Кто такой праведник? Есть ли они сейчас? В работе рассматривается измениение восприятия образа праведника в русской литературе 19-20 веков и представление о праведнике в наши дни.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_obraz_pravednika_u_rasskaze_kabakova.doc | 115 КБ |
Ставропольская краевая открытая научная
конференция школьников
Секция: филология
Название работы «Образ праведника в рассказе «Перекрёсток»
Автор работы: Корешняковская Виктория
Место выполнения работы:
МОУ «Средняя общеобразовательная
школа №2» с. Бешпагир
Грачевского района
Ставропольского края
9 класс
Руководитель:
Некрасова Наталья Николаевна,
учитель русского языка и литературы,
высшая квалификационная категория
Ставрополь, 2014
Содержание
Стр. | |
| 3 |
| 4 |
3. Концепция праведничества в русской литературе (на материале произведений Н. Лескова, В. Шукшина, А. Солженицына) | 4 - 13 |
3.1 Образ праведника в творчестве Н.С. Лескова. | 4 - 6 |
3.2 Образ праведника в творчестве В. Шукшина. | 6 - 8 |
3.3 Образ праведника в рассказе А.И. Солженицына «Матрёнин двор» | 8 - 10 |
4. Образ праведника в рассказе А. Кабакова «Перекрёсток» | 10 - 13 |
5. Заключение | 13 |
6. Список использованной литературы | 14 |
Ещё немецкий писатель, знаток русской литературы Т. Манн, определяя нашу словесность, восклицал: “Святая русская литература!” Подразумевая под этим не то, что её писали святые люди, просто основной темой её была тема святости.
На протяжении всего тысячелетнего периода житийная литература, сказания о праведниках, духовные стихи были излюбленным чтением нашего народа. И возникшая позднее светская литература, в конце концов, пришла к вечным вопросам российской действительности: “кто виноват?” и “что делать?” Но самый главный – “как жить дальше?” В качестве примера такого поиска – вся русская литература XIX-XX в.
Не каждый писатель берется за тему праведников, потому что жизнь праведника, жизнь по высоким христианским законам, с одной стороны слишком проста и однообразна, а с другой стороны так насыщена и наполнена каждодневным служением людям и богу, что понимание праведника трудно донести до читателя.
На наш взгляд, в наше меркантильное, равнодушное время тема праведничества как никогда актуальна. В своей работе я хотела бы рассмотреть, как раскрывается концепция праведничества в русской литературе на материале произведений Н. Лескова, А. Солженицына, В Шукшина и нашего современника А. Кабакова.
Гипотеза:
Цель научной работы:
Выявить особенности содержания образа современного праведника в рассказе А. Кабакова «Перекрёсток»
Задачи:
Для реализации поставленных целей и задач использовались сравнительно-исторический и типологический методы, функциональный анализ.
Кто же такой праведник? Праведник чаще всего бывает одинок, его почти никто не поддерживает, над ним смеются, но он ни при каких обстоятельствах не может изменить себе, а точнее – высшему идеалу, он аскет. Русская земля всегда была богата людьми праведной жизни. О них мы узнаем из истории России. Вспомним, например, о митрополите Филиппе Колычеве, который был задушен Малютой Скуратовым в 1568 г. за то, что призывал Ивана Грозного убояться суда Божия. Святой Филипп, взывая к совести царя, в одной из своих проповедей сказал: «Во всем мире можно встретить милосердие, а на Руси нет сострадания даже к невинным и к правым». Иными словами, праведник жертвует собой ради других людей. Можно сказать, что праведник – нравственная основа любого государства. Нравственность – внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек в своей жизни.
Сопоставим толкования лексического значения слова «праведник» в различных словарях:
В «Толковом словаре русского языка» под редакцией С.И. Ожегова «праведник» понимается как человек, который живет праведной жизнью, не имеет грехов. В «Православном энциклопедическом словаре» понятие «праведника» соотносится с понятием «святого», жившего и творившего свой подвиг человеколюбия вне монастыря; человека, исповедующего и соблюдающего Заповеди Божии. “Толковый словарь живого великорусского языка” В. Даля называет праведника "праведным, оправданным житием, правдивым на деле, безгрешным... Праведник, -ница, праведно живущий; во всем по закону Божью поступающий, безгрешник... -ничество, состоянье праведника, спасенье”.
