Вложение | Размер |
---|---|
Проектно - исследовательская деятельность | 63.4 КБ |
Презентация | 1.31 МБ |
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №92
с углубленным изучением отдельных предметов»
XXII научно-практическая конференция «Мы – будущее России»
секция «Общественные и социальные науки».
Тема: «Правда и ложь народной мудрости»
Работу выполнила:
Осинцева Елизавета Евгеньевна ученица 4 «г» класса, МБОУ СОШ №92.
Научный руководитель:
Королькова Светлана Валерьевна учитель психологии МБОУ СОШ №92.
Кемерово
2015
Содержание
Введение……………………………………………………………………………………. ..3
Глава 1. Социальные корни лжи
1.1. Правда и ложь в истории человечества ………………………………………........ 4 1.2. Виды и признаки лжи………………………………………………………………….. 7
Глава 2. Отличие правды ото лжи великое искусство
2.1. Сказка, правда, но в ней есть ложь, извлекай свой собственный урок. ……………….. .. 9 2.2. Обобщение результатов исследования …………………………………………………10
Заключение………………………………………………………………………………….. 11 Приложение…………………………………………………………………………………. 12 Литература……………………………………………………………………………………13
Тема: «Правда и ложь народной мудрости»
Введение
«Фантазер обманывает себя, а лжец других»
Ф.Ницше
В научной философии, художественной литературе есть много определений лжи. Философы и богословы единодушны в высказываниях: ложь - это грех, «У греха много орудий, но ложь это рукоятка, которая подходит к любому из них». «Ложь перед самим собой наиболее распространенная и самая низкая форма, порабощенная человека жизнью», - писал Леонид Андреев. Из литературных источников мы можем увидеть, что отношение ко лжи на протяжении многих веков менялось: от полного запрета до неполного оправдания. За все время ложь прошла несколько этапов развития - ото лжи с целью выживания до лжи с целью подделать историю, скрыть информацию. К 20 веку стало существенным изучение проблемы лжи в психологии. Само понятие «ложь» ученые описывают по-разному. Ложь не только красива, но еще и вкусна. Хотя, безусловно, вредна, как и многие вкусные вещи. Ложь по определению Толкового словаря русского языка Ожегова, - «намеренное искажение истины неправда».
Цель: изучить виды и причины проявления лжи.
Гипотеза исследования: детская ложь не появляется неожиданно и сама по себе, дети учится лгать так же, как учатся всему остальному.
Задачи
Объект исследования - феномен лжи. Предмет исследования - особенности детской лжи.
1.1. Правда и ложь в истории человечества.
Есть правда мудрая, седая, Через насилие она. Проходит облик не меняя, Самой себе всегда верна. Она доказывает «Честно, Мой друг, ты прожил жизнь свою, А ложь и ловкость, как известно, Я, истина, не признаю». Незрима пусть твоя награда, Но право получают с ней Спокойным и открытым взглядом. Всегда смотреть в глаза людей. (Д. Кугультинов)
О проявлении лжи говорится во многих культурах, потому что в мире лгут все, независимо от нации. Ж. Дюпра говорил ложь - это черта порознь взятых народов. Выражение лжи - это свойственный феномен для немногих стран и народов. У гасконцев Дюпра говорит о предрасположенности к выдумкам, у итальянцев есть предрасположенность к жульничеству, у англичан она замечается к криводушию, а вот у греков есть склонность к фальшивости. А турки - это люди, которые не выполняют то, что пообещали, азиаты - это тот народ, с которым не стоит иметь общих дел. Но в сказах многих народах все эти качества (криводушие, плутовство, жульничество, фальшь и многие другие) оцениваются как положительные черты характера героев. Таким образом, уже с детства человек перенимает этические правила, что ложь бывает разной, и она есть везде. Одни лгут для защиты себя от чего-либо, а другие боятся быть раскрыты и получить наказание, а третьи просто фантазируют или шутят. Разные науки рассматривают ложь как проблему. Немецкий философ И. Кант, думал, что коверканье правды и должно быть названо ложью. Также он говорил: «ложь всегда вредна кому-нибудь, если не отдельному лицу, то человечеству вообще». Явление лжи изучается разными учеными. В.С. Соловьев - русский философ, дает такое описание лжи: «Ложь - в отличие от заблуждения и ошибки - обозначает сознательное и потому нравственно предосудительное противоречие истине».
