Причины обращения Лермонтова к героическим страницам русской истории многозначны. Характеризуя мировоззрение и эстетические взгляды Лермонтова, рассматривая его идейную и творческую эволюцию, мы должны иметь в виду обстоятельства как его личной жизни, так и те общественные обстоятельства, которые способствовали формированию передовых идей поэта.
Вложение | Размер |
---|---|
geroicheskaya_tema_v_tvorchestve_m.yu_.lermontova.docx | 26.09 КБ |
Зиннатуллина Г.И. (МБОУ «Ямашурминская
средняя общеобразовательная школа
Высокогорского муниципального района РТ,
8 класс)
Героическая тема в творчестве М.Ю.Лермонтова. Причины обращения Лермонтова к героическим страницам русской истории многозначны. Характеризуя мировоззрение и эстетические взгляды Лермонтова, рассматривая его идейную и творческую эволюцию, мы должны иметь в виду обстоятельства как его личной жизни, так и те общественные обстоятельства, которые способствовали формированию передовых идей поэта.
Лермонтов родился в год, когда русские войска победоносно завершили борьбу с Наполеоном. Лермонтову было 11 лет, когда на Сенатской площади произошло вооруженное выступление дворянских революционеров. Менее 50 лет отделяло Лермонтова от времени Пугачёва.
Две войны - Пугачевское восстание и война с Наполеоном - явились для Лермонтова, впрочем, как и для многих его мыслящих современников, основным содержанием тех первых рассказов, которые формируют сознание ребенка и навсегда отлагаются в памяти.
Среди других исторических тем, которые Лермонтов воплотил в своём творчестве, тема Отечественной войны 1812 г. занимает особое место.
Эпоха 1812 г., в которой сплелись узловые историко – философские, общественно – политические, нравственно – этические проблемы века, интересовала Лермонтова по многим причинам. Во – первых, война1812 г. со всей ясностью показала великую и грозную силу народа – подлинного победителя наполеоновских полчищ; во – вторых, изображение героических событий того времени заключало, по словам Белинского, «жалобу на настоящее поколение, дремлющее в бездействии, зависть к великому прошедшему, столь полному славы и великих дел».
Лермонтов, как известно, вырос и вращался в среде, в которой было много непосредственных участников освободительной войны против Наполеона и восстания 14 декабря 1825 г.
Отец Лермонтова принимал участие в военных действиях 1812 г., братья бабушки поэта – Дмитрий Алексеевич и Афанасий Алексеевич Столыпины – проявили себя в этой войне храбрыми и опытными военачальниками. О войне Лермонтов слышал дома, у своих друзей и знакомых, на лекциях в Московском
В.Г.Белинский. Полн. собр. соч., т.4,стр.23
университете, в Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, куда был принят в ноябре 1832 г.
Наиболее сильное впечатление на юного Лермонтова произвели рассказы о Бородинской битве и пожаре Москвы. Впоследствии Лермонтов устами студента Заруцкого в драме «Странный человек» так оценивал эти незабываемые героические события недавнего прошлого : «А разве мы не доказали в 12 году, что мы русские? Такого примера не было от начала мира! Мы современники и вполне не понимаем великого пожара Москвы; мы не можем удивляться этому поступку; эта мысль, это чувство родилось вместе с русскими; мы должны гордиться…»
Одним из ранних лермонтовских произведений, посвященных Бородинскому сражению, было стихотворение «Поле Бородина» (1831), в котором поэт выразил решимость русских отстоять родную землю. Уже в этом юношеском стихотворении в качестве рассказчика выступал непосредственный участник исторического для судеб России сражения. Но образ лермонтовского героя лишен здесь исторической конкретности, поэт не свободен еще от романтизма.
Отечественной войне 1812 г. Посвящено и стихотворение Лермонтова «Два великана», в котором в фольклорно – аллегорических образах дана борьба русского народа против Наполеона. В 1832 г. Лермонтов присутствовал в Петербурге при установлении Александровской колонны на площади перед Зимним дворцом. Установка Александровской колонны проходила торжественно в присутствии более ста тысяч войск и многочисленных масс народа. Стихотворение «Два великана» как бы полемизировало с официальными торжествами, на которых Александра первого прославляли как спасителя России и Европы.
