Данная работа относится к разделу " литературное краеведение". Выполнена в жанре научно - публицистической статьи.
Вложение | Размер |
---|---|
rabota.doc | 136.5 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7»
Былинные мотивы в романе И.Г.Истомина « Живун
Автор: Мардисламова Диана
ученица 10 И класса
МОУ « СОШ№7»
Руководитель
учитель русского языка и
литературы МОУ «СОШ №7»:
Бондаренко Алевтина
Васильевна.
СОДЕРЖАНИЕ
стр
I.Введение. 4
1.Обоснование актуальности темы исследовательской работы.
II . Основная часть. Былинные мотивы в романе И.Г.Истомина « Живун». 6
1) Эпическая поэзия народов Крайнего Севера:
а) образы богатырей в былинах народов Севера;
б) образы богатырей в русских былинах.
2) Жизнь и творчество И.Г.Истомина. 7
3) Сопоставление сюжетной линии былины « Илья Муромец» и романа 8
И.Г.Истомина « Живун».
4) Автобиографичность романа. 9
5) Богатырский духовный подвиг писателя. 10
III. Заключение. Выводы. 11
IV. Список используемой литературы. 12
V. Приложение.
90-летию одного из родоначальников
авторской литературы народов Севера
посвящается…
Введение
Корни народа – легенды его,
ветви – растущее новое племя
люди – живое легенд продолженье.
Сегодня в системе литературного образования большое внимание уделяется изучению произведений региональной литературы и фольклора. Безусловно, краеведение воспитывает любовь к родному краю и даёт те знания, без которых невозможно сохранение памятников культуры на местах. В филологическую науку довольно давно вошло словосочетание «литературное краеведение». Его понятийное содержание - это знакомство с литературой края. Сюда относятся произведения, созданные
Изучение региональной литературы является одной из актуальных проблем современного литературоведения. Из истории мы знаем, что великую литературу создавали именно «провинциалы», например, Л.Н.Толстой, В.Г.Короленко, А.П.Чехов и многие другие. « Словесная культура каждого региона соотнесена с общенациональной как её часть, закономерное звено единого пространства, но звено особенное, отличное от других».1
Изучение литературного краеведения позволяет многое прояснить в развитии современной литературы. Литература, замкнутая внутри единого регионального пространства, имеет свои художественные особенности. Так литература Севера создаёт образ «своего» мира, закреплённый в имени «Сибирь».
Жизнь каждого села, города, района, области - не пустое пространство с точки зрения культуры. Необходимо понять, что нас окружает мир, пронизанный историей. «Пусть дома, мимо которых мы ходим, пусть города и села, в которых мы живём будут для нас живыми, то есть имеющими прошлое! Жизнь-это не одномоментность существования. » 2
В мире существует только три угорских народа – это венгры, ханты и манси. Ханты и манси называются обскими уграми. Сегодня можно смело говорить о том, что они сохранили себя как народы. Сохранили свой язык, материальную и духовную культуру. Сохранили свою Землю. Сохранили свою Веру, Богов и Богинь. Сохранили свои поэтические образы. Всем известно, что для любого народа потеря языка является и потерей его культурных ценностей. Забывается язык - забываются традиции, обычаи, народное творчество. Так случилось, например, с южными ханты. Они практически утратили свой язык, а нет языка - нет народа.
В последнее время всё больше внимания уделяется вопросам формирования характера, духовному становлению личности. Где же истоки национального характера? Отвечая на этот вопрос, многие писатели Севера в своих произведениях обращаются к фольклору. Ведь именно в нём отражено духовное богатство народа. В мифах, легендах, песнях, сказках проявляется душа народа, его многовековая мудрость, его язык и история.
1.Н.А.Рогачёва. Литература Тюменского края. Тюмень.1999г.
2.Д.С.Лихачёв. Раздумья. М.,1999г. с 23
В последнее время техника, школа, быт стирают различия между русскими и ханты, манси и татарами. Этот процесс наблюдается и в литературе. Сюжетные параллели в произведениях (в том числе и фольклорных) возникают как будто помимо воли автора и читателя. Например, в рассказе Г.В.Колотовкина «Буранный самочинец» легко узнать эпизод путешествия Емели на печке из сказки « По щучьему велению».