В житейском понимании ложь часто группируется с отрицательным, не принимаемым обществом действия - обманом, определяемый синоним лжи, либо как этап появления лжи. Феномены «ложь» и «неправда» обычно оценивают какую-либо информацию, которой не доверяют. В словарях русского языка ложь ещё описывается и как шутка, фантазия, розыгрыш и т.п. Ложь - это вместе взятые общественный и культурный феномен, который выражается в определённых ситуациях общения. Российские ученые акцентируют враньё из понятия «ложь», тем самым указывая на терпимость отношение к нему в социуме. Первым кто зафиксировал, своё внимание на этом был Ф.М. Достоевский, его озарила мысль о том, что у нас в России даже самые честные люди могут лгать.
Подчёркивают два вида лжи:
На первом этапе нашего исследования мы провели анкету- опрос, среди учащихся 3- 4 классов СОШ №92. Для обсуждения темы исследования предложили притчу «Что легче»
Пошли три мальчика в лес. В лесу грибы, ягоды, птицы. Загулялись мальчики. Не заметили, как день прошёл. Идут домой - боятся: «Попадет нам дома!» Вот остановились они на дороге и думают, что лучше: соврать или правду сказать? - Я скажу, - говорит первый, - будто волк на меня напал в лесу. Испугается отец и не будет браниться. - Я скажу, - говорит второй, - что дедушку встретил. Обрадуется мать и не будет бранить меня. - А я правду скажу, - говорит третий. - Правду всегда легче сказать, потому что она правда и придумывать ничего не надо. Вот разошлись они все по домам. Только сказал первый мальчик отцу про волка, глядь - лесной сторож идёт. - Нет, - говорит, - в этих местах волков. Рассердился отец. За первую вину рассердился, а за ложь - вдвое. Второй про деда рассказал, а дед тут как тут - в гости идёт. Узнала мать правду. За первую вину рассердилась, а за ложь - вдвое. А третий мальчик как пришел, так с порога во всем повинился. Поворчала на него мама, да и простила. Ребята ответили на предложенные вопросы Почему обманывать плохо? Почему ложь — показатель несовершенства человека? Кто и в каких ситуациях чаще обманывает — дети или взрослые. Что заставляет людей лгать: забота о своем благополучии или мысль о благополучии другого человека? Кого можно считать большим обманщиком: первобытного или современного человека? Обманывали вас хотя бы раз? А кого обманывают животные? Можно ли необычное поведение животных считать обманом?
Нашли примеры.
Хамелеон меняет окраску, чтобы слиться с деревом. Маленькие речные черепашки на берегах Нила вылупляются из яиц в одно время с
В Лондоне, в Британском музее, хранится египетская «Книга мертвых», крокодильчиками. Большие крокодилы не могут отличить черепашку от крокодильчика и не едят их, а, наоборот, помогают. Но если черепашки вылупляются раньше или позже крокодильчиков, они рискуют быть съеденными. Многие виды жуков, если до них дотронуться, притворяются мертвыми. Такие особенности и такое поведение помогает животным выживать в трудных природных условиях. Это — не обман. Где грань между борьбой за выживание и обманом? Человек умеет то, чего не умеют животные: думать, смеяться, говорить и… обманывать. Но ложь — это не показатель совершенства человека, а показатель его несовершенства. За тысячелетия люди придумали миллионы способов обмана друг друга и дали ему много названий. Обман первобытных людей напоминал обман животных и был связан с выживанием. Первобытные люди прятали от сородичей еду, спасая себя от голода. Почему первобытные люди не могли договориться о справедливом распределении пищи? Выжить первобытном обществе было сложнее честному человеку. Первая сказка о правде и лжи, дошедшая до нас из глубины веков, называлась «О правде и кривде». Она была написана более трех тысяч лет назад, в эпоху правления египетских фараонов. В этой сказке подлый человек всю жизнь обманывает и обирает своего честного брата. А потом обманщик попадается на свою же удочку. Подросший племянник придумывает огромного несуществующего быка и возвращает награбленное. Справедливость восторжествовала — лгун был наказан.
