2014 год – был годом 200-летия со дня рождения Михаила Юрьевича Лермонтова, жизнь и творчество которого таит в себе множество тайн и загадок. С него в русской культуре начинается традиция превращения жизни в книгу, подлинное осуществление романтического принципа: «Живи, как пишешь, и пиши, как живёшь!».
Вашему вниманию предлагается презентация ученицы, которая может быть полезна учителям литературы, школьникам старших классов и всем любителям русской классической литературы.
Вложение | Размер |
---|---|
200_let_lermontovu.pptx | 833.93 КБ |
Слайд 1
Тема свободы и одиночества в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова Номинация «Презентация о жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова» Выполнила: Шестакова Валерия (15 лет) Педагог: Остапенко Ирина Александровна Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение с редняя общеобразовательная школа с. Донское 2014Слайд 2
М. Ю. Лермонтов – русский поэт, прозаик, драматург, художник. Его произведения – это сочетания различных мотивов, отвечающих насущным потребностям русского общества. «Я ищу свободы и покоя!.. »
Слайд 3
«Одиночество с детства» Лермонтову не исполнилось и года, когда его перевезли из Москвы в Тарханы - в имение его бабушки. Здесь и прошло детство будущего поэта. В 1817 году умерла мать Лермонтова. Семейные отношения с ее смертью еще более обострились. Отец должен был отказаться от сына, чтобы сохранить ему наследство: таково было требование бабушки. Лермонтов любил и бабушку и отца. Оставшись на попечении бабушки, благодарный ей за ее любовь к нему, он не мог, однако, не думать об отце. В 1831 году, в год смерти отца, Лермонтов писал с горечью и мукой: Ужасная судьба отца и сына Жить розно и в разлуке умереть...
Слайд 4
Эпоха «безвременья» Михаил Юрьевич Лермонтов творил в тяжелый исторический период — эпоху «безвременья», начавшуюся после разгрома декабристского восстания. В это время общество жаждало перемен. В творчестве Лермонтова отразились эти проблемы. Известный критик В. Г. Белинский писал, что «для человека все старое разрушено, а нового еще нет». Лермонтов мощно отразил это «переходное состояние человеческого духа» в своем творчестве.
Слайд 5
Воля и свобода Воля и свобода - центральные мотивы, определяющие мятежный пафос поэтического наследия Лермонтова. Воля и свобода для Лермонтова есть такие формы бытия личности, которые характеризуют самые принципы ее существования, обязательные условия для самоопределения. Эти мотивы служат критериями оценки всего сущего.
Слайд 6
Стихотворение «Тучи» Стихотворение«Тучи » посвящено теме свободы. Здесь поэт высказывает свои мысли, делится своими сокровенными переживаниями, для него свобода - это свобода от того, что думают другие люди, свобода от традиций, от «мнений света». Поэт сравнивает себя с тучами. Он такой же одинокий странник, как и они…. Кто же вас гонит: судьбы ли решение? Зависть ли тайная? злоба ль открытая? Или на вас тяготит преступление? Или друзей клевета ядовитая?
Слайд 7
Стихотворение «Желание» Стихотворение «Желание» (1831) — свобода от общества, картина бурного, мятежного проявления страстей: Я тогда пущуся в море, Беззаботен и один, Разгуляюсь на просторе И потешусь в буйном споре С дикой прихотью пучин
Слайд 8
С тихотворение « Три пальмы » И стали три пальмы на бога роптать: "На то ль мы родились, чтоб здесь увядать? Без пользы в пустыне росли и цвели мы, Колеблемы вихрем и зноем палимы, Ничей благосклонный не радуя взор?.. Не прав твой, о небо, святой приговор!" В этом стихотворении Лермонтов отражает желание не быть одиноким. Свобода и одиночество зачастую неразрывны. Итог стихотворения печален. Три пальмы срублены и сожжены. Наверное, этим Лермонтов говорит, что нужно быть осторожнее в желаниях.
Слайд 9
«Мцыри» Это произведение прекрасно демонстрирует патриотическую позицию Михаила Юрьевича. Прочитав всего несколько строк, можно понять, что для Лермонтова на первом месте стоял его народ и О течество. И божья благодать сошла На Грузию! Она цвела С тех пор в тени своих садов, Не опасаяся врагов, 3а гранью дружеских штыков.
