Задача – изучение монографических публикаций и статей по выбранной тематике; анализ сцен дуэли в произведениях А.С.Пушкина.
При написании проектной работы были использованы следующие методы научного исследования:
- изучение монографических публикаций и статей по выбранной тематике;
- сравнение фактов биографии поэта, поступков литературных героев,
- анализ текстов художественных произведений «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», «Евгений Онегин», «Капитанская дочка»;
-классификация и обобщение исследованного материала.
Слет научных обществ учащихся образовательных организаций общего и дополнительного образования детей города Нижневартовск
Секция 12. Филология (литература)
Дуэль в жизни и творчестве Александра Сергеевича Пушкина
Выполнила Осокина Екатерина Валерьевна,
МБОУ «СШ №12», 9А класс
руководитель Толмосова Ирина Александровна,
учитель русского языка и литературы,
МБОУ «СШ № 12»
«Дуэль в жизни и творчестве Александра Сергеевича Пушкина»,
Осокина Екатерина Валерьевна,
МБОУ «СШ №12», 9А класс
Аннотация
В работе исследуется тема дуэли в жизни и творчестве А.С. Пушкина. Во-первых, интерес к дуэли связан с тем, что в его жизни поэта дуэль сыграла роковую роль. Известно, что и до поединка с Дантесом Александр Сергеевич неоднократно принимал участие в дуэлях. Дуэль всегда сопряжена с понятием чести, а честь для А.С.Пушкина была одним из главных достоинств человека. В работе приводятся факты биографии поэта. Во-вторых, дуэли довольно часто встречаются у Александра Сергеевича в его произведениях («Капитанская дочка», «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», «Евгений Онегин»). Они играют важную сюжетно-композиционную и идейно-художественную роль, являясь одним из средств раскрытия характеров героев. Все это объясняет интерес к теме дуэли в жизни и творчестве Пушкина.
Цель нашего исследования - выявить взаимосвязь событий жизни поэта и его творчества, определить идейно - художественное значение дуэли в произведениях А.С.Пушкина.
Задача – изучение монографических публикаций и статей по выбранной тематике; анализ сцен дуэли в произведениях А.С.Пушкина.
При написании проектной работы были использованы следующие методы научного исследования:
- изучение монографических публикаций и статей по выбранной тематике;
- сравнение фактов биографии поэта, поступков литературных героев,
- анализ текстов художественных произведений «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», «Евгений Онегин», «Капитанская дочка»;
-классификация и обобщение исследованного материала.
Приемы исследования: анализ и синтез; абстрагирование; индукция; дедукция; аналогия.
Рассмотрев дуэли в жизни и в произведениях Пушкина и проанализировав критическую литературу по данной проблеме, можно сделать вывод о том, что дуэль у поэта в жизни и творчестве связана с понятием чести, определяет их жизненные ценности, нравственный выбор. В произведениях поединки становятся не только важным сюжетно-композиционным приемом, но и раскрывают сложность и противоречивость характеров героев.
План исследований
Александр Сергеевич Пушкин - человек яркой биографии. Творчество поэта – величайшая страница русской литературы. Оно богато по содержанию и разнообразно по тематике.
Библиография, посвященная жизни и творчеству великого поэта, очень велика, и, тем не менее, появляются все новые и новые работы и исследования. Кажется, уже не осталось стихотворения, прозаического произведения, которое не было бы исследовано и разобрано. Но время заставляет по-новому взглянуть и оценить творческое наследие Пушкина. Это является свидетельством непреходящей современности поэта.
Среди многообразных тем, затронутых Пушкиным в своем творчестве, меня привлекла тема дуэли. Проблема, изучению которой посвящен данный проект, - дуэль в жизни и творчестве Александра Сергеевича Пушкина
Актуальность данной работы заключается в том, что исследование биографии и художественных произведений А.С. Пушкина помогает подробнее изучить отдельные этапы жизни поэта, определить сюжетно-композиционную и идейно-художественную роль дуэли как средства раскрытия характеров героев.
