Сочинение-отзыв о повести Г. Бакланова было написано в рамках Олимпиады школьников Союзного государства «Россия и Беларусь: историческая и духовная общность» в 2015г.
Вложение | Размер |
---|---|
gornostaeva_u._otzyv_o_povesti_baklanova.docx | 19.46 КБ |
Мне кажется порою, что солдаты,
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю эту полегли когда-то,
А превратились в белых журавлей…
Р. Гамзатов
9 Мая – святая дата для русского человека. Это самый важный, самый главный праздник нашего народа! В этом году широко праздновалось семидесятилетие победы в Великой Отечественной войне. Вместе с родителями мы решили встретить этот день в городе-герое Волгограде, городе мужества и стойкости, городе, где решилась судьба одной из самых кровопролитнейших войн человечества, судьба всего русского народа!
Атмосфера, которая царила в городе на протяжении всего праздника, меня восхищала! Когда мы поднимались к мемориалу «Родина-мать» на Мамаевом кургане, то видели сотни, тысячи людей, которые несли цветы, на груди у каждого была георгиевская ленточка. Волгоградцы не забывают о подвиге русского солдата, защищавшего каждый сантиметр родной земли. Но важно помнить об этом не только в День Победы, Девятого мая!..
Григорий Бакланов - писатель-фронтовик, который на собственном опыте знал, как развивались события той страшной войны. Поэтому после её окончания автор посчитал своим долгом рассказать молодому поколению о пережитом, о тех, кто мужественно сражался за мирное небо над головой.
В повести «Навеки – девятнадцатилетние» писатель вспоминает о молодости своего поколения, прошедшего тяжкое испытание Великой Отечественной войной. В центре повествования - история молодого лейтенанта Володи Третьякова, полная героизма, отваги, надежд на счастливое будущее... И эту жизнь оборвало одно короткое слово – «война»…
Владимир Третьяков уже со школьной скамьи нес ответственность за свои поступки: решив уйти из школы, он начинает работать, затем поступает в военное училище, добровольцем идёт на фронт. Тогда ему было семнадцать лет - и в этом возрасте он больше всего боялся, «что еще за труса сочтут».
Каждый абзац предложенного для анализа отрывка доносит важную мысль, которую автор не просто обдумал, но и прочувствовал всей своей душой в годы военного лихолетья.
Отрывок начинается со слов: «Несколько дней в этом участке велись вялые бои…». Писатель умышленно не конкретизирует местоположение сражения. Прием «безымянности» помогает понять читателю, что такие бои могли вестись в любой точке театра военных действий. Описывая бой, Бакланов использует прием олицетворения: «И подымалась вдруг сплошная стрельба, начинали скакать ракеты, светящиеся пулемётные трассы секли по полю, осадисто и звонко ударяли миномёты». Благодаря олицетворению, автор показывает, что война уравнивает всех: и люди, и оружие - всё становится орудиями войны, орудиями смерти…. Наделяя неодушевлённые предметы своим характером, своими особенностями, писатель, наоборот, сравнивает человека с неживой природой. Погиб солдат, не опознали его, и он вошёл «в общий счёт безымянных жертв войны». Война жестока, порой погибший человек, отдавший жизнь за свободу своей Родины, теряет самое важное и дорогое - своё имя…
В тексте автор широко использует приём противопоставления. Именно противопоставление (Эта стилистическая фигура) позволяет читателю наиболее точно представить картину, охватив её с разных сторон. Таким образом, Г. Бакланов показывает воинский путь главного героя. Сначала полк Владимира Третьякова выполнял задание на болоте, они сидели на крохотном островке, не имея возможности зажечь огонь, чтобы просушить одежду, поесть горячего, просто согреться. Позже Третьяков и его однополчане оказываются посреди пылающего поля, засеянного пшеницей. О главном герое смело можно сказать, что он прошёл и огонь, и воду, преодолев бесчисленное количество трудностей, сумев «втянуться в привычное фронтовое состояние, когда спал-не спал, в любой час и спать готов, и подхватиться по тревоге». Для Владимира время на войне длится безумно долго: «Казалось, он уже полжизни сидит на этой выгоревшей высотке…», но «война шла три года, и что непонятно стало привычно и просто».