Вывод. Авторы словарных статей обращают наше внимание на внутренний мир человека, его отношение к людям, жизнь по Божьим законам.
3. Концепция праведничества в русской литературе
(на материале произведений Н. Лескова, В. Шукшина, А. Солженицына)
3.1 «Образ праведника в творчестве Н.С. Лескова».
Любовь и доброта к людям, сердечный свет — всё это в художественном мире Лескова объединено понятием праведничества.
Человек без высокой цели у Лескова — “пустоша”, он живёт только во имя чревоугодия. А лесковским праведникам присуща идея порядка в жизни и деятельного добра. Эти люди — борцы, живущие по заповедям Христа, достойно служащие своему народу.
Пройдет немало десятилетий, и Горький скажет о произведениях писателя цикла о праведниках: “… он писал не о мужике, не о нигилисте, не о помещике, а всегда о русском человеке, о человеке этой страны. Каждый его герой- звено в цепи людей, в цепи поколений, и в каждом рассказе Лескова вы чувствуете, что его основная дума- дума не о судьбе лица, а о судьбе России”.
Одной из причин написания рассказов о праведниках было несогласие Н.С. Лескова с А.Ф. Писемским, утверждавшим, что “ни в чьей русской душе не видишь ничего, кроме дряни”. Лесков задался целью найти на Руси таких людей, чья жизнь свидетельствовала об ином: он пошёл искать праведных, пошёл с обетом не успокоиться, пока не найдёт трёх праведных, “без которых несть граду стояния”.
По Лескову, “праведник проживает изо дня в день праведно долгую жизнь, не солгав, не обманув, не слукавив, не огорчив ближнего и не осудив пристрастного врага”. Он религиозен, ориентирован на национальный идеал жизни, деятелен, но суть его деяний состоит не в преобразовании мира, поскольку мир создан Богом и, следовательно, совершенен, а в доброделании, в стремлении к любовному единению с людьми, к духовному совершенствованию.
Лесков не стремился запечатлеть провинциальную жизнь как сплошное царство мрака и беззакония. Не умалчивая о тягостных сторонах этого быта, он выводил на сцену героев, в которых отражался сам народный инстинкт, дух народа - жизнестроителя. Таким и был Иван Флягин, сын кучера из дворовых графа Каменского Орловской губернии, на жизненном пути которого встречаются тяжелые испытания, но, несмотря на них, остается жив. Лесков нисколько не идеализирует своего героя. Сам Флягин не выше сознанием тех обычаев, среди которых живет, не понимает смысла некоторых своих поступков, но всегда выбирает трудную дорогу и остается неизменным в своей цели - быть в полном согласии с совестью и долгом. С ходом повествования все мелкое и бытовое в герое отходит на задний план. В конце повести образ русского странника вырастает в монументальную фигуру. Лескову дорого в ней как раз героическое начало, оно обещало какие-то неизведанные горизонты в самой судьбе народа.
Лесков верит в силу народа. Его герой - “праведник” не потому, что способен на “чудо”, не потому, что возвышается над людьми, отгородившись от них, а потому, что вместе с ними в трудную минуту. Принадлежность к православной церкви, по Лескову, вовсе не обязывает человека быть праведником. Голован - в повести Лескова - назван молоканом, принадлежащим к одной из сект распространенных на юге России. По духу он - свободный христианин, то есть еретик. Этот духовный тип русского мыслителя очень привлекал писателя. По мысли автора, Голован далек от церковной обрядности, и его добрая, народная вера напоминала вредные, с официальной точки зрения, фантазии. Голован готов пройти через все испытания лишь бы спасти свою деревню. Он действительно был праведником, но он был далек от церкви, он был как бы “народным” праведником.
