топором размахивает, портит деревья — просто так, чтобы увидеть, как сок из неё брызжет. А у поворота тропинки, у самой реки Ангары, берёзка стояла - светлая, нежная. Ударил по ней Петя топором и услышал стон. Обрадовался он. Ударил ещё раз. А стон и сильнее. Он и третий раз ударил топором. И неожиданно берёзка исчезла». И далее используя сказочный сюжет М.Сергеев повествует о появлении прекрасной девушки-волшебницы, которая грустно сказала: «Всю жизнь делала я людям добро: когда они страдали от жажды, поила их своим соком, когда они мёрзли зимой, становилась поленьями их костра, когда летом изнывали от жары, прикрывала их своими ветвями. Но тебе смешно, когда они плачут и стонут, и ты будешь наказан. Отныне ты будешь превращаться во всё, чему причинишь зло...».
Автор использует в рассказе особую лексику: «топором размахивает», «сок брызжет», «визжит и ревёт», «узенькая звериная тропинка». Приподнятость и эмоциональность рассказа создают вопросительные и восклицательные предложения, риторические вопросы, много в произведении междометий, которые передают состояние души, чувства героев.
« - Ты мне дорогу перебегаешь? - закричал Петя.
- Сейчас ты у меня получишь!
* «Сибирячок» №1 стр. 101 М.Сергеев. «Сказка о Пете, который был шкафом».
Бросил он хворост да за кошкой. Догнал её, стукнул на бегу ногой, закричал:
-Ага, попалась!
А получилось:
- Мяу, мяу!»
Автор не раз возвращает Петю в мир природы, и дети, читая это произведение, могут представить себе ночной лес, птиц на заре, зверушек. И все эти персонажи: и Мышас, и Мургарита Лежебокина, и Рыжий кот - помогают Пете, а вместе с тем и читателю, понять, что может произойти, если не беречь, не прислушиваться, не ценить...
Теперь он по-новому стал относиться к стройной берёзке и её зелёному платью, к бабочкам, к деревьям - ко всему, что его окружает.
Зло наказуемо. И понятие, что природа - это святое, что зло по отношению к её миру - это серьёзное испытание, должно укорениться в сознании ребёнка или подростка.
Это одно из произведений, которое помогает детям увидеть в сказочном сюжете мир природы, который необходимо беречь и сохранять.
Марк Сергеев не посторонний наблюдатель, он, наверное, как и все другие авторы, печатаясь в детском журнале, стремится к тому, чтобы дети постигли различные способы освоения мира.
Правильная оценка людей, постижение того, как жили, что делали для Родины, какие события были важными - это одно из слагаемых творчества М.Сергеева. И он, формируя взгляды будущих соотечественников, в очерках, в исповедях раскрывает страницы жизни очень, на мой взгляд, интересных людей.
В одном из журналов помещён очерк «Генерал-губернатор Восточной Сибири, граф Николай Муравьёв-Амурский»*, и в этом очерке для писателя самое главное - личное постижение исторических событий, он приводит многочисленные примеры, рассказывая о Муравьёве-Амурском с добрым и проникновенным чувством, и о старинном городе Албазин, исчезнувшем с карт теперешней Сибири, и о его путешествии от Петербурга до Ангары. И о его делах великих на благо Сибири.
Очерки, рассказы Марка Сергеева отличаются и своеобразием тематики, и глубоким смыслом, и человечностью. В них юному
* «Сибирячок» №2, 1993, стр. 15. М.Сергеев «Генерал-губернатор Восточной Сибири, граф Николай Муравьёв-Амурский».
читателю открываются нравственные проблемы, мотив памяти прошлого и связь поколений, и убеждённость, что человек, в каком бы возрасте он не был, должен испытывать чувство ответственности за себя и окружающий его мир природы. И, конечно же, юный читатель получит неоценимое удовольствие от общения с тонким, мудрым земляком, каковым является Марк Сергеев.
Часто печатает в «Сибирячке» свои стихи и рассказы Анатолий Константинович Горбунов.
