Работа посвящена произведениям о коллективизации. Ученица использовала материал, связанный с произведениями Ф. Абрамова, Б. Можаева, М. Шолохова и др.
Вложение | Размер |
---|---|
kollektivizatsiya_v_tvorchestve_pisateley_20_veka.doc | 64.5 КБ |
Коллективизация в творчестве писателей 20 века
Работу выполнила:
ученица 11 класса
МКОУ СОШ № 16 г.Бирюсинска
Соколова Анастасия
Научный руководитель:
учитель русского языка и литературы
Орлова Р.И.
г. Тайшет, 2015 г.
Возродить в крестьянстве крестьянское»
В.Белов
В современной русской литературе тема коллективизации представлена широко. В 60-80 годы вышли в свет такие книги, как «На Иртыше» С.Залыгина, «Мужики и бабы» Б.Можаева, «Кануны» и «Год великого перелома» В.Белова, «Овраг» С.Антонова, «Касьян Остудный» И.Акулова, «Перелом» Н.Скромного, «Кончина», «Пара гнедых», «Хлеб для собаки» В.Тендрякова.
Свое слово о коллективизации сказали А.Платонов в повестях «Котлован», «Впрок», В.Гроссман в романе «Жизнь и судьба», В.Быков в повестях «Знак беды», «Облава», А Твардовский в поэме «По праву памяти», Ф.Абрамов «Поездка в прошлое» (повесть), Б.Екимов в рассказе «Пресвятая дева – богородица»…
Сыновья крестьян пришли в литературу со своей темой С.Залыгин в «Интервью у самого себя» говорил о том, что в его душе живет «ощущение обязательности» по отношению к деревне: «Видимо наше поколение последнее, которое своими глазами видело тот тысячелетний уклад, из которого мы вышли без малого все и каждый. Если мы скажем о нем и его решительной переделке в течение короткого срока – кто же скажет?» - звучит в книгах литераторов, пишущих о деревне, но и дума о сегодняшнем дне, тревога о дне завтрашнем.
Потребность понять истоки наших побед звучит у писателя В.Белова: «Возродить в крестьянстве крестьянское!»
В очерке Б.Можаева «Мужик» мы читаем: «Пора уже понять простую истину – все начинается с земли, только она может дать несравнимую ни с чем – ни нефтью, ни с золотом, ни с алмазами самую скорую и прочную отдачу – богатство… Не бывает крепкой державы, земля не кормит свой народ… Мужик должен возродиться, если мы хотим жить в достатке и быть независимым государством.
Мужик – кормилец.
Не беспорточник, а работящий представляющий – и работник и предприниматель.
Хозяин…»
А для того, чтобы он вернулся и утвердился, нам надо изменить всю систему землепользования, разобраться в том, что же произошло в 1929 – 30 г.г.? Что же надо сделать для этого?
Для начала самую малость: признать сталинскую коллективизацию преступлением против народа». Сталинскую коллективизацию Б.Можаев называет «трясучей лихоманкой» - кулакоманией», «адом», «жестокой порой головотяпства», вселенским геноцидом», который, уничтожив мужика, осиротил деревню и оставил деревню беспризорной. С перегибов коллективизации и началось размывание нравственного чувства хозяина на земле, что обернулось постепенным разрушением духовного начала.
Именно об этом с тревогой писал Ф.Абрамов в открытом письме землякам «Чем живем – кормимся», «Исчезла былая гордость за хорошо распаханное поле, за красиво поставленный зарод, за чисто скошенный луг.
Все больше выветривается любовь к земле, теряется уважение к себе. Не в этом ли одна из причин прогулов, пьянства, которые сегодня воистину стало национальным бедствием?
Боль и тревога, с какой говорят современники о нравственных потерях народа, о том, что произошло с российской деревней, рождали у них желание «разобраться, как испокон веков крестьянская вселенная устроена была».
Это намерение осуществил В.Белов в своей книге о народной эстетике «Лад» и в первой книге «Канунов».
Б.Можаев в своем романе «Мужики и бабы» изображает крестьянскую общину «как бы изнутри».
Б.Можаев и В.Белов считали, что деревня до 1929 г. Жила в одних ритмах, а после 1929 г. В других.
Можаев настаивал, что I и II книгу надо рассматривать как единую книгу. Первая книга начинается с эпиграфа:
С отрадой, многим незнакомой,
Я вижу полное гумно,
Избу, покрытую соломой,
С родными ставнями окно…
Ощущается глубокая сопричастность автора этому миру.