Существует мнение, что литература Севера и сейчас развивается под влиянием произведений русской народной поэзии, проникающей с каждым годом всё глубже в отдалённые местности. Этот факт и был исследован в работе.
Исходя из актуальности данного вопроса в современном литературоведении, я выбрала тему своего исследования: «Былинные мотивы в произведениях современных писателей малых народов Севера (И.Г.Истомин «Живун»)».
Одна из основных целей моей работы – рассмотреть, как пересекаются сюжетные линии в произведениях разных народов.
Объектом исследования являются произведение современного писателя нашего края И.Г.Истомина «Живун» и русская былина «Илья Муромец».
Вторая цель работы - показать, что изучение региональной литературы способствует формированию художественного вкуса, эстетических потребностей, гражданской идейно-нравственной позиции, а также воспитанию любви к отчему дому, к своей малой родине.
Достижение целей предполагает:
- чтение и изучение наиболее значительных произведений региональной литературы и литературного краеведения;
- изучение специальной литературы, критических статей по данному вопросу;
- формирование представления о региональной литературе Крайнего Севера;
- сопоставительный анализ исследуемых произведений.
В работе был использован исследовательский метод. Данная тема рассмотрена в соответствии с «цикличностью изучения темы в науке». (Приложение1)
Работа построена на основе сравнительной характеристики главных героев произведений разных времен, народов и жанров.
Начиная работу по выбранной теме, мне необходимо было понять: что значит сравнить? Это значит сопоставить рядом два образа (предмета) и рассмотреть их с какой – либо точки зрения, чтобы найти черты сходства и различия. Следовательно, исходной должна быть какая-то общая позиция, с которой и будет вестись сравнение. Эта общая позиция носит название «основание сравнения». Если нельзя найти основания сравнения, то нельзя и сравнить.
Сравнить можно не только двух писателей, два периода в развитии литературы, два произведения одного или двух писателей, но и двух литературных героев. Сравнить два образа можно только на основе раскрытия особенностей каждого из них.
Это я и рассмотрела на примере главного героя романа И.Г.Истомина « Живун» Ильки и Ильи Муромца из русской былины « Илья Муромец».
6
Основная часть
Каждый народ в своём поэтическом творчестве отражает явления материальной и духовной жизни, поэтому поэзия народа является тем средством, с помощью которого можно с большей или меньшей уверенностью судить о мировоззрении его самого и даже соседствующих с ним народов. Нередко родственные народы берут за основу сказаний один и тот же материал, в то время как форма, в которой они передаются, носит свой истинно национальный отпечаток.
В литературе под эпической поэзией малых народов Севера подразумеваются былины (сказания) и героические песни. Эта форма народной поэзии коренных жителей Севера отличается своим почтенным возрастом. По мнению учёных, большая часть былин относится к периоду между 14 и 16 веками. Герой былины скорее несёт черты мифической, чем реальной личности, так как народная фантазия щедро наградила его множеством сверхъестественных сил и способностей. Материал для былин и героических сказаний дали в основном военные походы, которые князья северного края предпринимали против других властителей для того, чтобы могучей рукой добыть прекрасную невесту, или войны с соседями, которые напали на них по той же причине. Это было время, когда единственное, что регулировало отношения с соседями, так это право кулака, когда всё подчинялось силе меча и лука. Княжества существовали, по меткому выражению М.А. Кастрена, по принципу « война всех против всех». Каждый воин княжеского рода, которому удалось отразить нападение врагов и спасти свой город от разрушения или вернуться домой из военного похода с добычей и прекрасной невестой, рассматривался как герой, а его имя и дела увековечивались в былинах и песнях. Например, в 1912 году Г.В.Садовниковым был опубликован русский текст хантыйской былины о борьбе ханты с ненцами, записанной со слов русского старожила с реки Вах. В нём чётко просматривается не идея национального единства, а приобретение славы и временного покоя лишь для жителей отдельных городов.