В 70-ые годы стал наиболее приметно имя иркутянина Анатолия Горбунова. Начинался он с тайги; любит её стёжки, завалы, мир хвои, мхов. Его герои и взрослые, и ребятня умеют изъясняться на чистом русском языке. Горбунов чувствует их душу, их мировосприятие, в котором всё преисполнено любовью ко всему живому, в котором всё одушевляется: осень, берёзка, мураши. Поэт по натуре склонен к образным догадкам, очень наблюдателен. Ребятня обожает его загадки, истории-выдумки про зверушек, птиц, но дети не любят подлаживания под их возраст, ребёнок хочет быть взрослым, хотя смотрит на мир своими детскими глазами, своей неопытной душой. И произведения Горбунова полны сострадательности, христианского дружелюбия, сердечного таланта.
Вот что он рассказывает в журнале о себе: «Моя отчина - деревенька Мутина. Стоит она на высоком берегу великой Лены- реки. Вокруг - поля, луга, дремучие леса, озёра...
А я - прыг в «Сибирячок». Борода помята...
Так неожиданно появление А.Горбунова в «Сибирячке». И лозунг «Везде на свете очень интересно» отражает его рассказы. И нет в них наставлений, а только поэтические картины природы, похожие на красочную мозаику: «прозрачное небо», «искристый иней», « колеблющиеся тени», «синеглазое небо».
*«Сибирячок» №2, 2002, стр.8. А.Горбунов «Моя отчина - деревенька Мутина...».
«Гуси - лебеди»* - взволнованный рассказ о событии, которое, безусловно, будет памятно детям. Мальчик, герой рассказа, среди ночи будет своего деда, чтобы сказать о том, что на улице кто-то. Это были гуси-лебеди. Они оглашали лунные ночи прощальными всхлипами.
«Задевая крыльями звёзды, мерцают гуси-лебеди; щемящие сердце птичьи звоны незримо струятся на каменный город». И можно быть уверенным, что трепетная связь с природой окажет влияние на характер подростка, на формирование в нём человечности и чувства гражданственности.
И восхищает душевное состояние героев: «В груди у Вани всколыхнулись два неизведанных ранее чувства: чувство
необъяснимой утраты чего-то до боли дорогого и чувство своей неотделимости то этого таинственного и огромного мира. Ваня сел на ступеньку и, закрыв ладошками лицо, заплакал. Дед Алексей стоял рядом и молчал. Он был взволнован не меньше внука. Иссохшие от старости руки дрожали. Перед глазами встало далёкое детство и летящие над родной деревенькой гуси-лебеди».
И в конце рассказа Анатолий Горбунов как бы подвёл итог, осмыслил истоки любви к Родине: «Любовь к Родине приходит к нам однажды и навсегда. Она приходит через светлую печаль расставания с синеглазым летом, через мудрость первых недетских слёз. Текут и текут в дальние дали быстрые реки, проплывают над отчими урёмами** дымы русских селений, безвозвратно мелькают века. Поколения сменяются поколениями, а гуси-лебеди улетают и возвращаются».
Главная особенность рассказа - насыщенность, небольшой по объёму, он совмещает в себе послание детям, раскрывающее перед ними мудрость жизни, которая видится автору в том, что старшее поколение передаёт то, что важнее и главнее всего - это Родина.
« — Родина...Родина - это всё, что окружает нас: вода, небо, поля, леса...
Я обратила особенное внимание на рассказ Г орбунова «Снегири».*** Знает этот детский писатель, как чутка и восприимчива детская душа маленького жителя Сибири ко всему, что окружает его, как знает он, чем живут его родители и близкие.
* «Сибирячок» №5, 2000, стр.39. А.Горбунов «Гуси-лебеди».
** Урёма - низменность по руслу реки.
*** «Сибирячок» №2, 2002, стр.8 А.Горбунов «Снегири».
Это труд - «летом сено косил, хитрых гальянов в речке удил,
осенью — шиповник и бруснику с матерью собирал...».
Сюжет и смысл происходящего доступны читателю, что вызывает ответные чувства: «... и вдруг встал как вкопанный, глазёнки выпучил: на голой берёзе ни с того ни с сего, два альгх- преалых яблочка выросло?! Бросил салазки и кинулся к берёзке. Высоко висят, рукой не достать. Хотел было влезть на берёзу — ствол гладкий...Что делать? Может, по стволу постучать, яблочки и упадут?! Так отец осенью шишки за огородом бил...».