Несмотря на то что стихотворение «Два великана» не дает глубокого представления о сложных и напряженных событиях «грозы военной», примечательно оно в высшей степени тем, что здесь впервые у Лермонтова появляется образ «сниженного» Наполеона. Поэт называет его «трехнедельным удальцом», «дерзким», с «рукою дерзновенной».
Гордое восхищение поэта Кремлем, убеленным сединами столетий, «московскими стенами», которые были колыбелью патриотизма Лермонтова и которые стали могилой для Наполеона, звучит в лирических отступлениях в поэме «Сашка»:
Москва, Москва!.. люблю тебя, как сын,
Как русский, - сильно, пламенно и нежно!
В нерушимости Кремля русский народ видел залог непобедимости России. Отступая из Москвы, Наполеон распорядился взорвать башни и кремлевские стены, но героические усилия простых русских людей предотвратили их разрушение.
Кровную связь с Москвой Лермонтов ощущал постоянно. «Москва моя родина и такою будет для меня навсегда», - признавался он.
В 1837 г., в двадцатипятилетнюю годовщину Отечественной войны, Лермонтов написал свое знаменитое «Бородино». Стихотворение это является великим фактом русской литературы прошлого века, оно вошло в сокровищницу русской поэзии. Вопреки своему малому объему оно является в сущности целой поэмой об Отечественной войне 1812 г., поэма эта написана в духе народной песни и прекрасно воспроизводит живую народную речь. В этом стихотворении воплотилось многое из того, над чем упорно размышлял поэт в последние годы жизни: и раздумья об исторических путях своей родины, и опыт непосредственных наблюдений над жизнью крестьянской массы, народа, взятого в один из напряженных моментов его истории.
Впервые в русской литературе поле битвы описано было здесь с позиции рядового солдата. В литературе о Лермонтове уже отмечалось, что стихотворение целиком построено на реальных фактах. Большой знаток творчества Лермонтова, Н.Л. Бродский отметил точность, с какой Лермонтов употребил в этом произведении не только каждый образ, но и слово. Стихотворение начинается с вопроса, волновавшего всех русских патриотов: почему Москва была отдана неприятелю:
Скажи – ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Москву в 1812 г., отдали французам, но не сдали. «Сдачи Москвы не было»,- писал С. Глинка. Ростопчин в 1812 г., утверждал: «Москва была отдана за Россию, а не сдана на условиях. Неприятель не вошел в Москву- он был в нее впущен- на пагубу нашествия». Воспроизведение Лермонтовым сюжетного повествования говорит о том, что поэт в момент написания «Бородина» зрело представлял себе не только внешнюю сторону, но и внутренние пружины военной кампании 1812 г. Отступая перед численно превосходящим противником, русская армия вступала с ним в сражения, изматывая и уничтожая его силу:
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!..
Солдаты и офицеры русской армии жаждали генерального сражения, многие были недовольны отступление. Армия и народ роптали, в стихотворении об этом сказано:
Мы долго молча отступали,
Досадно было, боя ждали.
Лермонтов устами старого солдата, которому он доверил повествование, говорит о единстве духа русского народа в Бородинскую битву.
Неверно было бы полагать, что Лермонтов, разрабатывая героико – патриотическую тему в «Бородине», не помнил о социальных антагонизмах. За примерами далеко ходит не надо. Лермонтов осознавал, что война с Наполеоном, сплачивая силы нации для действенного отпора, не могла в то же время разрешить ни одного сколь – нибудь серьезного социального противоречия в России. Мысль Лермонтова следует читать так, что личное достоинство, отвага, признанные свойства русского человека, во всей своей силе раскрывшиеся на Бородинском поле, всеобщее единение перед лицом врага явились единственным условием возможности победы.