написанная около 4000 лет назад. Эта книга — инструкция, как себя вести перед богами, когда окажешься в загробном мире. Вот так должно было начинаться оправдание перед богами: «Вот я пришел к тебе, владыка правды. Я принес правду. Я отогнал ложь. Я не творил несправедливости относительно людей и не убивал… Я не делал зла… Я не делал того, что для богов мерзость… Я не уменьшал меры зерна, не увеличивал весов гирь, не подделывал стрелки весов… Я чист, я чист, я чист…» Самое главное, в чем нужно было оправдываться перед богами, — в том, что ты не лгал, жил честно, не кривил душой. Потому что во всех культурах всех народов во все времена ложь считалась и считается одним из самых страшных грехов. Из Библии мы можем узнать, что история человечества тоже началась с обмана, за который люди были наказаны. Бог запретил первым созданным им людям Адаму и Еве есть плоды с яблоневого дерева. Но хитрый змей-искуситель обманул Еву. Женщина попробовала яблоко с запретного дерева и накормила своего мужа Адама. За этот обман Адам и Ева были изгнаны из рая. В древней Греции и Риме лжи почти не было. Законы этих древних государств отличались от наших. Каждый человек мог безнаказанно сказать правду другому человеку, даже самому царю. Знакомство с историей древней Греции рассказало нам о богине правосудия – Фемиде и Гермесе – боге интеллекта, ловкости, обмана, воровства и красноречия. Знакомясь с культурой разных стран, мы заметили что землю населяли люди знатного происхождения и простолюдины. Чем более знатным был человек, тем честнее были его слова и дела. Этих людей так и называли — благородные господа. Хитрость, ложь, плутовство считались уделом простолюдинов, которые испытывали нужду и были вынуждены бороться за свое существование разными способамиЗажигая лучину на Руси говорили: «Святой огонечек, дайся нам!». Символ чистоты душевной-огонь- не терпит ничего нечистого. По мнению древних славян, правда на земле (правое дело) имеет естество огня. Огненным, искренним должно быть и ее выражение. Не случайно до сих пор в русском языке «искренностью» («искрой») называют правдивое проявление душевного движения, порыва, а «искренним» - человека, чьи речи и поступки дают образ подлинной сущности и подлинной жизни его души. В копилке народной мудрости много пословиц и о борьбе правды и кривды. И в некоторых пословицах ложь и хитрость оправдываются. Каждый из нас когда-нибудь болел. А как вы думаете, может ли заболеть человек от того, что ему приходится лгать? Кому-то из вас было нехорошо от того, что пришлось обманывать Ученые, медики и психологи говорят нам, что человек, который лжет, рискует здоровьем. У него поднимается кровяное давление, учащается дыхание, сердцебиение. Лгун испытывает стресс, а это плохо сказывается на всем организме человека. Провели опрос среди учащихся 4 классов на теме: Кому мы чаще всего лжем? Ответили на предложенные вопросы.
Проанализировали причины лживого поведения, выявили что лгут:
1.2. Виды и признаки лжи
«Если внимательно приглядеться к лжецу, то всегда можно заметить кое-какие недочёты в его поведении. Проблема состоит в том, что мы верим в то, во что хотим верить, и это убивает нашу бдительность. Для распознавания лжи нужно сохранять хладнокровие и откинуть эмоции.
Среди признаков лжи можно выделить:
Ложь-игра
У детского писателя Николая Носова есть рассказ «Фантазеры». В рассказе этом двое мальчишек хвастаются друг перед другом. И море – океан они запросто переплыли, и летать раньше умели, жаль только, теперь разучились. Один даже на Луну летал. А другому, когда он переплывал океан, акула откусила голову, так он выплыл на берег и домой пошел. Без головы. А что? Разве без головы ходить нельзя? А потом у него новая голова выросла…
Если «ложь» ребенка заключается в сочинении подобных историй – успокойтесь. Это не имеет никакого отношения к нечестности. Просто у ребенка богатое воображение и, очень возможно, творческие задатки. Попробуйте не ругать его, а сочинять вместе с ним. Может быть, получится интересно. А не умеете сочинять – учитесь у ребенка.
Ложь-манипуляция
Ложь – манипуляция, как правило, ложь ради самоутверждения. Ее порой бывает трудно отличить от лжи – игры. На первый взгляд, разницы никакой. И в том, и в другом случае ребенок сочиняет небылицы о себе своих необыкновенных способностях и достижениях. Но ложь – игра, как всякая игра, бескорыстна. Ее смысл и цель – в самой игре. Если же ребенок лжет ради самоутверждения, его цель – привлечь к себе внимание, удивить, испугать, то есть манипулировать чувствами других людей, сверстников или взрослых. Здесь годится все: и исполненные гордости рассказы о богатых и знаменитых родителях, и, наоборот, жалобы на горькую сиротскую долю. Лишь бы стать центром внимания окружающих – пусть на короткое время. Хрестоматийный пример лжи ради самоутверждения – известная сказка о мальчике-пастушке, который развлекался тем, что пугал односельчан, крича: «Волки! Волки!». Помните, чем закончилась эта сказка? На стадо и в самом деле напали волки, но никто не пришел на помощь пастушку, потому что ему уже никто не верил. Та же опасность подстерегает лгунишку, готового на все ради самоутверждения. Он может растерять всех друзей, утратив их доверие.