Оригинальность языка, поклонение природе - всё это понятно и близко ребёнку, герою Горбунова. Видится в маленьком жителе Сибири тонко чувствующая душа, неравнодушная к красоте природы, хотя нет в ней водопадов, высоких гор, а умиротворённый тихий пейзаж зимой: берёза, снегири на ней, огород, поляны с брусникой. Но это трогательная картина жизни, которую предстоит ещё узнать и крепко полюбить.
Красота помогает ребёнку стать добрее, а доброта детей помогает природе стать красивее и щедрее, об этом пишет наш земляк и известный писатель Валентин Распутин. Отрывок из повести «В тайге над Байкалом», названный «Ягоды»* - это своеобразное послание детям о немудрёной истине - богатстве и щедрости природы. Я была удивлена такому трепетному, нежному отношению к, казалось бы, обыкновенным ягодам голубицы, которое испытывает главный герой Саша, находясь в лесу на Байкале: «Столько ягоды Саня никогда ещё не видывал. И не представлял, что её может столько быть...».
«Саня раздвигал кусты и замирал от раскрывшегося потревоженного густоплодья. Дымчато-синяя, сыто и рясно подрагивающая сыпь ослепляла, вызывая и удивление, и восторг, и вину, и что-то ещё, чему Саня не знал имени и что западало в душу вместе со скрепляющим чувством - смутным и добротворным».
И вот то чувство воспитываемое этим рассказом, которое достойно прежде всего восхищения и, конечно же, подражания: «Не обижайся, - наговаривал он, - что я возьму тебя... я возьму тебя, чтобы ты не пропала напрасно, чтобы не упала на землю и не сгнила, никому не дав пользы. И если я тебя не возьму, если ты не успеешь упасть на землю и сгнить, всё равно съест зверь - так чем. хуже, если сейчас соберу тебя я?».
* «Сибирячок» №2, 1993, стр.4. В.Распутин «В тайге над Байкалом».
И далее виден характер и душа ребёнка: «Я сберегу тебя, - Сане не хотелось признаваться, что он будет варить или толочь ягоду, это казалось варварством, - и зимой маленькая девочка, по имени Катя, которая часто болеет... - и грубым, бестактным казалось называть — то, что он станет есть ягоду, и Саня вспоминал свою родную сестру, которой и в самом деле перепадало немало варенья, так что Саня здесь не совсем лгал, - ... и маленькая девочка, по имени Катя... она очень любит голубицу, любит тебя, ты очень помогаешь этой девочке. Когда мы придём домой, ты увидишь её, и поймёшь, как ты нужна ей... не обижайся, пожалуйста».
Рассказ красив и гармоничен, насыщен обращениями, монологами, полон духовности, исповедальности. И осмысление этой гармонии - человек-природа, природа-человек - это любовь к родной Сибири, ко всему, что делает человека добрым, отзывчивым и воспитанным.
Частое появление имени Распутина в журнале помогает воспитывать юного читателя. Его произведения, адресованные детям, значимы. Они пронизаны истиной любовью к Родине, к гармонии духовной и телесной, вызывают душевную чистоту и веру в жизнь, в счастье.
Жизненная сила добра в рассказе Дмитрия Калашника «Как убегали от лосёнка».* Сюжет прост. Два охотника с двумя собаками шли с охоты, и по дороге домой собаки учуяли маленького, беззащитного лосёнка, который был совсем один, охотники отогнали собак и пошли дальше, но лосёнок следовал за ними: «Отошли от речки довольно далеко, как вдруг старый охотник почувствовал сзади мягкое прикосновение, оглянулся и увидел лосёнка. Охотники прибавили шагу. Но чем быстрее они гили, тем чаще один из них ощущал прикосновение лосиной мордашки». Далее они придумывали различные хитрости, но ничего не помогало, лосёнок не отрывался от них. Тогда старый охотник совершил поступок, который некоторыми может быть осуждён:
« — У-у, дурачок, привязался! - в сердцах выпалил старик и, выломав мягкий прут, принялся стегать им лосёнка».
