Исследовательская работа
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_kapitonovoy.docx | 33.44 КБ |
Городская научная – практическая конференция учащихся
«В науку шаг за шагом»
Молитва как жанр лирической поэзии М.Ю.Лермонтова
(исследовательская работа)
Выполнена ученицей
8А класса
МБОУ «СОШ № 9»
Капитоновой
Дарьей Александровной
Руководитель –
учитель русского языка и литературы
Чистякова
Елена Евгеньевна
Донской, 2014
Оглавление
1. Введение.
2. Анализ стихотворения "Молитва" 1829 года.
3. Анализ стихотворения "Молитва" 1837 года.
4. Анализ стихотворения "Молитва" 1839 года.
5. Вывод.
6. Ссылки.
7. Список литературы.
1. Введение.
М.Ю. Лермонтов - очень сложное явление в истории литературной жизни России. Поэт, проживший всего 26 лет и оставивший относительно небольшое литературное наследие, до сих пор остается неразгаданной и до конца не понятой личностью.
Я не случайно заинтересовалась поэзией этого великого человека. Мне хотелось, хотя бы немного разобраться в его творчестве.
Как человек, создавший так много стихов о демоне , обращается к молитвенной лирике. Так над поэмой «Демон» он работал почти всю свою жизнь: начата она была в 1829 году, а последний вариант закончен лишь в 1839 году — и это восьмая редакция! Поэт всю жизнь прожил под страшным взором демона- мрачного духа зла. «И гордый демон не отстанет, пока живу я, от меня»1 — так думал юный поэт. Но в тоже время ( в 1829 году) поэт обращается к жанру молитвы и создаёт прекрасное стихотворение «МОЛИТВА» («Не обвиняй меня, всесильный») , а несколько лет спустя создаёт и другие произведения с таким заголовком.
Гипотеза исследования:
Стихотворения-молитвы Лермонтова отражают противоречивость его религиозных взглядов и отличаются своеобразием авторской позиции.
Цель работы: проанализировать молитвенную лирику, понять, что просит поэт у Бога, чему он молится.
Для реализации поставленной цели мною были выдвинуты следующие задачи:
1. Изучить литературу по данной теме,
2. Проанализировать стихотворения "Молитва" 1829, 1837, 1839 гг.,
3. Сравнить стихотворения и выявить различие между ними.
2. Анализ стихотворения "Молитва" 1829 года.
Молитва – это проникновенное обращение верующего человека к Богу. «Молитва есть выражение высших христианских добродетелей – веры, любви и надежды»2. Это веками освященная традиция христианства. Молитвы, которые читают верующие люди в церкви и дома, создавали в древности христианские подвижники, признанные потом святыми людьми, отцами церкви. Конечно, каждый верующий человек может обратиться с молитвой к Богу, найдя в своем сердце, в своей душе нужные слова.
В юношеском стихотворении «Молитва» поэт обращается с покаянием к «всесильному», который может обвинить и покарать за недолжное (за упоение земными страстями).
Не обвиняй меня, всесильный,
И не карай меня, молю,3
Но одновременно возникает «За то, что...», передающее нарастающее напряжение мольбы-спора, драматизм борьбы, в которой нет победителя и где покаяние всякий раз оборачивается несогласием, утверждением своих пристрастий и прав.
За то, что мрак земли могильный
С ее страстями я люблю;
За то, что редко в душу входит
Живых речей твоих струя,
За то, что в заблужденье бродит
Мой ум далеко от тебя;
За то, что лава вдохновенья
Клокочет на груди моей;
За то, что дикие волненья
Мрачат стекло моих очей;
За то, что мир земной мне тесен,
К тебе ж проникнуть я боюсь,
И часто звуком грешных песен
Я, боже, не тебе молюсь.4
В быстрой смене состояний рождается трагическое противостояние всевышнему, растет чувство тревоги; нарушена органическая связь между «Я» и Богом, которая пока еще признается животворной
Строки из стихотворения | Евангельские образы |
«...редко в душу входит живых речей твоих струя» | «вода живая», «вода, текущая в жизнь вечную», «глаголы вечной жизни» |
Но все чаще место «живых речей» занимают «заблужденья», душу захлестывают неистовые стихии (клокочущая «лава вдохновенья», «дикие волненья» земных страстей); гордость не дает принять мир таким, каков он есть, а смириться и приблизиться к всевышнему — страшно («...мир земной мне тесен / К тебе ж проникнуть я боюсь»), ибо это означает отказ от своего пусть грешного, но исполненного неистребимой жажды жизни «Я». Моление о прощении все более заглушается интонацией оправдания своих страстей и заблуждений.