Ложь из страха
Это очень частая разновидность детской лжи. Ребенок говорит неправду, потому что боится наказания или унижения. Каких только небылиц не приходилось выслушивать взрослым в ответ на вопросы «Почему ты не…» (убрал за собой игрушки, выучил уроки… дополнить этот список каждый родитель может самостоятельно). «Причины» бывают самые разнообразные – от банальной головной боли до приземления летающей тарелки с инопланетянами в соседнем дворе. И все это для того, чтобы избежать наказания, выговоров, упреков.
В книге Пола Экмана «Психология лжи» ложь определяется как действие, которым один человек вводит в заблуждение другого. Он выделяет три основных вида лжи:
Существуют также виды детской лжи по Ст. Холл:
2.1. Сказка, правда, но в ней есть ложь, извлекай свой собственный урок.
В сказочной истории Джанни Родари «Джельсомино в стране Лжецов» повествуется о мальчике Джельсомино, наделенном необыкновенно громким голосом, разрушающим стены и совершающим другие чудеса. Наш герой попадет в город, где по указу короля все, даже животные, должны говорить неправду, Джельсомино вместе со своими друзьями и кошкой-хромоножкой свергает правителя, пытающегося развязать войну. И в этом ему помогает волшебный голос.
«Правда в воде не тонет и в огне не горит» - говорит русская пословица. Правда сама есть огонь палящий и неиссякаемый родник подлинной жизни. «Своей природе верен будь! – воскликнул Шекспир. – Не лги, говори, что ты думаешь и чувствуешь». В этом заключается основной принцип честности, но часто люди нарушают его. Понимают ли люди, что врать нехорошо? С какой целью они говорят неправду? По определению психологов, в анкетах при устройстве на работу, в разных тестах при социальном опросе 80% всех ответов полная или частичная неправда. Почему, как вы думаете?
У детского писателя Николая Носова есть рассказ «Фантазеры». В рассказе этом двое мальчишек хвастаются друг перед другом. И море – океан они запросто переплыли, и летать раньше умели, жаль только, теперь разучились. Один даже на Луну летал. А другому, когда он переплывал океан, акула откусила голову, так он выплыл на берег и домой пошел. Без головы. А что? Разве без головы ходить нельзя? А потом у него новая голова выросла…
Маленький ребенок плохо различает границу между реальностью и выдумкой. На этом, собственно, строятся все детские игры. Детская фантазия не имеет границ, взрослые говорят малышу «так не бывает», загоняя его воображение в рамки взрослых представлений. При несформированности у ребенка потребности в правдивом отношении к людям, при несформированности у ребенка честности, как качества личности, у него может развиваться лживость. Приоритет должен быть отдан формированию положительных качеств личности, а не борьбе с недостатками. Ложь часто сопутствует другим поступкам и нарушениям принятых норм и правил. Нравственное развитие ребенка определяется:
Ребенок с хорошо развитым воображением, естественным образом оказывается, склонен ко лжи. Такой малыш будет вечно сочинять истории – как небылицы, так и очень реалистические «случаи».