Слайд 10
«Мцыри» В этом произведении он представляет читателям идеального лирического героя. Душу лирического образа Лермонтова не мучают различные противоречия. Другими словами он безупречен и уверен в себе ровно настолько, насколько уверен в выбранных темах Лермонтов.
Слайд 11
С юных лет Михаил Юрьевич чувствовал в себе огромные творческие силы, “его сердце было полно любовью к людям”, и он мечтал всю жизнь отдать служенью им. Но ни единого отклика своим желаниям не встретил поэт в окружающей его жизни. И неудивительно, что юный Лермонтов, оскорбленный в лучших порывах души, страстно хочет воли в ее романтическом понимании: Дайте волю, волю, волю, И не надо счастья мне...
Слайд 12
С тяжелым ощущением в душе идет поэт по жизни и с годами лишь сильнее понимает "безысходность своего существования, потому что его страдания связаны со всем укладом жизни, таким далеким от идеального. Так рождаются его самые трагические образы, где жизнь видится поэту огромной темницей, в которой заключена его душа и откуда невозможно вырваться:
Слайд 13
Отворите мне темницу, Дайте мне сиянье дня, Черноглазую девицу, Черногривого коня!.. ...Но окно тюрьмы высоко, Дверь тяжелая с замком; Черноокая далеко, В пышном тереме своем...
Слайд 14
« Одиночество » Уже в раннем творчестве эта тема декларируется поэтом как основная. В стихотворении "Одиночество», написанном в 1830 году, лирический герой осознает, что весь свой жизненный путь от рождения до смерти ему предстоит пройти одному. Тоска по "родной душе» сопровождает героя лирических стихотворений Лермонтова на протяжении всей его жизни. Один я здесь, как царь воздушный, Страданья в сердце стеснены, И вижу, как судьбе послушно, Года уходят, будто сны;
Слайд 15
«К***» Как он, ищу забвенья и свободы, Как он, в ребячестве пылал уж я душой, Любил закат в горах, пенящиеся воды И бурь земных и бурь небесных вой. Здесь, в обращении к неизвестной К***, Лермонтов признается, что ему не хватает свободы, он хочет забыть что-то, признается, что испытывал сильные чувства, которые он больше не сможет испытать.
Слайд 16
Один среди людского шума, Возрос под сенью чуждой я. И гордо творческая дума На сердце зрела у меня. И вот прошли мои мученья, Нашлися пылкие друзья, Но я, лишенный вдохновенья, Скучал судьбою бытия. И снова муки посетили Мою воскреснувшую грудь. Измены душу заразили И не давали отдохнуть. Я вспомнил прежние несчастья, Но не найду в душе моей Ни честолюбья, ни участья, Ни слез, ни пламенных страстей .
Слайд 17
"Нет, я не Байрон, я другой...» Теме одиночества сопутствует мотив изгнания. В стихотворении "Нет, я не Байрон, я другой...» лирический герой осознает, что он избран, чтобы стать поэтом, но одновременно обречен быть странником, гонимым миром. Нет, я не Байрон, я другой, Еще неведомый избранник, Как он, гонимый миром странник, Но только с русскою душой .
Слайд 18
Итересные факты В раннем детстве великий русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов часто говорил в рифму. … – Какое дитя интересное! – говорили некоторые гости. – Еще и ходить не умеет как следует, на четвереньках ползает, а уже говорит, да все в рифму . Будучи разносторонне талантливым человеком, помимо литературного творчества был хорошим художником и любил математику. Это не шутка. Элементы высшей математики, аналитическая геометрия, начала дифференциального и интегрального исчисления увлекали Лермонтова в течение всей его жизни. Он всегда возил с собой учебник математики французского автора Безу. Поэт за свои 26 лет успел поучаствовать в 3 дуэлях, еще несколько дуэлей удалось отменить в последний момент.
Слайд 19
Мятежная душа лирического героя поэзии Лермонтова обречена на вечные одинокие скитания. Такое мироощущение отличает поэта от обычного заурядного человека толпы, живущего бессознательной жизнью. Именно оно стало источником конфликта поэта с обществом, конфликта который болезненно переживался Лермонтовым в течение всей его жизни и привел его к безвременной трагической смерти .
Слайд 20
Спасибо за внимание
Мастер-класс "Корзиночка"
Мать-и-мачеха
Музыка космоса
Всему свой срок
Как зима кончилась