«Молодой охотник подскочил к старику, с силой толкнул его в плечо и закричал:
- Не смей его бить, он ещё маленький!»
* «Сибирячок» №1, 1993, стр.35. Д.Калашник «Как убегали от лосёнка».
Что делать в этой ситуации? Кто из охотников прав. Погибнет ли, лосёнок? Автор прибегает к сцене, вызывающей чувство сопереживания. Надо помнить, что ребёнок очень отзывчив, умеет страдать и радоваться. И автор не принимает жестокости: «Тот (лосёнок), нисколько не сопротивляясь, стоял с покорно наклоненной головой, а из его печальных глаз покатились крупные слёзы».
И счастливая концовка - лосёнок всё же уходит в тайгу живым, он сумеет выжить.
Встречу с учащимися третьего класса «Знакомство с «Сибирячком»», которую я проводила весной этого года, я заканчивала беседой об этом рассказе. Правильно ли поступили охотники, и как бы поступили сами ребята, оказавшись в такой ситуации? Именно эти два вопроса были предложены ребятам. Ситуация, о которой рассказал писатель вызвала живой отклик. Дети говорили о доброте, о беззащитности и беспомощности лосёнка и о добре взрослых людей, о необходимости понимать свою роль на земле: оберегать и беречь, быть ответственным за сохранение мира природы, а значит, взрослея, стать настоящим человеком, любящим свою землю.
Литературные страницы журнала - это большой клад с содержащимися в нём любовью к родной земле - Сибири, большими открытиями, стремлениями узнать жизнь, приобрести опыт, воспитать в себе самые лучшие качества человека.
Известное произведение Леонида Бородина «На Байкале» (повесть «Год чуда и печали») - прекрасное произведение дающее возможность увидеть пример воспитания самого себя.
Однажды утром мальчишка, который «каждый день после школы бегал на Байкал, так как все говорили, что он должен скоро замёрзнуть», «заглянув под мост, Байкала не увидел, на его месте что-то сверкало, и блестело, и слепило», «лёд был гладкий как зеркало». И событие, произошедшее с ребёнком, попавшим под лёд и сумевшим выбраться - это чудо, о котором рассказывает автор повести. Это повесть о добре, о волшебной силе природы, о Байкале, помогающая юному читателю ответить на многие житейские вопросы, набраться мудрости.
Знакомый мир кончается за дальними вербами, пыльная дорога ведёт прямо к чудесам и открытиям. И ожидание первого открытия такое важное - не закатится ли солнце в аистово гнездо.*
*«Сибирячок» №5, 1997, стр. 16. А.Вампилов «Солнце в аистовом гнезде».
Небольшой по объёму рассказ Вампилова - это одна из чудес на странице журнала. Маленький герой ждёт чуда, и оно приходит. В деревне, кажется, всё буднично - нет ни живых слонов, ни поезда, ни театра. И вдруг свершилось - приехал театр, и солнце подожгло аистово гнездо.
Реалистическое содержание рассказа освещается символическим смыслом, эмоциональными пейзажными зарисовками, чувством ожидания мальчонки, для которого естественно гармоничное слияние с миром природы, открытости впечатлительной души.
В своём исследовании я использовала всего несколько литературных страниц журнала «Сибирячок», но какое целостное художественное явление, целью которого является общение, воспитание, образование маленького читателя, который не любит неискренности, назидательности.
Научная информация, художественные произведения, очерки, поэтические страницы приобщают к культуре, к нравственным законам жизни, к памяти о прошлом. Оценка журнала детьми высока, правда, не для всех доступен, чтобы иметь дома, но читают в библиотеках, любят, рисуют, пишут.
Использованная литература:
Содержание:
План 2
Тезис 3
Введение 4
Эпиграф 5
Главная часть: «Роль журнала «Сибирячок» в воспитании детей»……………………………………………………………………… 6
Использованная литература 15
Содержание 16
Ласточка. Корейская народная сказка
Воздух - музыкант
Компас своими руками
Шелковая горка
Анатолий Кузнецов. Как мы с Сашкой закалялись