В былинах малых народов Севера созданы высокопоэтические образы богатырей, воплотившие народные идеалы силы, мужества, гордости и справедливости родной земли. В них воплощается реальная жизнь далёкого прошлого. Вместе с тем это мир необыкновенный, чарующий. Богатыри – герои, смелые речи, захватывающие дух поединки – всё это поражает воображение, ведёт за собой всё дальше и дальше. На всю жизнь запоминаются герои. В былинах народов Севера – это бесстрашные богатыри города Эмдера в « звенящей кольчуге из блестящих колец и с остроконечным мечом» (город Эмдер находился на Ендырской протоке, впадающей в Обь в юго-западной части Берёзовского округа).
Подобное описание героев мы наблюдаем и в русских былинах о героическихсобытиях – это сильные и бесстрашные Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович…
В русских былинах произошла типизация персонажей: Илья Муромец - спокойная и уверенная в себе сила, храбр и умён, при этом и благовоспитан; Добрыня Никитич - олицетворение вежливости и изящного благородства; Василий Игнатьевич - пьяница, отрезвляющийся в минуту беды и становящийся героем.
Илья Муромец – самый любимый герой русских былин. Он – могучий воин - богатырь действует в реальном историческом времени, обладает незаурядной физической силой, воинской доблестью и мужеством. Главный признак эпического героя – действие во благо людей. В былинах часто подчёркивается, что Илья незнатного рода. Например, в произведении « Илья Муромец и Соловей – разбойник» князь Владимир и дочери Соловья – разбойника не раз называют богатыря «мужичища». Смысл его жизни – охрана Руси единой.
Сюжеты, образы, поэтика былин нашли отражение в русской литературе («Руслан и Людмила» А.С.Пушкина; «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю.Лермонтова, « Илья Муромец» А.К. Толстого).
Сегодня мы можем наблюдать, что в современной литературе нашего края многие писатели в своих произведениях тоже обращаются к героическому образу русских богатырей.
Особенно ярко это просматривается в творчестве И. Г.Истомина. 7 В феврале 2007 года праздновалось 90-летие одного из родоначальников авторской литературы малых народов Севера. (Приложение 2)
Иван Истомин родился 7 февраля 1917 года в селе Мужи Шурышкарского района Тюменской области в семье рыбака- коми. Умер в 1988году. Детство прошло в низовьях Малой Оби, где люди говорили на северных диалектах казымских ханты, ненцев, коми, манси и русском. Все эти языки стали для будущего писателя родными. В трёхлетнем возрасте он тяжело заболел и на всю жизнь остался инвалидом. В 1938 году с отличием окончил национальное педагогическое училище. В стенах педучилища был одним из организаторов национального литературного кружка и рукописного журнала « Ямал тату» («Искры Ямала»). С 1958 года – заместитель главного редактора по национальной литературе в Тюменском книжном издательстве.
Первые стихи напечатаны в 1937 году. Автор книг « Наш Север» (1953г.), « Любимый Север» (1957г.), « Счастливая судьба» (1969г.), « Живун» (1970г). Печатался в журналах
« Сибирские огни», « Дружба народов», « Урал», « Нева» и других.
Педагогическая и литературная деятельность И.Г.Истомина отмечена орденом « Знак почёта», медалью « За трудовую доблесть». Член союза писателей.
Всё, что мучило Мастера, что заставляло страдать, над чем думал и размышлял, вылилось в его автобиографическом романе « Живун»(1974). В романе многоплановом, объемном, самобытном, который нашёл всеобщее признание российского читателя.
Коренные жители Севера предзимнее оледенелое состояние воды возле выступающих берегов в старину называли мёртвой, а «живун стремнины» (место в реке, потоке с бурным стремительным течением) – живой водой. Именно сюда, на стремнину, ханты в древности приплывали на обласах за живой водой для чая и для варки в котле. (Приложение3).
Читая роман Ивана Истомина, становится понятно, почему автор своё произведение назвал «Живун».
Над романом Иван Григорьевич трудился семь лет. Сюжет прост – история неудачливой пармы, своеобразной рыболовецкой коммуны. Вера в светлое, богатое будущее жила в каждом, а жизнь диктовала свои условия, диктовала по северным жестоким законам на выживание.
Сегодня проблемы пармы сродни проблемам глубинок, затерявшихся в труднодоступных местах, оторванных от центра.
Одна из сюжетных линий романа связана с горестной судьбой маленького Ильки, разбитого параличом, лишенного радости детства. Об этом автор поведал в главе « Встань-трава»(1987).