Наиболее известен рассказ Лескова из цикла о “праведниках” “Человек на часах”, относящийся к николаевской эпохе и основанный на реальных событиях, к тому же встреченный одобрением и читателей, и критики. Это редкое единодушие объяснялось и блестящим мастерством писателя, и той редкой иронией, с которой он повествовал о рядовом Постникове - простом русском герое, получивший наказание “на теле” потому, что спас утопающего в Неве. Фантасмагория “ замундированной империи” Николая первого раскрывалась в проступке часового, покинувшего свой пост у Зимнего дворца ради спасения человека. Все озабочены больше всего тем, чтобы наградить за спасение утопающего случайного офицера, проезжавшего в тот момент по набережной, и скрыть действительного “виновника” происшедшего. И каждый получает свое: офицер - орден, а рядовой Постников двести розог.
Создавая свои произведения “о праведниках”, относящиеся к недавнему прошлому, Лесков использует приемы документальной прозы. Как правило, герои его - реальные люди, жившие в то время, которое очень интересовало писателя. Но он не следовал формулярному списку, когда рассказывал об их жизни, его интересовали типические черты эпохи, характерные события и явления, дающие красочное представление о ней. Писатель считал, что творящие нецерковный подвиг человеколюбия праведники «сильнее других делают историю».
3.2 Образ праведника в творчестве В.М. Шукшина.
«Радость общения с правдой» - эстетический принцип Шукшина. Он постоянно беспокоился о правде, без неё не мыслил искусства и собственной жизни.
Шукшину было свойственно обострённое чувство правды, которое корнями уходило в этический опыт народа. Поэтому как выстраданное убеждение звучат его слова: «Нравственность – есть правда. Не просто правда. Ибо это мужество, честность, это значит жить народной радостью и болью, думать, как думает народ, потому что народ всегда знает правду».
Праведники Шукшина – это люди, душа которых всегда неспокойна, тоскует и томится. Они обязательно чем – то неудовлетворенны, вечно чего – то ищут и совершают на своём пути смешные и невероятные чудачества. В 1968 году Шукшин писал: «Герой нашего времени – это всегда «дурачок», в котором наиболее выразительным образом живёт его время, правда этого времени». Писатель здесь не случайно заговорил о правде, ибо на Руси из покон веков о ней бесстрашно говорили шуты или юродивые, люди не от мира сего, с чудинкой. Шукшинские «чудики» это почти всегда правдоискатели, которые идут до предела, до грани в своих поисках и порой остаются в одиночестве на своём пути. Таков один из писательских персонажей – Чудик, герой одноимённого рассказа, человек, про которого без преувеличения можно сказать – «22 несчастья»: «Чудик обладал одной особенностью: с ним постоянно что – нибудь случалось. Он не хотел этого, страдал, но, то и дело влипал в какие – нибудь истории – мелкие причём, но досадные». Причины его фатальной невезучести – в постоянном стремлении помогать и приносить радость людям: то он ищет хозяина обронённой пятидесятирублёвки, которая ему самому и принадлежит; то помогает соседу по самолёту найти выпавшую вставную челюсть, но наталкивается на грубость и ругань; то ссорится с женой своего брата, разрисовав красками детскую коляску. К сожалению, представления Чудика об окружающем мире не соответствует реальному порядку вещей. Герой вряд ли переменится: он по прежнему будет стремиться к людям с услужливостью и радостной готовностью к общению и с искренним удивлением от того, что люди его не понимают. А ведь поступки его не так уж нелепы. Просто люди забыли, что такое элементарная человеческая чуткость и доброта. Человеческая правда на стороне героя, который не расстраивается из-за своих злоключений, а продолжает радоваться жизни.
Таков этот герой: неловкий и доброжелательный, уступчивый и гордый, несчастный и неунывающий. Обычно люди вроде него не воспринимаются окружающими всерьёз.
Чудик – это человек странный с виду, не похожий на других, но обладающий доброй душой, тянущейся к прекрасному, к знаниям, искусству и потому чуждый и непонятный обывателю.
Можно выявить некоторые проявления особенностей «чудиков»:
Несоответствие между представлениями героя о жизни и реальной действительностью;
Активная жизненная позиция;
Стремление к чему – то великому, если не в жизни, то хотя бы в своей фантазии.