Большое село Тихоново, добротные дома мужиков, привычный ритм крестьянских работ, семейные заботы и тревоги, труд и праздники… Обо всем этом повествует автор.
Первая фраза романа переносит нас в события, когда «горе и радость делились пополам с лощадью».
Художник Можаев творит яркие образы. Один из них – образ рыжей кобылы Веселки, которая «была опорой и отрадой Андрея Ивановича Бородина.
Высокая, подтянутая, как струна, за холку схватишь – звенит… красавица. А характер какой, какой характер!...
Не кобыла – атаман» (гл.I).
Писатель предстает перед нами и как психолог, и как художник –пейзажист. А как талантливо описывает он сказочные заливные прилокские луга с их вольным разнотравьем», всегда вызывающим радость у Бородина, то сокровенное, что писатель связывает с понятием: «зов земли».
«Любил Андрей Иванович луга. Это где еще на свете находится такой же вот божий дар?
Чтоб не пахать и не сеять, а время подойдет – выехать всем миром, как на праздник… А духовое сено на всю зиму скотине «25! 30 возов!
И каждый воз, что сарай… Если и ниспослана русскому мужику благодать божья, то вот она, здесь перед ним расстилается, во все стороны - глазом не окинешь».
Одно наслаждение читать эти слова, постигать гармонию внутреннего мира человека, живущего в ладу с природой.
Через поэзию крестьянского труда писатель показывает естественный ход здоровой жизни.
Яркие впечатления оставляют описания сельских праздников, посиделок, ярмарок.
Такие же зарисовки картин мы находим в романе В.Белова «Кануны».
Писатель тонко чувствует глубинную культуру народа. В книге «Лад» автор говорит о том, что «работать красиво не только легче, но и приятнее. Талант и труд – неразрывны».
Для души можно и нужно было поставить дом с резьбой, либо храм на горе, сплести такое кружево, от которого дух захватывает и загораются глаза у далекой праправнучки.
Потому что «не хлебом единым жив человек».
Среди лучших героев В.Белова Павел Панич, который мечтает построить мельницу над всей Шабанихой. С историей этой мельницы связана целая серия эпизодов.
Чудо-мельница снилась Павлу по ночам и общими усилиями людей она была построена. Белов развивает важную идею: в союзе с природой, в гармонии с ней, человек сам для себя, для своей души создал эту красоту.
- Какой смысл вкладывал В.Белов в слова «Возродить в крестьянстве крестьянское?»
Крестьянин – это не только профессия и принадлежность к определенному сословию, это особое состояние души. Оно определяется способностью откликнуться на «зов земли», пережить радость общения с миром природы. Все эти картины и эпизоды крестьянской жизни можно обозначить одним словом «Лад». Это естественное состояние души «сеятеля и хранителя» земли, оно было разрушено во время коллективизации сплошной.
Какие последствия, нравственные и духовные потери в крестьянской жизни раскрывает нам писатель?
Произведение о коллективизации сильны не только своими картинами, но и своими мыслями. Писатели любят умных, думающих мужиков, к их мнению прислушиваются, дают им возможность высказаться на собраниях, на посиделках. Ключевой, проходящий через весь роман «Мужики и бабы» является мысль высказанная А.И.Бородиным: «Не та беда, что колхозы создаются, беда, что их делают не по-людски».
В этих словах весь узел проблем, рассматриваемых Б.Можаевым.
В эпилоге автор говорит: «Я писал роман-хронику, строго ограниченную определенным временем, а не эпопею становления колхоза или о судьбе главного героя». Главное в замысле автора – запечатлеть исторический момент, который известен как «год великого перелома»
Жанр хроники мы видим не только у Можаева.
Хроникальный характер носила I книга Шолохова «Поднятая целина», повесть А.Платонова «Впрок», В.Белова «Кануны». С.Залыгин в повести «На Иртыше» писал хронику событий в сибирском селе Крутые Луки.
В романе «Мужики и бабы» каждый поворот событий обозначен датой (14/X, 15, 17, 24, 28/Х). за словами «текущий момент», сжатые сроки, «последний решающий час», предельные рубежи «стоят сложнейшие коллизии той поры.