Именно в этой части произведения чётко просматривается широко известный сказочно - былинный сюжет о чудесном исцелении богатыря Ильи Муромца.
Многие исследователи отмечают, что русские былинные сказания долгое время активно бытовали в фольклоре народов Севера, приняв форму сказов.
В число часто исполнявшихся сюжетов входит и сказ о чудесном исцелении богатыря, содержавший ряд распространённых былинных мотивов:
- приход калик и исцеление Ильи;
- добывание богатырского коня и сборы в дорогу;
- отъезд из родного дома.
Например, в северной былине « Про богатырей города Эмдера» эпизод о том, как герой выбирает себе коня, полностью заимствован из русской поэзии « Пошёл в конюшню коня себе выбирать; пришёл к жеребцу первому, наложил на него руку, тот споткнулся, перепробовал всех жеребцов в конюшне, на которого ни наложит руку, всякий спотыкается, ни один не удержит. Пришёл к самому последнему жеребцу – тот в забросе стоял – ударил его по спине рукой, он только заржал. И говорит Илья: « Вот мой верный слуга, не спотыкается»».2
_____________________________________________________________________________2. С.К.Патканов. Остяцкая молитва. Тюмень, 2000г. с.36
8
Роман И.Г. Истомина также включает все перечисленные мотивы богатырской сказки « Илья Муромец».
Начало- рассказ одного из персонажей книги Мишки Караванщика, который рассказал селянам про то, как « калики перехожие напоили Илью Муромца зельем из встань-травы». «После этого у всех появилась надежда, что и они смогут такую траву отыскать, чтобы… их Илька тоже стал здоровый как Илья Муромец».?3
С этого эпизода сюжетные линии двух произведений пересекаются. (Приложение 4)
Роман « Живун» | БЫЛИНА « ИЛЬЯ МУРОМЕЦ» |
«Из Мужей ещё никто не уезжал насовсем. Сто лет стоит село на крутом берегу Малой Оби, что течёт вдоль Приполярного Урала.Большая семья жила в двух жилищах… Вскоре Тэседы сыграли свадьбу и у них родился сын». | « Возле города Мурома в пригородном селе Карачарове у крестьянина Ивана Тимофеевича да у жены его Ефросии Поликарповны родился долгожданный сын». |
« Гриш с преувеличенной осторожностью нёс грудного сынишку Ильку». | « Назвали сына Ильёй. Илья сын Ивановича». |
« К полудню голову мальчика свело набок, руки и ноги скрючило судорогой, он впал в беспамятство. Елания не находила себе места. Не выдержал и Гриш: обхватив голову, заплакал… Мальчика разбил паралич». | « Отнялись у Ильи ноги резвые, и парень крепыш ходить перестал. Сиднем сидит в избе». |
« С богом! Береги несчастненького, - прослезилась старая Анн.- Следи уж сноха, за ним… Кабы опять чего не приключилось…» | « Горюют родители, печалятся, на убогого сына глядят, слезами обливаются». |
«Приключилось это два года назад – летом 1920 года…Ильке в ту пору минуло три года. Полгода его кормили с ложечки. Постепенно голова выпрямилась, а ноги и руки не действовали». | « Тридцать лет да ещё три года недвижимо Илья в избе просидел. - Недужий я, недвижимый. Резвые ноги меня не слушают, и я сиднем сижу…» |
«Дивная игрушка! – хвалил дядя Парнэ… Недаром он Ванька-встанька. Вот и ты тоже встанешь на ноги, коли стараться будешь». | «Смотрит Илья, а во дворе три старика – калики стоят… - А ты встань, Илья, не раздумывай, - калики говорят». |
« Прошло больше года. Илька научился сидеть. Но ползать ещё не мог». | « Испил Илья браги и почувствовал, как сила в нём наливается». |
3. И.Г.Истомин. Живун. Свердловск, 1970г. с 102
9
Продолжает историю повествование о мечте ребёнка, который представляет себя здоровым и сильным. Подобно Илье Муромцу он уходит от родителей и становится воином. Мечта обрывается страшным сном, в котором Илька видит себя деревянной игрушкой, осознаёт свою беспомощность перед неизбежным. Прочитав произведение до конца, понимаешь, что чуда не произошло: у жизни своя, отнюдь не сказочная правда, более горькая, страшная: встань-травы нет в том краю, где живут люди.