Но кровавые будни войны, ежедневное и ежечасное зрелище смерти не смогли победить в человеке самое ценное - гуманность. Ярким подтверждением тому служит эпизод, в котором разведка обнаружила немцев на болоте и ликвидировала их. Семнадцатилетний Третьяков, который ещё близко не видел противника, пополз посмотреть, какие они, немцы. Оказалось, что один из немецких разведчиков жив, и он едва не убил Володю. Тогда лейтенант зачем-то поднял истекавшего кровью врага, дотащил его, уже умиравшего, до суши, перевязал. В этой ситуации главный герой ведёт себя как человек с большим сердцем и своим поступком доказывает, что война не повод для того, чтобы озлобиться на весь мир. Война войной, а человек должен оставаться человеком, не превращаясь в безжалостного дикого зверя!
Ещё один приём, который использует автор, - сравнение, помогающее нам, читателям, прочувствовать состояние героев произведения. «Когда весь ты на виду на голой земле распят…» Это сравнение писатель использует неслучайно. Он сравнивает жизнь на войне с муками Христа. В такие моменты, я думаю, главный герой ощущает безысходность своего положения, невозможность что-либо изменить. Но в то же время Владимир - человек, который даже в самые страшные минуты умеет находить прекрасное. Он умеет радоваться малому, быть благодарным, что сам ещё может видеть эту красоту. «Здесь, в сыром логу, трава была высокая, вся в росе, и Третьяков мыл об неё руки, умывался на ходу, отчего-то даже рассмеявшись…» При любой возможности он чувствует себя счастливым: «Давно он так не умывался, даже гимнастёрку стянул с плеч. Потом вытерши подолом рубашки и шею, и лицо, надел пилотку на мокрые расчёсанные волосы и, когда застегивал на горле стоячий воротник, чувствовал себя чистым и освежённым». Я думаю, что он, умывшись холодной водой, обмыл не только тело, но и душу, смыв с неё всю грязь и копоть.
Суровой действительности войны в повести противопоставлены картины природы: «Все это время над лесом подвывало с шуршанием в вышине: наша тяжёлая артиллерия била с закрытых позиций, слала снаряды, и от взрывов осыпалась листва с деревьев…» Кажется, что в повести природа - отдельный персонаж со своими чувствами. «…Опершись локтями о песчаный бруствер, он рассматривал поле впереди. Оно стекало в низину…» Автор доказывает, что война – противоестественное действие, от которого страдают не только люди, но и природа. Но, несмотря на постоянные бомбёжки, обстрелы, природа тянется к солнцу, тянется к миру: «И ярко, нарядно желтел обращенный к солнцу клин подсолнечника…»
Война – это место, где люди привыкают к смерти: им не страшно видеть убитых, не страшно понимать, что погиб дорогой кому-то человек. В эпизоде, где Третьяков увидел погибшего пехотинца, он не стал на него смотреть, потому что «это было то, чего не должен видеть человек». Вид мёртвого резко контрастировал с густой синевой неба, со свежим осенним воздухом, с яркими красками увядающей природы… «И даль впереди, за стволами, вся золотая, манила, как непрожитая жизнь…»
«Неужели только великие люди не исчезают вовсе? Неужели только им суждено и посмертно оставаться среди живущих? А от обычных… ничего не остается?» - на эти важные для героя вопросы современное общество ответило созданием бессмертного полка. Те, кто остался на полях войны безымянно и никогда уже ничего не скажет людям, навечно вписаны в народную память, в ряды бессмертного полка. Жизнь ощущает эту невосполнимую пустоту, и память о погибших бережно хранится в семейных архивах, в документах военкоматов и в истории Великой Отечественной войны.
В заключение хочется сказать, что эта повесть явилась для меня откровением. Я читала много книг, описывавших события Великой Отечественной войны, но это произведение поразило меня своей честностью, искренностью и реалистичностью. Подобные произведения помогают перенестись в то время, когда нас ещё не было на свете, оценить, насколько силён наш народ, понять, что прошли наши предки, чтобы мы жили в мире. Такие книги позволяют осознать, насколько велика цена мирного неба над головой.
«Навеки – девятнадцатилетние» - потрясающая возможность узнать подробности тех страшных лет. Мне очень понравилась эта повесть. Я счастлива, что живу в стране, богатой историей и традициями. Я горда, что нынешнее поколение старается не забывать своих воинов-защитников, вырвавших победу у фашистских захватчиков. Светлая память героям, отдавшим жизнь за свою Родину!
Простые летающие модели из бумаги
Зимняя ночь. Как нарисовать зимний пейзаж гуашью
Разлука
Владимир Высоцкий. "Песня о друге" из кинофильма "Вертикаль"
Притча о гвоздях