Люди пытаются понять свое время, каждый характеризует его по-своему: «Времечко наступило не до песен и застолиц»… Время теперь не то, чтобы нянчиться с тобой»…
«Время теперь боевое. Революцию никто не отменял».
«Активисты от властей «пытаются определить время. Б.Можаев не зря называет Возвышаева и его компанию «торопильщиками»: они ведут счет не на месяцы, а на дни и часы. «Теперь насчет сроков хлебные излишки внести в течение 24 часов, считать с данного момента. Кто не принесет к завтрашнему обеду, будет немедленно обложен штрафом. А затем приступим к конфискации имущества», - категорично заявил Возвышаев, самовольно вводя чрезвычайные меры. И это не пустые слова (гл.6)
В сельсовет, где собралась группа по раскулачиванию во главе с Зениным, приходит Прокоп Адонин для уплаты штрафы (ему Клюеву в случае неуплаты грозят чрезвычайные меры») – Поздно! Время истекло, - строго сказал Зенин.
- Нет, извиняюсь, - сказал Прокоп и показал на часах своих время, указав им, что повестку ему вручили в 9. Он выложил 700 рублей. Зенин не ожидал такого оборота дела.
А через 20 минут на дворе Клюева пролилась кровь. И это не единственный эпизод в романе трагического исхода.
Суть ситуации, сложившейся при сплошной коллективизации, автор характеризует так: «Вся жизнь в Тихонове поднялась на дыбы, как норовистая лощадь.»
Такое же изречение мы видим и у Шолохова в 12 главе «Поднятой целины».
«Жизнь в Гремячем Логу стала на дыбы, как норовистый конь перед трудным препятствием». Это сравнение говорит о том, что коллективизация проводилась по одному и тому же сценарию по всей стране.
Ощущение безнадежности, безысходности сквозят в каждом высказывании героев романа.
- Если уж зудят руки у начальства, так они все равно перекроят по-своему.
- Напрасно упирается Андрей. Все равно свалят. Одними налогами задушат.
Главную опасность мужики видят в отчуждении их от земли. Острее всех это почувствовал Андрей Бородин: «Не та беда, что колхозы создают; беда, что делают их не по-людски – усё скопом валят: инвентарь, семена, скотину… Все под общую гребенку чешут, все валят в кучу… Мужик – лицо самостоятельное… Хозяин… Он сам все сделает, как следует.
Вот какому мужику приходит конец. Устами героя выражена главная мысль и идея автора: коллективизация – это раскрестьянивание, уничтожение мужика. Причем, главный удар пришелся по «справному мужику», по талантливым земледельцам.
Тревоги, которые высказал А.Бородин, одолевали не только его одного. Степан Чаузов, Фафан, Нечай из села Крутые Луки.
В романе С.Залыгина «На Иртыше» так же рассуждают на посиделках : «Так ведь люди не поросята, их по одной стежке не погонишь, они – разные.»
Внутренняя свобода в суждениях и поступках, возможность распорядиться собой, – вот что стоит, по мнению С.Залыгина, за словом хозяин»
И в этом солидарен с Б.Можаевым, В.Беловым, Ф.Абрамовым, которые всей логикой своих произведений утверждают: есть только два способа хозяйствования на земле – свободный и принудительный.
Коллективизация с самого начала была принудительной.
Твардовский в свое время в предисловии к повести «На Иртыше» отмечал, что «Залыгин впервые взглянул на коллективизацию глазами крестьянина, мужика»…
Впервые характеристика «портфельщик» прозвучала в «Поднятой целине» С.Залыгин развертывает этот образ, подчеркивая его народное происхождение. Действия «портфельщиков» являются источником постоянной тревоги мужиков. Вот и Нечай первым вступил в колхоз, а покоя нет и нет.
Коллективизация должна была объединить людей, а она, как показывают писатели, разъединила их «Одни безумствуют, сеют ненависть, другие мечутся, страдают и прячутся», - с горечью отмечает Успенский.
В романе «Мужики и бабы» в разоренном доме Клюева «сняли иконы вместе с божницами, раскололи в щепки и сожгли на глазах у народа». Спустя несколько дней с тиховноской церкви сняли колокола, церковь переименовали в дурдом и потом в ней открыли ссыпной пункт. Все это не могло пройти бесследно. «С той поры что-то переменилось в Тихонове – люди сторонились друг друга, ходили торопливо, угрюмо кивали встречным, расходились, словно стыдились чего-то». Село затаилось в ожидании новых ударов и бедствий.