Чудики – праведники, правдоискатели, люди, выламывающиеся из рамок «нормального» сознания окружающих, - художественное открытие Шукшина.
В своих духовных исканиях каждый герой идёт нехожеными тропами, и на этом пути он совершает единственные в своём роде открытия, проявляет себя как индивидуальность. Однако все герои вместе составляют единое многоголосие, потому что правду жизни видят в торжестве нравственности и гармонии человека с миром.
3.3 Образ праведника в рассказе А. И. Солженицына
«Матрёнин двор»
К теме праведничества Солженицын подходит деликатно, ненавязчиво и даже с юмором. Говоря о Матрёне, его герой замечает: “Только грехов у неё было меньше, чем у её колченогой кошки. Та — мышей душила!..” Писатель переосмысливает образы праведников в русской литературе и изображает праведником не человека, который прошёл через множество грехов, раскаялся и стал жить по-божески. Он делает праведничество естественным образом жизни героини. Вместе с тем Матрёна не типический образ, она не похожа на других “тальновских баб”, живущих материальными интересами. Она из тех “трёх праведников”, которых так трудно найти.
Мир тальновцев — это мир злобы, равнодушия, жадности, зависти, корысти, эгоизма, душевно слепых людей, лжи, неискренности. Эти качества разъедают душу человека, разобщают людей. Солженицын, отвечая на вопрос, от чего все беды страны сейчас, сказал — ото лжи.
Матрёна обладает бесконечным смирением, не требующим от неё никакого напряжения воли. Она не предаётся греху гордыни, умеет быть благодарной за каждый прожитый миг. Матрёна может довольствоваться малым — тем, что имеет: ей не свойственны чувства зависти, злости, обиды, стяжательства. Праведничество Матрёны основано на её безразличии к материальным ценностям.
Матрёна была старательным воцерковлённым усердным человеком: “святой угол в чистой избе”, “иконка Николая Угодника”. Она зажигает лампадку “во время всенощной (церковная ночная служба) и с утра по праздникам.) Матрёна достаточно твёрдо соблюдает традиции и правила жизни воцерковлённого человека (домашние иконы, так как церковь за “5 вёрст”). Игнатьич говорит, что всякое дело она начинала “с Богом!” и его провожала в школу, говоря всякий раз “С Богом!”. “Может быть, она и молилась, но не показно, стесняясь меня или боясь притеснить”. Причина скрытности Матрёны в том, что в годы советской власти приучали верующих таиться.
Трагизм судьбы Матрёны не только в потерянном женихе, пропавшем без вести муже и умерших детях. Эти события она переживала вместе со всей страной. Трагизм её жизни проявился тогда, когда Матрёна, отдав без жалости часть дома, становится жертвой человеческой жадности, стяжательства, пьянства. И страна, после войны окончательно превратившись в бюрократическое государство, оказалась с народом по разные стороны. Паспортов крестьяне не имели, зарплату и пенсию им не платили, леса на постройку домов у них не было, колхозные трактора для частных перевозок не давали и т.п. Трагизм и в том, что односельчане не могли понять тех добрых чувств, которыми руководствовалась Матрёна в жизни. Поэтому и после её смерти родственники хотят поскорее захватить “добро”, которое осталось после неё.
Внешней причиной гибели явились её самоотверженность, стремление помочь, а не отсидеться в стороне. Именно поэтому она оказывается между санями и трактором на злополучном железнодорожном переезде. Но в судьбу Матрёны неумолимо стучатся катастрофы XX века, выявляя глубинные, скрытые причины её гибели. Войны отнимают у неё жениха, любившего её, затем мужа. Послевоенный голод и отсутствие медицинской помощи лишают её шестерых детей. Она становится и заложницей советского государства, в котором нельзя честно и открыто перевезти свою же избу, но можно довериться пьяному водителю, потихоньку взявшему колхозный трактор.