Но угаси сей чудный пламень,
Всесожигающий костёр,
Преобрати мне сердце в камень,
Останови голодный взор;
От страшной жажды песнопенья
Пускай, творец, освобожусь,
Тогда на тесный путь спасенья
К тебе я снова обращусь.5
Вторая строфа не только продолжает, но во многом противостоит первой:
1 строфа | 2 строфа |
Просительно-молитвенная интонация («не обвиняй... не карай...») | Вызывающая (« угаси... преобрати... останови»). Герой говорит с «всесильным» уже как с равным, отказываясь одолевать собственные страсти. |
Лирический герой чувствует себя грешником | Лирический герой показывает сверхчеловеческие силы («дикие волненья» оборачиваются «ч́́удным пламенем», и в этом чудном пламени «всесожигающего костра» мерцает отблеск того, кого чуть позже Лермонтов назовет «мой Демон» |
Животворная роль творца | Умертвляющая роль («угаси... чудный пламень», «преобрати... сердце в камень») |
Только ценой сурового обуздания и укрощения всесильный может обратить лирического героя на «путь спасенья».
Возможность подобного трагического распутья была предуказана в Евангелии: «Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради меня сбережет ее»6. Но последним и едва ли не главным препятствием на этом пути оказывается творческий дар, «страшная жажда песнопенья». Здесь достигает высшего накала спор героя с Богом.
Стихотворение | Евангелие |
«Жажда песнопенья» — сталкивается с эпитетом «страшная», т.е. всепоглощающая, роковая, погибельная. Жизнь по заветам всевышнего — «тесный путь спасенья» | «тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь (вечную)»7 |
«Мир земной мне тесен» указывает на полную безысходность.
Но разлад с творцом не всегда был свойствен лирическому герою,
на что указывают заключительные слова: «снова обращусь».
В «Молитве» духовному взору поэта впервые открылась исключительность его жизненной судьбы: он почувствовал, что путь, которым он пойдет, оставаясь верным своему «Я», не приведет его к пути религиозного «спасенья». «Молитва» передает смятение, раздвоение духа между верой, зовущей обратиться с покаянной молитвой о снисхождении, и стремлениями горячей, гордой, несмирившейся души.
Итак, мы видим, что уже в ранних стихах у Лермонтова появляются две музы - одна демоническая, которая несет настроения сомнения, скепсиса и приводит к тоске и скуке; другая — муза, помнящая небесные «песни святые». На протяжении многих лет идет напряженная внутренняя борьба этих муз.
3. Анализ стихотворения "Молитва" 1837 года.
В 1837 году Лермонтов обращается к «теплой заступнице мира холодного».
Я, матерь божия, ныне с молитвою
Пред твоим образом, ярким сиянием,
Не о спасении, не перед битвою,
Не с благодарностью иль покаянием,
Не за свою молю душу пустынную,
За душу странника в мире безродного;
Но я вручить хочу деву невинную
Теплой заступнице мира холодного.
Окружи счастием душу достойную;
Дай ей сопутников, полных внимания,
Молодость светлую, старость покойную,
Сердцу незлобному мир упования.
Срок ли приблизится часу прощальному
В утро ли шумное, в ночь ли безгласную -
Ты восприять пошли к ложу печальному
Лучшего ангела душу прекрасную8.
Это слово не о себе. За свою «душу пустынную» поэт еще страшится произнести слова мольбы, обращенной к Богу, но он просит Богоматерь быть небесной покровительницей «девы невинной»(вероятно, что в стихотворении речь идёт о В.А.Лопухиной). Как это уже похоже на веру русского народа, «за други своя» страдающего и молящегося. И как точно угадано поэтом то, что всегда жило в душе русского народа: заступничество в трудную минуту надо искать у той, которая понимает все человеческие страдания, — у Божией Матери.
В ходе монолога вырисовываются три образа: Божьей матери, лирического героя и той, о которой он молится.
Внутренняя драма героя отодвинута на второй план, а на первый выступает образ героини – её нравственная чистота и беззащитность перед враждебными силами «мира холодного». Мольба за неё освещает героя с другой стороны: трагедия духовного одиночества не разрушила его участия и глубокой заинтересованности в судьбе другого человека.
«Молитва» проникнута интонацией просветленной грусти. Существование «незлобного сердца», родной души заставляет героя вспомнить о светлом «мире упования», в котором «теплая заступница» охраняет весь жизненный путь «достойной души» и ангелы осеняют ее на пороге смерти. Лермонтов ввел стихотворение в текст письма М.А. Лопухиной от 15 февраля 1838 под названием «Молитва странника»: «В завершение моего письма я посылаю вам стихотворение, которое я нашел случайно в ворохе своих путевых бумаг и которое мне в какой-то степени понравилось, потому что я его забыл — но это вовсе ничего не доказывает» 9.
