Эссе. "Герой нашего времени" как исповедь и покаяние.
Вложение | Размер |
---|---|
sochinenie_po_geroyu_nashego_vremeni.docx | 18.58 КБ |
« Герой нашего времени» как исповедь и покаяние
Извечные вопросы русской интеллигенции во все времена: что делать? и как жить? И если нет никаких идеалов, цели в жизни и если происходит застой в общественном движении, то она (русская интеллигенция) почему- то начинает страдать и бесплодно растрачивать свои силы, ум, талант, так как не может найти им достойного применения.
Так было и в 30-е годы 19-ого века после поражения восстания декабристов в условиях реакции Николая 1. Так было и с Михаилом Юрьевичем Лермонтовым в то время, когда он писал «Героя нашего времени», где образ Печорина - это во многом и есть автор романа, с той лишь разницей, что Лермонтов нашел применение своему таланту. Хотя, как известно, самому Михаилу Юрьевичу было неприятно, когда ему говорили, что в Печорине он изобразил самого себя. Он писал, что в образе Печорина «портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии».
Скука, постоянно преследующая Печорина, есть одиночество. Он не может найти себе равных по уму, таланту и другим качествам людей. Разве только немного подходит доктор Вернер: «Посмотрите, вот нас двое умных людей: мы знаем заранее, что обо всем можно спорить до бесконечности…». Да и любовь также приносит кратковременную радость, а потом только грусть и страдание.
Главный герой на протяжении всего романа пытается доказать себе и всем право на свободу выбора. Он легко управляет судьбами людей, все идет по тому плану, который задумал, рассчитал и так искусно претворил в жизнь. Григорий Александрович прекрасно понимал, что и сам движется по дорожке, которую ему проложил кто-то: «…у меня несчастный характер; воспитание ли меня сделало таким, бог ли так меня создал, не знаю; знаю только то, что если я причиною несчастия других, то и сам не менее несчастлив…».
Печорин одинок в обществе. А ведь одинок и Лермонтов, бросивший вызов обществу своим творчеством. Григорий Александрович постоянно ищет приключения, конфликтные ситуации и (подсознательно) собственную смерть. Он оставляет бумаги у Максима Максимовича, уезжая в Персию, как бы предчувствуя, что они уже ему никогда не понадобятся.
В романе у Печорина с Грушницким происходит ссора, затем дуэль. Грушницкий погибает. И если, как утверждают, Грушницкий «кривое зеркало» Печорина, а значит и Лермонтова, то следует, что поэт предчувствовал свою гибель. Посмотрим: роман написан был в 1840 году, а через год Лермонтова не стало. Недаром у него последняя часть называется «Фаталист». Ничего удивительного. Ведь Лермонтов постоянно досаждал различными колкостями и остротами майору Мартынову. Дуэль должна быть неминуемо, да и он сам ее желал, то есть приближал к этому свою судьбу. «Я вам предлагаю испробовать на себе, может ли человек своевольно располагать своей жизнью или каждому из нас заранее назначена роковая минута»,- так думал Лермонтов словами поручика Вулича.
Как пишут исследователи, с раннего возраста Лермонтов ощущал себя сверхчеловеком и гением. Он был фаталистом по убеждению, Отсюда его бесстрашие, презрение к смерти. Так, например, за подвиги в Чечне его представили к высокой воинской награде – золотой сабле. Но, к сожалению, крепкой и искренней веры у Лермонтова не было. Он часто предпочитал земное – небесному.
А на своей «роковой минуте» Михаил Юрьевич не стал стрелять в противника. Этим действием он как бы решил отдать свою судьбу во власть Всевышнего.
p.s. «Я никогда сам не открываю моих тайн, а ужасно люблю, чтоб их отгадывали, потому что таким образом я всегда могу при случае от них отпереться».
Печорин (читай Лермонтов)
Осенняя паутина
Новогодняя задача на смекалку. Что подарил Дед Мороз?
Цветок или сорняк?
Для чего нужна астрономия?
Астрономический календарь. Июнь, 2019