И они пришли. Б.Можаев рисует крестьянский двор в минуту разорения, раскулачивания.
Сцены эти хорошо описаны М.Шолоховым в «Поднятой целине».
Но в романе «Мужики и бабы» эти сцены описаны более трагично.
Можаев показывает с каким размахом готовились к операции районное начальство: заседание штаба по раскулачиванию, инструктаж, директивы и т.д.
Рекомендовано «начать во всех селах одновременно, заставить врасплох, не дать опомниться, особо опасных кулаков брать под стражу и отправлять с милицией в райцентр,.. семьи из домов выселять», «выводить скот и все добро из дому». Объявлялась готовность № 1.
Все улицы брались под надзор.
Директива гласила о ликвидации кулачества как класса.
Была поставлена линия на обострение борьбы классовой.
Убедительно этот мотив выражен в эпизодах, где главным действующим лицом был Возвышаев.
Из 30-х годов к нам пришло выражение «Лес рубят – щепки летят»
В романе «Мужики и бабы» его произносит секретарь райкома Поспелов. Он говорит: «Мы расчищаем эту жизнь для новых, более совершенных форм. И оперируем целыми классами. Личность тут не в счет.».
В этой теории ключ к пониманию политики, которая проводилась в деревне. Личность в счет не шла. Кулаком мог оказаться любой. Так, добрав до плановой цифры, объявили кулаком пастуха Рагулина, был арестован Бородин, отказавшийся кулачить.
Лишняя трагедия украшала плановую отчетность.
Яркий тому пример диалог из повести «Овраги» С.Антонова.
- Неловко, Клим Степанович, кулаков много – два и два десятых %.
- Не может быть!... Ты что позабыл, что мы с Острогожским районном соревнуемся! Они к Октябрьским :% раскулачили, а у нас 2,2%?! Ты я гляжу, мужиков жалеешь!...
У погромщиков была и своя философия. Наиболее откровенно ее выразил секретарь райкома комсомола Тяпин в романе «Мужики и бабы». Мария Обухова употребила выражение «пиррова победа» в споре с секретарем.
«Полководец был такой в древности. Победу одержал ценою жизни своих воинов и в конечном итоге все проиграл».
На лице Тяпина заиграла наивная улыбка: Дак он же с войском имел дело, а мы с народом, голова! Народ весь не истребишь «Народ растет, как трава».
Вот она классовая мораль.
И потому Можаев считает бесчеловечным поступки тех, кто отстаивал классовую мораль.
Семьи выгоняли на улицу, в чисто поле, выгнали даже участника гражданской войны Прокопа Алданика. Мы видим, как проводят последнюю ночь в родном доме пятеро ребятишек и их мать, как неожиданно умирает отец. («Одним классовым врагом стало меньше» - спокойно сказал поэтому поводу Зенин)
Раскулачивали «без пощады».
С этими словами связывается концовка романа В,Белова «Год великого перелома»:
В полевой сумке Скачкова хранился толстый граненый карандаш. Один конец был синий, другой красный. Он, разбирая списки недоимщиков, пользовался этим карандашом. Фамилии, помеченные красной галочкой, подлежали расстрелу. «Не по-людски» начатая и проведенная коллективизация, обернулась тяжелейшей трагедией для нашего народа.
Рассказ Тендрякова «Пора гнедых» заканчивается документальной репликой: «Уинстон Черчилль в своей книге «Вторая мировая война» вспоминает о 10 пальцах Сталина, которые тот показал, отвечая ему на вопрос о цене коллективизации 10 ст-х пальцев могли, видимо, означать 10 миллионов раскулаченных – брошенных в тюрьмы, высланных на голодную смерть крестьян.
До Ф.Абрамова дошла другая информация: «…20 миллионов. Это неточно».
Людей в Росси не считают. Свиней, поголовье лошадей считают…»
Эту дневниковую запись Ф.Абрамова мы находим в черновых материалах повести «Поездка в прошлое». Эта запись заставляет вспомнить А.Твардовского:
Тут не убивать,
Ни прибавить, -
Так это было на земле…
Используемая литература:
Три способа изобразить акварелью отражения в воде
Ласточка
Интересные факты о мультфильме "Холодное сердце"
Учимся рисовать горный пейзаж акварелью
Подарок