Гипотеза исследования: дуэль всегда сопряжена с понятием чести, а честь для Пушкина была одним из главных достоинств человека. Готовность поэта платить жизнью за неприкосновенность своего личного достоинства свидетельствовала об остром осознании этого достоинства, сильно развитом чувстве чести. В творчестве Пушкина дуэль становится важным сюжетно-композиционным приемом, играет одну из основных ролей в раскрытии характеров героев; благодаря дуэли в пушкинских произведениях раскрывается сложность и противоречивость характеров персонажей, сила и слабость их нравственных принципов и жизненных ценностей
При написании проектной работы были использованы следующие методы научного исследования:
- изучение монографических публикаций и статей по выбранной тематике;
- наблюдение,
- сравнение фактов биографии поэта, поступков литературных героев,
- анализ текстов художественных произведений «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», «Евгений Онегин», «Капитанская дочка»;
-классификация и обобщение исследованного материала.
Содержание
1. Из истории дуэли ……………………………………………………………………………….2
2. Дуэль в жизни А.С.Пушкина …………………………………………………………3-5
3. Дуэль в творчестве А.С.Пушкина …………………………………………………...5-10
4. Заключение ……………………………………………………………………………...10
5. Библиография …………………………………………………………………………...10
1. Из истории дуэли
Самым популярным способом отомстить обидчику за поруганную честь была дуэль. Это поединок между двумя мужчинами, в котором есть свои правила, которые категорически запрещено нарушать. Дуэли всегда считались прерогативой аристократов. При возникновении дуэлей появился и специальный кодекс, который содержал правила, по которым должна проводиться дуэль
Впервые дуэли стали известны во Франции, там же был опубликован в 1836 году первый дуэльный кодекс, именно он стал образцом для проведения дуэлей в Европе.
Существовало два вида дуэлей – американская и европейская. Более широкое распространение получила именно европейская модель проведения дуэли, тогда как американская модель считалась совершенно безнравственной. По ее правилам соперники получали оружие и уходили в лес, начиная самую настоящую охоту друг за другом. Согласно правилам противники устраивала засады и могли стрелять в спину.
Эти правила не получили большого распространения в Европе, где аристократы считали такой способ проведения дуэлей недопустимым. Поэтому европейские правила были более приемлемы для того, чтобы защитить честь дамы или дать достойный ответ человеку, который брошенным в пылу спора словом мог обидеть другого.
Стрелялись противники в основном с расстояния в 8 - 10 шагов, в очень редких случаях бывало, что это расстояние укорачивалось и до трех. Перед поединком секунданты устанавливали правила, по которым должна была произойти дуэль. Как правило, заканчиваться она должна была результатом. Им считалось или тяжелое ранение противника, или его смерть. Хотя известны случаи, когда дуэлянты стреляли в воздух. Отказ от поединка на протяжении всей истории считался несмываемым позором, навсегда исключал отказавшегося из общества порядочных людей.
Известно, что в Россию дуэль пришла с Запада. Русская дуэль по своим условиям, особенностям очень отличалась от европейской. В Европе в XIX веке дуэли носили больше ритуальный характер и заканчивались, как правило, бескровно. Этому способствовали и «щадящие» условия дуэльного кодекса. Барьерная дистанция устанавливалась такая, которая бы обеспечивала невысокую вероятность попадания. Обычно 30 - 35 шагов. Русские стрелялись обычно с 8 - 10 шагов. Бывали случаи - и с трех! (Это называлось «приставить пистолет ко лбу».) И стрелялись, как правило, «до результата». А результатом признавалось либо тяжелое ранение, либо смерть.
2. Дуэль в жизни А.С.Пушкина
По словам современника и друга А.С. Пушкина Владимира Ивановича Даля, для поэта «честь выражалась в условном светском и житейском благородстве, хоть светское и нередко становилось ложным, мнимым».
Светская честь являлась почти предрассудком, но продолжала играть важнейшую роль в пушкинский период. Пушкин как представитель своей эпохи в полной мере разделял не только её убеждения, достоинства, но и предрассудки. Однако не только в этом кроются причины многих его дуэльных историй. Играли свою роль особенности личностного характера, необузданный темперамент африканской крови. Для поэта дуэль была делом чести. Он любого мог вызвать на поединок.
Часто дуэли возникали по малейшему поводу. За 37 лет жизни поэт вызывал и был вызван на дуэль 28 раз. В двадцати поединках дело до выстрела не доходило, и все заканчивалось примирением.