В числе глубинных причин трагической гибели героини и привязанность к Фаддею и своей воспитаннице, его дочери Кире. Именно она невольно становится виновницей разрушения дома, где жила вместе с Матрёной и где сама Матрёна прожила сорок лет. Люди, разбиравшие горницу, не думали, что они разрушают дом, главную ценность семьи, её краеугольный камень. Гибель дома предрешила и смерть Матрёны. В изуродованном доме она бы уже не смогла жить. Автором осуждаются и алчность, жадность, стяжательство Фаддея, который одержим желанием захватить участок земли. Отсюда и его приказ не делать второго рейса, и вывоз уцелевших брёвен во время похорон и поминок. Виноват и зять Матрёны — железнодорожник, не предупредивший станцию о перевозке.
Три угасшие судьбы — это плата за сохранность жизней пассажиров “двадцать первого скорого”. Так частная судьба обыкновенной русской крестьянки оказывается связанной и с перипетиями жестокого ХХ века, и с судьбами русских женщин века XIX.
Новым наполнением наделил Солженицын само понятие “праведник”. Даже дорога как символ народной судьбы становится в рассказе дорогой железной, в переносном смысле неумолимой, разрушающей. Нравоучительный, притчевый смысл рассказа в том, что нельзя жить только для себя, быть стяжателем и накопителем. Смысл человеческого существования в доброте, бескорыстии и том сиянии, который человек может излучать, освещая судьбы других людей.
Вывод:
Мы рассмотрели образ праведников на примере произведений Н. Лескова, В Шукшина, А. Солженицына. Герои их произведений– несомненные праведники. Во всех этих образах прослеживается великое человеколюбие и всеохватывающая забота ко всем живым существам. Герой Лескова - “праведник” не потому, что способен на “чудо”, не потому, что возвышается над людьми, отгородившись от них, а потому, что вместе с ними в трудную минуту. Матрена жертвует собой, живет абсолютно без грехов и исключительно по велению сердца. Праведники Шукшина – «чудики» – это люди, странные с виду, не похожие на других, но обладающие доброй душой, тянущейся к прекрасному, к знаниям, искусству и потому чуждый и непонятный обывателю. Чудики – праведники, правдоискатели, люди, выламывающиеся из рамок «нормального» сознания окружающих. Герои всех авторов похожи друг на друга своим отношением к жизни, способностью жить не только ради себя, жертвовать собой ради других.
4. Образ праведника
в рассказе А. Кабакова «Перекрёсток»
А. Кабаков в рассказе «Перекрёсток» обращается к проблеме праведничества в современном мире. Подзаголовок «чисто святочный рассказ» настраивает читателя на определённый лад, предполагая особенности, свойственные подобному типу рассказов: действие происходит в канун Рождества, чудесная встреча, имеющая судьбоносное значение. Название рассказа «Перекрёсток», на мой взгляд, имеет символическое значение - выбор, который, рано или поздно, встаёт перед каждым человеком, особенно в наше время.
Рассказ начинается с описания достаточно привычного явления - пробки. Однако первая же фраза заставляет насторожиться: «Снег шёл с таким видом, будто у него была цель. Возможно, цель заключалась в создании непреодолимых препятствий дорожному движению»(12, стр. 94). Олицетворение переносит нас в сказочный мир, где одушевляется природа, создающая ситуации, в которых человек сможет познать сам себя.
Герой рассказа сразу противопоставляется окружающим: не лезет нагло вперёд, не хамит, не начинает хаотично жать на гудок, ругаться на непонятно кого и нервничать, как делают это другие водители. «…сбоку пытался просочиться какой-то беспредельный урод на своей ржавой, угрожающей соседским зеркалам «пятёрке», сзади подпирал и крякал незаконной сиреной наглый придурок, считающий, видимо, что если он на «восьмёрке ауди», то может по крышам проехать» (12, стр. 95). Неудивительно, что он «не рассчитывает, конечно, ни на что хорошее».