2.3. Обобщение результатов исследования
На I этапе нашего исследования, анализируя полученные результаты, заметили, что тема лжи имеет свои исторические и национальные корни. Знакомство с культурой разных стран, показало, что землю населяли люди знатного происхождения и простолюдины. Чем более знатным был человек, тем честнее были его слова и дела. Этих людей так и называли — благородные господа. Хитрость, ложь, плутовство считались уделом простолюдинов, которые испытывали нужду и были вынуждены бороться за свое существование разными способами. В копилке народной мудрости много пословиц и о борьбе правды и кривды. И в некоторых пословицах ложь и хитрость оправдываются. Работая по теме, мы попробовали объяснить, смысл пословиц: у русского народа есть много пословиц, посвященных правде и лжи: Спорила правда с кривдой, да свидетелей там не было. С правдой жить больно, а с кривдой — тошно. Ложь усыпляет, а правда — отрезвляет. Ложь — сразу найдешь, а правду искать — не одну пару лаптей истаскать. Маленькая ложь за собою большую ведет. Один раз солгал - другой раз не поверят. Всяк правду хвалит, да не всяк её сказывает. Всяк про правду трубит, да не всяк её любит. На свете всё меняется, а правда остаётся. Каждый из нас когда-нибудь болел. А как вы думаете, может ли заболеть человек от того, что ему приходится лгать? Кому-то из вас было нехорошо от того, что пришлось обманывать? Ученые, медики и психологи говорят нам, что человек, который лжет, рискует здоровьем. У него поднимается кровяное давление, учащается дыхание, сердцебиение. Лгун испытывает стресс, а это плохо сказывается на всем организме человека.
На II этапе нашего исследования мы провели, эксперимент раздали учащимся 3-4 классов задание под названием страницы правды с вопросами. Мы задумались, кому чаще говорят неправду и почему. Я говорил неправду (кому?)___________________ Потому что _________________________________ Я понял, что ложь ____________________________ Я постараюсь _____________________________
Получили результаты, говорят неправду близким людям, друзьям, знакомым реже учителям, даже виртуальному другу. Но всем знакомо состояние облегчения, когда признаются что говорили неправду. Многие не задумываются, почему обманывали других, и не понимают, что обманывали самого себя. Все прислушиваются к себе, хотят рассказать о своем эмоциональном состоянии и настроении после признания. В ходе эксперимента выяснили наиболее часто встречающиеся причины проявления лживого поведения: хотят казаться лучше, чем есть на самом деле, избежать наказания, мешает вредная привычка, желание получить выгоду, боятся, что о них плохо подумают, средство для достижения цели, говорят не то, что думают, а то, что от них хотят услышать. Меньше встречаются причины проявления лживого поведения: считают других глупее себя, думают, что родились лгунами, хотят получить выгоду, сэкономить время на ненужных объяснениях, от бессилия изменить что-то в своей жизни. Обобщая, результаты исследования заметили, что у всех причин есть одно общее свойство. В основе всех причин лежит несовершенство человека: страх, лень, недоверие или неуважение к людям, отсутствие силы воли. Следовательно, чем совершеннее будет человек, тем меньше у него будет необходимости лгать.
Заключение
Искоренить ложь очень трудно. Для того чтобы ложь исчезла, надо изменить весь строй жизни. Даже взрослые, воспитывая, детей в то же время воспитывают себя. Как средство против лживости самым важным является воспитание нравственного мужества, силы характера, уверенности, что можно быть честности по отношению к окружающим и самому себе. Мы живем в обществе, где конкуренция и соревновательность проникли во все сферы нашей жизни. Неудивительно, что многие дети, начиная уже с двух лет, стремятся во всем быть первыми и хорошо сознают важность победы. Именно это желание – быть удачливей и успешней других – и является одной из основных причин того, что ребенок начинает обманывать. Много ли в нашем окружении людей, которые ни разу в жизни не солгали? Наверное, таких людей практически нет. Но если человек солгал однажды, это не значит, что он будет лгать постоянно. Истоки лжи самые различные. Отношение к детской лжи также различное. Однако следует помнить, что если ребенок начинает лгать постоянно, то потом ему очень сложно остановиться. Сначала детская ложь забавляет, а потом начинает огорчать. Очень часто цель лжи – заинтересовать собой людей. Посредством лжи ребенок зачастую пытается сказать нам правду, что его тревожит.
Сделали выводы:
С помощью литературных произведений, можно воспитывать честность и правдивость, положительные черты характера:
В Японии школьников учат точно оценивать свои силы по интересной методике. Ученик заранее говорит, на какую отметку он выполнит задание, например — подготовит доклад. Если ученик заявил, что выполнит на «5», а выполнил на «4», то он получает «2», потому что не умеет рассчитать свои силы. Но ему ставят «2» и тогда, когда он обязался получить «4», а выполнил задание на «5». Так японские школьники учатся быть правдивыми, нести ответственность за свои слова и взятые обязательства.