История дуэлей Пушкина - история его жизни. Именно в дуэлях отразился его характер. Храбрость нередко граничила с легкомыслием, значительную роль в судьбе играла случайность. Решимость, обостренное чувство собственного достоинства, юношеская запальчивость, жажда военных подвигов и острых ощущений – основные личностные качества поэта, которые и привели его к многочисленным дуэлям. Поэтому поединки, происходившие в жизни поэта, нашли свое отражение и в его творчестве.
1816 год. Впервые Пушкин (ему тогда было 17 лет) вызвал на дуэль своего дядю со стороны матери Павла Ганнибала, внука того самого «арапа Петра Великого». Ганнибал на балу отбил у племянника барышню Лукашову, в которую молодой поэт был влюблен. А.С.Пушкин тут же вызвал обидчика на дуэль. Но друзья и родные уговорили вспыльчивого юношу помириться, благодаря их стараниям дуэль отменили.
1817 год. Пушкин вызвал на дуэль Петра Каверина, своего друга за
сочиненные Кавериным шутливые стихи. Итог: дуэль отменена.
1819 год. Пушкина вызвал на дуэль его друг. А предыстория поединка такова. Один из ближайших друзей Пушкина, Василий Жуковский, принимал Кюхельбекера не очень охотно. Однажды на вопрос Пушкина, отчего он не был на вечере, Жуковский ответил, что еще накануне расстроил себе желудок. А потом добавил: «К тому же пришел Кюхельбекер, притом Яков (слуга Жуковского) дверь запер по оплошности и ушел». Пушкин, встретив Кюхельбекера на балу, лукаво прочел ему свои новые стихи:
За ужином объелся я. /Да Яков запер дверь оплошно,
Так было мне, мои друзья, /И кюхельбекерно, и тошно.
За искажение фамилии Кюхельбекер вызвал Пушкина на дуэль. Первым стрелял Вильгельм Кюхельбекер. Он целился поэту в лоб, но потом взял куда-то влево... Пушкин захохотал, кинул пистолет в воздух и бросился к другу: «Я в тебя стрелять не буду».
В этом же году состоялось еще 3 дуэли: Пушкин вызвал на дуэль Модеста Корфа, служащего из министерства юстиции (причина: слуга Пушкина приставал пьяным к слуге Корфа и тот его избил), майора Денисевича (последний сделал ему замечание за вызывающее поведение в театре), поэта Кондратия Рылеева, который пересказал на светском вечере шутку про Александра Сергеевича. Эти дуэли были отменены.
1820 год. Пушкин вызвал на дуэль Федора Орлова и Алексея Алексеева.
Причина: Орлов и Алексеев сделали Пушкину замечание за то, что тот пытался в пьяном виде играть в бильярд и мешал окружающим. Итог: дуэль отменена.
1821 год. Пушкин вызвал на дуэль офицера французской службы Дегильи.
Причина: ссора с невыясненными обстоятельствами. Итог: дуэль отменена.
1822 год. Пушкина вызвал на дуэль подполковник Семен Старов, так как они не поделили ресторанный оркестрик при казино, где оба предавались азартной игре. Они стрелялись, но оба промахнулись.
1822 год. Пушкин вызвал на дуэль 65- летнего статского советника Ивана Ланова, с которым поссорились во время праздничного обеда. Итог: дуэль отменена.
1822 год. Пушкин вызвал на дуэль молдавского вельможу Тодора Балша, хозяина дома, где он гостил в Молдавии: Пушкину недостаточно учтиво ответила на некий вопрос супруга Балша, Мария. Итог: стрелялись, но оба промахнулись.
1822 год. Пушкин вызывает на дуэль бессарабского помещика Скартла Прункуло. Причина: тот был в качестве секунданта на дуэли, где Пушкин был так же секундантом, и они не договорились о правилах дуэли. Итог: дуэль отменена
1822 год. Пушкин вызывает на дуэль Северина Потоцкого, с которым Александр Сергеевич спорил за обеденным столом о крепостном праве. Итог: дуэль отменена.