Роман « Живун» | Былина « Илья Муромец» |
« Нам бы ту травушку найти, нашего Ильку вылечить,- говорили селяне». | «- Пей, молодец, ещё,- говорят странники, - Чуешь в себе перемены? - Такая во мне теперь сила – могучесть, что коли был бы столб крепко вбитый…перевернул бы его». |
Мечта Ильки « Приходят нищие, дают выпить ему настой встань – травы. Он выздоравливает. Становится сильным. Дядя Пранэ дарит Ильке своего Воронка. Вырос жеребец в богатырского коня. Меч у Ильки большой… Он едет на бой с беляками». | « …купил Илья жеребёнка. Вырос жеребёнок, стал могучим богатырским конём». |
« - Мама, найди поскорее встань – траву! Я тоже хочу шишковать. Вот самому бы сшибать шишки! Взобрался бы на самый высокий кедр». | Илья припас все богатырские доспехи, всю тяжёлую работу по хозяйству переделал». |
« Весь день Илька жил как во сне. Вот – вот произойдёт чудо! Он зашагает по избе, побежит на улицу. Вечером Илька понял, что чуда не произойдет. Он разрыдался неудержимо. - Обманул меня боженька! Это не встань – трава… - Не плач! Бог слезам не верит,- печально произнёс отец. - Бог только наказывает меня. Что я сделал ему плохого? – всхлипывал мальчик и в сердцах швырнул к печке упорного Ваньку-встаньку». | « Илья низко родителям поклонился. Оседлал добра коня, снарядился сам в доспехи богатырские, распростился с отцом, с матерью и уехал из родного села Карачарова». |
Герой романа И.Г.Истомина Илька автобиографичен. Не случайно у него двойное имя: Илька – Ванька-встанька (Илька (Илья) – Ванька (Иван))
В мире существует наука о собственных именах – ономастика. Термин этот связан с греческим словом онома – имя. Имена людей – часть истории народов. В них отражаются быт, верования, фантазия и художественное творчество народов, их исторические контакты. Наша страна многонациональна, и у каждого из народов, населяющих её, есть свои замечательные личные имена. Говоря о красоте имён, заметим ещё один небезынтересный и важный факт: имя начинает казаться красивым, если оно напоминает человека красивого, здорового, умного, доброго, отзывчивого, героического – знакомого лично или по литературе. Не потому ли приятно звучат имена, принадлежащие нашим предкам и современникам? Не потому ли некоторые прельщаются именами литературных персонажей? Следовательно, красота имени вторична, она вытекает из красоты самого человека. Это можно сказать и про имена наших героев. ( Приложение 5)
. В романе « Живун» игрушка стала символом мальчика и образным воплощением сути его характера, заключенной в упорстве, с которым человек преодолевает тяжесть жизненных испытаний. Это имя связывает героя романа и с эпическим Ильёй Муромцем, и с автором, который, по воспоминаниям К.Я.Лагунова, говорил о себе: « А я что? Я и вправду как Ванька – встанька. Стою и не качаюсь. Качаюсь и не падаю. Ну а упал – встаю…».4 (Приложение 6)
И.Г.Истомин поведал нам о том, как мальчик (сам) нашел « волшебную траву», как распрямился он и на ноги встал - на костыли.
Мотив преодоления объединил отношение человека к таким разным сферам бытия, как суровая северная земля, телесная слабость, косность человеческого сознания и ускользающее слово, его смысл. Всё это связало автора и героя произведения.
В статьях и очерках В.М.Кудряшова, К.Я.Лагунова, Г.Н.Сазонова, посвящённых жизни и творчеству И.Г. Истомина, мы легко обнаружим эпические, былинные мотивы, так как их авторы развивают тему богатырского духовного подвига, совершенного писателем, преодолевшим тяжёлую болезнь.
« Февраль бросил в оконце охапку неведомых, чудных цветов, и зазвенело всё в присевшей избёнке, и через хрупкие стебли словно принеслось дыхание космических глубин, и запела побелевшая ночь. Харп (северное сияние) огранил цветы в голубоватую мелодию звёзд, из печи дохнуло красно и жарко, и цветы, изнутри зеленовато – голубые, покрылись земной позолотой.