Приложение №1
Литературные произведения, направленные на развитие честности и правдивости:
Литература
Слайд 1
Правда и ложь народной мудрости Работу выполнила : Осинцева Елизавета Евгеньевна ученица 4 «г» класса, МБОУ СОШ №92. Научный руководитель: Королькова Светлана Валерьевна учитель психологии МБОУ СОШ №92 . «Фантазер обманывает себя, а лжец других» Ф.НицшеСлайд 2
За все время ложь прошла несколько этапов развития - ото лжи с целью выживания до лжи с целью подделать историю, скрыть информацию. К 20 веку стало существенным изучение проблемы лжи в психологии . Ложь по определению Толкового словаря русского языка Ожегова, - «намеренное искажение истины неправда».
Слайд 3
Цель: изучить виды и причины проявления лжи. Задачи: Познакомиться с понятиями: правда ложь, и обман в истории человечества. Выяснить психологические причины, лживого поведения в раннем детстве. Исследовать виды и причины проявления лжи. Проанализировать какие литературные произведения детских писателей, направлены на развитие честности и правдивости, обучают на примерах литературных персонажей избавляться ото лжи.
Слайд 4
Объект исследования - феномен лжи. Предмет исследования - особенности детской лжи. Гипотеза исследования : детская ложь не появляется неожиданно и сама по себе, дети учится лгать так же, как учатся всему остальному.
Слайд 5
Ж. Дюпра говорил ложь - это черта порознь взятых народов. Выражение лжи - это свойственный феномен для немногих стран и народов. У гасконцев Дюпра говорит о предрасположенности к выдумкам, у итальянцев есть предрасположенность к жульничеству, у англичан она замечается к криводушию, а вот у греков есть склонность к фальшивости. А турки - это люди, которые не выполняют то, что пообещали, азиаты - это тот народ, с которым не стоит иметь общих дел. Но в сказах многих народах все эти качества оцениваются как положительные черты характера героев. Таким образом, уже с детства человек перенимает этические правила, что ложь бывает разной, и она есть везде.
Слайд 6
Разные науки рассматривают ложь как проблему. Немецкий философ И. Кант, думал, что коверканье правды и должно быть названо ложью. Также он говорил: «ложь всегда вредна кому-нибудь, если не отдельному лицу, то человечеству вообще». Явление лжи изучается разными учеными.
Слайд 7
Ложь - это вместе взятые общественный и культурный феномен, который выражается в определённых ситуациях общения. Российские ученые акцентируют враньё из понятия «ложь», тем самым указывая на терпимость отношение к нему в социуме.
Слайд 8
Виды лжи: пассивная ложь, т.е. не сказать о том, что знаешь (она подразделяется на: полную, частичную и молчание); активная ложь, т.е. ложный рассказ заранее подготовлен (она состоит из: полностью придуманной лжи и наполовину правды и лжи.
Слайд 9
На I этапе нашего исследования мы провели анкету- опрос, среди учащихся 3- 4 классов СОШ №92. Для обсуждения темы исследования предложили притчу «Что легче?» Ребята ответили на предложенные вопросы: Почему обманывать плохо? Почему ложь — показатель несовершенства человека? Кто и в каких ситуациях чаще обманывает — дети или взрослые. Что заставляет людей лгать: забота о своем благополучии или мысль о благополучии другого человека? Кого можно считать большим обманщиком: первобытного или современного человека? Обманывали вас хотя бы раз? А кого обманывают животные? Можно ли необычное поведение животных считать обманом?
Слайд 10
Первая сказка о правде и лжи, дошедшая до нас из глубины веков, называлась «О правде и кривде». Она была написана более трех тысяч лет назад, в эпоху правления египетских фараонов. В этой сказке подлый человек всю жизнь обманывает и обирает своего честного брата. А потом обманщик попадается на свою же удочку. Подросший племянник придумывает огромного несуществующего быка и возвращает награбленное. Справедливость восторжествовала — лгун был наказан.
Слайд 11
В Лондоне, в Британском музее, хранится египетская «Книга мертвых», написанная около 4000 лет назад. Эта книга — инструкция, как себя вести перед богами, когда окажешься в загробном мире.
Слайд 12
Из Библии мы можем узнать, что история человечества тоже началась с обмана, за который люди были наказаны. Бог запретил первым созданным им людям Адаму и Еве есть плоды с яблоневого дерева. Но хитрый змей-искуситель обманул Еву. Женщина попробовала яблоко с запретного дерева и накормила своего мужа Адама. За этот обман Адам и Ева были изгнаны из рая.
