Эссе "Герой нашего времени" как исповедь и покаяние
Вложение | Размер |
---|---|
sochinenie_po_geroyu_nashego_vremeni.docx | 18.58 КБ |
« Герой нашего времени» как исповедь и покаяние
Извечные вопросы русской интеллигенции во все времена: что делать? и как жить? И если нет никаких идеалов, цели в жизни и если происходит застой в общественном движении, то она (русская интеллигенция) почему- то начинает страдать и бесплодно растрачивать свои силы, ум, талант, так как не может найти им достойного применения.
Так было и в 30-е годы 19-ого века после поражения восстания декабристов в условиях реакции Николая 1. Так было и с Михаилом Юрьевичем Лермонтовым в то время, когда он писал «Героя нашего времени», где образ Печорина - это во многом и есть автор романа, с той лишь разницей, что Лермонтов нашел применение своему таланту. Хотя, как известно, самому Михаилу Юрьевичу было неприятно, когда ему говорили, что в Печорине он изобразил самого себя. Он писал, что в образе Печорина «портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии».
Скука, постоянно преследующая Печорина, есть одиночество. Он не может найти себе равных по уму, таланту и другим качествам людей. Разве только немного подходит доктор Вернер: «Посмотрите, вот нас двое умных людей: мы знаем заранее, что обо всем можно спорить до бесконечности…». Да и любовь также приносит кратковременную радость, а потом только грусть и страдание.
Главный герой на протяжении всего романа пытается доказать себе и всем право на свободу выбора. Он легко управляет судьбами людей, все идет по тому плану, который задумал, рассчитал и так искусно претворил в жизнь. Григорий Александрович прекрасно понимал, что и сам движется по дорожке, которую ему проложил кто-то: «…у меня несчастный характер; воспитание ли меня сделало таким, бог ли так меня создал, не знаю; знаю только то, что если я причиною несчастия других, то и сам не менее несчастлив…».
Печорин одинок в обществе. А ведь одинок и Лермонтов, бросивший вызов обществу своим творчеством. Григорий Александрович постоянно ищет приключения, конфликтные ситуации и (подсознательно) собственную смерть. Он оставляет бумаги у Максима Максимовича, уезжая в Персию, как бы предчувствуя, что они уже ему никогда не понадобятся.
В романе у Печорина с Грушницким происходит ссора, затем дуэль. Грушницкий погибает. И если, как утверждают, Грушницкий «кривое зеркало» Печорина, а значит и Лермонтова, то следует, что поэт предчувствовал свою гибель. Посмотрим: роман написан был в 1840 году, а через год Лермонтова не стало. Недаром у него последняя часть называется «Фаталист». Ничего удивительного. Ведь Лермонтов постоянно досаждал различными колкостями и остротами майору Мартынову. Дуэль должна быть неминуемо, да и он сам ее желал, то есть приближал к этому свою судьбу. «Я вам предлагаю испробовать на себе, может ли человек своевольно располагать своей жизнью или каждому из нас заранее назначена роковая минута»,- так думал Лермонтов словами поручика Вулича.
Как пишут исследователи, с раннего возраста Лермонтов ощущал себя сверхчеловеком и гением. Он был фаталистом по убеждению, Отсюда его бесстрашие, презрение к смерти. Так, например, за подвиги в Чечне его представили к высокой воинской награде – золотой сабле. Но, к сожалению, крепкой и искренней веры у Лермонтова не было. Он часто предпочитал земное – небесному.
А на своей «роковой минуте» Михаил Юрьевич не стал стрелять в противника. Этим действием он как бы решил отдать свою судьбу во власть Всевышнего.
p.s. «Я никогда сам не открываю моих тайн, а ужасно люблю, чтоб их отгадывали, потому что таким образом я всегда могу при случае от них отпереться».
Печорин (читай Лермонтов)
Эта весёлая планета
Ветер и Солнце
Л. Нечаев. Яма
Как нарисовать портрет?
Лупленый бочок