Данное эссе посвящено 145-летию со дня рождения великого русского писателя Ивана Алексеевича Бунина и представляет собой размышления о том, какой представлена Россия в творчестве писателя.
Вложение | Размер |
---|---|
obraz_rossii_v_tvorchestve_i.docx | 22.32 КБ |
Образ России в творчестве И.А. Бунина.
Гондарук Марина 11 А класс
МКОУ Заброденская СОШ
Калачеевского района Воронежской области.
Учитель: Костина Е.Н.
Пылай, играй стоцветной силою,
Неугасимая звезда,
Над дальнею моей могилою,
Забытой Богом навсегда!
И.А. Бунин
В 1953 году в Париже в бедности и забвении умирал великий русский писатель Иван Алексеевич Бунин. Последние годы писатель жил одной мыслью, одной надеждой – вернуться на родину. Позади были тяжёлые годы эмиграции. Тяжёлые, несмотря на всемирное признание, ведь Бунин - первый русский писатель, получивший Нобелевскую премию за достижения в области литературы в 1933 году.
Бунин не принял революции 1917 года, считал её величайшей трагедий России и своей личной трагедией. Он покинул родину, потому что не мог физически выносить того ужаса, который творился в это время в его Отчизне. Он люто ненавидел тех, кто погрузил страну в хаос и залил её кровью. Он остро чувствовал, что его России больше нет. Об этом он пишет в «Окаянных днях»: «Наши дети, внуки не будут в состоянии даже представить себе ту Россию, в которой мы когда-то (то есть вчера) жили, которую мы не ценили, не понимали,- всю эту мощь, сложность, богатство, счастье...»
Он уехал, но Россия осталась в его сердце, в его воспоминаниях, в его книгах, стихах, потому что произведения, которые он написал в эмиграции только о ней, о Родине.
Какая же она бунинская Россия?
Мы открываем томик произведений Бунина, находим рассказ «Антоновские яблоки» и погружаемся в поэтичный, наполненный яркими красками и тонкими ароматами мир старинных дворянских усадеб. Мы видим старый сад, «весь золотой, подсохший и поредевший», мы чувствуем «тонкий аромат опавшей листвы», мы слышим скрип телег и глухой стук антоновских яблок, ссыпаемых в кадки. Вместе с автором, который гостеприимно приглашает нас зайти в старинный дом, проходим мимо «кресел, столов с инкрустациями и зеркал в узеньких и витых золотых рамах». Писатель заставляет нас почувствовать запах «старой мебели красного дерева, сушеного липового цвета», «кисловатый» запах старинных книг.
Вместе с ним мы выбегаем не рассвете в сад, ощущая утреннюю прохладу, даже зябко ёжимся, когда читаем: «На ранней заре, когда еще кричат петухи и по-черному дымятся избы, распахнешь, бывало, окно в прохладный сад,наполненный лиловатым туманом…».
Перед нами оживает неповторимо яркая, живая картина русской природы, деревенской помещичьей усадебной жизни. Это тот миропорядок, в котором жили наши, теперь уже далёкие предки на протяжении столетий. Это тот мир, о которым мы ничего бы не узнали, потому что прервалась связь поколений, потому что калёным железо выжигали всё то, что было связано с ним, с этим неспешным, поэтическим, воспетым классиками миром дворянской культуры и быта. Но он не исчез бесследно. И.А. Бунин бережно сберёг его для нас на страницах своих произведений. И вот рядом с полотнами Нестерова, Левитана, музыкой Рахманинова плетётся тонкая вязь великолепной, поэтичной бунинской прозы, сохранившей для нас «всю эту мощь, сложность, богатство, счастье...», которые зовутся Россией.
Россия Бунина – это богатая, похожая на лубочную картинку масленичная Москва: душные трактиры, в которых подавали стопки «залитых сверх меры маслом и сметаной» блинов»; «снежные тротуары», «зелёные звёзды», сыплющиеся с проводом; Охотный ряд, «слишком новая громада Христа Спасителя», «что-то киргизское в остриях башен на кремлёвских стенах», Художественный театр, «Метрополь». Это раскольничье Рогожское кладбище, Новодевичий монастырь с его «кирпично-кровавыми стенами». Сюда любила ездить героиня рассказа «Чистый понедельник», странная загадочная девушка, молодая, необыкновенно красивая, богатая, познавшая счастье взаимной любви, та, которая в чистый понедельник решила круто изменить свою жизнь и посвятить её служению Богу. Непостижимый, загадочный русский характер, в котором воплотились два начала, две культуры, две цивилизации: восточная и западная. Создавая рассказ «Чистый понедельник» в тяжёлом для России военном 1944 году, Бунин надеялся: жажда душевной чистоты, вера, жертвенный подвиг, мощные духовные корни, составляющие основу русского национального характера, не дадут народу сломаться, и выживет он, и спасётся, и выстоит в тяжких муках и страданиях, пройдя через испытания, воскреснет Россия.
В последние годы жизни Бунина интересовало всё, что связано с Россией. Он читал сводки с фронта, читал произведения советских писателей, восхищался поэмой А. Твардовского «Василий Тёркин», считая её подлинно народной, не мог сдержать слёз, когда узнал, что в Советской России издают его книги. Бунин мечтал вернуться на родину…
Перед смертью он просил похоронить его в склепе, в цинковом гробу, чтобы хотя бы прах его вернулся когда-нибудь в родную русскую землю… Похоронен Иван Алексеевич Бунин на русском кладбище Сент-Жененвьев-де-Буа под Парижем.
В последнее время мы видим, как Россия постепенно возвращается к себе, к своему историческому прошлому, к своим святыням. В Россию вернулся Крым, земля священная для каждого русского человека. Я мечтаю о том, чтобы и прах великого русского писателя Ивана Алексеевича Бунина возвратился на родину, а его бессмертная душа, душа странника и скитальца, нашла успокоение там, за пределами земной жизни.
Анатолий Кузнецов. Как мы с Сашкой закалялись
Камилл Фламмарион: "Астрономия - наука о живой Вселенной"
Самый главный и трудный вопрос
Снежная книга
Два плуга