- Цветы в снегах?! – счастливо засмеялась мать. – Это подарок тебе, сын мой! Когда ты вырастишь, то поднимешь цветы из снегов.
Отчего только матери обладают даром предвидения? Её сын Иван всю жизнь будет выращивать в снегах тундры молодую, робкую поэзию Севера…»5
«… и началась бесконечная, непрерывная, изо дня в день, из часа в час, борьба.
Сбереги его, Земля! Дай силу ему, Земля!
И Земля родная дала ему силы»6.
Своим трудом И.Г.Истомин поднялся над невзгодами, крылья обской волны вдохнули в него талант. И главная награда писателя – народное признание и память. Его книги читают и будут читать. Всякий, кто желает понять и познать свой край, его историю, его прошлое и настоящее, не минует произведений Ивана Григорьевича.
4. К.Я. Лагунов. Преодоление. Свердловск,1998г. с.328
5. Г. Сазонов. Живун, родная земля моя! Свердловск, 1997г. с.6.
6. Г. Сазонов. Живун, родная земля моя! Свердловск, 1997г. с.20
11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
О душе, характере любого народа мир узнаёт через его воспитателей – художников, поэтов, писателей, учёных. Они, являясь носителями мировосприятия своих предков, обогащают человечество ценными знаниями и подлинными встречами с народом.
Великий немецкий поэт и мыслитель Гёте писал: « Что такое я сам? Что я сделал? Я собрал и использовал всё, что я видел, слышал, наблюдал. Мои произведения вскормлены тысячами различных инвалидов, невеждами и мудрецами, умными и глупцами; детство, зрелый возраст, старость – все принесли свои мысли, свои способности, свои надежды, свои манеры жить; я часто снимал жатву, посеянную другими, мой труд – труд коллективного существа и носит он имя: Гёте».7
То же самое мог бы о себе сказать и Иван Истомин. Читая его произведения, слушая песни на его слова, можно только удивляться: сколько света, сколько искристого яркого юмора, сколько сердечного тепла несут людям герои Ивана Григорьевича.
Работая над данной темой, мы пришли к выводу, что исполненные глубокой поэзии былины уходят в прошлое, исчезая из жизни целых поколений. Литература стремится как-– то компенсировать эту утрату, делая былины объектом художественного осмысления. В предисловии к роману И.Г.Истомин подчёркивает: « Это я не придумал. Я только слышал и запомнил, а что запомнил – записал». При этом автор подписывает свой текст:
« Дедушка Иван».
Всё это не случайные факты. Перед читателями произведения встаёт образ сказителя, хранителя национальных традиций - мудрого дедушки Ивана.
При изучении литературы нашего края, нужно помнить не только о её коренной связи с устной традицией, но и о переживании многими художниками утраты этой связи, утраты самой культуры, которая питает их творчество.
Чтобы иметь бесспорное право называться гражданами Ханты – Мансийского автономного округа, мы должны тот культурный слой, что достался нам от предков, изучить, освоить, познать во всей возможной полноте.
. Каждый культурный человек должен понимать среди какой красоты и каких нравственных ценностей он живёт.
В 2004 году в Ханты – Мансийске прошёл Восьмой Международный конгресс
финно – угорских писателей.
На форуме присутствовали писатели, литературоведы, поэты и переводчики из Венгрии, Финляндии, Эстонии, Англии, Словении, представители финно-угорских республик, а также делегации Ханты – Мансийского, Коми – Пермяцкого, Ямало-Ненецкого автономных округов, гости из Москвы, Тюмени, Екатеринбурга.
Мансийский поэт Андрей Тарханов назвал конгресс историческим событием.
« В мире, где происходит нравственный и физический террор, нет выше и благороднее лозунга, чем объединение народов через культуру и искусство, - подчеркнул поэт. - Каждому, кто захочет глубже познать край, где он живёт, мы (писатели) хотим помочь удовлетворить эту потребность, ибо плодотворна такая провинциальная культура,
которая осознаёт самое себя, свою специфичность, связанность с географической средой».8
__________________________________________________________________________
7. Избранные философские произведения. М., 1984г.