Слайд 13
В древней Греции и Риме лжи почти не было . Законы этих древних государств отличались от наших. Каждый человек мог безнаказанно сказать правду другому человеку, даже самому царю.
Слайд 14
Ученые, медики и психологи говорят нам, что человек, который лжет, рискует здоровьем. У него поднимается кровяное давление, учащается дыхание, сердцебиение. Лгун испытывает стресс, а это плохо сказывается на всем организме человека
Слайд 15
На II этапе нашего исследования п ровели опрос среди учащихся 4 классов по теме: Кому мы чаще всего лжем? Ответили на предложенные вопросы: Я обманываю своих родителей? Ежедневно я обманываю учителей? Я обманываю друзей? По телефону я лгу практически каждый день? При знакомстве с новыми людьми я всегда им лгу? Я лгу своим одноклассникам? Считаете ли вы себя лжецом?
Слайд 16
Признаки лжи Утечка информации – лжец нечаянно выдаёт себя противоречий информацией. Информация о наличии обмана – лжец своим поведением выдаёт лишь то, что он говорит неправду, но истинная информация по-прежнему не известна. Зная, что нам лгут, мы не всегда можем сказать, что именно от нас пытаются скрыть.
Слайд 17
Виды детской лжи: Ложь-игра Ложь-манипуляция Ложь из страха
Слайд 18
В книге Пола Экмана «Психология лжи» ложь определяется как действие, которым один человек вводит в заблуждение другого. Он выделяет три основных вида лжи: Умолчание или сокрытие реальной информации. Человек не выдаёт искажённой информации, но и не говорит реальной. Искажение реальной информации – это когда нам вместо реальной информации преподносят обман, выдавая его за правду, и тем самым, вводя нас в заблуждение. Сообщение правды в виде обмана. Человек говорит правду так, что у собеседника складывается впечатление, что он лжет, и истинная информация не принимается
Слайд 19
Существуют также виды детской лжи по Ст. Холл: «Героическая» - это ложь является «средством для благородных целей» «Партийная» - это когда ребенок лжет вследствие своих личных отношений (симпатии или антипатии) кому-либо. «Эгоистическая», продиктованная какими-либо личными интересами. «Фантастическая», когда ребенок выдумывает из чистой любви к выдумке. «Патологическая», в основе лежит потребность обманывать себя и других, возбуждать себя вымышленными историями.
Слайд 20
«Правда в воде не тонет и в огне не горит» - говорит русская пословица. Правда сама есть огонь палящий и неиссякаемый родник подлинной жизни. «Своей природе верен будь! – воскликнул Шекспир. – Не лги, говори, что ты думаешь и чувствуешь».
Слайд 21
Обобщая полученные результаты выявили, что тема лжи имеет свои исторические и национальные корни. Знакомство с культурой разных стран, показало, что землю населяли люди знатного происхождения и простолюдины .
Слайд 22
На III этапе нашего исследования мы провели, эксперимент среди учащихся 3-4 классов, выявили, кому чаще говорят неправду.
Слайд 23
Проанализировали причины лживого поведения, выявили что лгут :
Слайд 24
Выводы Младшие школьники чаще всего обманывают себя, преувеличивают или недооценивают себя и свои способности. В основе всех причин лежит несовершенство человека: страх, лень, недоверие или неуважение к людям. Чем совершеннее человек, тем меньше у него необходимости лгать. В сказках и литературных произведениях можно найти материал, который поможет детям стать увереннее, терпеливее, правдивее, научит слушать и слышать окружающих, принимать противоречивость и многообразие мира. Слова забываются - ощущения остаются. И это не просто ощущения, а переживания, которые прочно связаны с определенным способом поведения героев сказки в соответствующей ситуации. Сказка не оставляет ребенка равнодушным делает его активным участником происходящего, переживающим вместе с героями каждую неудачу и каждую победу.
Слайд 25
Спасибо за внимание Есть правда мудрая, седая, Через насилие она. Проходит облик не меняя, ей себе онп всегда верна. Она доказывает «Честно, Мой друг, ты прожил жизнь свою, А ложь и ловкость, как известно, Я, истина, не признаю». Незрима пусть твоя награда, Но право получают с ней Спокойным и открытым взглядом. Всегда смотреть в глаза людей. (Д. Кугультинов)
В.А. Сухомлинский. Самое красивое и самое уродливое
Как нарисовать китайскую розу
Акварельный мастер-класс "Прощание с детством"
Сверчок
Соленая снежинка