Танец - одно из самых загадочных явлений индивидуальной и общественной жизни человека. Изображение танца в литературе, с одной стороны способствует осмыслению культуры как таковой, а, с другой стороны, позволяет литературе "превзойти" себя в плане выхода на уровень реальности или, напротив, погружения в ирреальный условный мир танца.
Вложение | Размер |
---|---|
tema_tantsa_v_russkoy_literature.docx | 19.75 КБ |
Научно-практическая конференция
«Интеллектуальное будущее Мордовии»
Исследовательская работа
Тема танца в русской литературе
(от фольклора до произведений 19-20 веков)
Работу выполнила:
Котова Екатерина, ученица 8 В класса
МОУ «Лицей №31»
Научный руководитель:
Альканова Галина Александровна,
учитель русского языка и литературы
МОУ «Лицей №31»
Саранск-2014
Содержание
4.1Бал - маскарад в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Как часто пёстрою толпою окружён…»
4.2 Сцена бала и ее место в проблематике рассказа Л. Н. Толстого «После бала»
5. Танец в литературе 20 века.
5.1 Пляска бабушки в повести Максима Горького «Детство»
5.2 Танец в произведениях В.М. Шукшина
6. Заключение
Библиография
1. Введение
Танец – мать всех языков.
Коллинвуд
О мотиве танца, о его символике написано немало. Но главное всё же сводится к одному: в литературе, говоря о танце, художник не стремится воссоздать его целостно – танец становится одним из художественных средств, помогающих писателю раскрыть состояние души либо танцующего, либо повествователя. Танец в литературе – это лишь впечатление зрителя от танцующих или впечатления самих танцующих. И примеров этому множество: от строк в лирической поэзии до эпизодов в эпосе; от «Илиады» Гомера до современной литературы.
Танец - одно из самых загадочных явлений индивидуальной и общественной жизни человека. Изображение танца в литературе, с одной стороны способствует осмыслению культуры как таковой, а, с другой стороны, позволяет литературе "превзойти" себя в плане выхода на уровень реальности или, напротив, погружения в ирреальный условный мир танца. Посредствам мотива танца литература преодолевает собственную замкнутость, поскольку танец требует привлечения многих других сфер знания к исследованию художественного произведения. Исследование мотива танца в литературе помогает определить принадлежность художественного мира произведения к определенной культуре и в то же время обозначить универсальные непреходящие категории, выведенные в танце, как некий эстетический стержень, пронизывающий литературу в целом.
Танец – это прежде всего свобода. В истинном танце растворяется техника и остаётся обнажённая эмоция – музыка, выраженная пластически. В нём всё естественно и одновременно пронзительно: будь то безудержное веселье, счастье, или печаль, скорбь, или страсть, или мольба.
Проблема «танец в литературе» актуальна еще и в связи со спецификой танца как культурного явления. Танец лежит на стыке: быт-культура-искусство. Для современного литературоведения, тяготеющего к расширению и нивелированию рамок и включающего проблематику других отраслей науки и искусства (в том числе искусствоведение, культурология, социология), мотив танца наиболее удобная для исследования реалия, так как танец предполагает выход на другие сферы культурной жизни и деятельности человека.
Объектом исследования в работе является мотив танца в русской литературе.
Избранная область исследования представляется малоизученной. Новизна работы обусловлена главным образом сложностью исследуемого объекта.
В соответствии с избранным предметом работы целью исследования является определение значимости идеи танца в русской литературе.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть танец как культурную универсалию;
2. Выявить, какие танцы характерны для русского фольклора, литературы 19-20 веков;
3. Определить художественные функции танцевальных мотивов в русской литературе;
4. Обосновать тезис о том, что анализ образных и формально-стилевых параллелей между литературой и танцевальным искусством способствует выявлению художественного своеобразия произведений и приводит к более глубокому пониманию их внутреннего содержания.
Практическая значимость исследования определяется возможностью использования его содержания и результатов в процессе формирования
целостного представления о русской литературе.
10 осенних мастер-классов для детей
Сорняки
Валентин Берестов. Аист и соловей
Золотая хохлома
Рисуем ананас акварелью