Главным героем «Бородина» является не романтический герой, наделенный титаническим характером и напряженной мыслью, а простой человек – представитель солдатской массы.
Лермонтов встречался в Тарханах с солдатами – участниками войны 1812 г. По свидетельству П. К. Шугаева, «во время одного из приездов в Тарханы Михаила Юрьевича… приблизительно лет за пять до смерти… как раз по манифесту Николая первого, все солдаты, пробывшие на военной службе не менее 20 лет, были отпущены в отставку по домам; их возвратилось из службы в Тарханы шесть человек, и Михаил Юрьевич, вопреки обычая и правил, распорядился дать им всем и каждому ½ десятины пахотной земли… и необходимое количество строевого леса для постройки изб, без ведома и согласия бабушки…»
Борьба за человеческое достоинство и независимость стала главной темой «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Это произведение создано на основе народных исторических песен и преданий.
Сущность образа Калашникова, с которым связано героическое начало в поэме, раскрывается не столько на основе развития характера, сколько в противопоставлении его другому контрастному образу.
Создавая образ смелого купца, Лермонтов стремился воплотить в нем свои понятия о чести и справедливости, достоинстве человека, свои эстетические и этические принципы.
Участь Калашникова не только трагична. Простые люди, идущие мимо могилы, испытывают не только чувство сострадания, но и великую гордость за человека из народа, который не покорился Грозному царю и смертью защитил свои идеалы.
Проблему сильной личности, находящейся в резком конфликте с обществом, Лермонтов решал не только на историческом, но и на кавказском материале. Героическая тема проникает кавказские поэмы Лермонтова. Кавказ для Лермонтова – «суровый край свободы».
На кавказском материале Лермонтов написал поэму «Мцыри» (1839). Молодой горец Мцыри попал в плен к русским и был оставлен в монастыре. Он стремится к свободе, к борьбе «в краю отцов»:
В тот чудный мир тревог и битв,
Где в тучах прячутся скалы,
Где люди вольны, как орлы.
Обстановка одиночества, тюрьмы наложила свою «печать» на характер Мцыри. Он нелюдим и горд, но не сдается, не пасует перед обстоятельствами, а вступает в героическую борьбу с ними и гибнет. В образе Мцыри поэт выразил свои мечты о человеке-герое, который стремится к свободной жизни . Отмечая родственность стремлений Мцыри и самого Лермонтова, Белинский писал:»Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! Это любимым идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности. Во всем, что ни говорил Мцыри, веет его собственным духом, поражает его собственной мыслью!» Этим образом поэт ответил на ту духовную жажду героики борьбы, которую испытывали передовые люди в эпоху, последовавшую за разгромом декабристов. Мцыри был сродни декабристскому герою, с его стремлением умереть за свободу.
Значительным событием в истории всей русской поэзии стало написанное Лермонтовым незадолго до смерти стихотворение «Валерик» (1840). Если в «Бородине» Лермонтов впервые в русской поэзии изобразил героем простого солдата, то в «Валерике» ( «Я к вам пишу случайно, право…» ) он впервые дал будничную картину войны.
В «Валерике» нет той героической воодушевленности, которая пронизывает каждую строчку «Бородина». Если в последнем стихотворении участники Бородинской битвы сознательно идут на смерть во имя свободы и независимости своего отечества, то в «Валерике» мы видим уже не бой, а «резню».
Картины битвы заставляют подумать о вечной красоте мирной природы и ненужности войн:
И с грустью тайной и сердечной
Я думал: « Жалкий человек.
Чего он хочет!.. небо ясно,
Под небом места много всем,
Но беспрестанно и напрасно
Один враждует он – зачем?»
Белинский считал это лермонтовское стихотворение одним из лучших, отмечая «стальную прозаичность выражения», которая стала возможной у Лермонтова благодаря способности прямо смотреть на вещи, нисколько не приукрашивая истину.
Литература
Рисуем "Осенний дождь"
Чайковский П.И. "Детский альбом"
Любимое яичко
И тут появился изобретатель
Весенняя сказка