1822 год. Пушкина вызвал на дуэль штабс-капитан Рутковский. Поэт не поверил, что бывает град весом в 3 фунта (об этом рассказывал собеседник) и высмеял отставного капитана. Итог: дуэль отменена.
1822 год. Пушкин вызвал на дуэль кишиневского миллионера Инглези, так как домогался его жены, цыганки Людмилы Шекора. Итог: дуэль отменена.
1822 год. Прапорщик генерального штаба Александр Зубов вызвал на дуэль Пушкина, уличившего Зубова в шулерстве во время игры в карты. Зубов стрелял в Пушкина (мимо), а сам Пушкин от выстрела отказался.
1823 год. Пушкин вызвал на дуэль молодого писателя Ивана Руссо из-за личной неприязни к этой персоне. Итог: дуэль отменена.
1826 год. Пушкин вызвал на дуэль Николая Тургенева, члена Северного общества за то, что Тургенев ругал стихи поэта, в частности, его эпиграммы. Итог: дуэль отменена.
1827 год. Пушкина вызвал на дуэль артиллерийский офицер Владимир Соломирский, к даме которого Пушкин проявлял интерес. Итог: дуэль отменена.
В 1828 году Пушкин вызвал на дуэль министра просвещения Александра Голицына (поэт написал дерзкую эпиграмму на министра и тот устроил ему за это допрос с пристрастием) и секретаря французского посольства в Петербурге Лагрене, с которым поссорился на балу из-за дамы. Обе дуэли были отменены.
1829 год. Пушкин вызвал на дуэль чиновника министерства иностранных дел Хвостова, который выразил свое недовольство эпиграммами Пушкина, где поэт сравнивает Хвостова со свиньей. Итог: дуэль отменена.
1836 год. Пушкин вызвал на дуэль князя Николая Репина. Причина: недовольство стихами Пушкина о себе. Итог: дуэль отменена.
1836 год. Пушкин вызвал на дуэль чиновника министерства иностранных
дел Семена Хлюстина, который выразил свое недовольство стихами Пушкина. Итог: дуэль отменена.
1836 год. Пушкин вызвал на дуэль Владимира Сологуба за нелицеприятные высказывания Сологуба о жене поэта, Наталье. Итог: дуэль отменена.
1837 год. Пушкин вызвал на дуэль французского офицера Жоржа Дантеса.
Причина: анонимное письмо, где утверждалось, будто жена Пушкина изменяет ему с Дантесом. Пушкин скончался от ранения 29 января 1837 года. Дуэль сыграла роковую роль в жизни поэта.
3. Дуэль в творчестве А.С.Пушкина
В основе сюжета повести «Выстрел», открывающей «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», лежит история с отложенным выстрелом. Литературоведы говорят о том, что есть основания предполагать, что Пушкин отталкивается от реальных событий, произошедших во время четвертой дуэли Шереметьева и Завадовского, когда после гибели Шереметьева секунданты, Грибоедов и Якубович, отложили свой выстрел. Дуэль в повести становится средством разрешения конфликта и средством характеристики героев. Сильвио, служа в гусарском полку, жил по законам своей среды: «В наше время буйство было в моде: я был первым буяном по армии…». Желание первенствовать смолоду было для него страстью. Он был первым в любом деле, которое считалось в полку делом чести настоящего гусара: «Я спокойно … наслаждался моею славою…». Честь здесь понимается в условном, светском значении как кодекс поведения, который принимается в той или иной среде. Сильвио завидовал баловню судьбы, графу. Результат – дуэль. Даже во время поединка он завидует спокойствию, силе воли противника. Ведь сам-то он ожидал дуэли « с неизъяснимым нетерпением», его обуревало «волнение злобы». То, что Сильвио не стал стрелять в графа, вовсе не означает, что он не отомстил ему. Но на первой дуэли Сильвио «взбесило» равнодушие графа. Он, одержимый злобой, ненавистью, обидой, завидовал самообладанию графа, понимал свою слабость, низость по сравнению с силой, моральным превосходством противника. Этим превосходством Сильвио и был унижен. Герой столько лет мучился из-за своей уязвленной гордыни: «…не прошло ни одного дня, чтоб я не думал о мщении». Теперь он должен сделать так, чтоб мучился его враг. Это ли не славная месть!?