Главный герой рассказа, Максим, молодой мужчина лет тридцати с хвостиком, «предприниматель без образования юридического лица». И это тоже отличает его от многих других (начинал он своё дело с небольших денег, фирма из одного человека, арендует небольшое помещение под контору-склад, съёмная квартира, разве что машина «приличный, мало подержанный автомобиль почти бизнес-класса»). И так он ехал, ехал, ехал… чтобы вырваться из пробки (вспомним «шёл, куда глаза глядят»), и, чудесным образом оказался в центре города, где «этим вечером бульвары стояли безнадёжно, как мёртвые» (12, стр. 95).
Он «выключает зажигание, чтобы не жечь зря бензин и не загрязнять выхлопными газами и без того нечистый воздух родного города», и спокойно закрывает глаза. Автор показывает нам, что бы мог увидеть Максим, бесконечные огни, длинные, яркие, светлые, «оперный снегопад», «многоцветное зарево», «таинственную подсветку плывущих в небе домов». В сопровождении «романтической воровской песни» и тепла от печки «душа Максима, не менее подверженная воздействию красоты, чем и всякая другая душа, возрадовалась бы и сказала «спасибо».
Кабаков показывает, что «наш современник и соотечественник» не склонен к рефлексии, если закрывает глаза, «лезут в голову всякие гадости, рисуют безрадостные перспективы, пугают неразрешимостью неизбежно грядущие ситуации, исключительно негативные находятся ответы на вечные вопросы бытия» (12, стр. 95). Нам проще отвлечься на что-нибудь, усыпить свою душу, что гораздо проще, нежели духовно очищаться через страдания. Закрыв глаза, Максим сидел «положив ненужные в данный момент руки на столь же ненужный руль, и ничего не видел, и страдал» (12, стр. 95).
Максим тоже воцерковлённый человек, как и Матрёна. Он от природы человек очень добрый, личные проблемы его лишь заботят, чужие же глубоко удручают. Каждый раз, видя человека, вынужденного побираться, он ставит себя на его место и всегда подает милостыню. И каждый раз задумывается о несправедливости и жестокости этой жизни. «Многие знакомые удивлялись и прямо смеялись, как над полным лохом, которого разводит мафия как хочет. И девушка Ирина, как это ни огорчительно, не одобряла его глупую доброту – всё равно пропьют. А он ничего не мог с собой поделать и подавал» (12, стр. 96). Максим уже года четыре ходит в церковь и кое-чему там научился.
На мой взгляд, поступки Максима – поступки настоящего праведника. Легко отдавать крохи, когда имеешь миллионы, ещё и кричать об этом на всех углах, рекламируя себя, демонстративно ходить в церковь, создавая имидж. Он же делает добро не «потому что модно», а по велению сердца, чувствуя себя неловко, когда его дающим милостыню видят знакомые, вера же — дело личное, не терпящее шума и показухи.
Именно с такими людьми и происходят чудеса, происходят, в первую очередь, потому, что именно они способны не пройти мимо чуда, рассмотреть его, способны сами совершать чудеса доброты и участия.
В пробке к машине героя подходит женщина с ребенком, явно просящая милостыню. Это молодая женщина с младенцем на руках: «Неумело, одной левой рукой она прижимала к груди маленький, почти незаметный сверток». Автор описывает внешность женщины: «смуглая, но не дочерна, тонконосая, с не то чтобы грустным, но слишком, по нашим городским меркам, мирным выражением очень темных и длинных, как хороший виноград, глаз». Девушка смотрит робко и не говорит ни слова. Максим замечает, что она «стоит в одной длинной полотняной рубахе явно на голое тело и босиком на снегу, а снег вокруг маленьких женских ступней растаял до сухого асфальта» (12, стр. 97).
Нащупав в кошельке пачку тысячных, Максим достает их и, не считая, отдает женщине. «Немедленно произошли несколько событий разного масштаба, но одинаково прекрасных. Прежде всего, мгновенно прекратился снегопад, будто и не было его, а на чистом небе засверкала, перекрывая всю городскую иллюминацию, граненая сталь звезд. И одна из них, невиданно крупная, взошла в самый зенит. Одновременно младенец решительно выпростался из тонкой пелены,… - светлые кудри засияли вкруг гордо поднятой головы, и дитя взглянуло в глаза дарителю серьезно и строго. В тот же миг откуда-то донесся звон – скорее всего от той церкви, что возле театра» (12, стр. 98).