Строка «Теплой заступнице мира холодного» становится кульминационной. В ней поэту удалось сконцентрировать одну из главных идей своего творчества. «Холодный мир» для поэта не абстракция, а совершенно определённое понятие. В соединении с «тёплой заступицей» они создают поразительную антитезу. В этой своей «Молитве» Лермонтов глубоко народен, поскольку давно замечено, что русская молитва – это в основном молитва к Богоматери, а через Неё ко Христу.
4. Анализ стихотворения "Молитва" 1839 года.
Ещё через два года, в1839 г., Лермонтов опять, в третий раз, называет стихотворение "Молитвой" ("В минуту жизни трудную...").
Это не молитва в полном значении слова, а впечатление от молитвы, нисхождение благодати от прямого разговора с Богом.
В минуту жизни трудную
Теснится ль в сердце грусть:
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.
Есть сила благодатная
В созвучье слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
С души как бремя скатится,
Сомненье далеко -
И верится, и плачется,
И так легко, легко10...
Теперь демон сомнения отринут: «С души как бремя катится, / Сомненье далеко...» Это не означает, что все в жизни сразу прояснилось: начало стихотворения говорит об особом состоянии, которое было характерно для поэта и нашло отражение во многих его стихах. Это грусть, которая раньше была сродни отчаянию, потому что поэт не верил в возможность существования благодати в мире.
А теперь основной смысловой акцент — образ самого «созвучья слов живых», которое выливается в «молитву чудную»:
Есть сила благодатная
В созвучьи слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
«Непонятная» прелесть и сила святого слова — вот то главное, что хочет выразить поэт. Именно поэтому не так важно, к кому обращена молитва и о чем она. Важнее другое — результат, который достигается молитвой, произнесенной из глубины страдающей души:
С души как бремя скатится,
Сомненье далеко —
И верится, и плачется,
И так легко, легко...
Такую удивительную легкость души, очищенной слезами покаяния, Лермонтов смог наконец постичь в конце своего жизненного пути.
5. Вывод.
"Молитва" 1829г | "Молитва" 1837г | "Молитва" 1839 г |
мольба-спор лирического героя с Господом. | чистое молитвословие и в то же время шедевр любовной лирики: лирический герой молит о счастье любимой женщины, хотя сам он "странник с пустынной душой". | отдохновение поэта, светлая грусть и надежда, прямой разговор с Богом |
Молитвенный жанр получил у Лермонтова новое, особое развитие. Он не был его открытием, но стал важным звеном его поэтической системы.
В завершение хочу обратить внимание на необычайную мелодичность этих произведений. По-моему, М. Ю. Лермонтов – самый «музыкальный» поэт нашей литературы, понимать которого нужно не умом, а сердцем.
6. Ссылки
Стр. 121.
6. Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового завета. –
Российское Библейское Общество. Москва. 1993г.
Евангелие от Матфея. Глава 10, стих 39. Стр. 1024
7. Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового завета. –
Российское Библейское Общество. Москва. 1993г.
Евангелие от Матфея. Глава 7, стих 13. Стр. 1019
8. М.Ю.Лермонтов. Сочинения в двух томах. Том первый / Сост. И комм.
И.С.Чистовой; Всупит. ст. И.Л.Андронникова. – М.:Правда, 1988.
Стр. 162
9. М.Ю.Лермонтов. Сочинения в двух томах. Том первый / Сост. И комм.
И.С.Чистовой; Всупит. ст. И.Л.Андронникова. – М.:Правда, 1988.
Стр. 679
10. М.Ю.Лермонтов. Сочинения в двух томах. Том первый / Сост. И комм.
И.С.Чистовой; Всупит. ст. И.Л.Андронникова. – М.:Правда, 1988.
Стр. 179
7. Список литературы
1. М.Ю.Лермонтов. Сочинения в двух томах. Том первый / Сост. И комм.
И.С.Чистовой; Всупит. ст. И.Л.Андронникова. – М.:Правда, 1988.
2. Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового завета. –
Российское Библейское Общество. Москва. 1993г.
3. О благоговейном совершении молитвы и чинном поведении в Храме
Божьем. СП»Интербук».
4. Балявин В. Недопетая песня России (М.Ю. Лермонтов) // Мы. - 1990.- N2.-
с.175-185.
5. Виноградов М.И. По живому следу: Духовные искания русской классики.
Литер.-критич. статьи. - М., 1987.
Новогодняя задача на смекалку. Что подарил Дед Мороз?
Лесная сказка о том, как согреться холодной осенью
Лист Мёбиуса
Подарок
Компас своими руками