Во время второй дуэли уже Сильвио активен, создается впечатление, что он хозяин ситуации. Он принуждает графа стрелять первым (это, безусловно, моральная слабость графа). И не зря граф обмолвился: «Я выстрелил…и, слава богу. Дал промах». Трудно сказать, выстрелил бы Сильвио или нет – но появляется Маша. При ней Сильвио целится. Женщина бросается ему в ноги. И вот теперь очередь за графом, теперь он «закричал в бешенстве», теперь он проявляет нетерпение: «Будете ли вы стрелять или нет?» Но Сильвио уже «доволен»: он видел «смятение» графа, его «робость», а главное, он заставил выстрелить графа, тем самым, одержав победу над униженным слабоволием графом. ( Граф по законам чести не должен был стрелять!).
Сильвио отомстил, унизил графа. С одной стороны, он не пошел на убийство, остался на определенной высоте (что тоже тешит человеческую гордыню). Но все же мщение опустошило Сильвио. После расплаты его жизнь лишена смысла.
Нельзя не согласиться с мыслью Н.Н Петруниной о том, что герои «Повестей Белкина» «по-разному воспитываются жизнью». Жизнь активизирует сознание героев, проверяет их способность понять окружающий мир, других людей и самих себя. «Оказавшись в сложной ситуации, герой «Повестей Белкина» должен совершить выбор, служащий показателем его нравственных возможностей. И прежде всего решить для себя вопрос о долге своем по отношении к «другому человеку». Сильвио не убивает, совершая тем определенный нравственный выбор. И здесь он уже следует не законам чести, а голосу совести, довольствуясь моральным отмщением. И граф меняется: из бесшабашного повесы – в мужа, который несет ответственность за жизнь, спокойствие своей жены. Он осознает свой нравственный долг перед другим человеком, и это для него самая главная правда.
Дуэль главных героев романа «Евгении Онегин», Онегина и Ленского, – одна из кульминационных сцен романа, определившая судьбы героев. Это один из самых трагичных и самых загадочных эпизодов романа. На дуэль выходят «лед» - Онегин и «пламя» - Ленский.
Онегин не хладнокровный убийца и дуэлянт. В романе нет указаний на это. Но он опытнее Ленского, обучен мастерству дуэли. Владимир Ленский неопытен, стреляется впервые. Трагичен финал нелепого события, гибель Ленского Онегин переживает как личную драму. В чем же причина столь странного поведения Евгения Онегина перед дуэлью и во время ее? Почему герой романа, независимый и даже дерзкий теряет волю и становится куклой в руках безликого ритуала дуэли?
Дуэль – поединок, происходящий по определенным правилам и имеющий целью снятие позорного пятна, оскорбления и восстановление чести. Строгость выполнения правил достигалась обращением к знатокам и арбитрам в вопросах чести. Эту роль в романе исполняет Зарецкий. Знаток дуэльной этики ведет себя не столько как сторонник строгих правил дуэльного искусства, а как лицо, крайне заинтересованное в скандальном, шумном, а применительно к дуэли – смертельном исходе.
Правила дуэли нарушают и Зарецкий, и Онегин. Первый – потому что видит в ней возможность приобрести скандальную известность, второй – чтобы продемонстрировать презрение к истории, в которую он попал против собственной воли и в серьезность которой не верит. Поведение Онегина на поединке свидетельствует о том, что автор хотел его сделать убийцей поневоле. И для Пушкина, и для современников, знакомых с дуэлью не понаслышке, было очевидно, что тот, кто желает противнику гибели, не стреляет первым, а идя на риск, дает по себе выстрелить, требует противника к барьеру и с короткой дистанции расстреливает его как неподвижного.
Почему же Онегин выстрелил первым? Почему он не стрелял мимо? Едва ли мог способствовать примирению демонстративный выстрел в воздух. Скорее, это было бы расценено как оскорбление. В случае же безрезультативной дуэли она бы перестреливалась до получения первой крови дуэлянтом или гибели одного из них.
Дуэль в онегинскую эпоху имела строгий ритуал. Люди, участвующие в ней, действовали не по своей воле, а подчинялись установленным правилам. Поэтому Онегин боится показаться смешным, стать темой провинциальных сплетен. Его поведение определяется колебаниями между естественными движениями души, человеческими чувствами к Ленскому и страхом прослыть трусом и шутом. Не нарушая условные нормы поведения у барьера, он и стреляет в Ленского.