Действие рассказа происходит перед Рождеством, одним из самых светлых праздников в году, символизирующего рождение Спасителя, Богочеловека, чьё рождение дало возможность душам человеческим очищаться, находить Спасение. Явление Максиму Богородицы с младенцем (растаявший снег у её ног, светлый нимб у ребёнка, звезда в зените, колокольный звон), как проверка человечества на сохранность доброты, человеколюбия, способности поделиться последним. Он редкий человек, один из этих «трёх праведников», без которых немыслимо существование человечества. Символично, что события рассказа происходят в Москве, крупном мегаполисе, где очерствение души в погоне за меркантильным желанием заработать, чтобы «украсить себя вещами», происходит очень быстро, подчиняясь закону выживания «или ты, или тебя». Это проверка человечества, может ли оно существовать дальше или подвергнется участи жителей Содома и Гоморры.
Максим без раздумий отдаёт большую сумму женщине с ребенком, причем отдаёт не скрипя сердце и не кривя душой, отдаёт именно от сердца и от души. «Однако женщина, как и следовало ожидать, денег не взяла, и зеленые листки тихо слетели к ее босым ногам» (12, стр. 98). Женщина развернулась, и пошла. А Максим поехал за ней, сам не понимая, да и не задумываясь над тем, что его ведет. Чудо участия, доброты благотворно сказывается и на непричастных окружающих: «Максим ехал за нею, не замечая, что вовремя переключаются и дают ему проезд светофоры, что нет уже вообще никаких пробок, а водители никогда не вылезают на желтый, уступают друг другу дорогу и не ругают друг друга из-за закрытых стекол козлами и еще хуже. Он ехал, впереди мелькало что-то белое, но, возможно, это был уже просто снежный вихрь» (12, стр. 98).
После деньги нашлись на своем законном месте, в кошельке. Правда, влажные. «Только одно изменилось в его жизни после запомнившегося рождественского вечера – он никогда больше не произносит слова «блин»» - так заканчивает свой рассказ автор. Почему же Максим совсем перестал произносить так часто употребляемое в различных ситуациях слово?.. Возможно, из-за полного духовного очищения своей личности. Он и так был человеком хорошим, но после этого случая (или сна) возрос духовно, и слово, заменяющее нам банальный мат, больше не могло найти своего места в его душе. «Чего мы и всем нам желаем».
Итак, каков же он, современный праведник? На наш взгляд, это человек,
Заключение.
Сопоставив несколько произведений русской литературы посвященных образу праведничества, можно с уверенностью сказать, что праведники на Руси были и остаются на все времена. Это люди, живущие с верой в душе, сумевшие сохранить чистоту помыслов и деяний. Люди, живущие не только своими заботами и проблемами, но и не проходящие мимо горестей других людей, умеющие помогать и сострадать окружающим. Праведники не ждут благодарности за свои поступки, они живут по велению сердца. И пусть некоторые из них не ходят в церковь, не бьют поклоны перед алтарем, но на самом деле они глубоко верующие, хотя сами и не догадываются об этом. Они живут на земле для того, чтобы помогать людям.
Мы рассмотрели образ праведников на примере произведений нескольких авторов: Н. Лескова, В. Шкушина, А. Солженицына, А. Кабакова, оставив за рамками этой работы произведения многих других русских писателей 19-20-х веков (Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, Н. Распутина, А. Платонова, Л. Улицкой и многих других). Герои произведений этих авторов – несомненные праведники. Во всех этих образах прослеживается великое человеколюбие и всеохватывающая забота ко всем живым существам. Нравоучительный, притчевый смысл этих произведений в том, что нельзя жить только для себя, быть стяжателем и накопителем. Смысл человеческого существования в доброте, бескорыстии и том сиянии, который человек может излучать, освещая судьбы других людей.
Список использованной литературы
Без сердца что поймём?
Сказка "Морозко"
Почему люди кричат, когда ссорятся?
Можно от Солнца уйти...
Лиса Лариска и белка Ленка