8. Югра – Информ. Культура. Съезд писателей в Ханты – Мансийске. ХМАО, 2004г.
Приложение 1
ЦИКЛИЧНОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ В НАУКЕ
Приложение 4
Былинные мотивы в произведении И.Г.Истомина « Живун»
Роман « Живун» | БЫЛИНА « ИЛЬЯ МУРОМЕЦ» |
«Из Мужей ещё никто не уезжал насовсем. Сто лет стоит село на крутом берегу Малой Оби, что течёт вдоль Приполярного Урала.Большая семья жила в двух жилищах… Вскоре Тэседы сыграли свадьбу и у них родился сын». | « Возле города Мурома в пригородном селе Карачарове у крестьянина Ивана Тимофеевича да у жены его Ефросии Поликарповны родился долгожданный сын». |
« Гриш с преувеличенной осторожностью нёс грудного сынишку Ильку». | « Назвали сына Ильёй. Илья сын Ивановича». |
« К полудню голову мальчика свело набок, руки и ноги скрючило судорогой, он впал в беспамятство. Елания не находила себе места. Не выдержал и Гриш: обхватив голову, заплакал… Мальчика разбил паралич». | « Отнялись у Ильи ноги резвые, и парень крепыш ходить перестал. Сиднем сидит в избе». |
« С богом! Береги несчастненького, - прослезилась старая Анн.- Следи уж сноха, за ним… Кабы опять чего не приключилось…» | « Горюют родители, печалятся, на убогого сына глядят, слезами обливаются». |
«Приключилось это два года назад – летом 1920 года…Ильке в ту пору минуло три года. Полгода его кормили с ложечки. Постепенно голова выпрямилась, а ноги и руки не действовали». | « Тридцать лет да ещё три года недвижимо Илья в избе просидел. - Недужий я, недвижимый. Резвые ноги меня не слушают, и я сиднем сижу…» |
«Дивная игрушка! – хвалил дядя Парнэ… Недаром он Ванька-встанька. Вот и ты тоже встанешь на ноги, коли стараться будешь». | «Что такое во дворе три старика – калики стоят… - А ты встань, Илья, не раздумывай, - калики говорят». |
« Прошло больше года. Илька научился сидеть. Но ползать ещё не мог». | « Испил Илья браги и почувствовал, как сила в нём наливается». |
Приложение 4а
Роман « Живун» | Былина « Илья Муромец» |
« Нам бы ту травушку найти, нашего Ильку вылечить,- говорили селяне». | «- Пей, молодец, ещё,- говорят странники, - Чуешь в себе перемены? - Такая во мне теперь сила – могучесть, что коли был бы столб крепко вбитый…перевернул бы его». |
Мечта Ильки « Приходят нищие, дают выпить ему настой встань – травы. Он выздоравливает. Становится сильным. Дядя Пранэ дарит Ильке своего Воронка. Вырос жеребец в богатырского коня. Меч у Ильки большой… Он едет на бой с беляками». | « …купил Илья жеребёнка. Вырос жеребёнок, стал могучим богатырским конём». |
« - Мама, найди поскорее встань – траву! Я тоже хочу шишковать. Вот самому бы сшибать шишки! Взобрался бы на самый высокий кедр». | «Илья припас все богатырские доспехи, всю тяжёлую работу по хозяйству переделал». |
« Весь день Илька жил как во сне. Вот – вот произойдёт чудо! Он зашагает по избе, побежит на улицу. Вечером Илька понял, что чуда не произойдет. Он разрыдался неудержимо. - Обманул меня боженька! Это не встань – трава… - Не плач! Бог слезам не верит,- печально произнёс отец. - Бог только наказывает меня. Что я сделал ему плохого? – всхлипывал мальчик и в сердцах швырнул к печке упорного Ваньку-встаньку». |
« Илья низко родителям поклонился. Оседлал добра коня, снарядился сам в доспехи богатырские, распростился с отцом, с матерью и уехал из родного села Карачарова». |
Солдатская шинель
Денис-изобретатель (отрывок)
Круговорот воды в пакете
Повезло! Стихи о счастливой семье
Бабочка