Убив Ленского на дуэли во имя норм светской морали, Онегин испытывает угрызения совести. Вместе с тем убийство Ленского стало не только незаживающей раной в душе Онегина, но и началом перелома в его мировоззрении. На этом жестоком жизненном уроке он ясно понял пагубность светской морали. Эта сердечная боль стала источником трагедии Онегина, открыла путь к возрождению героя.
Таким образом, дуэль в романе «Евгений Онегин» играет важную сюжетно-композиционную и идейно-художественную роль, являясь одним из средств раскрытия характера героя, началом перелома в его мировоззрении.
Особняком стоит дуэль между Гриневым и Швабриным в романе «Капитанская дочка», действие которого разворачивается в Екатерининскую эпоху и приходится на один из самых сложных периодов русской истории – период восстания под предводительством Пугачева. Заявленная уже в эпиграфе тема чести становится одной из центральных в романе. Поэтому не удивительно, что герои выходят на поединок.
Дуэль между Гриневым и Швабриным, в отличие от дуэли Ленского и Онегина, Сильвио и графа Р., проходит на шпагах. Повод для поединка – защита чести и достоинства женщины (Марьи Ивановны, дочери капитана Миронова), один из самых распространенных в те времена.
Дуэль изображена иронически и даже с осуждением. Ирония начинается уже с эпиграфа к главе:
— Ин изволь, и стань же в позитуру.
Посмотришь, проколю как я твою фигуру!
Из повести мы узнаем, что дуэль в ту пору преследовалась, а ее участники наказывались: один из героев повести, Швабрин, был сослан в крепость за участие в дуэли. Пушкин устами своих героев в «Капитанской дочке» уже называет дуэль «смертоубийством», «душегубством». Кроме того, в повести Пушкин отказывает Гриневу и Швабрину в секундантах, тем самым превращая дуэль в бой без правил, почти в убийство. Не случайно Пушкин называет главу не « Дуэль», а «Поединок». И поединок этот становится одним из главных средств раскрытия характеров героев, их жизненных и нравственных принципов.
Хотя Гринев дерется за честь дамы, а Швабрин и в самом деле заслуживает наказания, но дуэльная ситуация выглядит донельзя забавно: «Я тотчас отправился к Ивану Игнатьевичу и застал его с иголкою в руках: по препоручению комендантши он нанизывал грибы для сушенья на зиму… «Вы изволите говорить, - сказал он мне,- что хотите Алексея Игнатьича заколоть и желаете, чтоб я при том был свидетелем? Так ли? Смею спросить». – «Точно так». – «Помилуйте, Петр Андреич! Что это вы затеяли? Вы с Алексеем Игнатьичем побранились? Велика беда! Брань на вороту не виснет. Он вас побранил, а вы его выругайте; он вас в рыло, а вы его в ухо, в другое, в третье – и разойдитесь; а мы уж вас помирим. А то: доброе ли дело заколоть своего ближнего, смею спросить?».
И эта сцена переговоров, и все дальнейшее выглядит как пародия на дуэльный сюжет и на саму идею дуэли. Это, однако же, не совсем так. По утверждению большинства авторов, А.С. Пушкин представляет здесь столкновение двух эпох.
Героическое отношение Гринева к поединку кажется смешным потому, что оно сталкивается с представлениями людей, выросших в другие времена, не воспринимающих дуэльную идею как необходимый атрибут дворянского жизненного стиля. Она кажется им блажью. Иван Игнатьич подходит к дуэли с позиции здравого смысла и считает ее абсурдом. Для старого офицера поединок ничем не отличается от парного боя во время войны. Только он бессмыслен и неправеден, ибо дерутся свои. Старый офицер не мог понять смысла дуэли, потому что она не входила в систему его представлений о нормах воинской жизни.
С другой же стороны, рыцарские, хотя и смутные, представления Гринева отнюдь не совпадают со столичным цинизмом Швабрина, для которого важно убить противника, что он однажды и сделал, а не соблюсти правила чести. Он хладнокровно предлагает обойтись без секундантов, хотя это и против правил.
Поединок окончился бы купанием Швабрина в реке, куда загонял его побеждающий Гринев, если бы не внезапное появление Савельича. И вот тут отсутствие секундантов позволило Швабрину нанести предательский удар. Бесчестный поступок Швабрина, ранившего своего противника в момент, когда тот отвлекся, становится прологом его дальнейшего нравственного падения.
В романе выражено отношение к дуэли окружающих. Василиса Егоровна и Иван Кузьмич, узнав о готовившемся поединке, дают ему нравственную оценку: «Ах, мои батюшки! На что это похоже? Как? Что? В нашей крепости заводить смертоубийство! Иван Кузьмич сейчас их под арест! Петр Андреич! Алексей Иваныч! Подавайте сюда ваши шпаги, подавайте. Палашка, отнеси эти шпаги в чулан. Петр Андреич! Этого я от тебя не ожидала. Как тебе не совестно? Добро Алексей Иваныч: он за душегубство и из гвардии выписан, он и в господа Бога не верует; а ты-то что туда же лезешь?»
Подобным же образом оценивает дуэль и отец Гринева. Это точка зрения старого служивого дворянина: «…шпагу носить недостоин, которая пожалована тебе на защиту отечества, а не для дуэлей с такими же сорванцами, каков ты сам. Немедленно буду писать к Андрею Карловичу, прося его перевести тебя из белгородской крепости куда-нибудь подальше, где бы дурь у тебя прошла». Позиция человека и гражданина выражена здесь с прямотой и откровением.
Таким образом, поединок Гринева и Швабрина позволяет выявить точку зрения на дуэль людей различных поколений. Кроме того, она является средством характеристики героев.
4. Заключение
Рассмотрев дуэли в жизни и в произведениях Пушкина и проанализировав критическую литературу по данной проблеме, можно сделать вывод о том, что дуэль у Пушкина становится не только важным сюжетно-композиционным приемом, но и играет одну из основных ролей в раскрытия характеров героев. Дуэль в произведениях Пушкина связана, прежде всего, с понятием чести, как это видим в романе «Капитанская дочка», либо с ложным ее толкованием («Повести Белкина», «Евгений Онегин»). Благодаря дуэли в пушкинских произведениях раскрывается сложность и противоречивость характеров героев, сила и слабость их нравственных принципов и жизненных ценностей. Немаловажное значение имеют дуэли и для создания определенной атмосферы, в которой действуют герои. Прекрасное знание Пушкиным условий поединков, их мельчайших деталей и подробностей (поэт неоднократно сам был частником дуэли), нашедшее отражение в его произведениях, написанных в конце 20x – 30x годов, является одновременно свидетельством усиления реалистических тенденций в творчестве поэта. Все это и определяет наш интерес к данной теме, работая над которой мы открыли некоторые неизвестные нам страницы из жизни поэта и его современников.
Библиография
1. Анненков П.В. Материалы для изучения биографии А.С.Пушкина. – С-П., «Текст», 2004
2. Гордин Л.А. Белый Петербург. Дуэли дуэлянты. – М., «Иврус», 2008
3. Гусляров Е.Н. Все дуэли Пушкина. - С-П., «Текст» , 2007
4. Кошелев В.А. Онегина воздушная громада // Литература в школе, №3, 2005
5. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. – М, «Художественная литература», 1994
6.Макогоненко Г.П. Творчество А.С.Пушкина в 1830-е годы. – М., «Знание», 1974
7. Марченко Н.А. Литературный быт пушкинской поры. Дуэль. -М., «Знание», 1999
8. Пушкин А.С. «Евгений Онегин» - М., «Художественная литература», 1998
9. Пушкин А.С. «Капитанская дочка» - М., «Художественная литература», 2003
10. Пушкин А.С. «Метель» - М., «Художественная литература», 2008
11. Скатов Н.Н. Невольник чести. За что погиб Пушкин?//Литература в школе, 2003
12. Хандронин В. Дуэль. – М., «Эксмо», 2001
Рождественский венок
Сказка "Морозко"
Загадка Бабы-Яги
Астрономический календарь. Апрель, 2019
Одна беседа. Лев Кассиль